Экономические формы и способы защиты заключаются в разработке инвестиционных программ занятости населения, в использовании рычагов налогово-кредитного регулирования по поддержанию предприятий, сохраняющих ранее созданные рабочие места, поддержке предприятий, создающих рабочие места для лиц неконкурентоспособных на рынке труда, разработке системы материальных компенсаций в случае безработицы.
В России с июня 1992 г. государственным регулированием рынка рабочей силы занимается Министерство труда и социального развития Российской Федерации.
Кроме государственной службы занятости существуют еще и негосударственные, коммерческие службы по трудоустройству. Чаще всего эти службы характеризуются направленностью своей деятельности на определенные слои населения, например молодежь, демобилизованных из вооруженных сил и т.п.
Эффективность организационных мер социальной защиты безработных зависит от развитости инфраструктуры рынка рабочей силы, которая предполагает наличие институциональных структур для организации взаимодействия работодателей и наемных работников по защите коллективных интересов тех и других. Такими организациями могут быть профсоюзы, ассоциации предпринимателей, союзы арендаторов, а также организации государственного посредничества в вопросах социального партнерства. Включение специальных органов в систему отношений субъектов рынка рабочей силы призвано обеспечить снятие противоречий между ними, организовывать и регулировать политику занятости с помощью разнообразных экономических инструментов и правовых норм.
К правовым формам защиты относятся ряд законодательных актов, направленных на регулирование занятости населения. Это, прежде всего, Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации», который действует в настоящее время с изменениями и дополнениями. Этими документами устанавливаются государственные гарантии права на труд, основные принципы государственной политики в области занятости, порядок регулирования и организации занятости населения, принципы компенсационных выплат при потере работы.
Государство предоставляет постоянно проживающим на его территории гражданам в соответствии с Конституцией РФ и КЗоТ РФ следующие гарантии в области занятости:
Свободу выбора вида занятости, в том числе работы с разными режимами труда;
Бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве со стороны ФСЗ;
В соответствии с заранее поданными заявками предприятий, учреждений, организаций обеспечение выпускникам учебных заведений подходящей работы;
Бесплатное обучение новой профессии (специальности), повышение квалификации в системе службы занятости или по ее направлению в иных учебных учреждениях с выплатой стипендии;
Компенсацию в соответствии с законодательством материальных затрат в связи с направлением на работу в другую местность по предложению службы занятости;
Возможность заключения срочных договоров (контрактов) на участие в оплачиваемых общественных работах, организуемых с учетом возрастных или иных особенностей граждан;
Правовую защиту от необоснованного увольнения (КЗоТ РФ ст. 40, ФЗ «О занятости населения», ст. 12).
Закон РФ «О занятости населения в РФ» от 19 апреля 1991 г. (с дополнениями и изменениями от 15 июля 1992г. и 20 апреля 1996 г.) закрепил в ст. 5 типовые принципы государственной политики в области содействия занятости:
Обеспечение равных возможностей всем гражданам РФ в реализации прав на добровольный труд и свободный выбор занятости;
Развитие трудовых ресурсов;
Предупреждение массовой и сокращение длительной (более года) безработицы;
Поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;
Обеспечение социальной защиты в области занятости;
Создание специальных мер для граждан, испытывающих трудности в поисках работы, т.е. помощь особо нуждающимся в трудоустройстве;
Сочетание местных мер с централизованными в области занятости;
Поощрение работодателей, создающих рабочие места.
Законом РФ о занятости (ст. 2) определены критерии занятости. В соответствии с ними занятыми считаются граждане:
Работающие по трудовому договору, имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая временные, сезонные работы;
Самостоятельно обеспечивающие себя работой, в том числе ИТД (включая фермеров, творческих работников), предприниматели, а также члены производственных кооперативов. Иногда возникают сложности при отнесении к числу занятых членов семей фермеров. Если фермерское предприятие зарегистрировано как семейное, принадлежащее членам семьи на основе права общей долевой собственности, то членов семьи фермера следует относить к занятым. Если же зарегистрировано ИТД одного из членов семьи, то считать других членов семьи занятыми нет основания;
Избранные, утвержденные или назначенные на оплачиваемую должность в органах законодательной и исполнительной власти, а также в общественных организациях различного типа;
Военнослужащие любых родов войск, служащие в органах БД;
Трудоспособные учащиеся любых очных заведений, включая обучение по направлению СЗН;
Временно отсутствующие на работе (отпуск, болезнь, переподготовка и т.д.).
Понятие «занятые граждане» является более широким по сравнению с понятием «работники». Работники – это один из видов занятых.
Поскольку принуждение к труду запрещено, то незанятость гражданина не может служить основанием для правовой ответственности. Реализовать свое право на труд в каком-либо виде занятости или не реализовывать его вообще, решает свободно только сам гражданин.
Если нужда не заставляет, человек может не связывать себя с выполнением оплачиваемой работы, а заниматься воспитанием детей, домашним хозяйством, общественной деятельностью.
Исключение делается для случаев, установленных законодательством. Это могут быть предусмотренные УК наказания за преступления в виде исправительных работ, которые назначаются на срок от одного месяца до одного года и отбываются в соответствии с приговором суда, либо по месту работы осужденного, либо в иных местах, определяемых органами, ведающими применением исправительных работ. Из заработка осужденного производится удержание в размере, установленном судом (в пределах от 5 до 20 % заработка).
Таким образом, безработные являются вынужденно незанятыми, поскольку по стандарту МОТ к безработным относятся трудоспособные лица в возрасте от 16 лет и старше, которые в рассматриваемый период соответствовали трем критериям:
а) не имели работы (доходного занятия);
б) занимались поиском работы, т.е. обращались в государственную или коммерческую службу занятости, использовали или помещали объявления в печати, непосредственно обращались к администрации предприятия (работодателю), использовали личные связи и т. д. или предпринимали шаги к организации собственного дела;
в) были готовы приступить к работе.
По методологии МОТ, при отнесении к безработным должны быть соблюдены все три категории.
Учащиеся, студенты, пенсионеры, инвалиды учитываются в качестве безработных, если они занимаются поиском работы и готовы приступить к ней.
Зарегистрированные органами ГСЗ безработные граждане имеют право на льготы и компенсации, установленные законом для лиц, не имеющих работы (доходного занятия).
Гарантии законности - это определенный комплекс организационных, экономических, политических, идеологических и иных факторов и юридических мер, обеспечивающих соблюдение законов, прав граждан и интересов общества и государства. Они носят комплексный характер, связаны со многими явлениями и процессами социальной жизни и могут быть эффективными лишь в своей совокупности, в тесном переплетении объективных и субъективных условий и предпосылок социальной жизни со специальными юридическими и организационными средствами, направленными на обеспечение режима законности. Гарантии законности принято делить на общие и специальные (юридические).
Общие гарантии
Среди такого рода гарантий общественной жизни, создающих благоприятную среду эффективного правового регулирования, можно выделить следующие.
Экономические гарантии. Они коренятся в самом социально-экономическом строе общества, характере собственности, организации системы хозяйствования, возможностях частнопредпринимательской и иной хозяйственной деятельности и являются основной отправной базой для всех других гарантий. Экономические факторы во многом предопределяют стабильность социально-политической обстановки в стране, эффективность законодательства и деятельности всего аппарата государства по реализации правовых норм. В число экономических гарантий входят обеспечение равноправного существования разных форм собственности, установление и охрана частной собственности, свобода частного предпринимательства, устойчивая денежная система и налоговая политика, ритмичная работа всего хозяйственного механизма, полная и своевременная оплата труда и т.д. В условиях нестабильности экономики, падения производства, разрыва хозяйственных связей, инфляции и фактов несвоевременности выплаты зарплаты и пенсий ослабляется режим полноценного действия юридических норм, дезорганизуются социальные связи, повышается уровень преступности, причем не только в хозяйственной сфере.
Политические гарантии - это развитие и совершенствование демократических устоев общества, формирование правового государства, разделение властей и их сотрудничество между собой, плюрализм мнений и идеологическое многообразие, обеспечение многопартийности и свободного парламентаризма и т.д.
Идеологические гарантии предполагают создание в обществе высокого уровня правовой культуры, основанной на уважении к закону, на его высоком авторитете, на внутреннем согласии людей с нормативным предписаниями. Это развитие правосознания, широкая пропаганда и распространение среди граждан правовых знаний, создание привычки, внутренней потребности соблюдать закон, навыков и умения использовать правовые нормы в повседневной жизни. Повышение уровня моральных установок личности, их общей культуры, формирование черт законопослушания, преклонения перед законом, активной жизненной позиции - важные идеологические предпосылки укрепления законности. Недостатки системы воспитания, а тем более его разрушение создают благоприятные условия для ослабления дисциплины, организованности, роста преступности. К идеологическим условиям относятся также уровень развития правовой науки, полнота воплощения в теоретических исследованиях демократических, гуманистических идей и концепций (теория правового государства, обеспечение и охрана прав личности, парламентаризм и т.д.), обоснование их внедрения в правотворческую и правоприменительную практику.
Социальные гарантии (высокий жизненный уровень населения, забота о социально незащищенных слоях общества, обеспечение и охрана прав и свобод личности, уверенность граждан в завтрашнем дне) также оказывают существенное влияние на уровень законности. Рост безработицы, задержки в выплате зарплаты, пенсий и других социальных выплат, повышение стоимости жизни создают питательную среду для незаконного обогащения, игнорирования юридических норм, социальных, национальных и бытовых конфликтов.
Общественные гарантии - активное привлечение общественности к борьбе с нарушениями закона, к профилактике правонарушений, создание атмосферы морального бойкота лиц, переступающих или способных переступить требования закона.
Специальные юридические гарантии
Под такого рода гарантиями понимается совокупность установленных законодательством способов и средств, направленных па предупреждение, устранение и пресечение правонарушений, на охрану и обеспечение прав и свобод личности, других субъектов права. К ним относятся:
- в) исчерпывающее и эффективное регулирование правовыми средствами всех отношений, которые нуждаются в юридической регламентации. Пробелы в праве, недостаточно четкое, неполное, противоречивое регулирование способны породить хаос в общественной жизни, факты произвола и усмотрения в деятельности государственных органов и отдельных должностных лиц;
- б) улучшение качества законодательства, его совершенствование. Законы должны соответствовать реальным условиям жизни, нормам общечеловеческой морали, отражать тенденции общественного развития, быть четкими и доступными. Необходимы постоянное обновление законодательства, отмена или изменение устаревших норм, систематизация нормативных актов, их эффективный учет;
- в) установление специальных институтов и процедур, направленных на обеспечение законности в деятельности государственного аппарата (судебное обжалование действий администрации, нарушающих права граждан, презумпция невиновности, независимость суда и др.), тщательно разработанных процессуальных норм при рассмотрении уголовных, гражданских и иных дел;
- г) установление эффективных мер ответственности (юридических санкций) за правонарушения;
- д) четкая и эффективная деятельность правоохранительных органов: суда, прокуратуры, милиции, специальных инспекций, направленная на предупреждение и пресечение преступлений и иных правонарушений, привлечение виновных к ответственности;
- е) контрольно-надзорная деятельность специальных органов, контролирующих соблюдение правовых норм: деятельность Конституционного Суда, иных судебных, а также прокурорских и следственных органов, контроль государственных органов за подведомственными им подразделениями, совершенствование юридической службы государственных и иных учреждений и организаций1.
Правопорядок
Правопорядок - это состояние упорядоченности регулируемых правом общественных отношений, возникшее в результате последовательного осуществления законности и характеризующееся реальным обеспечением, реализацией и охраной прав и свобод личности, неукоснительным соблюдением юридических обязанностей, правомерной деятельностью всех индивидуальных и коллективных субъектов права. Он предусматривает также решительную борьбу с любыми нарушениями правовых норм, восстановление нарушенных субъективных прав. Это порядок, где взаимоотношения органов, организаций и отдельных граждан четко определены законом, обеспечены и защищены государственной властью. Правопорядок - необходимый элемент организации и функционирования государственной власти. Только сильная власть, базирующаяся на неуклонном исполнении закона, на "диктатуре" права, способна создать в обществе прочный и устойчивый правопорядок, атмосферу уважения и авторитета права. Правовой нигилизм, стремление чиновника обойти, проигнорировать закон, встать выше его, снизить его авторитет и социальную значимость - питательная почва для ослабления подлинного правопорядка в стране.
Следует различать реально существующий правопорядок, т.е. фактическое состояние общественных отношений, урегулированных правом, и тот идеал правопорядка, к которому стремится цивилизованное государство в своей правотворческой и правоприменительной деятельности, который является целью правового регулирования. Стабильный и прочный правопорядок возможно установить лишь там, где существует подлинный режим демократии, авторитет и уважение к закону, где создана обстановка неуклонного действия права, уверенности граждан в незыблемости их прав, в том, что любые нарушения юридических норм будут выявлены и пресечены.
Правопорядок является необходимой составной частью более широкого понятия - общественного порядка, под которым понимается упорядоченная система всех существующих в обществе отношений, основанных на неуклонном исполнении всех социальных нормативных регуляторов (норм морали, права, корпоративных норм и др.). Правопорядок и общественный порядок соотносятся как часть и целое, причем последнее понятие несколько шире первого. Если общественный порядок исторически возникает вместе со становлением человеческого общества как его органическая часть и условие существования, то правопорядок в качестве политико-юридического явления зарождается гораздо позже с формированием публичной власти, права, законов. Если правопорядок базируется на праве и является результатом его реализации, то общественный порядок есть следствие соблюдения не только правовых, но и всех иных социальных норм общества. Наконец, если правопорядок опирается па особый аппарат принуждения, то общественный порядок - еще и на силу общественного мнения, меры негосударственного воздействия. При нарушении правопорядка и общественного правопорядка возможны разные последствия: в первом случае могут быть применены юридические санкции, во втором - также и меры морального характера.
Промышленность как крупная комплексная отрасль товарного сектора рыночной экономики включает в себя множество отраслей (угольная, нефтяная, машиностроительная, пищевая промышленность и т.д.), которые, в свою очередь, в экономическом и организационном плане объединяются в промышленные комплексы, например, электроэнергетический, машиностроительный, военно-промышленный и другие. Так, в рамках единого промышленного комплекса авиационная промышленность, ракетно-космическая промышленность, радио- и электронная промышленность, судостроительная промышленность составляют в своей совокупности военно-промышленный комплекс как определенное единство, в отношении которого могут приниматься управленческие решения на высшем уровне.
Первичным звеном промышленности как единого хозяйственно-экономического комплекса и всех структурных элементов его системы выступают хозяйствующие субъекты, занятые производством промышленной продукции и выступающие на товарном рынке субъектами предпринимательской деятельности , направленной на получение прибыли . Ими выступают различные по своим организационно-правовым формам коммерческие организации : предприятия , фирмы, субъекты малого предпринимательства, производственные кооперативы , акционерные общества , концерны, ассоциации и другие отраслевые, межотраслевые, территориальные их объединения. По формам собственности предприятия могут быть государственными, муниципальными, кооперативными, частными и смешанными. Большинство предприятий негосударственных форм собственности являются акционерными обществами или обществами с ограниченной ответственностью .
Важным структурным элементом промышленного комплекса являются крупнейшие комплексные отраслевые объединения типа Российского акционерного общества энергетики и электрификации — РАО «ЕЭС России», Российского акционерного общества «Газпром», учредителем которых выступает Правительство РФ . Они действуют как единые промышленно-финансовые комплексы. Это естественные монополии , имеющие своеобразный правовой статус (Федеральный закон от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (в редакции от 8 ноября 2007 г.)). Государством ведется специальный Реестр субъектов естественных монополий, в который включаются организации (юридические лица), осуществляющие деятельность по передаче электрической и тепловой энергии, транспортировке газа по трубопроводам, транспортировке нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам.
Правительство Российской Федерации как высший исполнительный орган государственной власти в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» вырабатывает и реализует государственную социально-экономическую политику в организации функционирования всех отраслей промышленного комплекса, направляя, координируя, обеспечивая и контролируя работу всех центральных органов исполнительной власти отраслевой и функциональной компетенции министерств, государственных комитетов и других федеральных ведомств, ведающих соответствующими отраслями и сферами деятельности промышленного комплекса; осуществляет управление федеральной собственностью; проводит всю системно-структурную организацию центрального федерального аппарата государственных органов исполнительной власти , направляя и контролируя их деятельность; устанавливает правовой статус государственных органов исполнительной власти , утверждая Положения о соответствующих федеральных министерствах, ведомствах и их территориальных органах; разрабатывает федеральные программы развития промышленности в отраслевом и региональном масштабе, принимая затем все необходимые для их реализации меры.
Министерство промышленности и энергетики РФ (Положение о нем см.: СЗ РФ. 2004. № 25. Ст. 2566) как орган отраслевого государственного регулирования имеет в своей системе три федеральные службы: по атомному надзору; по технологическому надзору; по техническому регулированию и метрологии, а также пять федеральных агентств (по атомной энергии; по энергетике; по промышленности; космическое агентство; по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству).
Государственная контрольно-надзорная деятельность и в промышленном комплексе. В промышленном комплексе, как и во всех других отраслевых хозяйственно-экономических комплексах, к виновным физическим и юридическим лицам государственными органами исполнительной власти межотраслевой компетенции применяется административная ответственность за межотраслевого масштаба и характера, например, за нарушения законодательства о труде и охране труда (ст. 5.27 КоАП РФ), фиктивное или преднамеренное банкротство (ст. 14.12 КоАП РФ), административные правонарушения в области финансов , налогов и сборов, рынка ценных бумаг (ст. 15.1-15.26) и другие. Но существуют и специфические именно для промышленности разновидности административной ответственности отраслевого масштаба и характера, применяемые в рамках отраслевого административно-правового регулирования за административные правонарушения в сфере, например, государственного горного и промышленного надзора, государственного надзора за ядерной и радиационной безопасностью, государственного энергетического надзора и государственного геологического контроля и надзора, государственного надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов в промышленности.
Административно-правовое регулирование в строительном комплексе
В системе строительного комплекса как крупной комплексной отрасли экономики действует большое количество проектно-строительных и проектно-технологических организаций, специализирующихся обычно на проектировании строительства определенных объектов — промышленных, сельских, водохозяйственных, транспортных, жилищных и т.д.
Проектирование — процесс создания комплекта технической документации, по которой будет осуществляться строительство конкретного здания или сооружения. Проектированием занимается множество проектных институтов и других проектно-строительных организаций, которые на договорных началах разрабатывают для конкретных заказчиков проекты строительства, а соответствующие органы государственной или муниципальной власти их утверждают, как правило, после проведения государственной экспертизы предпроектной и проектной документации.
Правительство РФ осуществляет управление социально-экономическими процессами в строительстве путем создания рыночных условий для свободного предпринимательства в строительном комплексе на основе рационального сочетания всех форм собственности , создания и реализации правового механизма рыночной экономики; объединяет и направляет работу центральных органов исполнительной власти , действующих в строительном комплексе, устанавливает их организационно-правовой статус, утверждая положения о них. К полномочиям Правительства РФ в области градостроительной деятельности относятся установление основ федеральной политики в этой области, установление порядка ведения государственного градостроительного кадастра и мониторинга объектов градостроительной деятельности; установление порядка лицензирования разработки градостроительной и проектной документации, установление порядка выдачи разрешений на строительство объектов недвижимости федерального значения, а также объектов недвижимости на территориях объектов особого регулирования федерального значения и ряд других, перечисленных в ст. 21 Градостроительного кодекса РФ. Аналогичные функции и полномочия в управлении строительством в субъектах Российской Федерации осуществляют в территориальных пределах этого субъекта высшие органы исполнительной власти этого субъекта (губернатор, администрация, правительство).
В ведении муниципальных образований в области градостроительства находятся: принятие и изменение правил застройки, утверждение и реализация градостроительной документации; организация ведения государственного градостроительного кадастра и мониторинга объектов градостроительной деятельности в случае наделения органов местного самоуправления соответствующими полномочиями; осуществление контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о градостроительстве и некоторые другие вопросы (ст. 23 Градостроительного кодекса РФ).
Общеэкономические министерства и ведомства (Министерство экономического развития и торговли РФ, Министерство финансов РФ), как органы межотраслевого функционального регулирования, в пределах своей компетенции осуществляют те же свои функции и полномочия в строительном комплексе, что и в других хозяйственно-экономических комплексах.
Органом отраслевого регулирования в строительном комплексе выступает действующее в системе Министерства промышленности и энергетики РФ Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству.
Контроль и надзор в строительстве начинается в стадии проектирования и затем осуществляется в процессе строительства и после его окончания (в процессе приемки законченных строительством зданий и сооружений).
На стадии проектирования контроль и надзор осуществляется в процессе разработки, рассмотрения и утверждения проектно-сметной документации на строительство. В процессе строительства специальная служба проектировщиков осуществляет авторский досмотр — контроль представителя проектной организации за правильностью исполнения проекта строителями.
Контрольно-надзорные функции за безопасным ведением работ в строительстве, соблюдением правил пожарной безопасности, экологических, санитарно-противоэпидемических и других правил ведут, соответственно, органы госгортехнадзора, электронадзора, пожарного, экологического, санитарно-эпидемиологического и других функциональных видов государственного контроля и надзора. На стадии проектирования все эти органы призваны осуществлять предупредительный государственный контроль и надзор, давая заключения по строительным проектам с точки зрения соблюдения в них всех норм и правил. В процессе строительства они полномочны осуществлять текущий государственный контроль за фактическим соблюдением правил и норм строителями. При этом должностные лица контрольно-надзорных государственных органов вправе применять меры административного предупреждения, пресечения (приостановление, запрещение работ) и административные наказания , предусмотренные ст. 9.4 и 9.5 КоАП РФ.
Административно-правовое регулирование в агропромышленном комплексе
Агропромышленный комплекс (АПК) страны включает в себя много отраслей сельскохозяйственного и органически связанного с ним промышленного и иного производства: основные отрасли сельскохозяйственного производства (земледелие, растениеводство и животноводство) и специальные отрасли сельского хозяйства (лесное хозяйство, охотничье дело, рыбное хозяйство, мелиорация и водное хозяйство, заготовки, хранение и промышленную переработку сельскохозяйственной продукции).
Проводимые в России экономические реформы, направленные на создание многоукладной рыночной экономики и конкурентной среды, формирование класса новых собственников изменили саму суть управляющего организующего государственного воздействия на функционирование и развитие сельского хозяйства, а также правовой статус хозяйствующих в той отрасли субъектов.
Государственное управление сельским хозяйством заменено теперь государственным регулированием агропромышленного производства посредством экономического воздействия государства на производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, включая рыбу и морепродукты, а также производственно-техническое обслуживание и материально-техническое обеспечение агропромышленного производства. Государственное регулирование агропромышленного производства осуществляется по следующим основным направлениям: формирование и функционирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия; финансирование, кредитование, страхование , льготное налогообложение; защита интересов отечественных товаропроизводителей при осуществлении внешнеэкономической деятельности; развитие науки и осуществление научной деятельности в сфере агропромышленного производства; развитие социальной сферы села; иные направления, определенные законодательством Российской Федерации (см. ст. 1, 2 Федерального закона от 14 июля 1997 г. № 100-ФЗ «О государственном регулировании агропромышленного производства»).
Правительство РФ осуществляет общую координацию работы и контроль за деятельностью всех федеральных органов исполнительной власти (министерств и ведомств), действующих в системе АПК или имеющих к ней какое-либо функциональное отношение. К числу важнейших направлений правительственного регулирования организации и деятельности АПК можно отнести разработку федеральных целевых программ стабилизации и развития агропромышленного производства в стране, разработку и реализацию государственной закупочной, налоговой, ценовой, кредитной, страховой, внешнеэкономической политики в отношении агропромышленного комплекса; назначает представителей государства в открытых акционерных обществах агропромышленного комплекса, определяя основы их компетенции; заключает ежегодные соглашения с Аграрным союзом России; определяет виды и порядок ежегодного предоставления различных мер государственной поддержки агропромышленному комплексу.
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (Минсельхоз России) является федеральным органом исполнительной власти , проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сфере агропромышленного комплекса и продовольственного обеспечения страны, а также координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти в случаях, установленных федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ. Оно осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными и субъектов Российской Федерации органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и общественными организациями.
В системе Министерства сельского хозяйства РФ действуют
Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральное агентство по сельскому хозяйству и Федеральное агентство по рыболовству.
В системе Министерства природных ресурсов РФ как федерального органа управления лесным, водным хозяйством и недропользованием действуют Федеральная служба по надзору в сфере экологии и природопользования, Федеральное агентство лесного хозяйства, Федеральное агентство водных ресурсов и Федеральное агентство по недропользованию.
Контроль, надзор и административная ответственность в агропромышленном комплексе имеет своей целью и социальным предназначением сохранение и преумножение богатств природы, обеспечение правильного целесообразного использования и сохранности материальных ценностей, предупреждение эпидемических и иных небезопасных для человека заболеваний среди животных и растений, обеспечение высокого качества заготавливаемой для промышленной переработки и длительного хранения сельскохозяйственной продукции.
Правом привлечения к административной ответственности виновных физических и юридических лиц пользуются действующие в системе Министерства сельского хозяйства РФ:
органы государственного ветеринарного надзора и их должностные лица (ст. 23.14 КоАП РФ) — за нарушение правил карантина животных или других ветеринарно-санитарных правил; сокрытие сведений о внезапном падеже или об одновременных массовых заболеваниях животных; за нарушение ветеринарно-санитарных правил перевозки или убоя животных, правил переработки, хранения или реализации продуктов животноводства (ст. 10.6-10.8 КоАП РФ);
органы государственного карантинного фитосанитарного контроля и их должностные лица (ст. 23.15 КоАП РФ) — за нарушение правил борьбы с карантинными, особо опасными вредителями растений, возбудителями болезней растений; нарушение порядка ввоза и вывоза подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза; за нарушение правил производства, заготовки, перевозки, хранения, переработки, использования и реализации подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) (ст. 10.1-10.3 КоАП РФ);
органы государственного контроля и надзора в области защиты растений и их должностные лица (ст. 23.16 КоАП РФ) — за нарушение правил обращения с пестицидами; нарушение правил борьбы с растениями-сорняками (ст. 8.3,10.1 КоАП РФ);
государственные семенные инспекции и их должностные лица (ст. 23.19 КоАП РФ) — за нарушение правил производства, заготовки, обработки, хранения, реализации, транспортировки и использования семян сельскохозяйственных растений; за нарушение правил ведения документации на семена сельскохозяйственных растений; за нарушение порядка ввоза на территорию Российской Федерации семян сельскохозяйственных растений (ст. 10.12-10.14 КоАП РФ).
Органы Росгосхлебинспекции при Правительстве РФ, осуществляющие государственный контроль за качеством и рациональным использованием зерна и продуктов его переработки, и их должностные лица (ст. 23.18 КоАП РФ) могут привлекать к административной ответственности физических и юридических лиц за нарушение правил хранения, закупки или рационального использования зерна и продуктов его переработки, правил производства продуктов переработки зерна (ст. 7.18 КоАП РФ).
Много органов исполнительной власти, наделенных правом применения административных наказаний , действует в системе Министерства природных ресурсов РФ:
органы, осуществляющие государственный контроль за использованием и охраной земель, и их должностные лица (ст. 23.21 КоАП РФ) вправе привлекать к административной ответственности физических и юридических лиц за самовольное занятие земельного участка; за уничтожение межевых знаков границ земельных участков; за самовольную переуступку права пользования землей; за сокрытие или искажение экологической информации о состоянии земель; порчу земель; за невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению; за использование земель не по целевому назначению, невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв (ст. 7.1, 7.2, 7.10, 8.5, 8.6-8.8 КоАП РФ);
органы, осуществляющие государственный контроль за использованием и охраной водных объектов, и их должностные лица (ст. 23.23 КоАП РФ) могут применять административные наказания за уничтожение специальных водохозяйственных или водоохранных знаков; за самовольное занятие водного объекта или пользование им без разрешения (лицензии); за повреждение гидротехнического, водохозяйственного или водоохранного сооружения, устройства или установки; за самовольное занятие земельного участка прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта либо зоны (округа) санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения; за самовольную переуступку права пользования водным объектом; за сокрытие или искажение экологической информации о состоянии водных объектов; за нарушение порядка предоставления в пользование и режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов; за нарушение правил охраны водных объектов; нарушение правил водопользования; за нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств; невыполнение правил ведения судовых документов; за нарушение правил захоронения отходов и других материалов во внутренних морских водах и территориальном море Российской Федерации; за нарушение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений (ст. 7.2, 7.6-7.8, 7.10, 8.5, 8.12-8.16, 8.19, 9.2 КоАП РФ);
органы, уполномоченные в области использования, охраны и защиты лесного фонда, и их должностные лица (ст. 23.24 КоАП РФ) могут привлекать к административной ответственности за самовольное занятие участков земель лесного фонда; за уничтожение специальных лесоустроительных и лесохозяйственных знаков; за самовольное занятие участка леса; за пользование объектами животного мира без разрешения (лицензии); за сокрытие или уничтожение информации о состоянии лесов, земель лесного фонда и многие другие разновидности норм и правил лесопользования, охраны и защиты лесного фонда (более двадцати наименований) (ст. 7.1, 7.2, 7.8-7.11, 8.7, 8.8, 8.12, 8.13, 8.24-8.37 КоАП РФ);
органы, уполномоченные в области охраны, контроля и регулирования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты и среды их обитания, и их должностные лица (ст. 23.26 КоАП РФ) наделены правом привлечения к административной ответственности лиц виновных в уничтожении, повреждении специальных знаков, устанавливаемых пользователями и охранителями животного мира; пользовании объектами животного мира без разрешения (лицензии); в нарушении правил охраны среды обитания или путей миграции животных и многих других правил десяти наименований (ст. 7.2, 7.11, 8.33, 8.34-8.37 КоАП РФ);
органы государственного экологического контроля и их должностные лица (ст. 23.29 КоАП РФ) полномочны привлекать к административной ответственности лиц, виновных в уничтожении или повреждении знаков особо охраняемых природных территорий; за несоблюдение экологических требований при планировании , технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий , сооружений или иных объектов; за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами и целого ряда других экологических требований и норм (около двадцати наименований) (ст. 7.2, 7.11, 8.1, 8.2, 8.4-8.6, 8.18-8.19, 8.21-8.23, 8.31, 8.33-8.36, 8.39 КоАП РФ).
Органы рыбоохраны и их должностные лица (ст. 23.27 КоАП РФ) вправе привлекать к административной ответственности физических и юридических лиц за нарушение правил охраны рыбных запасов и многих других связанных с ними правил и норм по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира, отнесенных к водным биологическим ресурсам, и среды их обитания (ст. 7.2, 7.11, 8.33, 8.34-8.38, 11.8-11.11, 11.13, 11.15-11.17 КоАП РФ).
Административно-правовое регулирование в хозяйственно-обслуживающем комплексе
Общая социально-правовая характеристика состава и структуры хозяйственно-обслуживающего комплекса.
В хозяйственно-обслуживающий комплекс входит группа организационно самостоятельных отраслей экономики , объединяемых общностью, осуществляемой предприятиями этих отраслей, хозяйственно-обслуживающей деятельности, являющейся специфической разновидностью производственно-хозяйственной деятельности. Деятельность всех отраслей хозяйственно-обслуживающего комплекса связана с оказанием хозяйственных услуг (транспортных, торговых, информационных, связи и других), представляющих собой полезное действие той или иной потребительной стоимости, не обладающей физической формой товара, но имеющей финансовый эквивалент своей рыночной стоимости.
В систему хозяйственно-обслуживающего комплекса входят следующие отрасли экономики: транспорт (всех видов), связь (почтовая, телеграфная, телефонная и т.д.), внутренняя торговля и бытовое обслуживание, жилищно-коммунальное хозяйство. В обслуживающих отраслях производственный цикл не замыкается в системе организаций данной отрасли, выходит за ее пределы и продолжается дальше в виде взаимодействия организаций данной обслуживающей отрасли с клиентурой. Весь смысл деятельности обслуживающих отраслей состоит именно в надлежащей четкой организации обслуживания физических и юридических лиц (клиентуры) за пределами данной обслуживающей отрасли. Это обусловливает существование двух групп организационных отношений: 1) отношений внутриотраслевого масштаба и характера между организациями данной отрасли и 2) отношений, выходящих за пределы собственно отрасли, складывающихся между предприятиями обслуживающих отраслей и клиентурой.
Для организации отношений внутриотраслевого масштаба и характера осуществляются внутриорганизационные функции внутрикорпоративного управления . Они направлены на создание системы предприятий и организаций соответствующей обслуживающей отрасли и органов внутриотраслевого управления и на обеспечение четкой и бесперебойной работы всей системы отрасли (организация прогнозирования развития отрасли, финансирования и материально-технического оснащения, научно-техническое нормирование, работа с кадрами и т.д.). Для организации же второй группы отношений управленческие функции межотраслевого масштаба и характера направлены на регулирование отношений предприятий и организаций соответствующей обслуживающей отрасли с клиентурой: установление правил обслуживания (правила перевозок, торговли, правила предоставления услуг бытового характера, правила пользования жилым помещением и другие), установление правил и режима работы предприятий и организаций обслуживающих отраслей, установление правил пользования предоставляемыми услугами (правила пользования телефоном, правила поведения пассажиров в поезде, самолете и т.д.). Осуществление этих функций представляет собой организационные, управленческие акты, которые предшествуют гражданско-правовым отношениям, в которые вступают предприятия обслуживающих отраслей с клиентурой.
Важнейшим элементом государственной организации любых видов хозяйственного обслуживания физических и юридических лиц является защита их интересов как потребителей. Резолюция Генеральной ассамблеи ООН от 9 апреля 1985 г. «Руководящие принципы для защиты интересов потребителей» закрепила восемь основополагающих прав потребителей: 1) право на выбор; 2) право на возмещение вреда; 3) право быть выслушанным; 4) право на информацию; 5) право на потребительское образование; 6) право на удовлетворение базовых потребностей; 7) право на качество; 8) право на безопасность.
Все эти права в той или иной степени уже нашли отражение в современном российском законодательстве по защите прав потребителей: в ГК РФ, КоАП РФ, в Федеральном законе «Об антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур», Федеральном законе «О сертификации продукции и услуг» и особенно в Федеральном законе от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (в редакции от 25 октября 2007 г.).
Правительство РФ как высший орган исполнительной власти разрабатывает государственную политику в организации и деятельности отраслей в хозяйственно-обслуживающем комплексе, организует, направляет и контролирует деятельность отраслевых министерств и ведомств в хозяйственно-обслуживающем комплексе; разрабатывает и реализует исполнение федеральных и региональных программ развития обслуживающих отраслей; утверждает Правила оказания услуг в каждой обслуживающей отрасли. В целях обеспечения взаимодействия федеральных органов исполнительной власти по вопросам защиты прав потребителей Правительством РФ создан Межведомственный совет по защите прав потребителей, одной из основных задач которого является координация действий федеральных органов исполнительной власти по реализации Закона РФ «О защите прав потребителей» и участие в осуществлении мер по совершенствованию механизма реализации законодательства о защите прав потребителей.
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека действует в системе Министерства здравоохранения и социального развития РФ.
В системе Министерства информационных технологий и связи РФ (Положение о нем см.: Российская газета. 2004. 1 июля) действуют:
Федеральная служба по надзору в сфере связи, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, Федеральное агентство воздушного транспорта, Федеральное дорожное агентство, Федеральное агентство железнодорожного транспорта, Федеральное агентство морского и речного транспорта, Федеральное агентство связи, действующие на основе Положений о них, утвержденных постановлениями Правительства РФ. Межотраслевую координацию и функциональное регулирование в области жилищно-коммунального комплекса и его реформирования во взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов РФ осуществляет Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, действующее в системе Министерства промышленности и энергетики РФ.
Административная ответственность в отраслях хозяйственно-обслуживающего комплекса применяется к физическим и юридическим лицам многими контрольно-надзорными органами и их должностными лицами:
Органы российской транспортной инспекции и их должностные лица (ст. 23.36 КоАП РФ) наделены правом привлечения к административной ответственности физических и юридических лиц за административные правонарушения , предусмотренные ст. 8.2, 8.3, 8.22, 8.23, 11.2, 11.14, 11.15, 11.17, 11.23, 11.25-11.29, 12.3, 19.19 КоАП РФ.
Органы автомобильного транспорта и их должностные лица (ст. 23.37 КоАП РФ) наделены правом привлечения к административной ответственности лиц, виновных в совершении административных правонарушений , предусмотренных ст. 11.15, 11.18, 11.19 КоАП РФ.
Органы морского транспорта и их должностные лица (ст. 23.38 КоАП РФ) вправе привлекать к административной ответственности лиц, виновных в совершении административных правонарушений, предусмотренных ст. 8.22, 8.23, 11.6, 11.7, 11.8-11.11, 11.13-11.19 КоАП РФ.
Органы внутреннего водного транспорта и их должностные лица (ст. 23.39 КоАП РФ) уполномочены привлекать к административной ответственности лиц, виновных в совершении административных правонарушений, предусмотренных ст. 8.22, 11.6-11, 11.13-11.19 КоАП РФ.
Органы государственной инспекции по маломерным судам и их должностные лица (ст. 23.40 КоАП РФ) вправе привлекать к административной ответственности лиц, виновных в совершении административных правонарушений, предусмотренных ст. 8.22, 8.23, 11.7-11.13 КоАП РФ.
Органы железнодорожного транспорта и их должностные лица (ст. 23.41 КоАП РФ) наделены правом привлечения к административной ответственности лиц, виновных в совершении административных правонарушений, предусмотренных ст. 11.1, 11.14-11.19 КоАП РФ.
Органы, осуществляющие государственное регулирование в области авиации (ст. 23.42 КоАП РФ), имеют право привлекать к административной ответственности лиц, виновных в совершении административных правонарушений, предусмотренных ст. 8.22, 8.23, 11.3, 11.5, 11.14-11.19 КоАП РФ.
Органы единой системы организации воздушного движения в Российской Федерации и их должностные лица (ст. 23.43 КоАП РФ) уполномочены привлекать к административной ответственности лиц, виновных в совершении административных правонарушений, предусмотренных ст. 11.4, 18.1 КоАП РФ.
Органы, осуществляющие государственный надзор за связью и информатизацией, и их должностные лица (ст. 23.44 КоАП РФ) вправе привлекать к административной ответственности лиц, виновных в совершении административных правонарушений, предусмотренных ст. 13.1, 13.6-13.9, 13.18 КоАП РФ.
Органы государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей и их должностные лица (ст. 23.49 КоАП РФ) наделены правом привлечения к административной ответственности лиц, виновных в совершении административных правонарушений, предусмотренных ст. 10.8, 14.2, 14.4, 14.15, 14.16, 19.14 КоАП РФ.
Лекция 1.
Тема 1 :ПРЕЛПРИЯТИЕ В СИСТЕМЕ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ
В1: Совершенствование организации производственной деятельности предприятия
Организационная деятельность предприятия охватывает комплекс задач организационного, технического и экономического характера, предусматривает выбор и обоснование производственной структуры предприятия, организационных форм и экономических методов ведения производства, В процессе организационной деятельности устанавливаются необходимые производственные связи и создаются условия, обеспечивающие взаимодействие на экономической основе всех элементов производственного процесса и внутренних подразделений. Производственная деятельность работников организуется на основе разделения труда, обязанностей в рамках определенной иерархической структуры. Рациональная организация производственной деятельности предприятия обеспечивает координацию и оптимизацию во времени и в пространстве всех ресурсов производства, влияние организационных факторов для достижения целей предприятия - удовлетворения запросов потребителей, обеспечения превосходства и конкурентоспособности предприятия и в конечном итоге экономического роста.
Совершенствование организации производственной деятельности предприятий - одно из важнейших направлений реформирования предприятий.
При организации производственных процессов люди, орудия и предметы труда объединяются для обеспечения рационального сочетания во времени и в пространстве основных, вспомогательных и обслуживающих процессов. Основой являются принципы рациональной организации производственного процесса. Части производственного процесса сочетаются н пространстве и виде производственной структуры, которая нуждается в изменениях. Она должна быть динамичной в зависимости от изменяющихся условий производственной деятельности. Главные факторы развития производственных структур - оптимизация количества и размеров производственных подразделений предприятия; обеспечение рационального соотношения между основными, вспомогательными и обслуживающими подразделениями; повышение технического уровня производства.
Для обеспечения рационального взаимодействия всех элементов производственного процесса и упорядочения выполняемых работ во времени и в пространстве необходимо формирование производственного цикла изделия. Сокращение длительности производственного цикла достигается путем уменьшения времени рабочего периода и перерывов в производственном процессе, что, в свою очередь, обусловлено совершенствованием техники и технологии, повышением уровня организации производства.
В условиях перехода к рыночным отношениям, требующим гибкого реагирования на изменения спроса потребителей на тот или иной вид продукции, возрастает роль оперативного управления производством, основные недостатки которого обусловлены несоответствием пропускной способности оборудования по участкам и цехам, появлением "узких мест", внеплановыми простоями оборудования; недостатками в организации производства, труда, планирования; перебоями в материально-техническом снабжении; низким уровнем трудовой и производственной дисциплины.
2 этап
Решение проблем оперативного управления производством (ОУП) связано с выполнением всего комплекса работ по каждому из элементов ОУП. По оперативно-календарному планированию производства - это дифференциация и доведение контрольных заданий до непосредственных исполнителей; согласование работы цехов, участков предприятия и обоснование их потребности в ресурсах (материалах, комплектующих изделиях, оборудовании, инструменте); формирование согласованных планов деятельности участков, бригад, индивидуальных рабочих по выпуску заготовок, деталей изделий. По оперативному учету (контролю) состояния производства - это обеспечение достоверной, своевременной
информации; учет движения деталей, сборочных единиц по технологическому маршруту (по цехам, участкам, рабочим местам), движения материалов и комплектующих изделий на складах предприятия; организация складирования и учет готовых деталей и сборочных единиц; учет реализации продукции и выполнения плана поставок по договорам. Анализ хода производства предусматривает определение отклонения выполнения заданий по количеству и срокам выпуска заготовок, деталей, изделий; выявление дефицита материалов, комплектующих, причин и виновников простоев производства. Оперативное регулирование и координация производства предполагает принятие мер по предупреждению и устранению отклонений от плана и простоев в ходе производства; координацию текущей работы взаимосвязанных звеньев производства; руководство подготовкой необходимых ресурсов для выполнения календарных графиков производства и сменно-суточных заданий.
Высокоэффективные предприятия - это предприятия, способные к нововведениям, к развитию. Разработка и освоение производства новой продукции предполагают осуществление совокупности процессов научного, технического и организационно-экономического характера. При этом ставятся основные цели - создание новых изделий заданного технического уровня и качества; сокращение затрат и продолжительности цикла создания, производства и освоения новых изделий. Основная проблема, требующая решения, - чрезвычайно высокая длительность цикла подготовки производства и освоения выпуска новых видов продукции. Основные меры по сокращению времени подготовки производства - уменьшение времени рабочего периода за счет проведения мероприятий по снижению трудовых затрат; сокращение времени перерывов в процессе подготовки производства, внедрение параллельно-совмещенного метода организации работ. Ускорению освоения новых изделий способствует участие разработчиков, производителей и потребителей в работах по проектированию и производству новых изделий, готовность производства к освоению, способность его быстро перестраиваться на выпуск новых изделий с минимальными потерями времени и средств, координация работ по подготовке производства.
Развитие инновационной деятельности осуществляется по следующим направлениям:
Организация экспертиз, внедрение и тиражирование изобретений, ноу-хау, научно-технических разработок, научных произведений, открытий, промышленных образцов, товарных знаков, создание опытных образцов, проведение опытных испытаний, создание новых образцов техники, технологии и научно-технической документации, подготовка производства;
Проведение научно-исследовательских, проектных, опытно-конструкторских, маркетинговых исследований с целью создания образцов новой техники и технологий;
Патентно-лицензионная деятельность.
Рациональная организация инновационной деятельности предполагает выбор оптимальной организационной формы: научные учреждения, конструкторская организация, бюро рационализации и изобретательства, проблемные комиссии, временные коллективы, научные союзы и фонды, в том числе инвестиционные ассоциации, консорциумы; малые инновационные предприятия; технопарковые структуры; программно-целевая и технопарковая организация инновационной деятельности на малых предприятиях.
Эффективность изготовления и выпуска конкурентоспособной продукции с минимальными затратами и бесперебойная производственно-хозяйственная деятельность предприятия обеспечиваются не только рациональной организацией технологических процессов, но и высоким уровнем технического обслуживания основного производства и всех подразделений производственной инфраструктуры.
Инфраструктура предприятия - это комплекс подразделений и служб, главная задача которых сводится к обеспечению нормального функционирования (без перерывов и остановок) основного производства и всех сфер деятельности предприятии.
Для большинства предприятий подразделениями вспомогательных производств и всей системы технического обслуживания являются ремонтное, инструментальное, энергетическое, транспортное, складское и тарное хозяйства.
Система технического обслуживания предприятия должна соответствовать следующим требованиям: обеспечивать условия выпуска конкурентоспособной продукции при минимальных затратах; осуществлять технико-экономическую и организационную регламентацию процессов обслуживания; носить профилактический характер; обеспечивать гибкость, преемственность и минимальную перестройку при переходе основного производства на выпуск новой продукции.
Таким образом, вспомогательные хозяйства требуют высокой организации, адекватной уровню организации основного производства.
Недооценка роли технического обслуживания, недостатки в его организации привели к возникновению ряда проблем. Велики нерациональные затраты предприятий, связанные с осуществлением всего комплекса работ но техническому обслуживанию самим предприятием. Значительны затраты ручного труда и стоимость продукции подразделений производственной инфраструктуры. Продукция и услуги низкого качества. Наблюдается разрыв в техническом и организационном уровнях основного и вспомогательного производств, высока численность вспомогательных работников, недостаточен их квалификационный уровень. Существенны недостатки в нормировании, планировании деятельности подразделений производственной инфраструктуры. Нерациональная организация деятельности вспомогательного производства является одной из причин недостатка запасных частей в производстве, выполнения вспомогательными цехами работ основного производства.
Улучшение деятельности подразделений производственной инфраструктуры связано с выполнением части работ сторонними организациями; централизацией и концентрацией однородных процессов обслуживания и их специализацией, что создает условия для использования прогрессивного оборудования, научных методов организации производства и труда, высокопроизводительной технологии. Необходимы механизация и автоматизация технологических процессов, рационализация управления, улучшение нормативной базы, обоснованное планирование численности работников, разработка и внедрение технически обоснованных норм времени и мероприятий по научной организации труда, использование стимулирующих систем оплаты труда, создание комплексной технологии, централизованное производство запасных частей.
Рациональная организация работы вспомогательных производств - важнейшее условие стабилизации основного производства, наращивания объема выпуска продукции. Для устранения вышеназванных недостатков необходимо изучение и внедрение основных теоретических положений и практического опыта рациональной организации производственной деятельности предприятия.
Вопрос 2: Организационно-правовые формы предприятий
В экономике страны разнообразие предприятий велико. Отличаются они друг от друга, во-первых, размерами. В качестве показателей размера предприятия обычно используются количество работающих на нем людей; количество выпускаемой продукции или оказываемых услуг; размер капитала. Во-вторых, предприятия отличаются разнообразием видов продукции, которые они производят, или услуг, которые они оказывают. В-третьих, предприятия отличаются способами владения собственностью.
Однако наиболее важным признаком классификации хозяйствующего субъекта в условиях рыночной экономики является деление хозяйствующих субъектов по признаку организационно-правовых форм предприятий.
Проводимая в стране экономическая реформа невозможна без соответствующих организационно-правовых структур, которые регламентируются государством через Гражданский кодекс и специальные законы.
В гражданском кодексе введены такие понятия, как «коммерческая организация» и «некоммерческая организация». Коммерческая организация преследует извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Некоммерческая организация данной цели не преследует и если получает прибыль, то последняя не распределяется между участниками предприятия.
Предпринимательской деятельностью, согласно российскому законодательству (в частности, Гражданскому кодексу РФ), признается деятельность, отвечающая таким признакам, как:
самостоятельность осуществления деятельности предпринимателем на свой риск;
направленность деятельности на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг;
обязательная регистрация лица, осуществляющего деятельность в качестве предпринимателя, в установленном законодательством порядке.
Предпринимательская деятельность, по российскому законодательству, может осуществляться:
с образованием юридического лица - коммерческой организации;
без образования юридического лица - индивидуальное предпринимательство.
Формы предпринимательства разнообразны и характерны как для юридических, так и для физических лиц. Различают индивидуальные, коллективные и корпоративные формы предпринимательства.
Если гражданин зарегистрирован как предприниматель без образования юридическою лица, то он считается индивидуальным предпринимателем с момента его государственной регистрации в данном качестве. При этом если предпринимательская деятельность осуществляется без привлечения наемною труда, то это считается индивидуальной трудовой деятельностью.
Если гражданин нанимает кого-либо для занятия избранным им видом деятельности, то это рассматривается как образование предприятия.
Индивидуальное предпринимательство связано с единоличным владением имуществом с целью получения личного дохода или прибыли.
Предприниматели-индивидуалы, выступая на рынке наравне с юридическими лицами, имеют право заниматься производством, оказанием услуг, осуществлять торговую, торгово-закупочную, инновационную, консультационную и иную хозяйственную деятельность, не запрещенную законодательством.
Предприниматель может иметь счет в банке, свой товарный знак, пользоваться банковским кредитом. Для достижения основной цели всякого предпринимательства - получения прибыли предприниматель-индивидуал вправе заключать гражданско-правовые договоры на совершение различных сделок и привлекать работников по трудовым договорам. Эта форма предпринимательской деятельности связана с самым простым финансовым и налоговым учетом.
Индивидуальным предпринимателем является лицо, которое ведет дело за свой счет и от своего имени, лично занимается управлением бизнеса и несет личную ответственность, самостоятельно принимает решения и несет риск потерь в случае банкротства. Индивидуальный предприниматель, который не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности, может быть признан несостоятельным (банкротом) по решению суда.
Преимущества индивидуального предпринимательства следующие:
Минимальная регламентированность со стороны государства;
Упрощенный порядок регистрации, ведения налогового и бухгалтерского учета и отчетности;
Клиенты лично известны предпринимателю и, следовательно, он может быстро реагировать на изменения их потребностей и вкусов;
Гибкость и оперативность в принятии решений;
Наличие стимула для напряженной работы (работает на себя). К недостаткам индивидуального предпринимательства относят:
Полную имущественную (субсидиарную) ответственность предпринимателя;
Ограниченность масштабов бизнеса рамками капитала (лимитирован личными средствами и возможностями займов);
Слабая конкурентоспособность, сильная зависимость от внешней среды.
Основными субъектами предпринимательской деятельности являются юридические лица. Юридическое лицо - организация, характеризующаяся следующими признаками:
Имеет обособленное имущество (в собственности, в хозяйственном ведении, в оперативном управлении);
Отвечает имуществом по своим обязательствам;
Может от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права;
Может нести обязанности;
Может быть истцом и ответчиком в суде;
Имеет самостоятельный баланс или смету.
Всякая организация, чтобы быть признанной юридическим лицом, помимо формальных критериев (таких как обязательная регистрация учредительных документов) должна обладать в совокупности вышеназванными характеристиками.
Переход от государственной к рыночной организации экономики означает, что основным отличительным признаком юридического лица вместо организационного единства (определенным образом организованного коллектива) становится обособленное "персонифицированное" имущество.
Хозяйствует, конечно, не имущество, а люди, но именно наличие имущества позволяет, во-первых, уменьшить предпринимательский риск коммерсантов, создавших предприятие, поскольку не они, а юридическое лицо отвечает по долгам предприятия; во-вторых, гарантирует удовлетворение возможных требований кредиторов.
Имущество может принадлежать юридическому лицу на праве собственности или на ограниченном вещном праве - хозяйственного ведения или оперативного управления. Это означает, что предприятие не может теперь функционировать исключительно на базе имущества, полученного по договору аренды, имущественному найму или на основе заемных средств. Обязательны вклады учредителей юридических лиц в его уставный капитал (уставный фонд, складочный капитал).
Предприятие, имеющее имущество в собственности, отвечает им по обязательствам.
Юридическое лицо вправе от своего имени заключать договоры (купли-продажи, поставки, перевозки, займа, аренды, подряда и др.).
Филиалы и представительства, наделяемые имуществом юридических лиц, создавших их, имеют баланс и субсчет в банке, но не вправе заключать договоры от своего имени. Руководители филиалов и представительств действуют исключительно от имени и по доверенности создавших их юридических лиц.
В зависимости от целей деятельности, юридические лица подразделяются на коммерческие и некоммерческие. Целью деятельности коммерческих предприятий является извлечение прибыли, некоммерческих - достижение социальных результатов, осуществление благотворительной деятельности, управленческих, культурных, образовательных функций и т.п. Некоммерческие организации вправе заниматься предпринимательской деятельностью в рамках достижения уставных целей.
Предпринимательская деятельность осуществляется в определенной организационной форме. Под организационно-правовой формой подразумевается комплекс юридических, правовых, хозяйственных, экономических норм, определяющих характер, условия, способы формирования отношений между собственниками коммерческих организаций, а также между коммерческими организациями и другими, внешними по отношению к ней субъектами хозяйственной деятельности и органами государственной власти.
Участие российского государства в хозяйствующих субъектах является одним из способов реализации государством в лице Правительства РФ и региональных администраций, а также местными органами власти правомочий собственника имущества в целях пополнения соответствующего бюджета, решения иных - общих для страны, региона, территорий - экономических и социальных задач.
В настоящее время можно говорить о основной форм участия в хозяйствующих субъектах: создание унитарного предприятия , имущество которого принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Организационно-правовая форма унитарного предприятия своим возникновением и становлением обязана особенности советского хозяйственного оборота. Появление в хозяйственном обороте юридических лиц - не собственников было вызвано тем, что государство как фактически монопольный собственник имущества и средств производства не могло эффективно хозяйствовать с ними непосредственно. Поэтому государство создало предприятия, сохранив за собой право собственности на их имущество и наделив их особыми вещными правами- право хозяйственного ведения или правом оперативного управления.
Различие прав хозяйственного ведения и оперативного управления состоит в содержании и объеме правомочий, которые предприятия получают от собственника на закрепленное за ними имущество. Право хозяйственного ведения является более широким, нежели право оперативного управления, которое связано с возможностью дополнительной (субсидиарной) ответственности собственника-учредителя.
Унитарное предприятие - это государственное или муниципальное предприятие, не наделенное правом собственности на закрепленное за ним собственником имущество. Унитарные предприятия принадлежат собственнику-учредителю целиком, без деления их имущества (или его части) на какие-либо вклады (паи, доли), в том числе между работниками. Имущество неделимо, что прямо подчеркивается термином "унитарное" в переводе с латинского - единство.
Собственник унитарного предприятия (в лице соответствующего органа уполномоченного распорядителя имуществом) в целях экономического стимулирования членов трудового коллектива может создавать разного рода "фонды участия в прибылях". В этом случае работники приобретают право собственности на денежные средства или иное имущество, полученное ими из этих фондов в соответствии с правилами их распределения.
Обязательное условие создания унитарного предприятия - наличие у него уставного фонда. Размер и порядок его образования отражаются в уставе, который является единственным учредительным документом.
В отличие от большинства других коммерческих организаций, унитарное предприятие имеет целевую правоспособность, а не общую. Объем и характер этой правоспособности должны быть прямо определены в уставе собственником-учредителем.
По своим обязательствам перед третьими лицами (контрагентами) унитарное предприятие отвечает всем принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения или оперативного управления имуществом. Гражданский кодекс защищает права унитарного предприятия как обладателя ограниченных вещных прав на закрепленное за ним имущество и от посягательств третьих лиц, и от учредителя-собственника.
В процессе осуществления государственной экономической политики в силу различных причин возможен переход унитарного предприятия от одного публичного собственника к другому, т.е. смена собственника.
Небольшое количество государственных предприятий, находящихся в федеральной собственности и работающих под жестким контролем государства, имеют статус казенных предприятий. Необходимость создания подобного рода коммерческих юридических лиц обусловлена наличием организаций, действующих в качестве производственных, от имени государства в целом. К числу таких предприятий относятся государственные производственные объединения, предприятия связи, некоторые оборонные предприятия и т.д.
В имущественном отношении положение казенного предприятия отчасти сходно с положением государственного (госбюджетного) учреждения. Но имеются существенные различия: учреждение финансируется собственником по смете, а казенное предприятие имеет самостоятельный баланс и само получает доходы от результатов своей деятельности.
Источниками формирования имущества и финансовых средств казенных предприятий являются:
Имущество, переданное ему по решению Правительства РФ для ведения основных видов деятельности;
Денежные и иные средства, полученные от реализации продукции (работ, услуг), произведенной в соответствии с государственным заказом;
Средства, выделенные из федерального бюджета и (или) федеральных внебюджетных фондов;
Часть доходов, получаемых в результате ведения самостоятельной хозяйственной деятельности (в уставе конкретного завода указывается, какая именно часть доходов).
Темы докладов:
Производственный кооператив
Хозяйственные товарищества
Хозяйственные общества
Финансово-промышленные группы, холдинговые компании, некоммерческие организации
Курсовая работа >> Ботаника и сельское хоз-во
Их использование...21 3. Организация производства молока 3.1. Место отрасли в экономике хозяйства………………………………….....23 3.2 Анализ валового... многом зависит от организации производства и управления. Кризисное состояние нашей экономики сопровождается снижением...
ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ комплекс правовых, организационных, экономических, инженерно-технических, эколого-защитных, санитПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ
комплекс правовых, организационных, экономических,
инженерно-технических, эколого-защитных, санитарногигиенических, санитарно-эпидемиологических и
специальных мероприятий, направленных на
организацию наблюдения и контроля за состоянием
окружающей среды и потенциально опасных объектов,
прогнозирование и профилактику возникновения
источников чрезвычайной ситуации, а также на
снижение масштабов возможной чрезвычайной
ситуации и подготовку к её ликвидации.
Способы и средства защиты от ЧС
Способы защиты– пути достижения
целей защиты
человека от
опасных(поражающи
х) факторов
чрезвычайных
ситуаций.
Средства защиты –
то, чем достигаются
способы защиты от
чрезвычайных
ситуаций.Система мониторинга - это открытая
информационная система, приоритетами
функционирования которой является защита
жизненно важных экологических интересов
человека и общества, сохранение природных
экосистем; предотвращение кризисных
изменений экологического состояния
окружающей среды и предотвращение
чрезвычайных экологических ситуаций.
Система мониторинга направлена на:
экологическом
- повышение уровня изучения и знаний об
состоянии
окружающей среды;
- повышение оперативности и качества информационного обслуживания
пользователей на всех уровнях;
- повышение качества обоснования природоохранных мероприятий и
эффективности их осуществления;
- содействие развитию международного сотрудничества в области охраны
окружающей среды, рационального использования природных ресурсов и
экологической безопасности.
Основными задачами субъектов системы мониторинга являются:
- долгосрочные систематические наблюдения за состоянием окружающей
среды;
- анализ экологического состояния окружающей среды и прогнозирование его изменений; - информационно-аналитическая поддержка принятия ре
- анализ экологического состояния окружающейсреды и прогнозирование его изменений;
- информационно-аналитическая поддержка
принятия решений в области охраны окружающей
среды, рационального использования природных
ресурсов и экологической безопасности;
- информационное обслуживание органов
государственной власти, органов местного
самоуправления, а также обеспечение
экологической информацией населения страны и
международных организаций.
.
Управление рисками ЧС - основанная на анализе рискацеленаправленная деятельность органов государственной
власти и управления всех уровней, органов местного
самоуправления, организаций, предприятий и граждан по
реализации наилучшей из возможных систем взаимосвязанных
мер по уменьшению рисков ЧС до уровня, который общество
считает приемлемым исходя из существующих ограничений на
ресурсы и время.Оповещение населения о
чрезвычайной ситуации
Сущность способа:
Доведение до населения
единого сигнала
оповещения «Внимание
всем»
Информирование
населения о
чрезвычайной ситуации
Что используется
для достижения
цели:
Сирены,
производственные и
транспортные гудки
Средства массовой
информации и связи
Эвакуация
Вынужденоеперемещение людей в
безопасные
места(районы)
Муниципальный
или личный
транспорт
10. Укрытие
Занятие ииспользование
специальных или
приспособленных
защитных
сооружений
Убежища, подвалы,
цокольные
помещения зданий,
простейшие
укрытия, элементы
рельефа
местности
11. Использование ИСЗ
Применениеиндивидуальных
средств защиты
кожи, органов
дыхания,
медицинских
средств
Защитная одежда и
обувь,
противогазы,
респираторы,
ватно – марлевые
повязки, аптечки
индивидуальные
12. Поисково – спасательные работы
Выполнениеработ по поиску и
спасению людей в
очагах поражения
Силы и средства
поисково –
спасательных
формирований
13. Аварийно спасательные и восстановительные работы
Восстановлениеобъектов
производственной
и социальной
инфраструктуры
Силы и средства
аварийных
формирований
МЧС и местных
органов власти,
организаций
14. Медицинская помощь
Оказание первой,врачебной и
специализированн
ой медицинской
помощи
пострадавшим в
чрезвычайной
ситуации
Силы и средства
медицинской
службы
15. Гуманитарная помощь
Обеспечениепострадавших в
ЧС всем
необходимым для
нормальной
жизнедеятельнос
ти
Продовольствие,
одежда,
медикаменты,
денежные
средства,
временное жилье…
16. Поддержание правопорядка
Обеспечениеобщественного
порядка в зонах
ЧС, на путях и в
зонах эвакуации
Подразделения МВД
Украины, местных
органов власти,
общественных
организаций
17. Обучение населения защите от чрезвычайных ситуаций
Изучение снаселением
различных
способов и
средств защиты
от ЧС
Средства обучения
по месту работы,
учебы,
жительства в
системе ГЗ
18. Предупреждение чрезвычайных ситуаций
Профилактическиемеры по
предупреждению или
снижению
вероятности
опасных последствий
ЧС
Силы и средства в
зависимости от вида
ЧС. Проводится
заблаговременно в
повседневной
деятельности