Векторы перспективного развития МТЗ: инновационные идеи и способы их воплощения. Журнал "союзное государство" Белорусская ставка на татарстанские субсидии

Но татарские аграрии предпочли мощным белорусским тракторам питерские «Кировцы»

Как стало известно «Реальному времени», «минские соглашения», достигнутые в мае этого года правительством Беларуси и Татарстаном о превращении елабужского тракторного комплекса «МТЗ-ЕлАЗ» в белорусский кластер четырех производителей сельхозтехники в России, забуксовали на старте. Основной драйвер мегапроекта - Минский тракторный завод - настаивает на предоставлении ему гарантированного заказа на поставку субсидируемой из бюджета РТ техники, тогда как Минсельхоз РТ против лоббирования какой-либо марки по региональным программам господдержки. Если последнее слово окажется за Минсельхозом РТ, то «МТЗ-ЕлАЗ» может свернуть сборку в Елабуге и перенести кластер в другой регион.

Белорусский форпост в Елабуге

Белорусские власти готовы придать производственной площадке «ТД МТЗ-ЕлАЗ», где с 2009 года ведется сборка тракторов Belarus, статус опорного производственно-сервисного центра для переноса в Россию сборочных производств ведущих производителей машиностроительной техники РБ. Эта идея закреплена в меморандуме, подписанном премьер-министром Беларуси Андреем Кобяковым и президентом Татарстана Рустамом Миннихановым. «Минские соглашения», как их окрестили в Татарстане, были заключены еще во время заседания Совета глав правительств СНГ и Евразийского межправительственного совета, который проходил в мае под председательством премьер-министра РФ Дмитрия Медведева в Казани.

Мегапроект о расширении производственной кооперации, предложенный властями Беларуси, удачно вписывался в повестку интеграционного взаимодействия Евразийского экономического союза, объединяющего Россию, Армению, Беларусь, Казахстан и Киргизию.

Гендиректор «ТД МТЗ-ЕлАЗ» Константин Анисимов подтвердил информацию о том, что идея создания кластера прорабатывается на уровне правительства Беларусь и будет способствовать укреплению позиций белорусских предприятий на российском рынке, а также созданию дополнительных рабочих мест в Татарстане и отчислению в бюджет в виде налогов (с 2003 года отчисления в республиканский бюджет РТ составили около 6 млрд рублей). Назвать точные параметры проекта он не смог, так как бизнес-проекты компаний в настоящий момент проходят экономическую экспертизу и подготовку к защите.

«Минские соглашения», как их окрестили в Татарстане, были заключены еще во время заседания Совета глав правительств СНГ и Евразийского межправительственного совета. Фото prav.tatarstan.ru

ЕлАЗ укатил от тракторов

Между тем незадолго до подписания политического меморандума на высшем уровне в белорусско-татарстанском СП «ТД МТЗ-ЕлАЗ», работавшем на протяжении 14 лет, неожиданно разразился конфликт среди учредителей компании, который привел к их окончательному «разводу». Возможно, что этот раскол и наложил негативный отпечаток на медленное и затяжное продвижение интеграционной идеи в Татарстане, несмотря на одобрение сверху. Как стало известно «Реальному времени», в мае этого года производственное объединение ЕлАЗ вышло из уставного капитала СП «ТД МТЗ-ЕлАЗ», в котором ему принадлежало 49% долей. С этого момента сборочное предприятие полностью принадлежит его белорусскому партнеру - Минскому тракторному заводу, который консолидировал 100% долей общества, подтвердил информацию «Реальному времени» гендиректор СП Константин Анисимов, назначенный в этом году вместо прежнего руководителя Слесаренко. По данным сервиса «Спарк-Интерфакс», ООО «ТД МТЗ-ЕлАЗ» создано с уставным капиталом в 1,49 млрд рублей. Основным акционером является ОАО «Минский тракторный завод» - 51% акций. С мая этого года 49% акций перешло ООО «Торговый дом МТЗ-ЕлАЗ».

По всей видимости, кадровое назначение было призвано улучшить экономику сборочного производства. По данным «Спарк», на протяжении 2013, 2015, 2016 годов производство показывает минусовую прибыль, то есть убытки. Так, выручка по итогам 2016 года составила 3,39 млрд рублей, убыток - 152,5 млн рублей.

Константин Анисимов - выходец из «Белорусского металлургического завода - управляющая компания холдинга «Белорусская металлургическая компания». «ЕлАЗ вышел из состава учредителей СП по решению собрания учредителей в мае этого года, - рассказал он. - Мы много лет работали вместе, но в один прекрасный момент решили, что программы (лицензионной сборки тракторов, - прим. ред. ) закончены, они себя исчерпали. В дальнейшее развитие «МТЗ–ЕлАЗ» пойдет один, самостоятельно, без ПО «ЕлАЗ». В ответ на вопрос, будет ли проводиться ребрендинг компании, глава белорусской компании дал понять, что, скорее всего, нет, так как переименование компании потребует значительных финансовых ресурсов на маркетинг нового названия производителя. По словам Константина Анисимова, за 14 лет работы СП было реализовано более 35 тысяч единиц техники, а российская казна получила 6 млрд рублей налогов.

Выйдя из уставного капитала СП, ПО «ЕлАЗ» прекратило лицензионную сборку тракторов Belarus. Как следует из данных сайта компании, сегодня ЕлАЗ пытается перепрыгнуть из привычного для себя сельскохозяйственного сегмента в класс дорожно-строительной и специальной техники, удалив со своих страниц любое упоминание о белорусских тракторах. Неприятный поворотный для предприятия момент руководство компании предпочло оставить без каких-либо комментариев. На запрос «Реального времени» о причинах «развода» с МТЗ, гендиректор ПО «ЕлАЗ» Камиль Галимов ничего не ответил, поручив подготовку ответа своему заместителю по имущественным вопросам, но с тех пор редакция не получила никакой информации. Мобильный телефон помощника президента по авиакомплексу Равиля Зарипова, который считается одним основателей СП, был недоступен. По данным «Спарк-Интерфакс», «ПО Елабужский автомобильный завод» фактически контролируется Равилем Зариповым. Основной акционер предприятия - ООО «Инвестпромком», ему принадлежит 37,99% акций. С июня 2016 года на 100% долей этой компании принадлежит Айгуль Зариповой (видимо, дочери Равиля Зарипова), а сам Равиль Зарипов напрямую владеет 11,99% акций предприятия. Другими акционерами выступают кипрская Scelissel Trading Limited (25% акций) и ООО «Булак Инвестмент» (25% акций). В свою очередь, это общество на 50% принадлежит ООО «Татиндтрейд», совладельцами которой являются экс-депутат от РТ Хафиз Салихов и его дочь Эльмира, а также Рамиль Мавлютов (каждому из них принадлежит по 4% акций предприятия).


ЕлАЗ пытается перепрыгнуть из привычного для себя сельскохозяйственного сегмента в класс дорожно-строительной и специальной техники

Плачу и не плачУ

Напомним, что партнерство с МТЗ оказалось самым долгоиграющим для ЕлАЗа сборочным производством, которое вытянуло его из сложного финансового положения в начале нулевых. По условиям соглашения, СП было наделено функциями генерального дистрибутора техники в Приволжском и Уральском федеральных округах, а ЕлАЗ по лицензии МТЗ собирал колесные трактора, но только двух марок - МТЗ-82 и «Беларус-1221». Спустя 7 лет совместной деятельности между ними словно черная кошка пробежала. МТЗ решил запустить на мощностях собственную сборку тракторов, но уже более современных моделей и с более мощными двигателями, создавая внутреннюю конкуренцию ЕлАЗу. Кто из них больше продавал тракторов - доподлинно неизвестно. Но в ответ Елабужский автозавод начал постепенно «уходить» в сборку спецтехники. Так, с 2011 года открыл сборку экскаваторов с турецкой Cukurova. С каждым годом «тракторная программа МТЗ» на ЕлАЗе медленно затухала, а его гендиректор Камиль Галимов не раз заявлял, что российский рынок «затоварен», хотя и не переставал параллельно вести переговоры с российским концерном «Тракторные заводы» о налаживании сборки тракторов. С выходом из капитала «ТД МТЗ-ЕлАЗ» автозавод окончательно отказался от борьбы за аграрные заказы на поставку тракторов.

Неофициально причиной «развода» с ЕлАЗом называется нежелание татарстанского партнера инвестировать в развитие сборочного производства белорусских тракторов. «За все время существования «ТД МТЗ-ЕлАЗ» производственное объединение ЕлАЗ не вложило ни копейки, кроме уставного фонда. Сюда инвестировал только один учредитель - Минский тракторный завод. Поэтому ЕлАЗ забрал те деньги, которые инвестировал, и ушел - вот и вся история. Никакого капитала здесь не было - у них был только уставный фонд, все. Никакую землю никто не вносил. Все приобреталось обществом за счет осуществления деятельности. Поэтому существует огромный долг перед Минским тракторным заводом. Все, что создано, - создано за счет оборотных средств Минского тракторного завода», - утверждает собеседник издания в руководстве «ТД МТЗ-ЕлАЗ». «У ЕлАЗа был один выход - либо выйти, либо заплатить деньги. Он решил выйти и не участвовать в субсидиарной ответственности», - заключил он.

Неофициально причиной «развода» с ЕлАЗом называется нежелание татарстанского партнера инвестировать в развитие сборочного производства белорусских тракторов

Belarus забуксовал на татарстанской «тракторной» программе

Похоже, что «развод» с ЕлАЗом все-таки ударил по бизнесу «ТД МТЗ-ЕлАЗ». Как стало известно «Реальному времени», с запуском в августе этого года специальной «тракторной» программы по субсидированию закупок тракторов мощностью свыше 300 л. с. белорусский «ТД МТЗ-ЕлАЗ» не смог заключить ни одного договора на продажу своей техники татарстанским сельхозпроизводителям. Информацию об этом подтвердили в руководстве Минсельхоза РТ и дочерней компании МТЗ. На вопрос о причинах провала продаж глава компании ответил встречным вопросом: «А я хочу спросить у Минсельхозпрода РТ. Я обращался, но нас не включают, - удивляется Константин Анисимов. - Почему - не знаю. И это вопрос диалога. Недавно мы показывали президенту РТ трактор с двигателем «Камминз Кама» в надежде на то, что он будет работать в Татарстане».

В этом году Минсельхоз Татарстана впервые запустил «тракторную программу» по обновлению парка сельхозтехники высокопроизводительными тракторами мощностью от 300 л. с. и выше, - рассказал «Реальному времени» заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия РТ Тальгат Тагирзянов. - Она предусматривает субсидирование 50% стоимости техники сельхозпредприятию за счет бюджета РТ. По решению президента РТ на дотирование закупок энергонасыщенных тракторов выделено 600 млн рублей, которые позволят увеличить производительность труда на селе. Это насущный вопрос, так как сегодня в сельском хозяйстве Татарстана постоянно работают всего 65 тысяч человек или 2% от общего населения республики. Им необходимо произвести продукцию, которая обеспечивала бы потребности 3,5 млн татарстанцев. Вот эти люди справляются со всеми видами сельскохозяйственных работ - вспахивают, засеивают и убирают урожай, раздают корма, а с ручным трудом мы далеко не уйдем. Мощные трактора нужны для быстрого проведения посевной и уборочной компании.

По словам Тагирзянова, эта беспрецедентная мера поддержки сельчан стала дополнением к основной республиканской программе по технологическому переоснащению сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. По этой программе субсидируются все сельскохозяйственные машины и оборудование, самоходная техника, грузовой автотранспорт, оборудование для животноводства и переработки сельскохозяйственной продукции. Обязательное условие: техника должна быть произведена в РФ, а покупатель должен оплатить полную ее стоимость (потом 40% без НДС возмещается из бюджета РТ). «В этом году общая сумма субсидий на возмещение техники составила 1,7 млрд рублей. Если кто-то полагает, что Минсельхоз РТ якобы лоббирует продвижение тех или иных марок сельхозтехники, навязывая им определенные закупки, отвечу, что это не так! Никакого перечня рекомендованных производителей нет, нет ни списков, ни реестров. По республиканской программе субсидируются приобретенные у любых российских производителей тракторы. Если бы мы установили перечень, то должны были бы объявить о каких-то критериях выбора производителя, чтобы соблюсти антимонопольное законодательство, - рассказывает замминистра. - По тракторной программе субсидируется ровно половина стоимости, т. е. 50% с НДС, при этом трактор должен быть российским, с мощностью от 300 л. с. (российское происхождение должно быть подтверждено паспортом самоходной машины РФ). Выбор - за потребителем. Так работает конкуренция: покупают ту технику, у которой лучше цена и качество. Полностью механизм субсидирования закупок определен постановлением КМ 78 от 10 февраля 2017 года «О мерах государственной поддержки агропромышленного комплекса в 2017 году за счет средств бюджета РТ».

По словам замминистра, ежегодно хозяйства приобретают свыше 300 тракторов различных марок, где львиную долю (50%) составляют минские тракторы МТЗ-1221 и МТЗ-82. «Но нынче хозяйства отдали предпочтение тракторам К-744 Петербургского тракторного завода «Кировец» (21 шт.), тракторам Buhler Versatile (13 шт.) мощностью 375 л. с, собранных краснодарским Ростсельмашем (Ростсельмаш полностью купил канадский тракторный завод Buhler Versatile Inc), и еще куплено несколько тракторов Claas, собранных в Краснодаре, «Нью Холланд», собранных на челнинском заводе, а также тракторы «Балтиец» и «Агромастер». На сегодня просубсидировано 48 тракторов на сумму в 260 млн рублей. Оплачен сельхозпроизводителем 81 трактор, поставка идет, по мере представления документов они будут просубсидированы. Подчеркнем, что программа еще не завершена.

«В этом году Минсельхоз Татарстана впервые запустил «тракторную программу» по обновлению парка сельхозтехники высокопроизводительными тракторами мощностью от 300 л. с. и выше», - говорит Тальгат Тагирзянов

Белорусская ставка на татарстанские субсидии

Учитывая недавний опыт, который, похоже, заметно остудил пыл белорусских компаний, руководство дочерней компании МТЗ в Татарстане считает, что производственный кластер может быть создан лишь под гарантии возврата инвестиций. Имея в виду получение твердых заказов на закупку субсидированной техники.

«Что значит создать кластер? Это направить инвестиции. Но сегодня в России нет такой законодательной базы, которая позволяет мне обезопасить инвестиции. Законодательство РФ меняется в сторону ужесточения и дополнения технологических переделов. Это ведет к тому, что чтобы получить субсидии и утильсборы, надо стать заводом полного цикла по производству тракторной техники», - рассуждает представитель «ТД МТЗ-ЕлАЗ».

По его мнению, тут возникает противоречие. С одной стороны, можно закупить отечественные комплектующие - двигатели, трансмиссию, но с другой, «если нет понятного объема, то как я могу покупать комплектующие автокомпоненты?». «Локализацию я могу планировать, если есть четкие и понятные объемы поставок техники, - уточняет он. - Тогда я могу пойти к смежникам и сказать: хочу закупить 3 тысячи крышек для кабины. А как иначе я буду заказывать топливную аппаратуру, фильтры, диски, когда я не знаю объема поставок». Одним словом, белорусский производитель добивается от Минсельхоза РТ гарантий сбыта собираемой техники, а в противном случае вынужден будет свернуть сборку в Елабуге.

«Если цифры покажут, что бизнесу может быть дан зеленый свет, он будет. Но если экономика покажет, что по разным причинам - утильсбор, недостаточная квалификация на этой территории рабочих, логистика - все что угодно, не позволяет вести бизнес, то его не будет, как бы мы ни хотели», - заявил источник в компании. Между тем, в середине октября генеральный директор МТЗ Федор Домотенко уже заявил о том, что «совместное предприятие по выпуску тракторов Belarus в Татарстане планируется объединить с производством в Вологодской области в единое сборочное предприятие», правда, место их базирования не раскрыл. «Беларусь и Россия изучают возможность организации совместного экспорта в третьи страны тракторов Belarus, выпускаемых в Череповце Вологодской области, - передало его слова агентство БЕЛТА с межрегионального совета по кооперации с иностранным участием в Вологде. Впрочем, в Татарстане уверены, что «батька Лукашенко не отпустит их с закрепленного места».

Луиза Игнатьева, фото Максима Платонова

ВВЕДЕНИЕ

Преддипломная производственная практика проводится в сельскохозяйственных организациях, согласно учебному плану после изучения основных разделов теоретических и специальных дисциплин на первых четырёх курсах.

Место прохождения практики - ОАО «Минский Тракторный Завод», город Минск.

Продолжительность практики составляет - 55дней.

Цель практики состоит в закреплении на производстве знаний, полученных в процессе изучения общеметодологических и профилирующих дисциплин, формирующих профиль экономистов АПК Республики Беларусь.

В задачи практики входит:

  • – ознакомление со структурой и функциями организации - базы практики, изучение показателей, отражающих результаты деятельности, проблемы и перспективы ее развития;
  • – изучение взаимодействия организации - базы практики с другими организациями;
  • – подробное изучение структуры и функций основных структурных подразделений базового предприятия;
  • – проведение анализа информационного обеспечения управления организации - базы практики;

Общая характеристика ПО «Минский Тракторный Завод» и эффективность его работы

Производственное объединение "Минский тракторный завод" создано на основании приказа Министерства промышленности Республики Беларусь от 20.12.1994г. № 33 в соответствии с Постановлением Совета Министров РБ от 15.06.1994г. № 447. За более чем шестидесятилетнюю историю своего существования завод превратился в одного из крупнейших производителей сельскохозяйственной техники в мире, на котором работает более 30 000 человек. трудовой хозяйственный инвестиционный маркетинговый

На сегодняшний день ПО "Минский тракторный завод" является одним из крупнейших производителей тракторов в мире, а на постсоветском пространстве это единственное предприятие отрасли, сохранившее свой научный, производственный и экспортный потенциал. Продукция с маркой «Беларус» - это высокое качество, надежность и экономичность.

ОАО «Минский тракторный завод» разрабатывает, изготавливает и экспортирует колесные тракторы, запасные части, организует на лицензионной основе их производство, оказывает услуги по налаживанию и проведению сервиса. ПО "Минский тракторный завод" осуществляет выпуск широкой номенклатуры продукции машиностроительной отрасли, основными видами которой являются тракторы, тракторокомплекты и машины. Также выпускаются запасные части, нестандартное оборудование, товары народного потребления, плуги, продукция металлургического производства -- поковки, чугунное и стальное литье, инструмент и оснастка, узлы для сельхозмашин и гидроаппаратура для станочных гидроприводов, зубчатые колёса.

В настоящее время в состав ПО "МТЗ" входят следующие предприятия.

Открытое Акционерное Общество "Минский тракторный завод" (ОАО "МТЗ").

Основным видом производственно-хозяйственной деятельности ОАО "МТЗ" является производство тракторной техники.

В настоящее время МТЗ выпускает:

  • – более 100 моделей тракторов и более 200 вариантов их сборки для всех климатических и эксплуатационных условий;
  • – универсально-пропашные тракторы;
  • – тракторы общего назначения;
  • – машины специального назначения для коммунального и лесного хозяйства, выполнения вспомогательных работ в шахтах.

Производственное республиканское унитарное предприятие "Минский завод специального инструмента и технологической оснастки" (УП "МЗ СИиТО") выпускает:

  • – широкий ассортимент специального инструмента (металлорежущего, вспомогательного, измерительного, садоводческого, строительного и др.) и оснастки;
  • – различные приспособления;
  • – штампы;
  • – пресс-формы; товары народного потребления.

Республиканское унитарное предприятие "Бобруйский завод тракторных деталей и агрегатов" (РУП "БЗТДиА") выпускает:

  • – малогабаритные тракторы;
  • – малогабаритную коммунальную технику (погрузчики и уборочные машины на базе тракторов);
  • – детали, узлы и агрегаты к тракторам;
  • – запасные части к тракторам;
  • – прицепное и навесное оборудование к тракторам.

Открытое акционерное общество "Витебский завод тракторных запасных частей" (ОАО "ВЗТЗЧ") изготавливает:

  • – узлы и детали для сборочного конвейера МТЗ;
  • – запасные части к тракторам МТЗ;
  • – экскаваторы-погрузчики ДЭМ-1143.

Республиканское унитарное предприятие "Сморгонский агрегатный завод" (РУП "САЗ") выпускает:

  • – мини-тракторы мощностью;
  • – садоводческие тракторы;
  • – машины шахтные;
  • – навесное оборудование (плуги полунавесные и оборотные, шести, семи и восьмикорпусные);
  • – навесное оборудование для производства коммунальной и уборочно-погрузочной техники;
  • – детали автоматного производства;
  • – детали и сборочные узлы задней навески тракторов "БЕЛАРУС".

Открытое акционерное общество "Мозырский машиностроительный завод" (ОАО "Мозырский машиностроительный завод") выпускает:

  • – гусеничные тракторы;
  • – коммунальную технику;
  • – лесохозяйственную технику;
  • – запасные части;
  • – товары народного потребления;
  • – продукцию металлургического производства -- поковки, стальное литье; инструмент и оснастку.

Производственное республиканское унитарное предприятие "Минский завод шестерен" (РУП "МЗШ") выпускает:

  • – почвообрабатывающую технику (плуги);
  • – зубчатые колеса для грузовых и легковых автомобилей, тракторов, сельскохозяйственной техники, двигателей, различных типов редукторов, станков и другой техники;
  • – шестерни;
  • – стальные штампованные поковки;
  • – металлокерамические изделия.

Республиканское унитарное предприятие "Гомельский завод "Гидропривод" (РУП "Гидропривод") выпускает:

  • – станочную гидроаппаратуру;
  • – гидроузлы для тракторов;

Открытое акционерное общество "Наровлянский завод гидроаппаратуры" выпускает:

  • – гидроаппаратуру;
  • – товары народного потребления.

Открытое акционерное общество "Хойникский завод гидроаппаратуры" выпускает:

  • – гидравлическое оборудование для станкостроения;
  • – гидроузлы для сельскохозяйственной техники;
  • – запорную арматуру для трубопроводов;
  • – товары народного потребления.

Об эффективности работы предприятия может свидетельствовать ряд различных коэффициентов, но наиболее точным являются коэффициенты оборачиваемости и рентабельности. Данные полученные при расчёте выше указанных коэффициентов представлены в таблице 1.1.

На 01.12.2011 г. оборачиваемость оборотного капитала составила 172 дня, наблюдается ускорение оборачиваемости на 36 дней по сравнению с аналогичным периодом 2010 г. (на 01.12.2010 г. - 208 дней).

Оборотные активы на 01.12.2011 г. составили 3 366,2 млрд. руб. (в т.ч. 1 069,6 млрд. руб. - собственные оборотные средства). Остается достаточно высокой доля активов, сформированных за счет заемных средств: 29,2% оборотных активов обеспечивались за счет собственных средств предприятия и 70,8% - за счет заемных.

Таблица 1.1 - Показатели оборачиваемости и рентабельности за 2009 - 2011годы

ПОКАЗАТЕЛИ

Значение показателя

Оборачиваемость

Оборачиваемость капитала

Оборачиваемость оборотных средств

Оборачиваемость готовой продукции (средний срок хранения)

Средний срок оборота дебиторской задолженности (по выручке без налогов)

Средний срок возврата долгов предприятием

Рентабельность

Коэффициент рентабельности реализованной продукции

Коэффициент рентабельности продаж (по выручке с налогами)

Рентабельность всего капитала

На совещании у президента Беларуси Александра Лукашенко в среду рассмотрен вопрос возврата дебиторской задолженности ОАО "Минский тракторный завод", сообщает пресс-служба главы государства.

"На совещании речь шла о решении проблем возврата задолженностей на примере МТЗ. Год назад дебиторская задолженность за поставленную Минским тракторным заводом продукцию составляла почти полмиллиарда долларов. Что делается для возврата долгов и почему эта работа идет так медленно, подробно рассматривалось на встрече, которая прошла с участием руководителей силовых министерств и ведомств. Поводом для совещания стало поступившее на имя президента обращение руководителя ОАО "МТЗ", - отметили в пресс-службе.

"Хочу ввести в практику своей работы, почему вас и пригласили, рассмотрение поступивших на имя президента существенных обращений - жалоб и так далее, которые касаются крупных государственных вопросов и трудовых коллективов", - заявил в ходе совещания А.Лукашенко .

По словам главы государства, такое обращение он получил от генерального директора МТЗ Федора Домотенко . "Он в недавнем прошлом помощник президента, я направил его туда для того, чтобы был наведен революционный порядок. МТЗ - это флагман нашей индустрии, наш бренд, имидж государства, и там должен быть порядок. Я пригласил сюда силовиков для того, чтобы разобраться, в чем противодействие в работе МТЗ со стороны прокуратуры, МВД, КГБ, КГК?", - сказал президент.

А.Лукашенко заметил, что в обществе иногда бытует мнение, что контролеры и правоохранительные органы чуть ли не мешают работе реального сектора экономики.

"Упаси господь, чтобы контрольные и правоохранительные органы где-то кому-то мешали работать вопреки интересам государства. Вы же знаете, сколько в последнее время посадили не только представителей правоохранительных органов, сколько судей пошло за решетку за подобные вещи. Я не думаю, что кто-то у нас это не понимает. И я не хочу, чтобы в нашем государстве, не дай Бог, было как у наших соседей. Вы знаете, к чему это приводит. Поэтому давайте на примере МТЗ, поскольку мой вчерашний помощник обратился с этим заявлением к президенту, разберемся, кто и как мешает, кто противодействует", - сказал глава государства.

По информации пресс-службы, после детального разбора оказалось: силовые структуры и контролеры правы. То есть на МТЗ действительно немало проблемных вопросов, и результаты проверок показали их обоснованность. Вместе с тем большинство этих проблем существует не один месяц и даже не один год, и они корнями уходят в те времена, когда предприятием руководили совсем другие люди.

"На совещании стало очевидно, что нынешнее руководство завода эти проблемы видит и понимает. Исходя из этого глава государства озвучил главное требование и к правоохранительным органам, и к руководству завода - работать скоординированно и системно на благо как самого завода и его коллектива, так и на благо всей страны", - подчеркнули в пресс-службе.

Кроме того, по итогам мероприятия принято решение о введении в практику работы президента рассмотрения на совещаниях значимых жалоб и писем, которые поступают на его имя.

МТЗ. ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ
Каждый десятый колёсный трактор в мире сделан в Белоруссии

На вопросы журнала «Союзное государство» отвечает генеральный директор ПО «МТЗ» - генеральный директор РУП «МТЗ» Александр Пуховой

- Александр Алексеевич, сразу после 20 марта 2002 года, когда Указом Президента Республики Беларусь вы были назначены генеральным директором ПО «МТЗ», вы заявили, что Минский тракторный завод должен остаться центром мирового тракторостроения. Более чем смелое заявление, ведь к тому времени на складах завода накопилось свыше 3,2 тысячи нереализованных тракторов - больше трехмесячного объема производства, а бартерные сделки составляли свыше 90 % от объемов реализации. Однако прошло всего несколько лет, и ситуация изменилась в корне: объемы производства, равно как и продаж, стремительно выросли, а в последние годы в мире каждый десятый выпускаемый колесный трактор - белорусский. Минский тракторный завод в условиях все более жесткой конкуренции не просто не уступает своего сегмента мирового рынка, но и достаточно уверенно расширяет объемы и направления экспорта.
Каким образом возглавленному вами коллективу удалось совершить такое чудо?

- Никакого чуда не было - была напряженная работа. Прежде всего, мы сразу определили основные приоритеты и выработали программу на 2002–2010 годы по выходу завода из кризисной ситуации. Ориентируясь на мировые тенденции в тракторостроении, мы поставили целью наращивать долю производства дорогостоящих, но эффективных и быстроокупаемых в сельском хозяйстве энергонасыщенных тракторов, не собираясь при этом снимать с производства старые, но проверенные модели, если на них будет спрос. Перед маркетингом была поставлена задача научиться продавать свою продукцию, выстраивая четкую схему продвижения товара на внешних рынках и ликвидируя лишние звенья посреднических услуг. В итоге уже в ближайшее время наметилась устойчивая тенденция к снижению запасов готовой продукции на складах, заметно снизился процент бартерных сделок.

Подписывая указ о мерах поддержки МТЗ, призванный дать предприятию «второе дыхание», Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко отметил, что «сельскохозяйственное машиностроение - это один из государственных приоритетов, который способствует обеспечению продовольственной, а значит, и государственной безопасности». Поддерживая своё крупнейшее предприятие, руководство республики ориентировалось не только на финансовую помощь, выражавшуюся в реструктуризации задолженностей завода. Во главу угла сразу, изначально была поставлена необходимость сделать самое крупное производство Беларуси эффективным, передовым с точки зрения организации труда и применения новейших технологий.

В результате уже в 2004 году мы на два года опережали прогнозы своей же антикризисной программы, а в декабре следующего года Глава белорусского государства поздравил коллектив работников ПО «Минский тракторный завод» с настоящей трудовой победой - выпуском в 2005 году сорокатысячного трактора «Беларус» и отметил, что продукция производственного объединения по праву пользуется заслуженным спросом на мировом рынке, и это результат высокого профессионализма, ответственного, творческого, инициативного труда всего коллектива.

Последние два года объем товарной продукции МТЗ превышает миллиард долларов США. С конвейера завода ежесуточно сходит около 250 тракторов, одновременно находится на сборке более 60 моделей и модификаций машин.

Производственное объединение «Минский тракторный завод» сегодня - это промышленный гигант, который включает в себя одиннадцать предприятий республики. На головном заводе работает более 24 тысяч человек, по сравнению с 18 тысячами в 2002 году, при этом выработка на одного работающего по сравнению с тем периодом практически удвоилась. МТЗ является одним из крупнейших производителей тракторной техники в мире и абсолютным лидером в производстве тракторов среди стран СНГ, единственным предприятием на постсоветском пространстве, сохранившим свой производственный потенциал. Удельный вес тракторов «Беларус» в общем выпуске колесных тракторов заводами СНГ в 2007 году составил 87 %.

Согласно нашим планам, кардинальная модернизация производства на 2005–2011 годы предусматривает объем инвестиций на уровне 680 млн. долларов, из них только 70 млн. - заемных. При этом мы отказались от точечной реконструкции: серьезный эффект может дать лишь полное обновление технологии. В прошлом году мы заключили контракт на 65 млн. евро на поставку комплекта оборудования для выпуска валов и шестерен - оснащенное им производство будет по всем показателям не хуже, чем, скажем, на «Джон Дир».

Минский тракторный завод всерьез намерен конкурировать и даже бороться за лидерство с ведущими мировыми производителями тракторной техники?
- Огромный производственный и экспортный потенциал позволяет предприятию на равных конкурировать со всеми известными грандами мирового тракторостроения - АГКО, «Джон Дир», «Клаас», «Нью Холланд». Скептики могут воспринимать это с улыбкой, тем не менее, мы успешно догоняем «Джон Дир» не только по объемам продаж, но и по техническому уровню машин. Уже сегодня есть модели трактора «Беларус», цены на которые практически равны аналогам «Джон Дир», хотя, если брать в среднем по линейке энергонасыщенных тракторов, наши цены пока на 10–15 % ниже.

Если говорить о конструктивной составляющей, то одним из наиболее перспективных направлений в мировом тракторостроении стал переход на бесступенчатые трансмиссии. Здесь пока лидирует «Джон Дир», но уже в ближайшее время мы намерены представить модель трактора, которая может стать неприятным сюрпризом для наших конкурентов. Не буду пока говорить о деталях, скажу одно: в своей разработке мы полностью ушли как от механики, так и от гидравлики.

Особое значение в новых разработках принадлежит научному обеспечению. Вместе с Национальной академией наук Беларуси МТЗ реализует Государственную программу «Белавтотракторостроение». На предприятии работают четыре кафедры университетов, где готовят молодых специалистов.

Что ж, перспективы заманчивые. А какую продукцию мирового уровня МТЗ может предложить покупателю уже сегодня?
- В производственной программе ПО «МТЗ» - мотоблоки, малогабаритные тракторы мощностью до 60 л. с. для обеспечения механизации работ в малых и индивидуальных хозяйствах, универсально-пропашные тракторы и тракторы специального назначения мощностью 60–130 л. с., тракторы общего назначения высокой мощности от 150 до 300 л. с., лесные, коммунальные машины, погрузчики.

Широкая универсальность тракторов «Беларус» позволяет эффективно использовать их круглый год в различных климатических зонах. Основной удельный вес в объеме производства занимают тракторы, предназначенные для выполнения всего комплекса работ в сельскохозяйственном производстве: пахота, культивация, предпосевная обработка, посев, внесение удобрений, междурядная обработка, кошение трав, уборочные работы и так далее.

Пользуются устойчивым спросом модели тракторов мощностью 80 л. с. «Беларус-80.1 / 82.1», сотни тысяч их разошлось по всему миру. Они модернизированы с установкой переднего ведущего моста повышенной несущей способности, гидрообъемного рулевого управления, обновлен их дизайн с применением стеклопластиковых капота, крыльев и крыши кабины.
Для стран Африки и Юго-Восточной Азии предлагается конструкция упрощенного и удешевленного трактора мощностью 50–90 л. с. На европейском рынке значительно повысились требования к дизайну и эргономике тракторов. Покупатели запрашивают улучшенную отделку интерьера кабины, кондиционер, дистанционные приводы, наличие реверсивного поста управления. Все это обусловило разработку и внедрение в производство в кратчайшие сроки тракторов нового поколения «Беларус-923 / 922 / 1222». Наращивается и производство трактора-труженика «Беларус-1221» мощностью 130 л. с. Эта модель заслужила популярность благодаря своей мощности и простоте. По экономичности при выполнении сельхозработ она не имеет аналогов в своем классе.

Наши главные приоритеты на сегодня в разработке и производстве колесных тракторов - производ­ство продукции повышенного технического уровня с обновленным интерьером и внешней облицовкой, с мощностью двигателя 65–105 л. с. Еще одна важная задача - установка на тракторы двигателей, соответствующих экологическим требованиям TIER-2 и TIER-3А.
Уже сертифицированы тракторы «Беларус» с двигателями, соответствующими требованиям TIER-3A
мощностью свыше 130 л. с., - «Беларус-1221.4 / 1222.4 / 1523.4 / 2022.4», и тракторы мощностью 30 л. с. - «Беларус-320.3», а в июне нынешнего года планируется сертифицировать тракторы в мощностном диапазоне 80–105 л. с., соответствующие требованиям TIER-3A.

Насколько уверенно удерживает МТЗ свой самый емкий рынок - российский? Нет ли в перспективе опасности, что на рынке России «Беларуса» могут потеснить импортные, в том числе подержанные, тракторы?
- Сегодня поставки нашей продукции осуществляются по трем основным направлениям: в Российскую Федерацию, в другие страны СНГ и в страны дальнего зарубежья. Для Минского тракторного завода Российская Федерация была и остается главным стратегическим партнером. Удельный вес России в экспорте тракторов МТЗ за 2007 год составил порядка 38 % при увеличении объема поставок по сравнению с прошлым годом более чем на 30 %.

Для стабилизации рынка, увеличения объемов реализации и продвижения продукции предприятия в Москве открыто и работает Представительство Минского тракторного завода в Российской Федерации. В России в каждом федеральном округе созданы Торговые дома - совместные предприятия с контрольными долями уставного капитала, принадлежащими МТЗ, и сегодня поставка его продукции на российский рынок производится исключительно через них. Каждый Торговый дом, реализующий тракторы, обеспечивает их гарантийное и послегарантийное обслуживание. Дилерская сеть Торговых домов в Российской Федерации насчитывает около ста организаций практически во всех регионах.

На территории России функционируют два сборочных производства - ОАО «ПО ЕлАЗ» (г. Елабуга) и ОАО «Сарэкс» (г. Саранск).
Чтобы выработать единый механизм обеспечения запасными частями российских потребителей, Минский тракторный завод создал в Подмосковье ЗАО «ЦАСК МТЗ-Запчасть-Сервис» по поставкам запасных частей в Российскую Федерацию.

Что касается перспектив, то, согласно нашим аналитическим исследованиям, рынок России характеризуется положительной динамикой таких показателей, как «производство», «емкость», и в то же время - отрицательной динамикой по показателю «парк». Если в 1990 году парк тракторов в России составлял более миллиона штук, то сегодня - полмиллиона, притом что срок службы двух третей парка составляет более 20 лет при норме 10 лет. Обеспеченность посевных работ исправными тракторами составляет 5–6 машин на 1000 га пашни - это 65 % от нормы. Представьте, какими темпами нам необходимо наращивать производство, чтобы удовлетворить потребности только российского рынка. А в Украине и в других странах СНГ ситуация еще хуже. И мы никому не собираемся уступать эти рынки. Кстати, все западные производители реализовали за прошлый год в России порядка 1,5 тысячи тракторов (включая подержанные), мы - более 16 тысяч.

Минские тракторы производятся при участии российских смежников. Расскажите, пожалуйста, как и насколько эффективно сотрудничаете с российскими коллегами?
- Доля российской продукции в составе серийных тракторов «Беларус» составляет около 10 %. С российскими заводами РУП «МТЗ» связывают давние партнерские отношения. Начавшийся в последние годы общий подъем российской промышленности позволяет нам плодотворно сотрудничать как экономически, так и технически.

Основными российскими поставщиками РУП «МТЗ» являются оренбургское ОАО «Радиатор» (годовой объем 258,1 млн. российских рублей), елецкое ОАО «Елецгидроагрегат» (101,9 млн.), волгоградский ВЗТДиН (88,8 млн.).

Тесно сотрудничаем по кооперации, получая высокотехнологичные сборочные узлы для наших тракторов, с Елабужским автомобильным заводом и СААЗ АМО ЗИЛ в Смоленске. В 2007 году объем поставок комплектующих с этими предприятиями составил более 290 млн. российских рублей, а в 2008 году мы планируем довести его до 1,2 млрд. российских рублей.

Видимо, нелегко руководить более чем двадцатитысячным коллективом. Притом что на любом производстве человеческий фактор был и остается главным. Каковы основные критерии вашей кадровой политики? И насколько престижно и денежно работать на Минском тракторном заводе?
- Учитывая современную реальность нашего предприятия - постоянное наращивание объемов производства, освоение и выпуск нового модельного ряда машин, совершенствование технологических процессов производства, высокие темпы компьютеризации - вопрос подготовки, сохранения высококвалифицированных работников и привлечение молодых кадров является не просто основой кадровой политики на РУП «МТЗ», это одна из главнейших составляющих всей нашей работы.
Только на головном предприятии сегодня работает порядка 24,6 тысячи человек, из них более 19 тысяч - рабочие, около 5,5 тысячи - служащие (из них, в свою очередь, 2 тысячи руководителей всех уровней). На РУП «МТЗ» высшее образование имеют 15,7 % от общего числа работающих, среднее специальное - 19,8 %, среднее и профессионально-техническое - 58,6 %. На заводе работают 10 кандидатов и 2 доктора наук.

На предприятии постоянно проводится обновление кадров, замена работников пенсионного возраста молодыми кадрами с более высоким уровнем квалификации. За счет приема молодых рабочих и специалистов число молодежи в возрасте 16–30 лет только в истекшем 2007 году увеличилось на 6,2 %, а средний возраст тракторозаводцев составил 38,7 года (в 2000 году - 44,5 года).

Каков, образно говоря, наш «социальный пакет» по закреплению высококвалифицированных кадров? Это, прежде всего, подбор рабочих, специалистов, руководителей и других служащих с учетом их профессиональных качеств методом профессионального тестирования, рациональное использование кадров и достойная мотивация их труда, моральное и материальное стимулирование кадров и четкая система их карьерного роста и, конечно, постоянное совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров.

Успешная и стабильная работа позволила МТЗ выйти на ведущее место по оплате труда среди промышленных предприятий Беларуси. Сегодня на минском рынке труда считается престижным получить работу на МТЗ, так что у нас есть реальная возможность отбора лучших рабочих и специалистов.

- Для многих крупных предприятий, завоевавших нелегким трудом высокий авторитет своей продукции, достаточно болезненна проблема контрафакта, когда мелкие, не обладающие необходимой производственной базой фирмы «штампуют» заведомо некачественные запчасти и без зазрения совести ставят на них известную марку. А в итоге предприятие не только терпит убытки - у потребителей совершенно незаслуженно падает авторитет его товарной марки.
Насколько актуальна такая проблема для МТЗ, насколько быстро можно обнаружить подмену оригинальных запчастей контрафактными, и как руководство завода намерено бороться с этой напастью?

- Действительно, проблема такая есть. Между тем распознать контрафакт, причем практически сразу, нашим специалистам, как и торговым представителям, не составит большого труда. На РУП «МТЗ» разработана и действует инструкция «Маркировка деталей и сборочных единиц тракторов «Беларус» - по маркировке деталей и узлов комбинацией цифр, выполненных спецшрифтом и на спецоборудовании собственного изготовления. Информация по маркировке заносится в заводскую базу, а номера всех крупных узлов и наиболее ценных покупных комплектующих вносятся в паспорт сборки трактора, что позволяет прямо на месте безошибочно установить факт подмены. К примеру, в МЦ-5 изготавливаются валы для ПВМ (передний ведущий мост), которые пользуются повышенным спросом. Когда возникли проблемы с качеством данной продукции, выяснилось, что изделия были изготовлены не на РУП «МТЗ», - это показала спецмаркировка. Аналогично обстоит дело и с другими деталями и узлами.

Конечно, оставлять без реагирования любой подобный факт руководство завода не собирается. И все-таки наиболее результативное противодействие этому видится, с одной стороны, в своевременном насыщении рынка оригинальными запчастями, а с другой - в профилактической работе, проводимой нашей службой маркетинга и нашими торговыми представителями. Покупателю можно доходчиво объяснить, что, приобретая контрафактную деталь и, допустим, где-то выигрывая по цене и по времени, он теряет намного больше, ведь некачественная запчасть ускоряет износ всего трактора. То есть здесь для потребителя гоняться за дешевизной - в итоге будет себе дороже.

Александр Алексеевич, насколько амбициозны, в хорошем смысле, ближайшие планы Минского тракторного завода? Иначе говоря, каким образом намерены производить лучше и продавать больше?
- Несмотря на усиление конкуренции, ПО «Минский тракторный завод» в качестве своих приоритетных задач на 2008 год определил дальнейшее увеличение доли тракторов «Беларус» в продажах на мировом рынке и совершенствование товаропроводящей сети. При этом главным направлением нашего экспорта остается Россия.
Мы намерены выпустить в 2008 году порядка 66 тысяч тракторов и машин, в том числе на экспорт - более 59 тысяч штук, или 89,5 % от общего количества. Изменится в 2008 году по сравнению с 2007 годом и структура поставляемых тракторов и машин - в сторону увеличения доли энергона­сыщенных тракторов (серии 1200, 1500, 2000, 3000, их планируется произвести более 9 тысяч), тракторов, соответствующих экологическим стандартам Евро-3А, а также новых моделей и тракторов, производимых с использованием новых технологий.

Необходимо больше использовать возможности сборочного производства тракторов «Беларус» за рубежом, увеличивать поставки тракторокомплектов в страны СНГ и дальнего зарубежья. В странах, где существует собственная товаропроводящая сеть ПО «МТЗ», особенно актуально, наряду с увеличением продаж, совершенствование гарантийного и послегарантийного обслуживания реализованной техники - аттестация технических центров, занимающихся реализацией и сервисным обслуживанием тракторов «Беларус», и создание на их базе фирменной сервисной сети.

Но главным залогом новых достижений, безусловно, должно стать качество наших тракторов, их соответствие самым высоким мировым требованиям. МТЗ не может отставать ни на день в развитии новейших производственных технологий.

Во время встречи с представителями трудового коллектива

Сохранение трудовых коллективов в непростых экономических условиях является одной из главных задач руководства предприятий. Об этом Президент Беларуси Александр Лукашенко заявил 15 мая при посещении ОАО "Минский тракторный завод".

"Мы будем сохранять трудовые коллективы, но поддерживать будем только тех, кто хочет работать, - сказал Глава государства. - Впереди еще более мощная конкуренция. Поэтому разгильдяям, тунеядцам, алкоголикам и проходимцам в трудовых коллективах делать нечего".

Александр Лукашенко констатировал, что ситуация в мире непростая, а мировая экономика медленно и тяжело восстанавливается. По его словам, главная причина того, что происходит в белорусской экономике, кроется во внешних факторах, в том числе ситуации на российском рынке, куда поставляется около половины производимой в Беларуси продукции. "МТЗ еще повезло, потому что вы выпускаете необходимый людям товар. Без вашей техники невозможно накормить и одеть человека", - заметил Президент.

Вместе с тем Александр Лукашенко подчеркнул, что "со счетов нельзя сбрасывать и еще одну причину существующих проблем: это наша безалаберность, бесхозяйственность и неорганизованность". В этой связи Глава государства указал на необходимость сокращения себестоимости выпускаемой продукции. Эту задачу он назвал вопросом номер один. "Если мы не будем сокращать себестоимость и понижать цену товаров, никогда богатыми не будем", - сказал белорусский лидер.

Во время посещения ОАО "МТЗ" Президенту было доложено о финансово-хозяйственной деятельности и перспективах развития. В частности, у руководства завода есть четкий план по дальнейшему развитию входящих в "МТЗ-Холдинг" предприятий, планы по модернизации выпускаемой техники и освоению новых перспективных линеек продукции, видение перспектив по ее продвижению на внешние рынки, тактика по сокращению имеющихся объемов складских запасов. Президент ознакомился с образцами выпускаемой на предприятии техники, в том числе перспективными разработками, а также осмотрел линейку навесного оборудования производства ОАО "Амкодор". Кроме того, Александр Лукашенко посетил производственные помещения тракторного завода, ознакомился с современными технологическими процессами.

Говоря о состоянии дел на Минском тракторном заводе по итогам посещения предприятия, Александр Лукашенко отметил, что ожидал худшего. Однако реальность оказалась несколько иной. Несмотря на наличие ряда серьезных трудностей, завод имеет перспективу. "Главное, что вы - ваши руководители от технологов до гендиректора - видите перспективу развития завода на ближайшие пять лет. И я уверен, что те деньги, которые нужны на модернизацию, вы найдете в собственном производстве", - отметил Глава государства на встрече с представителями трудового коллектива предприятия.

Президент также напомнил, что как МТЗ, так и другие предприятия получают природный газ по цене практически в два раза дешевле, чем на Западе, и это также является немаловажным конкурентным преимуществом. "Это, наверное, не вечно. Хотя мы будем стараться делать так, чтобы эта составляющая себестоимости была как можно ниже. А в остальном, если вы хотите больше зарабатывать, смотрите на себестоимость от включенной или выключенной электрической лампочки до современных станков. Без модернизации не обойтись", - сказал белорусский лидер.

"Никакого популизма не будет. Но завод ваш в Беларуси был, есть и будет всегда. Это бренд, лицо страны", - подчеркнул Президент.

Александр Лукашенко также подтвердил свои прежние заявления о том, что рассчитывать на получение бюджетной поддержки можно только под конкретные бизнес-планы, контракты и проекты. "Просто так деньги никому давать не будут. Нужен результат, реальный план", - добавил он. В этом же ключе ставится задача по диверсификации внешних рынков сбыта, снижению зависимости от поставок на рынки традиционных партнеров.

Наряду с этим Президент потребовал от правительства принять все необходимые меры, чтобы защитить внутренний рынок от необоснованного импорта по тем видам продукции, которая производится в Беларуси. "Упаси вас господь, если наши предприятия в этом году купят (по импорту) трактора и другую технику, которую мы производим", - сказал Президент.

Александр Лукашенко не исключил, что у новых современных образцов техники могут быть определенные недочеты. "Но надо понимать, что мы это все создали на марше. У нас этого не было. Мы за последние годы все это создали. Естественно, нужно время для того, чтобы довести технику, - сказал Президент. - Поэтому, если и есть где-то минусы... Минчане, я знаю, закупили импортные трактора для коммунальных служб. Зачем? Завод (где производятся отечественные трактора) рядом. Ну вышел из строя какой-нибудь узел, так его мгновенно отремонтируют".

Обращаясь к руководству правительства, Александр Лукашенко подчеркнул: "Мы не члены ВТО, мы никому ничего не обязаны. Давайте защитим свой внутренний рынок, не отдадим никому. От утюга до трактора и автомобиля".

По словам Главы государства, в ближайшее время на эту тему запланировано специальное совещание, где правительство доложит о принимаемых мерах и отчитается по поводу обоснованности того или иного импорта.

"А то мы сейчас страну открыли: делайте с нами, что хотите. Этого быть не должно. Мы собственного производителя должны защищать, поддерживать и продвигать. Только так мы диверсифицируем рынки", - добавил Глава государства.

Александр Лукашенко также поручил правительству принимать ответные меры в случае создания барьеров для экспорта белорусской продукции на Запад. "По поводу Запада: они (представители западных стран) у меня бывают, и я их предупредил. Хочу, чтобы правительство это реализовало. Мы их предупредили: вы закрылись от нас, мы закроемся от вас и посмотрим, как вы через Балтику или Украину будете торговать", - отметил Президент.

Александр Лукашенко напомнил, что даже в условиях введения Россией ответных санкций в отношении целого ряда западных товаров, Беларусь не прекращала сотрудничать с поставщиками на Западе.

Во время посещения МТЗ речь зашла и о сотрудничестве с Китаем. Как доложили Главе государства, прошедший недавно государственный визит Председателя КНР Си Цзиньпина в Беларусь среди прочего позволил решить ряд вопросов в сотрудничестве МТЗ с китайскими партнерами. "Если уже после этого вы не сможете выйти на китайский рынок и работать там, то грош нам цена", - заметил Президент.

Александр Лукашенко подчеркнул, что Си Цзиньпин является другом Беларуси и в ходе визита проявлял неподдельную заинтересованность в поиске новых направлений для развития сотрудничества. "Он собирал своих людей, давал конкретные задания. Цель была одна - белорусам надо подставить плечо, потому что они никогда не подводили. Это был этапный визит, - сказал Глава государства. - Он уезжал отсюда и говорил: я никогда не думал, что Беларусь такая и что визит окажется настолько результативным. Китайцы никогда просто так ничего не говорят".

По словам Президента, большой шаг также сделан в развитии межрегиональных связей между Беларусью и Китаем.

Глава государства отметил, что выделяемые льготные и коммерческие кредитные ресурсы КНР будут направляться не только на крупные проекты в масштабах страны, но также доступ к части из них планируется предоставить малому бизнесу. "Я хочу эти кредиты и малому бизнесу отдать, частникам. Пускай берут, но чтобы были железные гарантии возврата. Надо сегодня быстрее создавать альтернативную экономику, чтобы частник приходил и работал. Пускай развиваются", - заявил белорусский лидер.

В целом Александр Лукашенко отметил, что по итогам визита в белорусско-китайских отношениях произошли серьезные подвижки, которые в том числе позволят поправить некоторые проблемные места в экономике Беларуси.

Говоря о социальной тематике, Президент заявил, что при ограниченных возможностях на рост зарплат в Беларуси сохранится контроль над ценообразованием. "Мы постараемся при отсутствии роста заработной платы сбалансироваться так, чтобы цена не захлестывала зарплату", - сказал белорусский лидер.

"Главная задача по стране до выборов: мы ни в коем случае не должны заниматься популизмом и нагонять зарплату, - подчеркнул Глава государства. - Нам надо сохранить тот уровень, который остался с прошлого года".

"По ценообразованию мы проконтролируем. Практически все цены зависят от нас. Мы видим, где они падают, где поднимаются. Если растут цены на импорт, то и господь с ним. Главное, чтобы на товары белорусского производства цены не росли", - отметил Александр Лукашенко.

Вместе с тем Глава государства подчеркнул, что в ряде случаев сдерживание цен недопустимо, так как это приведет к вымыванию товаров из розницы. "Но по многим видам мы цены видим и контролируем", - заявил он.

Общаясь с представителями трудового коллектива предприятия, Президент, в частности, заявил, что "по коммуналке мы не будем двигаться так, как раньше".

Что касается возможности роста заработных плат, Александр Лукашенко подчеркнул, что в конечном счете это зависит от руководства конкретного предприятия. По его словам, если позволяют финансовые возможности, то всегда можно дополнительно материально простимулировать труд конкретных специалистов, которых важно сохранить для дальнейшего развития предприятия. "Будешь в хорошем плюсе - доплати. Но людям нужно объяснять, что нам сегодня надо деньги вложить в модернизацию, чтобы к 2020 году реализовать эти планы", - сказал белорусский лидер, обращаясь к генеральному директору МТЗ Федору Домотенко.

Глава государства призвал граждан не слушать болтунов, которые обещают легкую и счастливую жизнь, а держаться за рабочие места и своими руками создавать материальное благополучие. "Вы должны понимать ситуацию, которая складывается сегодня. Держитесь за свои рабочие места. Поменьше слушайте болтунов", - сказал Александр Лукашенко.

По словам Президента, сегодня в мире развернулась жесточайшая конкуренция, соответственно, белорусским предприятиям необходимо производить конкурентоспособную продукцию, в первую очередь по дизайну и качеству. "По цене мы выигрываем почти в два раза на некоторых образцах. Это уже хорошо. Но не думайте, что так будет всегда", - отметил белорусский лидер.

В большинстве своем конфликты и войны, происходящие в мире, имеют под собой экономическую основу, считает Президент Беларуси. "Нефть, природный газ, металлы, конечная реализация товаров - там интересы и основные деньги. Идет борьба вплоть до горячей войны. Нам в это трудное время, среднему по размеру государству, надо выстоять, выдержать, сохранить страну, производства и трудовые коллективы", - подчеркнул Александр Лукашенко.

Глава государства отметил, что предстоящие в нынешнем году президентские выборы - это экзамен для власти в целом. "И к этому экзамену мы должны достойно подготовиться без всякого популизма, чтобы вы нас потом после выборов не упрекали, что что-то пообещали, но после выборов забыли", - отметил Александр Лукашенко.

Представители трудового коллектива МТЗ задали Президенту ряд вопросов, которые касались поддержки семей с детьми, развития торговой инфраструктуры, обустройства площадок для молодежных видов спорта, роли профсоюзного движения.

"Берегите себя, своих детей и семью. Все остальное образуется. Не переживайте. Худо-бедно сорганизуемся, сгруппируемся и выдержим. Белорусы и не это выдерживали. Это же не война. Поэтому все в наших руках. Мы способны не просто выживать, а обеспечивать себя так, как надо. Только нужно шевелиться. И берегите свое здоровье. Его ни за какие деньги не купишь", - напутствовал в заключение Александр Лукашенко.



Поделиться