Основные требования предъявляемые к рекламе. Основные положения Закона «О рекламе». Общие требования к рекламе. Общие и специальные требования, предъявляемы к рекламе

Помимо обязанностей добросовестности и достоверности реклама также должна соответствовать иным требованиям ФЗ «О рекламе», иначе она будет признана ненадлежащей.

1. Ряд требований связан с критикой, которой иногда подвергается рекламная информация, касающаяся демонстрации вредных привычек, аморального поведения и других негативных явлений.

Также закон в пп. 4 п. 4 ст. 5 запрещает формирование негативного отношения к лицам, не пользующимся рекламируемыми товарами, или осуждение таких лиц в рекламе . Данную норму можно назвать производной от ст. 6 ФЗ «О рекламе» 1995 года, в которой запрещалось дискредитировать физических и юридических лиц, не пользующихся рекламируемым товаром.

Негативные реакции населения на демонстрацию вредных привычек в рекламе нашли свое закрепление в пп. 4 п. 4 ст. 5 ФЗ «О рекламе»: запрещена демонстрация процессов курения и потребления алкогольной продукции, а также пива и напитков, изготавливаемых на его основе.

Данное положение соотноситься со специальными нормами ФЗ «О рекламе» - ст. 21-23.

Здесь же можно отметить, что законодатель предупреждает вмешательство в рекламные отношения органов государственной власти и органов местного самоуправления либо их должностных лиц, не допуская в рекламе одобрения с их стороны рекламируемого объекта (пп. 2 п. 5)

Данный запрет является абсолютно справедливым, поскольку поддерживает определенный статус государственных и муниципальных структур, тем не менее, многочисленная судебная практика свидетельствует о частом нарушении данной нормы.

В этой связи можно привести пример рекламы АКБ «Абсолют Банк», в которой указывалось, что этот банк вошел в число 28 кредитных организаций, получающих поддержку Минфина. В рекламе кваса «Першинъ» содержалось указание на то, что этот квас получил диплом Министерства сельского хозяйства на 15-й выставке «Продэкспо-2008» в номинации «Гран-при за лучший квас России». Упоминание о дипломе было истолковано ФАС как указание на одобрение данного напитка Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.

При этом следует отметить, что и в том и в другом случае информация была достоверной, правонарушающим было именно указание на поддержку органа государственной власти.

Во-первых, касаемо иностранного языка, п. 11 ст. 5 Закона «О рекламе» ограничивает его, защищая соблюдение требований законодательства РФ о государственном языке. ФЗ от 1 июня 2005 г. №53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации» 18 определяет, что государственный язык РФ подлежит обязательному использованию в наименованиях организаций всех форм собственности, а также в рекламе (п. 2, 10 ч. 1 ст. 3). В случае использования иностранного языка в данных сферах тексты на иностранном языке должны быть идентично предоставлены и на русском языке (ч. 2 ст. 3). Указанные требования не распространяются на фирменные наименования и зарегистрированные товарные знаки (ч. 3 ст. 3).

В силу данной статьи, суд признал правомерным привлечение к административной ответственности, поскольку рекламораспространитель ФГУП «Аэропорт Южно-Сахалинск» разместил рекламу ресторана ООО «Тадж Махал», изготовленную на английском языке, без перевода на русский язык.

Таким образом, из закона вытекает, что не допускается использовать только те иностранные слова и выражения, которые могут привести к «искажению смысла информации». В соответствии с этим, если иностранные слова и выражения не искажают смысла, то они допустимы в российской рекламе. Однако, при этом неясно, как определить, искажен ли смысл рекламируемой информации. Законодатель относит решение данных вопросов на усмотрение правоприменителя - экспертных советов ФАС.

Во-вторых, по отношению ко всей рекламной лексике, в ФЗ «О рекламе» предусмотрен запрет на использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в основе которых могут лежать национальные, профессиональные, социальные, возрастные, религиозные и иные различия . (п. 6 ст. 5)

Отнесение рекламы в разряд нарушающих данное требование является процессом достаточно сложным. Это объясняется тем, что некоторые рекламодатели завуалируют рекламу созвучными словами и выражениями или используют образы, явно не нарушающие данный запрет, но вызывающие резонанс в обществе. Более того, часто рекламодатели используют молодежные просторечия типа: «не тормози», «обалдеть», что допустимо данной статьей, однако часто выражения выходят за рамки дозволенного, но при этом эти рамки законом, естественно, не определены. В итоге, при квалификации данных нарушений ФАС поставлена в затруднительное положение.

3. Во избежание вредного воздействия рекламы не несведущих людей пп. 4 п. 5 ст. 5 рассматриваемого закона установлен запрет на использование образов медицинских и фармацевтических работников, за исключением такого использования в рекламе медицинских услуг, средств личной гигиены, в рекламе, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работник, в рекламе, распространяемой в местах проведения медицинских и фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, в рекламе, размещенной в печатных изданиях, предназначенных для медицинских и фармацевтических работников. Данный запрет корреспондирует ст. 24 Закона «О рекламе», определяющей правила рекламы лекарственных средств, медицинской техники, изделий медицинского назначения и медицинских услуг, в том числе методов лечения, и ФЗ «Об обращении лекарственных средств».

Указанный запрет введен с тем основанием, что реклама с «людьми в белых халатах» стала очень популярна у рекламодателя, тем самым, обманным путем, привлекая, потребителей к продукции, не обладающей лечебными свойствами, и при этом ослабляя авторитет настоящих лекарств.

Пп. 6, запрещающий указания на лечебные свойства, т.е. положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники , также направлен на ограничение возможности рекламодателя влиять на здоровье людей различными препаратами, вовсе не обладающими лечебными свойствами.

На практике данный запрет очень часто нарушается, так, например, в рекламе крема-геля «Эндокринол» указывалось, что он обладает лечебным эффектом и положительным влиянием на течение болезни щитовидной железы. Хотя согласно санитарно-эпидемиологическому заключению указанный крем-гель является средством парфюмерно-косметического назначения.

4. В целях охраны жизни и здоровья граждан, рекламе запрещено иметь сходство с дорожными знаками или иным образом угрожать безопасности движения автомобильного, железнодорожного, водного, воздушного транспорта (п. 3 ч. 4 ст. 5). В соответствии с этим специальные требования к наружной рекламе продолжают данную норму и устанавливают, что распространение рекламы на знаке дорожного движения, его опоре или любом ином приспособлении, предназначенном для регулирования дорожного движения, не допускается. (п. 3 ст. 19)

Следует указать, что законодательство субъектов РФ также выдвигает свои требования, касающиеся наружной рекламы. Постановление Правительства Москвы от 21.11.2006 №908-ПП (ред. от 10.08.2010) «О порядке установки и эксплуатации объектов наружной рекламы и информации в городе Москве и Регламенте подготовки документов Комитетом рекламы, информации и оформления города Москвы заявителям в режиме «одного окна» 23 закрепляет, что: объекты наружной рекламы и информации устанавливают с учетом проектов организации дорожного движения и расположения технических средств организации дорожного движения.

Установка и эксплуатация объектов наружной рекламы и информации не допускается на знаке дорожного движения, его опоре или любом ином приспособлении, предназначенном для регулирования дорожного движения; над проезжей частью дорог и улиц.

При выполнении работ по монтажу и обслуживанию объектов наружной рекламы и информации должны быть соблюдены требования по обеспечению безопасности дорожного движения в местах производства работ.

  • 5. Установлено в законе и требование по отношению к стоимостным показателям. Т.к. в соответствии с (ст. 75 Конституции РФ и ст. 27 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) 24 » денежной единицей в России является рубль, то во исполнение данного положения и защиты национальной валюты п. 7.1 ФЗ «О рекламе» указывает, что стоимостные показатели в рекламе должны быть указаны в рублях, а в случае необходимости - в иностранной валюте.
  • 6. Пункт 9 ст. 5 содержит определение скрытой (сублимальной) рекламы и запрещает ее распространение. Сублимальное восприятие - это восприятие на уровне подсознания.

Не допускаются использование в радио-, теле-, видео-, аудио- и кинопродукции или в другой продукции и распространение скрытой рекламы, т.е. рекламы, которая оказывает не осознаваемое потребителями воздействие на их сознание, в том числе такое воздействие путем использования специальных видеовставок (двойной звукозаписи) и иными способами.

Данная норма корреспондирует абз. 2 ст. 4 Закона РФ «О средствах массовой информации», запрещающему использование в теле-, видео-, кинопрограммах, документальных и художественных фильмах и др. скрытых вставок, воздействующих на подсознание людей и (или) оказывающих вредное влияние на их здоровье. Европейская конвенция о трансграничном телевидении, также не допускает рекламу, воздействующую на подсознание человека.

Основной признак скрытой рекламы - неосознаваемое восприятие человеком дополнительной информации, которая может быть выражена совершено различными способами. Статья не содержит исчерпывающего перечня данных способов, вследствие чего можно сделать вывод, что сюда применимы все возможности подсознательного влияния.

К скрытой рекламе можно отнести, так называемый, 25 кадр. 25 кадр вставляется в любое аудиовизуальное произведение. Т.к. обычно в кино кадры сменяются со скоростью 24 в секунду, то 25 кадр остается невидимым и воспринимается на иррациональном уровне, что позволяет рекламодателю разместить в нем иную, в основном запрещенную, рекламу.

Также сюда можно отнести популярную маркетинговую технологию Product Placement («продакт-плейсмент») - это рекламный приём, заключающийся в том, что реквизит в фильмах, телевизионных передачах, компьютерных играх, музыкальных клипах или книгах имеет реальный коммерческий аналог. Обычно демонстрируется сам рекламируемый продукт или его логотип, или упоминается о его хорошем качестве.

В печатном издании тоже возможно разместить скрытую рекламу. Например, путем выделения части текста особым шрифтом, из которого складывается самостоятельное сообщение.

Конвенция ООН о правах ребенка устанавливает, что ребенок ввиду его физической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту. В связи с этим в ФЗ «О рекламе» содержится нормы, охраняющие интересы несовершеннолетних.

Согласно п. 10 ст. 5 ФЗ не допускается размещение рекламы в учебниках, предназначенных для обучения детей по программам начального общего и основного общего образования, школьных дневниках, а также школьных тетрадях.

Запрещено также побуждение несовершеннолетних к убеждению родителей или других лиц приобрести рекламируемый товар, а также создание искаженного представления о доступности товара для семьи.

Существует запрет на рекламу, которая создает у несовершеннолетних впечатление о том, что обладание рекламируемым товаром ставит их в предпочтительное положение перед их сверстниками, а у не обладающих данным товаром формирует комплекс неполноценности (п. 4,5 ст. 6).

Примером может служить фразы типа «стань лучше вместе с нами», «ты вырастишь быстрее» и т.п.

П. 6 ст. 6 запрещает показ несовершеннолетних в опасных ситуациях, что оберегает психику данной группы населения, а также предотвращает случаи, когда несовершеннолетние, вследствие своей неосознанности, сами стремятся воплотить в жизнь эти ситуации.

Запрещается преуменьшение уровня необходимых для использования рекламируемого товара навыков у несовершеннолетних той возрастной группы, для которой этот товар предназначен (п. 7 ст. 6). Для выполнения этого требования необходимо, чтобы на маркировке товара или в листе-вкладыше было указано, для какой возрастной группы предназначен тот или иной товар.

Формирование у несовершеннолетних комплекса неполноценности, связанного с их внешней привлекательностью также запрещен законом (п. 8 ст. 6). Однако, нарушение данного запрета часто встречается в рекламах косметических средств.

Охрана прав несовершеннолетних в рекламе встречается и в других нормах рассматриваемого закона: ст. 21 запрещает рекламе алкогольной продукции обращаться и использовать образы несовершеннолетних, схожие положения имеют нормы реклам пивной продукции (ст. 22), табака (ст. 23), лекарственных средств (ст. 24) и др.

Таким образом, можно сделать вывод, что нормы, охраняющие права несовершеннолетних, пронизывают весь ФЗ «О рекламе», однако на практике мы часто сталкиваемся с нарушениями этих запретов, что негативно отражается на развитии лиц, не достигших совершеннолетия.

Устанавливая различные требования к рекламе, законодатель предписывает, что при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства, законодательства о государственном языке Российской Федерации. (п. 11 ст. 5 ФЗ «О рекламе»).

Регламентировав общие требования, законодатель оформил рамки допустимой рекламы. При этом существует некоторые виды товаров, реклама которых не допускается в принципе. Среди них товары, производство и реализация которых запрещена в РФ; наркотические и психотропные вещества; взрывчатые вещества, за исключением пиротехники; органы и ткани человека в качестве объекта купли-продажи; товары, подлежащие государственной регистрации, обязательной сертификации или лицензии, в случае их отсутствия. Данный перечень закрепляется в ст. 7 ФЗ «О рекламе».

Таким образом, существующее многообразие требований к рекламе показывает, что данные правоотношения, активно развиваясь, постоянно создают новые основания для ограничения действий рекламодателя и рекламораспространителя в различных сферах рекламы.

Самым существенным правкам закон «О рекламе» подвергся в области общих требований к рекламе. Ранее статья закона, содержащая общие требования к рекламе, содержала в себе ряд ограничений, налагаемых на рекламу, и ряд указаний на необходимость размещения в рекламе определенных сведений. Отдельно приводились перечни признаков, по которым рекламу следует признать недобросовестной, недостоверной, неэтичной, заведомо ложной или скрытой. При этом все перечисленные виды рекламы не допускались.

Теперь перечень основных требований состоит из трех частей:

  • 1. Признаки, по которым рекламу следует признать недобросовестной.
  • 2. Признаки, по которым рекламу следует признать недостоверной.
  • 3. Иные общие ограничения, налагаемые на рекламу.

Из нового закона исчезли требования о необходимости указании в рекламе номера лицензии и органа ее выдавшего, если деятельность рекламодателя подлежит лицензированию, а также указания на обязательность сертификации товаров, подлежащих обязательной сертификации. Данные требования не приносили никакой практической пользы, поэтому были исключены из текста нового Закона.

К защите этических норм следует отнести следующие запреты: реклама не должна побуждать к совершению противоправных действий, призывать к насилию и жестокости, формировать негативное отношение к лицам, не пользующимся рекламируемыми товарами, или осуждать таких лиц; в рекламе не допускается пользование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного) наследия, включенных в Список всемирного наследия.

Если сравнивать меры защиты этических норм в новом и старом законах, то нетрудно заметить, что из нового исчезли запреты на употребление в рекламе бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений в отношении религиозных, философских, политических и иных убеждений физических лиц, осталась только защита религиозных символов. Данное изменение позволит рекламодателям и рекламопроизводителям более вольно обходиться с объектами тех или иных убеждений граждан, в том числе религиозных, ведь защита религиозных символов и религиозных убеждений - это не одно и то же. Если в качестве примера взять известный карикатурный скандал, то, использовав в рекламе скандальные карикатуры (по крайней мере часть их), рекламораспространитель не совершит нарушения, поскольку в большинстве из них не используются религиозные символы. В данном случае налицо победа сторонников расширения свободы слова в отношении как религиозных, так и иных убеждений.

Исчезновение в новом Законе статьи, запрещающей заведомо ложную рекламу, объясняется просто: любая заведомо ложная реклама является недостоверной, понятие и признаки которой подробно раскрываются, и, соответственно, не допускается.

Во-первых, запрет на введение потребителей в заблуждение относительно рекламируемого товара полностью отнесен Законом к недостоверной рекламе (что, в общем-то, логично).

Во-вторых, появился запрет на нарушение антимонопольного законодательства. В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 5 недобросовестной признается та реклама, которая является актом недобросовестной конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе:

  • а) распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;
  • б) введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества и количества товара или его изготовителей;
  • в) некорректное сравнение хозяйствующим субъектом проводимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов.

В-третьих, впервые в российском законодательстве вводится запрет на использование так называемых «зонтичных» брэндов. Их применение представляет собой рекламу товаров, рекламирование которых жестко ограничено тем или иным законом, - по средством другого товара, имеющего с ним тождественные или сходные до степени смешения средства индивидуализации: название, логотип, форму упаковки или тары и тому подобное. Потребитель в большинстве случаев, видя или слыша подобную рекламу, относит ее не к тому товару, который формально рекламируется, а к тому, реклама которого данным способом, в данное время или в данном месте запрещена, и прорекламировать который фактически и хотел рекламодатель.

Наибольшее распространение использование «зонтичных» брэндов получило в сфере рекламы алкогольной продукции, как товаpa, реклама которого сопряжена с наибольшим (не считая таких специфических товаров как оружие, наркотические средства и тому подобного) количеством ограничений. Почти все компании, производящие или импортирующие алкогольную продукцию под широко известными товарными знаками, были замечены м рекламе товаров, услуг, конкурсов, лотерей или иных мероприятий, имеющих похожее или одинаковое название с алкогольными брэндами. Ограничения, накладываемые на рекламу алкоголя, закрывают для нее самые мощные СМИ и средства распространения рекламы: телевидение, радио, печатные издания (за небольшим исключением), средства размещения наружной рекламы. Производители спиртного, не желая, чтобы потребитель попросту забыл, как выглядит их продукция, вынуждены идти на хитрость и использовать «зонтичные» брэнды. Видя растущее число случаев обхода ограничений, наложенных на рекламу алкоголя и иных подобных товаров, законодатель попытался поставить на пути этих попыток серьезный заслон.

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 5 нового Закона недобросовестной является та реклама, которая представляет собой рекламу товара, реклама которого запрещена данным способом, в данное время или в данном месте, если она осуществляется под видом рекламы другого товара, товарный знак или знак обслуживания которого тождествен или сходен до степени смешения с товарным знаком или знаком обслуживания товара, в отношении рекламы которого установлены соответствующие требования и ограничения, а также под видом рекламы изготовителя или продавца такого товара.

Насколько действенны подобные запреты и, самое главное, насколько они конституционны? В соответствии с частью 1 статьи 34 Конституции РФ каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Запрет рекламы товаров, имеющих товарные знаки идентичные или похожие на те, реклама которых ограничена, может привести к тому, что некоторые добросовестные производители будут ограничены в правах на рекламу своих товаров.

Дело в том, что существует ряд товарных знаков, под которыми давно и вполне легально выпускаются «безобидные» товары, схожие с товарными знаками алкогольных или иных товаров, реклама которых ограничена. Запрет на рекламу первых ставит их владельцев в невыгодное положение по сравнению с теми, которые обладают товарными знаками на аналогичные товары, но подобного сходства не имеют. Более того, появляется дополнительная возможность для недобросовестной конкуренции: желая ограничить возможности рекламы товарного знака того или иного обычного товара, недобросовестный конкурент может попытаться зарегистрировать аналогичный товарный знак, но по классу алкогольной или табачной продукции, и даже выпустить определенное количество таких товаров. Данные действия позволят инициировать запрет на рекламу товаров, реклама которых не ограничена.

Ответ на вопрос о конституционности пункта 3 части 2 статьи 5 нового Закона не является однозначным, ведь в данной форме содержится формулировка «осуществляется под видом». Сторонники указанного ограничения могут заявить, что запрет будет действовать только тогда, когда фактически будет рекламироваться другой товар, нежели указанный в самой рекламе, то есть добросовестные производители не пострадают.

В таком случае антимонопольному органу, применяющему санкции к участнику рекламного рынка на основании указанной выше нормы, придется доказывать наличие определенных обстоятельств, позволяющих сделать вывод о его недобросовестности. Во-первых, нужно будет доказать, что рекламируемый товарный знак и товарный знак, реклама которого ограничена, имеют достаточную степень сходства. Во-вторых, что формально рекламируемый товар не производится вовсе или производится в количествах несопоставимых с объемом рекламы. В-третьих, что реклама формально рекламируемого товара прочно ассоциируется у большинства потребителей с фактически рекламируемым товаром.

Надо сказать, что аналогичные задачи стояли перед работниками антимонопольных органов и раньше, когда рассматриваемого объекта в законодательстве о рекламе не было. Так или иначе антимонопольные органы стремились запретить использование зонтичных» брэндов, ссылаясь на то, что фактически при этом рекламируются другие товары. Поэтому для доказывания сходства проводились экспертизы; для доказывания ограниченного производства «титульного» товара использовались сведения, получаемые из налоговых органов; а для доказывания ассоциации с фактически рекламируемым товаром проводились социологические исследования (опросы общественного мнения).

Производители в той или иной мере научились обходить эти препятствия: производство и реклама товаров под «зонтичными» брэндами поручались третьим фирмам, формально не зависящим oт предприятия-производителя фактически рекламируемой продукции; товары под этими брэндами стали реально производиться в объемах, не позволяющих сделать однозначного вывода о формальности их рекламы; стали проводиться «альтернативные» опросы общественного мнения, результаты которых указывали на отсутствие у потребителя ассоциаций с товарами, реклама которых ограничена.

Поэтому получается, что новое требование Закона ничего особенно нового в решение проблемы «зонтичных» брэндов не добавило, хотя в ходе рассмотрения законопроекта в Думе особенно подчеркивалось, что «зонтичные» брэнды будут запрещены. Законодатель смог только обобщить уже сложившуюся практику и более или менее четко сформулировать цель борьбы, с «зонтичными» брэндами. При этом не обошлось, правда, без нестыковок: в Законе говорится о запрете рекламы одного товара под видом другого, если товарный знак последнего относится к товарам, реклама которых ограничена. Однако Закон не предусматривает ситуации, когда обозначение товара, реклама которого ограничена, не зарегистрировано в качестве товарного знака. Это опять-таки ставит в неравное положение производителей товаров, имеющих зарегистрированные и незарегистрированные в качестве товарного знака обозначения.

Часть 3 статьи 5 Закона содержит в себе перечень признаков недостоверной рекламы. Часть из них присутствовала в старом законе и была перенесена в новый с небольшой коррекцией формулировок. Но многие признаки были введены в Закон впервые.

  • 1. Об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока;
  • 2. О предоставлении дополнительных прав или преимуществ приобретателю рекламируемого товара;
  • 3. О правилах и сроках проведения стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия, в том числе о сроках окончания приема заявок на участие в нем, количестве призов или выигрышей по его результатам, сроках, месте и порядке их получения, а также об источнике информации о таком мероприятии;
  • 4. О правилах и сроках проведения основанных на риске игр, пари, в том числе о количестве призов или выигрышей по результатам проведения основанных на риске игр, пари, сроках, месте и порядке получения призов или выигрышей по результатам проведения основанных на риске игр, пари, об их организаторе, а также об источнике информации об основанных на риске играх, пари;
  • 5. Об источнике информации, подлежащей раскрытию в соответствии с федеральными законами;
  • 6. О месте, в котором до заключения договора об оказании услуг заинтересованные лица могут ознакомиться с информацией, которая должна быть предоставлена таким лицам в соответствии федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Вместо запрета на использование терминов в превосходной степени, в том числе путем употребления слов «самый», «только», «лучший», «абсолютный», «единственный» и тому подобных, если их невозможно подтвердить документально, появился запрет на недостоверную информацию о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

Новый Закон ввел довольно-таки длинный и, надо сказать, полный перечень товаров, запрещенных к рекламе.

  • 1. Наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;
  • 2. Взрывчатых веществ и материалов, за исключением пиротехнических изделий;
  • 3. Органов и (или) тканей человека в качестве объектов купли-продажи;
  • 4. Товаров, подлежащих государственной регистрации, в случае отсутствия такой регистрации;
  • 5. Товаров, подлежащих обязательной сертификации или иному обязательному подтверждению соответствия требованиям технических регламентов, в случае отсутствия такой сертификации или подтверждения такого соответствия;
  • 6. Товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.

Таковы общие требования к производству и распространению рекламы по новому законодательству о рекламе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Нормальное развитие рыночных отношений, конкуренции невозможно без рекламы как важнейшего способа продвижения на рынке товаров, работ, услуг. Реклама является обязательным элементом рыночной экономики, она формирует у потенциальных получателей и потребителей результатов предпринимательской деятельности (потребителей рекламы) представление о конкретных юридических и физических лицах - субъектах этой деятельности, о наличии на рынке доступных товаров, инициирует спрос на них.

Государство, предоставляя хозяйствующим субъектам свободу предпринимательской деятельности, не может дистанцироваться от правового регулирования рекламного рынка, поскольку это может сказаться серьезными негативными последствиями, как для рыночных отношений, так и для общества в целом. Без нормального правового регулирования рекламы и рекламной деятельности, без четкого разграничения прав и обязанностей лиц, ее осуществляющих, невозможно и ее нормальное функционирование. Именно в этом и заключается актуальность выбранной темы.

Следует подчеркнуть, что в данной работе реклама рассматривается именно с точки зрения комплексного правового явления, позволяющего определить ее задачи и значение в правовом регулировании предпринимательской и иных видовдеятельности.

Основным законодательным актом, который регулирует отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы, является Федеральный закон от «О рекламе» 13.03.2006 №38-ФЗ (ред.от 28.07.2012 с изменениями вступившими в силу с 01.01.2013) (далее - Закон о рекламе). Настоящий Федеральный закон применяется к отношениям в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации

Целями настоящего Федерального закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, создание благоприятных условий для производства и распространения социальной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

Законодательство Российской Федерации о рекламе состоит из настоящего Федерального закона. Отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы могут регулироваться также принятыми в соответствии с настоящим Федеральным законом иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Рекламодатель по требованию рекламораспространителя обязан предоставлять документально подтвержденные сведения о соответствии рекламы требованиям настоящего Федерального закона, в том числе сведения о наличии лицензии, об обязательной сертификации, о государственной регистрации.

Саморегулируемой организацией в сфере рекламы признается объединение рекламодателей, рекламопроизводителей, рекламораспространителей и иных лиц, созданное в форме ассоциации, союза или некоммерческого партнерства в целях представительства и защиты интересов своих членов, выработки требований соблюдения этических норм в рекламе и обеспечения контроля за их выполнением.

Реклама - это один из видов информации, поэтому не случайно действующий Закон о рекламе термины «реклама» и «рекламная информация» использует как синонимы. Вместе с тем, рекламу от других видов информации отличает ряд признаков, которые должны присутствовать в совокупности.

Реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. (Ст. 3 Федерального закона «О рекламе»)

Исходя из данного легального определения, реклама может распространяться в устной или письменной форме, с помощью рисунков, графиков и т.п. В качестве средств распространения рекламной информации применяются средства массового распространения, транспортные средства, средства стационарного территориального размещения (стенды, световые табло) и др. Целями распространения рекламы являются формирование и поддержание интереса к ней, что ведет к возникновению повышенного интереса к товарам, идеям, начинаниям и способствует их реализации.

) в зависимости от вида рекламируемого товара выделяют рек ламу алкогольных напитков, табака и табачных изделий, лекарственных средств и предметов медицинского назначения, наркотических средств и психотропных веществ, пестицидов и агрохимикатов, иных видов товаров;

З) в зависимости от способа распространения рекламы можно говорить о рекламе в радио- и телепрограммах, периодических печатных изданиях, в кино- и видеообслуживании, на транспортных средствах, почтовых отправлениях. К данной группе можно отнести и наружную рекламу, распространяемую в городских и сельских по селениях, на других территориях с помощью плакатов, стендов, световых табло и иных технических средств;

) в зависимости от целей, на достижение которых направлена реклама, выделяют:

политическую рекламу - информацию, распространяемую участниками избирательного процесса о кандидатах на должность Президента РФ, в депутаты и т.п. с целью формирования общественного мнения и достижения желаемого результата голосования;

) в зависимости от субъектов, к которым обращена рекламная информация, особо можно говорить о рекламе, адресованной несовершеннолетним.

Приведенная классификация имеет теоретическое и практическое значение. В законодательстве о рекламе содержатся специальные требования, предъявляемые к рекламе различных видов, и нормы, направленные на защиту интересов субъектов (например, несовершеннолетних).

В первую очередь к субъектам рекламных отношений необходимо отнести непосредственных участников рекламной деятельности. По осуществляемым функциям выделяют следующих субъектов рекламной деятельности: рекламодатель, рекламопроизводитель, рекламораспространитель. Рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Отношения, возникающие между субъектами при производстве, размещении и распространении рекламы, регулируются Законом о рекламе и договором. Функции одного или нескольких участников рекламной деятельности могут совпадать в одном лице. Впрочем, целесообразность такого совпадения в условиях жесткой конкуренции рекламного бизнеса представляется весьма сомнительной.

Рекламодатель, рекламопроизводитель и рекламораспространитель обязаны хранить материалы или их копии, содержащие рекламу, в течение одного года со дня последнего распространения рекламы. Данные субъекты обязаны предоставлять органам исполнительной власти, на которые возложен контроль за соблюдением законодательства о рекламе, информацию, необходимую для осуществления предусмотренных Законом о рекламе полномочий.

Рекламопроизводитель и рекламораспространитель вправе требовать, а рекламодатель в этом случае обязан предоставить документальные подтверждения достоверности рекламной информации; лицензию или ее копию, если деятельность рекламодателя подле жит лицензированию.

Рекламопроизводитель обязан своевременно информировать рекламодателя о том, что соблюдение требований последнего может привести к нарушению законодательства РФ о рекламе. Если рекламодатель не изменит свое требование к рекламе, рекламопроизводитель вправе расторгнуть договор и потребовать полного возмещения убытков, если договором не предусмотрено иное. В роли рекламодателей, рекламопроизводителей и рекламораспространителей могут выступать юридические лица и физические лица - индивидуальные предприниматели, поскольку на объявления физических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, действие указанного Закона о рекламе не распространяется. Субъектами, производящими, размещающими или распространяющими рекламу на территории Российской Феде рации, могут быть и иностранные юридические лица; иностранные граждане, лица без гражданства, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.

Закон о рекламе называет еще одного субъекта данной сферы отношений, роль которого чаще всего является пассивной. Речь идет о потребителях рекламы, т. е. о юридических или физических лицах, до сведения которых доводится или может быть доведена реклама, следствием чего является или может являться соответствующее воздействие рекламы на них. Пассивное поведение данных субъектов может превратиться в активное при нарушении их прав распространением ненадлежащей рекламы. Лица, права и интересы которых нарушены в таких случаях, могут обратиться с соответствующими исковыми требованиями в суд.

распространяемой с помощью специальных средств - радио- и телевещания, в периодических печатных изданиях, в кино- и видео обслуживании, на транспортных средствах и почтовых отправлениях;

распространяемой в городских, сельских поселениях и на других территориях, т. е. наружной рекламе;

отдельных видов товаров - алкогольных напитков, табака и табачных изделий; лекарственных средств, изделий медицинского на значения, медицинской техники; оружия;

отдельных видов услуг - финансовых, страховых, инвестиционных и др.;

представляющей общественные и государственные интересы и направленной на достижение благотворительных целей (социальной рекламе).

Реклама должна быть распознаваема потребителем, не обладающим специальными знаниями, без применения технических средств именно как реклама в момент ее представления независимо от формы и используемого средства, т.е. потребителю должно быть очевидно, что предлагаемая ему информация является рекламой. достижению этой цели служит, в частности, введенное в Закон о рекламе правило о том, что в радио-, теле-, видео-, аудио- и кинопродукции, печатной продукции нерекламного характера целенаправленное обращение внимания потребителей на конкретную марку (модель, артикул) товара либо на изготовителя, исполнителя или продавца для формирования и поддержания интереса к ним допускается только после надлежащего предварительно го сообщения об этом, в частности путем пометки «на правах рекламы».

Поскольку реклама обращена к неопределенному кругу лиц, на территории Российской Федерации она должна распространяться на русском языке. На государственных языках республик и родных языках народов РФ реклама может распространяться дополнительно, по усмотрению рекламодателей. В качестве исключения предусмотрено, что данное положение не распространяется на радиовещание, телевещание и печатные издания, осуществляемые исключительно на государственных языках республик, родных языках народов РФ и иностранных языках, а также на зарегистрированные товарные знаки (знаки обслуживания).

Реклама не должна быть опасной, т. е. не должна побуждать к насилию, агрессии, возбуждать панику, побуждать к опасным действиям, способным нанести вред здоровью физических лиц или угрожающим их безопасности.

Специальные нормы, направленные на защиту несовершеннолетних, содержатся в ст. 20 Закона о рекламе. В частности, при производстве, размещении и распространении рекламы в целях защиты несовершеннолетних от злоупотребления их легковерностью и отсутствием опыта не допускаются: дискредитация авторитета родителей и воспитателей, подрыв доверия к ним несовершеннолетних; внушение непосредственно несовершеннолетним, чтобы они убедили родителей или других лиц приобрести рекламируемые товары, и др.

Так, не допускается реклама алкогольных напитков, табака и табачных изделий в телепрограммах (с 1 января 1996 г. в соответствии со ст. 33 Закона о рекламе). Реклама этих товаров не должна обращаться непосредственно к несовершеннолетним, дискредитировать воздержание от употребления алкоголя или от курения, содержать информацию об их положительных терапевтических свойствах и т.п. (п. 1 ст. 16 Закона о рекламе).

В частности, распространяемая любыми способами реклама пива и напитков, изготавливаемых на его основе, не должна:

Статьей 5 закона №38-ФЗ определены общие требования к рекламе. В указанной статье закреплены важные положения, касающиеся запретов и ограничений на размещение рекламы. В указанной статье содержатся определения недобросовестной и недостоверной рекламы, а также признаки, по которым реклама может быть признана таковой. Так в соответствии с пунктом 2 статьи 5 Закона №38-ФЗ недобросовестной признается реклама, которая:

· пророчит честь и достоинство или деловую репутацию лица, в том числе конкурента;

· представляет собой рекламу товара, реклама которого запрещена данным способом, в данное время и в данном месте, если она осуществляется под видом рекламы другого товара, товарный знак или знак обслуживания которого тождествен или сходен до степени смещения с товарным знаком или знаком обслуживания товара, в отношении рекламы которого установлены соответствующие требования и ограничения, а также под видом рекламы изготовителя или продавца такого товара;

· является актом недобросовестной конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством.

Недостоверной, как и ранее (до вступления в силу Закона №38-ФЗ), признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения. Перечень форм недостоверной рекламы приведен в пункте 3 статьи 5 Закона №38-ФЗ. Этот перечень является закрытым.

Отметим, что понятия «заведомо ложная реклама», «неэтичная реклама», «скрытая реклама», используемые в утратившем силу Законе №108-ФЗ новым законодательством о рекламе не используются. Понятие «контрреклама», ранее имеющееся в Законе №108-ФЗ не вошло в перечень понятий, используемых в Законе №38-ФЗ, хотя оно и используется в статье 38 Закона №38-ФЗ.

Кроме того, статьей 5 Закона №38-ФЗ определено, какая реклама не должна быть и какие выражения в рекламе не допустимы.

Пункт 9 статьи 5 Закона №38-ФЗ почти дословно воспроизводит содержание статьи 10 «Скрытая реклама» утратившего силу Закона №108-ФЗ «О рекламе». В соответствии с пунктом 9 статьи 5 Закона №38-ФЗ «О рекламе» запрещено использование и распространение в радио-, теле-, видео-, аудио- и кинопродукции или в другой продукции скрытой рекламы, то есть рекламы которая оказывает не осознаваемое потребителями рекламы воздействие на их сознание, в том числе такое воздействие путем использования специальных видеовставок (двойной звукозаписи) и иными способами. Кроме этого, данное ограничение распространяется и на информационные компьютерные файлы и программы обработки информационных текстов. Об этом четко указано в абзаце 2 статьи 4 Закона от 27 декабря 1991 года №2124-1 «О средствах массовой информации».

Размещение рекламы в учебниках, предназначенных для обучения детей по программам начального общего и основного общего образования, школьных дневниках, а также в школьных тетрадях, не допускается. Это определено пунктом 10 статьи 5 Закона №38-ФЗ «О рекламе».

Обратите внимание, статьей 7 Закона №38-ФЗ установлен перечень товаров, реклама которых запрещена:

«1) товаров, производство и (или) реализация которых запрещены законодательством Российской Федерации;

2) наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;

3) взрывчатых веществ и материалов, за исключением пиротехнических изделий;

4) органов и (или) тканей человека в качестве объектов купли-продажи;

5) товаров, подлежащих государственной регистрации, в случае отсутствия такой регистрации;

6) товаров, подлежащих обязательной сертификации или иному обязательному подтверждению соответствия требованиям технических регламентов, в случае отсутствия такой сертификации или подтверждения такого соответствия;

7) товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений».

Кроме того, Законом №38-ФЗ «О рекламе» детально рассмотрены особенности рекламы отдельных видов товаров. Так, например, статьей 24 указанного закона установлены требования, предъявляемые к рекламе лекарственных средств, медицинской техники, изделий медицинского назначения и медицинских услуг. Реклама перечисленных медицинских товаров и услуг не должна содержать образов медицинских работников, дающих рекомендации к применению, создавать впечатление необходимости обращения к врачу.

Новым законом о рекламе впервые введены специальные требования, предъявляемые к рекламе биологически активных добавок и пищевых добавок, продуктов детского питания (статья 25 Закона №38-ФЗ). Реклама биологически активных добавок и пищевых добавок не должна создавать впечатление, что эта продукция обладает лечебными свойствами, при этом ссылаясь на конкретные случаи излечения заболеваний. В отношении рекламы продуктов детского питания отметим, что такая реклама не должна представлять их в качестве полноценных заменителей женского молока и содержать утверждение о преимуществах искусственного вскармливания детей.

Реклама алкоголя и табака, табачных изделий и курительных принадлежностей с 1 января 2007 года запрещена на телевидении, а также с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их. Не допускается в любой рекламе демонстрация процесса курения или употребления алкогольных напитков. Реклама алкогольной продукции, табака, табачных изделий и курительных принадлежностей не должна размещаться на первой и последней полосах газет и журналов и на всех транспортных средствах общего пользования. Обратите внимание, запрещено рекламировать продукцию, реклама которой попадает под какое-либо ограничение, в частности, алкогольной продукции, под видом других товаров. Теперь, так называемые «зонтичные» бренды под запретом.

Не допускается реклама, связанная с привлечением денежных средств физических лиц для строительства жилья, за исключением рекламы, связанной с привлечением денежных средств на основании договора участия в долевом строительстве, рекламы жилищных и жилищно-строительных кооперативов, рекламы, связанной с привлечением и с использованием жилищными накопительными кооперативами денежных средств физических лиц на приобретение жилищных помещений (пункт 4 статьи 28 Закона №38-ФЗ «О рекламе»). Реклама, связанная с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектовнедвижимости, должна содержать сведения о месте и способах получения проектной документации, предусмотренной федеральным законом. В период приостановления в соответствии с федеральным законом деятельности застройщика, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости такая реклама не допускается. Кроме того, в рекламе, связанной с привлечением и использованием жилищным накопительным кооперативом денежных средств физических лиц на приобретением жилых помещений, не допускается гарантировать сроки приобретения или строительства таким кооперативом жилых помещений.

Закон №38-ФЗ «О рекламе» определяет и правила рекламы финансовых услуг. Реклама финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающие эти услуги. В рекламе финансовых услуг не должно быть гарантий или обещаний будущей эффективности или доходности вложений, в том числе основанных на реальных показателях в прошлом. Так, если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее (пункт 3 статьи 28 Закона №38-ФЗ «О рекламе»).

Реклама услуг, связанных с управлением, включая доверительное управление активами, не должна содержать сведений о гарантиях надежности и стабильности размеров возможных доходов, а также документально не подтвержденной информации, если она непосредственно относится к управлению активами.

В рекламе ценных бумаг (статья 29 Закона №38-ФЗ) нужно указывать сведения о лицах, обязавшихся по рекламируемым ценным бумагам. При этом такая реклама не должна включать в себя прогноза роста курсовой стоимости ценных бумаг.

Обращаем Ваше внимание на то, что новым законодательством о рекламе с 1 января 2007 года запрещено распространение рекламы посредством передвижных рекламных конструкций на автомобилях.

В Законе №38-ФЗ «О рекламе» снято требование о необходимости указания номера лицензии, а также наименования органа, выдавшего эту лицензию, если деятельность рекламодателя подлежит лицензированию. Кроме этого, реклама товаров, подлежащих обязательной сертификации, также теперь не сопровождается пометкой «подлежит обязательной сертификации».

В новом законе снят запрет на использование образов несовершеннолетних в рекламе, не относящейся к товарам для детей. Существующий ранее запрет позволял обезопасить подростков от критического восприятия сообщений средств массовой информации. Заметим, что закон запрещает использовать образы несовершеннолетних в рекламе алкоголя (подпункт 6 пункта 1 статьи 21 Закона №38-ФЗ), табака (подпункт 4 пункта 1 статьи 23 Закона №38-ФЗ), пива (подпункт 5 пункта 1 статьи 22 Закона №38-ФЗ), оружия (подпункт 3 пункта 6 статьи 26 Закона №38-ФЗ).

Теперь в отличие от предыдущего закона о рекламе снято ограничение прерывать рекламой радиопостановки, художественные фильмы чаще, чем через каждые 15 минут. Детские и образовательные программы, продолжительностью свыше 15 минут также разрешено прерывать рекламой. В законе №38-ФЗ «О рекламе» отсутствует положение, требующее специально получать разрешение правообладателей на прерывание принадлежащих им радиопостановок и художественных фильмов.

При производстве, размещение и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования законодательства о государственном языке Российской Федерации, законодательства об авторском праве и смежных правах.

Рассмотрим специальные требования, выдвигаемые Законом №38-ФЗ к некоторым видам рекламы более подробно.

Что касается телевизионной рекламы, то хотелось бы отметить, что она является наиболее оптимальным средством продвижения товаров, работ, услуг за счет того, что охватывает огромную аудиторию и имеет возможность большего воздействия на зрителя - потенциального покупателя.

Следующим видом рекламы на телевидении является «спонсорство». Этот вид рекламы означает включение рекламы организации в какую-либо передачу. Этот вид рекламы является наиболее эффективным, так как в момент просмотра передачи внимание зрительской аудитории намного выше, чем во время рекламного блока («прямая реклама). Кроме того, внимание зрителя будет зависеть еще от того, каково отношение зрителя к передаче, в которую включена реклама.

Хочется отметить, что реклама на телевидении является самым дорогим способом продвижения товаров, работ, услуг, что практически не позволяет рекламироваться малому и среднему бизнесу. Но, не смотря на это, все больше и больше компаний ее используют. А это, как правило, приводит к дальнейшему росту цен предоставляемых услуг.

Помимо общих норм, перечисленных в статье 5 Закона №38-ФЗ, законодательство, предъявляет и специальные требования к телевизионной рекламе. Указанные требования перечислены в статье 14 указанного закона. Подробный анализ статьи 14 Закона №38-ФЗ позволяет отметить следующее:

· телепрограммы или телепередачи могут быть прерваны рекламой, только если имеется предварительное сообщение о рекламе. Исключение является лишь прерывание трансляции спонсорской рекламой;

· общая продолжительность распространяемой в телепрограмме рекламы (в том числе такой рекламы, как телемагазины), прерывания телепрограммы рекламой (в том числе спонсорской) и совмещения рекламы с телепрограммой способом «бегущей строки» или иным способом ее наложения на кадр телепрограммы не может превышать пятнадцать процентов времени вещания в течение часа;

· запрещено прерывать на рекламу и использовать метод «бегущей строки» в религиозных передачах и телепередачах продолжительностью менее 15 минут. В указанных передачах непосредственно в начале или перед их окончанием может использоваться лишь спонсорская реклама, при условии, что ее продолжительность составляет не более 30 секунд.

Установлены ограничения по прерыванию на рекламу детских и образовательных передач. В таких передачах допускается распространение рекламы непосредственно в начале телепередачи и непосредственно перед ее окончанием. Время рекламы транслируемой в начале и перед окончанием детских и образовательных программ зависит от продолжительности последних, а именно:

· Продолжительность детских и образовательных программ менее 15 минут - время рекламы 1 минута;

· Продолжительность детских и образовательных программ менее 20 минут - время рекламы 1,5 минуты;

· Продолжительность детских и образовательных программ менее 40 минут - время рекламы 2,5 минуты;

· Продолжительность детских и образовательных программ составляет один час и более - время рекламы 3 минуты;

Прямая трансляция (запись) спортивных состязаний может прерываться на рекламу только в перерывах в ходе соревнований или во время их остановки. Если осуществляется вещание спортивных соревнований, не предусматривающих перерыва, то рекламная информация должна размещаться таким образом, чтобы прерывание на рекламу не приводил к потере части существенной информации о ходе соревнований. Общая продолжительность такой рекламы не должна превышать 20% фактического времени трансляции спортивного соревнования.

Полностью запрещено использование рекламы в передачах, транслируемых в соответствии с Федеральным законом от 13 января 1995 года №7-ФЗ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации», а также запрещено использование рекламы в дни траура, объявленные в Российской Федерации. ФЗ «О СМИ» N 2124-1 от 27.12.1991

Касаемо Интернета, можно заметить, что в настоящее время он является самым быстрорастущим средством массовой информации. Интернет позволяет разместить рекламу на тысячах сайтах. Но для того чтобы эффективно потратить рекламные средства, организации лучше обратиться к специализированным фирмам, осуществляющим услуги по размещению рекламы в сети Интернет. Специализированные фирмы изучают специфику каждой организации отдельно, после чего из всего многообразия сайтов в Интернете выберут нужный сайт, на котором проведут рекламную кампанию с наибольшей эффективностью воздействия на нужную аудиторию.

Вся периодическая печатная продукция наполнена рекламной информацией - сотни журналов и газет целиком состоят из рекламной информации. Цель рекламы в периодических печатных изданиях - донесение рекламного сообщения до потребителя. Заметим, что в отличие от теле- и радио - рекламы, которая зачастую раздражает аудиторию, рекламному сообщению в прессе читатель уделяет внимание по собственному желанию и в том случае, если рекламное сообщение заинтересовало его, то он без труда может это рекламное сообщение сохранить, чтобы в дальнейшем, при необходимости, им воспользоваться. Хочется отметить и такой факт, что аудитория печатных изданий достаточно велика и нет человека, который не использовал бы печатные издания как источник информации.

Помимо перечисленных, реклама в печатном издании может быть оформлена в виде специального приложения к изданию, в котором размещена рекламная информация о товарах, работах, услугах. Этот способ рекламы дороже, но позволяет привлечь большее внимание читателей.

«Размещение текста рекламы в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, должно сопровождаться пометкой «реклама» или пометкой «на правах рекламы». Объем рекламы в таких изданиях должен составлять не более чем сорок процентов объема одного номера периодических печатных изданий. Требование о соблюдении указанного объема не распространяется на периодические печатные издания, которые зарегистрированы в качестве специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера и на обложке и в выходных данных которых содержится информация о такой специализации».

В отличие от рекламы телевизионной стоимость радиорекламы при проведении рекламной кампании намного ниже. Это связано с затратами на производство как самого рекламного объявления, так и с затратами на размещение этого рекламного объявления в радиоэфире.

· прерывание радиопрограммы или радиопередачи на рекламу должно сопровождаться предварительным сообщением о последующей рекламе. Исключение является лишь прерывание радиотрансляции спонсорской рекламой;

· в радиопрограммах, не зарегистрированных в качестве СМИ и специализирующихся на материалах рекламного характера, продолжительность рекламы не может быть более 20% времени вещания в течение суток.

· в отношении рекламы в религиозных передачах и передачах, продолжительность которых составляет менее чем 15 минут, законодатель вводит правило аналогичное рекламе на телевидении: указанные передачи запрещено прерывать на рекламу, разрешено лишь использование в начале или перед окончанием передачи спонсорской рекламы, при условии, что ее продолжительность составляет не более 30 секунд.

· в отношении использования рекламы в детских и образовательных радиопередачах, рекламы радиотрансляции спортивных соревнований установлены точно такие же правила, как и для телерекламы. Иные радиопередачи могут прерываться на рекламу столько раз, сколько пятнадцатиминутных периодов включают в себя эти радиопередачи, а также дополнительно спонсорской рекламой непосредственно в начале и непосредственно перед окончанием радиопередачи при условии, что общая продолжительность такой спонсорской рекламы не превышает тридцать секунд.

· как и на телевидении, полностью запрещено использование рекламы в радиопередачах, транслируемых в соответствии с Федеральным законом от 13 января 1995 года №7-ФЗ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации», а также запрещено использование рекламы в дни траура, объявленные в Российской Федерации.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Понятие рекламы с точки зрения комплексного правового явления. Виды субъектов рекламных отношений. Специальные нормы, направленные на защиту несовершеннолетних. Сущность недобросовестной рекламы. Государственное регулирование рекламной деятельности.

    контрольная работа , добавлен 18.01.2015

    Правовое регулирование рекламной деятельности. Понятие субъектов рекламных отношений. Требования, предъявляемые к рекламе. Понятие и виды ненадлежащей рекламы. Государственное регулирование рекламной деятельности. Ответственность за ненадлежащую рекламу.

    реферат , добавлен 17.01.2008

    Характеристика института рекламы в российском законодательстве. Специальные требования к отдельным видам рекламы. Разновидности и источники правового регулирования ненадлежащей рекламы в России. Меры ответственности за нарушение законодательства о рекламе

    курсовая работа , добавлен 27.05.2015

    Определение основных видов договорных обязательств, заключаемых в сфере рекламной деятельности в РФ. Роль интеллектуальных прав в рекламных договорах и их защита. Понятие ненадлежащей рекламы. Требования к содержанию и способам распространения рекламы.

    курсовая работа , добавлен 05.11.2013

    Основные виды рекламы. Экологические образы в рекламе товаров и услуг. Субъекты экологических правоотношений. Нормы экологического права, воздействующие на возможности размещения наружной рекламы. Экологические требования как совокупность ограничений.

    дипломная работа , добавлен 25.09.2010

    Сфера применения закона о рекламе. Понятия, используемые в законе. Понятие рекламы и способы ее распространения. Упрощение понятия "ненадлежащая реклама". Субъект и объект рекламной деятельности: спонсор и спонсорская реклама. Общие требования к рекламе.

    реферат , добавлен 10.02.2010

    Законодательно-правовые требования к рекламе, защита детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию; ответственность рекламодателя. Правила размещения средств наружной рекламы. Порядок выдачи разрешения на установку рекламных конструкций.

    контрольная работа , добавлен 27.11.2014

    Понятие и сущность рекламы, ее роль в коммерческих товарно-рыночных отношениях. Правовое регулирование рекламной деятельности; общие и специальные требования к рекламе. Ненадлежащая реклама; ответственность рекламодателя за нарушение законодательства.

    контрольная работа , добавлен 24.05.2013



Поделиться