Отчет о финансовых результатах сдает общественная организация. Бухгалтерская отчетность некоммерческих организаций. А. Общественные объединения

Бухгалтерская отчетность НКО - это унифицированные формы, раскрывающие информацию о результатах деятельности субъекта. Для таких организаций установлены особые правила и отчеты.

Кто такие НКО

НКО, или некоммерческие организации — это экономические субъекты, основной целью создания которых является выполнение социально значимых функций и программ. А вот получение прибыли для данной категории организаций стоит далеко не на первом месте. Понятие и ключевые особенности деятельности закреплены в Федеральном законе от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 29.07.2018).

Несмотря на особый статус, как и другие экономические субъекты, некоммерческие организации обязаны сдавать отчетность о результатах своей деятельности. Причем подавать такие сведения придется не только в ФНС, но и своим учредителям, в территориальные органы статистики, а также в Минюст.

Именно НКО обязаны отчитываться в Министерство юстиции России. Например, для бюджетных учреждений или коммерческих фирм такие обязательства не предусмотрены.

Какую отчетность сдают НКО

Отчетность некоммерческих организаций следует разделять на отдельные группы:

  1. Налоговая — это формы, которые предназначены для ФНС. Основная цель: предоставление сведений для сверки правильности, полноты и своевременности исчисления и уплаты налоговых платежей. Простыми словами, это декларации, авансовые расчеты, справки и пояснения, которые позволяют налоговикам проверить, правильно ли компания рассчитала налог и в полном ли объеме уплатила его в бюджет, верно ли истолковала законодательство, правомерно ли воспользовалась льготами, вычетами и привилегиями.
  2. Страховая — это информация, раскрывающая сведения о начисленных и уплаченных взносах в пользу страхового обеспечения работающих граждан. Данная категория сведений — это персонифицированная информация. То есть отчет раскрывает объем страховых взносов, начисленных в отношении каждого работника компании.
  3. Статистическая — это сведения статотчетности, которые систематически запрашивают территориальные органы статистики. Данная группа отчетов раскрывает практически все показатели деятельности компании: производство, трудовые ресурсы, потребление, заработная плата, рабочее время и многое другое. Состав статотчетности довольно велик, определяется для каждого субъекта в индивидуальном порядке.
  4. Финансовая или бухгалтерская отчетность — это данные, которые раскрывают информацию о финансовом положении субъекта, стоимости активов и объемах принятых обязательств, а также характеризует фактические результаты деятельности организации. Анализ отчетов данной категории позволяет принимать управленческие решения.

Именно о бухгалтерской отчетности и расскажем в статье.

Правовое регулирование финотчетности

Бухгалтеру некоммерческой организации при формировании бухгалтерской финансовой отчетности следует руководствоваться следующими нормативно-правовыми актами:

  1. Приказ Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н.
  2. Приказ Минфина РФ от 06.07.1999 № 43н.
  3. Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н.
  4. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 02.07.2010 № 66н.

Применяя правила вышеуказанных законодательных актов, следует помнить об особенностях некоммерческих организаций, установленных Гражданским кодексом России.

Во-первых, НКО созданы не с целью извлечения прибыли, а для достижения социально значимых показателей, но могут вести предпринимательскую деятельность, если это требуется для достижения поставленных целей.

Во-вторых, некоммерческие предприятия не имеют права распределять полученный доход (прибыль) между участниками, учредителями, собственниками, а направляют его на достижение поставленных целей.

В-третьих, на основании ПБУ 4/99 бухгалтерская отчетность организации (некоммерческой) не должна содержать информацию о наличии и изменениях уставного (складочного), резервного и других составляющих частей капитала организации.

Особенности ведения бухучета и формирования бухгалтерской отчетности

Некоммерческие учреждения, как и другие организации, обязаны вести бухучет в установленном порядке (закон № 402-ФЗ). Хозяйственные операции, отражающие деятельность предприятия, подлежат отражению в первичной документации и регистрационных журналах. Формирование финансовых отчетов производится на основании данных учета. Особенности ведения учета, годовая бухгалтерская отчетность и способы формирования и детализации бухотчетности НКО должны быть отражены в учетной политике.

Вести бухучет без утвержденной учетной политики недопустимо. Простыми словами, не определив основные аспекты и правила отражения и учета хозяйственных операций, добиться полноты, достоверности и своевременности отражения данных невозможно. А следовательно, и составить правдивую финансовую бухгалтерскую отчетность не представляется реальным.

Ведение бухгалтерского учета в НКО, как и в других категориях российских организаций, осуществляется исключительно в рублях. Даже если операция была совершена в иностранной валюте, то ее необходимо перевести в рубли. Следует руководствоваться основным правилом пересчета. То есть операция переводится в рубли по курсу, установленному Центробанком России на дату совершения операции. Если определить курс невозможно или проблематично, то следует применить новый порядок пересчета по кросс-курсу. Но отразить в учете операцию в иностранной валюте нельзя. Следовательно, и бухотчетность не может содержать сведений и показателей, исчисленных в иностранных валютах.

Состав и структура отчетных форм

Годовая бухгалтерская отчетность по предприятию определена в Приказе Минфина № 66н. Нормативно-правовой акт закрепляет шесть отчетных форм, которые придется заполнить по итогам календарного года. В состав финотчетности НКО входят:

  1. Бухгалтерский баланс — это основа основ финотчетности. Ключевой документ, отражающий стоимостное выражение активов, капиталов и обязательств субъекта. Форма разделена на две части: пассив и актив. В активной стороне баланса раскрывается информация о стоимости основных фондов, запасов, финансовых инструментов, находящихся в распоряжении компании. Пассивная же часть баланса характеризует источники формирования активов, то есть обозначается денежное выражение капиталов (уставный, добавочный, резервный), принятых обязательств (кредиторская задолженность, заемные капиталы) и так далее. Ключевое правило бухгалтерского баланса — актив и пассив должны быть равны.
  2. Отчет о финансовых результатах — вторая по значимости форма финотчетности. Отражает фактический результат деятельности компании. Структура документа предусматривает заполнение показателей не только за отчетный период (год), но и за два предшествующих. Данная особенность позволяет производить сравнительный анализ деятельности предприятия по годам.
  3. Отчет об изменениях капитала раскрывает информацию обо всех движениях капиталов, которые произошли в отчетном периоде. Информация заполняется в разрезе экономически значимых показателей, на основании данных бухучета, за полный финансовый год.
  4. Отчет о движении денежных средств детализирует сведения о движении финансовых активов предприятия. Структура формы предусматривает возможность проведения сравнительного анализа показателей отчетного периода и предшествующих лет (два предшествующих календарных года).
  5. Отчет о целевом использовании средств обличает информацию о размерах целевых поступлений (субсидий, грантов, дотаций и прочих средств), а также данные о их использовании. Причем сведения об использовании раскрываются в разрезе целевых направлений. Заполняется за отчетный и предшествующий годы.
  6. Приложение к бухгалтерскому балансу — это пояснительная записка, а также совокупность форм и таблиц, раскрывающих отдельные показатели о деятельности, структуре, имущественных активах предприятия. Пояснительная записка — это текстовое описание показателей отчетных форм. Обратите внимание, что при наличии каких-либо расхождений в бухотчетности данные обстоятельства должны быть максимально подробно раскрыты в пояснительной записке.

Актуальные бланки — в отдельном материале . Для каждой формы отчета дан краткий комментарий по заполнению, а также актуальные бланки: бухгалтерская отчетность форма 1 и 2, образец для них и других отчетов доступны для скачивания.

Упрощенная бухгалтерская отчетность

НКО, как и другие виды организаций, определенные в законе № 402-ФЗ, имеют право вести бухучет упрощенным способом. Для «упрощенцев» предусмотрен сокращенный состав отчетов.

Но далеко не каждую НКО можно отнести к счастливчикам, имеющим право на предоставление упрощенных форм. Законодатели утвердили особые условия для экономических субъектов, которые могут считаться «упрощенцами». Проверьте, относится ли ваша компания к таковым. Должны выполняться все три условия:

  1. Штатная численность организации не должна превышать 100 человек за предшествующий год. Как правильно рассчитать показатель численности, указано в Приказе Росстата от 30.12.2014 № 739.
  2. Доля участия в уставном капитале не превышает установленных нормативов. Для организаций государственного сектора данный показатель не может быть более 25 % от УК НКО, для иностранных субъектов — не более 49 % от УК НКО.
  3. Доход от предпринимательской деятельности — не более 800 миллионов. Аналогичное ограничение по объему установлено для остаточной стоимости активов — не может превышать 800 млн руб.

Если НКО отвечает вышеперечисленным условиям, то право на ведение упрощенного бухучета есть. Такое положение придется закрепить в учетной политике, причем обязательно. В противном случае при проверке контролирующих органов, например налоговиков, инспекторы могут затребовать предоставление всех форм бухгалтерской отчетности. Ведь организация не закрепила в УП, что учет ведется в упрощенном виде.

КНД 0710096 состоит из:

  • бухгалтерского баланса;
  • отчета о финансовых результатах;
  • отчета о целевом использовании средств.

Отчет о финрезультатах не обязателен для НКО, не ведущих предпринимательскую деятельность. Например, организация функционирует за счет государственных дотаций, выполняет возложенные функции, но предпринимательскую деятельность не осуществляет. Следовательно, показателей к заполнению в форму № 2 нет.

Компания самостоятельно определяет критерии значимости информации для внесения в отчетность. Критерии следует закрепить в учетной политике, чтобы избежать споров с контролирующими органами.

Особенности заполнения упрощенной бухгалтерской отчетности закреплены в Приказе Минфина № ПЗ-3/2015. Определим ключевые положения:

  1. Финансовая информация может быть внесена в отчетность без детализации по статьям учета.
  2. Упрощенная отчетность предусматривает раскрытие меньшего объема информации, в сравнении со стандартными формами.
  3. Сведения о прекращающейся деятельности могут быть полностью исключены из отчетности.
  4. Операции, совершенные после отчетной даты, могут быть также не внесены в отчет, если будут признаны незначительными.

Отчетность в Минюст

Бухгалтерская отчетность направляется в ФНС и Росстат и в Министерство юстиции. В отличие от коммерческих фирм и учреждений государственного сектора, НКО — единственные, кто должен подавать сведения в Минюст.

Для отчетности в Минюст утверждены специальные унифицированные формы, отличные от бланков налоговой отчетности. Бланки закреплены в Приказе Минюста России от 16.08.2018 № 170.

НКО обязаны своевременно публиковать информацию о продолжении своей деятельности. Причем публикации должны быть размещены в сети Интернет в открытом доступе либо в специальных средствах массовой информации.

Подать сведения в Минюст можно несколькими способами:

  • почтовым отправлением, обязательно сделать опись вложения с перечнем всех вложенных форм;
  • посредством электронной почты, однако отправляемую отчетность необходимо подписать электронной цифровой подписью;
  • разместив самостоятельно в сети Интернет, на сайтах, доступ к которым осуществляется непосредственно через сайт Министерства юстиции;
  • предоставив сведения для публикации в СМИ.

В состав отчетных форм включены:

  1. Отчет о деятельности некоммерческой организации и о персональном составе ее руководящих органов (форма № ОН0001).
  2. Отчет о целях расходования некоммерческой организацией денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и(или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников (форма № ОН0002).

Подавайте информацию ежегодно, до 15 апреля года, следующего за отчетным. В зависимости от формы и вида НКО, законодатели предусмотрели дополнительную отчетность. Все бланки закреплены в Приказе Минюста России от 16.08.2018 № 170.

Сроки сдачи бухгалтерской отчетности

Отчеты о финансовой деятельности НКО следует предоставлять в территориальное отделение налоговой инспекции, органы статистического наблюдения и другие госорганы по официальному запросу.

Причем руководитель или главный бухгалтер не вправе отказать в ознакомлении с бухгалтерской отчетностью третьим лицам. Сдать финансовую отчетность следует не позднее 90 календарных дней с момента окончания отчетного периода, то есть до 31 марта следующего года. Исключением является реорганизация предприятия. Например, НКО ликвидируется в сентябре этого года, следовательно, составляется бухгалтерская отчетность за 4 квартал 2020 (разделительный баланс).

В общем порядке подайте сведения в контролирующие органы не позднее 1 апреля. Если последний день сдачи отчетности (31 марта) выпадает на нерабочий день, то срок переносится на первые рабочие сутки.

Учредители НКО вправе требовать предоставления бухотчетности в разрезе утвержденных сроков. Например, собственник имеет право затребовать готовый отчет уже в январе. Такие ситуации, в большей степени характерны для организаций, учредителями которых выступают учреждения госсектора. Бюджетники формируют отчетность в особом порядке, следовательно, и сроки для них определяются в индивидуальном порядке.

Учредитель должен в установленном порядке довести до организации требование о предоставлении бухгалтерской отчетности. Причем уведомить ответственных лиц придется под подпись. В противном случае требовать отчет раньше установленного срока недопустимо.

Контроль и аудит

Финансовый аудит бухотчетности — это независимая оценка полноты, правильности, достоверности и законности ведения бухучета и составления отчетов. Причем проводить аудиторскую проверку отчетов бухгалтерии имеют право только специализированные аудиторские организации или частные аудиторы, прошедшие лицензирование.

Некоммерческое предприятие, как и учреждение бюджетной сферы, не относится к организации, бухгалтерская отчетность которой подлежит обязательному аудиту. Однако учредитель (собственник, наблюдательный совет, высший орган управления) НКО может принять решение о необходимости проведения аудиторской проверки для проведения экспертной оценки и получения достоверного заключения о качестве ведения бухучета в организации.

В таком случае должен быть разработан и доведен до заинтересованных лиц порядок проведения аудиторской проверки. Должны быть конкретно определены продолжительность мероприятия, направления учета, перечень документации, которые подвергнутся контролю.

Задавайте вопросы, и мы дополним статью ответами и пояснениями!

Отчетность НКО - это обязанность, лежащая на всех структурах этого рода. Несмотря на то, что такие организации создаются не с целью получения прибыли, государство пристально следит за их деятельностью. Именно поэтому они должны отчитываться. В этом материале разберемся, какую отчетность, куда и когда должны подавать некоммерческие организации.

Существуют несколько форм отчетности для некоммерческих организаций, которые подаются в Минюст. Их бланки утверждены Приказом Минюста РФ от 29.03.2010 № 72 .

Отчетность НКО в Минюст в 2020 году: сроки подачи и виды

Приказ Минюста РФ от 29.03.2010 № 72 утверждает следующие типовые формы:

  • о деятельности НКО и ее руководителях — № ОН0001;
  • о расходовании денежных средств и использовании имущества — № ОН0002;
  • об объемах средств и имущества, полученных от иностранных лиц и целях его использования, — № ОН0003;
  • о деятельности религиозных организаций и ее лидерах — № ОР0001;
  • для структурных подразделений иностранных компаний — № СП0001, № СП0002, № СП0003.

Методические рекомендации по заполнению всех перечисленных форм содержатся в Приказе Минюста РФ от 17.03.2011 № 81 . Подавать отчеты должны все НКО. Некоторые поблажки существуют для организаций, получивших в течение года не более 3 миллионов рублей, членами и руководителями которых не являются иностранцы, при условии, что средства не получены от других государств. Такие НКО могут подавать отчеты в свободной форме. В этом документе необходимо привести данные, доказывающие соответствие перечисленным параметрам. Такая возможность описана в пункте 3.1 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ .

Что касается сроков подачи, то формы ОН0001, ОН0002 , ОН0003, СП0002 подаются до 15 апреля. СП0001 подается до последнего числа месяца, следующего за отчетным кварталом. СП0003 — до 31 октября, а отчеты в свободной форме необходимо предоставлять до 30 марта.

Ответственность НКО за нарушения

В случае выявления нарушений в деятельности сначала Минюст выносит предупреждение с требованием устранить правонарушения. Для принятия соответствующих мер выделяется как минимум 1 месяц. Если нарушения по истечении установленного срока не устранены, на организацию может быть наложен штраф (часть 1 статьи 19.5 КоАП РФ ):

  • для должностных лиц — от 1000 до 2000 рублей;
  • для юридических лиц — от 10 000 до 20 000 рублей.

Кроме этого, может быть применено административное взыскание в виде дисквалификации сроком на три года или принудительного прекращения деятельности через суд.

Недобросовестные организации, не предоставляющие вообще или не подающие вовремя отчеты о своей деятельности и финансовом положении, также могут быть наказаны. Согласно

Любая организация, функционирующая на территории РФ, обязана предоставлять отчетность в определенные государственные органы. Это касается и НКО. Однако отчетность некоммерческих организаций отличается особым составом документов. Также для ее сдачи назначены другие сроки, нежели чем для коммерческих компаний.

Что это?

Далее мы разберем, какую отчетность сдают коммерческие организации. Но вначале определимся, что конкретно относится к ним. НКО - это учреждение, целью которого не является доход. Прибыль, полученная в ходе деятельности, не распределяется между учредителями.

При этом НКО имеет все признаки юридических лиц:

  • Наличие собственного баланса.
  • Право открывать банковские счета.
  • Наличие штампов, печатей со своим названием.
  • Функционирование на основании устава.
  • Учреждение на неопределенный срок деятельности.

Как правило, НКО занимаются следующими направлениями деятельности:

  • Социальные.
  • Благотворительные.
  • Культурные.
  • Политические.
  • Образовательные.

Все НКО объединяет один момент: они функционируют, чтобы обеспечить граждан различными общественными благами. При этом российское законодательство не запрещает НКО заниматься и коммерцией. Но только тогда, когда бизнес-деятельность необходима для достижения целей организации. А доход в дальнейшем не распределяется между ее учредителями.

Состав отчетности некоммерческих организаций

НКО обязаны сдать целый комплекс отчетной документации, как и остальные юрлица. В частности, это следующее:

  • Бухгалтерская.
  • Налоговая.
  • Документы для внебюджетных фондов.
  • Отчет для Министерства юстиции.
  • Документация для Федеральной госслужбы статистики.

Какую отчетность сдают некоммерческие организации конкретно, мы подробно рассмотрим далее.

Бухгалтерские документы

Такие отчеты НКО обязаны сдавать ежегодно. Предельный срок - 31 марта года, последующего за отчетным. Здесь некоммерческие учреждения обязаны сдать две разновидности бумаг.

Бухбаланс. Главное отличие формы для НКО от стандарта для коммерческих компаний в том, что раздел "Резервы и капиталы" заменен на "Целевое финансирование".

Организация должна указать данные об источниках накопления, формирования своих активов. Наполнение данного раздела прямо зависит от правовой формы НКО. При этом учреждение определяет самостоятельно, насколько подробным должно быть отображение данных в балансе.

2. Отчет о целевом применении денежных ресурсов. В документе обязательно нужно отразить следующие данные:

  • Объем средств, использованных для деятельности НКО. Сюда входят также расходы на оплату труда, целевые события и мероприятия, благотворительную деятельность, затраты на обеспечение должного функционирования.
  • Остатки средств на старт отчетного года.
  • Общая сумма доходов. Учитываются членские, целевые, добровольные и вступительные взносы. Также здесь указываются и доходы от коммерческой деятельности.
  • Остаток финансов на конец года.

Также бухгалтерская отчетность некоммерческой организации может быть дополнена пояснительной запиской. Это расшифровка отдельных упомянутых показателей. Составляется в произвольной форме.

Отчетность сдается адресату как в электронном, так и бумажном виде.

Документы в налоговую: ОСНО

НКО не освобождены от сдачи отчетных документов в налоговую службу. Формы отчета некоммерческих организаций зависит от избранного учреждением режима налогообложения.

Если НКО на ОСНО (общем режиме), то ей нужно предоставить в ИФНС следующее:

  • Декларация по НДС. Документация сдается адресату в электронной форме не позднее 25 числа месяца, идущего за отчетным промежутком.
  • Декларация по налогам на имущество. Если НКО имеет в составе своих активов какое-либо налогооблагаемое имущество, она предоставляет соответствующие расчеты и уплачивает налоговые взносы каждый квартал года. От заполнения декларации и уплаты такого налога освобождаются только те НКО, кто не владеет основными фондами. Декларация-отчет по авансовым платежам предоставляется в налоговые органы в продолжение 30 дней после завершения налогового периода. Документ со сведениями об итоговом расчете должен быть отправлен в ФНС не позднее 30 марта года, грядущего за отчетным.
  • Декларация по налогу на доход. НКО будет признано плательщиком данного сбора, если она занимается коммерцией. Такой документ подается по итогам каждого из отчетных периодов - не позднее 28 дней до его завершения. Отчет же за полный налоговый период подается до 28 марта года, последующего за отчетным. Если же НКО не занято предпринимательством, она предоставляет в отделение налоговой декларацию по специальной упрощенной форме. Критический срок ее сдачи - также 28 марта года, грядущего за отчетным истекшим.
  • Декларация по земельному налогу. Соответственно, такая отчетность некоммерческих организаций нужна лишь в случае, если они владеют наделом земли. Документ предоставляется в ИФНС не позднее 1 февраля года, грядущего за отчетным.
  • Декларация по транспортному сбору. Опять же, такая форма отчетности некоммерческих организаций необходима лишь в случае, когда они владеют каким-либо налогооблагаемым транспортом. Документ также нужно сдать до 1 февраля года, наступающего после отчетного.

Иные бумаги для налоговой

Кроме вышеперечисленного, налоговой отчетностью некоммерческих организаций на ОСНО выступает следующее:

  • Данные по среднесписочному количеству работников. Документ необходим, если в НКО числится более 100 трудящихся. Сдается до 20 января года, грядущего за отчетным.
  • Справка 2-НДФЛ. Российское законодательство обязывает каждую организацию предоставить отчет по суммам подоходного сбора, удержанного с ее сотрудников. Но только в случае, когда их более 25 человек. Справка по установленному стандарту предоставляется в налоговую инспекцию до 1 апреля года, идущего за истекшим отчетным.

Документы в налоговую: спецрежимы

Учредители НКО правомочны выбирать и спецрежим обложения налоговыми сборами. Состав отчетности некоммерческих организаций для ИФНС в таком случае будет представлен следующим:

  • Налоги на единые вмененные доходы. Декларация по ЕНВД. Документ необходимо предоставлять налоговой каждый квартал - строго до 20 числа месяца, следующего за подотчетным периодом.
  • Упрощенный режим. Декларация по УСН. Документ необходимо сдавать каждый год. До 31 марта года, грядущего за отчетным.

Как и коммерческие фирмы, они несут полную ответственность за сведения, указанные в финансовой отчетности некоммерческих организаций.

Документы для внебюджетных фондов

В этой сфере компания отчитывается по взносам, уплаченным за своих сотрудников в продолжение года. Необходимо предоставить два документа:

  • Форма 4-ФСС. Соответственно, она предоставляется в Фонд соцстрахования. Обязательно для тех НКО, численность сотрудников которых более 25. Если отчет в электронном варианте, его необходимо предоставить до 25 января года, последующего за отчетным. Если в традиционном бумажном - до 20 января.
  • Форма РСВ-1. Ее НКО сдают в ПФР. Отчет перед Пенсионным фондом обязателен только для тех организаций, среднесписочная численность трудящихся в которых - более 25. Если документ бумажный, его необходимо сдать до 15 февраля года, последующего за истекшим отчетным. Если электронный - до 22 февраля.

Документы для статистической службы

Здесь не представляется возможность сдачи нулевой отчетности некоммерческих организаций. Документы предоставляют только те НКО, что попали в выборку. Для территориального отделения Росстата необходимо подготовить следующее:

  • Форма № 1-НКО. Данную информацию о деятельности учреждения сдают до 1 апреля года, последующего за отчетным.
  • Форма № 11 (краткий вариант). Тут отображаются данные по движению основных фондов. Также предоставляется до 1 апреля следующего за подотчетным года.

Документы для Министерств юстиции

Теперь поговорим об отчетности НКО в Минюст, сроках сдачи необходимой документации. Тут необходимо предоставление трех обязательных отчетов:

  • По форме № ОН0001. Отражаются данные о руководителях, а также характере деятельности учреждения.
  • По форме № ОН0002. Данный бланк должен отражать информацию о расходовании денежных целевых средств, использовании организацией своего имущества.
  • По форме № ОН0003. Данный отчет заполняется на официальном интернет-ресурсе Министерства.

Важно отметить, что в некоторых случаях некоммерческие учреждения освобождаются от сдачи такой отчетности. Действуют следующие исключения:

  • Активы НКО не пополнялись международными организациями или иностранными гражданами.
  • Среди участников, учредителей НКО нет иностранных граждан.
  • Общая годовая сумма поступлений в адрес организации не превышает 3 млн рублей.

Какую отчетность сдают некоммерческие организации тут? Вместо первых двух видов документов такая НКО сдает заявление о ее соответствии законодательным требованиям. Документ может быть составлен в свободной форме. Сдача электронного отчета № ОН0003 остается обязательной.

Все перечисленное в обязательном порядке должно быть предоставлено в территориальное отделение Минюста до 15 апреля года, последующего за отчетным.

Социально-ориентированная группа

Прежде всего разберемся, какие НКО являются социально-ориентируемыми некоммерческими организациями. Это учреждения, занимающиеся решением следующих общественных вопросов:

  • Соцзащита.
  • Помощь населению, пострадавшему от техногенных катастроф и стихийных бедствий.
  • Защита животных.
  • Охрана различных сооружений и построек, имеющих историческое значение.
  • Оказание безвозмездной или льготной юридической помощи гражданам.
  • Благотворительность.
  • Решение экологических проблем, охрана окружающей среды.
  • Профилактические меры по исключению социально-опасного поведения граждан.
  • Развитие деятельности в сферах культуры, здравоохранения, науки, образования.

В своем большинстве СО НКО представлены следующими учреждениями:

  • Общественные, гражданские объединения.
  • Религиозные организации.
  • Автономные НКО.
  • Политпартии.
  • Отдельные государственные учреждения.

Документы для СО НКО

Социально-ориентируемые некоммерческие организации вместо всего выше представленного сдают следующие формы отчетных бумаг:

  • Бухбаланс.
  • Отчет о целевом применении денежных средств.

Последние изменения

В заключение статьи перечислим изменения законодательства к 2019 году касательно отчетности НКО:

  • Третий раздел бухбаланса теперь имеет название "Целевое финансирование" (прежнее - "Капиталы и резервы").
  • Важная информация по определенным отчетным показателям может быть открыта в пояснительных записках, составляемых дополнительно к бухбалансу.
  • Малые формы НКО могут сдавать отчеты упрощенных форм. Это касается и документа о целевом использовании финансов.

Становится ясным, что отчетность НКО не многим отличается от отчетности коммерческих фирм и предприятий. Законодательство делает для этой группы организаций небольшие исключения. В основном они касаются социально-ориентируемой группы НКО.

Любая коммерческая организация, работающая на территории Российской Федерации, обязана сдавать отчёты в государственные органы. Это позволяет контролировать деятельность (пресекать нарушения) и составлять реальную статистику, на основании которой и выстраивается законодательная политика Правительства.

Но, что же касается некоммерческих организаций? Тех субъектов российского предпринимательства, которые не ставят своей целью получение прибыли и в некоторых случаях вовсе не участвуют в каких-либо финансовых операциях. Необходимо ли им отчитываться? И, если да, то как и перед кем?.. Почему нужно подавать отчетность в Минюст?

Какую отчётность сдают некоммерческие организации (НКО) в Минюст РФ?

С целью предоставления в государственные органы информации о том, чем занималась некоммерческая организация прошедший год, и на что были потрачены инвестированные средства, представитель НКО составляет и подаёт в Минюст России несколько отчётных документов установленного образца.

В частности это отчёты по форме: №ОН0001, №ОН0002, №ОН0003.

Первые две формы – обязательные для большинства организаций. Что же касается последней – это, так называемая, упрощённая форма, которая подаётся НКО вместе с уведомлением о продолжении деятельности в случае выполнения следующих условий:

  • в состав учредителей/руководителей/участников организации не входят иностранные граждане и юридические лица, а также лица без гражданства;
  • в течение отчётного периода не было финансовых/имущественных поступлений в бюджет НКО со стороны граждан/организаций иностранного государства;
  • общие поступления в бюджеты НКО не превысили 3 млн. руб. по итогам прошедшего года;

Данная форма отчётности применима для любых видов некоммерческих объединений. Ознакомиться с действующим вариантом бланка и уведомления о продолжении деятельности можно на официальном сайте Министерства Юстиции Российской Федерации. Там же размещаются и другие бланки форм отчётов для НКО.

Принципы составления отчётности

Все виды отчётов подготавливаются на основе информации, полученной из действующих организационных (для отчёта об учредительном составе) и бухгалтерских документов.

Они должны чётко и ясно отражать суть происходивших процессов и завершённых операций без излишней детализации. Перечень необходимой Минюсту информации так же опубликован на официальном сайте, и его самостоятельное расширение слабо приветствуется.

Все отчёты должны быть составлены на официальных бланках (либо в онлайн-форме на оф. сайте), поданы в соответствующие отделения и в установленный срок.

Порядок и сроки подачи отчётности для НКО

В соответствие с требованиями Министерства Юстиции РФ все некоммерческие организации должны ежегодно сдавать отчётность одним из предложенных способов:

  • размещение полного перечня отчётов о своей деятельности (за исключением персональной информации членов и руководителей организации) в одном из средств массовой информации, в том числе на собственном веб-ресурсе (при наличии такового);
  • личная либо почтовая доставка отчётов в Минюст России;
  • публикация отчётов, а также информации о своей деятельности на специализированном портале официального сайта уполномоченного госоргана (Министерства Юстиции).

Каждый из перечисленных способов имеет одинаковую законную силу и может быть использован организациями в равной степени.

Для всех НКО, вне зависимости от того, используют они упрощённую форму отчётности или нет, установлены одни сроки подачи документов – до 15 апреля года , следующего за отчётным периодом.

Что же касается некоммерческих агентов иностранных компаний – они подчиняются тем же требованиям, но сдают/публикуют отчёты о персональном составе руководящего звена раз в пол года, и раз в квартал – отчёт о целевом расходовании полученных от головной компании денежных средств.

Для агентов иностранных компаний обязательны аудиторские проверки, отчётность по которым сдаётся один раз в год.

Если годовой или квартальный отчет в установленный срок, то организация будет привлечена к налоговой ответственности в виде штрафа.

Способы предоставления электронной отчётности

Как уже упоминалось ранее, для некоммерческих организаций предусмотрен обычный и электронный способ подачи отчётности.

А прогнозы, как и в случае с коммерческими компаниями, говорят о том, что в ближайшие годы все НКО будут переведены на один – электронный способ обмена документами с госорганами . Так как же им воспользоваться?

Чтобы подать отчёт в Министерство Юстиции в электронном виде необходимо сначала зарегистрироваться на официальном сайте, затем войти в свой личный кабинет профиля. Там вы сможете указать информацию о представляемом вами НКО и подать отчёты одним из имеющихся способов:

  1. Загрузка документа MSExcel с готовым отчётом.
  2. Ручное заполнение онлайн-формы отчёта.

Все необходимые бланки и формы для заполнения на компьютере также есть в личном кабинете.

Впервые данный сервис был запущен в 2010 году. Так что, на данный момент, он полностью проработан и работает стабильно, экономя время и силы многих бухгалтеров.

О том, как оформить электронную отчетность, вы можете узнать из видео:

Наиболее частые ошибки

В качестве заключения хотелось бы перечислить наиболее частые ошибки, допускаемые при подготовке и сдаче отчётности некоммерческих организаций. Ведь этот процесс, хоть этот и не так сложен, как составление годового баланса, но тоже имеет свои нюансы и хитрости. Их незнание приводит к следующим ошибкам:

  • подача не полного пакета документов;
  • противоречивые данные, указанные в формах ОН0001 и ОН0002 в сравнении с информацией ведомственного реестра;
  • не заполнена форма ОН0002, несмотря на то, что деятельность фактически велась (проводились мероприятия, указания на которые есть в первой форме либо ведомственном реестре);
  • в пунктах 1, 2 формы ОН0002 вместо расходов НКО указаны инвестиции (поступившие средства);
  • технические ошибки: незаверенные, несшитые, непронумерованные страницы;
  • наличие указаний о расходовании нецелевых средств без указания на их источники (в форме ОН0001 указаны только целевые поступления).

Все указанные неточности являются результатом поспешного заполнения бланков и невнимательности заполняющего.

Поэтому, при должном старании во время подготовки отчётов, данных ошибок можно избежать и сдать отчётность НКО правильно с первого раза. Тем более, что теперь это можно сделать не выходя из офиса.

Некоммерческие организации обязаны сдавать отчетность в Министерство юстиции.

Варианты отчетности НКО:

  • упрощенная.

Упрощенная отчетность – заявление в свободной форме о продолжении деятельности НКО. Подается с документом, который подтверждает:

    что в составе учредителей и участников нет граждан и организаций иностранных государств;

    отсутствие иностранного финансирования для формирования активов НКО (деньги, имущество, имущественные права). Полный список иностранных источников ;

    сумма поступлений денег и имущества за год меньше 3 миллионов рублей.

    лица без гражданства и их представители;

    иностранные граждане и организации, государства, международные корпорации;

    российские предприятия, получившие капитал или имущество из вышеперечисленных источников, кроме ОАО и их дочерних компаний с участием государства.

Разные формы НКО сдают разные формы отчетов.

    Некоммерческие организации любой формы, получившие имущество из отечественных источников, сдают:

    • форму N ОН0001 – отчет о деятельности и составе руководителей;

      форму N ОН0002 – отчет о расходовании денежных средств, полученных от жертвователей.

      если НКО получила иностранный капитал или имущество, то к отчетности в Минюст добавляется форма N ОН0003 об объеме полученных средств.

    Казачьи общества сдают форму ГРК003 . Форма содержит общую и фиксированную численность членов казачьего общества, принявших обязательства по несению государственной или иной службы (Приказ Минюста России от 13.10.2011 № 355 «Об утверждении порядка ведения государственного реестра казачьих обществ в Российской Федерации»).

    А также ОН0001 и ОН002 или сообщение о продолжении деятельности. Эти формы публикуются на информационном портале Минюста. В бумажном виде сдавать не нужно.

    Государственные компании публикуют в интернете на своем официальном сайте годовой отчет о выполнении стратегии деятельности государственной компании. Публикация учитывает требования законодательства и государственной тайны. Отчет публикуется до 1 мая следующего отчетного года.

    Политические партии раз в три года подают заявление о продолжении своей деятельности. Указывают численность членов, место нахождения руководящего органа, аналогичную информацию о региональных отделениях (п.2 ст. 27 ФЗ «О политических партиях»). Сведения о численности предоставляются в виде копии протокола результатов выборов, заверенной избирательной комиссией соответствующего уровня.

    Религиозные организации получили деньги или имущество от отечественных, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства. Такие НКО сдают (п.2. ст. 25 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях ») отчет по форме ОР0001.

    Некоммерческие организации – иностранные агенты сдают в Минюст:

    • отчет о полученных деньгах и имуществе, их предполагаемом распределении, целях расходования или использования (Форма N СП0001).

      отчет о фактическом использовании денег и имущества (Форма N СП0002).

      информация о программах, которые планируется осуществить в России (Форма N СП0003).

Принципы составления отчетности

Отчеты составляют на основании действительных организационных и бухгалтерских данных.

В отчетах раскрывают происходящие процессы и результаты завершенных проектов организации без лишних подробностей. Для уточнения контролирующие органы сами проведут аудиторскую проверку.

Оформляют отчеты в форме, которая закреплена в приказе Минюста № 170.

Отчеты сдают в территориальное подразделение Минюста, к которому относится НКО.

Отчеты сдают в установленный законом .

Способы предоставления отчетов

    Личная передача отчета.

    Отправка по почте.

    Отправка по электронной почте. Возможна при наличии электронной цифровой подписи руководителя НКО и бухгалтера.

    Публикация отчетов и результатов деятельности на официальном сайте Минюста России.

    Публикация отчетов в СМИ или на собственном сайте в интернете (за исключением персональной информации об участниках и руководителях НКО).

Срок сдачи отчетности

Отечественные НКО без иностранцев в участниках и поступлений иностранного капитала сдают или публикуют отчетность раз в год. Данное условие прописано в законе №7-ФЗ от 07.01.1996 г. «О некоммерческой деятельности». Отчетность сдают до 15 апреля следующего за отчетным года.

Иностранные НКО каждые полгода сдают или публикуют отчет о персональном составе руководителей. Раз в три месяца – отчет о целевом расходовании средств, полученных от головной компании. Обязательно 1 раз в год иностранные НКО проходят аудиторскую проверку.

Некоммерческие организации обязаны ежегодно публиковать в интернете или в СМИ сообщение о продолжении своей деятельности.

НКО обязаны публиковать в интернете или СМИ те же сведения о своей деятельности, какие предоставляют в Министерство юстиции:

    отечественные НКО – 1 раз в год;

    иностранные НКО – 1 раз в полгода.

Частые ошибки в отчетности

Ошибки в отчетности чаще всего происходят при ее подготовке:

    неполный пакет документов;

    неверные данные. Информация в формах ОН0001 и ОН0002 отличается от сведений в ведомственном реестре;

    нет заполненной формы ОН0002 по проведенным мероприятиям, упомянутым в форме ОН0001 или ведомственном реестре;

    в 1 и 2 пунктах формы ОН0002 внесены сведения о поступивших средствах вместо раскрытия статей расходования;

    раскрытие расходов нецелевых средств без указания источников поступления;

    незавершенное оформление: несшитые, непронумерованные страницы.

Ответственность за нарушение сдачи отчетности

Некоммерческие организации несут ответственность согласно статье 33 закона №7 «О некоммерческих организациях».



Поделиться