Организация проведения расследования финансовой безопасности. Федеральный закон «О Следственном комитете Российской Федерации». Понятие и сущность

Тема: Теоретические основы финансовых расследований в области ПОД/ФТ Федеральная служба по финансовому мониторингу


Анализ информации – получение знаний об объектах, необходимых для проведения финансового расследования Накопление обработанных и структурированных собранных сведений, образующих аналитическую информацию Обработка информации анализ, систематизация и структурирование полученных данных с целью их последующего накопления и интеграции их с другими информационными ресурсами. Сбор данных об искомых объектах (событиях, фактах, предметах, лицах и т.п.). СТАДИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОЦЕССА


Информационный массив ЕГРЮЛ а) организационно-правовая форма, полное наименование и аббревиатура; б) Основной государственный регистрационный номер (ОГРН), идентификационный номер/код причины постановки на учет (ИНН/КПП) юридического лица; в) государственный регистрационный номер записи и дата внесения ее в ЕГРЮЛ (ГРН); г))наименование и адрес органа, осуществившего государственную регистрацию юридического лица; д) фамилия, имена и отчества руководителя и главного бухгалтера юридического лица, номера их рабочих телефонов; д) идентификационные данные учредителей юридического лица; е) код общесоюзного классификатора отраслей народного хозяйства; ж) номера банковских счетов с указанием дат их открытия и закрытия с указанием наименований банковских учреждений.


Информационный массив ЕГРИП а) фамилия, имя, отчество зарегистрированного индивидуального предпринимателя, его дата рождения и адрес места регистрации; б) его идентификационный номер (ИНН); в) номер и дата выдачи свидетельства индивидуального предпринимателя; г) адреса нахождения торговых точек; д) идентификационные данные зарегистрированных контрольно-кассовых машин и адреса мест, где они установлены; е) номера банковских счетов и наименования банковских учреждений.


Информационный массив «Бронирование авиабилето в» а) фамилия, имя авиапассажира; б) дата рождения; в) номер и вид документа; г) дата и место приобретения авиабилета; д) дата вылета, номер, рейса; е) сведения о лицах, совместно приобритавшие билеты


Поводы и основания для проведения финансового расследования. Поводом для проведения финансового расследования служат: а) сообщения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, получаемые ПФР в соответствии с действующим законодательствов; б) запросы зарубежных ПФР, получаемые по каналам международного сотрудничества в установленном порядке; в) письменные запросы правоохранительных и иных органов государственной власти; г) письменные обращения и заявления организаций и граждан; д) справка об обнаружении фактов, содержащих возможные признаки ОД/ФТ и выявленных в результате инициативного поиска по внешним информационным ресурсам, включая СМИ, а также в ходе взаимодействия с органами государственной власти и организациями. Основанием для проведения финансового расследования служат подлежащие проверке фактические данные о возможном совершении операций и сделок с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) преступных доходов и финансированием терроризм а.


Этап «первичного анализа» - информационный поиск, анализ, оценка и отбор информации из базы данных об операциях и сделках для целей ее первичной проверки; - информационный поиск по внешним информационным ресурсам, включая СМИ и материалы взаимодействия с органами власти, на предмет инициативного обнаружения фактов, содержащих возможные признаки ПОД/ПФТ и требующие первичной проверки; - анализ и оценка инициативно отобранной и полученной от внешних организаций информации на предмет приоритетности ее взятия в первичную проверку;


Этап «первичной проверки» Проверка информации, инициативно отобранной или полученной по каналам информационного обмена с внешними организациями, с использованием доступных внутренних и внешних информационных ресурсов (баз данных) на предмет наличия оснований для проведения углубленной проверки или принятия решения о направлении информации и материалов в правоохранительные органы без проведения углубленной проверки;


Этап «углубленного финансового расследования» Проведение углубленной проверки путем дополнительного сбора (в том числе с направлением письменных запросов в органы власти, кредитные и некредитные организации и зарубежные подразделения финансовой разведки), аналитической обработки и оценки полученной информации на предмет достаточности оснований, свидетельствующих о том, что операции, сделки связаны с легализацией (отмыванием) преступных доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризм а.


Этап «реализации результатов финансового расследования» - направление информации и материалов в правоохранительные органы; - направление информации и материалов в зарубежные ПФР в рамках международного сотрудничества в сфере противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризм а; - информирование правоохранительных органов без раскрытия банковской тайны с указанием контрагентов выявленных финансовых операций, приблизительных сумм, периода совершения операций и их характера. Информирование без раскрытия банковской тайны осуществляется в случае выявления финансовых операций при отсутствии достаточных оснований полагать, что они связаны с легализацией (отмыванием) преступных доходов или финансированием терроризм а.


Этап «сопровождения переданных материалов» осуществление информационно-аналитического сопровождения переданных информации и материалов во взаимодействии с правоохранительными органами и зарубежными ПФР, а именно: - проведение дополнительных финансовых расследований по вновь вскрытым обстоятельствам и фигурантам; - направление в правоохранительные органы информации и материалов в дополнение к ранее направленным; - контроль за результатами рассмотрения правоохранительными органами переданных информации и материалов, а также принятыми по ним процессуальными решениями.


Виды финансовых расследований а) инициативные финансовые расследования - по материалам первичного анализа, оценки и отбора из базы данных информации об операциях и сделках, а также по материалам инициативного обнаружения признаков и фактов легализации (отмывания) преступных доходов и финансирования терроризм а в результате поиска по внешним информационным ресурсам; б) международные финансовые расследования - по материалам зарубежных ПФР; в) финансовые расследования по материалам правоохранительных и иных органов государственной власти; г) финансовые расследования, инициированные по результатам надзорной деятельности; Проверка тех организаций, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, например нотариальных, букмекерских контор. д) финансовые расследования, инициированные по результатам рассмотрения обращений и заявлений организаций и граждан.


Основные формы документирования хода и результатов проводимых в рамках финансового расследования мероприятий а) документы (справки, служебные записки, заключения, экспертно-оценочные листы, схемы, таблицы и т.д.); б) специализированные учеты (в том числе учет фигурантов, регистрационный учет дел финансовых расследований, архивный учет и т.д.); в) дела (материалы) финансовых расследований.


Виды дел (материалов) финансовых расследований а) первичные материалы (ПМ) - заводятся на стадии первичной проверки; б) информационные подборки (ИП) - заводятся на стадии углубленного финансового расследования; в) контрольно-наблюдательные дела (КНД) - заводятся на стадии контрольного сопровождения материалов, переданных в правоохранительные органы с раскрытием банковской тайны.


Справка-заключение по материалу первичной проверки к Вх. №___________от__________. 1.Информация о причастности фигуранта(ов) к преступной деятельности: ?1.1 Имеется фабула преступной деятельности фигурантов проверки? 1.2 Имеется фабула, но сведений о предикатном преступлении недостаточно? Фабула преступления отсутствует? 2.Результат первичной проверки: 2.1 Выявлены операции. Общее количество:___ Сумма:_________________? 2.2 Выявленные операции:- подтверждают информацию о предикатном преступлении- позволяют предположить наличие признаков ОД/ФТ??2.3 Выявленные операции не выходят за рамки обычной финансово-хозяйственной деятельности 3.Материал отнести к категории значимых, по признакам: 3.1 Значительность сумм 3.2 Общественная и социально-экономическая значимость дела 3.3 Объект посягательства – бюджетные средства 3.4 Коррупция 3.5 Финансирование терроризм а (экстремизма) 3.6 Другое (указать)___________________ ?4.Решение по результатам первичной проверки: 4.1 Проверку прекратить с направлением информации в правоохранительные органы без раскрытия банковской тайны (указать куда) 4.2 Материал взять в углубленное финансовое расследование 4.3 Материал передать в центральный аппарат 4.4 Оформить материал для передачи по ст. 8 ФЗ 115 ????_______________________ (разработчик) _______________________ (руководитель)


Определение понятия типологии. Типология (от греч. Туpos –отпечаток, форма, образец и логия) метод научного познания, в основе которого лежит расчленение систем объектов и их группировка с помощью обобщенной модели и типа; используется в целях сравнительного изучения существенных признаков, связей, функций, отношений, уровней организации объектов. Основные логические формы, используемые типологией: типовая классификация, систематика, таксономия. Типология опирается на выявление сходства и различия изучаемых объектов, на поиск надежных способов их идентификации, а в своей теоретической развитой форме стремится отобразить строение исследуемой системы, выявить ее закономерности, позволяющие предсказывать существование неизвестных пока объектов. Логические формы, используемые типологией: во-первых, классификация, цель которой сводится к построению иерархических систем классов и их подклассов на основе некоторых признаков, не свойственным объектам (название, число) или присущих им; во-вторых, систематика, предполагающая максимально полную и расчлененную классификацию данного множества объектов с фиксированной иерархией единиц описания; в-третьих, таксономия, в рамках которой специально исследуются и обосновываются принципы рациональной классификации и систематики.


ФЛ и ЮЛ Другие страны Оффшорные компании Переводы за рубеж физическими лицами ФЛ и ЮЛОффшорная территория

    НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ СООТНОШЕНИЯ ФИНАНСОВЫХ РАССЛЕДОВАНИЙ С ПРОЦЕССОМ ВЫЯВЛЕНИЯ И РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ТОРГОВЛЕЙ ЛЮДЬМИ

    М.М. МАКАРЕНКО

    Материальную основу легализации (отмывания) преступных доходов в Российской Федерации среди прочих составляют и доходы, полученные в результате похищения и торговли людьми, а также связанной с этим иной незаконной деятельности. Пройдя легализацию, они способствуют созданию соответствующей базы для воспроизводства организованной преступности.

    В целях борьбы с указанным видом преступной деятельности в России действует система нормативно-правовых актов, центральное место в которой занимает Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". Он направлен прежде всего на решение следующих вопросов:

    Создание национальной системы предупреждения легализации (отмывания) преступных доходов;

    Установление обязанностей финансовых учреждений и иных лиц, совершающих финансовые операции, в целях предупреждения указанных действий;

    Определение основных задач, функций и полномочий национального подразделения финансовой разведки, в том числе в части взаимодействия с финансовыми учреждениями и органами государственной власти;

    Регулирование международного сотрудничества в данной сфере, включая обмен информацией с компетентными органами иностранных государств и оказание взаимной правовой помощи.

    Указанные вопросы имеют ключевое значение для создания и обеспечения функционирования национальной системы противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма.

    В то же время, чтобы отвечать международным стандартам, национальная система ПОД/ФТ должна включать и другие важнейшие компоненты:

    Уголовное преследование по деяниям, связанным с легализацией преступных доходов и финансированием терроризма;

    Предоставление уполномоченному органу сведений, составляющих банковскую тайну, и ответственность за их незаконное разглашение;

    Надзор за исполнением соответствующих требований финансовыми учреждениями и иными лицами и применение мер административной ответственности за его нарушение.

    Все указанные вопросы в той или иной степени затрагиваются в Федеральном законе от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ, но их непосредственное регулирование осуществляется и в рамках иных федеральных законов. Лица, виновные в нарушении данного Закона, несут административную, гражданскую и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Указом Президента РФ от 11 июня 2005 г. N Пр-984 принята и реализуется Концепция национальной стратегии противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма.

    Национальная система противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма призвана обеспечить проведение единой государственной политики в данной сфере. Она состоит из двух основных подсистем, отличающихся по своему субъектному составу, особенностями правового регулирования и решаемыми задачами: правоохранительный блок и финансовый мониторинг.

    При этом финансовый мониторинг можно, в свою очередь, разделить по тем же признакам на два основных уровня: первичный финансовый мониторинг и государственный финансовый мониторинг.

    Субъектами правоохранительного блока национальной системы противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма считаются правоохранительные органы, в компетенцию которых входит расследование данных преступлений (МВД России, ФСБ России, ФСКН России и органы прокуратуры).

    Отношения в подсистеме регулируются в основном нормами уголовного и уголовно-процессуального законодательств, а также федеральными законами, определяющими права и обязанности этих органов. Главной задачей правоохранительных органов в рамках этой подсистемы является выявление, пресечение и расследование преступлений, связанных с легализацией преступных доходов, в том числе полученных от торговли людьми, а также финансированием терроризма, борьба с этими видами преступлений.

    Основными субъектами первичного финансового мониторинга являются организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом. В обязанности этих организаций входит, в частности, надлежащая проверка клиентов, выявление подозрительных операций и представление соответствующей информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг), подведомственной Министерству финансов России. Именно на данном уровне национальной системы должна решаться задача предупреждения легализации преступных доходов, полученных в том числе от торговли людьми. Росфинмониторинг обеспечивает контроль над финансовыми операциями на основании информации, получаемой от указанных выше субъектов первичного финансового мониторинга, проверку этой информации и при наличии достаточных оснований - передачу информации и материалов правоохранительным органам.

    Росфинмониторинг, являясь ключевым элементом национальной системы ПОД/ФТ, обеспечивает через механизмы межведомственной координации согласованное взаимодействие всех субъектов правоохранительного блока и финансового мониторинга в целях решения задачи противодействия легализации преступных доходов, полученных в том числе и от торговли людьми, включая международное сотрудничество в данной сфере.

    Вся подсистема финансового мониторинга, включая отношения между ее субъектами, а также между этими субъектами и потребителями финансовых услуг, регулируется в основном положениями финансового и административного права.

    Понятие "финансовые расследования" выходит за рамки общей схемы финансового контроля. Данное отличие связано с тем, что перед финансовыми расследованиями не ставятся задачи охватить всю совокупность финансовых потоков на предмет соблюдения установленных норм. Перед финансовыми расследованиями стоит значительно более узкая и сложная задача - выявить финансовый поток, связанный с преступлением, зафиксировать путем проведения экономического исследования его необходимые финансовые характеристики, которые отличаются от отклонений, входящих в предмет контроля, особой сложностью, умыслом на совершение и сокрытием следов противоправной деятельности.

    Исходными данными для проведения соответствующих финансовых расследований Росфинмониторингом являются:

    Результаты первичного отбора информации из поступающих сообщений финансовых и иных организаций и из базы данных Росфинмониторинга;

    Информационные запросы от российских правоохранительных органов в отношении фигурантов уголовных дел и оперативных материалов, проверяемых по преступлениям корыстной направленности;

    Информационные запросы иностранных ПФР.

    Весь поток сообщений, поступающих в базу данных, с помощью специального программного обеспечения подвергается первичному анализу. Цель такого анализа - получить полную картину подозрительных финансовых операций физического или юридического лица с тем, чтобы выявить всю цепь звеньев операций (сделок) и соединить воедино фрагменты информации в соответствующую схему.

    Информационное взаимодействие с российскими правоохранительными органами и подразделениями финансовых разведок зарубежных государств осуществляется Росфинмониторингом и в ходе проводимых финансовых расследований. В целях финансового анализа и расследований используются и иные внешние информационные ресурсы - базы данных регистрационных, лицензирующих и правоохранительных органов, публикации СМИ и др.

    По результатам таких финансовых расследований при наличии достаточных оснований, свидетельствующих о том, что операции (сделки) связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, в правоохранительные органы в соответствии с их компетенцией направляются соответствующие информационные материалы, которые при этом сопровождаются развернутыми схемами легализации преступных доходов.

    Решение о наличии достаточных оснований для их передачи в правоохранительные органы принимается Экспертным советом Росфинмониторинга под председательством руководителя Службы. Финансовые аналитики - разработчики конкретных материалов докладывают Совету свои выводы и предложения по завершенным финансовым расследованиям. Наряду с постоянными членами Экспертного совета на отдельные заседания приглашаются представители соответствующих правоохранительных органов, которые могут подтвердить наличие оснований для возбуждения уголовного дела.

    После передачи таких материалов в правоохранительные органы сотрудники Росфинмониторинга осуществляют их дальнейшее сопровождение, включая получение из российских или зарубежных источников дополнительной информации. Правоохранительные органы информируют Росфинмониторинг о результатах рассмотрения поступивших от него материалов.

    Необходимо отметить недопустимость смешивания понятий "финансовые расследования" и "процесс выявления и расследования преступлений", в том числе предусмотренных ст. ст. 174, 174.1 УК РФ. Не вызывает сомнений, что финансовые расследования являются ключевым компонентом данной деятельности, однако не подменяют ее в целом.

    В процессе выявления и расследования интеллектуальных преступлений этой категории участвует не абстрактный сотрудник правоохранительного органа, а несколько лиц, осуществляющих достаточно разнообразную деятельность, лишь частично сводимую к специализированному финансовому анализу. Как правило, в данном процессе задействованы несколько участников.

    Сотрудники подразделений, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность (оперуполномоченные), и работники отделов (управлений) документальных проверок и ревизий действуют в рамках оперативно-розыскной деятельности и доследственной проверки с целью выявления и первичного документирования признаков преступлений. Их деятельность нацелена на сбор информации о деяниях, содержащих признаки преступной деятельности, и регламентируется Законами "Об оперативно-розыскной деятельности" и "О милиции", а также Инструкцией о порядке проведения сотрудниками милиции проверок и ревизий финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности.

    Практика свидетельствует о том, что в этой работе анализ финансовой информации, сконцентрированный на выявлении теневых денежных и материальных потоков, крайне важен и необходим. При этом доминантными являются анализ соотношений в финансовой отчетности и выявление сомнительных участков финансово-хозяйственной деятельности для дальнейшей глубокой проработки в рамках уже возбужденного уголовного дела.

    Однако исключительно к финансовым расследованиям эту стадию сводить нельзя. Ее основа - получение и оценка оперативной информации путем осуществления оперативно-розыскных мероприятий (опрос, наблюдение, прослушивание телефонных переговоров, внедрение и т.п.), в том числе негласными методами.

    Стадия выявления признаков преступления в случае их фактического обнаружения в действиях конкретных лиц перерастает в уголовное судопроизводство. Здесь ключевыми участниками являются следователь и эксперт-экономист. Их деятельность регламентируется УПК РФ. Задача следователя состоит в сборе, проверке и оценке доказательств, содержащих фактические данные, входящие в предмет доказывания. Для этого следователю уголовно-процессуальным законодательством предоставляется инструментарий, состоящий из четко закрепленного набора процессуальных действий (осмотр, обыск, выемка, допрос, очная ставка, назначение судебной экспертизы и т.д.). Эксперт-экономист вовлекается в производство по конкретному уголовному делу с момента вынесения постановления о назначении судебно-экономической экспертизы.

    При обобщении вопросов, ставящихся на разрешение экспертов-экономистов, суть этой работы сводится к проведению финансового анализа ранее выявленных финансовых и хозяйственных операций и описанию на его основе экономических характеристик действий лиц, контролирующих теневые финансовые потоки, и связанных с ними организаций. Эти сведения впоследствии используются следователем для формирования предмета доказывания по уголовному делу.

    Следователь (лицо, которое осуществляет уголовное расследование) не проводит углубленный специализированный финансовый анализ. Несмотря на это, для того чтобы понимать смысл своей деятельности и эффективно управлять процессом расследования, следователь такой методикой владеть обязан. Необходимо заметить, что у следователя существует несколько иное направление деятельности, которое состоит в юридической оценке собираемых фактов, в том числе установленных финансовым расследованием экономических характеристик преступления.

    Таким образом, оперуполномоченный и следователь представляют юридическую сторону процесса выявления и расследования преступлений, а ревизор и эксперт-экономист - экономическую. Специфический финансовый анализ по указанной категории уголовных дел осуществляют ревизоры и эксперты-экономисты при проведении проверок и судебно-экономических экспертиз, а также отчасти оперуполномоченные и следователи - при экспресс-анализе фактов финансово-хозяйственной деятельности и содержательной оценке актов проверки и заключений экспертов-экономистов.

    В заключение следует отметить, что финансовые расследования не подменяют собой процессуальную деятельность правоохранительных органов, а наоборот, формируют базу для обобщения и анализа экономической стороны процесса выявления и расследования преступлений, связанных с торговлей людьми. Сложный состав данных преступных деяний, носящих порой транснациональный характер, позволяет говорить о том, что их предупреждение и пресечение может быть обеспечено только сочетанием уголовно-правовых методов с комплексом превентивных мер в рамках финансового сектора.

    Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Правоохранительные органы Российской Федерации, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.

Н.А. Пименов

доцент кафедры «Налоговая полиция»

ФИНАНСОВЫЕ расследования:

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ

Расследование правонарушений и преступлений в финансовой сфере сопряжено со значительными трудностями. Это связано прежде всего с тем, что наметились неблагополучные тенденции в структуре и динамике преступлений, совершаемых в финансовой сфере, повысилась общественная опасность таких деяний, дела названной категории в подавляющем случае являются многоэпизодными, с разветвленной сетью преступных связей не только на территории Российской Федерации, но и за рубежом, здесь часто применяются изощренные финансовые схемы с использованием новейших электронных технологий.

Эффективность расследования правонарушений и преступлений в финансовой сфере зависит от ряда причин: от конкретных обстоятельств, от ситуации, от знаний и умений исполнителя, проводящего расследование и т.д.

В то же время немаловажное значение имеют и теоретические разработки. Непроработанность многих понятий затрудняет проведение единой политики в области борьбы с правонарушениями и преступлениями в финансовой сфере. В первую очередь, на наш взгляд, это касается такого понятия как «финансовые расследования».

Данное понятие в последнее время часто используется как в зарубежной, так и российской правоприменительной практике.

Так, полицейские подразделения, созданные для расследования финансовых преступлений и преступлений «белых воротничков», в том числе отмывания незаконных доходов, часто называют группами финансовых расследований. Термин «финансовые расследования» активно используется и применяется в лексиконе международных организаций, созданных для борьбы с отмыванием денег, таких как Рабочая группа по осуществлению финансовых мер против отмывания денег (ФАТФ), Рабочая группа стран Карибского бассейна по осуществлению финансовых мер против отмывания денег и ряде других. С российской стороны в деятельности

международных организаций в области противодействия легализации (отмыванию) доходов преступным путем принимает участие Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу (КФМ России).

В Белоруссии, например, вопросами налоговых и финансовых преступлений занимается Департамент финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь.

При Главном управлении международного сотрудничества ФСНП России (ГУМС ФСНП России) создан Координационный совет органов налоговых (финансовых) расследований стран СНГ (КСОНР).

Термин «финансовые расследования» еще не имеет принятого, точно выверенного закрепления ни в отечественной науке, ни законодательно. Размытость и нечеткость данного понятия создает неопределенность в понимании сущности и содержания термина «финансовые расследования», не позволяет эффективно его использовать в практической плоскости в связи с различным толкованием.

Как известно, предмет расследования относится к области предварительного расследования преступлений.

Расследование определяется как предварительное потому, что оно осуществляется до судебного разбирательства дела, в ходе которого, как известно, решается вопрос о виновности лица в совершении преступления и назначается наказание за совершенное деяние.

Стадия предварительного расследования следует непосредственно за стадией возбуждения уголовного дела.

Ее содержанием является деятельность органа дознания, следователя и прокурора, направленная на то, чтобы с помощью производства следственных действий по собиранию доказательств быстро и полно раскрыть преступление, всесторонне и объективно установить обстоятельства дела, изобличить виновных в совершении данного преступления, обеспечить привлечение их к уголовной ответственности и подготовить материалы уголовного дела для судебного разбирательства.

Кроме этого, по конкретному уголовному делу следует выяснить причины и условия, способствовавшие совершению преступления, принять необходимые меры к их устранению, а также принять меры к возмещению причиненного преступлением ущерба.

Однако для того, чтобы суд имел возможность разрешить уголовное дело и вынести законный, обоснованный и справедливый приговор, орган расследования должен собрать достаточные доказательства, которые могут быть положены в основу приговора. Помимо этого, на предварительном следствии могут быть установлены обстоятельства, дающие основание прекратить уголовное дело.

По действующему уголовному законодательству Российской Федерации предварительное расследование проводится по подавляющему большинству уголовных дел, направляемых в суд. Лишь в случаях, точно указанных в законе, его производство не требуется, например, по делам частного обвинения - часть вторая ст. 20 УПК РФ. Расследование завершается принятием итогового процессуального решения (прекращение уголовного дела, направление уголовного дела в суд) или приостанавливается по основаниям, указанным в законе. Предварительное расследование производится в форме предварительного следствия либо в форме дознания (ст. 150 УК РФ).

Основной формой расследования является предварительное следствие. Это определяется, во-первых, тем, что законодатель относит к этой сфере производство по большинству уголовных дел (ст. 150 УК РФ), а во-вторых, тем, что предварительное следствие может проводиться и по делам, относимым к компетенции органов дознания, если это признает необходимым суд или прокурор.

Дознание производится по уголовным делам о преступлениях, указанных в части третьей ст. 150 УК РФ. Дознание по делам, по которым обязательно производство предварительного следствия, начинается органом дознания и состоит из производства неотложных следственных действий по установлению и закреплению следов преступления. К таким следственным действиям относятся: осмотр; обыск; выемка; задержание и допрос подозреваемых; освидетельствование; допрос потерпевших и свидетелей. О начале производства такого дознания немедленно уведомляется прокурор. Эта форма дознания ограничена 10дневным сроком со дня возбуждения уголовного дела. По истечении этого срока дело направляется следователю.

Однако если не обнаружено лицо, совершившее преступление, орган дознания принимает оперативно-розыскные меры для его установления и сообщает следователю о результатах.

Помимо выполнения общих с органами предварительного следствия обязанностей на некоторые органы дознания возлагается производство необходимой оперативно-розыскной деятельности в

целях выявления и раскрытия преступлений, изобличения лиц, их совершивших. Эта деятельность не является дознанием, а относится к самостоятельным функциям органов дознания, предусмотренных Законом об оперативно-розыскной деятельности и другими актами.

Рассмотренный выше порядок предварительного расследования закреплен нормами процессуального права и регулирует отношения, возникающие в процессе расследования преступлений уголовных дел.

В Большом юридическом словаре дана следующая формулировка понятия «расследование»: «Расследование (предварительное расследование) - стадия уголовного процесса, заключающаяся в осуществляемой под надзором прокурора деятельности органов дознания и предварительного следствия по собиранию, закреплению и исследованию доказательств, чтобы установить наличие или отсутствие события преступления, лиц, виновных в его совершении, характер и размер ущерба, причиненного преступлением, и иные обстоятельства, имеющие значение для дела».

По нашему мнению, приведенная выше трактовка «расследования» не является достаточной применительно к финансовой сфере, так как не охватывает все разнообразие финансовых нарушений и не только значительно сужает возможности правоприменительной практики, но и накладывает ограничения на субъекты расследования.

Из вышеприведенного определения следует, что термин «расследование» охватывает только те деяния, за которые предусмотрена уголовная ответственность.

В то же время известно, что не все финансовые правонарушения являются преступлениями. И механистически соединять понятие «финансы» и указанную выше дефиницию «расследование» с целью образования совершенно нового понятия «финансовые расследования», по нашему мнению, было бы нелогично по ряду причин.

Для выяснения сущности искомого понятия обратимся к объекту расследования в финансовой сфере - финансам.

Финансовые отношения выражают денежные отношения, которые возникают:

° между предприятиями в процессе приобретения товарноматериальных ценностей, реализации продукции и оказания услуг;

° между предприятиями и вышестоящими организациями при создании фондов денежных средств и их распределении у этих вышестоящих организаций;

° внутри предприятия при формировании и кругообороте его фондов;

° внутри домашнего хозяйства при формировании и использовании бюджета семей;

° между государством и предприятиями при уплате предприятиями обязательных платежей в бюджетную систему и финансировании расходов;

° между государством и гражданами при внесении ими налогов и добровольных платежей;

° между предприятиями, гражданами и внебюджетными фондами при внесении платежей и получении средств;

° между отдельными звеньями бюджетной системы и др.

Непосредственно деньги, обслуживающие финансовые отношения, образуют финансовые ресурсы.

В зависимости от уровня субъектов финансовых ресурсов выделяют:

Государственные финансы Финансы предприятий и организаций Финансы домохозяйств.

В зависимости от объектов финансовых ресурсов выделяют:

° децентрализованные финансовые ресурсы, которые создаются на микроуровне;

° централизованные финансовые ресурсы, создаваемые на макроуровне.

Как видим, с одной стороны, финансы являются неотъемлемой частью денежных отношений, с другой стороны, финансы возникают на основе движения реальных денег в наличной и безналичной форме в различных сферах и уровнях расширенного воспроизводства. Отсюда, собственно, и вытекает разнообразие норм права, регулирующих финансовые отношения.

Движение денег за рамками правового поля приводит к определенным нарушениям в финансовой сфере, и в этом случае мы можем говорить о финансовых правонарушениях и

преступлениях. Движение денег за рамками правового поля, характеризующееся как общественно опасное деяние, будет являться финансовым преступлением и регулироваться нормами уголовного права.

В то же время, как показывает практика, не все финансовые нарушения являются преступлениями и, соответственно, не могут сводиться только к уголовной ответственности. Значительная часть из них регулируется Налоговым кодексом; Таможенным кодексом; Бюджетным кодексом; Кодексом об административных правонарушениях; валютным законодательством и др.

В этой связи предметом расследования в финансовой сфере, по нашему мнению, являются «финансовые нарушения». Аргументы в пользу такого подхода следующие: во-первых, данный термин охватывает все многообразие форм финансовых отношений, а во-вторых, несет в себе все характерные признаки посягательства на отношения по формированию, распределению, перераспределению и использованию фондов денежных средств (финансовых ресурсов) субъектов экономических отношений.

Корреляция выявленных нарушений и степени общественной опасности (правонарушение или преступление), а также норм права, регулирующих конкретное финансовое нарушение, является прерогативой субъектов, проводящих данное расследование. К субъектам финансовых расследований в данной интерпретации следует относить не только правоохранительные органы, но и контролирующие органы - МНС, ЦБ, Минфин, Счетную палату и др. Отчасти к субъектам, проводящим финансовые расследования, можно отнести и частные фирмы в рамках Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».

Таким образом, цель расследований в финансовой сфере не ограничивается только неотвратимостью наказания, но и преследует восстановление нарушенных финансовых интересов потерпевшей стороны.

По нашему мнению, характеристика финансовых расследований должна содержать в себе следующие элементы:

Объект - финансы.

Предмет - финансовые нарушения.

Цель - карательная: неотвратимость наказания за совершенные правонарушения и преступления; правовосстановительная: восстановление нарушенных финансовых интересов потерпевшей стороны.

Субъекты - правоохранительные и контролирующие органы, частные фирмы.

Здесь необходимо добавить, что любое расследование по своей природе является активным и требует совершения определенных действий для достижения результата. Регулирование отношений, возникающих в процессе финансовых расследований, осуществляется в рамках процессуального права.

Таким образом, на основании изложенного можно предложить следующую формулировку понятия «финансовые расследования»:

«Под финансовыми расследованиями как процессуальной деятельности следует понимать сбор, закрепление, всестороннее рассмотрение, изучение существенных, имеющих значение для дела обстоятельств совершенного нарушения, связанного с посягательством на отношения по формированию, распределению, перераспределению и использованию фондов денежных средств (финансовых ресурсов) субъектов экономических отношений».

Многогранность и неопределенность множества фактических данных исследуемого вопроса не позволяет в полной мере делать точные выводы и предлагать законченную классификацию финансовых расследований. Тем не менее мы полагаем, что известная фактография в области финансовых правонарушений и преступлений позволяет предложить подход к классификации финансовых расследований, в основе которого лежит классификация финансовых нарушений.

Так, в зависимости от сферы обращения различают:

Финансовые нарушения в сфере налогообложения Финансовые нарушения в сфере кредитного рынка Финансовые нарушения в сфере межбанковского денежного рынка

Финансовые нарушения в сфере страхового рынка Финансовые нарушения в сфере валютного рынка Финансовые нарушения в сфере обращения ценных бумаг Финансовые нарушения на рынке товаров и услуг.

В зависимости от вида операций различают нарушения в сфере расчетных, учетных, кредитных, валютных, фондовых операций.

В зависимости от стадии финансовых отношений различают:

нарушения на стадии формирования фондов денежных средств; нарушения на стадии распределения и перераспределения фондов денежных средств;

нарушения на стадии использования фондов денежных средств.

В зависимости от вида финансов различают: нарушения в сфере государственных финансов; нарушения в сфере финансов предприятий; нарушения в сфере домашних хозяйств.

Полагаем, что приведенная выше классификация органично корреспондирует с финансовыми расследованиями и является самодостаточной для ее коррекции и кооптации в классификацию финансовых расследований. Это позволяет предложить ее в качестве основы для классификации финансовых расследований.

С тем чтобы не повторяться, позволим себе привести в качестве примера фрагмент классификации финансовых расследований.

Как уже говорилось, в зависимости от сферы обращения различают финансовые расследования в сфере налогообложения; финансовые расследования в сфере кредитного рынка; финансовые расследования в сфере межбанковского денежного рынка и т.д.

В то же время, исходя из вышеизложенных аргументов, предложенная классификация финансовых расследований требует следующих дополнений.

© В зависимости от субъектов, проводящих расследование, необходимо различать:

Финансовые расследования, проводимые государственными органами в пределах своих полномочий (при нарушении интересов государства, юридических и физических лиц);

Финансовые расследования, проводимые частными

организациями в рамках существующего законодательства (при нарушении интересов только юридических и физических лиц).

© В зависимости от уровня общественной вредности необходимо различать:

Финансовые расследования нарушений, ответственность за

совершение которых предусмотрена в Налоговом кодексе; Таможенном кодексе, Бюджетном кодексе; Кодексе об административных правонарушениях; валютном

законодательстве и др.;

Финансовые расследования нарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена исключительно в Особенной части Уголовного кодекса.

Таким образом, классификация финансовых нарушений имеет системный характер и определенную завершенность, органично соединяет в себе многогранность финансовых отношений и необходимую последовательность и целостность норм процессуального права. Данное обстоятельство, как нам кажется, позволяет апробировать предложенную классификацию в практической работе при проведении финансовых расследований.

В заключение хотелось бы отметить, что исследование данной темы дает возможность глубже уяснить признаки правонарушений и преступлений, совершаемых в финансовой сфере, уяснить смысл и содержание соответствующих норм уголовного и иного права и потому требует дальнейшего дискуссионного наполнения и научной полемики.

аспирант кафедры экономической и информационной безопасности
в финансово-кредитной сфере Финансовой академии при Правительстве РФ

Новые экономические, правовые и политические условия внесли в нашу жизнь и новые процессы, явления, виды деятельности.

В связи с тем, что финансовое расследование — явление новое в российской практике, научный подход еще не выработан. Это тот самый случай, когда практика идет впереди научной жизни.

На самом деле для того, чтобы правильно охарактеризовать понятие, целесообразно, как представляется, прежде всего определить, что такое расследование само по себе.

Согласно словарю Ушакова расследование — это всестороннее изучение, рассмотрение чего-либо 1 . Таким образом, с семасиологической точки зрения под расследованием понимается всестороннее исследование каких-либо процессов.

Исходя из этих определений по своему характеру и возможным задачам понятие «расследование » достаточно близко термину «оперативно-розыскная деятельность».

В соответствии со ст. 3 Закона РФ № 8-ФЗ от 1998 г. «Об оперативно-розыскной деятельности» задачами ОРД являются:

  • выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;
  • осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;
  • добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.

Исходя из целей, которые мы преследуем, идеи, заложенные в определении оперативно-розыскной деятельности, довольно удобно использовать, чтобы сформировать понятие «расследование», в том числе финансовое. В данном случае «угроза» целесообразно представить как любое явление, обстоятельство или процесс, представляющие интерес для исследователя.

Стоит также отметить, что заложенный в определении ОРД фактор влияния «угрозу» соответствует в корпоративной практике понятию «риск». Хотя и по отношению к безопасности организаций «угроза» может быть также вполне применима.

Таким образом, для расследования в целом характерно выявление и изучение признаков какого-либо явления или процесса (фактора влияния), а также причинно-следственной связи между явлениями, с одной стороны, и причинами, приведшими к этим явлениям, — с другой 2 .

Большая советская энциклопедия под фактором подразумевает причину, движущую силу какого-либо процесса, определяющую его характер или отдельные его черты 3 . Таким образом, думается, вполне правильно все предметы расследования понимать как факторы влияния.

На практике можно встретить различные виды и формы расследования:

  • уголовное;
  • служебное;
  • журналистское;
  • налоговое;
  • и, наконец, финансовое;
  • а также другие виды.

Эти формы и виды расследования зависят от того, какие задачи ставятся и какими способами эти задачи будут реализовываться.

Финансовое расследование — явление новое в российской практике, а с точки зрения российской экономической науки — понятие абсолютно не сформированное и неустойчивое. Однако уже имеются попытки связать финансовое расследование с уже имеющимися в российской практике институтами. В большинстве случаев проводят аналогии между финансовым расследованием и предварительным следствием.

Так, в одной из работ 4 под финансовым расследованием понимается сбор, всестороннее рассмотрение, изучение существенных обстоятельств совершенного нарушения в сфере денежных отношений, возникающих в процессе распределения и перераспределения стоимости валового внутреннего продукта и части национального богатства в связи с формированием, распределением и использованием фондов денежных средств. Как видно, основная идея заимствована из учебника «Финансы» 5 .

Попробуем выяснить, отражает ли данное определение основные задачи и функции расследования.

Для того чтобы более полно представить сферу действия института финансового расследования, целесообразно обратиться к западной практике и теории.

Стоит отметить, что в западной практике понятие «финансовое расследование» достаточно прочно укрепилось, однако нельзя сказать, что сложилась прочная система научных понятий.

Расцвет подобных услуг и видов деятельности имел место в связи с ростом экономической преступности, а также преступлений, связанных с применением ИТ (так называемой «беловоротничковой преступности» — «white collar crimes »). Стало ясно, что система разрешения подобных проблем уже больше не может справляться с таким количеством правонарушений. К этой системе могут относиться и правоохранительная деятельность, и защита корпоративных интересов в арбитражных судах, и защита интересов и прав инвесторов, в том числе от случаев корпоративного мошенничества.

Стало понятно, что такие услуги, как аудит не могут удовлетворить возникшие потребности — ведь подобные задачи просто не ставились перед аудитом. Хотя стоит отметить, что в связи с участившимися случаями банкротств мировых компаний на аудит был возложен также ряд дополнительных обязанностей 6 .

Таким образом, появилось целое направление экономической деятельности.

Однако его классификация до сих пор не является устойчивой и общеизвестной.

Например, кроме понятия финансового расследования как такового (financial investigation ) существует также понятие «forensic accounting ». Многие организации объясняют понятие «forensic accounting », используя словарь Вебстера и совмещая в его определении понятия учета (accounting ) и судебной медицины (forensic medicine ).

В результате, эту деятельность представляют как методики в сфере бухгалтерского учета, используемые в отношении и для применения системы документирования и анализа хозяйственных и финансовых операций для решения правовых вопросов.

В российской практике это понятие по форме известно как судебно-бухгалтерская экспертиза.

Здесь стоит отметить, что forensic accounting хотя и можно определить в русском языке как СБЭ, однако по целям, приемам и методологии они резко отличаются друг от друга.

Очень важно отметить, что услуги по финансовому расследованию могут принимать различные формы или являться элементом многих других услуг, предлагаемых рядом крупнейших консалтинговых компаний.

Среди таких услуг можно особо отметить:

  • прединвестиционный анализ (due diligence );
  • восстановление активов (assets recovery );
  • документирование фактов хозяйственной деятельности для последующих судебных процессов (judgement enforcement, litigation services );
  • расследование с целью установления причин банкротства (bankruptcy fraud );
  • выявление случаев корпоративного мошенничества (corporate fraud investigation );
  • а также уже упомянутую судебно-бухгалтерскую экспертизу (forensic accounting and fraud ).

В институт финансового расследования многие западные компании, специализирующие на специфических услугах, включают также услуги смежных отраслей (например, обеспечение информационной безопасности, аудит компьютерных систем и другие).

При этом стоит отметить, что в западной практике (откуда, собственно, пришло понятие «финансовое расследование») не совсем ясно, что является системообразующим понятием, а что — его элементом. Речь идет о двух понятиях — forensic accountingfinancial investigation .

Логично было бы предположить, что financial investigation является более широким понятием, включающим в себя СБЭ.

Однако в некоторых компаниях существуют группы forensic , предоставляющие свои услуги в области финансовых расследований, идентификации операций, содержащих признаки отмывании «грязных» денег, корпоративного мошенничества, а также информационного сопровождения бизнеса (так называемой экономической разведки).

Есть и другая позиция. Ряд монографий предоставляют этим двум понятиям равный статус и рассматривают их как синонимы 7 .

В случаях, когда речь о финансовом расследовании идет как об инструменте правоохранительной деятельности, некоторые эксперты понимают этот институт как сбор, контроль, дополнение, обработку и анализ финансовой или связанной с ней информации в целях и от имени правоохранительной деятельности 8 .

Таким образом, субъектами финансового расследования являются как государственные организации, так и субъекты частного сектора экономики (в первую очередь консалтинговые компании).

При этом стоит отметить, что в рамках уголовного расследования финансовое расследование также может иметь место и свою роль.

Так, в федеральных органах налоговой полиции сбором доказательств в отношении объективной стороны преступления занимались подразделения документальных проверок (ранее — подразделения оперативного документирования, налоговых проверок). После передачи функций ОНП органам внутренних дел подразделения документальных проверок сохранились и продолжают успешно функционировать.

Основной их задачей является документирование признаков правонарушений, то есть выявление признаков неправомерного поведения в связи с причинами, которые к ним могли привести (например, выявлять признаки уклонения от уплаты налогов, механизм уклонения, должностных лиц организаций, которые причастны к возможному преступлению).

В результате установления тех или иных отклонений или нарушений следует выявить причину их возникновения — явились ли они следствием стечения обстоятельств, непрофессионализма или здесь просматриваются умышленные действия по подготовке и совершению преступлений.

Очевидно, что именно определение причинно-следственной связи между угрозами (факторами) и обусловившими их причинами будет являться главной задачей (и одновременно целью) финансового расследования. Суть в том, что только после того, как в результате финансового расследования будут установлены угрозы и риски, имевшие место, причины, их обусловившие, появится возможность принять верное управленческое решение.

Возможно, основной причиной отсутствия до сих пор устойчивого понятия финансового расследования является неправильное позиционирование его как института. В основном попытки формирования понятия основываются на проведении аналогии с такими формами деятельности, как предварительное следствие и налоговая проверка.

Прежде всего, финансовое расследование не следует ограничивать выявлением обстоятельств каких-либо нарушений. Однако и не следует возлагать на этот институт функции, которые ему по природе не свойственны, например, квалификацию тех или иных действий с точки зрения уголовного права. Не следует здесь пересекаться с органами предварительного следствия. Действующее уголовно-процессуальное законодательство достаточно полно в этой связи освещает правоохранительную систему: кто может квалифицировать, какова процедура принятия подобных решений.

Расследование само по себе намного шире и более многообразно, чем предварительное следствие. Они не только не тождественны, как предполагают некоторые исследователи, но и вообще могут сочетаться лишь в некоторой части.

Высказывается также утверждение, что назначение и проведение налоговой проверки может являться основанием для начала финансового расследования 9 .

В соответствии со ст. 82 НК РФ выездная налоговая проверка является одной из форм налогового контроля и назначается на основании соответствующего решения руководителя налогового органа.

Руководствуясь ст. п. 3 ст. 32 НК РФ, при выявлении в ходе налогового контроля обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, налоговые органы обязаны в 10-дневный срок сообщить об этом в органы внутренних дел и направить материалы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. В соответствии с действующим уголовно-процессуальным законодательством органы предварительного следствия обязаны в 3-дневный срок принять решение о возбуждении уголовного дела. Все мероприятия, проводимые по результатам налоговой проверки, четко прописаны в соответствующих нормативно-правовых актах.

Таким образом, налоговая проверка ни в коем случае не может рассматриваться как элемент, предшествующий стадии финансового расследования. Очевидно, что налоговая проверка, по сути, уже представляет собой стадию финансового расследования, в данном случае принимающая форму налогового расследования!

Однако в соответствии с действующим законодательством налоговая проверка может являться основанием для принятия соответствующего решения в рамках налогового контроля, а также основанием для начала уголовного расследования.

Стоит заметить, что финансовое расследование — понятие комплексное. Оно не может изменяться в зависимости от сферы применения, от поставленных в рамках него отдельных задач. В этом и состоит роль и значение науки — сформировать методологическую базу для определенной практической деятельности. И, конечно же, нельзя говорит о финансовом расследовании отдельно как о научном направлении и практической деятельности. Все это — разные проявления, формы одной сути. Теория не может существовать без практики, как и наоборот.

Если, характеризуя финансовое расследование, использовать понятия уголовного права, то задачу финансового расследования можно определить как документирование признаков объективной стороны преступления. Иными словами, задачей финансового расследования является выявление, исследование и фиксирование признаков угроз экономической деятельности, установление причинно-следственной связи между угрозами, отклонениями от нормальной хозяйственной деятельности и вызвавшими их причинами.

Своевременное выявление угроз и установление причин, способствовавших их появлению, является необходимым условием для принятия эффективных решений.

Собственно говоря, не важно, в какой связи и какой сфере деятельности эти решения должны приниматься — правоохранительная деятельность, выявление собственниками или инвесторами случаев корпоративного мошенничества

Таким образом, можно выделить три основные задачи финансового расследования:

  • обнаружение угроз или наступивших негативных факторов;
  • определение размера ущерба в связи с их наступлением;
  • выявление истинных причин угроз и рисков.

Иными словами, выявление всех признаков неблагоприятного явления. Признаками могут быть различные данные, по совокупности которых можно узнать, определить или описать предмет или явление. Эти признаки необходимо рассматривать и оценивать в совокупности с другими фактами или обстоятельствами.

Отсутствие формально признанного понятия «финансовое расследование» может привести гораздо больше, чем просто к заблуждению. От этого зависит теоретическое обоснование всей системы финансового контроля, в первую очередь государственного.

Та или иная форма, которую принимает процесс расследования, не должна оказывать влияния на цели, задачи и методы, которые применяются на практике.

Однако от формы проведения расследования напрямую зависят последствия расследования, применяемые инструменты и, конечно, субъекты, непосредственно проводящие расследование.

В этой связи основным образом финансовые расследования, как представляется, можно классифицировать по сфере интересов:

  • финансовые расследования для защиты государственных интересов;
  • финансовые расследования для защиты корпоративных интересов (в том числе инвесторов—частных лиц).

В качестве важного метода (инструмента) финансового расследования выступает формирование самой модели проведения самого расследования.

Последовательность этапов расследования (модель) можно представить следующим образом:

при этом в каждом конкретном случае модель может претерпевать определенные изменения.

Главная особенность финансового расследования заключается в том, что оно проводится в случаях, когда предполагается наступление угроз. Иными словами, расследование всегда представляет собой ретроспективный взгляд.

1 Толковый словарь русского языка / Под ред. проф. Д.Н. Ушакова. — М.: Гос. изд-во иностранных и национальных словарей, 1939.

3 БСЭ. Т. 27. — 3-е изд. — М., 1997.

4 К вопросу о выработке научного определения финансовых расследований // Вестник Финансовой академии. — 2003. — № 1.

5 Родионова В.М. Финансы. — М.: Финансы и Статистика, 1999.

6 Закон Сарбейнза-Оксли от 2002 года стал наиболее широким по своему охвату законодательным актом о ценных бумагах. Он также затраивает ряд важных вопросов, касающихся новых правил составления финансовой отчетности и аудита. (Прим. гл. редактора).

7 George A. Manning . Financial investigation and forensic accounting.

8 Petrus C. van Duyne, Marcel Pheijffer and others. Financial Investigation of Crime: A tool of the integral law enforcement approach. — The Hague: Koninklijke Vermande, 2001, 201 p.

9 Кондратьева Е.А., Горюнов А.Р. К вопросу формирования научного определения финансового расследования // Вестник Финансовой академии. — 2003. — № 1.



Поделиться