Государственное унитарное предприятие является субъектом. Муниципальное предприятие и его права. Организация и деятельность муниципальных предприятий и учреждений. Государственное и муниципальное предприятие: главные особенности

Среди множества организационно-правовых форм, предусмотренных российским законодательством, есть и муниципальное унитарное предприятие.

Они могут действовать как на федеральном уровне, так и на уровне региона – однако чаще всего такого рода предприятия создаются именно местным самоуправлением муниципальных образований.

Попробуем разобраться, что собой представляет муниципальное унитарное предприятие, кратко называемое МУП.

Организационная форма

Определить правовое положение МУП проще всего исходя из названия этой организационно-правовой формы. Каждое слово в нём является значимым:

  1. «Муниципальное» – это означает, что оно создаётся на уровне местного самоуправления для обеспечения муниципальных нужд в какой-то продукции, либо, что чаще – в выполнении какого-либо вида работ или оказании услуг. В том случае, если инициатором создания выступает государство, создаются государственные унитарные предприятия.
  2. «Унитарное» – имущество предприятия является целостным и не делится на паи, акции либо иные доли. Владеть частью имущества МУП не могут даже его работники.
  3. «Предприятие» – это обособленный субъект экономической деятельности, являющийся юридическим лицом, выступающий в отношениях с контрагентами либо органами власти от своего имени и имеющий имущество, которым оно управляет.

Имущество


Однако в отношении имущества нужно сделать особую оговорку: МУП не является его собственником. Это означает, что хотя унитарные предприятия и коммерческие организации, но всё, чем они пользуются, находится в собственности соответствующего муниципального образования.

Местная власть лишь закрепляет за ним какие-то материальные активы – но они продолжают принадлежать самому муниципалитету. Именно поэтому МУП делятся на два типа в зависимости от того, на основании какого права они пользуются этим имуществом:

  • на праве хозяйственного ведения – собственно, таков гражданско-правовой статус большинства обычных МУП;
  • на оперативном управлении – так называемое казённое предприятие. Этот тип МУП встречается намного реже, потому что оперативное управление не слишком удобно для ведения коммерческой деятельности.

Оперативное управление подразумевает, что на любые действия, связанные с имуществом, требуется получать разрешение от собственника – в данном случае органа местной власти. В отличие от муниципального предприятия обычного типа, казенные меньше ориентированы на получение прибыли и куда больше зависят от бюджетного финансирования. Примером казённого предприятия могут служить предприятия электротранспорта (троллейбусов или трамваев) во многих городах.

Распоряжение имуществом

МУП не имеет права продавать, сдавать в аренду или иным образом распоряжаться имуществом без согласия местного органа власти. Оно также не может создавать дочерние общества.

Однако они могут вкладывать часть финансов в капитал коммерческих обществ или товариществ, если это разрешено Уставом и местным законодательством. Доходы от такого рода вкладов фиксирует бухгалтерская отчетность предприятия.

Кроме того, МУП в определённых пределах может распоряжаться доходами, полученными от своей деятельности. В частности, из них производится оплата труда руководителей и работников общества.

На основании чего действует

Деятельность муниципальных унитарных предприятий регулируется рядом нормативных актов, из которых важнейшими являются следующие:

  1. Гражданский кодекс РФ. В своих ст. ст. 113-114 (ст. 115, касавшаяся казённых предприятий, не действует с сентября 2014 года) этот акт даёт общую характеристику МУП и описывает общие «правила игры» для них.
  2. Закон №161-ФЗ. Он уже конкретизирует деятельность МУП и даёт более чёткое описание правил их работы.
  3. Закон № 44 ФЗ. Он касается такого вида деятельности МУП, как закупка им товаров или заказ услуг для муниципальных нужд. Однако необходимо помнить: с января 2018 года этот закон станет обязательным к применению в гораздо большем числе случаев. По сути, этот закон будет применяться практически для всех видов закупок, осуществляемых МУП.
  4. Закон № 223-ФЗ. До вступления в силу отдельных норм закона № 44-ФЗ этот акт применяется к большинству закупок, осуществляемых муниципальными унитарными предприятиями. В частности, до января 2018 года именно им должны руководствоваться МУП, заключая договора на субподряд в сфере своей деятельности.

Перечень не полон: к отдельным направлениям деятельности, которую ведут эти организации, применяются специальные нормы закона. Кроме того, нужно учитывать, что работа МУП может регулироваться и актами, принятыми органами местного самоуправления: администрацией городов, районов и т. д.

Как создается


Для того, чтобы муниципальное предприятие начало работу, требуется следующее:

  1. Соответствующий орган местной власти выносит постановление о создании МУП. Оно выносится в тех случаях, когда требуется либо обслуживать имущество, которое по закону не может быть приватизировано, либо чтобы обеспечить население какими-то товарами либо услугами по минимальным ценам. В частности, достаточно часто МУП создаются для обслуживания работы водопроводных сетей, для озеленения и уборки улиц, вывоза мусора, и т. д.
  2. Тот же орган утверждает Устав предприятия. Это единственный учредительный документ МУП. В нем отражается цель, ради которой создаётся предприятие, переданное ему имущество, порядок управления и другие вопросы, связанные с деятельностью МУП. Важно знать: Устав готовится департаментом или другим подразделением муниципального органа власти по управлению имуществом.
  3. Назначается директор. Его полномочия определяются Уставом, однако конкретное назначение производит собственник – местная власть. Муниципальный орган же и заключает с директором трудовой договор.
  4. Производится оценка передаваемого имущества и его полная опись.
  5. Местная администрация обращается в Росреестр с заявлением на регистрацию МУП.
  6. С того момента, как местное отделение Росреестра вносит запись в ЕГРЮЛ (реестр по учёту юридических лиц), МУП может начинать работу.

Какой план финансово-хозяйственной деятельности имеет МУП, смотрите в следующем видео:

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону:

В современной экономике унитарное предприятие выполняет важные функции, которые не представляют интереса для других субъектов предпринимательской деятельности или являются монополией государственных организаций/учреждений. Достаточно большой процент взрослого населения нашей страны слышали о подобной организационно-правовой форме, но многие граждане даже приблизительно не знают, что это такое.

Такой пробел в экономическом образовании может негативно отразиться на деятельности некоторых бизнесменов. Например, если во время сотрудничества с унитарным предприятием сумма его задолженности за оказанные услуги или поставленный товар превысила все допустимые нормы, Вы не сможете получить в качестве оплаты часть имущества должника. В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с деятельностью унитарных предприятий, проводится анализ их достоинств и недостатков, а также рассказывается о значении подобных организаций для экономики страны. Изложенная информация представляет интерес, как для предпринимателей, так и для теоретиков экономических дисциплин или обычных граждан для повышения уровня эрудиции.

Унитарное предприятие - суть и особенности

Прежде чем приступить к детальному изучению рассматриваемого вопроса, необходимо разобраться с терминологией. Можно сказать, что унитарное предприятие это специфическая форма юридического лица, которая предусматривает использование закрепленного за ним имущества без права собственности на него. Термин «унитарное» применяется в связи с тем, что указанное имущество нельзя распределять по паям, долям или вкладам, оно является неделимым. Представленные субъекты коммерческой деятельности создаются государственными или муниципальными органами с целью получения прибыли. Для этого используется закрепленная за предприятием собственность, что позволяет государству получать часть его доходов.

Существует три типа унитарных предприятий: государственное унитарное предприятие, федеральное или муниципальное. В любом из указанных вариантов владельцем имущества, которое используется в коммерческих целях, являются государственные учреждения/организации. Права и обязанности рассматриваемых субъектов коммерческой деятельности ограничиваются Гражданским кодексом и законом о государственных/муниципальных предприятиях. Ежегодно проводится обязательный аудит, с целью определения, как работало предприятие последние 12 месяцев (своевременная подготовка отчетов, законность сделок, эффективность работы руководства и т.д.).

Детальный анализ существующих организаций унитарной формы позволяет выделить их главные особенности :

    предприятием руководит один человек, которого назначает владелец (уполномоченное лицо от представителей госучреждений);

    если Вы уже сталкивались с унитарными предприятиями и знаете что это такое, то, скорее всего, обратили внимание на названия таких организаций (обязательно должно присутствовать упоминание о владельце);

    в уставе, который является учредительным документом, должны указываться главные цели и характер деятельности организации;

    собственность (государственная/муниципальная) закрепляется за предприятием согласно правам хозяйственного ведения или оперативного управления;

    владелец не отвечает своим имуществом, в случае возникновения долговых обязательств;

    владелец может забрать свое имущество, если унитарное предприятие не использует его или применяет не по назначению.

Цели создания

Для того чтобы понять, что значит унитарное предприятие, необходимо разобраться, для каких целей они создаются. Как уже отмечалось, представленные юридические лица, как правило, являются коммерческими организациями, то есть, первая цель их создания – получение прибыли. Кроме того, бывают ситуации, когда есть государственное имущество, которое невозможно приватизировать (как правило, мешает законодательство). В этом случае можно создать организацию унитарной формы, которая будет работать, используя предоставленное госучреждениями имущество.

Существует определенная группа товаров и услуг, которая нужна для решения социальных проблем, но частные компании не занимаются данным направлением коммерческой деятельности (так как эти товары продаются практически по себестоимости). В этом случае возможен только один вариант решения вопроса – создание унитарного предприятия. Иногда организации унитарной формы функционируют, чтобы производители товаров первой необходимости не завышали стоимость своей продукции. Еще одна цель создания рассматриваемых предприятий – защита убыточных отраслей, в товарах которых нуждается население нашей страны.

Если Вы поняли, что такое унитарное предприятие и можете самостоятельно сформулировать определение данной категории, то обязательно акцентируйте внимание на том, что это не только коммерческие организации, но и эффективный «инструмент» для решения многих вопросов государственной важности.

Формы унитарных предприятий

Организации, функционирующие на праве хозяйственного ведения, используют в качестве учредительной документации устав с отметкой органов государственной власти (министерства, органов местного самоуправления и т.д.). Данный документ – это не только стандартная информация о юридическом лице, но и перечень основных направлений деятельности, их цели, а также данные о размере уставного капитала (для муниципального предприятия – 1000 минимальных зарплат, а для государственного — 5000).

Учредитель организации данного типа не несет ответственность за результаты деятельности, если он не давал указания, которые стали причиной банкротства. Для того чтобы лучше понять, что такое унитарное предприятие, возьмите в качестве примера «Почту России» и проанализируйте работу предприятия. Вы увидите, что в данном случае, организация имеет право распоряжаться имуществом, самостоятельно регулировать финансовые потоки и решать другие вопросы, без вмешательства представителей власти.

Организации, функционирующие на праве оперативного управления, осуществляют свою деятельность на основе государственного/муниципального имущества. В данной ситуации устав, так же, как и в первом случае, должен отмечаться представителями государственных учреждений или местных органов власти, имеющих соответствующие полномочия. Название унитарных предприятий, основанных на праве оперативного управления, должны подтверждать, что это казенная организация.

Обратите внимание на тот факт, что в данной ситуации государственные учреждения могут нести ответственность за определенные результаты деятельности предприятия. Руководство организации унитарной формы не может принимать решение об ее ликвидации или реорганизации, этот вопрос решают на уровне правительства или муниципальные органы власти. В отличие от первой формы, предприятия, функционирующие на основе оперативного управления, не могут решать серьезные хозяйственные вопросы без соответствующего разрешения представителей государственных учреждений.

Для того чтобы исключить возможность использования мошеннических схем с целью получения доступа к государственной собственности, унитарным предприятиям запретили принимать участие в создании дочерних фирм или новых юридических лиц. Данный пункт является очень важным для сохранения гос имущества, о чем свидетельствуют одобрительные отзывы предпринимателей, которые хорошо знают, что означает унитарное предприятие для любителей зарабатывать деньги нечестным путем.

Многие читатели после детального изучения всех аспектов представленной темы, особенно если это происходит в ускоренном режиме, начинают немного путаться в терминологии, и часто спрашивают, чем отличается унитарное предприятие от казенного.

Ответ очень простой: и первые, и вторые являются унитарными предприятиями, только обычные (унитарные) организации имеют право на относительную свободу действий, а казенные должны согласовывать с учредителями даже незначительные хозяйственные вопросы. Кроме того, казенные предприятия основываются только на праве оперативного управления.

Источники для формирования имущества унитарных предприятий

Анализ представленной темы будет неполным, если читатель не узнает, откуда берется имущество для передачи унитарным предприятиям.

    Прежде всего, это добровольная передача собственником своего имущества для формирования уставного фонда.

    Заемные средства, включая ссуды банков и других финансово-кредитных учреждений.

    Амортизационные отчисления и бюджетные дотации.

    Доходы от коммерческой деятельности.

    Пожертвования физических и юридических лиц и другие источники финансирования.

Законодательство РФ предоставляет унитарным предприятиям определенную свободу действий и возможность распределять свою продукцию, часть имущества и т.п., если подобная операция принесет прибыль государству. Под запрет попадает только продажа недвижимости. Для того чтобы продать даже небольшое здание, необходимо получить разрешение от представителей государственных органов управления. Учитывая значение слова унитарное предприятие, можно даже без экономического образования сделать вывод, что любые сделки, связанные с реализацией гос имущества, не сильно «приветствуются» представителями власти. Например, сделки, которые в финансовом плане превышают 150 млн. рублей, должны утверждаться на уровне правительства или федерации, которая контролирует все вопросы, связанные с государственным имуществом.

Финансовые ресурсы унитарных предприятий

Читатели, которые интересуются экономикой, скорее всего, догадались, что финансовые ресурсы унитарных предприятий отличаются от финансов других коммерческих организаций. Например, в ситуации, когда организация унитарной формы по результатам деятельности за год демонстрирует снижение суммы чистых активов, и она не смогла «выровнять» показатели в течение 3 месяцев, государственные чиновники принимают решение о ликвидации предприятия. Естественно, в аналогичной ситуации владельцы обычной коммерческой фирмы не будут применять такие радикальные методы решения проблемных вопросов.

Если Вас интересует, какие признаки имеет унитарное предприятие, отличающие его от обычных субъектов предпринимательской деятельности, то следует обратить внимание на распределение прибыли данных организаций. Обычная фирма (ООО, ЗАО или ИП) строит отношение с государственным бюджетом по схеме: получил прибыль – заплати налоги, выплатил зарплату сотрудникам – рассчитайся с фондами, нарушил закон – заплати штраф. Унитарное предприятие, кроме перечисленных платежей, отдает часть своей прибыли в бюджет государства. Механизм распределения полученных доходов должен отображаться в уставных документах организации.

На вопрос, может ли унитарное предприятие быть учредителем ооо, Вы не найдете точного ответа в законодательстве. Теоретически запрета нет, но на практике вряд ли у Вас получиться внести в уставный фонд государственные деньги или имущество. В принципе, ситуация похожа на создание дочерних предприятий (которые, в данном случае, находятся вне закона).

Унитарные предприятия не только отдают часть своей прибыли в бюджет, но и получают из него определенные финансовые средства, как правило, для реализации социальных программ. Если Вы уже составили собственное мнение о том, что такое унитарное предприятие в России, тогда Вас не удивят довольно сложные схемы дотаций, субвенций и субсидий, а также участие в них рассматриваемых организаций. Насколько эффективны подобные схемы в масштабах страны, трудно сказать, тем более что получить реальную информацию с подробными статистическими данными достаточно сложно (несмотря на утверждения государственных чиновников).

Подводя итоги данной темы, можно сказать, что унитарные предприятия играют важную роль в решении социальных проблем, но масштабы данной помощи пока не впечатляют, возможно, в ближайшем будущем мы увидим более эффективную работу представленных организаций.

Понравилась статья? Поделись с друзьями в соц. сети:

Государственное унитарное предприятие - коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.

Устав унитарного предприятия должен содержать помимо сведений, указание которых обязательно в учредительных документах юридического лица в соответствии с положениями статьи 52 ГК РФ (наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица), также сведения о предмете и целях деятельности предприятия, а также о размере уставного фонда предприятия, порядке и источниках его формирования.

Имущество государственного унитарного предприятия находится в государственной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. В случаях, предусмотренных законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, по решению Правительства Российской Федерации на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, может быть образовано унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления (федеральное казенное предприятие) .

Государственные унитарные предприятия могут создаваться федеральными органами государственной власти на основе федеральной государственной собственности, либо образовываться органами государственной власти субъектов Российской Федерации на основе государственной собственности этих субъектов Российской Федерации. Фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества.

Органом унитарного предприятия является руководитель, который назначается собственником либо уполномоченным собственником органом и им подотчетен.

Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Унитарное предприятие не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества.

Правовое положение государственных унитарных предприятий определяется ГК РФ и законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.

Российское избирательное право: словарь-справочник . 2013 .

Смотреть что такое "Государственное унитарное предприятие" в других словарях:

    Государственное унитарное предприятие

    ФГУП НИКИЭТ — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом Синонимы ФГУП НИКИЭТ EN Research and Development instant of Power Engineering … Справочник технического переводчика

    Государственное унитарное предприятие Московский метрополитен - ГУП «Московский метрополитен» Год основания 1935 Ключевые фигуры Дмитрий Гаев (начальник) Тип ГУП Расположение … Википедия

    Государственное унитарное предприятие "Мосстройсертификация" - 15.16. Государственное унитарное предприятие Мосстройсертификация: в соответствии с установленными требованиями осуществляет сертификацию строительных материалов, изделий и конструкций; проводит инспекционный контроль за сертифицированной… …

    Государственное унитарное предприятие « Мосстройсертификация » - 15.19. Государственное унитарное предприятие « Мосстройсертификация »: в соответствии с установленными требованиями осуществляет сертификацию строительных материалов, изделий и конструкций; проводит инспекционный контроль за сертифицированной… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Федеральное государственное унитарное предприятие - Унитарное предприятие (обычные сокращения: Государственное унитарное предприятие ГУП, Муниципальное унитарное предприятие МУП, Федеральное государственное унитарное предприятие ФГУП) коммерческая организация, не наделённая правом собственности на … Википедия

    Федеральное государственное унитарное предприятие «Гознак» - ФГУП «Гознак» Год основания 1818 Ключевые фигуры Аркадий Трачук (генеральный директор) Тип Унитарное предприятие … Википедия

    Федеральное Государственное Унитарное Предприятие Воткинский завод

    Федеральное государственное унитарное предприятие «Воткинский завод» - Координаты: 57°03′02″ с. ш. 53°58′55″ в. д. / 57.050556° с. ш … Википедия

    Федеральное государственное унитарное предприятие Монтажно-технологическое управление \"Альтаир\ - Другое предприятие ВПК со сходным названием МНИИРЭ «Альтаир» Федеральное государственное унитарное предприятие Монтажно технологическое управление «Альтаир» (ФГУП МТУ «Альтаир») советское/российское предприятие ВПК, обеспечивающее монтаж,… … Википедия

Книги

  • Комплект настенных карт. География России. 8-9 классы , . Комплект карт - учебные пособия, разработанные и выпущенные в рамках Комплексного Проекта Средств Обучения «СПЕКТР» для средней и основной школы. Федеральное государственное унитарное…

Предприятие - это автономный субъект хозяйствования, который учреждается и действует на основе существующего национального законодательства для производства продукции, предоставления услуг и выполнения работ.

Две основных цели его функционирования - удовлетворение появившихся потребностей и получение прибыли. Одной из форм деятельности является муниципальное предприятие. О его основных особенностях и пойдет речь в этой статье.

Категории хозяйственных субъектов

По Гражданскому кодексу РФ, фактически существует три больших группы коммерческих организаций:

  1. Хозяйственное общество, или товарищество.
  2. Производственный кооператив.
  3. Унитарное государственное или муниципальное предприятие.

Первая группа включает в себя наибольшее количество подкатегорий:

  • Полное общество.
  • Коммандитное товарищество.
  • Общество с дополнительной ответственностью.
  • ОАО и ЗАО.

Кооператив - это объединение граждан на добровольной основе для совместной хозяйственной деятельности. Каждый его член лично участвует в работе и вносит туда паевой взнос. Все участники данной организации несут совместную ответственность. Это означает, что прибыль распределяется пропорционально трудовому вкладу. При ликвидации производственного кооператива все оставшееся имущество распределяется между работниками по аналогичному принципу.

Государственное и муниципальное предприятие: главные особенности

В последнюю категорию входят унитарные субъекты хозяйствования. Муниципальное предприятие - это особый вид коммерческой организации, в которой право собственности на имущество не закрепляется за отдельным человеком. Поэтому такой субъект хозяйственности и называется унитарным. Его имущество не распределяется на доли и паи, в том числе между людьми, которые на нем работают. По Гражданскому кодексу РФ, муниципальное предприятие всегда является унитарным. При этом такая форма характерна исключительно для подобных субъектов хозяйственности, созданных органами государственного или местного самоуправления.

Некоммерческие организации

Кроме перечисленных субъектов хозяйствования, нацеленных на прибыль, по российскому законодательству могут создаваться добровольные гражданские объединения. Учреждать их может и государство. Выделяют следующие основные виды некоммерческих объединений:

  1. Потребительский кооператив.
  2. Религиозная или общественная организация.
  3. Фонд.
  4. Учреждение, в том числе и муниципальное.
  5. Ассоциация или союз.

Таким образом, муниципальное учреждение и муниципальное предприятие - это два основных способа, с помощью которых государство может осуществлять хозяйственную деятельность. От того, получает ли оно прибыль, с какими целями было создано, зависит, как его правильно называть.

Формы муниципальных предприятий

Все унитарные субъекты хозяйственности принято разделять на два вида. Все государственные учреждения можно отнести к одному из них.

Первый включает в себя предприятия с правом хозяйственного ведения. Это означает, что у него есть законная возможность владеть, использовать и распоряжаться имуществом в установленных законодательством пределах. Такое положение вещей является более предпочтительным, поскольку в этом случае можно самостоятельно определять свою стратегию и устанавливать соответствующее ей цели и повседневные задачи.

Муниципальное унитарное предприятие с правом оперативного управления гораздо больше зависит от государства. Оно может владеть, использовать и распоряжаться всем имуществом, но только в заранее установленных пределах. Государственный орган определяет его цели и задачи, которые не подлежат изменению. Этот вид имеет гораздо меньшую самостоятельность в управлении.

Процесс создания и работа

Муниципальное унитарное предприятие начинает деятельность по решению государственного органа. Правительство РФ также может создать на основе имущества в его собственности. Учредительным документом выступает устав. Государственный или муниципальный орган несет ответственность при недостаточности имущества созданного им предприятия. Руководитель полностью подотчетен Правительству РФ в лице его уполномоченных органов.

Основные положения

Согласно статье 52 Гражданского кодекса РФ, унитарное предприятие представляет собой субъект хозяйствования, не наделенный правом собственности числящимся за ним имуществом. Его устав должен обязательно включать два пункта:

  • Предмет и цель деятельности.
  • Величина уставного фонда и источники его финансирования.

Фирменное наименование должно обязательно содержать указание на государственную собственность. По обязательствам унитарное предприятие несет ответственность всем имуществом, но не может выступать предметом залога или стать неплатежеспособным в результате банкротства своего собственника. В РФ действует специальный Федеральный закон, в котором описываются именно такие субъекты хозяйствования.

Возможности оперативного и полного управления

Любое муниципальное предприятие создается на основе решения Именно им и утверждается его устав. Размер фонда унитарного предприятия с правом хозяйственного ведения должен быть полностью профинансирован до его регистрации. Если размер чистых активов в конце года оказывается меньше уставного фонда, то уполномоченный орган обязан отследить эту ситуацию и сократить его. Уведомление об изменении величины фонда посылается всем кредиторам, которые могут потребовать досрочного выполнения предприятием своих обязательств. Собственник не отвечает по обязательствам, кроме случаев, которые описаны в статье 56 Гражданского кодекса РФ.

Унитарные предприятия с правом оперативного управления создают по решению правительства. Федеральная собственность закрепляется за ними в качества их имущества. Учредительный документ - также устав. Основное отличие состоит в том, что при недостаточности имущества государство несет ответственность по его обязательствам. Соответственно, реорганизация и ликвидация производятся только по решению Правительства РФ.

Под предприятием в общем смысле следует понимать имущественный комплекс, который используется для ведения предпринимательской деятельности. В его состав включаются все виды материальных ценностей. К ним в числе прочего относят земельный участок, оборудование, сооружения, продукцию, сырье. Этот комплекс в целом или какая-либо его часть может выступать в качестве объекта аренды, залога, купли-продажи и прочих сделок. Существуют различные организационно-правовые формы предприятий. Рассмотрим одну из них.

Муниципальные предприятия и учреждения и их собственники

В качестве владельца таких организаций выступает местный орган власти. Им же осуществляется управление муниципальными предприятиями. Собственник может направлять его работу по любому пути согласно законодательству. Орган местной власти имеет возможность:

  1. Создавать, реорганизовывать, ликвидировать муниципальные предприятия и учреждения.
  2. Определять предмет и цели работы этих комплексов.
  3. Назначать руководителей.
  4. Контролировать использование и сохранность материальных ценностей, вверенных предприятиям.

Специфика работы

Деятельность муниципальных предприятий, касающаяся социального обслуживания, находится за рамками традиционного предпринимательства, конкурентной борьбы за привлечение капиталов. Их функционирование дополняется необходимостью предоставлять услуги населению без расчета на извлечение прибыли. Муниципальное коммунальное предприятие или иной другой обслуживающий комплекс может использовать рыночные механизмы, внедрять опыт администрирования частными компаниями. Это благотворно влияет на работу комплекса, повышает эффективность использования предоставленных ему ресурсов.

Законодательное регулирование

Учитывая специфику работы рассматриваемых комплексов, нормативные акты регламентируют процедуру их создания. Так, муниципальное казенное предприятие направляет большую часть своей продукции, работ или услуг на удовлетворение нужд МО. Такой комплекс выпускает товар по установленной стоимости для решения общественных задач.

Единая цена назначается и на категории работ и услуг. Муниципальное казенное предприятие получает дотации от государства. В соответствии с этим определяется цель его функционирования. Кроме того, комплексы такого типа в ряде случаев ведут убыточные производства. Такая регламентация устанавливается в ФЗ № 161.

Муниципальное предприятие использует материальные ценности, приватизация которых не допускается. Его функционирование направлено на решение различных социальных задач. К ним в числе прочего относят и реализацию услуг и товаров по минимальной стоимости.

Некоторые нюансы

Новые муниципальные предприятия города или иного населенного пункта создаются достаточно редко. Объектов, приватизация которых законодательством запрещена, в настоящее время не так много. При этом их юридический статус четко регламентируется нормативными актами.

Муниципальное предприятие, которое создается для оказания услуг либо реализации продукции по минимальной стоимости, достаточно сложно существовать без дотаций. Во всех случаях, фактически, имеет место бесприбыльная работа комплексов. Организация муниципальных предприятий, в этой связи, автоматически привязывается к бюджетным поступлениям. Это, в свою очередь, противоречит в определенном смысле положениям ГК. Кодекс, в частности, относит муниципальное предприятие к коммерческой структуре. Работу такого объединения без прибыли сложно представить. С другой же стороны, в Законе "О банкротстве" установлена обязанность учредителя, в данном случае - муниципального образования, не допустить несостоятельности созданного им предприятия.

Расширение сферы

Учитывая сложившуюся в настоящее время экономическую ситуацию, ряд экспертов полагают, что условий для образования хозяйствующих комплексов необходимо больше. Муниципальные предприятия функционируют сегодня во всех отраслях экономики. Они предоставляют услуги, создают рабочие места, получают доходы, которые направляются в бюджет и собственное развитие. Тем не менее многие из них получают государственные и региональные дотации. В этой связи сложно говорить о какой-то прибыльности таких предприятий. Новые условия их создания позволили бы:

  1. Заполнить рыночные ниши. Это актуально в случае отсутствия какого-либо профильного предприятия, недостаточной активности частных инвестиций, наличия повышенного или неудовлетворенного спроса.
  2. Ликвидировать монополии какого-либо производителя или продукции на местном рынке.
  3. Быстро реализовать выгодный проект.
  4. Снять напряженность на рынке труда.

Все эти проблемы присутствуют сегодня в социальной сфере. В этой области производственный процесс обуславливается не только стремлением извлечь прибыль, но и общественной полезностью, интересами социальной справедливости, платежеспособного спроса и проч. Создавая новое муниципальное предприятие, необходимо учитывать наличие на рынке частных компаний, последствия их работы для населения. Некоторые услуги целесообразнее оставить этим объединениям. Перед учреждением муниципального предприятия местные органы должны изучить возможности, существующие в частном секторе.

Классификация

Права муниципальных унитарных предприятий законодательно ограничены. Между тем такие комплексы обладают определенной степенью самостоятельности и в юридическом, и в хозяйственном смысле. В соответствии с этим критерием выделяют следующие группы:

  1. Предприятия, не обладающие ни хозяйственной, ни правовой самостоятельностью. В них присутствуют собственные административные органы. Тем не менее, по своей сути, такие комплексы выступают в качестве подразделений местной администрации. Расходы и доходы таких предприятий интегрируются в местный бюджет. Функционирование комплексов осуществляется в соответствии с поступающими из местных органов власти указаниями. В общем смысле, муниципалитет действует как одно предприятие, при этом координируя работу своих подразделений.
  2. Комплексы, обладающие юридической и хозяйственной самостоятельностью. В данном случае имеют место определенные права муниципальных предприятий, однако ключевые решения, касающиеся работы принимаются в администрации. В местном бюджете показывают только результаты их финансовой деятельности. Прибыль, которую получают такие предприятия, обычно не покрывает их расходов. Это обуславливается тем, что местная и региональная власть устанавливает соответствующие цены для них. В частности это касается транспорта, связи, услуг ЖКХ. В качестве источников финансирования предприятий выступают средства населения (потребителей), а также поступления из местного бюджета. В промышленных центрах, крупных муниципальных образованиях такие комплексы могут зарабатывать деньги самостоятельно и направлять прибыль на улучшение обслуживания граждан.
  3. Предприятия, осуществляющие деятельность на коммерческой основе. Такие комплексы выводятся из структуры администрации. Их передают в доверительное управление специалистам (менеджерам). Предприятия осуществляют реализацию товаров по рыночной стоимости. К ним относят разные строительные, промышленные, сельскохозяйственные, торговые и прочие комплексы. Они вправе осуществлять свою работу в форме акционерного либо другого хозяйствующего общества, которое учреждается органами местной власти. Последним принадлежит контрольный пакет ценных бумаг. Эти предприятия обладают свободой в своих действиях, имеют конкретный юридический статус. Они работают для нужд массового потребителя, за пределами местных рынков в том числе.

Имущество муниципального предприятия

Муниципальное образование (МО) может перевести созданный им комплекс на самоокупаемость, сочетая с этим предоставление дотаций потребителям (форма адресной поддержки). В процессе перехода на коммерческую основу, увеличения объема платных услуг, с одной стороны, ликвидируется граница между муниципальными учреждениями и предприятиями, а с другой - между последними и частными компаниями. Тем не менее, несмотря на определенную степень свободы действий по отношению к созданному комплексу, МО обязано соблюдать законодательные предписания. Ими гарантируются права и самого предприятия, и его руководства.

Функционирование комплексов осуществляется, преимущественно, на базе хозяйственного ведения. Это право предоставляет определенные полномочия предприятию на пользование, владение, распоряжение материальными ценностями, любыми движимыми объектами, финансами в том числе, по собственному усмотрению. Кроме того, оно может сдавать в аренду, продавать, менять, отдавать в залог.

Исключением выступают недвижимые объекты. На них не распространяется право распоряжения по собственному усмотрению. Для осуществления той или иной сделки необходимо согласование с собственником. На практике полномочия передаются руководителю предприятия. Он единолично реализует их. Взаимоотношения руководителя и собственника регламентируются трудовым законодательством.

Обязательства, возможности, запреты

Вмешательство собственника в деятельность муниципального предприятия, согласно ГК, вне установленных для него полномочий, считается незаконным. Владелец может осуществить изъятие только неиспользуемых по назначению материальных ценностей и распорядиться ими по собственному усмотрению.

Муниципальное предприятие отвечает по своим обязательствам всем имуществом, которое ему принадлежит. МО несет ответственность только в случае банкротства созданного им комплекса. Иные обязательства к нему не относятся. При банкротстве возникает субсидиарная ответственность. Такое же правило действует при недостаче имущества казенного предприятия.

Проблемы отрасли

В законодательстве не установлена обязательность проведения независимого аудита для муниципальных предприятий, а также создания каких-либо надзорных структур внутри него. Отсутствие контрольных функций у МО часто приводит к нарушению финансовой дисциплины.

Например, денежные средства муниципальных предприятий направляются в другие компании для сокрытия возникшей прибыли, начинают заключаться сделки для удовлетворения индивидуальных интересов руководства. Кроме этого, зачастую предоставляется необъективная или неполная информация о работе, что, соответственно, не позволяет предупреждать и пресекать неправомерные действия.

В некоторых случаях полномочия, которыми обладает собственник, не позволяют не только предъявлять к руководителям предприятий требования, но и определять показатели их экономической эффективности (отчетные или плановые). ТК, обеспечивая эффективную защиту работников, вместе с этим существенно осложняет процесс применения к ним мер ответственности.

Сокращение сектора

Оно давно обсуждается на правительственном уровне. Чиновники предлагают два варианта ликвидации муниципальных предприятий:

  1. Отчуждение непрофильных активов по закону о приватизации. В рамках этого подхода продажа должна осуществляться в обязательном порядке по любой стоимости. Речь, в частности, идет о проведении аукциона. Если первые торги не состоялись, то назначаются повторные. При этом начальная цена не объявляется.
  2. Преобразование в муниципальное учреждение с наделением права зарабатывать деньги сверх установленной суммы в смете.

Возможные последствия

Распродажа муниципальных предприятий может способствовать сокращению неотчуждаемого минимума имущества, который необходим местной власти для реализации своих полномочий. В соответствии с этим МО может лишиться статуса хозяйствующего субъекта. Это, в свою очередь, будет противоречить основополагающим нормативным актам местного самоуправления.

Муниципалитеты обязаны обладать для реализации своих функций и решения социально-экономических проблем. В условиях рыночных отношений для местных органов это означает не только возможность, но и необходимость иметь в своем распоряжении коммерческие структуры, сочетая обязательные и добровольные полномочия.

Между тем немаловажен другой аспект устранения муниципальных предприятий. Эти комплексы несут на себе основную социальную нагрузку и обеспечивают сдерживание повышения тарифов на жизненно важные услуги, получая при необходимости бюджетные дотации. Однако муниципальное предприятие, функционирующее на правах хозяйственного ведения, в любой момент может быть переведено на хозрасчет с исключением остатков финансирования из бюджета.

Если отменить тарифное регулирование, то есть допустить предоставление услуг населению по стоимости, включающей хотя бы средний доход, то это станет доступно любому комплексу. В этом случае оно мало чем будет отличаться от частной компании по силе мотивации. А дотации будут переадресовываться непосредственно потребителям.



Поделиться