На чем основывается инновационная деятельность. Инновационная деятельность как основа эффективного развития предприятия. Жизненный цикл инновации

Введение


В современных условиях инновационная деятельность в той или иной степени присуща любому производственному предприятию. Даже если предприятие не является лидером на рынке инноваций, то рано или поздно оно непременно столкнется с необходимостью производить замену морально устаревших технологий и продуктов.

Рыночные условия развития экономики в настоящее время постоянно выдвигают требования не только количественных, но и качественных преобразований. Эти преобразования можно осуществить, используя самую передовую технику, технологию, непрерывно развивая научно-исследовательскую базу.

Успех любой фирмы определяется не столько масштабами производства, сколько способностью к обновлению номенклатуры изделий в соответствии с состоянием рынка и поведением конкурентов. Завоевать покупателя и удержаться на рынке фирмы могут только предлагая новые или усовершенствованные качественные продукты.


1. Общая характеристика инноваций и инновационной деятельности


Термин «инновация» используется в двух смыслах. Во-первых, для описания первого использования нового продукта, процесса или системы. Во-вторых, для описания процесса, включая такие виды деятельности, как исследования, проектирование, разработку и организацию производства нового продукта, процесса или системы.

ИННОВАЦИЯ (англ, innovation) - нововведение, новшество, новация. В самом общем виде это понятие обозначает: 1) вложение средств в экономику, обеспечивающее смену поколений техники и технологии; 2) новая техника, технология, продукты (товары) и услуги, являющиеся результатом достижений научно-технического прогресса.

Значение термина «инновация» зависит от конкретной цели исследования, измерения или анализа объекта.

Современная экономическая теория различает следующие типы инноваций:

введение нового продукта (товарная инновация);

введение нового метода производства (технологическая инновация);

создание нового рынка товаров или услуг (рыночная инновация);

освоение нового источника поставки сырья или полуфабрикатов (маркетинговая инновация);

реорганизация структуры управления (управленческая инновация).

Инновация как результат творческого процесса - создание (либо внедрение) новых потребительных стоимостей, применение которых требует, чтобы использующие их лица либо организации изменили привычные стереотипы деятельности, свои навыки. При этом важнейшим признаком инновации в условиях рыночного хозяйствования должна выступать новизна его потребительских свойств.

Инновация - использование результатов научных исследований и разработок, направленных на совершенствование процесса производственной деятельности, экономических, правовых и социальных отношений в области науки, культуры, образования в других сферах деятельности общества. Этот термин может иметь различные значения в разных контекстах, их выбор зависит от конкретных целей измерения или анализа.

Инновация - конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.

Методология системного описания инноваций в условиях рыночной экономики базируется на международных стандартах, рекомендации по которым приняты в Осло в 1992 г. и получили название "Руководство Осло". Они разработаны применительно только к технологическим инновациям и охватывают новые продукты и процессы, а также их значительные технологические изменения. Инновация считается осуществленной в том случае, если она внедрена на рынке или в производственном процессе. Соответственно различаются два типа технологических инноваций: продуктовые и процессные.

Продуктовые инновации охватывают внедрение новых или усовершенствованных продуктов.

Процессная инновация - это освоение новой или значительно усовершенствованной продукции, организации производства. Выпуск такой продукции невозможен при использовании имеющегося оборудования или применяемых методов производства.

Все существующие определения можно отнести к пяти основным подходам к определению инновации: 1) объектному (в отечественной литературе в этом случае в качестве определяемого термина часто выступает слово "нововведение"); 2) процессному; 3) объектно-утилитарному; 4) процессно-утилитарному; 5) процессно-финансовому.

Основными свойствами (критериями) инновации являются:

научно-техническая новизна;

практическая воплощенность (промышленная применимость), т.е. использование, например, в промышленности, сельском хозяйстве, здравоохранении, образовании или других областях деятельности;

коммерческая реализуемость, которая означает, что новшество «воспринято» рынком, т.е. реализуемо на рынке; что, в свою очередь, означает способность удовлетворить определенные запросы потребителей.

Поскольку новая идея воплощена в реальных объектах или процессах, постольку она оказывается ориентированной на удовлетворение практических потребностей людей. Таким образом, в условиях рыночной экономики такой неотъемлемый критерий инновации как практическая воплощенность новой идеи, оказывается тесно связанным с критерием ее коммерческой реализуемости посредством появления на рынке новой (инновационной) продукции или услуг.

Инновационная деятельность - деятельность, направленная на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок для расширения и обновления номенклатуры и улучшения качества выпускаемой продукции (товаров, услуг), совершенствования технологии их изготовления с последующим внедрением и эффективной реализацией на внутреннем и зарубежных рынках. Инновационная деятельность, связанная с капитальными вложениями в инновации, называется инновационно - инвестиционной деятельностью.

Инновационная деятельность предполагает целый комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, которые в своей совокупности приводят к инновациям.

Разновидностями основных видов инновационной деятельности могут быть:

а) подготовка и организация производства, охватывающие приобретение производственного оборудования и инструмента, изменения в них, а также в процедурах, методах и стандартах производства и контроля качества, необходимых для создания нового технологического процесса;

б) предпроизводственные разработки, включающие модификации продукта и технологического процесса, переподготовку персонала для применения новых технологий и оборудования;

в) маркетинг новых продуктов, предусматривающий виды деятельности, связанные с выпуском новой продукции на рынок, включая предварительное исследование рынка, адаптацию продукта к различным рынкам, рекламную кампанию;

г) приобретение неовеществленной технологии со стороны в форме патентов, лицензий, раскрытия ноу-хау, торговых марок, конструкций, моделей и услуг технологического содержания;

д) приобретение овеществленной технологии - машин и оборудования, по своему технологическому содержанию связанных с внедрением на ИП продуктовых или процессных инноваций;

е) производственное проектирование, включающее подготовку планов и чертежей для определения производственных процедур, технических спецификаций.

В основе инновационной деятельности лежит научно-техническая деятельность (НТД). При осуществлении НТД важное значение имеет понятие «масштаб научных работ», которое охватывает следующее:

научное (научно-техническое) направление - наиболее крупная научная работа, имеющая самостоятельный характер и посвященная решению важной задачи развития данной отрасли науки и техники. Решение того или иного научного направления возможно усилиями ряда научных организаций;

научная (научно-техническая) проблема - часть научного (научно-технического) направления, представляющая один из возможных путей его решения;

научная тема - часть проблемы, которая решается, как правило, в пределах научной организации и выступает основной единицей тематического плана при финансировании, планировании и учете работ.

При осуществлении инновационной деятельности различаются ее объекты и субъекты.

Объектами инновационной деятельности являются разработки техники и технологии предприятиями, находящимися независимо от организационно-правовой формы и формы собственности на территории страны.

Субъекты инновационной деятельности - юридические лица независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, физические лица Российской Федерации, иностранные организации и граждане, а также лица без гражданства, участвующие в инновационной деятельности. Права субъектов гарантируются Конституцией Российской Федерации. Среди субъектов могут быть и инноваторы. Инноватор - автор инновации (открытия, изобретения, полезной модели, проектного решения, рацпредложения, ноу-хау, промышленного образца или иного вида инновации).

Необходимость формирования инновационной деятельности обусловлена:

усилением интенсивных факторов развития производства, которые способствуют применению научно-технического прогресса во всех сферах экономической деятельности;

определяющей ролью науки в повышении эффективности разработки и внедрения новой техники;

необходимостью существенного сокращения сроков создания, освоения новой техники: повышением технического уровня производства;

необходимостью развития массового творчества изобретателей и рационализаторов;

спецификой процесса научно-технического производства: неопределенность затрат и результатов, ярко выраженная многовариантность исследований, риск и возможность отрицательных результатов;

увеличением затрат и ухудшением экономических показателей предприятий при освоении новой продукции;

быстрым моральным старением техники и технологии;

объективной необходимостью ускоренного внедрения новой техники и технологии и т. д..


2. Формы организации инновационной деятельности


Организация инновационной деятельности направлена на упорядочение процессов генерации новых идей, поиска и разработки технических решений, создание новаций, а также их внедрение.

Формами инновационной деятельности могут быть: хозяйственные товарищества, различные общества, государственные и муниципальные унитарные предприятия и организации, а непосредственно инновационной деятельностью могут заниматься научно-исследовательские, конструкторские, проектно-конструкторские, проектные и проектно-изыскательские организации, опытные заводы, научные подразделения в составе промышленных предприятий, а также высшие учебные заведения.

Инновационная деятельность имеет следующие основные формы организации:

научные центры и лаборатории в составе корпоративных структур. Они призваны осуществлять научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, организовывать освоение и производство новой продукции и услуг;

временные творческие научные коллективы или центры, которые создаются для решения определённых крупных и оригинальных научно-технических проблем;

государственные научные центры - особый тип государственных научных организаций, механизм деятельности которых призван обеспечить согласование, с одной стороны, стратегически долгосрочных приоритетов государства в развитии важнейших направлений науки и техники, а с другой, - экономических и социальных интересов конкретных субъектов научно-технической деятельности;

различные формы технопарковых структур (научные технологические и исследовательские парки, инновационные, инновационно-технологические и бизнес-инновационные центры, инкубаторы бизнеса, технополисы).

Технопарки - это научно-производственные территориальные комплексы, главная задача которых состоит в формировании максимально благоприятной среды для развития малых и средних наукоёмких инновационных фирм-клиентов.

Бизнес-инкубатор - организация, где начинающие предприниматели получают навыки ведения собственного дела, где им оказывается правовая, экономическая и консультативная помощь.

Технополисы представляют собой крупные современные научно-промышленные комплексы, включающие также университет или другие высшие учебные заведения, научно-исследовательские институты, а также жилые районы. Здесь создаются благоприятные условия для развития новых научных направлений и наукоёмких производств.

Одна из форм технологических нововведений - венчурный бизнес, который трактуется как рискованный бизнес. Венчурный бизнес характерен для коммерциализации результатов научных исследований в наукоёмких и в первую очередь в высокотехнологичных областях, где получение эффекта не гарантировано и имеется значительная доля риска. Под венчурной фирмой понимается обычно коммерческая научно-техническая фирма, занятая разработкой и внедрением новых и новейших технологий и продукции с не определённым заранее доходом, т.е. с рискованным вложением капитала.


3. Механизмы организации инновационной деятельности на предприятии


Механизм организации инновационной деятельности на предприятии ориентирован на формирование и реорганизацию структур, осуществляющих инновационные процессы. Такая работа может проходить в различных формах, основными из которых являются создание, поглощение, рыночная инновационная интеграция, выделение.

Создание - это формирование новых предприятий, структурных подразделений или единиц, призванных осуществлять инновационную деятельность. Наиболее существенными элементами новых организационных форм являются матричные структуры, научно-технические подразделения, научно-технические организации, осуществляющие деятельность по рыночным принципам, внутренние венчуры.

Матричные структуры представляют такие организационные формирования, которые создаются временно - на срок разработки и внедрения новшеств, включают специалистов различного профиля, административно подчиняющихся руководителям соответствующих постоянных подразделений, но временно направленных на работу во временную внедренческую структуру для проведения работ по определенной специализации. Такие временные подразделения позволяют объединить различных специалистов на срок разработки и внедрения нововведения.

Научно-технические подразделения создаются на постоянной основе, они не имеют хозяйственной самостоятельности, и их деятельность осуществляется за счет бюджета компании в целом.

Самостоятельные научно-технические организации, напротив, имеют собственный бюджет, они продают свои разработки производственным подразделениям компании. Это повышает ответственность за результаты деятельности, их соответствие целям компании и требованиям рынка.

Внутренние венчуры, или так называемые интрапренерские структуры занимаются, как правило, непосредственным внедрением нововведений, ориентированным на новую рыночную нишу.

В ряде случаев весьма эффективным организационным механизмом может быть поглощение крупной компанией небольших инновационных фирм, деятельность которых входит в круг интересов этой компании. Данный механизм предполагает осуществление больших единовременных затрат, но приводит к значительному сокращению сроков выхода с новым продуктом на рынок.

Механизмом, дополняющим поглощение, является установление тесных связей между крупной компанией и малыми инновационными фирмами, которые основаны на долгосрочных договорных отношениях и совокупность которых называют рыночной инновационной интеграцией. В этом случае инновационные фирмы сохраняют свою самостоятельность, но попадают в сферу рыночных производственных связей крупной компании.

Сочетание процессов поглощения и рыночной инновационной интеграции дает основание предложить использование так называемой веерной организации инновационного процесса. Ее смысл заключается в создании инновационного окружения производственной компании, состоящего из фирм, в отношении которых совершено поглощение (ИФП), а также рыночно-интегрированных фирм (РИФ).

Выделение - организационный механизм, предполагающий создание самостоятельных инновационных компаний, ранее бывших частью целостных производственных образований.

Такие действия целесообразно осуществлять, когда образуется новое направление деятельности, не связанное с основной специализацией компании, отвлекающее на себя ее ресурсы.

В настоящее время организационно-правовые формы организации инновационной деятельности в стране соответствуют Гражданскому кодексу Российской Федерации (ГК РФ) и Закону Российской Федерации «О науке и государственной научно-технической политике».


4. Оценка эффективности организации инновационной деятельности на предприятии


Осуществление инновационной, как и любой другой, деятельности всегда связано с различными внутренними и внешними затратами. Поэтому чтобы определить экономическую эффективность инновационной деятельности, необходимо оценить эффективность затрат на нее.

Следует различать эффективность затрат на инновационную деятельность у производителей (продавцов) и у покупателей. Основным критерием обоснования экономической эффективности инновационной деятельности у производителей (продавцов) является ее результат: чистый дисконтированный доход, который определяется путем сравнения произведенных затрат и получаемых результатов и принимается за базу для всех последующих обоснований экономической эффективности конкретного инновационного проекта. Экономическую эффективность инновационной деятельности у покупателей нужно рассматривать с иной стороны. Покупатель, приобретая новшества, совершенствует свою материально-техническую базу, технологию производства и управления. Он несет затраты, связанные с покупкой новшества, его транспортировкой, освоением и др. Эффективность затрат покупателя на использование новшеств можно определять, а также управлять ею, через сравнение следующих показателей:

затраты на производство и реализацию продукции до и после введения новшеств;

выручку от реализации продукции до и после введения новшеств;

стоимость потребляемых ресурсов до и после введения новшеств;

среднесписочную численность персонала и т.д.

Под устойчивостью проекта понимается предельное негативное значение анализируемого показателя, при котором сохраняется экономическая целесообразность реализации проекта. Устойчивость проекта к изменению анализируемого показателя рассчитывается исходя из приравнивания к 0 уравнения для расчета NPV (чистая приведённая стоимость (чистая текущая стоимость, чистый дисконтированный доход)).

Проект считается устойчивым, если при отклонении показателей проекта (капитальные вложения, объем продаж, текущие затраты и макроэкономические факторы) на 10% в худшую сторону, сохраняется условие NPV = 0.

Чувствительность к изменению показателя определяется также с помощью анализа, когда анализируемый показатель изменяется на 10% в сторону негативного отклонения. Если после этого NPV остается положительным, то инновационная деятельность считается нечувствительной к изменению данного фактора. Если же NPV принимает отрицательное значение, то деятельность имеет чувствительность менее 10%-ного уровня и признается рискованной по данному фактору.

Подводя итоги в данной главе, хотелось бы отметить, что в рыночных условиях хозяйствования очень важен такой показатель, как привлекательность инновационных проектов, определяемая стратегией фирмы-инноватора, условиями привлечения финансовых ресурсов и их источниками, дивидендной политикой инноватора. Этот фактор очень важен при оценке эффективности организации инновационной деятельности на любом предприятии.


5. Анализ внешней среды предприятия


Внешняя среда характеризуется как совокупность переменных, которые находятся за границами организации и не являются сферой непосредственного воздействия. Внешняя среда прямого воздействия представляет собой организации и людей, которые связаны с данным предприятием в силу выполняемых ими целей и задач: поставщики, потребители, кредиторы, конкуренты, профессиональные союзы, торговые организации, правительственные органы и пр. К внешней среде косвенного воздействия относят: политические, экономические, демографические, социально-культурные, технологические, экологические, географические, климатические факторы. Данные факторы не оказывают прямого воздействия на оперативную деятельность организации, предопределяют стратегически важные решения, принимаемые её менеджментом.

Анализ внешней среды на фирме проводится для того, чтобы определить те потенциальные возможности и угрозы, которые фирма должна учитывать при постановке целей и задач, при их достижении, а также при планировании инновационных проектов.

При анализе внешней среды прямого воздействия основное внимание уделяется изучению потребителей (покупателей). Анализ потребителей ставит своей основной задачей изучение тех, кто приобретает продукцию данной фирмы. Данный метод позволяет фирме узнать, какой товар больше пользуется спросом у тех или иных слоёв населения, на какой объём продаж может рассчитывать фирма в данном месяце, как можно расширить диапазон продаж, какое будущее ожидает данный товар, будет ли на него спрос через полгода и т.д. Чтобы составить общую картину образа покупателя, используются следующие критерии:

территориальное местоположение;

демографические факторы (возраст, пол);

социальная принадлежность покупателей;

отношение покупателя к продукту.

При анализе внешней среды предприятия большое внимание также следует уделить изучению конкурентов. Конкуренция (от лат. concurrere - «сталкиваться») - это борьба независимых друг от друга экономических субъектов рынка за право обладания ограниченными ресурсами.

Иными словами, это такой процесс взаимодействия выступающих фирм на рынке с целью достижения лучших возможностей сбыта своего товара посредством удовлетворения разнообразных потребностей покупателей. Конкуренция постоянно присутствует на рынке между товаропроизводителями. И для того чтобы фирма имела успех, ей необходимо постоянное по предприятия следует исследовать рынок рабочей силы. Чтобы проанализировать макроокружение нужно рассмотреть экономические, политические, социальные и проч. компоненты.


6. Методы совершенствования организации инновационной деятельности


Все существующее стареет. Поэтому необходимо систематически отбрасывать все то, что износилось, устарело, стало тормозом на пути к прогрессу, а также учитывать ошибки, неудачи и просчеты. Для этого на предприятиях периодически необходимо проводить аттестацию продуктов, технологий и рабочих мест, анализировать рынок и каналы распределения. Практика показывает: ничто так не заставляет руководителя сосредоточиться на инновационной идее, как осознание того, что производимый продукт уже в ближайшем будущем окажется устаревшим.

Для определения путей совершенствования организации инновационной деятельности на фирме необходимо чётко знать, чего требуют инновации:

Тщательного анализа всех необходимых факторов;

Ясного понимания преследуемой цели, т.е. необходима чёткая стратегическая ориентация;

Организации предпринимательского управления, поскольку здесь необходимы финансовая и управленческая гибкость и нацеленность на рынок.

Нововведение должно создаваться и быть воспринятым обществом. Только в этом случае оно принесет успех.

Принципы, которые должны учитывать технологи фирмы при создании эффективного инновационного продукта:

целенаправленная систематическая инновационная деятельность требует непрерывного анализа возможностей указанных выше источников инноваций;

инновация должна соответствовать нуждам, желаниям, привычкам людей, которые будут ею пользоваться;

инновация должна быть простой и соответствовать целям фирмы.

Но необходимо учитывать принципы, использование которых отрицательно сказывается при создании инновационного продукта:

сложность конструкции инновационного продукта - возникают проблемы при эксплуатации;

неверно спланированный этап создания инновационного продукта.

Инновация - изменения в экономике, промышленности, обществе, в поведении покупателей, производителей, работников. Поэтому она всегда должна ориентироваться на рынок, руководствоваться его потребностями.

Для осуществления фирмой инновационной деятельности, она должна иметь такие структуру и настрой, которые способствовали бы созданию атмосферы предпринимательства и восприятия нового как благоприятной возможности.

Основной организационный принцип для инновации заключается в создании команды из лучших работников, освобожденных от текущей работы.

Для совершенствования инновационной деятельности на фирме необходимы следующие этапы:

внедрение системы непрерывных улучшений;

совершенствование системы стимулирования и мотивации с целью поощрения инноваций (нововведений);

создание интернет сайта фирмы;

преодоление сопротивления сотрудников инновациям (нововведениям);

модификация системы сбора внутренней и внешней маркетинговой информации;

совершенствование стратегического менеджмента на фирме, регламентация процедур разработки, рассмотрения, утверждения, реализации и мониторинга инновационных проектов.

При этом целесообразно проводить сравнительный анализ прибыльности каждого из направлений инновационной деятельности, т. е. необходимо определить вероятный прирост прибыли по каждому направлению инновационной деятельности и выбрать то, которое обеспечит наибольшие показатели. Проведение данной работы особенно актуально, так как в период кризиса на общероссийском рынке фирма может быть ограничена в финансах, которые должны быть направлены на проведение совершенствования инновационной деятельности.


Заключение

инновация среда предприятие

Несмотря на сложное экономическое положение многих коммерческих организаций, в современных условиях проявляется тенденция к усилению их инновационной активности, особенно в области продуктовых и технологических инноваций. Это требует соответствующих финансовых, кадровых и материально-технических ресурсов, а также специальной подготовки, переподготовки и повышения квалификации менеджеров в области экономики, организации и управления инновационными процессами.

Инновационная деятельность должна создать необходимые условия для расширения, ускорения и повышения эффективности создания и реализации различных инноваций: продуктовых, технологических, экономических, социальных и др., направленных на разработку и внедрение конкурентоспособной продукций и технологии на уровне мировых стандартов. Это позволит создать высокорентабельные промышленные производства, в том числе ориентированные на экспорт, и многочисленные коммерческие организации в сфере услуг (торговые фирмы, предприятия массового питания, транспортные организации, предприятия связи, банки, страховые общества и т.д.).


Список литературы


1.Сурин А.В., Молчанова О.П. М.: Инфра-М, 2008. - 368 с.

.Гольдштейн Г. "Стратегический инновационный менеджмент".

.Егорова М.М., Логинова Е.Ю., Швайко Е.Г. Маркетинг. Конспект лекций. - М.: Эксмо, 2008. - 160 с.

.Титов В.И. Экономика предприятия: учебник. - М., 2008. - 416 с.

5.Инновационный менеджмент. Под ред. Ильенковой С.Д. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана, 2007. - 335 с.

.В.Г. Медынский Инновационный менеджмент: ИНФРА, 295-с.

.Румянцева З.П. Общее управление организацией. Теория и практика: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2007.- 304с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Инновационная деятельность может организовываться па разных уровнях управления - непосредственно на предприятии, в рамках объединения предприятий, на региональном и на государственном уровне. На каждом уровне применяются свои способы и методы организации инновационной деятельности.

Инновационная стратегия на микроуровне, т.е. на уровне предприятия или организации (рис. 19.1), определяется базовыми стратегиями развития предприятия, характером возникающих при этом инновационных задач, наличием инновационного потенциала у предприятия.

Инновационная стратегия определяет вид инновационной деятельности, ее формы, а также конкретные методы ее организации. Организация инновационной деятельности направлена на упорядочение процессов генерации новых идей, поиска и разработки технических решений, создание инноваций, их внедрение в производство и управление компанией, коммерциализацию инноваций.

Рис. 19.1.

Организация инновационной деятельности включает в себя формирование и реорганизацию структур, осуществляющих инновационные процессы. Такая работа может проходить в различных формах, основными из которых являются создание, поглощение, выделение.

Создание - это формирование новых предприятий, структурных подразделений или единиц, призванных осуществлять инновационную деятельность. Это могут быть проектные и научно-технические подразделения и самостоятельные организации, создаваемые как внутри, так и вне материнской организации.

В ряде случаев весьма эффективным организационным механизмом может быть поглощение крупной компанией небольших инновационных фирм, деятельность которых входит в круг интересов этой компании. Данный механизм приводит к значительному сокращению сроков выхода с новым продуктом па рынок, а кроме того, позволяет получить синергетический эффект от объединения инновационных достижений. Сами малые инновационные фирмы также могут быть заинтересованы в поглощении, так как они не всегда обладают достаточными средствами для продолжения инновационной деятельности.

Механизмом, дополняющим поглощение, является установление тесных связей между крупной компанией и малыми инновационными фирмами, основанных на долгосрочных договорных отношениях. Такое партнерство позволяет создать инновационное окружение производственной компании.

Выделение - организационный механизм, предполагающий создание самостоятельных инновационных компаний, ранее бывших частью целостных образований. Такие действия целесообразно осуществлять, когда образуется новое направление деятельности, не связанное с основной специализацией компании, отвлекающее на себя ее ресурсы. Выделенная структура может создаваться как дочернее предприятие материнской компании, как обособленное малое предприятие под учредительством крупной материнской компании, с тем чтобы затем преобразоваться в аутсорсинговую фирму, обслуживающую инновационный процесс фирмы-заказчика.

Инновационные стратегии фирмы можно разделить на две группы: стратегии проведения НИОКР и стратегии внедрения и адаптации нововведений. В первой группе стратегий можно выделить следующие:

  • 1) лицензионная стратегия. Приобретаются незаконченные или завершенные разработки с целью их дальнейшего развития и использования;
  • 2) стратегия параллельной разработки. Эта стратегия предполагает одновременное приобретение технологической лицензии па готовый продукт и проведение и освоение собственных разработок;
  • 3) стратегия исследовательского лидерства, нацеленная па достижение передовых позиций в области определенных НИОКР.

Вторая группа стратегий связана с внедрением нововведений. Среди них:

  • 1) стратегия поддержки продуктового ряда. Ее смысл заключается в улучшении потребительских свойств выпускаемых традиционных товаров, не подверженных сильному моральному старению;
  • 2) стратегия продуктовой и процессной имитации, при которой предприятие заимствует технологии со стороны;
  • 3) стратегия радикального технологического и продуктового опережения. Это достаточно дорогая и рискованная стратегия, однако в ряде случаев она приводит к успеху;
  • 4) стратегия выжидания лидера. Принимается крупными предприятиями-лидерами в периоды выхода на рынок новых продуктов, спрос на которые еще не определен. Первоначально на рынок выходит малая фирма, а затем в случае удачи лидер перехватывает инициативу.

Важным фактором успеха инновационной деятельности предприятия является стимулирование творческой активности его сотрудников. Как добиться участия каждого специалиста в поиске новых технологий, продуктов и управленческих решений? Как сформировать у каждого творческое отношение к своей работе? Как пробудить у сотрудников предпринимательской структуры мотивацию к изменениям? Ответы на эти вопросы лежат не только в теории управления, но и в практической деятельности фирмы. Для того чтобы автор или авторы идеи взялись с энтузиазмом за ее воплощение, им требуется поддержка. Именно поэтому в организациях необходимо разрабатывать специальные программы поддержки и поощрения экспериментов и экспериментаторов. Каждому, кто высказал новую идею или разработал тот или иной инновационный проект, при определенных условиях гарантируется поддержка со стороны руководства, которая может касаться и финансов, и консультаций, и снабжения, и производственных площадей, и рабочего времени других сотрудников, и оборудования, и сырья, и комплектующих.

Главным источником изменений в каждой предпринимательской структуре всегда являются люди. Способностью генерировать новые идеи и реализовывать их обладают многие специалисты. Однако используется эта способность на благо фирмы лишь в том случае, если реализуются следующие условия и предпосылки:

  • - люди привержены целям своей организации;
  • - сотрудники имеют согласованное видение решения проблем;
  • - каждый член коллектива имеет реальную возможность сделать что-то на практике, используя свою способность к инновациям.

Одним из элементов инновационного климата является формирование мотивирующего видения у работников. Видение - это комплекс представлений работников организации (предприятия) по поводу того, чем должна стать эта организация (предприятие) в будущем. Создание видения - более важная задача, чем формирование традиционных планов. В создании видения участвует не только разум, но и эмоции. В связи с этим в формировании видения участвуют прежде всего элементы культуры организации.

Нередко организации используют внешние источники нововведений, в частности путем создания или участия в создании венчурных фирм. Венчурные фирмы как подверженные повышенному риску заставляют практически каждого сотрудника с удвоенной энергией генерировать новые идеи и работать над их воплощением. Результат деятельности большинства венчурных фирм известен: либо они терпят финансовый крах, "закрывая" тем самым малоперспективное направление поиска, либо они добиваются успеха, и тогда, как правило, окрепшую венчурную компанию покупает крупная фирма, участвовавшая в ее создании, а учредители венчурной фирмы в качестве награды за риск, удачный поиск и достигнутые результаты получают весьма значительную сумму, эквивалентную стоимости их компании. Таким образом, любая крупная нововведенческая фирма может не только в своих стенах проводить научные исследования и вести опытно-конструкторские разработки, помогая в становлении ряда венчурных компаний, она может расширить поле своих исследований и экспериментов, причем вести их "чужими руками", приобретая в качестве исследователей и экспериментаторов команды весьма сильно мотивированных энтузиастов.

Многие фирмы успешно применяют механизм мотивации, создавая в рамках своих структур внутренние рисковые проекты. Внутренние венчуры создают дополнительные мотивы к творческому труду, формируют внутри себя благоприятный нововведенческий климат, истинную страсть к изменениям, способствуют изменениям всей фирмы в целом.

Невозможно создать на предприятии инновационный климат в приказном порядке, скажем, возложив административным путем эту ответственность на какое-либо структурное подразделение предприятия.

Наиболее эффективным фактором формирования инновационного климата на предприятии является создание автономных групп (команд) для осуществления деятельности и управления любыми работами. Группы (команды) становятся основным "строительным" блоком компании. В группу могут входить представители всех функциональных служб, ей предоставляются необходимые ресурсы.

Руководители инновационных организаций стремятся развивать у персонала управления способности к инновациям, культивируя и поощряя качества людей, отвечающие следующим требованиям:

  • открытость, восприимчивость, готовность к новому опыту;
  • независимость, нонконформизм;
  • гибкость, готовность отказаться от прежних идей и моделей;
  • терпимость к окружающим и к иным представлениям и мировоззрениям.

Одной из эффективных форм активизации инновационной активности сотрудников являются так называемые ретриты.

Ретрит - это форма обучения сотрудников в рамках регулярно проводимых собраний персонала с фиксированной повесткой дня. Часто ретриты проводятся в нерабочее время, например в субботу, и сопровождаются неформальным общением сотрудников, что способствует налаживанию продуктивных коммуникаций между членами коллектива. Эта форма повышения эффективности работы коллективов стала своеобразной формой повышения квалификации и обучения. Она также позволяет раскрепостить инновационный потенциал сотрудников, вовлечь их в творчество, в поиск новых, лучших подходов к своей работе. Ретриты принимают вид неформальных обсуждений, в процессе которых сотрудники в непринужденной обстановке выдвигают собственные решения проблем развития подразделения или фирмы в целом.

Функции государства в области управления инновациями включают в себя следующее:

  • формирование государственных программ и установление приоритетов развития в научно-технической сфере;
  • финансирование фундаментальных исследований, которые определяют будущий уровень развития страны, развитие фундаментальной науки;
  • развитие образования, формирование условий для плодотворной интеграции науки, вузов и бизнеса, организацию подготовки научных и инженерных кадров;
  • регулирование деятельности в особых экономических и технико-внедренческих зонах;
  • развитие венчурных фондов;
  • формирование и развитие национальной инновационной системы, обеспечивающей инновационный климат (рис. 19.2).

Государство вырабатывает стратегию и приоритеты развития науки, техники и технологии. Государство размещает заказы на исследования, разработки и выпуск приоритетной продукции для государственных нужд, а также формирует ориентиры народнохозяйственных потребностей в определенных видах и группах товаров, носящие рекомендательный характер.

Рис. 19.2.

Существенная роль государственных органов власти заключается в обеспечении условий и способности предприятий к инновационному развитию. Способность к инновационному развитию - свойство рыночной экономической системы, которое позволяет генерировать на собственной основе нововведения, обеспечивающие конкурентоспособность системы во взаимодействии с внешними силами. Для целенаправленных действий но стимулированию и регулированию инновационной деятельности предприятий у государства имеются следующие рычаги и инструменты:

  • стимулирующая кредитно-финансовая, налоговая и амортизационная политика;
  • система экономических льгот субъектам инноваций и инвесторам;
  • поддержка производства новой продукции.

Государство может выступить непосредственно в качестве хозяйствующего субъекта (инвестора) при реализации социально значимых инновационных проектов: современные технологии, продукты и услуги в сферах транспорта, связи, энергетики, ЖКХ. Вместе с тем благоприятные ставки процента и налогов, масштаб кредитных ресурсов имеют фундаментальное значение для реализации инновационной стратегии предприятий.

Государство формирует условия для положительных изменений в инновационной сфере. Оно осуществляет поддержку и стимулирование инвесторов, вкладывающих средства в наукоемкое, высокотехнологичное производство путем установления налоговых льгот, государственных гарантий и субсидирования кредитов. Одна из существенных функций государства в инновационной сфере - совершенствование налоговой системы с целью создания выгодных условий для ведения инновационной деятельности всеми субъектами независимо от форм собственности и видов финансирования. В современных экономических условиях это, прежде всего, уточнение налогооблагаемой базы, формирование амортизационной политики, стимулирующей вложения в наукоемкое оборудование.

Государство создает условия для формирования совместных с иностранными партнерами организаций по выпуску отечественной продукции и ее реализации на внешнем рынке. Также государство может содействовать продвижению отечественных инноваций за рубежом, поддерживать выставочно-ярмарочную деятельность, информационный обмен в инновационных сферах, создавать формы взаимодействия со странами - членами ЕС, СНГ, другими государствами в научно-технической сфере.

При реализации инновационной политики государство использует такие инструменты, как государственно-частное партнерство в научно-технической сфере, фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Российский фонд технологического развития (РФТР), Банк развития (ВЭБ), Российская венчурная компания, технопарки, наукограды, особые экономические и технико-внедренческие зоны. Инновационная политика государства также направлена на повышение уровня защиты интеллектуальной собственности. Реализация инновационной политики предполагает повышение степени выполнения законов, укрепление гражданских свобод и политических прав граждан. Среди других направлений деятельности государства по повышению инновационного характера экономики страны - укрепление политической стабильности, усиление антикоррупционных мер, расширение свободы прессы. Одним из важнейших объектов деятельности правительства в инновационной сфере является образование. Повышение качества как среднего, так и высшего образования, развитие бизнес-образования, повышение интенсивности обучения персонала в государственных и частных организациях - все это важные направления инновационной политики государства.

Современные средства осуществления инновационной активности как на уровне государства, так и на уровне предприятия трансформируются и видоизменяются под влиянием современных информационно-коммуникационных технологий, возможностей компьютеров и Интернета. В последнее время они пополнились относительно новой технологией краудсорсинга, основанной на массовом обмене знаниями многих участников.

Термин "краудсорсинг" является неологизмом, он соединяет в себе два англоязычных термина: crowd - толпа и source - источник. Краудсорсинг означает передачу задания, обычно выполняемую персоналом организации или внешним контрактором, неопределенной, как правило, большой группе людей в форме открытого предложения. Данное предложение направлено на создание нового знания. Это может быть либо создание новой технологии, нового продукта в виде операционной системы, либо создание энциклопедии ("Википедия"), либо обработка большого количества данных. Другими словами, краудсорсинг - это технология использования ресурсов (как правило, интеллектуальных) большого количества людей в рамках одного проекта.

Ярким примером использования краудсорсинга в развитии инновационной активности может служить деятельность компании "InnoCcntivc", осуществляющей так называемые открытые инновации. Данная компания широко использует краудсорсинг для проведения исследований в различных областях - от инженерии до менеджмента. "InnoCentive" предлагает ряд проблем для открытого обсуждения в Интернете, а также принимает предлагаемые решения. Существуя с 2002 г., этот центр открытых инноваций объединил большое количество фирм и организаций, проводящих научные исследования, заинтересованных в привлечении со стороны интеллектуальных ресурсов, а также более 125 тыс. исследователей, предлагающих свои решения для конкретных компаний. Для наиболее интересных решений в компании предусмотрены вознаграждения, однако значительная часть идей поступает к пей на бесплатной основе. Членом этого сообщества может стать каждый, у кого есть доступ в Интернет.

Впечатляют результаты использования краудсорсинга компанией IBM. В рамках программы, которая носила название Innovation Jam, было привлечено более 150000 человек из 104 стран, которые участвовали в виртуальном мозговом штурме, посвященном новым идеям в области транспорта, охраны окружающей среды, финансов, коммерции. Компания IBM впоследствии селектировала наиболее интересные с точки зрения коммерческого использования идеи, из них сформировала 10 масштабных проектов с начальными инвестициями в 100 млн долл., что позволило уже в первый год после их осуществления получить значительный коммерческий эффект. Аналогичная процедура концентрации инновационной активности с помощью современных информационных технологий была применена для инноваций в некоммерческой сфере - при подготовке и проведении Конференции ООН по городам в 2006 г. Она была осуществлена компанией IBM и получила название Value Jam. В рамках этой процедуры удалось добиться массового участия в выработке новых идей, касающихся организации жизни в городах с использованием достижений новых технологий.

Таким образом, краудсорсинг в последнее время стал мощным средством инновационной деятельности. В настоящее время компании могут осуществлять разработку и производство собственной продукции непосредственно с участием потребителей, привлекая интеллектуальные ресурсы большого количества людей. Использование краудсорсинга в отечественной инновационной деятельности может дать существенные результаты во многих сферах.

Выводы

  • 1. Инновация - это нововведение в области техники, технологии, организации труда или управления, обеспечивающее повышение эффективности.
  • 2. Управление инновациями направлено на изучение механизмов стимулирования и эффективного управления инновационными процессами на макро- и микроуровне с целью обеспечения развития и усиления конкурентных позиций организаций, стран и регионов путем создания, освоения и коммерциализации инноваций в различных отраслях экономики.
  • 3. Инновационная деятельность включает в себя помимо освоения и производства новых продуктов широкий спектр работ но эффективному продвижению инноваций на рынок, по продаже и приобретению патентов и лицензий, управлению знаниями и т.д.
  • 4. Организация инновационной деятельности на предприятии включает в себя формирование инновационной стратегии, стимулирование творческой активности, деятельность малых творческих групп, использование методов управления знаниями, организацию внутренних и внешних венчуров.
  • 5. Функции государства в области управления инновациями заключаются: в формировании государственных программ и установлении приоритетов развития в научно-технической сфере; финансировании фундаментальных исследований, которые определяют будущий уровень развития страны; в развитии фундаментальной науки; в развитии образования, формировании условий для плодотворной интеграции науки, вузов и бизнеса, организации подготовки научных и инженерных кадров; в регулировании деятельности в особых экономических и технико-внедренческих зонах; в развитии венчурных фондов; в формировании и развитии национальной инновационной системы, обеспечивающей инновационный климат.
  • 6. Среди современных средств осуществления инновационной активности как на уровне государства, так и на уровне предприятия под влиянием современных информационно-коммуникационных технологий, возможностей компьютеров и Интернета появилась относительно новая технология краудсорсинга, основанная на массовом обмене знаниями многих участников. Благодаря данной технологии компании и органы власти могут осуществлять разработку и производство продукции или услуг непосредственно с участием потребителей, привлекая интеллектуальные ресурсы большого количества людей.

Педагога является неотъемлемой частью процесса его профессионального совершенствования. Тому, кто работает в традиционной системе, достаточно овладения техникой, представляющей собой комплекс обучающих умений. Уже это позволит проводить в полном объеме и добиться при этом тех или иных успехов. Однако для осуществления инновационной деятельности педагога одной его профессиональной подготовки оказывается недостаточно. Важна при этом и готовность самого учителя к становлению на путь совершенствования.

Определение понятия

Что мы понимаем под инновационной деятельностью педагога? Это что-либо новое, если сравнивать его с предыдущим, направленное на повышение качественного уровня образования. В целом термин «инновация» в современном его понимании означает проявление новых элементов или форм. Синонимом данного слова является «новшество».

Современного педагога рассматривается несколько глубже, имея при этом более широкое смысловое обозначение. Под ней понимают целенаправленную работу учителя, основанную на осмыслении собственного профессионального опыта путем изучения и сравнения учебно-воспитательного процесса для его изменения и получения при этом более качественного образования.

Можно сказать, что инновационная деятельность педагога является феноменом, в котором находит отражение творческий потенциал учителя. Если рассматривать данный термин с точки зрения его применения к общеобразовательному процессу, то можно говорить об его относительной молодости. И этим объясняется существование различных подходов к разъяснению данного понятия.

С одной стороны, под педагогическими инновациями понимают различные нововведения, направленные на изменение технологии воспитания и обучения для повышения их эффективности. Но порой в это понятие вкладывается и другой смысл. К инновациям относят не только создание и распространение новшеств, но и изменения и преобразования в стиле мышления и в образе деятельности, которые связаны с этими новшествами. В любом случае, это нечто прогрессивное, полезное, передовое, современное и положительное.

В настоящее время в России происходят процессы стандартизации всех без исключения ступеней образования. Это и привело к созданию ФГОС. Целью данной работы является определенная унификация и доступность для повсеместного практического использования научно обеспеченной экспериментальной работы в воспитании и в обучении. Инновационная деятельность педагога в условиях реализации ФГОС призвана осуществлять положительные изменения в имеющейся на сегодняшний день системе образования. Это необходимо для вхождения России в международный рынок, который предлагает подобные услуги, и приведения учебных планов школ и ДОУ в соответствие с теми, которые считаются общепринятыми во всем мире.

Признаки инновационной деятельности

Процесс внедрения в процесс образования различных новшеств во многом зависит от потенциала самого учителя. Как определить готовность педагога к инновационной деятельности? Потенциал личности в данном случае связан с такими параметрами, как:

Наличие творческой способности к генерированию и продуцированию новых представлений и идей, а также проектированию и моделированию их на практике;

Готовность к отличному от имеющихся представлений, новому, основой чего становится панорамность и гибкость мышления, а также толерантность характера;

Образованность и развитость в культурно-эстетическом плане;

Желание совершенствования своей деятельности, а также присутствие внутренних методов и средств, которые ее будут обеспечивать.

Под готовностью педагога к инновационной деятельности понимают также наличие у него большой работоспособности, умения сдерживать сильные раздражители, высокого эмоционального статуса и желания подходить к своей работе творчески. Но помимо личностных учитель должен обладать и некоторыми специальными качествами. К ним можно отнести знание новых технологий, способность разработки проектов, овладение новейшими методиками обучения, а также умение проведения анализа и выявления причин имеющихся недостатков.

Специфика новаторства

Участие педагогов в инновационной деятельности имеет свои особенности. Оно предполагает присутствие необходимой степени свободы у соответствующих субъектов. Ведь в силу своей специфики инновационная деятельность педагога в ДОУ и в школах чаще всего осуществляется как бы наощупь. Дело в том, что подобные решения находятся за пределами имеющегося опыта. Стоит отметить также и то, что на сегодняшний день инновационная деятельность педагога в реализации ФГОС регулируется и контролируется лишь частично. В связи с этим приходится доверять новатору, исследователю, предполагая, что все, что он предпринимает в процессе поиска новых решений и истины, не нанесет ущерба интересам общества.

Такой подход приводит к осознанию того, что свобода творчества должна идти рядом с высокой личной ответственностью педагога, занимающегося инновационной деятельностью.

Важность новаторства

Столь ли необходима организация инновационной деятельности педагога? Важность данного направления вызвана тем, что в современных условиях развитие образования, культуры и общества невозможно без:

Социально-экономических изменений, предполагающих необходимость обновления всей системы обучения, а также технологий и методик организации познавательного процесса в ОУ различного типа;

Усиления гуманитаризации содержания учебных программ, которое выражается в непрерывном изменении объема и состава дисциплин, введении новых предметов, предполагающих постоянный поиск усовершенствованных технологий обучения и организационных форм;

Изменения отношения самого педагога к применению и освоению новшеств;

Вхождения образовательных учреждений в систему рыночных отношений, что позволит сформировать их реальную степень конкурентоспособности.

Чем же, в конечном итоге, вызвана необходимость развития инновационной деятельности педагога? Главной причиной данного направления является та острейшая конкуренция, с которой каждый коллектив, предлагающий услуги в сфере образования, сталкивается практически повсеместно.

На сегодняшний день все образовательные учреждения должны самостоятельно повышать свой уровень работы, отслеживать и уметь прогнозировать ситуацию, сложившуюся на соответствующем рынке, и быть немного впереди всех, используя новейшие научные и технологические достижения.

Признаки новаторства

Что может говорить об участии педагогов в инновационной деятельности? Этот вопрос является одновременно сложным и простым. С одной стороны, можно легко определить новейшие подходы и методики, которые применяет учитель. Ведь они имеют отличия от тех, которые применялись до их внедрения. С другой - описать и обосновать инновационную деятельность очень сложно. Ведь новаторство является не просто фиксацией какого-либо определенного факта. Каждая из форм инновационной деятельности педагога представляет собой целую систему.

В ее описании обязательно должны присутствовать цель и содержание, сроки реализации, имеющиеся проблемы и их решение. То есть все то, на что направлена инновация. Должны быть также разъяснены и способы анализа полученных результатов. Необходимо дать указание и на формы инновационной деятельности педагога.

Классификация новаторства

По своему назначению все новейшие внедрения в систему обучения условно делят на:

  1. Общие . Это глобальные концепции, имеющиеся в современном образовании. Они находят свое проявление в оптимизации УВП, развитии гуманистических положений, практических и информационных технологий, а также в организации и в управлении педагогическими процессами.
  2. Частные . Они имеют место в тех случаях, когда инновационная экспериментальная деятельность педагогов носит форму авторских нововведений, разрабатываемых в соответствии с современными направлениями образовательного процесса, и внедряется в отдельно взятом ОУ.

По принадлежности к учебно-воспитательному процессу инновационную деятельность связывают:

  1. С внедрением в систему образования комплексного подхода. Ведь традиционная система получения знаний ориентируется на уже давно достигнутый уровень технологий и наук и не способна соответствовать требованиям общества, находящегося в своем динамичном развитии.
  2. С организацией всего учебного процесса и внедрением новейших педагогических технологий, которые и являются основным фактором в развитии новаторских методов и средств получения знаний.
  3. Со специализацией и профилизацией общего образования. Такие направления предполагают формирование необходимых условий инновационной деятельности педагога с переходом ее в систему гибкого и открытого непрерывного индивидуализированного обучения личности в течение всей ее жизни.
  4. С профессионализацией имеющейся управленческой деятельности. Это является одним из условий эффективности и успешности новаторских направлений в ОУ.

Исходя из концепции обновления и содержания образовательных процессов инновационную деятельность педагога делят на методико-ориентированную, а также проблемно-ориентированную. Рассмотрим их подробнее.

Методико-ориентированная деятельность

При ее применении предполагается реализация той или иной технологии образования. Это может быть:

Использование новейших информационных технологий;

Применение к содержанию образования принципа интеграции.

Кроме этого, исходя из опыта инновационной деятельности педагога в рамках методико-ориентированной работы, им может быть использовано обучение:

Развивающее;

Дифференцированное;

Проектное;

Проблемное;

Программированное;

Модульное.

В рамках применения подобных технологий обязательным условием является подготовленность и компетентность учителя, который способен использовать такие подходы, как:

  1. Личностно-ориентированный. Он может быть достигнут при внедрении стратегии поддержки и уважения, понимания, помощи и сотрудничества администрации ДОУ в области выбора средств и методов работы учителя.
  2. Сущностный. Он находит свое отражение при взаимодействии педагогов с учащимися для развития их способностей с целью формирования сущностных системных знаний и установки межпредметных связей.
  3. Операционно-деятельностный. Данный подход основывается на позициях ФГОС. Умение действовать учащиеся формируют в течение учебного процесса, усваивая знания благодаря их практическому применению.
  4. Профессионально-ориентированный. Это компетентностный подход. Он позволяет вырабатывать у учащихся профессиональные установки.
  5. Акмеологический. Данный подход тесно связан с сущностным. Он применяется при организации новаторского образования с разработкой новых, а также обновлением уже существующих методов и средств обучения. Подобный подход позволяет сформировать у учащихся творческое мышление и способствует их саморазвитию, самосовершенствованию, самообразованию и самоконтролю.
  6. Креативно-развивающий. Данный подход призван сформировать продуктивное мышление. Он развивает у учащихся творческое отношение к своей деятельности, а также способности и качества творческой личности, навыки и умения научно-творческого характера.
  7. Контекстный. Данный подход позволяет привести в соответствие содержание предметов обучающей программы к разработанному в стране государственному стандарту образования.

Проблемно-ориентированная деятельность

Подобные инновационные процессы предусматривают решение определенного вида задач, которые связаны с формированием у личности высокой степени конкурентоспособности.

Деятельность педагога при этом направлена на формирование у учащихся:

Осознания своей личной и социальной значимости;

Умения постановки цели самоусложнения проблем и задач, а также самоактуализации, что является обязательным условием творческого развития конкурентоспособной личности;

Адекватного ощущения свободы и оправданного риска, что способствует формированию ответственности в принятых решениях;

Максимальной концентрации своих способностей с целью их реализации в самый подходящий момент, что носит название «отсроченная победа».

Одна из самых актуальных проблем, которые пытается решить современная система образования, заключается в воспитании социально конкурентоспособного человека. В подобное понятие включается профессиональная устойчивость, социальная мобильность личности и ее способность осуществлять процесс повышения квалификации. При этом учащиеся должны быть обучаемы восприимчивости к инновациям. Это позволит им в будущем легче изменить сферу деятельности, и быть всегда готовыми к переходу в новую область труда, являющуюся более престижной.

Сформировать конкурентоспособную личность на данном этапе развития общества можно только благодаря внедрению и включению в процесс обучения методико- и проблемно-ориентированных инноваций.

Дополнительная классификация

Также в системе образования выделяют следующие виды инноваций:

  1. По масштабности - федеральные и региональные, национально-региональные и на уровне ОУ.
  2. По - обособленные (локальные, частные, единичные, то есть не связанные друг с другом), модульные (цепочка частных инноваций, связанных между собой), системные.
  3. По происхождению - усовершенствованные (модифицированные), комбинированные (присоединенные к ранее известному компоненту), принципиально новые.

Проблемы внедрения инноваций

Нередко ведение инновационной деятельности вызывает затруднение у педагогов. Именно это и сказывается на необходимости научно-методического сопровождения их работы. Формальный характер проводимой новаторской работы, который часто можно наблюдать в ОУ, вызван:

Низким уровнем базовой подготовки учителей;

Формированием среды деятельности в классическом, традиционном режиме;

Невысокой степенью готовности к инновационной деятельности;

Отсутствием мотивации из-за перегруженности;

Неспособностью определить для себя наиболее приоритетное направление, что вызывает распыление деятельности и не дает ощутимого результата.

Вместе с тем представить себе работу современного ОУ без инновационных методик невозможно. Но для осуществления намеченных целей педагоги нуждаются в тех или иных видах сопровождения. Для одних важна психологическая поддержка, для других - индивидуальная консультация методиста или учителя-практика. Одним из обязательных условий новаторской работы является наличие достаточного количества специальной учебно-методической литературы, а также новейшей материально-технической базы.

Инновационная деятельность педагогов в современной системе образования должна стать личностной категорией, неким созидательным процессом и результатом творческой деятельности. Она также предполагает присутствие некоторой степени свободы в действиях соответствующих субъектов.

Основная ценность проводимой педагогом инновационной деятельности заключена в том, что она позволяет сформировать личность, способную на самовыражение и применение своих способностей одновременно с творчеством. Те трудности, которые возникают в процессе такой работы, по мнению многих практиков могут быть разрешены своими силами.

Основным результатом при этом явится:

Создание которая обеспечит изучение, устойчивое развитие и дальнейшее внедрение передового опыта;

Занятие лидерской позиции ОУ в сфере образовательных услуг;

Создание положительного имиджа коллектива учебного заведения.

Инновационная деятельность предприятия отражает его способность воспринимать и использовать научные, научно- технические достижения с целью получения принципиально новых продуктов, новых технологий, организационно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого, управленческого или иного характера.

Понятие «инновация» соответствует понятию «нововведение», т. е. введение новшеств. Новшества появляются в результате проведенных научных исследований, сделанных открытий, изобретений в какой-либо области. Инновации - это результат внедрения новшеств с целью получения экономического, социального, экологического и других видов эффекта. Создание и внедрение новшеств в производство требует затрат различных ресурсов, соответственно вложений капитала. В условиях рыночных отношений любые инвестиции осуществляются с расчетом на получение экономического эффекта, прибыли. Инновации связаны с инвестициями повышенного риска, следовательно, предприятие, осуществляющее инновационную деятельность, рассчитывает на высокую прибыль.

Инновационная деятельность предприятия строится на основе инновационной политики, которая, в свою очередь, вытекает из стратегии развития предприятия. Инновационная политика - это общие принципы и совокупность управленческих, технологических, экономических мероприятий, обеспечивающих разработку, создание, внедрение новшеств для формирования конкурентных преимуществ, достижения стратегических целей предприятия.

Развитие инновационной деятельности происходит под влиянием комплекса факторов, среди которых наиболее важными являются:

  • ускорение научно-технического прогресса;
  • бюджетное финансирование приоритетных научных исследований, которые могут стать основой базисных инноваций;
  • создание и поддержка научно-исследовательских и опытно-конструкторских организаций, обеспечивающих постоянный приток новшеств как продукта интеллектуального творчества;
  • государственная поддержка развития инновационной деятельности, стимулирование частных инвестиций в инновации, в развитие инновационной инфраструктуры;
  • развитие предпринимательской среды, формирующей потребности в инновациях, способной принять их на основе конкуренции.

Различают следующие виды инноваций:

  • по степени радикальности (новизны): базисные инновации, связанные с реализацией крупных изобретений, на основе которых формируются новые поколения и направления развития техники; улучшающие инновации, связанные с модернизацией продукции, частичным улучшением;
  • по области применения: продуктовые и процессные. Продуктовые инновации связаны с созданием и внедрением новой техники, производством новых продуктов; процессные инновации связаны с новыми способами производства или с использованием известных технологий в новом приложении;
  • по целевому назначению: стратегические инновации, использование которых обеспечивает конкурентные преимущества, лидерские позиции на рынке, высокие доходы; реактивные (адаптирующие) инновации, внедряемые предприятием вслед за лидером, чтобы не допустить отставания в условиях конкуренции;
  • по сфере использования: технологические, организационноуправленческие, социальные.

Деятельность предприятия по разработке, внедрению, освоению производства и продвижению новшеств включает:

  • проведение фундаментальных и прикладных научно- исследовательских, опытно-конструкторских работ, лабораторных исследований, проектирование, изготовление и испытание образцов новой продукции, видов новой техники, новых конструкций;
  • подбор необходимых видов сырья, материалов для изготовления новой продукции;
  • разработку технологических процессов изготовления новой продукции;
  • создание информационного обеспечения нововведений;
  • совершенствование организационно-управленческого обеспечения производства новшеств;
  • формирование кадрового обеспечения разработки и внедрения нововведений;
  • лицензирование, патентование новшеств;
  • проведение маркетинговых исследований, разработку мероприятий по продвижению новых изделий на рынок.

Любое новшество начинается с зарождения идеи и имеет несколько стадий существования, которые в совокупности составляют его жизненный цикл. Жизненный цикл инновации определяется как промежуток времени от зарождения идеи до снятия с производства созданного на ее основе инновационного продукта (рисунок 6.5).

Рисунок 6.5 - Этапы жизненного цикла инноваций

Жизненный цикл инноваций можно подразделить на три фазы: проектная, фаза освоения производства, эксплуатационная.

Проектная фаза включает фундаментальные, поисковые и прикладные научные исследования, опытно-конструкторские работы.

Фаза освоения производства - это период выпуска опытных партий товаров, совершенствования технологии, отработки регламента производственного процесса. Эта фаза связана с высокими расходами, высокой себестоимостью производства. В это время очень важны маркетинговые мероприятия для того, чтобы принципиально новый товар был выведен на рынок и начал рыночную жизнь.

Эксплуатационная фаза - это период рыночной жизни инновации. Этот период, в свою очередь, принято подразделять на четыре стадии.

Первая стадия - начало промышленного производства и выведение товара на рынок. На этой стадии начинается наращивание объемов производства, активное формирование спроса на новую продукцию предприятия.

Вторая стадия - подъем, быстрое увеличение объемов производства, рост доходов и прибыли. На этой стадии технологический процесс и организация производства отлажены, себестоимость продукции начинает снижаться.

Третья стадия - стадия зрелости и стабилизации. В этот период объемы производства и доходов достигают максимальных значений, темпы роста производства замедляются, а затем объемы производства стабилизируются в связи с насыщением рынка.

Четвертая стадия - спад объемов производства, прекращение производства и рыночного периода жизни продукции.

Анализ жизненного цикла новшеств имеет большое значение для планирования обновления производства продукции как в техническом, так и в технологическом отношении. На стадии зрелости и стабилизации объемов производства одних видов продукции должен начинаться процесс внедрения в производство и выведения на рынок новых изделий. Для того чтобы это обеспечить, инновационный процесс должен быть непрерывным.

Для развития инновационной деятельности большое значение имеет инновационный потенциал предприятия. Оценка инновационного потенциала предприятия проводится на основе комплекса показателей, которые можно объединить в следующие группы:

  • научно-технические: результаты фундаментальных и прикладных исследований, количество открытий, изобретений, величина научного задела;
  • материально-технические: уровень технического оснащения экспериментальным оборудованием для проведения опытноконструкторских работ по созданию и внедрению новшеств;
  • информационные: объем информационного потока, обслуживающего нововведения в форме научно-технической, проектно-конструкторской документации, регламентов и др.;
  • кадровые: структура кадров, обслуживающих научно- исследовательские и опытно-конструкторские работы; число работников, имеющих ученые степени, почетные звания, дипломы; доля занятых нововведениями в общей численности работающих;
  • организационно-управленческие: количество ступеней управления нововведениями, количество управляемых инновационных проектов и информационных потоков;
  • инновационные: наукоемкость новой продукции; степень новизны продукции, работ, технологий; интеллектуальный продукт - количество полученных в результате инновационной деятельности патентов, лицензий, ноу-хау;
  • рыночные: конкурентоспособность новой продукции; объем спроса на новую продукцию; количество заказов на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
  • экономические: экономическая эффективность нововведений; затраты на научные исследования; стоимость интеллектуального продукта;
  • финансовые: сумма инвестиций в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, нематериальные активы; источники финансирования инновационной деятельности.

Инновации обеспечивают повышение технико-организационного уровня производства, что, в свою очередь, проявляется в повышении показателей интенсивности использования экономических ресурсов (труда, средств труда, предметов труда), приростах объемов производства, улучшении финансовых результатов.

Показателями, характеризующими эффективность инноваций, являются:

  • прирост объема производства;
  • увеличение доли прироста объемов производства за счет интенсификации использования трудовых, материальных, финансовых ресурсов;
  • снижение материалоемкости единицы продукции;
  • снижение себестоимости единицы продукции;
  • повышение производительности труда;
  • рост фондоотдачи;
  • ускорение оборачиваемости оборотных средств;
  • прирост прибыли от реализации продукции;
  • повышение рентабельности производства.

Наряду с названными показателями выделяют показатели инвестиционной эффективности инноваций (см. разд. 6.7). Особенностью оценки эффективности инвестиций в инновации является то, что инвестиционные затраты начинаются с научно- исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Полезный эффект нововведений не всегда можно оценить с помощью экономических показателей. В краткосрочном периоде введение новшеств часто ухудшает экономические показатели предприятий, увеличивает издержки производства. Проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ требует дополнительного финансирования. Внедрение новой техники и технологий повышает риск производственной деятельности, часто снижает финансовую устойчивость предприятия в связи с высокой долей заемных средств в составе источников финансирования инноваций. На этапе освоения нового производства снижается загрузка производственных мощностей, растут расходы, связанные с переподготовкой персонала, могут иметь место процессы сокращения работников. Однако в долгосрочной перспективе инновации обеспечивают коммерческую выгоду, повышают конкурентоспособность предприятия.

Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, предусматривается переход к инновационному типу развития, основанному на наращивании сравнительных преимуществ в науке, образовании, высоких технологиях. Формирование инновационной экономики означает превращение знаний, творческого потенциала человека в ведущий фактор экономического роста конкурентоспособности страны. Инновационное развитие предполагает рост на основе:

  • активизации фундаментальных и прикладных исследований и разработок, существенном повышении их результативности;
  • повышения качества человеческого капитала и эффективности его использования;
  • диверсификации экономики, в структуре которой ведущая роль переходит к высокотехнологичным отраслям;
  • высокой инновационной активности организаций (предприятий) на основе освоения новых рынков, обновления ассортимента продукции, освоения новых технологий, создания новых форм организации бизнеса.

Инновационный тип развития требует создания максимально благоприятных условий для предпринимательской инициативы. Государство создает необходимые условия и стимулы для развития инновационной деятельности частного бизнеса, но не может подменять бизнес собственной активностью. Госу- дарственное предпринимательство концентрируется главным образом в отраслях, связанных с обеспечением безопасности страны, в области развития необходимой для инновационной деятельности инфраструктуры.

В предпринимательской среде основными субъектами, заинтересованными в переходе к инновационной экономике, являются организации, разрабатывающие новые технологии, предоставляющие интеллектуальные услуги, а также предприятия, сталкивающиеся с интенсивной глобальной конкуренцией, нуждающиеся в технологическом перевооружении, управленческих и социальных инновациях.

Инновационная и инвестиционная деятельность предприятия

Инновационная деятельность предприятий

Стратегическое управление представляет собой процесс, определяющий последовательность действий организации по разработке и реализации стратегии.

Главная задача любой стратегии предприятия - достижение конкурентных преимуществ и требуемой рентабельности производственно-хозяйственной деятельности. Решение этой задачи видится в определении условий, определяющих позицию предприятия на конкретном рынке.

К их числу относят:

Производственный потенциал предприятия - наличие современного оборудования, техники и технологий и их рациональное использование;

Экономический потенциал предприятия - низкие издержки производства и финансовая устойчивость предприятия;

Маркетинговый потенциал предприятия - эффективная служба маркетинга, развитая сбытовая сеть.

Также к числу перечисленных условий необходимо отнести и инновационный потенциал предприятия - наличие научно-технического задела, наличие квалифицированных научных кадров, способность к разработке и освоению инноваций, свободный доступ к современной информации в области НТП и т.д.

Инновационный потенциал косвенно характеризует и производственный, и экономический, и маркетинговый потенциал предприятия.

Он также характеризует их способность к усилению в перспективе.

Следовательно, изначально любое стратегическое решение имеет инновационный характер и направлено на решение различных проблем: производственных, экономических, маркетинговых и прочих. Поэтому необходимо определить место инновационного менеджмента в процессе стратегического управления.

На всех этапах стратегического управления одной из основных выступает инновационная составляющая. Это означает, что инновационный менеджмент на современном уровне развития экономики превращается в ведущий элемент стратегического управления.

Слово «инновация» является синонимом нововведения, или новшества, и может использоваться наряду с ними (см. английские терминологические словари).

В литературе встречается несколько подходов к определению сущности инновации. Наиболее распространены две точки зрения: в одном случае нововведение представляется как результат творческого процесса в виде новой продукции (техники), технологии, метода и т.д.; в другом -- как процесс введения новых изделий, элементов, подходов, принципов вместо действующих.

Инновации - это результат творческого процесса в виде созданных (либо внедренных) новых потребительных стоимостей, применение которых требует от использующих их лиц либо организаций изменения привычных стереотипов деятельности и навыков.


Инновационная деятельность предприятия есть система мероприятий по использованию научного, научно-технического и интеллектуального потенциала с целью получения нового или улучшенного продукта либо услуги, нового способа их производства для удовлетворения, как индивидуального спроса, так и потребностей общества в новшествах в целом.

В рамках процессного подхода под инновацией понимается комплексный процесс, включающий разработку, внедрение в производство и коммерциализацию новых потребительных ценностей -- товаров, техники, технологии, организационных форм и т. д.

Объектно-утилитарный подход к определению термина «инновация» характеризуется двумя основными моментами.

Во-первых, в качестве инновации понимается объект -- новая потребительная стоимость, основанная на достижениях науки и техники.

Во-вторых, акцент делается на утилитарной стороне нововведения -- способности удовлетворить общественные потребности с большим полезным эффектом.

В отличие от объектно-утилитарного процессно-утилитарный подход к определению термина «инновация» заключается в том, что в данном случае инновация представляется как комплексный процесс создания, распространения и использования нового практического средства.

Инновационный процесс предполагает следующие особенности:

1) представляет собой осуществление научно-исследовательской, научно-технической, собственно инновационной, производственной деятельности и маркетинга;

2) под ним можно понимать временные этапы жизненного цикла нововведения от возникновения идеи до ее разработки и распространения;

3) с финансовой точки зрения его можно рассматривать как процесс финансирования и инвестирования разработки и распространения нового вида продукта или услуги. В этом случае он выступает в качестве инновационного проекта, рассматриваемого как частный случай инвестиционного проекта.

В общем случае инновационный процесс состоит в получении и коммерциализации изобретения, новых технологий, видов продукции и услуг, решений производственного, финансового, административного или иного характера и других результатов интеллектуальной деятельности Малахов Е.С. Теоретические основы инновационного анализа хозяйствующего субъекта//Справочник экономиста, 2008. - №9.

Появление термина инновация продиктовано требованиями жизни.

Сегодня инновационная деятельность становится как никогда важной для предприятий.

Вместо того чтобы фокусироваться только на снижении затрат для удержания позиций в традиционной ценовой конкуренции, компании должны мыслить категориями роста и дополнительной стоимости и создавать их через использование знаний в инновационных процессах. Те компании, которые оказались первыми на рынке с инновационными продуктами, пользуются преимуществами первопроходцев и собирают повышенный доход до тех пор, пока конкуренты не догонят их.

Инновационным продуктом могут быть как новые товары, так и новые услуги. При этом процесс инноваций не ограничивается новыми технологиями производства, он также включает организационные системы.

Деятельность предприятия связана с непрерывным потоком многообразных изменений. Адаптация к инновациям, их проведение требуют разнообразных преобразований, как правило, новых для организации и потому носящих инновационный характер. Избранная инновационная стратегия должна быть реализована. Для успешного достижения поставленных инновационных целей необходим способ управления изменениями инновационного характера.

Другими словами, предприятию необходима модель управления инновационной деятельностью Письменная Н.Е. Инвестиционная деятельность в современных условиях хозяйствования. Вестник СевКавГТУ, Серия «Экономика», №2 (13), 2004.

Воплощение инновационных процессов в новых продуктах является основой экономического роста. Научно-технический прогресс привел к появлению новых технологий и производств и вызвал существенную трансформацию привычного экономического уклада.

Целесообразность выбора способа и варианта технико-технологического обновления зависит от конкретной ситуации, характера нововведения, его соответствия профилю, ресурсному и научно-техническому потенциалу предприятия, требованиям рынка, стадиям жизненного цикла техники и технологии, особенностям отраслевой принадлежности.

Различают два типа технологических инноваций: продуктовые и процессные. Внедрение нового продукта определяется как радикальная продуктовая инновация. Такие новшества основаны на принципиально новых технологиях либо на сочетании существующих технологий в новом их применении. Усовершенствование продукта - инкрементальная продуктовая инновация - связано с существующим продуктом, когда меняются его качественные или стоимостные характеристики.

Процессная инновация - это освоение новых или значительно усовершенствованных способов производства и технологий, изменения в оборудовании или организации производства.

По степени новизны инновации подразделяются на принципиально новые, т.е. не имеющие аналогов в прошлом и в отечественной и зарубежной практике, и на новшества относительной новизны. Принципиально новые виды продукции, технологии и услуг обладают приоритетностью, абсолютной новизной и являются оригинальными образцами, на основании которых тиражированием получают новшества-имитации, копии Сафронов. Экономика предприятия: Учебник. М.: ИФРА-М, 2007. -251 с..



Поделиться