В число функций социального обеспечения включается. Экономическая функция социального обеспечения. Единовременная денежная выплата, будет выплачиваться один раз в год в размере установленном в разрабатываемом Законе, на основе заявления, подаваемого в пис

Социальное обеспечение обладает своими функциями. Под ними обычно понимается внешнее проявление свойств какого-либо объекта. Наличие функций позволяет ответить на вопрос: каково значение и предназначение социального обеспечения в жизни общества и государства?

В правовой литературе выделяют экономическую и производственную, политическую, демографическую и социальную (социально-реабилитационную), защитную, духовно-идеологическую и морально-этическую функции социального обеспечения.

Экономическая функция социального обеспечения заключается:

  • а) в замещении заработка или дохода, связанного с трудом (или содержания), тем лицам, которые его утратили в силу всевозможных жизненных обстоятельств - в связи с возрастом, инвалидностью, потерей кормильца, болезнью, безработицей и др.;
  • б) в частичном возмещении дополнительных расходов, вызванных различными объективными причинами - рождением и содержанием ребенка, уходом за малолетними детьми и престарелыми гражданами, инвалидами и т. п.;
  • в) в оказании помощи и поддержки гражданам, оказавшихся в трудной жизненной ситуации (бедность, сиротство, вынужденное переселение и пр.).

Источниками финансирования для осуществления экономической функции являются средства, которые специально предназначены для социального обеспечения Они аккумулируются (сосредоточиваются): в специализированных внебюджетных фондах социального страхования. (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования); в федеральном бюджете, имеющем специальные статьи расходов на социальные нужды; в региональном бюджете (в бюджетах субъектов Российской Федерации); в фондах социальной поддержки населения. В будущем не исключается возможность появления подобных, специально выделяемых средств вв бюджетах органов местного самоуправления.

Реализуется экономическая функция в ходе перераспределения средств вышеназванных источников. В реальной жизни эти средства предоставляются гражданам в соответствующих видах социального обеспечения - в пенсиях, пособиях, компенсациях и т. п.

Вне всякого сомнения, что достаточность средств в указанных источниках и их постоянное поддержание - это главная цель государства. От состояния объема таких средств зависит экономическая основа социального обеспечения, развитие его будущего. Логично предположить, что чем больше средств имеется в указанных источниках, тем выше будет размер социальных выплат. К сожалению, их уровень в настоящее время не отвечает требованиям многих международных норм, например Конвенции МОТ 1952 г. О минимальных нормах социального обеспечения.

От сюда вытекает главная задача государства - создание условий, при которых общество было бы заинтересовано в пополнении вышеуказанных источников. Это может достигаться разными приемами, применяемые государством. Так, один из способов, с помощью которого решается данная задача, - это создание оптимального режима налогообложения для всех участников рыночных отношений, независимо от их организационно-правовых форм (организаций, индивидуальных предпринимателей и пр.).

Социальное обеспечение связано с общественным производством, влияет на него. Это влияние составляет его производственную функцию. Она выражается в том, что право на многие виды социального обеспечения обусловлено трудовой деятельностью, а уровень обеспечения зачастую зависит от ее характера и вознаграждения за труд. Мировой опыт также свидетельствует, что по мере все большего воплощения в жизнь, например, принципов обязательного социального страхования это влияние возрастает, поскольку усиливается стимулирующее значение социального обеспечения для повышения производительности труда т профессионального мастерства работающих.

Социальное обеспечение способствует также своевременному выводу из общественного производства стареющей рабочей силы и лиц, потерявших способность трудиться. Как в реальной жизни проявляется данная функция социального обеспечения? Рассмотрим на примере трудовой пенсии по старости. Страховая (трудовая) пенсия по старости, исходя из ее сущности, - это денежная выплата, заработанная трудом, уплатой за счет работника обязательных страховых платежей. В самом ее наименовании мы видим связь с трудом, Именно длительность труда, выражается в стаже работника, а соответственно и выплата страховых взносов должны определять в конечном итоге право на трудовую пенсию и ее сумму.

Иными словами, право на пенсию напрямую зависит от участия граждан в общественном производстве, от их общественно полезной деятельности и соблюдения иных условий, установленных в правовых нормах. Но иногда работники ПФР, органы социальной защиты (и т. д.) не выполняют своих обязанностей в полной мере, как требуется. Рассмотрим на примере: Хабибуллин Р.Т. обратился в суд с вышеназванным исковым заявлением, указывая, что согласно трудовой книжки он проработал 16 лет 3 месяца 11 дней в районах Крайнего Севера. При обращении с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости, решением ему было отказано в назначении досрочной пенсии, исключив из специального стажа периоды работы (7л.6м.20дн.). В связи с отказом он был вынужден обратиться в суд с заявлением об установлении факта имеющего юридическое значение. решением Мелеузовского районного суда РБ. (Приложение А).

Бирский районный суд в составе председательствующего судьи Родионовой С.Р., при секретаре Полюдовой М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании при участии истицы Князевой Н.А., представителя ответчика Искандарова И.С., дело по иску Князевой Н.А. к Управлению пенсионного фонда РФ в г. Бирске и Бирском районе об оспаривании решения об отказе в назначении досрочной пенсии и об обязательстве назначения досрочной трудовой пенсии по старости.

Суд установил:

Князева Н.А. обратилась в суд, указав на то, что она ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Управление пенсионного фонда РФ в г. Бирске и Бирском районе (далее УПФ) о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в связи с двадцатипятилетним стажем педагогической деятельности.

Однако решением УПФ от ДД.ММ.ГГГГг. ей было отказано в назначении пенсии. В педагогический стаж не был засчитан период ее работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Бирском детском доме (доме детства) в должности воспитателя.

Она не согласна с данным решением УПФ, поэтому просит суд отменить решение УПФ, обязать УПФ включить указанный период работы в льготный стаж, и обязать УПФ назначить ей досрочную пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ. (Приложение Б).

В 1998 г. В деловой оборот было введено новое понятие - «страховой стаж». Его появление обусловлено проводимой пенсионной реформой. Главная ее задача - создание эффективного механизма, который обеспечивал бы соответствие условий предоставления и размеров трудовых пенсий с учетом объема (доли) участия в обязательном пенсионном страховании каждого конкретного лица. Иными словами, размер трудовой пенсии должен зависеть от продолжительности периода страхования, то есть внесения каждым застрахованным лицом страховых взносов от своих трудовых доходов, заработков и величины страховых взносов в ПФР.

В Федеральном законе от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (Далее - Закон о трудовых пенсиях.) говорится, что страховой стаж - это суммарная продолжительность периодов работы и (или) деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный Фонд РФ, а также иных периодов, засчитываемых в трудовой стаж. Из данного определения видно, что новое пенсионное законодательство сохранило некоторую преемственность в учете видов общественно полезной деятельности и некоторых иных периодов в жизни граждан, засчитываемых в страховой стаж, когда они не работали и не занимались какой - либо общественной деятельностью.

На первый взгляд в принципиальном плане здесь ничего не изменилось. Однако анализ содержания норм, касающихся иных периодов времени, засчитываемых в страховой стаж, свидетельствует другое. Так, п. 1 ст. 11 Закона о трудовых пенсиях не содержит, например, упоминания о периодах подготовки к профессиональной деятельности в форме обучения в образовательных учреждениях различных типов. Исключение из страхового стажа этих и иных периодов общественно полезной деятельности может повлечь снижение качества труда, а в конечном итоге и уменьшение влияния данной функции социального обеспечения на производство. Ведь право на многие виды социального обеспечения (например, трудовые пенсии, страховые пособия, льготы) теперь уже может быть не обусловлено самой трудовой деятельностью и ее продолжительностью. В свою очередь, уровень социального обеспечения уже в меньшей степени будет зависеть от самого труда, его характера и размера вознаграждения за него и т. д. В этой связи логично возникают такие вопросы: будет ли работник заинтересован в качестве своего труда, в наличии постоянного места работы, в стабильно повышающемся заработке? Скажется ли это в целом положительно на состоянии эффективности народного хозяйства страны, и особенно в тех отраслях и производствах, где был и остается недостаточно высокий уровень оплаты труда? Ранее действовавший принцип определения уровня пенсионного обеспечения можно было схематично представить так: длительный стаж - высокий заработок (трудовой доход) - высокий размер пенсии. Нынче действует иной принцип, установленный законодательством о трудовых пенсиях: больший заработок (доход) - большее отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ (далее - ПРФ) - страховой стаж - больший размер пенсии.

Подтверждением этому может служить следующая новелла. Согласно п. 2 ст. 6 и ст. 29 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». (Далее - Закон о пенсионном страховании) предусмотрено добровольное вступление лиц в правоотношения по одноименному пенсионному страхованию - как за себя, так и за другое физическое лицо. Мотивы здесь понятны - вовлечение дополнительных финансовых средств в ПФР и снижение числа лиц, претендующих на получение социальной пенсии, которая выплачивается тем, кто по каким - либо причинам не имеет права на трудовую пенсию, то есть не выработал пятилетнего минимального страхового стажа. Для таких лиц в этом случае установлены страховые взносы в форме фиксированного платежа, вносимого другим лицом.

На наш взгляд, подобные нововведения свидетельствуют о воплощение в российское пенсионное обеспечение принципа либеральной экономики - свобода выбора труда и свобода выбора будущего пенсионного обеспечения. Как все это сочетается с основными функциями и принципами в России как социального государства, как записано в Конституции РФ 1993 г.? Не есть ли в этом противоречие? Следовательно, государство должно всесторонне и взвешенно подходить к принятию правовых решений, касающихся сферы социального обеспечения.

Жизнь человека долгая и непредсказуемая, в любой момент каждый может оказаться в трудной жизненной ситуации, впоследствии чего может ухудшиться состояние здоровья, в итоге потеря основного источника заработка. В современной России при действующем принципе гуманизма, каждый гражданин имеет право на социальную поддержку от государства.

Руководствуясь основным тенденциям социально-экономического развития общества, все разнообразие допустимых рисков сосредоточилось в едином доминирующем социальном риске - потере трудового дохода.

Характерные признаки, позволяющие называть некие события социальным риском:

Обусловленность конкретной экономической системой и общественная организация труда;

Имущественные последствия в виде отсутствия дохода от любой трудовой деятельности, дополнительные расходы на нетрудоспособных членов семьи;

Заинтересованность общества и государства в смягчении и преодолении последствий наступления указанных событий.

С учетом объективной природы и влияния на трудоспособность человека социальные риски можно объединить в четыре основные группы (рис. 1 Виды социальных рисков).

Демографические и экономические риски напрямую не отражаются на трудоспособности дееспособного человека. Но конечно же, длительное отсутствие работы, бесспорно, приводит к всеобщему снижению уровня жизни членов семьи безработного и его членов семьи, а так же со временем потеря профессиональных навыков. Так же, дополнительные расходы связанные с многодетностью может привести к резкому снижению уровня жизни семьи, ухудшению состояния здоровья, ухудшению качества питания.

Итак, социальный риск - это вероятное событие, при наступлении которого наступает отсутствие материального обеспечения в связи с утратой дохода от трудовой деятельности или внутрисемейного содержания.

В современной рыночной экономике нет автоматических механизмов защиты населения от социальных рисков, поскольку данные механизмы требуют значительные материальные затраты и не приносит прибыли. Поэтому данную задачу выполняет государство, достигшие определенного места в нише социально-экономического развития и осознание значимости для нормального функционирования общества. Государство, которое обеспечивает своих граждан, иностранцев, лиц без гражданства - находящиеся на территории странны, на законных основаниях, достойный уровень жизни и свободное развитие можно назвать "социальным".

Рис. 1

Социальное государство - это государство, политическая направленность которого является перераспределение материальных благ в соответствии с принципом социальной справедливости. Социальное государство создает систему социального обеспечения, принимает непосредственное участие в финансировании пенсий, компенсаций, пособий, медицинских и социальных услуг (рис.2 Социальное обеспечение).

Согласно Конституции РФ - человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Основная обязанность государства - признание, соблюдение и защита прав и свобод человека. В ст.7, ст.37-41 Конституции РФ раскрыты права на социальное обеспечение.

Исходя из всего вышесказанного можно сделать вывод что: социальное обеспечение - это проявление заботы государства о его гражданах, оказание материальной и социальной помощи нетрудоспособным по независящим от него причинам утраты заработка средств на существование.


Рис. 2

В связи с обширностью области деятельности социального обеспечения, у него имеется ряд функций, которые заслуживают внимания. Социальное обеспечение и общество связно невидимыми нитями. Общество и все его составляющие определенно влияет на социальное обеспечение. Для эффективного взаимодействия обратная связь имеет место быть в данной системе: благодаря своим функциям социальное обеспечение влияет на определяющие факторы.

Как известно современное общество делится на пять основных сфер деятельности: социальная, экономическая, политическая, духовно-идеологическая, семейно-бытовая. Функций социального обеспечения так же пять: социальная, экономическая, политическая, духовно-идеологическая, демографическая функции. Рассмотрим каждую из функцию более подробно.

1. Социальная функция.

Социальная функция отображает взаимосвязь социальной подсистемы общества и социального обеспечения. Социальное обеспечение, прежде всего направленно на предотвращение, смягчение и ликвидацию последствий от наступления различных тяжелых жизненных ситуаций. В зависимости от определенной ситуации можно выделить четыре подфункции:

защитная подфункция,

реабилитационная подфункция,

компенсационная подфункция,

политическая подфункция.

Защитная подфункция охватывает: защиту граждан от неблагоприятных последствий наступления жизненной ситуации (старость, инвалидность, болезнь, безработицы). Осуществляется эта функция при помощи выплат пенсий, пособий, материальной помощи и т.д.

Реабилитационная подфункция нацелена на осуществление системы медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мер, исполняемых в целях устранения или возможно полной компенсации ограничений жизнедеятельности граждан, связанных с нарушением здоровья человека и расстройством функций организма.

Главной задачей реабилитации является возрождение социального статуса гражданина, достижение им материальной независимости и его социальная адаптация.

Реабилитационная подфункция заключается в восстановлении физических и иных способностей нетрудоспособности, приспособление их к труду. Данная подфункция воплощается в реальность при помощи выплаты пенсий по нетрудоспособности, пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, устройство на работу и профессиональное обучение инвалидов обеспечение их протезно-ортопедическими изделиями и средствами передвижения и т.д.

Компенсационная подфункция - это возмещение утраченного заработка или дохода, в том числе увеличение расходов в случае утраты заработка или дохода, снижения уровня материальной обеспеченности в связи с уходом на пенсию по старости, инвалидности, при потере кормильца, в случае рождения ребенка, при повышении розничных цен на предметы первой необходимости, безработице и др.

2. Экономическая функция.

Экономическая функция социального обеспечения заключается в позитивном влиянии на экономику в целом, на потребности и интересы людей как основных участников процесса производства. Экономическая функция содействует обеспечению доступности всех социальных услуг, а так же экономическому росту. Данная функция имеет сложную внутреннюю структуру и включает в себя 3 подфункции: производственная, распределительная и обеспечительная.

При помощи производственной подфункции мотивируются граждане к труду, а также увеличивается производительность труда, освобождаются трудовые ресурсы от пожилых и нетрудоспособных сотрудников, что позволяет молодым специалистам приобрести рабочие места. Тем самым социальное обеспечение способствует созданию крепких рыночных отношений и проведению экономических реформ.

Благодаря распределительной подфункции происходит доведение до потребителей особых материальных благ и услуг специальными способами. Распределительная подфункция включает в себя способы аккумуляции средств в особых фондах и распределение их на различные цели - это действия органов местного самоуправления, организации по отчислению денежных средств в фонды, направленные на социальное обеспечение, но назначению указанных денежных средств для выплат пенсий, пособий и обслуживания пенсионеров.

Обеспечительная подфункция отвечает за поддержание достаточного уровня благосостояния лиц, для которых средства социального обеспечения являются основным источником существования.

3. Политическая функция.

Политическая функция осуществляет взаимосвязь социального обеспечения и политики, прежде всего это социальная политика. Социальное обслуживание является средством, при помощи которого реализуются цели социальной политики. Институты и учреждения социальной политики способствуют практическому осуществлению всех социально-политических мероприятий, запланированных государством. Социальное обеспечение играет существенную роль в решении большого количества общих задач социальной политики в данный момент: улучшение материального благосостояния различных слоев населения, понижение уровня риска социальной напряженности, предотвращение ухудшения уровня жизни населения.

4. Духовно-идеологическая функция

Духовно-идеологическая функция обусловлена связью социального обеспечения и духовной сферы общества. Социальное обеспечение взаимодействует и с социальной сферой в целом, и с ее компонентами - всевозможными формами и уровнями общественного сознания, прежде всего с моралью, идеологией, социальной психологией. Поэтому в составе духовно-идеологической функции можно условно выделить три подфункции: идеологическую, моральную и социально-психологическую подфункции.

Идеологическая подфункция определяет взаимосвязь между идеологией и социальным обеспечением. Идеология отражает взгляды всех слоев населения на разные стороны жизни, в том числе и социальное обеспечение, которое активно сказывается на его сущности и характере. Эффективное социальное обеспечение положительно влияет на подсознание людей, тем самым укрепляя доверительное отношение с государством.

Моральная подфункция охватывает взаимосвязь этического убеждения и социального обеспечения, существующие в современном обществе. Большое значение в этом случае имеют этические взгляды общества на отношение к малоимущим, убогим, детям, старикам, инвалидам. Социальное обеспечение включает в себя оказание материальной помощи экономически неактивным гражданам, обеспечение семей, потерявших кормильца, помощь в воспитании детей и т.д. Кроме того, благодаря моральной подфункции социальное обеспечение способствует укреплению нравственности в современном обществе.

Социально-психологическая подфункция специализируется на организации взаимосвязи социальной психологии и социального обеспечения. Для каждого человека большое значение имеет уверенность в светлом будущем, благодаря социальному обеспечению реализация данной подфункции дает людям уверенность в завтрашнем дне, в социальной защищенности, чем оказывает положительное влияние на развитие социальной психологии.

5. Демографическая функция.

Последняя, но так же очень важная функция демографическая, она включает в себя воздействие социального обеспечения на все демографические процессы, протекающие в обществе. Состояние общего уровня социального обеспечения напрямую зависит от демографической структуры населения и характерных демографических процессов. Социальное обеспечение благодаря социальным программам оказывается положительное влияние на демографические процессы. В основе демографической функции лежит создание социального стимулирования, поддержки и развития семей, увеличение рождаемости, а так же снижение уровня смертности населения.

Функции социального обеспечения - это определенные его природой и целевым назначением направления воздействия на общество.

Между социальным обеспечением и обществом как системой и его элементами существует цепь связей. Общество и его составляющие воздействуют на социальное обеспечение. Это воздействие является первичным и определяющим. Одновременно имеет место обратных связей: социальное обеспечение с помощью своих функций влияет на обусловливающие его факторы. Выполняя эти функции, социальное обеспечение представляет собой активный фактор развития общества.

Социальная (социально-реабилитационная) функция

Социально реабилитационная функция социального обеспечения способствует поддержанию социального статуса граждан при наступлении различных социальных рисков (болезни, инвалидности, старости, смерти кормильца, безработицы, бедности) путем предоставления различных видов материального обеспечения, социальных услуг, льгот с целью поддержания достойного уровня жизни и предупреждения обнищания. С помощью социальной функции осуществляется и реабилитационное направление социального обеспечения, целью которого является восстановление (полностью либо частично) полноценной жизнедеятельности человека, позволяющей ему обучаться, трудиться, общаться с другими людьми, самостоятельно себя обслуживать и т. д.

Социально-реабилитационная функция социального обеспечения (впервые выделена профессором Р. И. Ивановой) связана с удовлетворением специфических потребностей престарелых и нетрудоспособных граждан. Она выражается в создании условий, благоприятствующих сохранению их правового статуса и охране здоровья всех граждан. Нам представляется, что социальное обеспечение выполняет еще одну весьма важную функцию -- защитную.

Прежде всего, именно эту задачу ставит перед собой общество, предоставляя социальное обеспечение своим гражданам, ибо защита их в трудной жизненной ситуации, помощь в решении различных проблем (материальных, физических, психологических, возрастных и т. д.) являются основным назначением социального обеспечения.

Политическая функция

Политическая функция позволяет государству специфическими для социального обеспечения средствами реализовывать основные направления социальной политики. Конституция РФ (ст. 7) закрепляет положение о том, что Россия -- социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Социальная политика как целенаправленное воздействие государства на условия жизни людей с целью реализации конституционных положений осуществляется главным образом через систему социального обеспечения. Так, в 1999 г. Федеральным законом введено новое основание для предоставления социального обеспечения в виде государственной социальной помощи -- бедность. Появился, следовательно, новый субъект социального обеспечения -- граждане, имеющие душевой доход ниже прожиточного минимума.

От того, насколько эффективно социальное обеспечение выполняет свою политическую функцию, зависит состояние социального покоя в обществе. Социальная напряженность в обществе на современном этапе свидетельствует о том, что состояние российской системы социального обеспечения не отвечает потребностям населения.

Политическая функция направлена на сближение социального уровня различных слоев населения, создание условий, обеспечивающих достойную жизнь каждому человеку. Она призвана стабилизировать общественные отношения в сфере социальной защиты населения.

Демографическая функция

Демографическая функция реализуется посредством воздействия системы социального обеспечения на многие демографические про-цессы -- на продолжительность жизни населения, воспроизводство населения, стимулирование рождаемости и др. Так, крайне низкий уровень пенсионного обеспечения, приведший к резкому сокращению потребления пенсионеров, стал причиной высокой смертности лиц пожилого возраста. Отсутствие эффективной системы социальной помощи семье с детьми безусловно повлечет существенное снижение рождаемости в стране и т.д.

Демографическая функция способствует стимулированию роста народонаселения страны, воспроизводству здорового поколения, росту продолжительности жизни граждан и т. д.

Сущность функций социального обеспечения

Социальное обеспечение как особая сфера, которая входит в поле деятельности государственных органов власти, свое назначение проявляет в ряде функций. В правовой литературе специалистами принято выделять несколько основных функций, которые отражают сущность и предназначение социального обеспечения:

  • Экономическая функция социального обеспечения;
  • Политическая функция социального обеспечения;
  • Демографическая функция социального обеспечения;
  • Социальная, реабилитационная функция социального обеспечения.

Экономическая функция социального обеспечения выражена тем, что с ее помощью органы социального обеспечения имеют возможность оказывать материальную помощь и поддержку гражданам, которые оказались в сложной жизненной ситуации и не в состоянии самостоятельно повлиять на нее для улучшения своих условий. Также эта функция заключается в содействии эффективному и последовательному развитию общественного производства в целом, а также развитию отдельных социально значимых отраслей – народного хозяйства, экономическому подъему тех зон, которые имеют приоритетное значение в развитии общества в целом.

Политическая функция социального обеспечения призвана способствовать постепенному сближению социального уровня различных слоев. Это очень актуально в России, поскольку разрыв между богатыми и бедными слоями населения катастрофически высок, а средний слой практически отсутствует, поэтому между вышеперечисленными категориями граждан нет социального единения. Также политическая функция подразумевает создание условий, которые позволят каждому человеку обеспечить достойный уровень жизни; очень велика ее роль и в стабилизации общественных отношений, которые складываются в общей сфере социальной защиты и социального обеспечения граждан.

Третья функция социального обеспечения – демографическая. Ее роль заключается в стимулировании естественного роста народонаселения страны, а также в том, чтобы способствовать воспроизведению здорового, крепкого потомства, увеличению продолжительности жизни, снижению уровня смертности населения путем реформ в сфере здравоохранения и социального обслуживания граждан.

Социально реабилитационная функция в рамках социального обеспечения призвана организовывать условия для удовлетворение специфических потребностей некоторых категорий граждан, к которым относятся престарелые граждане, а также нетрудоспособные слои населения (пенсионеры, лица с ограниченными возможностями). Социально-реабилитационная функция выражается в том, что ответственные органы и учреждения, а также лица нацелены на создание наиболее эффективных и благоприятных условий, которые будут способствовать сохранению правового статуса этих граждан, а также охране их здоровья.

Роль социального обеспечения в развитии общества

Как мы уже отметили ранее, функции социального обеспечения являются обусловленными природой данной сферы, с их помощью открываются возможности воздействовать на общество. Между социальным обеспечением и обществом существует особая система связей, общество также может оказывать влияние на социальное обеспечение. Это воздействие является определяющим, и на него опираются специалисты в выборе тех или иных стратегий в дальнейшем развитии и создании условий для социального обеспечения и социальной защиты отдельных категорий граждан.

Вместе с тем, есть также и цель обратных связей: социальное обеспечение благодаря своему функционалу оказывает заметное влияние на факторы, которые со стороны общества и его составных частей обуславливают его. Выполняя эти функции, социальное обеспечение представляет собой активный фактор, играющий значительную роль в развитии общества. сегодня многие даже не подозревают о широких возможностях социального обеспечения. Люди критикуют государственные органы власти, но не вникают в подробности их деятельности в области социальной политики. Это говорит о том, что функции по-прежнему выполняются, но из-за отсутствия реальной и доступной информации о них возникает иллюзия бездействия и отсутствия помощи и поддержки извне.

Воздействие на общество со стороны органов, которые отвечают за социальное обеспечение, должно осуществляться в виде комплексной, целостной системы. В то же время, специалисты акцентируют внимание на том, что каждая из основных сфер жизни человека (экономическая, политическая, социальная, духовная) подвергается воздействию соответствующей функции. Соответственно, сколько сегодня в жизни человека существует сфер, столько и функций выделяется в рамках социального обеспечения граждан.

Особенности функций социального обеспечения заключаются в том, что некоторые из них распадаются на подфункции. Например, распределительная функция сегодня представлена двумя подфункциями:

  • обеспечительной,
  • производственной.

Сущность обеспечительной подфункции заключается в том, что она направлена на поддержание стабильного, достаточного уровня материального благополучия лиц, для которых выделяемые средства являются единственным источником существования.

Что касается производственной подфункции, то она включает в себя механизмы, направленные на стимулирование граждан к осуществлению трудовой деятельности, а также на то, чтобы как можно сильнее повысить производительность труда и воспроизводство рабочей силы. Такие меры осуществляются через создание благоприятных условий, которые будут мотивировать людей к трудоустройству и исполнению своих обязательств в соответствии с заключенным трудовым договором.

Замечание 1

Таким образом, функции социального обеспечения сегодня складываются в соответствии с основными сферами жизни человека. Они тесно связаны друг с другом: без одной из них не сможет существовать вся система социального обеспечения граждан.

Роль и место социального обеспечения в жизни общества обусловливается тем, какие функции оно выполняет, какие основные проблемы общества позволяет решать. Под ними обычно понимается внешнее проявление свойств какого-либо объекта. Наличие функций позволяет ответить на вопрос: каково значение и предназначение социального обеспечения в жизни общества и государства?

В правовой литературе выделяют:

ѕ Экономическую;

ѕ Политическую;

ѕ Демографическую;

ѕ Социально-реабилитационную;

ѕ Защитную функцию.

Экономическая функция социального обеспечения выражается в оказании материальной поддержки гражданам в трудной жизненной ситуации, в содействии развитию общественного производства в целом и отдельных отраслей народного хозяйства, экономическому подъему зон приоритетного развития. Источником финансирования для осуществления экономической функции являются средства, которые специально предназначены для социального обеспечения. Они аккумулируются в специализированных внебюджетных фондах социального страхования; в федеральном бюджете, имеющем специальные статьи расходов на социальные нужды; в региональном бюджете; в фондах социальной поддержки населения. Реализуется экономическая функция в ходе перераспределения средств вышеназванных источников. В реальной жизни эти средства предоставляются гражданам в соответствующих видах социального обеспечения - в пенсиях, пособиях, компенсации. Вне всякого сомнения, что достаточность средств в указанных источниках и их постоянное поддержание - это главная цель государств. От состояния объема таких средств зависит экономическая основа социального обеспечения, развитие его будущего.

Отсюда вытекает главная задача государства - создание условий, при которых общество было бы заинтересовано в пополнении вышеуказанных источников. Это может достигаться разными приемами, применяемыми государством. Так, один из способов, с помощью которого решается данная задача, - это создание оптимального режима налогообложения для всех участников рыночных отношений, независимо от их организационно-правовых форм.

Политическая функция позволяет государству через систему социального обеспечения реализовывать основные направления социальной политики. Социальная политика осуществляется через меры социальной защиты населения и главным образом посредством части ее системы - социального обеспечения. Политическая функция направлена на сближение социального уровня различных слоев населения, создание условий обеспечивающих достойную жизнь каждому человеку. Она призвана стабилизировать общественные отношения в сфере социальной защиты населения.

Так, в 1999 году введено новое основание для предоставления социального обеспечения в виде государственной социальной помощи - бедность. Появился новый субъект социального обеспечения - граждане, имеющие среднедушевой доход ниже прожиточного минимума. Число же обращающихся лиц за такой помощью не более одной четверти нуждающихся. Это свидетельствует о недостаточности эффективности данного способа борьбы с бедностью. Причин множество. Главная из них, на наш взгляд, следующая - это отсутствие государственной системы обеспечения доходов населения независимо от статусы граждан - трудоспособных или нетрудоспособных.

От того, насколько эффективно социальное обеспечение выполняет свою политическую функцию, зависит состояние социального покоя в обществе. Социальная напряженность, существующая в российском обществе на современном этапе, свидетельствует о том, что состояние российской системы социального обеспечения пока еще не в полной мере отвечает потребностям большинства населения.

Демографическая функция реализуется посредством воздействия системы социального обеспечения на многие демографические процессы - на продолжительность жизни населения, воспроизводство населения, стимулирование рождаемости или ее сдерживание. Так, крайне низкий уровень пенсионного обеспечения, приведший к резкому сокращению потребления пенсионеров, стал причиной высокой смертности среди лиц пожилого возраста и инвалидов. Отсутствие эффективной системы социальной помощи семьям с детьми, безусловно, влечет за собой существенное снижение рождаемости в стране.

Состояние социального обеспечения зависит от демографической структуры населения, характера демографических процессов. В свою очередь, социальное обеспечение оказывает активное положительное влияние на демографические процессы. В содержание демографической функции входит материальное стимулирование создания, развития и укрепления семьи, повышения рождаемости.

Социальная (социально-реабилитационная) функция способствует поддержанию социального статуса граждан при наступлении различных социальных рисков путем предоставления имеющихся видов пенсий и пособий, социальных услуг, с целью поддержания достойного уровня жизни. Посредством данной функции осуществляется реабилитационное направление социального обеспечения. Целью реабилитации является восстановление полноценной жизнедеятельности человека, позволяющей ему обучаться, трудиться, самостоятельно обслуживать себя.

Защитная функция проявляется в предоставлении социального обеспечения гражданам. Общество ставит задачу защитить их в трудной жизненной ситуации, оказать помощь в решении различных проблем (материальных, физических, психологических, возрастных и так далее). Например, в результате ликвидации предприятия лицо осталось без работы. С помощью имеющихся видов социального обеспечения - пособия по безработице - он решает материальные трудности. Далее рассмотрим основные этапы развития форм социального обеспечения.



Поделиться