Бухучет нко на усн. Налогообложение некоммерческих организаций. Особые правила взимания налога на прибыль

Дополнение к вопросу №401889. Фонд создан как некоммерческая организация (НКО). В качестве доходов (это единственный доход, который будет у фонда) выступают добровольные пожертвования, как физических, так и юридических лиц. Фонд выбирает УСН. Но не может определиться УСН - доходы или УСН доходы минус расходы. В соответствии с НК РФ пожертвования не являются объектом налогообложения. Поэтому, если Фонд выбирает режим УСН- доходы, то налоговая база будет ровна "0". Следовательно налог не платим? Если Фонд выбирает УСН - доходы минус расходы, то опять таки доход равен налоговая база будет ровна "0", так как доход будет отрицательным, так как из нуля вычитаем расход и получаем отрицательное значение. Еще есть одно непонятное место. Пожертвования идут как целевое финансирование. То есть в документах на перечисление пожертвований будет указано назначение их использования. Будут ли расходы связанные с реставрацией колокольни признаваться расходами в целях расчета налога? Так же встает вопрос о наемных работниках. Их будет два. Это бухгалтер и координатор. С ними будет заключаться трудовой договор и начисляться заработная плата. Соответственно на заработную плату будут начисляться страховые взносы. Расходы на заработную плату будут признаваться расходами в части расчета налога? Учитывая выше изложенное, какой режим УСН предпочтительней выбрать?

в данном случае Вы можете выбрать любой объект на упрощенке.

Если исходить из ст. 6 закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ - благотворительной организацией является некоммерческая организация, созданная для реализации предусмотренных Законом № 135-ФЗ целей путем осуществления благотворительной деятельности в интересах общества в целом или отдельных категорий лиц.

К целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности в том числе относятся пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством РФ.

Следовательно пожертвования не включаются в налоговую базу при расчете единого налога при упрощенке.

Организация, получившая средства целевого финансирования, обязана вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования (подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15,подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). Это условие связано с тем, что по деятельности, финансируемой за счет средств целевого финансирования, организация налоговую базу по единому налогу не формирует. А значит, учитывать затраты, оплаченные за счет средств целевого финансирования, в составе расходов при расчете единого налога нельзя (п. 1 ст. 252, п. 17 ст. 270, п. 2 ст. 346.16 НК РФ).

Поэтому расходы, связанные с реставрацией колокольни, заработную плату и страховые взносы не учитывайте для расчета единого налога.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1.Ситуация: Как выбрать объект налогообложения по упрощенке (доходы или доходы за вычетом расходов)

Объектом налогообложения при применении упрощенки могут быть:*
– доходы ;
– доходы, уменьшенные на величину расходов .

Ставки единого налога

От объекта налогообложения, который выбрал налогоплательщик , зависят ставки единого налога:*
– при уплате единого налога с доходов налоговая ставка составляет 6 процентов (п. 1 ст. 346.20 НК РФ);
– при уплате единого налога с разницы между доходами и расходами налоговая ставка составляет 15 процентов. Региональным властям предоставлено право устанавливать дифференцированные ставки единого налога с разницы между доходами и расходами. В зависимости от категории налогоплательщиков (например, принадлежность к той или иной отрасли, размер предприятия, его местонахождение и т. п.) эти ставки могут варьироваться в интервале от 5 до 15 процентов (п. 2 ст. 346.20 НК РФ , письмо Минфина России от 27 февраля 2009 г. № 03-11-11/29). Если региональный закон сформулирован так, что организация с равными основаниями может отнести себя к разным категориям, она вправе применять наименьшую ставку (письмо Минфина России от 2 июня 2009 г. № 03-11-11/96).

Ограничения в выборе объекта налогообложения

Налогоплательщик самостоятельно выбирает объект налогообложения. Исключение предусмотрено только для участников договора простого товарищества или доверительного управления имуществом. Такие организации обязаны платить единый налог только с доходов, уменьшенных на величину расходов. Об этом сказано в статье 346.14 Налогового кодекса РФ.*

Елена Попова , государственный советник налоговой службы РФ I ранга

2.ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ ОТ 28.03.2014 № 03-11-06/2/13904 «УСН: суммы членских взносов, а также суммы, полученные в виде добровольных пожертвований»

«Вопрос: Об учете общественной организацией, применяющей УСН, членских взносов и добровольных пожертвований.*

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о порядке применения упрощенной системы налогообложения и на основании содержащейся в письме информации сообщает.

В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ) некоммерческой организацией признается организация, не имеющая в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

Некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами.

Согласно ст. 6 Закона N 7-ФЗ общественными организациями признаются добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей.

В соответствии с п. 1 ст. 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, при определении налоговой базы по налогу учитывают доходы от реализации и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. ст. 249 и 250 Кодекса.

Согласно пп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 Кодекса при определении объекта налогообложения не учитываются доходы, указанные в ст. 251 Кодекса.

Пунктом 2 ст. 251 Кодекса установлено, что при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц, и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений.

К целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся в том числе осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях взносы учредителей (участников, членов), пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, а также доходы в виде безвозмездно полученных некоммерческими организациями работ (услуг), выполненных (оказанных) на основании соответствующих договоров (пп. 1 п. 2 ст. 251 Кодекса).

Таким образом, у общественных организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, суммы членских взносов, а также суммы, полученные в виде добровольных пожертвований, не включаются в налоговую базу по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, при наличии документов, подтверждающих использование данных денежных средств на содержание некоммерческой организации и (или) ведение ею уставной деятельности.»*

Перечень целевых поступлений приведен в пункте 2 статьи 251 Налогового кодекса РФ. Данные средства при соблюдении определенных условий также можно не учитывать при налогообложении прибыли. Однако эти положения действуют только в отношении некоммерческих организаций.*

Если полученные целевые средства входят в указанный перечень, то учесть при расчете налога на прибыль расходы, оплаченные за счет таких средств, нельзя. Это объясняется следующим.

Ситуация: можно ли организации на упрощенке учесть в расходах затраты, оплаченные за счет средств негосударственного целевого финансирования (например, зарплату персонала)*

Если полученные целевые средства входят в перечень, приведенный в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ, то учесть при расчете единого налога расходы, оплаченные за счет таких средств, нельзя.

Организация, получившая средства целевого финансирования, обязана вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования (подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 ,подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). Это условие связано с тем, что по деятельности, финансируемой за счет средств целевого финансирования, организация налоговую базу по единому налогу не формирует. А значит, учитывать затраты, оплаченные за счет средств целевого финансирования, в составе расходов при расчете единого налога нельзя (п. 1 ст. 252 , п. 17 ст. 270 , п. 2 ст. 346.16 НК РФ).*

Аналогичной позиции в отношении формирования налоговой базы в рамках средств целевого финансирования придерживается и Минфин России в письмах от 10 ноября 2009 г. № 03-03-06/1/739 , от 12 февраля 2004 г. № 04-04-04/19 . Несмотря на то что данные разъяснения касаются определения налоговой базы при расчете налога на прибыль, данная позиция применима и при расчете единого налога при упрощенке.

Кроме того, точку зрения о невозможности учета расходов, оплаченных за счет средств целевого финансирования, подтверждает и налоговая служба (см., например,

При регистрации некоммерческой организации, а иногда и в процессе её деятельности, часто возникает вопрос о выборе системы налогообложения. Если у Вас возникает вопрос, стоит ли Вашей некоммерческой организации переходить на УСН, прочитайте эту статью.

Что же такое УСН и ради чего на неё переходить?

На данный момент применение Упрощенной системы налогообложения освобождает организацию от:

  1. уплаты налога на прибыль организаций,
  2. налога на имущество организаций,
  3. налога на добавленную стоимость (НДС).

При этом организация уплачивает единый налог, взимаемый в связи с применением Упрощенной системы налогообложения:

а) при выборе объекта налогообложения «Доходы» - 6% со всех поступлений, признающихся доходом в соответствии с Налоговым кодексом РФ,

б) при выборе объекта налогообложения «Доходы минус расходы» - 15% с разницы между доходами и расходами, либо 1% - минимальный налог при отсутствии данной разницы (расходы полностью равны доходам либо превышают их).

Важно помнить, что полученные некоммерческими организациямиЦЕЛЕВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ , использованные по назначению в соответствии с частью 2 статьи 251 НК РФ данным налогом не облагаются. При этом организация обязана вести по полученным ею целевым поступлениям.

То есть с грантов, целевых субсидий, целевых пожертвований, взносов членов и учредителей налог не взимается .

Также при применении УСН Руководитель организации может принимать ведение бухгалтерского учёта на себя (то есть НКО может жить и работать без Главного бухгалтера, специализированной организации по предоставлению услуг по ведению бух.учета и т.п. в соответствии с законом «О бухгалтерском учете»).

Изначально Упрощенная система налогообложения включала и иные плюсы – уменьшенную ставку налогов на фонд оплаты труда и отсутствие необходимости вести бухгалтерской учет. Именно ради этого большинство некоммерческих организаций и переходили на Упрощенную систему. Однако в данное время эти положения исключены из Налогового кодекса РФ и никаких «льгот», кроме указанных выше, УСН не предполагает.

Таким образом, применение УСНоднозначно выгодно некоммерческой организации, если:

  1. НКО реализует товары , выполняет работы и оказывает услуги на территории Российской Федерации (в том числе социальные услуги, платные услуги своим членам и т.п.);
  2. НКО имеет движимое или недвижимое имущество , учитывающееся на балансе организации в качестве основных средств, т.е. имущество, предназначенное для использования в течение срока продолжительностью свыше 12 месяцев и стоимостью более 40 000 рублей. Например, помещение, автомобиль, компьютерную и бытовую технику стоимостью выше 40 000 рублей (более подробную информацию о том, что является облагаемым налогом имуществом, смотрите в соответствующей статье НК РФ).

Переход на УСН

Организация (в том числе некоммерческая) имеет право перейти на Упрощенную систему налогообложения, если:

  1. доходы организации по итогам 9 месяцев текущего годане превышают 45 миллионоврублей (года, в котором организация подаёт уведомление о переходе на УСН);
  2. средняя численность работников организациименьше 100 человек (за отчетный период);
  3. организацияне имеетфилиалов ,
  4. остаточная стоимость основных средствменее100 миллионов рублей,
  5. организация не производит подакцизные товары.

Перейти на Упрощенную систему налогообложения можно с 1 января следующего календарного года, уведомив об этом налоговый орган не позднее 31 декабря текущего года. В уведомлении указывается выбранный объект налогообложения. Организации указывают в уведомлении также остаточную стоимость основных средств и размер доходов по состоянию на 1 октября года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на упрощенную систему налогообложения. Вновь созданная организация вправе перейти на УСН в срок не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе.

Получается, что для НКО, финансируемой в рамках социальных проектов (за счет грантов и субсидий), за счет взносов членов и пожертвований и не имеющей дорогостоящего имущества (свыше 40 000 рублей) со сроком использования более года, принципиальной разницы между обычной и упрощенной системой налогообложения нет.

Однако, как только в организации появляется объект для налогообложения (например, в рамках социального проекта приобретается автомобиль или ноутбук стоимостью более 40 000 рублей), она обязана уплачивать по нему соответствующий налог до того момента, когда сможет перейти на УСН (то есть до 1 января следующего года).

Впрочем, серьёзные приобретения обычно планируются заранее и организация может рассчитать «выгодные» для неё сроки приобретения подобного имущества (до 31 декабря текущего года подать уведомление о применении УСН, а осуществить покупку уже после 1 января следующего года).

Получается, что некоммерческая организация может не торопиться с переходом на УСН до тех пор, пока в ней не появится необходимость. В то же время, применение УСН не требует значительных дополнительных затрат и незначительно увеличивает документооборот организации: добавляется лишь один документ – предоставляемая раз в год Декларация по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН.

Если организация фактически не ведёт финансово-хозяйственной деятельности (многие начинающие НКО даже не имеют Расчетного счета, а ведут деятельность за счет личных средств, которые никак не оформляют), можно не переходить на УСН и незначительно сократить затраты времени на подготовку нулевой отчетности.

Однако если организация планирует развиваться, то есть смысл применять упрощенную систему налогообложения сразу, чтобы не подстраивать график покупок и организации новых видов деятельности под сроки перехода на УСН.

"Российский налоговый курьер", N 12, 2003

Новая упрощенная система налогообложения столь привлекательна, что перейти на нее не прочь даже некоммерческие организации. Могут ли они это сделать? Не будем торопиться с ответом.

Прежде вспомним условие, которому должна удовлетворять организация, чтобы перейти на упрощенную систему налогообложения (УСН). Оно таково: по итогам девяти месяцев года, в котором организация подает заявление о переходе на УСН, доход от реализации не должен превышать 11 млн руб. (без учета НДС и налога с продаж). Об этом гласит п.2 ст.346.12 НК РФ.

В п.3 ст.346.12 Кодекса приведен список ограничений по переходу на УСН. Отсутствие у организации предпринимательской деятельности и доходов от нее таким ограничением не является. Соответственно, если организация является некоммерческой, это вовсе не означает, что она не может перейти на упрощенную систему.

Стало быть, некоммерческие организации могут воспользоваться УСН? Не все так просто. Дело в том, что пп.14 п.3 ст.346.12 НК РФ запрещает применять УСН организациям, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25% (данное ограничение в определенных случаях не распространяется на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов).

Организациями для целей налогообложения являются все юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ. К организациям также относятся иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории России (п.2 ст.11 НК РФ).

При определении доли участия одной организации в другой следует руководствоваться нормами гражданского законодательства. Под участием в организации понимается участие ее учредителей или участников в образовании имущества организации (ст.48 ГК РФ). Причем учредители (участники) могут иметь имущественные права в отношении организации, а могут и не иметь их.

В пп.14 п.3 ст.346.12 НК РФ не сказано, что под непосредственным участием в организации других организаций понимается только участие учредителей и участников, имеющих в отношении этой организации имущественные права. Значит, под непосредственным участием в организации других организаций следует понимать любое участие учредителей или участников - организаций. Имеют ли они имущественные права в отношении данной организации, роли не играет.

Запомним этот вывод и поговорим о каждой организационно-правовой форме, в которой может существовать некоммерческая организация, отдельно.

Благотворительные и другие фонды

Фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная на основе добровольных имущественных взносов гражданами и (или) юридическими лицами, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели. Данное определение содержится в ст.7 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".

Таким образом, если при учреждении фонда доля имущественных взносов учредителей-организаций превысит 25% от общей суммы имущественных взносов, фонд не вправе применять УСН.

Профсоюзы

Под профсоюзом понимается добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Об этом гласит ст.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности".

Согласно ст.24 данного Закона источники, порядок формирования имущества и использования средств профсоюзов определяются их уставами и положениями о первичных профсоюзных организациях. При отсутствии доли участия (имущественных взносов, в том числе вступительных и членских) со стороны учредителей и участников-организаций профсоюз вправе применять УСН. Точно так же можно перейти на упрощенную систему, если доля участия организаций в имуществе профсоюза не превышает 25%.

Профсоюзы могут объединяться в ассоциации и объединения. Профсоюзы являются юридическими лицами, поэтому в ассоциациях и объединениях доля участия организаций фактически составляет 100%. Соответственно, такие ассоциации и объединения не могут перейти на УСН.

Ассоциации коммерческих организаций

Коммерческие организации в целях координации своей предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов могут по договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций. Такое право им предоставлено ст.121 ГК РФ.

Очевидно, что доля участия организаций в созданной ими ассоциации составляет 100%. Следовательно, ассоциация не вправе применять УСН.

Образовательные учреждения

Образовательные учреждения могут быть государственными, муниципальными или негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций и объединений). Об этом гласит ст.12 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании".

Учредителями образовательного учреждения могут выступать:

  1. органы государственной власти и органы местного самоуправления;
  2. отечественные и иностранные организации всех форм собственности, их объединения (ассоциации и союзы);
  3. отечественные и иностранные общественные и частные фонды;
  4. общественные и религиозные организации (объединения), зарегистрированные на территории РФ;
  5. российские и иностранные граждане.

Учредителями образовательного учреждения могут быть одновременно несколько лиц.

Для обеспечения образовательной деятельности учредитель закрепляет за образовательным учреждением имущество, принадлежащее учредителю на праве собственности или арендуемое им у третьего лица.

Исходя из сказанного негосударственные образовательные учреждения, в которых доля имущественных взносов учредителей-организаций составляет более 25% от общей суммы имущественных взносов, не вправе применять УСН.

Торгово-промышленные палаты

Торгово-промышленная палата (ТПП) является негосударственной некоммерческой организацией, объединяющей российские предприятия и предпринимателей. Об этом сказано в ст.1 Закона РФ от 07.07.1993 N 5340-1 "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации".

Источниками формирования имущества ТПП являются, в частности, вступительные и членские взносы ее членов. Если данные взносы организаций - членов ТПП составляют более 25% от общей суммы вступительных и членских взносов, территориальная палата не вправе применять упрощенную систему.

Автономная некоммерческая организация

Автономной некоммерческой организацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов. Целью ее учреждения является предоставление услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг. Об этом гласит ст.10 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".

Если при учреждении автономной некоммерческой организации доля учредителей-организаций превысит 25%, некоммерческая организация не вправе применять упрощенную систему.

Политическая партия

Политическая партия должна иметь региональные отделения. Под региональным отделением понимается структурное подразделение партии, созданное по решению ее уполномоченного руководящего органа и осуществляющее свою деятельность на территории субъекта РФ. Партия может иметь иные структурные подразделения. Это следует из п.п.2 и 3 ст.3 Федерального закона от 11.07.2001 N 95-ФЗ "О политических партиях".

Партия и ее региональные отделения подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" с учетом специального порядка их регистрации. Деятельность партии и ее региональных отделений осуществляется в полном объеме, в том числе как юридических лиц с момента государственной регистрации. Иные структурные подразделения политической партии также могут быть наделены статусом юридического лица (то есть считаться организацией для целей налогообложения).

В собственности партии может находиться любое имущество, необходимое для обеспечения ее деятельности, в том числе переданное политической партии ее организационным комитетом. Собственником имущества партии, включая имущество ее региональных отделений и иных структурных подразделений, является партия в целом.

Таким образом, если в образовании имущества политической партии, в том числе ее структурных подразделений, участвуют другие организации и доля такого участия составляет более 25%, политическая партия и ее региональные отделения не могут применять УСН.

Бюджетное учреждение

Бюджетное учреждение - организация, созданная органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера. Деятельность такого учреждения финансируется из бюджета или государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов (ст.161 Бюджетного кодекса РФ).

Органы государственной власти и органы местного самоуправления могут своими действиями от имени России, субъектов РФ и муниципальных образований приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности (ст.125 ГК РФ). Государственные органы власти и органы местного самоуправления являются юридическими лицами (и, соответственно, организациями в том смысле, который вкладывает в это понятие ст.11 НК РФ).

Таким образом, если совокупная доля участия федеральной собственности, собственности субъектов РФ или муниципальных образований в бюджетном учреждении составляет более 25%, учреждение не вправе применять УСН.

Другие ограничения для перехода на УСН

Мы рассмотрели положение ст.346.12 Кодекса, запрещающее переходить на упрощенную систему организациям, доля участия в которых других организаций превышает 25%. Однако в ст.346.12 есть и другие ограничения, которые распространяются в том числе и на некоммерческие организации. В частности, не могут перейти на упрощенную систему организации, имеющие филиалы или представительства (пп.1 п.3).

Напомним, что представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту. Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства (ст.55 ГК РФ).

Обратите внимание: перейти на УСН не могут только организации, которые имеют обособленные подразделения, являющиеся филиалами и представительствами. Они должны быть указаны в таком качестве в учредительных документах организации, наделены ее имуществом и действовать на основании положений, утвержденных организацией. Организации (в том числе некоммерческие), имеющие иные обособленные подразделения, при соблюдении всех других условий, предусмотренных ст.346.12 НК РФ, вправе применять упрощенную систему.

Кроме того, некоммерческая организация не вправе воспользоваться УСН, если средняя численность ее работников за налоговый (отчетный) период превышает 100 человек либо если стоимость основных средств и нематериальных активов по данным бухучета больше 100 млн руб.

Если все условия, предусмотренные ст.346.12 НК РФ, соблюдены, некоммерческая организация вправе перейти на упрощенную систему. Для этого ей необходимо подать в налоговую инспекцию по месту своего нахождения заявление не позднее срока, установленного в п.1 ст.346.13 Кодекса.

С.Б.Пахалуева

Советник налоговой службы РФ

Управление

налогообложения малого бизнеса

Некоммерческие организации (НКО). Казалось бы, что там учитывать? Разве что отразить взносы учредителей и получение целевого финансирования. Однако на этом деятельность НКО только начинается. Особенности учета и отчетность будут зависеть от формы НКО: коллегия адвокатов, благотворительный фонд, ТСЖ, учреждение или общество охотников и рыболовов.

Коммерческие организации - это юридические лица, основной целью деятельности которых является извлечение прибыли. Однако юридические лица могут создаваться и для других целей. Организации, для которых извлечение прибыли не является приоритетом, признаются некоммерческими.

Некоммерческие организации могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом.

Особенности форм некоммерческих организаций установлены в главе 4 Гражданского кодекса.

Потребительский кооператив – добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.

Общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей.

Фондом признается некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.

Учреждение – некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение).

НКО. Учет и отчетность

НКО ведут бухгалтерский учет и представляют бухгалтерскую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Бухгалтерская отчетность НКО должна содержать информацию об уставной и предпринимательской деятельности.

НКО самостоятельно разрабатывают и принимают формы бухгалтерской отчетности на основе образцов, рекомендованных Минфином России.

При отсутствии предпринимательской деятельности и соответствующих данных общественные организации (объединения) могут не представлять в составе бухгалтерской отчетности:

  • отчет об изменениях капитала (форма № 3);
  • отчет о движении денежных средств (форма № 4);
  • приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5);
  • пояснительную записку.

Информацию об использовании бюджетных средств представляют НКО, получающие бюджетные средства. Указанная информация представляется в составе бухгалтерской отчетности по формам, установленным Минфином России.

К бухгалтерской отчетности прилагается сопроводительное письмо, содержащее информацию о составе представляемой бухгалтерской отчетности.

Целевые доходы для НКО

С 1 января 2011 года расширен перечень доходов, не учитываемых некоммерческими организациями в целях налогообложения прибыли.

Соответствующие поправки внесены Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 235-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части совершенствования налогообложения некоммерческих организаций и благотворительной деятельности».

Не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль:

  • целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение уставной деятельности,
  • гранты на осуществление программ в области науки, физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта);
  • учредительные и членские взносы, осуществленные в соответствии с законодательством РФ о некоммерческих организациях;
  • доходы, безвозмездно полученные некоммерческими организациями в виде работ (услуг), выполненных (оказанных) на основании соответствующих договоров (подп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ);
  • имущественные права, переходящие некоммерческим организациям по завещанию в порядке наследования (подп. 2 п. 2 ст. 251 НК РФ, раннее освобождалось только имущество);
  • имущественные права, полученные на осуществление благотворительной деятельности (подп. 4 п. 2 ст. 251 НК РФ, ранее освобождалось только имущество);
  • средства, полученные некоммерческими организациями безвозмездно на ведение уставной деятельности, не связанной с предпринимательской, от перечисленные структурными подразделениями (отделениями) из целевых поступлений (подп. 10.1 п. 2 ст. 251 НК РФ);
  • средства, полученные структурными подразделениями (отделениями) от создавших их некоммерческих организаций, перечисленные из целевых поступлений на содержание и ведение уставной деятельности (подп. 10.1 п. 2 ст. 251 НК РФ).

Это важно

Некоммерческие организации могут осуществлять и предпринимательскую деятельность, если это соответствует целям, ради которых они созданы.

Учет в благотворительных организациях

Благотворительные организации осуществляют свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (далее – Закон № 135-ФЗ).

Источниками формирования имущества благотворительной организации могут являться:

  • учредительные и членские взносы;
  • благотворительные пожертвования, гранты, предоставляемые гражданами и юридическими лицами в денежной или натуральной форме;
  • доходы от внереализационных операций;
  • поступления от деятельности по привлечению благотворителей и добровольцев (организация развлекательных, культурных, спортивных и иных массовых мероприятий);
  • проведение кампаний по сбору благотворительных пожертвований;
  • доходы от разрешенной законом предпринимательской деятельности;
  • доходы от деятельности хозяйственных обществ, учрежденных благотворительной организацией;
  • труд добровольцев;
  • иные не запрещенные законом источники.

Расходы благотворительной организации осуществляются согласно смете, которая является составной частью благотворительной программы. Благотворительная программа устанавливает этапы и сроки реализации сметы предполагаемых поступлений и планируемых расходов (расходы на материально-техническое, организационное и иное обеспечение, на оплату труда лиц, участвующих в реализации благотворительных программ, другие расходы, связанные с реализацией благотворительных программ).

Благотворительная программа утверждается высшим органом управления благотворительной организации.

При реализации долгосрочных благотворительных программ поступившие средства используются в установленные программой сроки.

Благотворительная организация вправе использовать на оплату труда административно-управленческого персонала не более 20 процентов финансовых средств, расходуемых за финансовый год. Ограничение не распространяется на оплату труда лиц, участвующих в реализации благотворительных программ.

Не менее 80 процентов благотворительных пожертвований в денежной форме используется на благотворительные цели в течение года с момента получения данного пожертвования.

Благотворительные пожертвования в натуральной форме направляются на благотворительные цели в течение одного года с момента их получения.

Благотворителем или благотворительной программой могут быть установлены иные сроки.

Имущество благотворительной организации не может быть передано учредителям (членам) этой организации на условиях более выгодных, чем для других лиц.

Благотворительная организация вправе осуществлять предпринимательскую деятельность только для достижения уставных целей.

Средства, полученные благотворительной организацией от осуществления иной предпринимательской деятельности, взыскиваются в доход местного бюджета и подлежат использованию на благотворительные цели.

Бухучет для НКО

НКО ведут бухгалтерский учет в общеустановленном порядке (п. 1 ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).

Осуществляя хозяйственную деятельность, благотворительные организации руководствуются общим Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкцией по его применению.

Особенностью бухгалтерского учета в благотворительных организациях является правильность отражения целевых поступлений, взносов, пожертвований на ведение уставной деятельности. В связи с этим рассмотрим использование счета 86 «Целевое финансирование».

Это важно

На финансирование благотворительных программ должно быть использовано не менее 80 процентов поступивших за финансовый год внереализационных доходов, поступлений от хозяйственных обществ, учрежденных благотворительной организацией, и доходов от предпринимательской деятельности.

По кредиту счета 86 отражаются поступившие средства целевого финансирования, по дебету – списание средств, израсходованных в соответствии с благотворительной программой и сметой.

Целевые средства предоставляются на финансирование конкретных мероприятий и не могут быть использованы в иных целях. В связи с этим благотворительные организации ведут аналитический учет целевых средств по каждому виду источника и в разрезе целевых программ.

Поступление целевых денежных средств в учете отражается бухгалтерской проводкой:

ДЕБЕТ 50 «Касса» (51 «Расчетный счет»,52 «Валютный счет») КРЕДИТ 86 «Целевое финансирование»

– на сумму поступивших целевых средств. Целевые средства могут выделяться благотворительной организации и в натуральной форме (гуманитарная помощь в виде продуктов питания, теплой одежды и пр.).

В таком случае поступление отражается записью:

ДЕБЕТ 10 «Материалы» КРЕДИТ 86 «Целевое финансирование»

– в денежном эквиваленте.

Налог на добавленную стоимость по приобретенным средствам в таком случае включается в фактическую себестоимость материалов.

Благотворительным организациям необходимо вести раздельный учет ТМЦ, поступивших в виде целевых средств и приобретенных для ведения хозяйственной деятельности.

В случае приобретения товарно-материальных ценностей для осуществления хозяйственной деятельности их поступление отражается записью:

– на сумму приобретенных материальных ценностей, включая НДС. Кроме того, благотворительные организации вправе осуществлять коммерческую деятельность, и, следовательно, необходимо вести отдельный аналитический учет товарно-материальных ценностей, предназначенных для использования в коммерческой деятельности. Следует помнить, что в подобном случае НДС, предъявленный поставщиком, выделяется из стоимости ТМЦ и учитывается отдельно.

Это важно

Некоммерческие организации вправе не применять ПБУ 18/02, утвержденное приказом Минфина России от 19 ноября 2002 г. № 114н.

Приобретение указанных ТМЦ отражается записью:

ДЕБЕТ 10 «Материалы» КРЕДИТ 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

– на сумму приобретенных материальных ценностей (без НДС);

ДЕБЕТ 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» КРЕДИТ 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

– на сумму НДС, предъявленного поставщиками по приобретенным материальным ценностям. Приобретение товарно-материальных ценностей оформляется в общеустановленном порядке.

Рассмотрим отражение хозяйственных операций на конкретных примерах.

Пример 1

Благотворительный фонд передает легковой автомобиль многодетной семье. Автомобиль приобретен фондом за счет средств целевого финансирования для ведения уставной деятельности. Фонд предпринимательскую деятельность не ведет.

Первоначальная стоимость автомобиля – 354 000 руб. (включая НДС). На дату передачи износ автомобиля составил 100 процентов. Рыночная стоимость автомобиля (без НДС) – 100 000 руб.

Передача товаров безвозмездно в рамках благотворительной деятельности в соответствии с Законом № 135-ФЗ не облагается НДС. Исключение составляет передача подакцизных товаров (подп. 12 п. 3 ст. 149, подп. 6 п. 1 ст. 181 НК РФ).

Легковой автомобиль признается подакцизным товаром. И при передаче автомобиля следует начислить НДС (абз. 2 подп. 1 п. 1 ст. 146, подп. 12 п. 3 ст. 149 НК РФ). Налоговой базой признается рыночная стоимость (без НДС) переданного автомобиля, исчисленная в порядке, предусмотренном статьей 40 Налогового кодекса (п. 2 ст. 154 НК РФ).

Бухгалтерский учет

Автомобиль, используемый НКО в уставной деятельности, учитывается в составе объекта основных средств (ОС) по первоначальной стоимости (п. 4 ПБУ 6/01, утв. приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. № 26н).

Принимая автомобиль к учету, организация отражает использование средств целевого финансирования записью по дебету счета 86 «Целевое финансирование» в корреспонденции с кредитом счета 83 «Добавочный капитал» (см. письмо Минфина России от 31 июля 2003 г. № 16-00-14/243).

НКО не начисляют амортизацию по объектам ОС (абз. 3 п. 17 ПБУ 6/01). На забалансовом счете 010 «Износ основных средств» отражаются суммы износа, начисленные линейным способом в порядке, установленном в пункте 19 ПБУ 6/01.

Передача собственного имущества в благотворительных целях может отражаться с использованием счета 91 «Прочие доходы и расходы» (абз. 2 п. 1, абз. 5 п. 11 ПБУ 10/99, утв. приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 33н).

При выбытии автомобиля сумма начисленного износа списывается с забалансового счета 010. Сумма добавочного капитала, сформированного при приобретении автомобиля, списывается со счета 83 на счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» (абз. 4 п. 6 Особенностей формирования бухгалтерской отчетности некоммерческих организаций, опубликованных на официальном сайте Минфина России).

Сумма НДС, начисленная при передаче автомобиля, относится в дебет счета 91, субсчет 91-2 «Прочие расходы».

Налог на прибыль организаций

Целевые поступления, получаемые благотворительным фондом и использованные по назначению, в целях налогообложения прибыли не учитываются (абз. 1, 3 п. 2 ст. 251 НК РФ). Имущество, приобретенное фондом за счет целевых поступлений, не подлежит амортизации в налоговом учете (подп. 2 п. 2 ст. 256 НК РФ).

Расходы, связанные с передачей имущества в благотворительных целях, включая сумму начисленного НДС, помещения, транспорта, канцелярская и печатная продукция) составили 50 000 руб. Акция проводится сила-ми добровольцев.

Бухгалтерский учет

Затраты НКО на проведение целевого мероприятия накапливаются на счете 20 «Основное производство». При проведении благотворительного мероприятия расходы списываются в дебет счета 86 «Целевое финансирование» (Инструкция по применению Плана счетов, утв. приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н, п. 29 Особенностей формирования бухгалтерской отчетности некоммерческих организаций, опубликованных на официальном сайте Минфина России).

для целей налогообложения прибыли не учитываются (п. 16 ст. 270 НК РФ, письмо Минфина России от 5 февраля 2010 г. № 03-03-06/4/9).

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

Суммы единовременной материальной помощи, выплачиваемые в рамках благотворительной помощи, не облагаются НДФЛ (п. 8 ст. 217 НК РФ).

Следовательно, при передаче автомобиля физическому лицу у благотворительного фонда не возникает обязанностей налогового агента (см. письмо Минфина России от 8 апреля 2011 г. № 03-04-06/6-83).

Бухгалтерские проводки

Списана стоимость автомобиля, преданного в благотворительных целях:

ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 01

– 354 000 руб.

Списана сумма износа, начисленного по переданному автомобилю:

КРЕДИТ 010

– 354 000 руб.

Списан добавочный капитал, сформированный при приобретении автомобиля:

ДЕБЕТ 83 КРЕДИТ 84

– 354 000 руб.

Пример 2

Отражение в учете благотворительного фонда проведения благотворительного мероприятия.

Благотворительный фонд проводит бесплатную раздачу продуктовых наборов малоимущим. На расчетный счет получены целевые денежные средства в сумме 200 000 руб. Приобретено продуктов для раздачи малоимущим на сумму 118 000 руб. (в том числе НДС). Расходы на проведение мероприятия (аренда

Налог на добавленную стоимость (НДС)

Товары и услуги приобретены фондом для осуществления операций, не облагаемых НДС. Следовательно, сумма входного НДС, предъявленного по аренде помещения, транспорта, канцтоварам и печатным материалам, к вычету не принимается (подп. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ). Сумма входного НДС включается в стоимость приобретенных товаров и услуг в порядке, установленном подпунктом 1 пункта 2 статьи 170 Налогового кодекса.

Налог на прибыль организаций

Целевые поступления, получаемые благотворительным фондом и использованные по назначению, в целях налогообложения прибыли не учитываются (абз. 1, 3 п. 2 ст. 251 НК РФ). Следовательно, затраты на проведение благотворительного мероприятия не признаются расходами в целях налогообложения прибыли.

Бухгалтерские проводки

Отражено получение целевых средств:

ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 86

– 200 000 руб.

Отражено приобретение продуктов за счет средств целевого финансирования:

ДЕБЕТ 10 КРЕДИТ 60

– 118 000 руб.

Отражены затраты на проведение благотворительного мероприятия:

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 10, 60, 76

– 168 000 руб. (118 000 + 50 000).

Отражено использование средств целевого финансирования:

ДЕБЕТ 86 КРЕДИТ 20

– 168 000 руб.

Г. Джамалова, редактор-эксперт

Некоммерческие организации на практике часто встречаются с вопросами по налогообложению их деятельности. Например, имеет ли право автономная некоммерческая организация применять УСН и оказывать платные образовательные услуги в области повышения квалификации руководящих кадров и специалистов предприятий и организаций и не включать доходы от оказания платных образовательных услуг в состав налоговой базы.

Отметим, что автономная некоммерческая организация вправе применять упрощенную систему налогообложения. Переход организации на упрощенную систему налогообложения (УСН) осуществляется организациями добровольно в порядке, предусмотренном главой 26.2 НК РФ. Пунктами 2.1 и 3 ст. 346.12 НК РФ установлен перечень видов деятельности и иных условий, при наличии которых налогоплательщики не вправе применять УСН.

Так, например, в соответствии с пп. 14 п. 3 ст. 346.12 НК РФ не вправе применять УСН организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25%. Однако данное ограничение не распространяется на некоммерческие организации, к которым в соответствии с п. 3 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" относятся и автономные некоммерческие организации (смотрите также постановление Президиума ВАС РФ от 12.10.2004 № 3114/04, письмо ФНС России от 28.12.2004 № 22-0-10/1986@).

Положений, запрещающих автономным некоммерческим организациям применять упрощенную систему налогообложения, налоговое законодательство не содержит. Поэтому при соблюдении перечисленных в п.п. 2.1 и 3 ст. 346.12 НК РФ условий автономная некоммерческая организация вправе перейти на упрощенную систему налогообложения в порядке, предусмотренном ст. 346.13 НК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 346.13 НК РФ для перехода на упрощенную систему налогообложения организации достаточно в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого она намерена перейти на УСН, подать в налоговый орган по месту своего нахождения соответствующее заявление, форма которого утверждена приказом ФНС России от 13.04.2010 № ММВ-7-3/182@.

Вновь созданная организация вправе подать заявление о переходе на УСН в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе (п. 2 ст. 346.13 НК РФ, смотрите также письмо Минфина России от 19.05.2009 № 03-11-06/2/92). Такое заявление может быть подано и одновременно с , необходимыми для государственной регистрации юридического лица. В этом случае в заявлении о переходе на УСН не указываются ОГРН и ИНН/КПП (письмо МНС России от 27.05.2004 № 09-0-10/2190).

Что касается оказания платных образовательных услуг в области повышения квалификации руководящих кадров, и возможности не включать доходы от оказания платных образовательных услуг в состав налоговой базы, то авторы отмечают, что д оходы, получаемые автономной некоммерческой организацией от реализации платных образовательных услуг, направляемые на обеспечение образовательного процесса, подлежат включению в состав доходов при исчислении налога, уплачиваемого в связи с применением УСН.

Согласно п. 1 ст. 46 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" (далее - Закон Об образовании) негосударственное образовательное учреждение вправе взимать плату с обучающихся за образовательные услуги, в том числе за обучение в пределах федеральных государственных образовательных стандартов или федеральных государственных требований. При этом платная образовательная деятельность образовательного учреждения не рассматривается в качестве предпринимательской, если получаемый от нее доход полностью идет на возмещение затрат на обеспечение образовательного процесса (в том числе на заработную плату), его развитие и совершенствование в данном образовательном учреждении (п. 2 ст. 46 Закона Об образовании).

В соответствии с п. 1 ст. 346.15 НК РФ налогоплательщики при применении УСН должны включать в состав доходов, учитываемых при определении налоговой базы, доходы от реализации и внереализационные доходы. Указанные доходы определяются исходя из положений ст.ст. 249 и 250 НК РФ соответственно. Доходы, предусмотренные ст. 251 НК РФ, в составе доходов не учитываются.

Согласно положениям ст. 249 НК РФ к доходам в целях налогообложения прибыли относится, в частности, доход от реализации товаров, работ, услуг, которым признается выручка от реализации товаров, работ, услуг.

Реализацией товаров, работ или услуг согласно ст. 39 НК РФ признается соответственно передача на возмездной основе права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу.

Перечень операций, которые в целях налогообложения не признаются реализацией товаров, работ или услуг, установленный п. 3 ст. 39 НК РФ, не включает операции по оказанию платных образовательных услуг.

Кроме того, исчерпывающий перечень доходов, которые не учитываются в целях налогообложения прибыли у некоммерческих организаций, предусмотренный ст. 251 НК РФ, не содержит такого вида доходов, как доход от оказания платных услуг.

Таким образом, доход, полученный негосударственным образовательным учреждением от реализации платных образовательных услуг, признается в соответствии со ст. 249 НК РФ доходом от реализации и подлежит включению в состав доходов при исчислении налога, уплачиваемого в связи с применением УСН.

Аналогичная позиция (в отношении организаций-плательщиков налога на прибыль) приведена в письмах Минфина России от 24.06.2010 № 03-03-06/4/63, от 19.10.2006 № 03-03-04/1/701, УФНС России по г. Москве от 13.09.2006 № 20-12/81131.

Специалисты финансового и налогового ведомств поясняют, что средства, получаемые налогоплательщиками за оказание платных услуг, в том числе негосударственными образовательными учреждениями, направляемые на обеспечение образовательного процесса, являются доходами от реализации и учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в порядке, определенном главой 25 НК РФ. Следовательно, организации, применяющие УСН, доходы от оказания платных образовательных услуг должны включать в состав налоговой базы.

Если некоммерческая организация занимается коммерческой деятельностью, рассмотрим как принимается к вычету НДС по коммерческой и некоммерческой деятельности, как распределять НДС по косвенным и прямым расходам и надо ли заполнять в декларации по НДС раздел 7.

Согласно ст. 143 НК РФ некоммерческие организации (далее - НКО) относятся к плательщикам НДС.

Следовательно, вне зависимости от того, осуществляет НКО предпринимательскую деятельность или нет, оно имеет все права и обязанности плательщиков НДС в соответствии с порядком, предусмотренным главой 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ.

При приобретении товаров (работ, услуг) за счет целевых средств и предполагаемых к использованию при осуществлении некоммерческой (уставной) деятельности, не связанной с получением выручки от реализации товаров (работ, услуг), НДС, уплаченный поставщикам, к вычету не принимается. Суммы "входного" НДС в этом случае должны быть включены в стоимость таких товаров (работ, услуг) на основании пп. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ. Счет-фактура не вносится в книгу покупок, а регистрируется в журнале полученных счетов-фактур.

Однако по предпринимательской деятельности НКО должны формировать налоговую базу по НДС в общеустановленном порядке. Объектом налогообложения будет выручка от реализации товаров (работ, услуг). "Входной" НДС, уплаченный при приобретении товаров, имущества, работ и услуг, которые будут использоваться в предпринимательской деятельности, можно принять к вычету при выполнении требований, установленных ст.ст. 171 и 172 НК РФ, а именно:

  • товары приняты на учет на основании соответствующих первичных документов;
  • товары приобретены для использования при осуществлении операций, облагаемых НДС;
  • имеется надлежащим образом оформленный счет-фактура.

Отметим также, что НК РФ не содержит условия о том, что право на вычет ставится в зависимость от источника средств, перечисленных поставщику (постановление Президиума ВАС РФ от 04.09.2007 № 3266/07).

Таким образом, по нашему мнению, НКО вправе принять к вычету НДС и по тем товарам (работам, услугам), приобретенным за счет целевых поступлений от учредителя, но подлежащих использованию в коммерческой деятельности (письмо Минфина России от 28.12.2006 № 03-03-04/4/194).

Порядок ведения раздельного учета

В том случае, если приобретенные товары (работы, услуги) будут использованы как в облагаемых, так и в необлагаемых операциях, НКО обязаны вести раздельный учет данных расходов и НДС по ним (письмо УФНС России по г. Москве от 09.02.2007 № 19-11/12142).

Порядок ведения раздельного учета необходимо закрепить в учетной политике организации для целей налогообложения (письмо УФНС России по г. Москве от 20.10.2004 № 24-11/68949).

Сразу обращаем внимание, что в том случае, если можно установить факт прямого использования товаров (работ, услуг) при совершении необлагаемых или облагаемых операций, учет сумм входного НДС осуществляется в соответствии либо с абзацем вторым, либо с абзацем третьим п. 4 ст. 170 НК РФ, а именно:

  • учитывается в стоимости таких товаров (работ, услуг), имущественных прав в соответствии с п. 2 ст. 170 НК РФ - по товарам (работам, услугам), используемым для осуществления операций, не облагаемых НДС;
  • принимается к вычету в соответствии со ст. 172 НК РФ - по товарам (работам, услугам), используемым для осуществления операций, облагаемых НДС.

Если приобретаемые товары (работы, услуги) используются в деятельности, как облагаемой, так и освобожденной от обложения НДС, то в этом случае указанные расходы характеризуются тем, что их нельзя учесть каким-либо методом в составе затрат по определенному виду деятельности и точно распределить их (соответственно и входной НДС) между облагаемыми и освобожденными от обложения НДС операциями. Иначе говоря, изначально нельзя рассчитать, в каком размере "входной" НДС может быть предъявлен к вычету, а в каком - учтен в стоимости товаров (работ, услуг), в том числе по ОС и НМА. Как правило, основные трудности в этом случае возникают, когда необходимо распределить НДС по товарам (работам, услугам), входящим в состав общехозяйственных расходов, таким как приобретение канцтоваров, услуг, необходимых для функционирования организации в целом (услуги по обслуживанию справочно-правовых систем, аренда и т.п.).

В этом случае в соответствии с положениями п. 4 ст. 170 НК РФ распределение НДС должно осуществляться путем расчета пропорции исходя из определения доли стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения) в общей стоимости товаров (работ, услуг), отгруженных за налоговый период.

Иными словами, указанная пропорция определяется исходя из всех доходов, являющихся выручкой от реализации товаров (работ, услуг), как подлежащих обложению НДС, так и не облагаемых данным налогом.

При этом не играет роли, на каких счетах бухгалтерского учета отражаются указанные доходы (на счете 90 "Продажи" или на счете 91 "Прочие доходы и расходы") (письмо Минфина России от 10.03.2005 № 03-06-01-04/133). Кроме того, при расчете указанной пропорции также не важно, на какой основе происходила передача права собственности (результатов работ) (на возмездной или безвозмездной).

Для определения пропорции берутся данные текущего налогового периода (письма Минфина России от 26.06.2008 № 03-07-11/237, от 20.06.2008 № 03-07-11/232, ФНС РФ от 24.06.2008 № ШС-6-3/450@). В соответствии со ст. 163 НК РФ налоговый период для целей исчисления НДС - квартал. Следовательно, определение пропорции для расчета сумм НДС следует производить по итогам текущего квартала. Данная позиция высказана налоговым органом и согласована с Минфином России (письмо ФНС России от 01.07.2008 № 3-1-11/150).

Для обеспечения сопоставимости показателей при определении указанной пропорции стоимость отгруженных за налоговый период товаров, операции по реализации которых подлежат налогообложению, следует учитывать без НДС (письмо Минфина России от 18.08.2009 № 03-07-11/208).

Отметим, что универсального способа ведения раздельного учета НК РФ не содержит, поэтому организации нужно самостоятельно разработать и отразить в учетной политике свой способ ведения учета входящего НДС.

Например, к счету 19 "НДС по приобретенным ценностям" могут быть открыты отдельные субсчета:

  • 19-1 "НДС по облагаемым НДС операциям";
  • 19-2 "НДС по не облагаемым НДС операциям";
  • 19-3 "НДС по облагаемым и необлагаемым операциям".

Суммы, учтенные на субсчете 19-3 "НДС по облагаемым и необлагаемым операциям", по итогам квартала подлежат распределению исходя из рассчитанной пропорции доли стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения) в общей стоимости товаров (работ, услуг), отгруженных за налоговый период.

Заполнение налоговой декларации

В соответствии с Порядком заполнения налоговой декларации по НДС, утвержденным приказом Минфина России от 15.10.2009 № 104н (далее - Порядок), Раздел 7 включается в состав налоговой декларации только при осуществлении налогоплательщиком соответствующих операций. При этом операции, которые подлежат включению в Раздел 7, содержатся в самом его наименовании, а также в п. 44.3 Порядка.

Перечень кодов и наименований операций, подлежащих отражению в декларации, содержится в Приложении 1 к Порядку.

Таким образом, Раздел 7 подлежит заполнению в том случае, если организация осуществляет следующие операции:

  • операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) на основании ст. 149 НК РФ;
  • операции, не признаваемые объектом налогообложения в соответствии с п. 2 ст. 146 НК РФ;
  • операции по реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория Российской Федерации в соответствии со ст.ст. 147-148 НК РФ;
  • суммы оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше шести месяцев по перечню, утвержденному постановлением Правительства РФ от 28.07.2006 № 468 "Об утверждении перечней товаров (работ, услуг), длительность производственного цикла изготовления (выполнения, оказания) которых составляет свыше 6 месяцев"

Если некоммерческая организация не осуществляет какую-либо из операций, перечисленных в вышеуказанных статьях, Раздел 7 заполнению не подлежит и в составе налоговой декларации не представляется.

Список литературы

  1. Налоговый кодекс РФ (часть вторая).
  2. Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
  3. Постановление Правительства РФ от 28.07.2006 № 468 "Об утверждении перечней товаров (работ, услуг), длительность производственного цикла изготовления (выполнения, оказания) которых составляет свыше 6 месяцев".
  4. Приказ Минфина России от 15.10.2009 № 104н.
  5. Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании".

Е. Титова,
О. Монако,
В. Пименов,
М. Миллиард,
А. Александров,
эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ



Поделиться