Внешние финансовые отношения:
отношения предприятия с бюджетом и внебюджетными фондами (например, перечисление предприятием налогов);
отношения предприятия с прямыми участниками и учреждениями инфраструктуры финансового риска (банками, биржами, страховыми компаниями);
отношения предприятия с партнерами по операционной деятельности (поставщиками, покупателями готовой продукции, продавцами основных средств);
отношения предприятия с органами производственной инфраструктуры (транспорт, учреждения связи).
Внутренние финансовые отношения:
отношения между головным и дочерними предприятиями возникающие внутри финансово-промышленных групп;
отношения предприятия с его учредителями – эти отношения троятся по поводу формирования основного капитала;
отношения с персоналом;
отношения между структурными подразделениями предприятия.
Государственное регулирование финансовой деятельности предприятии – это процесс нормативно-правового регламентирования условий формирования их внешних и внутренних финансовых отношений и осуществление ими основных видов финансовых операций.
Государственное регулирование включает следующие направления:
регулирование порядка формирования информационной базы управления финансовой деятельностью предприятия;
налоговое регулирование;
регулирование кредитных операций;
регулирование денежного обращения форм расчетов;
валютное регулирование;
регулирование инвестиционных операций;
регулирование рынка ценных бумаг;
регулирование операций страхования на финансовом рынке;
регулирование порядка и форм санации предприятий;
Санация – финансовое оздоровление предприятия.
10)регулирование процедуру банкротства и ликвидации предприятий.
Принципы организации финансов предприятия
Принцип хозяйственной самостоятельности , его реализация обеспечивается тем, что хозяйствующие субъекты независимо от формы собственности самостоятельно определяют свои расходы источников финансирования, а так же направления вложения денежных средств с целью получения прибыли.
До 90-ых гг. сверху устанавливали, что производить, кому поставлять и цены на продукцию. Предприятие рассчитывалась по всем обязательствам и если оставалась прибыль, то ее забирали в виде отчислений свободного остатка прибыли в бюджет.
На данном этапе самостоятельность предприятия ограниче6на только некоторыми нормами: государством устанавливаются проценты налогов, нормы амортизации и др.
Принцип самостоятельности и самофинансирования он означает полную окупаемость затрат на производство и реализацию продукции, а так же инвестирование в развитие производства за счет собственных средств и при необходимости за счет банковских кредитов. Но самоокупаемость пока не распространяется на отрасли, где есть государственное регулирование цен: сельское хозяйство, транспорт, угольная промышленность, ЖКХ – там выдаются дотации.
Принцип материальной заинтересованности , его реализация может быть обеспечена достойной оплатой труда, оптимальной налоговой политикой государства, а так же соблюдением экономически обоснованных пропорций в распределении чистой прибыли на фонд потребления и накопления. Налог на предприятии не должен превышать 30%. Достойная оплата труда должна быть обеспечена за счет фонда оплаты и прибыли направляемой: на потребление в виде премий, вознаграждений по итогам работы за год, за выслугу лет, материальной помощи и других стимулирующих выплат, а так же выплат работникам процентов по облигациям и дивидендов по акциям.
Принцип материальной ответственности – означает наличие определенной системы ответственности за ведение и результаты хозяйственной деятельности, т.е. этот принцип реализуется в случае убыточности работы предприятия, его неспособности удовлетворить требования кредиторов. Этот принцип так же находит свое отражение в штрафах пени.
Принцип обеспечения финансовых резервов , на предприятии должны формироваться резервные фонды на случай непредвиденных обстоятельств.
Сущность любой экономической категории, в том числе и финансовой системы, проявляется в ее функциях. Функция (от лат.functio - исполнение, осуществление) - внешнее проявление свойств какого-либо объекта (явления) в данной системе отношений.
В экономической литературе имеются различные теоретические представления о функциях финансовой системы. Это обусловлено прежде всего спецификой подходов к определению финансов и финансовой системы существующих экономических школ и направлений, которая, в свою очередь, связана с конкретно-историческими и страновыми особенностями функционирования финансовых систем.
Финансовые системы характеризуются динамичным развитием, в процессе которого модифицируются их структурные формы, возникают новые финансовые инструменты и услуги, соответствующие целям и задачам функционирования финансовых систем на том или ином этапе общественной эволюции. Финансовые системы разных стран могут иметь определенные отличия в силу воздействия многих факторов, в числе которых используемая экономическая модель, масштабы страны, степень развития финансовых институтов и уровень конкуренции среди них, применение инноваций и технологий, культурные, исторические, географические, демографические и иные. В странах с административной экономикой функции финансовой системы сводятся в основном к распределению финансовых ресурсов, а институты играют роль государственного рычага. В экономически развитых странах функции финансовой системы более дифференцированы и многообразны.
В западной экономической литературе, где преобладает институциональный подход к определению сущности финансовой системы, в соответствии с которым финансовая система рассматривается как совокупность институтов, аккумулирующих и предоставляющих денежные средства с учетом оценки активов и управления риском, выделяются такие функции финансовой системы, как информационная, контроль и мониторинг, управление рисками, аккумуляция сбережений, снижение издержек обращения, расчетно-платежное обслуживание и др.
Так, Р. Левин относит к функциям финансовой системы информационную функцию, контроль и мониторинг, управление рисками, аккумуляцию сбережений, снижение издержек обращения ; Р. Мертон и 3. Боди - платежно-расчетную, объединение ресурсов и выделение долей в предприятии, временное, межотраслевое и межстрановое перераспределение экономических ресурсов, управление риском, информационную, преодоление или смягчение проблем, связанных с информационной асимметрией . При этом Р. Мертон и 3. Боди считают, что главной функцией финансовой системы является временное, межотраслевое и межстрановое перераспределение экономических ресурсов.
В работе Дж. Стиглица приведен следующий состав функций финансовой системы: передача ресурсов (капитала) от сберегающих агентов к заемщикам и инвесторам; агломерация капитала, поскольку проекты требуют больше капитала, чем может быть у одного или группы сберегающих агентов; отбор проектов; мониторинг использования средств по проекту; обеспечение выполнения контрактов (возврата); передача, разделение, агрегирование рисков, диверсификация рисков .
В отечественной экономической литературе ряд авторов (А. Г. Грязнова, Л. А. Дробозина, Е. В Маркина и другие) в соответствии с традиционным пониманием категорий «финансы» и «финансовая система» выводят функции финансовой системы из функций финансов, выделяя распределительную и контрольную .
Некоторые исследователи считают, что финансовая система имеет и другие функции: оперативную, стимулирующую, перераспределительную, воспроизводственную .
По мнению других исследователей (В. Н. Горелик, А. 3. Дадашев, Д. Г. Чер- ник), финансовая система призвана обеспечивать, во-первых, распределение и перераспределение валового внутреннего продукта посредством осуществления комплекса коммерческих, финансовых и фискальных операций, воздействующее на темпы и направления социально-экономического развития государства; во-вторых, координированное взаимодействие между государственными органами управления, хозяйствующими субъектами и населением в процессе формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, создание предпосылок для перехода к более высокому уровню деловой активности .
Анализ представленных позиций свидетельствует о том, что основной функцией финансовой системы является распределительная. Такой подход соответствует принятому как в отечественной, так и западной экономической литературе. Финансовая система не выполняет иных функций, если она не выполняет главную из них .
Состав этих иных функций определяется представителями различных научных школ по-разному, исходя из теоретических представлений о сущности финансовой системы.
- - распределительную, охватывающую перемещение экономических ресурсов во времени и пространстве;
- - регулирующую, включающую финансовое регулирование экономики, управление рисками экономической деятельности и ликвидностью финансовых активов, снижение издержек обращения, обеспечение оптимальных способов осуществления расчетов;
- - мобилизационную, обеспечивающую аккумуляцию сбережений;
- - контрольную, предполагающую контроль и мониторинг денежных доходов и фондов;
- - информационную, направленную на смягчение информационной асимметрии.
Характеристика функций финансовой системы
Ключевой функцией финансовой системы является распределительная.
Распределительная функция финансовой системы проявляется в процессе распределения и перераспределения между различными экономическими субъектами валового внутреннего продукта, его важнейшей составляющей - национального дохода, части национального богатства, а также внешних поступлений в виде внешних государственных займов, иностранных инвестиций, других межгосударственных трансфертов и реализуется через перемещение финансовых ресурсов во времени и пространстве.
По мере совершенствования механизмов распределения и перераспределения, развития финансовых рынков, сети финансовых посредников, спектра финансовых инструментов формы ее реализации становятся все более многообразными.
Перемещение финансовых ресурсов во времени связано с существованием разрыва во времени между получением и использованием денежных средств экономическими субъектами. С помощью финансовых инструментов происходят реализация приоритетов в формировании и использовании финансовых ресурсов во времени, синхронизация финансовых потоков, более равномерное во временном аспекте распределение налогового бремени, диверсификация страховых и иных рисков, инвестирование капитала.
Финансовая система способствует перемещению финансовых ресурсов не только во времени, но и в пространстве - между экономическими субъектами, регионами, странами. Процессы глобализации экономических отношений, отражающие радикальные изменения в мировом и национальных хозяйствах, сопровождаются усилением взаимосвязи финансовых систем и пространственной экспансии финансового капитала. Прорыв в развитии информационных технологий и коммуникационных средств, внедрение всемирных компьютерных сетей, интеграция торговых систем в единый «электронный» глобальный рынок обусловливают высокую мобильность финансового капитала.
В условиях внедрения инноваций, усиления глобального характера современных финансовых рынков и взаимопереплетения финансовых систем происходит ускорение процессов движения финансовых ресурсов во времени и пространстве при сокращении транзакционных издержек и увеличении эффективности финансовых операций. Глобальный рынок имеет комплексную, высокотехнологичную сеть каналов связи, потоков ресурсов и информации, опоясывающую весь мир; он работает в круглосуточном режиме, во всех часовых поясах, в форме организованных биржевых площадок и электронных торговых систем, что обеспечивает возможность доступа к финансовым ресурсам в режиме реального времени из любой точки Земли, совершения сделок, минуя посредников, предоставления полного пакета финансовых услуг всем категориям инвесторов.
Регулирующая функция финансовой системы показывает, в каком направлении происходит перераспределение финансовых ресурсов, формирование воспроизводственных, отраслевых и территориальных пропорций. Ее действие нацелено на обеспечение устойчивых темпов социально- экономического развития путем использования финансовых методов и инструментов макроэкономического регулирования, управления рисками экономической деятельности и ликвидностью финансовых активов, реализации экономически эффективных проектов, обеспечения оптимальных способов осуществления расчетов.
В сфере макроэкономического регулирования воздействие на экономические и социальные процессы осуществляется через бюджетную, налоговую, таможенную, инвестиционную и денежно-кредитную политику путем концентрации финансовых ресурсов в одних сегментах экономики и ограничения роста объема финансовых ресурсов в других. Оно направлено на предотвращение возможных или устранение имеющихся диспропорций, обеспечение развития передовых технологий, достижение социальной стабильности.
В части управления рисками экономической деятельности регулирующая функция финансовой системы обеспечивает возможность субъектам экономических отношений снизить риски своей деятельности путем привлечения услуг специализированных институтов и инструментов финансового рынка. Институты, принимающие на себя эти риски, используют различные формы и методы управления рисками, соответствующие их роли в финансовой системе. Основным институциональным элементом финансовой системы, обеспечивающим реализацию рассматриваемой функции, традиционно являются страховые организации, которые по договоренности сторон принимают на себя риски и оплачивают страховые требования. Государственные внебюджетные фонды, решающие задачи обеспечения социальной защиты населения, используют методы перераспределения национального дохода в пользу незащищенных социальных групп населения. Инвестиционные компании, управляющие фондами денежных средств, способствуют диверсификации рисков вкладчиков при сохранении и приумножении вложений и т.д. Для управления рисками применяются такие методы, как страхование, диверсификация и хеджирование, а также спектр приемов, которые позволяют перенести риск, предотвратить или возместить ущерб, избежать риска полностью, либо частично.
Регулирующая функция финансовой системы в части управления ликвидностью финансовых активов обеспечивает возможность смены формы финансового актива в зависимости от требований экономического субъекта к степени его ликвидности. Разные категории финансовых активов, обращающиеся на рынке, имеют различный уровень ликвидности. Известно, что наибольшей ликвидностью обладают деньги. Акции считаются менее ликвидными, чем облигации; долгосрочные ценные бумаги - менее ликвидными, чем краткосрочные; корпоративные ценные бумаги - менее ликвидными, чем государственные. Валюта, ценные бумаги, драгоценные металлы обеспечивают оборот, хранение и накопление финансовых активов, а также эффективность их использования. Реализация рассматриваемой функции способствует выбору экономическими субъектами наиболее подходящих форм хранения и применения своих финансовых активов, сокращая время и упрощая проведение деловых операций.
Регулирующая функция финансовой системы способствует, помимо прочего, реализации экономически эффективных проектов путем выбора приемлемых способов и источников финансирования. Эффективность проекта во многом зависит от модели его финансирования. Выбор способов и источников финансирования определяется рядом факторов, и прежде всего степенью доступности тех или иных источников финансирования, их стоимостью. Регулирующая функция финансовой системы обеспечивает экономическим субъектам, реализующим проект, возможность выбора оптимальной модели финансирования, предполагающей наилучшее сочетание способов и источников финансирования при минимизации средневзвешенной стоимости финансовых ресурсов.
Реализация регулирующей функции финансовой системы в осуществлении расчетов и платежей заключается в оказании расчетных услуг, опосредующих движение финансовых ресурсов между экономическими субъектами. По мере развития научно-технического прогресса внедряются новые платежные системы и применяются все более совершенные платежные средства, что увеличивает скорость движения финансовых ресурсов и масштабы их пространственного перемещения. С развитием платежных систем традиционные двусторонние отношения расчетного обслуживания в рамках договора трансформируются в сетевую структуру взаимосвязей, построенную на многосторонней основе.
Контрольная функция финансовой системы предполагает контроль и мониторинг на всех стадиях формирования и использования денежных доходов и фондов и объективно отражает ход распределительного процесса. Она проявляется в контроле соблюдения законодательства, распределения валового внутреннего продукта, части национального богатства, внешних поступлений, а также расходования финансовых ресурсов по целевому назначению. Финансовый контроль направлен на обеспечение развития производства, ускорение научно-технического прогресса, улучшение качества работы во всех сферах и звеньях экономики, стимулирование, рациональное и бережливое расходование материальных, трудовых, финансовых ресурсов и природных богатств, сокращение непроизводительных расходов и потерь, пресечение бесхозяйственности и расточительства.
Мобилизационная функция финансовой системы обеспечивает возможность формирования сбережений, накопления богатства и доходов. Она реализуется путем накопления капитала и его аккумулирования с помощью финансовых институтов в интересах участников рынка и общества в целом. Данная функция позволяет за счет накоплений противодействовать инфляционным и кризисным процессам в экономике, обеспечивать устойчивость и ликвидность национальной валюты, формировать ресурсы для их дальнейшего инвестирования.
Функция широкого финансового информирования, которую выполняет финансовая система, способствует принятию экономическими субъектами оптимальных решений благодаря информационному обеспечению.
В России функция широкого финансового информирования реализована через различные печатные издания, статистические справочники и базы данных по финансовому сектору, финансовому состоянию организаций, структурам, оказывающим финансовые услуги, и пр. Самую доступную и оперативную информацию обеспечивают интернет-ресурсы, где в режиме реального времени отражаются изменения котировок, биржевых курсов, курсов валют и иных финансовых индикаторов. Среди наиболее известных интернет-ресурсов, такие как Alpari.ru; cbr.ru; ru.investing. corn; stocknavigator.ru; vedi.ru. Кроме того, ряд компаний, работающих на финансовом рынке, представляет информацию в виде аналитических обзоров и докладов: «Альфа-Капитал. Аналитика»; «Анализ рынков от ВТБ 24»; «Инвесткафе. Пульс рынка»; «Интерфакс»; «РосБизнесКонсалтинг» (РБК); «ВТБ 2 4. Те ха нал и: j Fo rex »; «Норд-Капитал. Аналитика»; «Прайм-ТАСС»; «Финам»; «Финмаркет»; «Рейтинговое агентство АК&М»; «Alpari. Аналитика Forex»" «Forexpf. Forex»; «FusionMedia. Обзор рынка»; «TeleTrade. Мнения экспертов»; «TeleTrade. Теханализ» и пр.
Информация является важным фактором, определяющим направления движения финансовых ресурсов. К такой информации относятся процентные ставки, курсы валют, курсы акций, индексы фондового рынка, цены, тарифы и пр. Так, динамика процентных ставок на финансовых рынках выступает индикатором экономического развития, свидетельствующим о его общем тренде, а рыночная оценка тех или иных активов - ключевым инструментом минимизации рисков операций, сопряженных с движением капитала. Детальный анализ и учет финансовой информации способствуют принятию экономическими субъектами хозяйственных решений, эффективность которых во многом обусловлена полнотой, достоверностью и своевременностью этой информации. Однако информация несовершенна, кроме того, ее асимметрия порождается действиями самих экономических субъектов. В этой связи деятельность инфраструктурных институтов финансовой системы позволяет упростить процесс получения и обработки информации для всех участников экономических процессов и тем самым понизить уровень информационной асимметрии.
Финансовые отношения возникают:
между хозяйствующими субъектами в процессе реализации продукции, оказания услуг, приобретения товарно-материальных ценностей;
между хозяйствующими субъектами и вышестоящими организациями при создании совместных фондов денежных средств и их использования;
между хозяйствующими субъектами и государственными органами местного самоуправления при формировании бюджетов и внебюджетных фондов;
внутри хозяйствующих субъектов при формировании и использовании целевых фондов денежных средств;
между отдельными бюджетами, внебюджетными фондами;
между гражданами и государством, органами местного самоуправления при формировании бюджетов и внебюджетных фондов (накопительный пенсионный фонд).
Совокупность денежных средств, находящихся в распределении населения, хозяйствующих субъектов, государства, органов местного самоуправления, представляют собой финансовые ресурсы.
Источники финансовых ресурсов:
На уровне хозяйствующих субъектов:
прибыль, амортизация продажи ценных бумаг, банковский кредит, проценты, дивиденды по ценным бумагам от других эмитентов.
На уровне населения:
заработная плата, премии, надбавки к заработной плате, выплаты социального характера;
(пенсии, пособия, оплата за выслуги) на предприятии;
командировочные расходы;
доходы от предпринимательской деятельности;
операции с личным имуществом.
На уровне государства, органов местного самоуправления:
доходы от государственных и муниципальных предприятий;
доходы от приватизации имущества;
доходы от внешнеэкономической деятельности (область с 29 государствами);
налоговые доходы;
государственный и муниципальный кредиты;
эмиссия денег и доходы от эмиссии ценных бумаг.
Функции финансов
Главной функцией финансов является распределительная функция.
Финансовый метод распределения охватывает разные уровни управления экономикой:
Федеральный;
Региональный (субъект РФ);
Местный (органы местного самоуправления).
Финансы играют решающую роль в развитии государственного и частного секторов, экономики, производственной и социальной инфраструктуры, научно-технического прогресса и т.д.
Распределительная функция позволяет:
создавать целевые фонды денежных средств на уровне хозяйственных субъектов, государства, органов местного самоуправления, населения;
осуществлять межотраслевое, межтерриториальное, внутриотраслевое перераспределение, а также между производственной и непроизводственной сферами и т.д.;
создавать резервы на всех уровнях хозяйствования, государства, а также осуществлять накопления гражданами.
Контрольная функция.
Она с распределительной представляет собой две стороны одного и того же экономического процесса. Контроль за движением финансовых потоков.
Регулирующая функция.
Совокупность норм, правил, положений правовых актов призвана регулировать финансовую деятельность и тем самым регулировать воспроизводственный процесс.
ФМ представляет собой систему принципов и методов разработки и реализации управленческих решений, связанных с формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов предприятия и организацией оборота его денежных средств.
Успешное функционирование ФМ во многом определяется эффективностью его организации, т.е. созданием структуры управления финансовой деятельностью предприятия, которая в свою очередь представляет собой взаимосвязанную совокупность внутренних структурных подразделений предприятия, обеспечивающих разработку и реализацию управленческих решений по всем аспектам финансовой деятельности и несущих ответственность за результаты этих решений.
В максимизации благосостояния путём увеличения рыночной стоимости компании - рыночной стоимости акций предприятия.
В качестве субъекта управления выступают собственник (цели и стратегии), финансовый директор (общее управления финансами); финансовый менеджер (выполняет функции ФМ).
объекты управления :
1. Финансовые ресурсы предприятия – совокупность аккумулируемых предприятием собственных и заемных денежных средств и их эквивалентов в форме целевых денежных фондов, предназначенных для обеспечения его хозяйственной деятельности в предстоящем периоде, источники формирования и конкретные направления использования которых имеют четко установленную регламентацию.
2. Источники формирования финансовых ресурсов : собственные, привлеченные и заемные.
3. Финансовые отношения : всегда опосредованные денежными средствами. По своему характеру вся совокупность финансовых отношений предприятия подразделяется на внешние и внутренние
§ Система внешних финансовых отношений предприятия включает:
1. Финансовые отношения предприятия с органами государственных финансов (государственными и местными бюджетами; государственными внебюджетными целевыми фондами; другими органами государственных финансов).
2. Финансовые отношения предприятия с партнерами по операционной деятельности (поставщиками сырья, материалов и полуфабрикатов; покупателями готовой продукции; предприятиями производственно-коммерческой инфраструктуры).
3. Финансовые отношения предприятия с партнерами по финансово-инвестиционной деятельности (коммерческими банками; финансово-кредитными небанковскими институтами; инвестиционными фондами и компаниями; страховыми компаниями; органами финансово-инвестиционной инфраструктуры).
4. Финансовые отношения предприятия с другими хозяйствующими субъектами и домашними хозяйствами.
§ Система внутренних финансовых отношений предприятия включает:
1. Финансовые отношения предприятия в рамках объединения (холдинга, союза, ассоциации ). Эта группа финансовых отношений предприятия отнесена к внутренним в связи с тем, что они в значительной степени регулируются внутренними нормами, действующими в конкретном объединении (т.е. представляют собой форму внутриотраслевых финансовых связей). Кроме того, в таком объединении предприятие может выступать в роли головного, имея финансовые отношения с другими, дочерними предприятиями.
2. Финансовые отношения в рамках предприятия (с учредителями - акционерами, участниками; с персоналом; между органами управления предприятием и его структурными подразделениями; между различными структурными подразделениями предприятия - его "центрами ответственности").
Финансовый менеджмент выполняет совокупность функций: общих – менеджмента и специальных финансов:
Общие: - разработка целей и стратегии;
Создание организационной структуры управления;
Создание информационной системы;
Анализ результатов финансовой деятельности;
Разработка системы стимулирования;
Финансовый контроль;
специальные: - управление активами;
Управление капиталом;
Управление денежными потоками;
Управление инвестициями;
Управление финансовыми рисками и антикризисное управление.
Для достижения целей и выполнения функций необходим механизм:
Финансовый механизм: представляет собой совокупность основных элементов:
1) Система регулирования финансовой деятельности: гос. нормативно-правовое, рыночный механизм и внутренний в рамках самого предприятия (учетная политика)
2) Система внешней поддержки финансовой деятельности: внешнее финансирование, кредитование, страхование;
3) финансовые методы: бюджетирование, планирование, контроль, экспертная оценка, балансовые;
4) финансовые рычаги (показатели): ставки кредитования, налогообложения, цены, выручка, прибыль, дивиденды;
5) информационное обеспечение необходимо для выработки и оценки реализации управленческих решений;
6) организационное обеспечение (персонал).
Условия возникновения финансов — формирование, распределение и применение денежных доходов, из чего складываются три функции: распределительная, контрольная и регулирующая.
Распределительная функция
Отвечает за обеспечение финансовыми ресурсами каждого звена системы. Основная задача — распределение национального дохода в соответствии с потребностями государства и населения. Доходы формируются за счет налогов и выручки, полученной в результате реализации товаров и услуг.
Распределение доходов позволяет:
- равномерно развивать отрасли народного хозяйства;
- укреплять государство, экономику и обороноспособность страны;
- повышать уровень жизни населения.
Контрольная функция
Экономическая целесообразность и соблюдение действующего законодательства — обязательные составляющие контрольной функции. Контроль необходим на всех уровнях движения финансов и при любой финансовой операции. Финансовый контроль — инструмент для предупреждения экономических правонарушений, позволяющий:
- контролировать производство товаров и услуг;
- следить за процессом расходования ресурсов;
- сокращать расходы и потери;
- предупреждать расточительство.
Регулирующая функция
Регулирование направлено на улучшение экономической ситуации или выход из кризиса. Основные рычаги регулирования — налоговая и кредитная политика. В государственном регулировании нуждаются:
- общественный сектор;
- денежное обращение;
- государственные финансы;
- внешнеэкономическая деятельность;
- экономическая безопасность.