Социальная работа с безработными
Основная цель социальной работы с безработными - оптимизация и/или преодоление трудной жизненной ситуации, в которой оказался потерявший работу. Трудная жизненная ситуация характеризуемые как социальная проблема, с решением которой человек сам, без вмешательства специалиста, справиться не может.
Потеря работы - сильный стрессовый фактор для человека: возрастает ощущение тревожности, снижается самооценка. В подобных ситуациях наиболее эффективными методами работы становятся услуги по социальной адаптации безработных на рынке труда. Поэтому проблема психологической помощи безработному, его социальной адаптации становится в последнее время все актуальнее. Методическое пособие по работе с безработными гражданами Красноярск: Красноярский краевой центр профессиональной ориентации и психологической поддержки населения, 2009. - 23 с.
Рассмотрим особенности социальной работы, непосредственно направленных на социально-психологическую поддержку безработных.
В первую очередь к ним относится «Социальная адаптация безработных граждан на рынке труда». В самом общем виде понятие «социальная адаптация» можно определить следующим образом: это процесс взаимодействия субъекта социальной средой, в ходе которого согласовываются требования и ожидания его участников, направленных на получение: Кузнецова Л.П. Основные технологии социальной работы: Учебное пособие / Л.П. Кузнецова.- Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2002. - С.47.
Навыка активного, самостоятельного поиска работы;
Составление резюме;
Проведение деловой беседы с работодателем, самопрезентация;
Преодоление последствий длительной безработицы, повышение мотивации к труду;
Самокорреляции и способствует сокращению периода поиска подходящей работы за счет формирования у безработного гражданина активной жизненной позиции.
Формы работы с безработными реализуются на двух уровнях:
Организаторская работа типа клубной (информационной, профориентационной);
Психологическая, тренинговая работа (приобретение навыков самостоятельного поиска работы, например овладение техникой разговора по телефону и т.д.).
Психологическая поддержка безработных направлена на
Повышение мотивации безработного гражданина к труду,
Активизацию позиции по поиску работы и трудоустройству,
Сокращение сроков поиска работы и трудоустройства,
Полное разрешение или снижение актуальности психологических проблем, препятствующих профессиональной и социальной самореализации,
Повышение адаптации к существующим условиям,
Реализацию профессиональной карьеры путем оптимизации психологического состояния.
Оказание психологической поддержки безработным гражданам может осуществляться работниками органов и учреждений, участвующих в предоставлении государственной услуги, и (или) другими специалистами, обладающими необходимыми знаниями, опытом работы и привлекаемыми для предоставления государственной услуги. Наиболее эффективными формами работы являются постоянно действующие клубы и курсы.
В Центре занятости города Зеленогорска, в рамках социальной адаптации безработных граждан на рынке труда, действуют несколько групповых программ:
1) Клуб ищущих работу.
2) Новый старт.
3) Пять шагов навстречу работе.
4) Старт в профессию.
5) Технология поиска работы.
Данные программы предназначены для безработных граждан, стремящихся возобновить или только начать свою трудовую деятельность, и при этом желающих повысить свою конкурентоспособность на рынке труда через овладение системой базовых знаний, умений и навыков поиска работы:
Знание различных способов и методов поиска работы;
Умение составлять индивидуальный план поиска работы;
Навыки написания резюме и автобиографии;
Умение вести эффективные телефонные переговоры с работодателями;
Навыки ведения деловых переговоров;
Знание основных правил подготовки и прохождения собеседования с работодателем;
Умение грамотно составить профессиональное портфолио;
Знание правил адаптации в новом трудовом коллективе.
Занятия по программам осуществляются в виде проведения занятий как с одним безработным гражданином (по индивидуальной форме проведения) и (или) с группой безработных граждан (по групповой форме проведения) по определенным программам.
Наиболее востребованная безработными является следующие направления.
Программа «Мастерская поиска работы» . Участие в ней позволяет им преодолеть негативные психологические последствия безработицы, активнее вести самостоятельный поиск работы. Занятия проходили еженедельно, на них предоставлялась информация о методах поиска работы, о ситуации на рынке труда, возможность ознакомиться с модулями программы. Итогом данных занятий является написанное резюме, подготовка к собеседованию с работодателем, овладение приемами самопрезентации и стратегией поиска работы. Кроме того, в рамках данной программы, спросом пользовались модули: «Подготовка к собеседованию с работодателем» и «Телефонный звонок на предприятие».
В данной программе в текущем году приняло участие 52 человека, имеющих, в основном, высшее и среднее профессиональное образование. Трудоустроено после данной программы 10 человек и 12 направлено на обучение за счет средств службы занятости.
Программа «Клуб ищущих работу». Основная цель деятельности - помочь людям обрести уверенность в себе, своих силах, усилить стремление к самостоятельному поиску работы. Наиболее эффективными формами работы в клубах ищущих работу являются социально-психологические тренинги с тематикой «Технология трудоустройства», «Психологические аспекты успешного трудоустройства», «Тренинг уверенности в себе», «Основы эффективного общения», «Достижение целей при поиске работы», «Как найти работу?», «Оказание психологической помощи безработным среднего, старшего возраста».
На тренингах решаются задачи повышения социальной активности, формирования нового отношения к жизни. Участники приобретают новые, более успешные способы поведения в ситуации поиска работы.
В прошедшем периоде в программе приняло участие 33 безработных граждан, трудоустроено после данной программы 19 человек и 9 направлено на обучение за счет средств службы занятости.
Программа «Старт в профессию». Состав участников этого курса - молодые люди, предполагает больше внимания уделить вопросам выбора профессии, поэтому на занятиях проводились тестирование по определению интересов, склонностей, умений и навыков и упражнения, помогающие определиться в планировании профессионального пути. Участникам оказана помощь в овладении базовыми навыками поиска работы, собеседовании, разъяснении, что такое рынок труда и получении информации о востребованных вакансиях, в предоставлении практической возможности для поиска вакансий и попыток устроиться на них.
В прошедшем году, в программе приняли участие 13 безработных граждан, после программы трудоустроено - 7 человек.
Безработица оказывает разрушающее действие не только на человека, попавшего в такое положение, но и на его семью . В первую очередь безработица приводит к снижению ее жизненного уровня семьи. В семьях безработных возрастает количество разводов, чаще отмечаются случаи жестокого обращения с детьми. У детей появляются отклонения в поведении, у них отмечаются нервные расстройства, возрастает уровень заболеваемости. Исследования показывают, что в помощи профессиональных психологов нуждается от 60 до 90 % людей разного возраста. В связи с этими факторами семья не выполняет важнейшие функции, которые возложены на нее обществом, и это ведет к ее разрушению. Помочь мобилизовать все силы и выйти из трудной ситуации - задача общества и специалистов по социальной работе.
Для вывода из кризиса безработных и их семей социальный работник применяет различные виды помощи. Социальные работники должны выявлять семьи безработных, наблюдать за ними. Прежде всего, он изучает состояние семей безработных, и уже определив основные проблемы (наличие асоциального поведения, плохие жизненные условия, неуспеваемость детей) применяет определенное направление помощи: направление безработных и членов их семей в службу психологической помощи; оказание юридической помощи в случае необоснованного увольнения, неправильной выплаты пособий и т.д.
Для анализа необходимы следующие данные:
Количество членов семьи, в том числе детей;
Пол и возраст детей и родителей;
Материальное положение семьи;
Количество безработных в семье;
Продолжительность периода безработицы, ее причины;
Жилищные условия;
Отношения между родителями, детьми, родителями и детьми;
Состояние здоровья детей и родителей, наличие больных, инвалидов с детства;
Уровень образования безработных;
Профессия безработных, трудовой стаж;
Сведения о том, учатся ли дети, в каком учебном заведении;
Успеваемость детей;
Наличие асоциального поведения у членов семьи, его типы (алкоголизм, наркомания и др.);
Возможности проведения летнего отдыха;
Круг интересов семьи и др.
Важную роль при оказании социальной помощи играет такая форма социально-профилактической работы, как социальный патронаж семей безработных, т.е. регулярное посещение этих семей и оказание им разносторонней помощи. Эта мера поможет предотвратить семейные конфликты и превращение безработного в бездомного, если семья его отторгает.
Выявление основных проблем в семье безработного позволит определить направления помощи, которую может предложить им социальный работник.
Членам семьи безработного, находящимся на его иждивении, а также гражданам, потерявшим право на пособие по безработице в связи с истечением установленного законодательством срока его выплаты, может оказываться материальная и иная помощь, включая дотации за пользование жильем, коммунальными услугами, общественным транспортом, услугами здравоохранения и общественного питания.
Оказание юридической помощи: отстаивание интересов безработных и их семей; предоставление различных консультационных услуг по правовым вопросам, трудовому и социальному законодательству, в том числе защита прав безработных в случае необоснованного их увольнения, неправильной выплаты пособий и т.д. Социальный работник может содействовать безработному в поиске работы и его трудоустройстве.
Социальный работник может помочь безработным в создании их ассоциации. Для детей, желающих заработать деньги, можно было бы создать - с их же помощью - детские кооперативы. Социальный работник может способствовать организации различных курсов, кружков.
Взрослые безработные, объединившись, могли бы создавать собственные предприятия. При этом, они могли бы поддерживать друг друга и морально, т.к. люди, находящиеся в одинаково тяжелом положении, лучше понимают друг друга.
Таким образом, Центр занятости населения города Зеленогорска является структурным элементом Государственной службы занятости населения Российской Федерации и играет важную роль в реализации государственной и региональной политики занятости, оказывает помощь населению в трудоустройстве и подборе подходящих кадров, регулирует развитие рынка труда города.
Содействие трудоустройству и занятости безработных граждан сложный многоплановый процесс, в основе которого профессиональные и личностные возможностями клиента. Деятельность Центра занятости нацелена на социальную поддержку граждан испытывающих трудности в поиске работы. При этом, решает не только социальные, экономические, но и психологические проблемы безработного.
Одним из основных направлений деятельной служба занятости по работе с различными категориями безработных - диагностика и коррекция негативных психологических состояний, т.к. стабильное эмоциональное состояние способствует быстрому трудоустройству. Наиболее эффективной представляется упреждающая комплексная психологическая помощь безработным, включающая в себя: консультирование, психодиагностика, коррекцию, психопрофилактику и разного вида психотерапии. Результат участия безработных граждан в программах социальной адаптации:
Полному разрешению или снижению актуальности психологических проблем, препятствующих профессиональной и социальной самореализации;
Повышению адаптации к существующим условиям и реализации профессиональной карьеры путем оптимизации психологического состояния.
При этом, как показывает опыт, значительно повышает активность людей в поиске работы, улучшает их психологическое состояние, дает необходимые знания и навыки. Посещая их, безработный гражданин открывает в себе качества, которые помогут найти работу, обретают уверенность в собственных силах, обретают навыки поиска работы, смелее ориентируются в жизненных ситуациях, быстрее входят в сферу деятельности, где могут применить свои знания и опыт.
8. Программы социальной адаптации безработных граждан на рынке труда ("Клуб ищущих работу" и "Новый старт").
Специальные базовые программы содействия занятости безработным гражданам «Клуб ищущих работу» начали функционировать в ЦЗН с 1999г.
С 2007- 2008 гг. в этих программах смогли поучаствовать 261 чел. При формировании групп на клубы, просматривались критерии отбора безработных с низкой мотивацией трудоустройства, как правило, это длительно не работающие вторая группа впервые ищущие, не имеющие профессию и не приступившие к трудовой деятельности. Во всех группах активное участие принимали женщины. Молодежь в возрасте 16-29 лет - 150 чел. (62%).
Преодоление психологических последствий безработицы, стабилизация эмоционального состояния, освоение эффективных технологий поиска работы помогло в трудоустройстве после участия в программах 100 безработным (45%), 6 чел. пошли на обучение, 2 чел. участвовали в общественных работах, 3 чел. направлены по программе « Молодежная практика». Практический опыт работы «клубов» как результат, показывает качество и эффективность помощи.
Минимизировать сроки интеграции отдельных категорий безработных граждан в основное русло продуктивной деятельности.
Снизить синдром социальной дезадаптации, восстановить мотивацию к трудоустройству у граждан, имеющих длительный перерыв в трудовой деятельности.
Развивать самостоятельность и предпринимательскую инициативу.
Возвращение граждан к активной трудовой деятельности позволит экономить средства федерального бюджета на выплаты пособий по безработице.
9. Оказание содействия развитию самозанятости населения.
Целенаправленная и сбалансированная политика занятости предполагает систему мер по созданию условий для более полного использования потенциала трудовой и деловой активности населения в рамках социально-экономического развития региона. Предпринимательские или творческие способности человека проявляются в умении открыть свое дело или бизнес, а также в рациональном использовании труда, земли, капитала и других экономических ресурсов.
За 2007-2008 гг. более 2 тыс. безработным оказано содействие в организации предпринимательской деятельности из них 103 чел. организовали собственный бизнес. Наиболее активно осуществлялась деятельность по поддержке предпринимательских инициатив безработных граждан в 2007-2008 гг. (2007 г. – 40 чел. (38,8%), 2008 г. – 33 чел. (32%).
103 человека занялись индивидуальной предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Наиболее активны в организации собственного дела женщины, их более половины (60%). Избираемые виды деятельности, как правило, не требуют существенных капиталовложений, и, в то же время, весьма разнообразны.
При организации собственного бизнеса предпочтение отдано, производству и реализации сельскохозяйственной продукции на базе личного подсобного хозяйства.
Более половины предпринимателей (55%), открывших свое дело при содействии органов службы, занятости, продолжают успешно работать.
Основными факторами, сдерживающими развитие самозанятости среди безработных, состоящих на учете в службе занятости населения, являются:
Отсутствие стартового капитала;
Невозможность получения кредитов в банках ввиду высокой процентной ставки;
Недостаток информации о состоянии рынков сбыта продукции и потенциальных партнерах.
10. Развитие и повышение качества системы профессионального образования безработных граждан и незанятого населения.
Система профессионального образования пока недостаточно гибко реагирует на процессы, происходящие в обществе. Определение профессий и специальностей, по которым осуществляется подготовка учащихся, зачастую происходит без учета реальных потребностей рынка труда.
Экономическое реформирование формирует и новые специфические требования к качеству рабочей силы, определяющие конкурентоспособность работника на рынке труда.
К таким требованиям относятся:
Высокая профессиональная компетентность, интеллектуальный и творческий потенциал, способность воспринимать инновации и быть участником нововведений,
Адаптированность работника к быстро изменяющимся условиям производства,
Постоянное повышение квалификации, освоение новых знаний,
Освоение работником нескольких специальностей и производственных операций,
Профессиональная мобильность
Наличие высоких деловых и личностных качеств.
Однако на нынешней стадии формирования рынка рабочей силы большинство предприятий экономически не заинтересованы в повышении квалификации работающих (особенно в обучении молодых работников), что обусловлено усилением тенденции к самосохранению, выживаемости предприятий, когда задачи стратегии временно отходят на второй план.
Профессиональное обучение безработных граждан, высвобождаемых работников и незанятого населения стало одним из важнейших составляющих активной политики содействия занятости населения.
Одним из приоритетных направлений программы занятости населения является профессиональное обучение безработных граждан и незанятого населения.
Организация обучения осуществляется на основе договорных взаимоотношений с центрами занятости и свободного приема незанятого населения.
Перечень профессий и специальностей предлагаемых к обучению: пользователь ПЭВМ, парикмахер, портной, закройщик, модистка головных уборов, электрогазосварщик.
Учебные планы отражают особенности данного учреждения и разработаны с учетом текущих условий и наверное самое главное мобильность обучения:
Минимальный уровень принимаемых на обучение;
Уровень получаемого образования;
Контингент слушателей;
Продолжительность и режим занятий;
Виды учебных занятий;
Количество учебных часов.
Таким образом, образовательный процесс учитывает возможность развития каждого слушателя в зависимости от его способностей и потребностей, обеспечивает каждому учащемуся возможность удовлетворить свои профессиональные навыки, а так же переориентироваться в условиях изменения рынка труда.
В течении отчетного периода при содействии ЦЗН получили возможность приобрести новую, освоить вторую (смежную) профессию, повысить квалификацию 564 граждан из них 260 безработных ЦЗН г Кемерово:
Основы компьютерной грамотности – 152 чел., парикмахер – 37 чел., портной –76 чел., закройщик –67 чел., модистка головных уборов – 56 чел.
Три человека из числа закончивших обучение по специальности модистка головных уборов и парикмахер организовали самозанятость.
Десять безработных прошли обучение по основам предпринимательства и организовали свое дело.
Профессиональное обучение безработных граждан происходит на базе учреждений профессионального образования, явившихся победителями конкурса на оказание образовательных услуг. Созданы и постоянно обновляются территориальные банки данных по профессиям, специальностям, видам работ. Перечень профессий и специальностей, предлагаемых к обучению, образовательные услуги предоставлены 16 наименованиям видов деятельности. Обучение по ним осуществляется с учетом требований рынка труда и с использованием современных эффективных технологий и методик обучения.
Особое внимание уделяется организации обучения граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске подходящей работы. Удельный вес молодежи (в общей численности направленных на профессиональное обучение) с 2007 по 2008 гг. увеличился до 88%. Среди лиц, направленных на обучение, 80% составляли женщины.
Основными проблемами профобучения безработных являются:
Недостаточное качество услуг, предоставляемых образовательными учреждениями. Учебные заведения, имеющие опыт обучения подростков и молодежи, зачастую не могут организовать эффективную подготовку взрослого населения;
Слабое развитие учебно-материальной базы отдельных образовательных учреждений, принимающих на обучение по направлению органов службы занятости населения;
Отсутствие финансирования на повышение квалификации и педагогического мастерства лиц, осуществляющих обучение взрослого населения;
Отсутствие обоснованного диагностического определения уровня и качества усвоения учебного материала во всех формах обучения;
Несовпадения спроса и предложения на образовательные услуги в профессионально-квалификационном разрезе.
Главной проблемой в 2009 г. будет недостаточное финансирование данного направления из средств федерального бюджета, которое приведет к сокращению доли лиц находящихся на обучении
Главной целью профессионального обучения является повышение конкурентоспособности безработных граждан, высвобождаемых работников и незанятого населения посредством предоставления им различных образовательных услуг на основе согласования потребностей личности, работодателей и прогноза рынка труда.
Система профессионального обучения призвана решать следующие задачи:
Совершенствование системы профессионального обучения безработных граждан, как составной части государственной политики в области развития человеческих ресурсов;
Содействие формированию оптимального баланса спроса и предложения профессионально - квалификационной структуры рабочей силы города
Реализация социального заказа на подготовку квалифицированных кадров с учетом потребностей рынка труда;
Организация эффективного контроля за качеством предоставляемых образовательных услуг, целевым использованием финансовых средств.
Профессиональная подготовка, повышение квалификации, переподготовка и дальше будут способствовать обеспечению эффективной, свободно избранной занятости граждан, повышению их профессиональной мобильности и социальной защищенности.
Повысят конкурентоспособность 10% состоящих на учете безработных граждан.
Среди видов обучения преобладать будут:
Переподготовка граждан, в целях приобретения ими новых профессий (специальностей);
Повышение квалификации лиц в целях обеспечения роста профессионального мастерства по имеющимся профессиям, специальностям, освоения прогрессивной технологии, организации труда;
Стажировка лиц из числа рабочих и специалистов в целях формирования и закрепления на практике ранее полученных знаний и навыков, приобретения профессиональных и организаторских навыков для выполнения обязанностей (работ) по более высокой должности (квалификации).
В целях обеспечения граждан наиболее полной информацией об имеющихся свободных рабочих местах и профессиях, пользующихся спросом на рынке труда, а работодателей - кандидатами на замещение вакансий, в 2008 году органами службы занятости проведено более 380 ярмарок, что значительно превышает количество проведенных ярмарок в 2007-119; количество организаций принявших участия в проведении ярмарок тоже значительно возросло с 185 (показатель 2007 г) до 683 в 2008 г.
Количество граждан посетивших ярмарку возросло почти в 3 раза 2007 г. 5616; в 2008-13960. Получили направления на работу 3622 человека.
Значительное внимание в 2008 году уделялось организации и проведению специализированных и тематических ярмарок вакансий и учебных рабочих мест для определенных категорий населения.
Практически во всех регионах Российской Федерации накоплен положительный опыт по проведению специализированных ярмарок вакансий для молодежи, в процессе проведения которых обеспечивается наиболее полное информирование молодежи по вопросам профессиональной ориентации, обучения профессиям, пользующимся спросом на рынке труда, переподготовки, юридическим вопросам о свободных рабочих местах.
Всего на организацию ярмарок вакансий и учебных рабочих мест в 2008 году из средств федерального бюджета израсходовано 850 тыс. рублей.
Доля зарегистрированных безработных среди общей численности безработных возросла с 23% в 2007 году до 27% в 2008 году. В работе с населением органами службы занятости большое внимание уделялось первичному приему граждан, оказанию им консультационных услуг и вовлечению их в активные программы содействия занятости. В течение года консультационные услуги получили 25.9 тыс. чел человек, что на 4,3% больше, чем в 2007 году.
Основными клиентами органов службы занятости продолжают оставаться лица, которым трудно самостоятельно найти работу, в связи с низкой квалификацией, малым трудовым стажем, а также граждане, неспособные справиться с жизненными переменами и профессиональными трудностями. Среди них свыше половины - лица, особо нуждающиеся в социальной защите.
Для расширения возможностей трудоустройства граждан и оказания услуг работодателям в подборе необходимых работников органы службы занятости во всех регионах вели работу по информированию населения и работодателей о положении на рынке труда путем пополнения банка вакансий (свободных рабочих мест).
Спросом пользуются в основном рабочие специальности, на их долю приходится от 78% до 80% вакансий.
Социальная адаптация безработных граждан на рынке труда
Государственная услуга оказывается в соответствии с Административным регламентом (АР) предоставления государственной по социальной адаптации безработных граждан на рынке труда. АР утвержден приказом Минздоравсоцразвития России от 07.06.2007 г. № 400, зарегистрирован Минюстом России 13.07.2007 г. № 9835.
Граждане, признанные в установленном порядке безработными, если они:
испытывают трудности в поиске работы;
впервые ищут работу (ранее не работали);
стремятся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва;
состоят на учете в органах службы занятости более 6 месяцев;
утратили способность к выполнению работы по прежней профессии (специальности).
Государственная услуга направлена на:
знакомство с эффективными методами и способами поиска работы;
составление «Индивидуального плана поиска работы»;
формирование навыков самостоятельного поиска работы;
составление резюме;
отработку навыков самопрезентации, проведения делового собеседования с работодателями;
активизацию личностного и профессионального роста.
Заявление-анкета (Приложение № 3) или согласие безработного гражданина с предложением о предоставлении государственной услуги по социальной адаптации безработных граждан на рынке труда (Приложение № 4);
Максимальная продолжительность предоставления государственной услуги по:
индивидуальной форме – не более 8 часов в течение календарного месяца;
групповой форме проведения – не более 32 часов в течение календарного месяца
Результатом предоставления государственной услуги является получение безработным гражданином навыков самостоятельного поиска подходящей работы, составления резюме, проведения деловой беседы с работодателем, самопрезентации; получение заключения о предоставлении безработному гражданину государственной услуги по социальной адаптации безработных граждан на рынке труда
Основаниями для отказа в предоставлении гражданину государственной услуги являются отсутствие:
отсутствие приказа ЦЗН о признании гражданина в установленном порядке безработным;
снятие гражданина, признанного в установленном порядке безработным, с учета в качестве безработного;
отсутствие заполненного заявления-анкеты или согласия безработного гражданина с предложением работника ЦЗН о предоставлении государственной услуги
Отказ безработного гражданина не влечет правовых последствий.
В случае отказа безработного гражданина от предложения работника ЦЗН о предоставлении государственной услуги, она может быть предоставлена на основании заявления-анкеты, представленного безработным гражданином в ЦЗН.
Полный текст Административного регламента предоставления государственной услуги по социальной адаптации безработных граждан на рынке труда.
Психологическая поддержка безработных граждан
Государственная услуга оказывается в соответствии с Административным регламентом (АР) предоставления государственной услуги по психологической поддержке безработных граждан.
АР утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 27.11.2007 г. № 726, зарегистрирован Минюстом России 13.12.2007 г. № 10687
Получатели государственной услуги
Граждане, признанные в установленном порядке безработными в соответствии с законодательством о занятости населения
Безработные граждане имею право на неоднократное обращение за государственной услугой.
Государственная услуга предоставляется с целью преодоления имеющихся психологических, личностных и профессиональных проблем, препятствующих профессиональной самореализации и карьерному росту
Документы, необходимые для получения государственной услуги
Заявление – анкета (Приложение № 1) или предложение работника ЦЗН о предоставлении государственной услуги (Приложение № 2);
индивидуальная программа реабилитации инвалида, выдаваемая в установленном порядке, для безработных граждан, относящихся к категории инвалидов;
приказ ЦЗН о признании гражданина в установленном порядке безработным.Сроки предоставления государственной услуги
Результатом предоставления государственной услуги является получение гражданином заключения, которое содержит рекомендации по:
повышению мотивации к труду, активизации позиции по поиску работы и трудоустройству;
полному разрешению или снижению актуальности психологических проблем,препятствующих профессиональной и социальной самореализации;
оптимизации психологического состояния;
активизации позиции по поиску работу и трудоустройству;
сокращения сроков поиска работы и трудоустройства;
повышения адаптации к существующим условиям.
Основаниями для отказа в предоставлении безработному гражданину государственной услуги являются отсутствие:
заполненного заявления-анкеты или согласия безработного гражданина с предложением работника ЦЗН о предоставлении государственной услуги;
индивидуальной программы реабилитации инвалида, выдаваемая в установленном порядке безработным гражданам, относящимся к категории инвалидов;
приказа ЦЗН о признании гражданина в установленном порядке безработным;
приказ ЦЗН о снятии гражданина, признанного в установленном порядке безработным, с учета в качестве безработного.
На основании личного письменного заявления безработный гражданин вправе отказаться от предложения работника центра занятости населения о предоставлении государственной услуги.
В случае отказа безработного гражданина от предложения работника ЦЗН о предоставлении государственной услуги, она может быть предоставлена на основании заявления-анкеты, представленного безработным гражданином в ЦЗН после отказа.
Порядок обжалования действий (бездействия) и решений, осуществляемых (принятых) в ходе предоставления государственной услуги
Получатели государственной услуги имеют право на обжалование решений, принятых в ходе предоставления государственной услуги, действий или бездействия работников органов, участвующих в оказании государственной услуги.
Рекомендации гражданам по повышению мотивации к труду, самореализации, коррекции психологического состояния.