Ключевые проблемы при реализации внутренних проектов компании. Решение проблем при управлении проектом Спасибо за сотрудничество

Проблемы реализации крупных инвестиционных проектов в рамках текущей промышленной политики

Д.В. Веснин,

студент магистратуры второго года обучения по программе «Экономика инновационной деятельности и производственное предпринимательство», Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского (603950, Россия, г. Нижний Новгород, пр. Гагарина, 23; e-mail: [email protected])

Т.М. Крюкова,

канд. экон. наук, доцент кафедры «Управление инновационной деятельностью», Нижегородский государственный технический университет имени Р.Е. Алексеева (603950, Россия, г. Нижний Новгород, ул. Минина, д.24; e-mail: [email protected])

А.В. Богатырев,

д-р экон. наук, доц., доцент кафедры «Экономика фирмы», Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского (603950, Россия, г. Нижний Новгород, пр. Гагарина, 23; e-mail: [email protected])

Аннотация. Рассмотрены проблемы реализации крупных инвестиционных проектов. Проанализированы риски прогнозирования проектов и выявлено их влияние на промышленную политику. Предлож-ны пути повышения эффективности использования ресурсов и повышения прибыльности предприятия, в результате реализации и функционировании проекта.

Abstract. The problems of realization of large investment projects. Analyzed the risks of forecasting projects were identified and their impact on industrial policy. Prepositional ways to improve resource efficiency and enhance the profitability of the enterprise, as a result of implementation and operation of the project.

Ключевые слова: инвестиционные проекты, экономическое развитие, промышленная политика, риски, прогнозирование, инфраструктурные проекты, повышение эффективности.

Keywords: investment projects, economic development, industrial policy, risk, forecasting, infrastructure projects, improving efficiency.

Одним из барьеров развития экономики страны являются проблемы инфраструктурного характера. При низко развитой транспортно-логистической системе, высоком уровне морального и физического износа систем коммунальной и энергетической структуры, экономика страны не может выйти на высокие темпы развития, тем самым снижается уровень инвестиционной активности. При возникновении проблем инфраструктурного характера инвесторы вынуждены либо отказаться от вложений в привлекательные проекты, либо увеличивать объем инвестирования в реальный сектор экономики.

В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития, Российская Федерация к 2020 году должна войти в пятерку стран по объему ВВП, но наличие высоких инфраструктурных барьеров препятствует достижению поставленной цели. Для решения данных проблем необходимы усилия как государства, так и частного бизнеса.

При рассмотрении понятия «инфраструктура», с точки зрения финансирования инфраструктурных проектов, основное внимание уделяется денежным потокам и соотношению риск-доходность данных проектов. Соответственно, инфраструктура в большинстве случаев является весьма капиталоемкой, имеет дорогостоящие материальные активы, которые необходимо держать в исправном состоянии, а так же грамотно управлять ими. К тому же - инфраструктура образует долгосрочные, стабильные денежные потоки.

Реализация крупных инфраструктурных проектов имеет ряд сложностей. Это касается как внутренних проблем проекта, так и внешних.

По результатам множества опросов, большая часть респондентов утверждает, что основными проблемами реализации крупных инфраструктурных проектов являются ошибки прогнозирования сроков реализации проектов и объемов финансирования.

Существует ряд причин, приводящих к некорректному составлению прогнозов. Для объяснения причины несоответствия запланированных затрат на реализацию крупных инфраструктурных проектов, величины отдачи от функционирования реализованных объектов фактическим показателям специалист Всемирного Банка Рэми Прудом выделяет следующие риски прогнозирования: субстантивные, технические, экономические и институциональные (политиче-ские). Также такие известные специалисты как Шанталь Кантарелли, Бэнт Фливберг, Эрик Мо-лин и Берт Ван Вии выделяют еще психологические риски.

Субстантивные риски прогнозирования непосредственно связаны с самим инфраструктурным проектом. Первоначально спланированный проект и готовый проект могут быть совершенно различными проектами ввиду воздействия различных факторов. В качестве примера можно рассмотреть строительство электростанции. При её планировании норма выделяемой мощности составляла 1 Гвт, но в результате принятия на законодательном уровне природоохранных ограничительных мер, появилась необходимость в использовании более экологичного оборудования, в результате чего, для сохранения положительной рентабельности, было необходимо пересмотреть проект для построения электростанции с мощность 1,5 Гвт.

Journal of Economy and entrepreneurship, Vol. 9, Nom. 5-2

Д.В. Веснин, Т.М. Крюкова, А.В. Богатырев Проблемы щей промышленной политики

Технические риски прогнозирования связаны с реализацией проекта. Прогнозирование будущего проекта связано с рядом сложностей: использование аналитиками неполных данных, несовершенные модели и методы прогнозирования, изменения объёма и рамок прогнозирования. Также вызывают серьезные трудности проблемы планирования, принятия решений, отсутствие высококвалифицированных специалистов в отдельных областях, несовершенство организационной структуры и т.д. Кроме того, крупные инфраструктурные проекты технически сложные, при их строительстве используют инновационные технологии, которые не использовались нигде ранее. Стоит учесть, что строительство и проектировка данных проектов занимает большое количество лет. Все вышеперечисленные неопределенности составляют существенные технические риски прогнозирования крупных инфраструктурных проектов.

Экономические риски прогнозирования связаны с изменением экономической среды, в которой реализуются инфраструктурные проекты. Это касается изменения ставки процента, валютных курсов, темпов роста ВВП и т.д. В качестве примера можно привести прогнозирование спроса на инфраструктуру, который основывается на величине дохода экономических агентов, что нельзя точно спрогнозировать в связи с постоянными изменениями экономической среды. Изменение курсов валют влечет за собой изменение стоимости ресурсов необходимых для реализации инфраструктурных проектов, изменение доходности готовых объектов и тому подобное. Аналитики в свою очередь не стремятся производить точные расчеты, их задача заключается в преуменьшении затрат и преувеличении доходов.

Политические (институциональные) риски прогнозирования оцениваются в научной литературе как самые значимые. При изменении экономической среды или технических особенностей проекта, прогнозы должны изменяться как в положительную, так и в отрицательную сторону, но на практике изменения происходят в большинстве случаев в одну сторону. В ходе разработки государственных проектов, заинтересована как сторона, которая разрабатывала проект, так и сторона, которая принимает решение о начале работ по данному проекту. Всем участникам реализации инфраструктурных проектов, как частному сектору, так и представителям государства, выгодно чтобы приняли именно их проект, так как от этого решения зависит их престиж, карьера, власть и доход, в конечном счете. При реализации частных проектов, данные риски должны быть исключены, так как в данном случае имеются прямые экономические стимулы, но в большинстве своем полностью частных проектов практически не существует. Государство вмешивается на определенном этапе - при определении концессионера и концессионного периода, при регулировании тарифов, при выдаче субсидий, государственных гарантий и т.д. Частные инвесторы должны быть уверены в том, что в случае не оправдания прогнозов и значительном уменьшении доходов от реализации проекта, в результате политической нестабильности, государство должно вмешаться и не дать проекту обанкротиться посредством пересмотра

реализации крупных инвестиционных проектов в рамках теку-

договора, субсидий и других мероприятиях.

Психологические риски прогнозирования связаны с концепциями ошибки планирования и склонности к оптимизму. Данные риски связаны когнитивным искажением в процессе принятия решений. Когнитивное искажение порождает оптимистические прогнозы, что в дальнейшем приводит к большим затратам и меньшей отдачи. В связи с неосторожным отношением к риску, люди представляют доход, максимизирующий отдачу. Проект принимается только в том случае, если отдача максимальна. Вероятность принятия решения о реализации проекта увеличиваются в случае, если прогнозируемые затраты низки, а отдача высока. Большое количество контрактов на строительство крупных инфраструктурных проектов заключается посредством проведения конкурса (аукциона). «Проклятие победителя» - феномен систематического завышения цены предложения участником аукциона выше «настоящей» цены продаваемого с аукциона предмета, приводящий или к потере денег, или к получению меньшей прибыли, чем рассчитывал участник. Данный феномен является одной из причин завышения отдачи и занижению затрат для получения контракта. При условии, что все участники аукциона обладают полной информацией о планируемом проекте, цены, которые они определили, должны равняться, но ввиду того, что никто не имеет полной информации о стоимости предмета, каждый участник производит оценку стоимости исходя из имеющейся у него информации до начала аукциона. Другими словами, участники прогнозируют будущие капитальные затраты и спрос на готовый объект, то есть будущие доходы. В том случае, если искажение их оценок стремится к нулю, то оценка стоимости участников должна быть близка к «настоящей» стоимости проекта. Учитывая практический опыт осуществления закупок крупных инфраструктурных проектов, оценки участников часто разняться с «настоящей» стоимостью проекта. При осуществлении аукциона, победителем оказывается участник, более высоко оценивший данный проект, соответственно это зачастую приводит к переоценке «настоящей» стоимости о

Результаты контроля и аудита проекта направлены не только на прошлое, но и на будущее, потому, что они дают возможность учиться на собственных ошибках, обучаться видеть слабые места системы управления проектами, выявлять их и обдумывать меры для того, чтобы эти слабые места не стали основой для провала будущих проектов. Причины неуспеха или ограниченного успеха проектов многообразны и могут корениться буквально в любой сфере управления проектами, однако их можно обобщить, как это сделал американский исследователь К. Купер, выделив ряд причин неудачного управления проектами.

Первая причина связана с плохим определением целей проекта. Это достаточно сложная проблема, влекущая за собой ряд негативных последствий. Неопределенность, ошибки в определении целей обязательно повлекут за собой необходимость переделок, что является затратной процедурой, причем ее затратность резко возрастает при внесении изменений на более позднем этапе проекта. Отсюда понятна необходимая тщательность в деталях при планировании проекта. Исследования К. Купера с сотрудниками показали, что каждый час, сэкономленный на проведении технических изменений, дополнительно дает от двух до четырех часов рабочего времени. Было установлено, что проблемы, связанные с проведением изменений, обеспечивают увеличение продолжительности и стоимости проектных работ в полтора раза. При этом также было выяснено, что при переделках существенно снижается производительность труда работников, слабо мотивированных для того, чтобы не по своей вине, а по вине проектировщиков переделывать уже выполненную работу.

Вторая причина связана с ошибками в бюджетных расчетах. Конкуренция и традиция всесторонне поощрять снижение бюджетных расходов приводит к возникновению чересчур заниженных бюджетов, к сокращениям проектных смет. Однако слишком малый бюджет проекта, как правило, приводит к еще большим расходам, чем при наличии "нормального" бюджета. Это происходит из-за неизбежного давления на заниженный бюджет. Потребность в качественных инструментах, оборудовании и материалах для производительной работы удовлетворяться не будет, рабочий настрой, мотивация членов команды проекта будут ослабевать, что приведет к снижению эффективности работы, а в дальнейшем к росту затрат, связанных с необходимостью многочисленных переделок работ, выполненных с низким качеством.

Особенно заметны бюджетные проблемы на завершающем этапе проекта, когда недостаток средств не позволяет привлекать необходимых специалистов, когда они особенно нужны - для отладки оборудования, устранения неисправностей и иных отклонений от проекта. Поэтому приходится переделки откладывать па более поздние сроки, а затем, в спешке, все-таки заниматься этими проблемами, но уже за большую стоимость, что, в конечном итоге, ведет к удорожанию проекта.

Третья причина связана с установлением и требованием соблюдения слишком жесткого расписания, графика выполнения работ. Желание сократить сроки выполнения проекта понятны: здесь и соображения опережения конкурентов, и экономии ресурсов, и возможность раньше начать следующий проект, тем самым увеличив прибыль, и многое другое. Проекты, завершенные вовремя или даже с опережением, укрепляют позиции исполнителей в глазах заказчиков. Отсюда стремление взять на себя амбициозные обязательства по досрочному выполнению проекта, после чего не остается иного пути, как добиваться рекордных сроков любой ценой, даже за счет качества, надежности, безопасности и т.д.

Однако результаты этого нередко бывают противоположными и порождают типичные ошибки:

  • чрезмерно перекрывающиеся этапы работы, ведущие к распылению ресурсов (отсюда следующее снижение производительности труда), к частой необходимости в исправлениях и к дополнительным затратам времени на последующих этапах работы;
  • рост стоимости проекта из-за неэффективного, чрезмерного расходования ресурсов (например, за счет чрезмерного использования сверхурочных работ);
  • снижение настроя работников экономно, рационально относиться к ресурсам.

Четвертая типичная причина неудач проектов - неспособность учиться, которая часто присутствует даже в организациях, в которых проектная деятельность является основной. Причиной этого могут являться следующие факторы.

Ошибочное убеждение, что все проекты разные и изучение опыта работы над одним проектом мало что дает для работы над другим (широко распространенное убеждение менеджеров проектов, что "мой проект особенный"). В основе этого заблуждения лежит непонимание того, что есть объективные закономерности, которые носят универсальный характер и проистекают из природы самого явления.

Так как проекты но определению являются временными явлениями, возникает соблазн в случае неудачи вычеркнуть весь этот временной эпизод из памяти как индивидуальной, так и организационной, потому что он ни с чем не связан. Работает принцип: "Неудача? - поскорее забыть, оставим прошлое в покое. Успех? - оповестить всех о наших героических достижениях". Однако некоторые компании (в частности, Microsoft) тщательно собирают и анализируют все провалы и проблемы при реализации своих проектов.

Компании, которые осознают, что управление проектами - это движущая сила изменений, источник инноваций, решающий фактор в получении конкурентного преимущества, благодаря которому все новые усовершенствования, товары, услуги находят свой путь на рынок, обеспечивая рост доходов, повышение курсовой стоимости акций и дальнейшее развитие организации, уделяют большое внимание результатам контроля и аудита, рассматривая их как важные уроки на пути самообучения и развития. И напротив, компании, которые не делают выводов из прошлого опыта, пусть даже и негативного, практически обречены на повторение ошибок и отставание в конкурентной борьбе.

Выводы

Контроль проекта представляет собой систему действий, обеспечивающую определение соответствия полученных результатов проекта замыслу и планам, уровня удовлетворения стейкхолдеров проекта и разработку рекомендаций, какие изменения необходимо внести в организацию для усовершенствования управления проектами в целом.

Система контроля включает в себя как разные его формы (общий контроль, контроль изменений замысла проекта, расписания, стоимости, качества), и определенную последовательность действий (сбор данных, анализ состояния, корректирующие действия).

Эффективная система контроля характеризуется следующими принципами: 1) наличие всех необходимых планов проекта, как в целом, так и его частей (фаз жизненного цикла); 2) наличие формальной системы отчетности; 3) наличие всей необходимой совокупности инструментов для сбора информации и анализа фактических показателей и тенденций; 4) наличие возможностей для эффективного реагирования на отклонения от графика (плана).

Работа системы контроля предполагает сбор данных о фактически достигнутых результатах, оценку произведенных затрат, оценку оставшегося объема работ и анализ выработки на текущую дату.

Особенности организации процесса аудита определяются рядом факторов: масштабами и типом проекта, его значимостью для организации, требованиями заказчика, наличием или недостатком ресурсов, информационным обеспечением проекта, уровнем и типом рисков проекта, требованиями по качеству выполнения работ и многими другими факторами. Процедура проверки осуществляется по графику или произвольно, не запланировано.

На основании проведенной проверки составляется аудиторский отчет. Он выполняется в соответствии с конкретным проектом, реализуемым в конкретной организационной среде. Главная цель отчета - улучшить управление будущими проектами. Аудиторский отчет должен содержать следующую информацию: 1) краткое описание и классификацию проекта; 2) анализ собранной информации; 3) рекомендации по проведению корректирующих действий; 4) уроки - выводы на основе анализа причин недостатков управления проектом.

Существует ряд общих причин неудач проекта, которые необходимо выявлять, анализировать и использовать как основу для корректировки управления проектами в будущем. К таким причинам относятся следующие: во-первых, плохое определение целей проекта; во-вторых, ошибки в бюджетных расчетах; в-третьих, требование соблюдения слишком жесткого графика выполнения работ; в-четвертых, неспособность учиться на собственных и чужих ошибках.

Компании - лидеры рынка обычно уделяют большое внимание результатам контроля и аудита, рассматривая их как важные уроки на пути самообучения и развития. И напротив, компании, которые не делают выводов из прошлого опыта, пусть даже и негативного, практически обречены на повторение ошибок и отставание в конкурентной борьбе.

Анализ проблем реализации горных стратегических инвестиционных проектов в современных Российских условиях

Analysis of the problems of mining strategic investment projects implementation in modern Russian conditions

Пономаренко Татьяна Владимировна

Ponomarenko Tatyana Vladimirovna

Россия, Санкт-Петербург

Заместитель заведующего кафедрой ОиУ

Профессор, доктор экономических наук, доцент

E-mail: [email protected]

Хан-Цай Екатерина Александровна

Khan-Tsai Ekaterina Aleksandrovna

ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский Горный университет»

Россия, Санкт-Петербург

Аспирант

E-mail: [email protected]

Аннотация: Рост и развитие минерально-сырьевого сектора России связан с освоением новых минерально-сырьевых активов и внедрением горнодобывающими компаниями стратегических инвестиционных проектов. Проведен анализ реализации крупных горных проектов и выявлены их основные проблемы. Доказано, что при обосновании и разработке стратегических инвестиционных проектов в минерально-сырьевом секторе должно учитываться влияние комплекса специфических условий и факторов, включая неблагоприятные географические факторы, неразвитую инфраструктуру и логистику, сложную организацию, значительное влияние на экологию и социальную среду, необходимость привлечения высококвалифицированного персонала, взаимосвязь проектов.

Ключевые слова: стратегический проект, инвестиции, инфраструктура, минерально-сырьевые активы, горные компании, государственно-частное партнерство.

Abstract: The growth and development of the mineral resources sector of Russia is associated with new mineral resource assets and implementation strategic investment projects by mining companies. The analysis of the major mining projects realization is carried out, their main problems are revealed. It is proved that in case of the justification and design of strategic investment projects in the mineral resource sector it should be taken into account the influence of the specific conditions and factors, including adverse geographical factors, undeveloped infrastructure and logistics, complex organization, a significant impact on the environment and social environment, the necessity to attract highly qualified personnel, projects interrelation.

Keywords: strategic project, investments, infrastructure, mineral resource assets, mining companies, public-private partnership,

Производство продукции минерально-сырьевого сектора в России связано, преимущественно, с крупными высокоэффективными горнодобывающими компаниями. При этом, современная конкурентная ситуация в России и в мире, необходимость дальнейшего развития и роста компаний стимулирует их к внедрению масштабных стратегических проектов, связанных с освоением новых минерально-сырьевых активов. Поэтому исследование проблем, связанных с реализацией проектов освоения месторождения в слаборазвитых регионах, является актуальным.

Цель работы заключается в систематизации и анализе проблем, возникающих при реализации стратегических инвестиционных проектов в минерально-сырьевом секторе.

Задачи: 1) Выявление признаков стратегического инвестиционного проекта; 2)анализ реализации крупномасштабных инвестиционных проектов по освоению минерально-сырьевых активов; 3)систематизация проблем, связанных с реализацией масштабных горных проектов.

Проведенный анализ научной литературы по проблеме стратегического инвестирования показал, что отсутствует определение стратегического проекта, при этом к его признакам могут быть отнесены: направленность на достижение стратегических конкурентных преимуществ, системный подход к разработке и реализации, долгосрочный характер.

В региональном законодательстве, в Законе Санкт-Петербурга от 03.12.2008 № 742-136 «О стратегических инвестиционных проектах, стратегических инвесторах и стратегических партнерах Санкт-Петербурга» под стратегическим проектом понимается проект, отвечающий следующим критериям: улучшение социально-экономических и культурных условий жизни жителей Санкт-Петербурга; повышение инвестиционной привлекательности и развитие в Санкт-Петербурге одной из важнейших отраслей народного хозяйства; экономическая эффективность проекта с учетом срока его окупаемости и прибыльности; обеспечение совокупного объема инвестирования в развитие промышленности, транспортно-логистического комплекса не менее 3 млрд. руб., а в иные инвестиционные проекты - не менее 15 млрд. руб.; использование наукоемких, энергосберегающих, ресурсосберегающих, а также иных высокоэкономичных технологий .

В «Альбоме стратегических инвестиционных проектов», разработанном инвестиционной группой Института демографии, миграции и регионального развития стратегические инвестиционные проекты определяются как проекты, рассчитанные на 7-12 лет; возвращающие вложенные в них инвестиции; имеющие автономные и достижимые цели, которые можно реализовать в существующих экономических и политических условиях; нацеленные на преобразование существующей структуры деятельности.

Таким образом, основными критериями признания проекта стратегическим являются размер инвестиций и срок реализации, а также создание новых или изменение существующих форм деятельности. Как правило, стратегические проекты в МСК имеют значительные экономический, социальный, политический эффекты и влияют на самые разные категории населения и субъектов предпринимательской деятельности, развитие отрасли, региона и страны в целом.

К крупномасштабным инвестиционным проектам в МСК можно отнести мегапроект «Ямал», проект освоению Удоканского меднорудного месторождения, Быстринского месторождения золото-железо-медных руд, Эльгинского месторождения каменного угля и др.(табл.1).

Таблица 1 – Характеристика крупномасштабных инвестиционных проектов в минерально-сырьевом комплексе


Как правило, крупные горные проекты в России реализуются в очень сложных организационно-технических и экономических условиях и сопровождаются такими проблемами, как неразвитость инфраструктуры, неблагоприятные природно-климатические и географические условия, недостаток квалифицированных кадров, необходимость привлечения масштабного финансирования, негативное влияние на окружающую среду.

Неразвитость инфраструктуры является ключевой проблемой реализации стратегических инвестиционных проектов по освоению новых минерально-сырьевых активов, т.к. большинство месторождений расположено в Восточной Сибири или в районах Крайнего Севера.Инфраструктура представляет собой совокупность систем жизнеобеспечения производственно-экономического, социального комплексов региона. Особые сложности связаны также с неосвоенностью территорий, удаленностью от энергетических и транспортных коммуникаций, а также от предприятий строительной индустрии. В результате, слабо развитая транспортная инфраструктура, неэффективная транспортная логистика, дефицит энергоресурсов исключают или усложняют разработку месторождения.

Особое место занимает в инфраструктурной сфере региона транспортная инфраструктура, формирующая каркас всей экономической системы и представляющая «кровеносную систему» экономики региона Отсутствие эффективных транспортных коммуникаций приводит к росту материальных затрат, замедляет социальное развитие региона, что и определяет детерминирующую роль транспортной инфраструктуры в реализации проектов.

Ярким примером может служить стратегический проектПАО «Мечел» по освоению Эльгинского месторождения в республике Саха (Якутия), включающий в себя строительство железной дороги Улак - Эльгинское угольное месторождение, протяженностью 321 км. Всего в проект освоения Эльгинского месторождения «Мечел» инвестировал 2,5 млрд. долларов, в том числе 2 млрд долл. - в строительство железной дороги, в результате чего компания столкнулась с трудностями по исполнению кредитных обязательств, повлекших за собой увеличение сроков окончания проекта. Вследствие этого, срок завершения строительства первой очереди обогатительного комплекса мощностью 9 млн. т угля был перенесен с 2013 г. на 2017 г. Соответственно, вторая очередь комплекса со среднегодовой производительностью 18 млн т угля, как ожидается, достигнет своей проектной мощности к концу 2021 года вместо планируемого июля 2018 года.

Наряду с неразвитой транспортной инфраструктурой, при реализации инвестиционных проектов освоения месторождений горные компании сталкиваются с проблемой энергодефицита.К пример у, при разработке проекта по освоению Быстринского месторождения золото-железо-медных руд необходимо строительство 3-го энергоблока Харанорской ГРЭС и энергетической линии Харанорская ГРЭС - ГОК, которое обеспечивает ФСК ЕЭС.

  1. Остро строит проблема в проекте по освоению Наталкинского золоторудного месторождения, реализация которого зависит от ввода в эксплуатацию Усть-Среднеканской ГЭС, строительство линий электропередачи.

Инфраструктурные проблемы ставят и так дорогостоящие инвестиционные горные проекты в разряд труднореализуемых из-за высокой капиталоёмкости, вследствие чего реализация проектов может быть «заморожена», либо приводит к увеличению долговых обязательств инвесторов.

Неблагоприятные природно-климатические условия при освоении месторождений включают особенности рельефа и специфику климата, горно-геологические условия добычи полезных ископаемых, негативные природные факторы и возможные катастрофы, свойства почвенного и растительного покрова, характер залегания грунтовых и подземных вод.

Примером сложнейшего объекта для промышленного освоения по природно-климатическим условиям может служить Удоканское месторождение медных руд, которое характеризуется высокогорно-котловинным рельефом (расположено в центральной части хребта Удокан), низкими температурами (среднегодовая температура воздуха составляет –4 ° С, зимой –50 ° С), мощной мерзлой толщей (800 м, температура пород –8 ° С). Важной особенностью является высокая подвижность земной коры: отдельные участки хребтов Кодар и Удокан относятся к районам с возможной силой землетрясений в 9-10 баллов и более, в связи с чем к негативным природным факторам следует отнести лавино- и селеопасность. Из-за низких знакопеременных температур горных пород и наружного воздуха реализация проекта сопровождается: изменением физико-механических свойств мерзлых пород при пониженной температуре; смерзаемостью отбитой горной массы; увеличением пылеобразующей способности разрушаемых мерзлых пород и невозможностью применения традиционных средств пылеподавления с использованием воды; снижением эффективности естественного воздухообмена атмосферы карьера; ухудшением надежности работы горного оборудования.

Экстремальными природными условиями реализации также отличается мегапроект «Ямал». Повсеместное распространение вечномерзлых, засоленных и пучинистых грунтов, термокарстовых и термоэрозионных процессов, большое количество рек и озер со сложным гидрологическим режимом, активными весенними паводками с затоплением почти 80% территории усугубляют проблему эффективного освоения ресурсов региона.

Тяжелые климатические условия характерны для месторождений Якутии (Томторское месторождение редкоземельных металлов, Эльгинское каменноугольного месторождение,), включая длительный зимний период (до 7 месяцев) с высоким атмосферным давлением (910-915 мм.рт.ст.), среднегодовую температуру воздуха -11° С, с колебаниями от -61°С (декабрь-январь) до +36°С (июль), многолетнюю мерзлоту.

Кадровые проблемы при реализации большинства крупных инвестиционных проектов в минерально-сырьевом комплексе связаны с острой нехваткой квалифицированного персонала, нерациональной организацией труда, сложными условиями труда, высокой текучестью кадров.

Современные горные проекты требуют наличия подготовленных инженерных кадров, а также высококвалифицированных рабочих, способных управлять передовой высокопроизводительной техникой, использовать компьютерное оборудование, решать нестандартные организационно-технические задачи и работать в сложных горно-геологических и климатических условиях, в том числе и под руководством иностранных специалистов. При этом на неосвоенных и удаленных территориях сложно найти не только квалифицированного специалиста, но и простого разнорабочего, что связано с крайне низкой плотностью населения и, в основном, сельскохозяйственной специализацией региона.

Многие горные компании при реализации инвестиционных проектов сталкиваются с проблемой нехватки трудовых ресурсов, связанных с неосвоенностью региона, низкой плотностью населения: один из самых богатых минеральными ресурсами регион страны (природный газ, нефть, уголь, алмазы, золото, уран, свинец) республика Саха (Якутия) имеет плотность населения (чел/кв.км) - 0,31, Ямало-Ненецкий автономный округ с огромными запасами природного газа – 0,69, республика Тыва (угольные и золотороссыпные месторождения) – 1,87. Так, например, для реализации стратегического проекта по освоению Удоканского медного месторождения потребуется около 4 тыс. человек на строительство, примерно такое же количество квалифицированного персонала - для работы предприятия. Однако, на территории всего Каларского района, в котором расположено месторождение, в девяти населенных пунктах проживало около 8,4 тыс. жителей (0,16 чел/кв км).

Ведение горных работ вахтовым методом приводит к возрастанию первоначальных капитальных затрат и, соответственно, к увеличению сроков окупаемости объектов и снижению инвестиционной привлекательности проектов.

Проблема высокой текучести кадров характерна для Эльгинского проекта в связи с тяжелыми условиями труда и применением вахтового режима (непосредственно на месторождении и на железной дороге - работают более полутора тысяч человек из разных регионов России, от Ростовской области до Приморья.). Однако компания «Мечел» совместно с государственными органами планирует решить эту проблему, отказавшись от вахтового метода производства, создавая необходимые условия для переселения работников и их семей путем строительства нового городского поселения. Самому проекту в ближайшие десять лет потребуется более 7 тыс. человек промышленно-производственного персонала, 1,5 тыс. работников железной дороги, работники непроизводственной сферы. Все это может потребовать 30–50-тысячного поселения.

Проблемы финансирования. Большинство компаний ввиду огромных финансовых затрат не рискуют самостоятельно осваивать месторождение с учетом создания дополнительной инфраструктуры и привлекают дополнительные источники финансирования на принципах государственно-частного партнерства (ГЧП). В результате строительство транспортной или энергетической сети, происходит за счет бюджетных средств. По своей природе и специфике, условия ГЧП позволяют решить проблемы энергодефицита, неразвитой транспортной сети, строительства социально-значимых объектов. При этом до сих пор отсутствует эффективный механизм реализации проектов ГЧП, в том числе механизм финансирования.

Например, Тувинская энергетическая промышленная корпорация (ТЭПК) планировала освоить Элегестское угольное месторождение в рамках масштабного инфраструктурного проекта «Строительство железной дороги Элегест – Кызыл – Курагино и угольного портового терминала на Дальнем Востоке в увязке с освоением минерально-сырьевой базы Республики Тыва» в котором финансирование строительства железнодорожной ветки, портового терминала, а также возведения тепловой электростанции должно было финансироваться за счет средств ФНБ России (40 % общего объема инвестиций - 86,86 млрд. руб).Однако в связи с отсутствием финансирования строительство железной дороги еще не было начато в начале 2016. Сдерживается и строительство специализированного терминала для перевалки угольных грузов в морском порту Ванино (Хабаровский край), соглашение о строительстве которого на принципах ГЧП было подписано еще в конце 2013 г. между ФГУП «Росморпорт» и ООО «Дальневосточный Ванинский порт».

В настоящее время ЗАО «ТЭПК», реально оценивая ограниченные возможности государственной поддержки инфраструктурных проектов из средств ФНБ, планирует ориентировать финансовую модель проекта на инвестирование за счет привлечения средств у крупнейших российских банков.

Негативное влияние банковского кредитования масштабных проектов связано с потерей части прибыли в связи с необходимостью уплаты процентов по кредиту; необходимостью предоставления залога или гарантий; увеличением степени риска неплатежеспособности в связи с высокими процентными ставками.

С проблемой, связанной с кредитованием, столкнулась компания ПАО «Мечел» в процессе реализации проекта по освоению Эльгинского месторождения. В 2014 г. общий долг «Мечела» составлял более $9 млрд, по итогам девяти месяцев 2015 года он снизился до $6,45 млрд. Это долг перед Сбербанком ($1,267 млрд), Газпромбанком ($1,793 млрд), ВТБ ($1,07 млрд), синдикатом международных банков ($1,004 млрд.), «малыми кредиторами» (ЕАБР, Raiffeisenbank, «Уралсиб» и другие - $1,3 млрд., а так же кредиты экспортных агентств и российские облигации.

Поэтому для достижения целей стратегических проектов в зарубежной практике применяют механизм проектного финансирования, который следует активно использовать в России.

При финансировании стратегических проектов должны учитываться специфические факторы:

  1. Отсутствие эффективного механизма государственно-частного партнерства;
  2. Высокие процентные ставки по кредитованию приводят к огромным долговым обязательствам, повышению риска неплатежеспособности и банкротства;
  3. Увеличение цен на сырье и тарифов на электроэнергию.

Рассматривая проблему негативного влияния реализации крупных проектов на окружающую среду, следует отметить, что горное производство - сложный комплекс, включающий добычу (извлечение из недр) полезного ископаемого и его первичную переработку, который отличается интенсивностью и разнообразием негативного воздействия на все компоненты экосистем района освоения месторождения.

Влияние освоения и отработки месторождения на литосферу может проявляться в создании техногенной формы рельефа: карьеры, отвалы, и т.д.; активизации геохимических, химических, физических; нарушении и загрязнении почвенного покрова. Влияние разработки месторождения на гидросферу проявляется в истощении водоносных горизонтов и в снижении качества подземных и поверхностных вод, осушении болот. Также при реализации горных проектов происходит загрязнение атмосферы воздуха выбросами различных химических соединений из горных выработок, увеличивается запыленность атмосферы в результате горения отвалов и терриконов, при взрывах в карьерах, что воздействует на количество солнечной радиации и температуру, объем осадков. В богатых экосистемах добыча полезных ископаемых может привести к сокращению биоразнообразия. Таким образом, реализация любых горных проектов в той или иной степени приводит к ухудшению экологической обстановки, что требует применения мер по снижению экологических рисков, а также дополнительных затрат. При этом данная проблема может усугубляться негативной реакцией экологических организаций, населения, местных властей.

Например, ЗАО «Русская медная компания» (РМК) еще до начала активной стадии реализации проектаосвоения Томинского месторождения столкнулась с протестами общественных и политических организаций по поводу экологической ситуации в регионе и потенциальным влиянием «Томинского ГОКа» на окружающую среду. Данная проблема повлекла за собой сдвиг сроков реализации проекта и дополнительные затраты (были проведены дополнительные экспертные мероприятия по ОВОС). Таким образом, наряду с очевидным влиянием на окружающую природную среду, необходимо учитывать и разрабатывать методы воздействия на социальную среду.

При реализации крупных проектов катастрофические последствия могут нести проблемы внутреннего характера. К ним можно отнести недостаточно высокий уровень профессиональной компетентности руководителей проекта (например, отсутствие практического опыта в реализации таких проектов), шаблонное принятие решений, неурегулированные отношения с контрагентами (с подрядчиками, поставщиками, финансовыми партнерами, страховыми организациями, акционерами и т. д.).

Так, руководства компаний «ТЭПК» и «Норильский никель» столкнулись с проблемой невыполнения обязательств подрядчиками, связанного с банкротством последних. МХК «Еврохим» при реализации калийного проекта на Гремячинском месторождении понесла убытки в размере 168 млн. долл. из-за неудачного выбора подрядчика по проходке шахтного ствола.

Отдельно выделить можно проблемы, связанные с особенностями политической и экономической ситуации в стране и мире в целом (экономический кризис, санкции, валютный курс и т.д.), влияющие на взаимоотношения с зарубежными партнерами и соинвесторами, а также обуславливающие внешнюю ценовую конъюнктуру. В основном, эти проекты касаются компаний топливно-энергетического комплекса.

Так, санкции против российских нефтяных и газовых компаний и их дочерних предприятий, а также нефтесервисных компаний отрасли, запрет на экспорт в Россию технологий нефтедобычи и нефтепереработки, отказ от совместных проектов в нефтяной и газовой сферах и инвестирования перспективных проектов привели к приостановлению некоторых проектов.

Например, компания Shell из-за санкций отказалась от участия в разработке шельфового месторождения "Сахалин-3", самого перспективного для "Газпрома" проекта, а ExxonMobil в 2014 году остановила работы по девяти проектам в рамках соглашения о стратегическом сотрудничестве с «Роснефтью», за исключением проекта в Карском море.

Санкции так же ограничивают кредитование внешними институтами, что повысит стоимость ресурсов и создаст определенный дефицит финансирования. Например, ПАО «Полюс Золото» переносит сроки ввода в эксплуатацию Наталкинского горно-обогатительного комбината на неопределенный период. Причиной стала переоценка запасов месторождения, компания намерена пересмотреть варианты развития проекта, возможен поиск потенциальных партнеров для его реализации.

Еще одним негативным фактором является возможный срыв поставок горного оборудования (например, на территории бывшего государства Украина, ДНР и ЛНР сосредоточены мощности ряда производителей горного оборудования, на которые ранее ориентировалась Россия:,Горловский машиностроительный завод, Концерн «Горные машины»/CORUM Group, ВНИПИрудмаш и Криворожский завод горного оборудования, Донецкий электромеханический завод, Криворожрудмаш, Ясиноватский завод и др.)

Таким образом, проведя анализ крупных проектов, можно обозначить круг основных проблем, возникающих при реализации проектов по освоению минерально-сырьевой базы и выделить их в отдельные блоки:

  1. Неразвитость инфраструктуры;
  2. Неблагоприятные природно - климатические условия;
  3. Кадровые проблемы;
  4. Проблемы финансирования;
  5. Негативное влияние на окружающую среду;
  6. Взаимодействие со стейкхолдерами;
  7. Особенности политической ситуации, в т.ч. экономические санкции.

В связи с этим, при обосновании и разработке стратегических инвестиционных проектов по освоению новых минерально-сырьевых активов горным компаниям необходимо учитывать комплекс специфических условий и факторов, влияющих на реализацию проекта, принимая во внимание и оценивая их в ТЭО, ОВОС, ОВОСС, в составленных для зарубежных инвесторов обоснованиях.

Список использованных источников

  1. О стратегических инвестиционных проектах, стратегических инвесторах и стратегических партнерах Санкт–Петербурга [закон Санкт– Петербурга: принят Законодательным Собранием Санкт–Петербурга 19 ноября 2008 г.: по состоянию на 18 фев. 2016]. – СПб.: ИПС «Кодекс», 2016.
  2. Альбом стратегических инвестиционных проектов. Материалы международнго круглого стола, посвященном "роли Таджикистана в евразийском развитии". Душанбе, 2013. [Электронный ресурс]. URL : http://kroupnov.ru/files/albomsip.pdf (дата обращения: 18.05.2016).
  3. Байсаров Р.С. Проблемы и перспективы реализации приоритетных проектов освоения угольных месторождений Восточной Сибири и Дальнего Востока//Горная Промышленность. –– №2 (126), С.20– 23. [Электронный ресурс]. URL : http :// www . mining - media . ru / ru / article / ekonomic / 10355– problemy – i – perspektivy – realizatsii prioritetnykh – proektov – osvoeniya – ugolnykh – mestorozhdenij – vostochnoj – sibiri – i – dalnego – vostoka
  4. Вышегородский Д.В. Перспективы усвоения Удоканского месторождения медт// Уральский рынок металлов. – 2005. – №4. [Электронный ресурс]. URL : http://www.urm.ru/ru/75 –journal112–article1392 (дата обращения 26.05.2016).
  5. Голубенко А. Интеграция энергоресурсного потенциала Республики Саха (Якутия) в ТЭК Дальнего Востока России. Препринт доклада на Дальневосточном международном экономическом форуме. Хабаровск, октябрь 2006.
  6. Жалсараева Е.А. Проблемы реализации государственно – частного партнерства в регионе (на примере Республики Бурятия)/ Е.А. Жалсараева, В.Б. Булатова // Известия ИГЭА. – 2015. – №1 – С.21–29.
  7. Иванов В.В. Геоэкологические особенности освоения месторождения полезных ископаемых Якутии// Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2013. – № 8 (часть– С. 59–62.
  8. Путивльская (Белицкая) Н.А.. Механизм проектного финансирования стратегических инвестиционных проектов горно–промышленных корпораций/Т.В. Пономаренко, Н.А. Путивльская (Белицкая)//Записки Горного института, 2015. – Т.№ 215. – с. 115–125.
  9. Риски для горнодобывающих предприятий в условиях санкций против России. [Электронный ресурс]. URL: http://www.sogra.ru/news/riski –dlya(дата обращения: 28.05.2016).
  10. Романов С. М., Алексеев Г. Ф. Комплексный подход к развитию минерально - сырьевой базы региона//ГИАБ. -- №12. [Электронный ресурс] . http://cyberleninka.ru/ ">URL: http://cyberleninka.ru/ article/n/kompleksnyy–podhod–k–razvitiyu–mineralno–syrievoy–bazy–regiona (дата обращения: 30.05.2016).
  11. Семикобыла Я.Г. Экологические аспекты разработки Элегестского каменноугольного месторождения /Я.Г. Семикобыла, В.Г. Стратов, О.Б. Бабаенко // Горный журнал. – М., 2012. – № 4. – С. 68–
  12. Твердов А.А. Проблемы и перспективы импортозамещения в горной отрасли/ А.А. Твердов, В.Н. Захаров, С.Б. Никишичев //Горная Промышленность. – 2015. – №5. –– С.54–58.[Электронный ресурс]. URL : http :// www . mining – media . ru / ru / article / ekonomic /9348– problemy – i – perspektivy – importozameshcheniya – v – gornoj – otrasli (дата обращения: 22.05.2016).
  13. Торосов И.Э. Преимущества проектного финансирования перед другими формами привлечения заемных средств // Российское предпринимательство. – 2008. – № 3. – c. 96–
  14. Тульский С. А. Проблемы и перспективы развития проектного финансирования в современной России // Молодой ученый. – 2014. – №1. – С. 442–446.

Основные проблемы реализации проекта «Образование»

Проблемы реализации национального проекта на местном уровне

Ш Во - первых, можно обозначить слабую заинтересованность преподавателей общеобразовательных учебных заведений во внедрение инновационных программ и технологий в образовательный процесс. Таким образом, основной проблемой является отсутствие информационной культуры у педагогов и управленцев.

Помимо объективных трудностей проблема в том, что ни руководители школ, ни педагоги по-прежнему не понимают смысла и структуры процесса внедрения. Прежний отрицательный опыт вызывает равнодушное отношение к нововведениям со стороны большинства педагогов. Опросы показывают, что учителя сельских школ не могут даже назвать ни одной новой образовательной технологии. Единственно массово применяемыми методами обучения по-прежнему являются иллюстративно -- репродуктивные.

Ш Во - вторых, выявлены проблемы, связанные с развитием экономической самостоятельности образовательных учреждений в области таких как:

1) недостаточность научно-методического обеспечения и сопровождения процессов нормативного бюджетного финансирования общеобразовательных учреждений и реструктуризации сети ОУ;

2) ограниченность ресурсов, необходимых для осуществления полноценной оптимизации сети образовательных учреждений;

3) неготовность административно-управленческого персонала к работе в условиях нормативного бюджетного финансирования и хозяйственной самостоятельности учреждений и, как следствие, неготовность изменять подведомственную образовательную сеть;

4) межмуниципальные барьеры, ведущие к отказу от рациональных структурных решений, связанных с перевозкой учащихся к ОУ;

5) консервативность взглядов населения в оценке цели нормативного бюджетного финансирования и реструктуризации сети ОУ.

Ш Следующая проблема заключается в том, что в направлении перехода к новым финансово-экономическим механизмам возникла проблема в проведения бюджетных средств с уровня муниципалитетов на уровень образовательных учреждений. Новосибирская область столкнулась со следующей ситуацией: каждый месяц направляются деньги муниципалитетам в качестве субсидий, а там в свою очередь начинаются проблемы связанные с перерасходом денежных средств, также муниципалитеты начинали в первую очередь ориентироваться на нужды директоров школ, не связанные с модернизацией.

Ш Еще одна проблема, которую можно отметить, связана с необходимостью систематизации опыта работы региона по модернизации системы оценки качества образования. В части повышения качества образования система остается достаточно ригидной, урочная нагрузка учителя по-прежнему остается главным показателем, влияющим на оплату труда. В новой школе часовая нагрузка учителя не может быть основным измерителем качества его работы, необходимо ориентироваться на другие формы работы учителя.

Ш Существует проблема связанная и с обеспечением материальной базы школ. Нельзя построить «новую школу» в ветхом здании. Сейчас возникла проблема, связанная с тем, что отдельные кабинеты оснащены по последнему слову техники, вплоть до ноутбука на каждой парте, однако здание школ в целом находится в ветхом неудовлетворительном состоянии.

Ш Также острой проблемой на сегодняшний день, является тот, факт, что система образования недостаточно гибко реагирует на изменения требований рынка труда. Рынок труда и рынок образовательных услуг функционируют обособленно. Количество учебных мест в вузах и ссузах планируется в зависимости от социального спроса на данную услугу и не учитывается востребованность будущих специалистов по многим специальностям на рынке труда. Отсутствует система общественно-государственных служб, содействующих трудоустройству и занятости выпускников образовательных учреждений, неразвита региональная сеть аналитико-информационных образовательных центров прогнозирования, мониторинга и маркетинга образовательных услуг.

Ш Проблемной остается ситуация в сельской местности: высокие темпы «старения» квалифицированных педагогических кадров, слабо представлены предметная и внутрипредметная специализация, малочисленны методические объединения, ниже процент педагогов, имеющих высшую квалификационную категорию.

Таким образом, данные проблемы свидетельствуют о недоработке некоторых моментов программы модернизации образования, а также и о не учете некоторых особенностей старой сложившейся системы образования.

А.В. Шереметьев

кафедра организации и управления производственными комплексами, ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный

экономический университет»

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЛЕКСНЫХ ПРОЕКТОВ РАЗВИТИЯ ГОРОДСКИХ ТЕРРИТОРИЙ

Аннотация. Статья посвящена актуальной теме развития городских территорий. Рассмотрены особенности реализации проектов комплексного развития территорий в целях жилищного строительства. Исследован современный подход к рациональному использованию и управлению крупной территорией, основанный на взаимодействии государственного и частного секторов, а также комплексном учете сочетаемости функций градостроительных зон.

Ключевые слова: территория, крупный город, девелопер, планирование, рынок недвижимости.

A.V. Sheremetyev, Saint-Petersburg State University of Economics

PROBLEMS REALIZATION OF COMPLEX PROJECTS URBAN DEVELOPMENT

Abstract. The article is devoted to the topic of development of urban areas. Considers the features of realization projects of complex development territories for housing construction. Studies the modern approach to sustainable use and management of a large territory, based on the interaction of public and private sectors, as well as a comprehensive account of the compatibility functions of the town planning zones.

Keywords: territory, big city, developer, planning, real estate market.

Комплексное освоение и развитие территорий - основа формирования современной урбанистической среды. Такая форма развития территории обеспечивает получение возможности улучшения инвестиционного климата при реализации проектов и позволяет избежать создания изолированных спальных районов, которые без собственных точек притяжения, финансово-экономических и культурно-образовательных пластов со временем теряют свою потребительскую привлекательность, превращаясь в депрессионные гетто .

Правительством Российской Федерации было утверждено Постановление № 265 «Об экспериментальных инвестиционных проектах комплексного освоения территорий в целях жилищного строительства», в рамках которого было отобрано 22 экспериментальных проекта жилищного строительства в рамках комплексного освоения территории России для выработки организационных, технологических, правовых и финансовых механизмов комплексного развития территорий . Это Постановление предусматривает возможность получения регионом до 50% средств из федерального бюджета на социальные и инженерные объекты. Финансирование осуществляется на базе федеральных целевых программ, содержащие отдельные подпрограммы, стимулирующие жилищное строительство в отобранных регионах .

Основной недостаток Федеральных целевых программ - регион каждый год должен проходить отбор по данной программе. Соответственно возникает риск прекращения финансирования в тот или иной год . Поэтому эту проблему можно решить за счёт принятия региональной программы с разбивкой по годам всех мероприятий по созданию социальной инфраструктуры. Эта региональная программа, а также перечисленные выше федеральные целевые программы и Постановление № 265 позволяют осуществлять строительство социальной инфраструктуры за счёт бюджетов трёх уровней: федерального, областного и муниципального .

Под комплексным развитием городских территорий следует понимать формирование комплексного и сбалансированного градостроительного решения, которое позволяет достичь высоких экономических, социальных и экологических результатов, а также синергетического эффекта от их сочетания на определенной территории .

Проекты комплексного развития территорий можно разделить на две большие группы. Первая группа включает проекты комплексного развития свободных от застройки городских территорий. Другая группа включает проекты комплексного развития застроенных территорий. В частности, реновация территорий, застроенных домами первого поколения индустриального домостроения и аварийным фондом, является одним из приоритетов жилищной политики крупных городов России . В настоящее время формируется механизм реализации подобных проектов.

Следует отметить опыт реставрации и модернизации крупнопанельных жилых домов в современной Германии. В Восточной Германии до объединения с ФРГ крупнопанельное домостроение было преобладающим в жилищном строительстве. В настоящее время новое строительство крупнопанельных домов в Германии прекращено, но остался огромный жилой фонд, который остро нуждался в реконструкции и модернизации, кроме того многие районы застройки панельными домами имели вид незаконченных строительных площадок и с этим тоже нельзя было мириться . При этом по расчетам немецких специалистов на санацию крупнопанельного жилья необходимо было затрачивать 500-800 евро, а на новое строительство при сносе старого 1800-2000 евро на кв. м. В Берлине была разработана программа поддержки санации крупнопанельного жилья на основе комплексной программы, включающей технические, социальные и экономические аспекты. Эта программа начала осуществляться с 1993 г., причем носила поэтапный характер. В результате реализации проектов комплексного развития застроенных панельными домами территорий обеспечивается устойчивое развитие экономики соответствующего района и города в целом.

Реализация проектов комплексного развития территорий должна осуществляться с активным участием органов местного самоуправления с помощью чёткого градостроительного планирования и регулирования строительства объектов социальной и инженерной инфраструктуры . При этом необходимы прозрачные принципы и механизмы софинансирования социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры через федеральные, региональные и муниципальные программы . Это позволит снизить значительные риски, которые в настоящее время несут девелоперы проектов комплексного развития территорий.

В заключение отметим предложения по улучшению инвестиционного климата в сфере реализации проектов комплексного развития городских территорий. Под социальные, инженерные и другие инфраструктурные объекты необходимо выделять отдельные зоны и земельные участки. Это позволит не включать девелоперам стоимость земли под социальными объектами в свои затраты. Требуется совершенствование закона о возможности получения девелопером компенсационного земельного участка, взамен отданного под социальный объект. Также необходимо совершенствование механизмов концессии. Сейчас этот механизм оправдан, с точки зрения инвестора, если он строит и эксплуатирует не один, а несколько объектов. Однако при передаче инвестору по концессии нескольких объектов возникают вопросы со стороны антимонопольной службы, так как урезаются права небольших застройщиков.

Кроме того, необходимо предусмотреть компенсацию инвестору не только затрат на возведение социальных объектов, но и стоимости денег. В настоящее время инвесторы не имеют возможности получения «длинных» кредитов под небольшой процент. Предоставление под строительство социальных объектов дешёвых долгосрочных кредитов позволит снизить затраты на их создание.

Список литературы:

1. Шереметьев А.В. Проблемы территориального развития России и пути их решения // Проблемы экономики и менеджмента. 2015. № 6 (46). С. 110-113.

2. Селютина Л.Г. Подходы к реализации программ реконструкции градостроительных

комплексов в российской практике // Управление городом и городским хозяйством: сборник научных трудов. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2014. С. 46-50.

3. Гольдберг А.Л. Развитие агломерационных процессов в России // Вестник развития науки и образования. 2014.№ 5. С. 93-96.

4. Селютина Л.Г., Волков А.С., Казиева А.К., Ракова В.А., Чаленко А.В., Шереметьев А.В. Участие государства в решении жилищной проблемы граждан в современных условиях // Фундаментальные исследования. 2015. № 12-4.

5. Селютина Л.Г., Евсеева Е.И., Мартынова А.В., Нектов В.В., Николюк Е.С. Социальное жилищное строительство в России: реалии и перспективы развития // Научное обозрение. 2015. № 21.

6. Селютина Л.Г. Анализ основных социально-экономических показателей потребности в жилье // Экономические проблемы развития строительства в регионе в современных условиях: сб. научных трудов. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2002. С. 57-66.

7. Макеев В.А. Функционирование и развитие крупного города: проблема устойчивости // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 6-4 (50). С. 18-20.

8. Селютина Л.Г. Системный подход к решению задач в сфере проектирования и управления строительством // Kant. 2015. № 2 (15). С. 71-72.

9. Демьянович Э.Э. Особенности территориального развития России в современных условиях // Проблемы современной экономики. Новосибирск, 2015. № 25. С. 42-46.

10. Селютина Л.Г., Митягина Н.В. Особенности инновационно-инвестиционных процессов в современном строительстве // Проблемы экономики и управления строительством в условиях экологически ориентированного развития: материалы научно-практической конференции. Иркутск, 2014. С. 319-323.



Поделиться