Правовое регулирование рекламной деятельности. Правовое регулирование рекламной деятельности в рф

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Современная реклама играет значительную роль в обществе, что обусловливает необходимость выработки этических и правовых норм , регулирующих рекламную деятельность. Ни одна реклама не может продать товар вторично, если в первый раз она обманула ожидания покупателя. Недобросовестная реклама если и может создавать некоторый успех, то он будет лишь кажущимся и временным. Реклама должна быть: добропорядочной, достоверной, пристойной, доброжелательной. В рекламе недопустимы негативные высказывания в адрес предприятий конкурентов и их товаров. Во-первых, это не этично, причем во многих странах эта норма регламентирована законом. Во-вторых , это, как правило, играет в пользу конкурентов, может случиться так, что их товар запомниться лучше, чем собственный. В-третьи, чисто психологически такой метод вызывает сомнения в качестве рекламируемого товара. Рекламе должны быть присущи такие черты добросовестной и достоверной рекламы , как правдивость, конкретность, целенаправленность, гуманность и компетентность.

Правдивость обязывает организатора рекламного мероприятия приводить сведения о товарах, их качестве, достоинствах и преимуществах, соответствующие действительности.

Конкретность выражается в убедительных аргументах и цифровых данных, используемых в тексте рекламного средства; в рекламной графике соблюдение этого принципа исключает неоправданный формализм и непонятные широкому зрителю приемы.

Целенаправленность рекламы означает, что ее отправным пунктом являются рекламируемые товары и рыночная конъюнктура, ее объектом – потребитель. Соблюдение в рекламе принципа целенаправленности предотвращает нерациональное расходование средств, позволяет оценивать эффективность применения того или иного средства рекламы, его влияние на увеличение оборота торгового предприятия, а также эмоциональное и психологическое воздействие.

В регулировании рекламной деятельности принимают участие различные социальные субъекты. Среди основных сил, в наибольшей степени влияющих на рекламную деятельность, необходимо выделить потребителей, общественные организации и государство . Рассмотрим основные особенности участия указанных сил в регулировании рекламной деятельности.

Потребитель – адресат большинства рекламных обращений – играет в последние годы все более заметную роль в этом процессе. К его безусловным традиционным правам относятся: право на безопасность потребления купленного товара; право рассчитывать, что товар будет функционировать в точном соответствии с утверждениями продавца; право на исчерпывающую информацию о товаре; право на защиту от сомнительных товаров и сомнительных маркетинговых приемов. Потребитель, если он стал жертвой недобросовестной рекламы, может отстаивать свои права или индивидуально, или в составе общественной группы (общества) по защите прав потребителей.

В первом случае он может обратиться с письмом к руководству фирмы-рекламодателя, в средство массовой информации, в органы местной власти, подать исковое заявление в суд. Сразу необходимо отметить, что в условиях недостаточно разработанной законодательной базы и соответствующем состоянии дел данный подход вряд ли принесет какой-либо эффект. Так как данная тенденция является универсальной и интернациональной, уже с середины прошлого века потребители объединяли свои усилия для отстаивания своих прав.

Общественные организации создаются не только потребителями, но и самими рекламистами. Их деятельность можно рассматривать как одну из форм общественного саморегулирования. Именно саморегулирование является в настоящее время главным направлением деятельности общественных организаций рекламистов во всем мире. Целью деятельности многочисленных рекламных ассоциаций стала борьба с недобросовестной конкуренцией в сфере рекламного бизнеса, искоренение лживой рекламы, наносящей вред имиджу всех рекламистов. Таким образом, движение предпринимает шаги для смягчения критики широкой общественности и предотвращает эскалацию вмешательства государства в проблемы отрасли. Зачастую общественные организации рекламистов играют роль лобби в связях с органами государственной власти, «проталкивании» нужных всем рекламистам законов, подготовки их проектов.

В 1990-х годах в России были созданы первые общественные организации , объединившие peкламucmoв страны. В числе наиболее авторитетных организаций – Ассоциация коммуникационных агентств России – АКАР (до этого – Российская ассоциация рекламных агентств – РАРА), Ассоциация рекламодателей, Российское отделение Международной рекламной ассоциации (IAA), Фонд поддержки производителей рекламы, Национальная рекламная ассоциация (до1996 года – Ассоциация работников рекламы России), Рекламная федерация регионов (РФР), Московская рекламная гильдия, Лига рекламных агентств (ЛиРА) и др.

В феврале 1995 года был основан Общественный совет по рекламе, который в феврале 2000 года был трансформирован в Рекламный совет России (РСР). В состав правления Совета вошли руководители Торгово-промышленной палаты РФ, Союза журналистов РФ, Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП), Ассоциации рекламодателей, АКАР и др. Основными целями деятельности Совета являются: формирование системы саморегулирования рекламного рынка, координация деятельности региональных советов по рекламе и участие в разработке рекламного законодательства.

В рамках обеспечения основ саморегулирования Общественным Советом по рекламе был разработан и предложен к добровольному исполнению российскими участниками рекламного процесса «Свод обычаев и правил делового оборота рекламы на территории Российской Федерации». В ноябре 2000 года Рекламный совет России обнародовал проект «Российского Рекламного Кодекса», который был принят весной 2001 года. В основу кодекса были положены нормы Международного кодекса рекламной деятельности Международной торговой палаты и уже упомянутого «Свода обычаев и правил». При этом были учтены этические нормы и положения, отражающие особенности рынка рекламы и культурно-исторические традиции России.

Свои общественные организации имеют профессионалы, работающие и в других областях маркетинговых коммуникаций. Так, в 1995 году была создана Российская ассоциация директ-маркетинга (РАДм). После периода относительно низкой активности в 2001 году эта организация была практически воссоздана. Первой российской профессиональной организацией фирм, работающих в паблик рилейшнз, стала ассоциация компаний консультантов в области связей с общественностью (АКОС), созданная в 1999 году. Авторитетной в данной сфере организацией является Российская ассоциация по связям с общественностью (РАСО). Одним из направлений ее деятельности стала сертификация участников РR-процесса в России, целью которой является вытеснение с рынка агентств, не обладающих достаточной профессиональной компетентностью.

Саморегулирование участников коммуникационного процесса, формирование цивилизованного рынка ВТL-услуг, кодификация этических стандартов в области стимулирования сбыта являются основными целями деятельности Российской ассоциации стимулирования сбыта (РАСС). Одним из важнейших шагов этой организации стала разработка Российского кодекса практики стимулирования сбыта, соблюдение которого стало обязательным для членов ассоциации. Основные статьи кодекса посвящены защите интересов потребителей, соблюдению законности, защите интересов детской аудитории, формулированию общих условий проведения SР-кампаний.

Большое влияние на координацию совместных усилий, унификацию требований к рекламе играют международные неправительственные организации . Наиболее известными из них являются: Международная торговая палата (МТП), Международный союз ассоциаций рекламодателей, Международная ассоциация паблик рилейшнз, Международный союз ярмарок, Европейская ассоциация предприятий прямой рекламы и др.

Важнейшей составляющей системы внешнего контроля рекламной деятельности является государственное регулирование . Оно осуществляется путем создания широкой законодательной базы и формирование системы исполнительных органов, осуществляющих контроль.

Основными объектами государственного регулирования рекламы являются :

  • рекламная деятельность в целом;
  • реклама товаров, представляющих потенциальную опасность для потребителей;
  • использование необоснованных утверждений;
  • охрана авторских прав на рекламные идеи и решения;
  • правовая защита товарных знаков и других форм интеллектуальной собственности;
  • реклама, вводящая в заблуждение и содержащая «исчезающую приманку»;
  • сравнительная реклама;
  • реклама, направленная на детей, и др.

В Российской Федерации основным законодательным актом прямого действия, который регулирует рекламную деятельность, является закон «О рекламе» принятый 22 февраля 2006 г. В законе дается определение основным понятиям (реклама, объект рекламирования, рекламопроизводитель и т.д.); излагаются общие требования к рекламе и раскрываются понятия «недобросовестной» и «недостоверной рекламы». Федеральный закон «О рекламе» позволяет на современном этапе управлять рынком различных средств рекламы, определяет особенности рекламы отдельных видов товаров и услуг, устанавливает права и ответственность рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя. Кроме того, закон служит исходной нормативной базой для развития законодательства в области рекламы. Основными целями Закона являются защита от недобросовестной конкуренции в области рекламы, предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы. Закон предусматривает необходимость функционирования системы контроля и саморегулирирования в области рекламной деятельности, учитывающей интересы всех участников рекламных коммуникаций.

Практическая реализация законодательства по регулированию рекламной деятельности возможна только при условии наличия системы исполнительных органов , непосредственно выполняющих эти функции. В России в соответствии с Законом РФ «О рекламе» 1995 г. государственный контроль над соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе возложен на Федеральный антимонопольный орган и его территориальные подразделения. В момент принятия закона им был Государственный комитет РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, трансформировавшийся позже в


Министерство антимонопольной политики и поддержки


предпринимательства РФ (МАП РФ), а затем – в Федеральную антимонопольную службу РФ (ФАС РФ). Основным документом, на котором основывается регулирующая деятельность этого органа исполнительной власти, является разработанный им же «Порядок рассмотрения дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе». В соответствии с данным нормативным актом ФАС РФ и его территориальным органам предоставлено право возбуждать дела по фактам нарушения законодательства о рекламе, издавать предписания о прекращении нарушений законодательства, выносить решения об осуществлении контррекламы, налагать штрафы на нарушителей и т. д.

В деле государственного регулирования реклама важную роль играет и судебная ветвь власти . Причем судебная практика в данной сфере достаточно активна. Регулированием споров в сфере рекламы занимались и районные суды, и суды высших инстанций.

Учитывая, что основное предназначение рекламы – экономическое и реклама является одной из сфер бизнеса, очевидно активное участие в регулировании рекламной деятельности арбитражными судами. Причем количество дел, рассмотренных этими судами, была такой большой, что Президиум Высшего арбитражного суда РФ выступил 25 декабря 1998 года с информационным письмом, которое содержало официальный «Обзор практики рассмотрения споров, которые связаны с применением законодательства о рекламе».

Процесс совершенствования системы государственного и общественного регулирования рекламы в России продолжается

Ряд ограничений недобросовестной конкуренции устанавливает Федеральный закон «О рекламе». Реклама представляет собой комплекс мер, побуждающих потребителей приобретать товары определенных производителей и продавцов. Идеальная реклама - это поиск разумного баланса интересов продавца и покупателя. Рекламные коммуникации состоят из трех равнозначных частей: 1) информации о товаре, 2) маркетинга и 3) творческой части, выраженной ярко, самобытно и запоминаемо. В современном мире рекламная деятельность достигла огромных масштабов, на нее тратится в среднем 3- 6% от стоимости сбываемых товаров, а по некоторым видам продукции - до 20-30%. Российский рекламный рынок входит в десятку крупнейших европейских рынков. Состояние этого рынка является одним из показателей того, каковы покупательная способность населения и инвестиционный климат.

Каждое предприятие, приступая к организации рекламной кампании, определяет конкретные цели. Реклама товара призвана решать задачи стимулирования сбыта товара, ускорения товарооборота, формирования потребности в этом товаре, побуждения к приобретению именно данного товара, оказывать помощь потребителю в выборе товаров, стремиться сделать определенного потребителя постоянным клиентом.

Закон определяет соответствующие требования к рекламе, которые подразделяются на общие и специальные.

Реклама должна быть распознаваема без специальных знаний или без применения технических средств именно как реклама непосредственно в момент ее представления независимо от формы или от используемого средства распространения.

Специальные требования в соответствии с Федеральным законом «О рекламе» относятся к рекламе, которая распространяется:

с помощью специальных средств - в телепрограммах и телепередачах, в радиопрограммах и радиопередачах (ст. 14 и 15);

в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, где реклама не должна превышать 40% объема одного номера периодического печатного издания (ст. 16);

при кино- и видеообслуживании, по сетям электросвязи и размещается на почтовых направлениях (ст. 17 и 18);

в городских, сельских поселениях и на других территориях, т. е. наружной рекламе. Она не может иметь сходства с дорожными знаками и указателями, ухудшать или снижать их видимость (ст. 19); на транспортных средствах и с их использованием (ст. 20).

В гл. 3 Федерального закона «О рекламе» выделяются особенности рекламы отдельных видов товаров: алкогольной продукции (ст. 21); пива и напитков, изготавливаемых на его основе (ст. 22); табака, табачных изделий и курительных принадлежностей (ст. 23); лекарственных средств, медицинской техники, изделий медицинского назначения и медицинских услуг, в том числе методов лечения (ст. 24); биологически активных добавок и пищевых добавок, продуктов детского питания (ст. 25); продукции военного назначения и оружия (ст. 26); основанных на риске игр, пари (ст. 27); финансовых услуг (ст. 28); ценных бумаг (ст. 29); услуг по заключению договоров ренты, в том числе договора пожизненного содержания с иждивением (ст. 30).

Реклама не должна распространяться в детских, учебных, спортивных, культурных учреждениях, а также ближе 100 м от них. Она не должна создавать впечатление, что употребление алкоголя, пива или курение имеет важное значение для достижения общественного, спортивного или личного успеха либо для улучшения физического или эмоционального состояния. Причем в радио- и телепрограммах предупреждению о возможном вреде их употребления должно быть отведено не менее 10% эфирного времени трансляции каждой рекламы, при распространении такой рекламы другими способами - не менее 10% рекламной площади (пространства).

Специальные требования относятся к рекламе, представляющей общественные и государственные интересы и направленной на достижение благотворительных целей (социальная реклама) (ст. 10 Федерального закона «О рекламе»). Например, борьба с наркотиками, все, что касается детей-беспризорников, пенсионеров, работы музеев, других культурных учреждений, спортивных мероприятий города или населенного пункта. В общем объеме рекламы на социальную рекламу в соответствии с указанным Федеральным законом должно отводиться в пределах 5% эфирного времени (основной печатной площади) в год. По данным Комитета по делам рекламы, информации и наружному оформлению г. Москвы, на социальную рекламу, которая осуществляется на безвозмездной основе, приходится 12%".

В соответствии со ст. 19 Федерального закона «О рекламе» решение органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа о выдаче разрешения на установку рекламных конструкций или об отказе в его выдаче принимается в письменной форме. Оно должно быть направлено заявителю в течение двух месяцев со дня приема от него необходимых документов. Заявитель, не получивший в указанный срок от органа местного самоуправления решения в письменной форме, в течение трех месяцев вправе обратиться в суд или арбитражный суд с заявлением о признании бездействия соответствующего органа местного самоуправления незаконным.

Решение об отказе в выдаче разрешения должно быть мотивировано и принято органом местного самоуправления исключительно по следующим основаниям:

нарушение требований нормативных актов по безопасности движения транспорта;

нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения или городского округа;

нарушение требований законодательства РФ об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, их охране и использовании.

В случае отказа органа местного самоуправления в выдаче разрешения заявитель в течение трех месяцев со дня получения решения об отказе в выдаче разрешения вправе обратиться в суд или арбитражный суд с заявлением о признании такого решения незаконным.

Разрешение выдается органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа сроком на пять лет.

Осуществляя рекламную кампанию, хозяйственные предприятия должны определить формы рекламы, т. е. способы и средства ее распространения. Наиболее часто используемыми на сегодняшний день являются следующие средства и способы распространения рекламы: печатная реклама - листовки, проспекты, каталоги, буклеты, плакаты, календари, блокноты, папки и т. п.;

реклама на транспорте - рисунки и надписи на бортах транспортных средств, реклама с помощью авиационных средств (подъем рекламных материалов в воздух воздушными шарами, дирижаблями, вертолетами) и т. п.

В последние годы бурно развивается сегмент интернет-рекламы. Так, по данным Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), если рассматривать российский рынок, то в 2000 г. доля рекламы в печатной прессе была 48%, а интернет-сегмент отсутствовал как класс. В 2005 г. доля Интернета в рекламе была уже 2%, в 2010 г. - 11%, тогда как доля печатной прессы составляла 29%, а стала 18%. Доля наружной рекламы повысилась с 17 до 23%. Темпы роста объемов виртуальной рекламы в Интернете в разы больше, чем у ближайших конкурентов 1 .

В Российской Федерации прирост объемов ежегодного рекламного бюджета в Интернете впечатляет - от 50 до 70%. Только с января по март 2011 г. интернет-компании заработали на рекламе около

7 млрд руб. Если такая динамика сохранится в течение пяти - семи лет, то структура рекламного рынка изменится в ущерб печатным средствам массовой информации и радио. По расчетам аналитиков, в глобальном масштабе Интернет опередил прессу по рекламным доходам уже к 2013 г. Таковы тенденции развития средств и способов распространения рекламы.

Таким образом, если реклама соответствует общим и специальным требованиям по содержанию и форме, она является надлежащей. Реклама, в которой допущены нарушения требований к ее содержанию, времени, месту, способу распространения, установленных законодательством, является ненадлежащей. В Федеральном законе «О рекламе» приведено пять видов ненадлежащей рекламы.

Недобросовестная реклама - это реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с товарами других лиц; содержит высказывания, образы, порочащие честь, достоинство, деловую репутацию конкурентов; злоупотребляет доверием физических лиц или недостатком у них опыта, знаний и т. п. (ст. 5 названного Федерального закона).

Недостоверная реклама - это реклама, в которой присутствуют не соответствующие действительности сведения относительно различных характеристик, свойств, качеств и стоимости товара; наличия его на рынке; возможности доставки, гарантийных обязательств и т. п. (ст. 5 Федерального закона «О рекламе»).

побуждать к совершению противоправных действий;

призывать к насилию и жестокости;

иметь сходство с дорожными знаками или иным образом угрожать безопасности движения автомобильного, железнодорожного, водного, воздушного транспорта;

формировать негативное отношение клипам, не пользующимся рекламируемыми товарами, или осуждать таких лиц.

Указанная статья Федерального закона определяет, что в рекламе не допускаются:

использование иностранных слов и выражений, которые могут привести к искажению смысла информации;

демонстрация процессов курения и потребления алкогольной продукции, а также пива и напитков, изготавливаемых на его основе, и др.

Неэтичная реклама - это реклама, содержащая информацию, которая нарушает общепринятые нормы гуманности и морали путем использования бранных, оскорбительных слов, сравнений, образов в отношении расы, национальности, профессии, социальной категории, возрастной группы, пола, языка, религиозных, философских, политических и иных убеждений физических лиц. Неэтичная реклама порочит объекты искусства, составляющие национальное или мировое культурное достояние; государственные символы (флаг, герб, гимн); национальную валюту Российской Федерации или иностранного государства; религиозные символы (ст. 5 Федерального закона «О рекламе»).

Не допускается реклама, когда отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, с помощью которой рекламодатель (рекламопроизводитель, рекламораспространитель) умышленно вводит в заблуждение потребителя рекламы (ст. 5 Федерального закона «О рекламе»).

Скрытая реклама - реклама, которая оказывает не осознаваемое потребителем воздействие на его восприятие. Такая информация может присутствовать в радио-, теле-, видео-, аудио- и кинопродукции, в передачах, изданиях, которые официально рекламными не являются. Скрытая реклама может распространяться путем использования специальных видеовставок (двойной звукозаписи) и иными способами.

Широкое распространение получила несанкционированная реклама, которая «красуется» на стенах домов, столбах, автобусных, троллейбусных и трамвайных остановках и заборах. Этот рекламный хлам не только портит вид городов, но и зачастую вводит в заблуждение население. Местные власти пытаются бороться с этим злом путем установки специальных рекламных тумб, уничтожения рекламного мусора, лишения лицензии юридических лиц на оказание услуг или производство продукции за несанкционированное расклеивание рекламы.

Статья 38 Федерального закона «О рекламе» предусматривает раздельную ответственность субъектов рекламной деятельности (рекламодателя, рекламораспространителя и рекламопроизводителя) за нарушение законодательства РФ о рекламе. Ответственность за нарушение законодательства РФ о рекламе несут:

Ответственность должностных лиц за нарушение законодательства РФ о рекламе не предусмотрена.

Лица, права и интересы которых нарушены в результате ненадлежащей рекламы, вправе обращаться в суд или арбитражный суд, в том числе с исками о возмещении убытков, включая упущенную выгоду, о возмещении вреда, причиненного здоровью физического лица, его имуществу, чести, достоинству и деловой репутации, а также о публичном опровержении недостоверной рекламы (ст. 38 Федерального закона «О рекламе»).

Сумма штрафов за нарушение законодательства РФ о рекламе и за неисполнение предписаний антимонопольного органа зачисляется в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в следующем порядке: в федеральный бюджет - 40%; в бюджет субъекта РФ, на территории которого зарегистрированы юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, допустившие нарушение законодательства РФ о рекламе, - 60%.

Уплата штрафа не освобождает от исполнения предписания о нарушении законодательства РФ о рекламе.

За неисполнение в срок предписаний и решений о контррекламе федеральный антимонопольный орган или его территориальный орган вправе налагать штраф до 500 минимальных размеров оплаты труда.

Несмотря на то что в Федеральном законе «О рекламе» прописаны все важные требования к ней, нарушения рекламного законодательства продолжаются. По данным Федеральной антимонопольной службы, ежегодно выявляется от 10 тыс. до 12 тыс. фактов таких нарушений. Это объясняется не только несоблюдением субъектами рекламного рынка правовых норм, но и имеющимися недостатками в законодательстве. К ним следует отнести следующие правовые проблемы.

Во-первых, нормы, регулировавшие отношения, связанные с производством, размещением и распространением рекламы, были рассредоточены по отраслевым законам, что приводило к серьезным проблемам в процессе правоприменения. Так, норма, касающаяся рекламы лекарственных средств, содержится в Федеральном законе от 22 июня 1998 г. № 86-ФЗ «О лекарственных средствах». Отсутствие в указанном Федеральном законе механизма контроля за ее соблюдением сделало данную норму невостребованной, неприменимой. Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» и Федеральный закон «О рекламе» содержат требования к рекламе алкогольной продукции. Установление требований к рекламе одного товара в рамках двух федеральных законов ведет к их различному толкованию как субъектами рекламной деятельности, так и правоохранительными органами, вызывая негативные последствия на рекламном рынке. Не случайно, по данным Федеральной антимонопольной службы, больше всего нарушений приходится на рекламу крепких алкогольных напитков и табака. Поэтому, по мнению работников Службы, следует консолидировать нормы, регулирующие отношения в сфере рекламной деятельности, в рамках Федерального закона «О рекламе», исключив соответствующие положения из отдельных отраслевых законов.

Во-вторых, как в старом Федеральном законе «О рекламе» не проводилось четкого разграничения понятий «наружная реклама» и «средство стабильного территориального размещения», на котором размещается реклама, так и в новом Федеральном законе нет определения понятий «наружная реклама» и «рекламная конструкция» (ст. 19 Федерального закона «О рекламе»). На практике это приводит к тому, что органы местного самоуправления при определении порядка выдачи разрешений на размещение наружной рекламы вторгаются в сферу вопросов содержания рекламной информации, размещаемой посредством наружной рекламы. Это позволяет им при выдаче разрешений на размещение наружной рекламы иметь возможность необоснованного отказа в размещении рекламы отдельных товаров и хозяйствующих субъектов. Такие действия зачастую нарушают конституционный принцип единства экономического пространства Российской Федерации и выходят за пределы компетенции органов местного самоуправления. Неполнота правового регулирования, неточности и противоречия в законодательных актах нередко позволяют небескорыстно вмешиваться в конкурентную борьбу хозяйствующих субъектов по продаже одного и того же товара.

До последнего времени серьезной проблемой было широкое распространение продажи товаров по образцам (дистанционные продажи), сопровождаемой рекламой (телемагазины, рассылка рекламных буклетов по почте и т. д.). Реклама позволяла продавцу-рекламодате- лю в наиболее выгодном свете продемонстрировать с телеэкрана товар, описать его характеристики и способы использования. Однако часто она не содержала информации о том, у кого потребитель приобретает товар, кто является его производителем, сообщался только контактный телефон, позвонив по которому можно было заказать рекламируемый товар. Такая схема продаж позволяла недобросовестному продавцу обманывать потребителя и уходить от ответственности.

Теперь в ст. 8 Федерального закона «О рекламе» записано, что в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер, запись о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

Все это подтверждает стремление государства обеспечить баланс интересов участников товарного рынка, потребителей и общества в целом.

Назрела необходимость внесения изменений практически во все федеральные законы, составляющие антимонопольное законодательство, в том числе в Федеральный закон «О рекламе», Закон РФ «О защите прав потребителей», в части недобросовестной конкуренции. Это позволит создать единую правовую базу, которая обеспечит баланс интересов участников рынка и при этом не исчерпает возможности для его развития, не создаст препятствий для проявления творческой инициативы и одновременно не нанесет ущерба гражданам.

Таким образом, система законодательства в области рекламы, устанавливающая общие параметры рекламного рынка, выступает базой для формирования системы правил и стандартов рекламы саморегу- лируемыми организациями (ст. 32 Федерального закона «О рекламе»). Вместе с тем нельзя забывать о том, что, устанавливая требования к рекламе (распознаваемость, добросовестность, достоверность, ограничение рекламирования отдельных видов товаров, особенности отдельных способов рекламирования ит.п.), государство должно обеспечить их соблюдение посредством государственного принуждения в отношении нарушителей установленных правил.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Правовая характеристика рекламной деятельности по законодательству Российской Федерации, ее историческое развитие. Правовая природа и виды рекламы. Система источников правового регулирования рекламной деятельности. Договорные отношения в сфере рекламы.

    дипломная работа , добавлен 30.07.2012

    Понятие правового регулирования рекламной деятельности, ее законодательная база, классификация и виды. Задачи Международного кодекса рекламной практики Международной торговой палаты. Нормы для рекламы, адресованной детям. Суть ненадлежащей рекламы.

    контрольная работа , добавлен 01.03.2010

    Понятие и виды рекламы. Классификация рекламы по предъявляемым к ней требованиям. Понятие и виды ненадлежащей рекламы. Основные проблемы правового регулирования рекламной деятельности в РФ. Проблемы правового регулирования рекламы в сети Интернет.

    курсовая работа , добавлен 10.02.2017

    Правовое регулирование рекламной деятельности. Понятие субъектов рекламных отношений. Требования, предъявляемые к рекламе. Понятие и виды ненадлежащей рекламы. Государственное регулирование рекламной деятельности. Ответственность за ненадлежащую рекламу.

    реферат , добавлен 17.01.2008

    Историко-правовой анализ регулирования рекламной деятельности в Российской Федерации. Понятие, виды и основные требования к содержанию рекламы. Анализ соотношения между государственным контролем и саморегулированием участников рекламных отношений.

    дипломная работа , добавлен 19.12.2013

    Правовое регулирование рекламной деятельности. Основные направления государственного регулирования рекламы. Интернационализация средств массовой информации. Перечень наиболее важных законодательных актов регулирования рекламной деятельности в США.

    контрольная работа , добавлен 02.08.2011

    Понятие рекламного права и рекламного законодательства. Основные функции этой отрасли права. Нормы правового регулирования рекламной деятельности на рынке товаров, работ, услуг. Ответственность участников данного процесса за ненадлежащую рекламу.

    доклад , добавлен 27.05.2015

    Исследование правового регулирования рекламной деятельности. Правила распространения рекламы через разные каналы коммуникации. Соотношение обязательств по оказанию услуг и выполнению работ в рекламной деятельности. Использование авторских произведений.

    дипломная работа , добавлен 29.06.2011

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Понятие и виды рекламы. Классификация рекламы по предъявляемым к ней требованиям. Понятие и виды ненадлежащей рекламы. Основные проблемы правового регулирования рекламной деятельности в РФ. Проблемы правового регулирования рекламы в сети Интернет.

    курсовая работа , добавлен 10.02.2017

    Понятие правового регулирования рекламной деятельности, ее законодательная база, классификация и виды. Задачи Международного кодекса рекламной практики Международной торговой палаты. Нормы для рекламы, адресованной детям. Суть ненадлежащей рекламы.

    контрольная работа , добавлен 01.03.2010

    Понятие и сущность рекламы, ее роль в коммерческих товарно-рыночных отношениях. Правовое регулирование рекламной деятельности; общие и специальные требования к рекламе. Ненадлежащая реклама; ответственность рекламодателя за нарушение законодательства.

    контрольная работа , добавлен 24.05.2013

    Гражданско-правовое регулирование в сфере производства и размещения рекламы в средствах массовой информации. Требования к рекламе, способы ее распространения. Государственный контроль в сфере рекламы и ответственность за нарушение законодательства России.

    дипломная работа , добавлен 24.02.2012

    Определение рекламы лекарственных средств в российском законодательстве. Специальные ограничения, накладываемые на рекламу лекарственных средств, медицинских изделий. Правовое регулирование рекламы лекарственных препаратов в Интернете на территории РФ.

    контрольная работа , добавлен 07.10.2016

    Понятие рекламы с точки зрения комплексного правового явления. Виды субъектов рекламных отношений. Специальные нормы, направленные на защиту несовершеннолетних. Сущность недобросовестной рекламы. Государственное регулирование рекламной деятельности.

    контрольная работа , добавлен 18.01.2015

    Правовое регулирование рекламной деятельности. Понятие субъектов рекламных отношений. Требования, предъявляемые к рекламе. Понятие и виды ненадлежащей рекламы. Государственное регулирование рекламной деятельности. Ответственность за ненадлежащую рекламу.

    реферат , добавлен 17.01.2008

    Правовая характеристика рекламной деятельности по законодательству Российской Федерации, ее историческое развитие. Правовая природа и виды рекламы. Система источников правового регулирования рекламной деятельности. Договорные отношения в сфере рекламы.

    дипломная работа , добавлен 30.07.2012

Общепризнанно, что дети иначе воспринимают рекламу, чем взрослые, в силу особенностей психики своего возраста, отсутствия жизненного опыта и других причин. Поэтому на законодательном уровне поставлена задача защиты несовершеннолетних от отрицательного влияния рекламы. Эта задача решается с помощью установления специальных требований к рекламе в целях защиты несовершеннолетних.

1) дискредитация родителей и воспитателей, подрыв доверия к ним у несовершеннолетних;

2) побуждение несовершеннолетних к тому, чтобы они убедили родителей или других лиц приобрести рекламируемый товар;

3) создание у несовершеннолетних искаженного представления о доступности товара для семьи с любым уровнем достатка;

4) создание у несовершеннолетних впечатления о том, что обладание рекламируемым товаром ставит их в предпочтительное положение перед сверстниками;

5) формирование комплекса неполноценности у несовершеннолетних, не обладающих рекламируемым товаром;

6) показ несовершеннолетних в опасных ситуациях;

7) преуменьшение уровня необходимых для использования рекламируемого товара навыков у несовершеннолетних той возрастной группы, для которой этот товар предназначен;

8) формирование у несовершеннолетних комплекса неполноценности, связанного с их внешней непривлекательностью.

Практика деятельности контролирующих органов в сфере рекламы показывает значительное количество нарушений установленных правил.

Другой пример – из практики Высшего арбитражного суда.

Нарушением закона признано также создание рекламных роликов, показывающих несовершеннолетних в опасных местах и ситуациях: в одном рекламном ролике подросток скатывался с холма внутри автомобильной шины, в другом – катался на роликовых коньках, зацепившихся веревкой за кузов спортивного автомобиля .

Самым распространенным нарушением требований ранее действовавшего Закона «О рекламе» 1995 г. было текстовое, визуальное или звуковое использование образов несовершеннолетних в рекламе, не относящейся непосредственно к товарам для этой возрастной группы. Воздействие на родителей через использование образов детей в рекламе является известными и эффективным рекламным приемом. Достаточно часто можно увидеть рекламу стиральных порошков, моющих средств, недвижимости и других товаров с использованием образов детей. Применение этой статьи было затруднено в связи с отсутствием нормативно утвержденного перечня товаров для несовершеннолетних, однако антимонопольным органам часто удавалось доказывать свою правоту и привлекать нарушителей к ответственности. В ныне действующем законе запрет на использование образов несовершенолетних в рекламе, не относящейся к товарам непосредственно для несовершеннолетних, отсутствует, за исключением рекламы отдельных, общественно вредных товаров (алкогольной продукции – статья 21, табака – статья 23).

Из книги Правовое регулирование рекламы автора Мамонова Е

Из книги Коммерческое право: конспект лекций автора Горбухов В А

Из книги Коммерческое право автора Горбухов В А

Из книги Федеральный закон «О рекламе». Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Автор неизвестен

Из книги Правовое регулирование рекламной деятельности автора Богацкая Софья Германовна

Из книги Федеральный закон «О рекламе». Текст с изменениями и дополнениями на 2011 год автора Коллектив авторов

Из книги Федеральный закон «О рекламе». Текст с изменениями и дополнениями на 2013 год автора Автор неизвестен

Из книги Энциклопедия юриста автора Автор неизвестен

Из книги Система профилактики правонарушений несовершеннолетних автора Беженцев Александр Анатольевич

Из книги Трудовое право России. Шпаргалка автора Резепова Виктория Евгеньевна

Поделиться