Как писать тезис по литературе. Как писать тезисы на конференцию. Перестраивание речи для конкретной аудитории

Статья о том, как правильно подготовиться и написать, используя все тактические-литературные приемы в написании сочинения в виде рассуждения.

Сочинение-рассуждение всегда имеет цель убедить читателя (слушателя) в чём-либо, изменить или закрепить его мнение по определённому вопросу (если мнение автора и читателя совпадают.

Поэтому основой рассуждения, его стержнем становится чётко сформулированная, понятная и обоснованная с разных позиций одна главная мысль .

Пишем сочинение-рассуждение на свободную тему

Шаг первый . Чётко и полно сформулируйте мысль, которую хотите доказать.

Проверить успешность этого шага можно следующим образом. Прочитайте формулировку нескольким людям: если у них не останется вопросов по поводу вашей позиции (возражения по сути вопроса — не в счёт), то формулировка удачна. Теперь можно переходить к написанию сочинения-рассуждения.

Из каких частей состоит сочинение-рассуждение?

Полное сочинение-рассуждение состоит из 3 частей. Это:

  • тезис (та мысль, суждение, положение, которое вы сформулировали и которое будете доказывать);
  • аргументы (каждый из них должен служить наглядным, свершившимся, а потому убедительным доказательством вашей мысли);
  • вывод (он по сути повторяет тезис, но выводит его на новый уровень широкими обобщениями, прогнозами, рекомендациями и т. д.).

Необязательной, но желательной частью рассуждения является краткое вступление, задача которого — вовлечь читателя в диалог, обозначить суть и актуальность проблемы.

Пример . Тема сочинения-рассуждения — «Первая любовь…». Рассуждать о первой любви можно бесконечно (как и о других вопросах), потому немедля делаем шаг первый — формулируем тезис .

При тезисе «Первая любовь — важнейший этап в жизни человека, который повлияет на все будущие взаимоотношения и на саму личность» вступление может быть таким: «Для подростков она становится смыслом жизни, а у взрослых вызывает снисходительную улыбку. Однако напрасно родители и знакомые усмехаются: по мнению психологов, в первой любви скрыт источник нашего «взрослого» счастья и несчастья».

Основная часть: аргументы, содержание аргументов

Аргументация в сочинении-рассуждении должна занимать не менее 2/3 всего объёма. Оптимальное количество аргументов для небольшого (школьного или экзаменационного) сочинения — три.

Лучшими аргументами являются широко известные исторические факты (или не очень известные, но которые можно легко найти в авторитетных источниках — энциклопедиях, справочниках, научных трудах и т. д.). Хорошим доказательством станут статистические данные, обсуждаемые события . В практике школьных сочинений самый весомый аргумент — литературное произведение , но не всё, а тот его эпизод, сюжетная линия, история героя, которые подтверждают вашу мысль.

Чтобы подобрать аргументы правильно, мысленно каждый раз проговаривайте свой тезис и задавайте от него вопрос «Почему?»

Пример . Возьмём другой тезис, относящийся к теме «Первая любовь» — «Любить — значит становиться лучше ». Почему?

  • Стремясь понравиться другому человеку, мы совершенствуемся. Литературный аргумент . Татьяна Ларина, желая разгадать душу Онегина, проводит дни в его библиотеке за чтением книг, жадно всматриваясь в пометки, оставленные Евгением, и размышляя над прочитанным. Она не только понимает, наконец, с каким человеком свела её судьба, но и сама вырастает духовно и интеллектуально.

Аргументом может служить и личный опыт , но помните, что такое доказательство наименее убедительно и его хорошо представлять в виде расширения к основным фактам, известным и авторитетным.

Шаг второй . Подберите аргументы, подтверждающие вашу мысль, и расположите их в следующем порядке: «весьма убедительный — достаточно убедительный — самый убедительный» .

Вывод

Вывод углубляет тезис, содержит — пусть не явные — советы, правила, предлагает прогнозы.

Пример. Первая любовь, в каком бы возрасте она ни случилась, может сделать из человека и жёсткого, безжалостного циника, и неисправимого романтика, и реалиста, не исключающего для себя любых возможностей.

Первый окажется глубоко несчастен: он не сможет любить, а значит, останется одинок. Второй от абсолютного оптимизма «любви навеки» часто переходит к такому же пессимизму «любви нет». И только третий способен обрести гармонию. Чтобы таких становилось всё больше, взрослым, родным, друзьям следует бережно и серьёзно относиться к чувствам подростков и детей.

Рассказать о случае из жизни.

Образ-аналогия.

Вопросно-ответная форма (пожалуй, самый удобный и лёгкий способ: мы сами себе задаём вопрос и сами на него отвечаем, это помогает не уйти от темы).

|| Обязательно сначала проверяйте соответствие темы и тезиса. ||

В любом случае мой совет вам: если вы дочитали, перечитали своё сочинение и не смогли с уверенностью сказать, что аргументы, вами приведённые, доказывают именно ту мысль, которую вы вынесли в качестве тезиса, значит, вероятно, надо менять тезис (просто это порой сделать легче, чем подбирать новые аргументы). Ещё можно проверить, действительно ли эти аргументы вам подходят, по тому микровыводу, который вы пишете в конце каждого аргумента. Такую проверку делать нужно обязательно, чтобы соответствие «тезис-аргумент» было полным.

Основная часть

Аргументация

Итак, тезис сформулирован, теперь нужно привести аргумент из литературных источников. Основная часть, как мы помним, состоит из одного или нескольких аргументов на литературной основе, подкрепляющих тезис. Каждый аргумент выделяется в отдельный абзац. В конце каждого абзаца должен быть микровывод.
Можно к одному тезису привести один литературный аргумент, но лучше, чтобы аргументов было два.

Если тезисов несколько, то к каждому из них приводится свой аргумент!

То есть если вы на вопрос по теме, например: «Что приносит людям любовь: страдание или счастье?», отве­тите, что, с вашей точки зрения, любовь может как осчастливливать человека, так и делать его несчастным, то вам необходимо привести два аргумента, в одном из которых любовь помогает обрести человеку счастье,
почувствовать всю наполненность жизни, а в другом она приносит грусть и страдание. И тогда в этом случае тезис будет доказан, причём полностью.

Структура аргумента

Аргумент состоит из нескольких элементов и включает:

Обращение к литературному произведению: называем автора и произведение, его жанр (если знаем; если не знаем, то так и пишем - «произведение», чтобы избежать фактических ошибок).

Его интерпретацию: здесь мы обращаемся к сюжету произведения или конкретному эпизоду, характеризуем героя(-ев). Желательно несколько раз упомянуть автора, используя речевые клише типа «автор повествует», «автор описывает», «писатель рассуждает», «поэт показывает», «автор считает» и т.п. Почему нельзя просто написать: «ге­рой пошёл туда-то, сделал то-то»? А потому что это будет уже не анализ, а простой пересказ.

Микровывод (он завершает только одну из микротем, а не всё сочинение в целом; нужен для логичности и связности текста): в этой части мы, как правило, формулируем основную мысль всего упомянутого произведения или авторскую позицию по конкретной проблеме. Используем клише типа «писатель приходит к выводу...» и т.п.

Микровывод из аргумента должен соотноситься с тем тезисом, который вы привели в начале сочинения, а не просто быть выводом из аргумента!

Все элементы аргумента последовательно располагаются друг за другом.

Например, тема: «Какой путь можно назвать дорогой в никуда?».

Примерное вступление У каждого из нас есть свой путь, и нет ни одного человека на свете, который не совершал бы ошибок, идя по этому пути. Мне кажется, что это вполне естественно. В течение своего жизнен­ного пути нам всё время приходится делать тот или иной выбор, чтобы дойти до какой-либо цели. Нередко случается так, что человек осознаёт, что он совершает бессмысленные действия и поступки. И всё равно упорно идёт по этой дороге. Часто и упрямство заставляет идти по невер­ной дороге. Но дороги могут и не привести туда, куда хотелось бы. Они могут вообще никуда не привести, если ты сам ничего не будешь делать для того, чтобы двигаться вперёд
Тезис Дорогой в никуда можно назвать тот путь, который не принесёт никаких значимых результа­тов

Теперь об аргументах.

Элементы 1-го аргумента Пример
Обращение к произведению На мой взгляд, ответ на вопрос о дороге в никуда мы можем найти в произведении И.А. Гон­чарова «Обломов».
Интерпретация фрагмента (желательно не менее 2 – 3 раз упомянуть ав­тора) Илья Ильич Обломов - помещик средней руки, «... с тёмно-серыми глазами, но отсутствием всякой определённой идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица». По моему мнению, про­блема заключается в том, что он не ставит себе целей. И.Н. Гончаров обращает наше внимание на то, что общение с Ольгой - это своего рода последнее проявление личности Обломова, как бы последний взлёт, последнее счастливое время для него, а за всем этим - только лишь паде- ние и бесперспективное существование... Мягкая натура Обломова не способна слиться с фаль­шивым, жестоким внешним миром, потому что для него это слишком тяжело. Автор с сожалением говорит о том, что Илья Ильич решает погрузиться в апатию в загородном домике Агафьи Матве­евны, где он и находит свой «покой»
Микровывод Дорогу, по которой идёт Обломов, можно назвать путём в никуда, потому что он не может сделать ничего для достижения своей цели из-за собственной лени и нежелания двигаться вперёд
Элементы 2-го аргумента Пример
Обращение к произведению Теперь обратимся к замечательному произведению Ф.М. Достоевского «Преступление и на­казание»
Интерпретация фрагмента (желательно не менее трёх раз упомянуть автора) Жизненный путь Родиона Раскольникова не привёл его ни к чему хорошему. В романе Ф. Достоевский изображает столкновение теории, придуманной героем, с реальной жизнью. Родион хочет помочь всем людям и в то же время узнать: «тварь я дрожащая или право имею...». Раскольников уже давно вынашивал свой ужасный замысел, но всё это до поры до времени оставалось лишь мрачной фантазией. На мой взгляд, как только мысли Раскольникова зашли об убийстве, ему надо было переосмыслить свою теорию и выбрать другой жизненный путь. Неужели он не догадывался, к чему может привести такое преступление? Порой нужно задумываться о последствиях сказанного или сделанного заранее
Микровывод Этот путь я также могу назвать дорогой в никуда, потому что убийство человека - величай­ший грех, который нельзя оправдать ничем, даже теорией всей жизни

Связки между абзацами (микротемами)

Чтобы избежать логических ошибок, не забывайте про «связки», «мостики» между аргументами. Всё должно быть последовательно и логично. Например, нельзя начинать абзац второго аргумента со слова «также», так как «так же», как и автор, о котором говорилось в предыдущем аргументе, новый автор не может раскрывать ту же проблему в своём произведении: другой автор, другое произведение - поэтому всё не «так же», а совсем по-дру­гому. Аргументы должны быть не просто нагромождением эпизодов из произведений, а именно логически свя­занными с тезисом примерами.

Примечание. В итоговом сочинении допускается приводить аргументы на основе зарубежной литературы. Об этом неоднократно говорили в передачах с участием министра образования и науки Д.В. Ливанова и предсе­дателя совета по школьным сочинениям Министерства образования и науки Н.Д. Солженицыной. Они согласи­лись с тем, что недопустимо запрещать аргументы на основе произведений мировой литературы.

Заключение

Вот мы и добрались до заключительной части нашего итогового сочинения.

Существует несколько способов закончить сочинение:

Вывод. Обычно принято завершать сочинение выводом из всего вышесказанного. Это, наверное, самый распространённый способ закончить сочинение. Иногда бывает очень сложно написать вывод, так как нельзя по­вторять те микровыводы, которые уже делались в сочинении после аргументов. В любом случае мысль одна и та же, просто выражена она другими словами! Главное, не уйти в сторону от темы сочинения.

Заключение-призыв. Это ещё один достаточно распространённый вариант концовки. Конечно, это не должны быть пафосные лозунги «Берегите нашу Землю!». Лучше не использовать глаголы 2-го лица: «берегите», «уважайте», «помните». Ограничьтесь формами «нужно», «важно», «давайте» и т. д. Тогда никто вас не сможет уп­рекнуть в неэтичном отношении к адресату (ведь именно учитель будет вашим первым читателем).

Заключение - выражение надежды. Это один из самых выигрышных вариантов заключительной части, так как позволяет избежать дублирования мысли, этических и логических ошибок. Выражать надежду нужно на что-нибудь позитивное. Нельзя писать, к примеру, что «природа отомстит за себя будущим поколениям».

Варианты заключения Примеры
Вывод Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что проблема оценки таланта до сих пор очень актуальна. Людям надо искать таланты, не дать им потухнуть, потому что именно они, эти талантливые люди, являются двигателями прогресса и общества в целом
Призыв Подводя итог, хочется верить, что каждый человек должен ставить перед собой высо­кие и благородные цели. Всегда нужно задумываться о том, нужно ли мне это вообще? Нельзя бездействовать, ведь это и называется дорогой в никуда. Не нужно бояться ошибок на протяжении нашего пути, ведь, как говорил один мудрец, «раз вы сбились с пути - зна­чит, путь у вас есть, человек, который никуда не идёт, не может заблудиться»
Выражение надежды Хочется надеяться, что проблема истинного понятия слова «красота» действительно должна быть очень актуальна в наше время. И если мы будем этому вопросу уделять как можно больше внимания, не забывать о таких важных понятиях, как благородство, доб­рота, смелость, то и мир наш станет чуточку лучше и красивее!

Завершение рассказа о случае, заставившем задуматься над темой (если в качестве вступления был приведён такой рассказ).

Цитата, подходящая по смыслу. Можно заранее подобрать цитаты по всем тематическим направлениям, мо­жет, какая-нибудь подойдёт.

Например:

«Война есть одно из величайших кощунств над человеком и природой» (А. С. Пушкин).

«Защита Родины есть и защита своего достоинства» (Н.К. Рерих).

«Природа - творец всех творцов» (И.В. Гёте).

«Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил» (Антуан де Сент-Экзюпери)

«Любовь к родителям - основа всех добродетелей» (Цицерон).

«Презирать суд людей не трудно, презирать суд собственный - невозможно...» (А.С. Пушкин).

«Истинная любовь очищает и возвышает всякого человека, совершенно преобразуя его» (Н.Г. Чернышев­ский).

«Жить - значит чувствовать, мыслить, страдать...» (В.Г. Белинский).

«Человек - целый мир...» (Ф.М. Достоевский).

«Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе» (Д.С. Лихачёв).

«Благословенна да будет любовь, которая сильнее смерти!» (Д.С. Мережковский).

«Нет счастья в бездействии...» (Ф.М. Достоевский).

«Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без неё не может обойтись» (И.С. Тургенев).

Важно, чтобы цитата обязательно соответствовала главной мысли сочинения. Нельзя использовать цитату только потому, что в ней встречается ключевое слово (например, в сочинении о природе цитата со словом «при­рода»), и не учитывать её общий смысл.

Редактирование текста

Перед тем как переписывать сочинение с черновика в специальный бланк, необходимо его внимательно про­верить и отредактировать. Как это сделать?

Читаем текст по частям.

Сначала вступительную и заключительную части. Убеждаемся, что они соответствуют, во-первых, заданной теме, а во-вторых, друг другу, в них говорится об одном и том же. Хорошо, если во вступлении вы задаёте вопрос, а в заключении есть ответ на него.

Тезисы. Они должны быть компактно изложенными логическими ответами на вопрос, который вы задаёте во вступительной части сочинения. Желательно, чтобы последняя фраза тезиса была тем самым основным ответом, для доказательства которого вы и будете приводить аргументы.

Читаем пары «тезис + аргумент». Убеждаемся, что пример соответствует основной мысли, тезису, а не просто рассказывает о чём-то близком теме сочинения.

«Мостики», «связки». Читаем концовку каждого абзаца и начало следующего. Убеждаемся, что переход от од­ной микротемы к другой плавный, нет логических ошибок.

Только после того как мы убедились, что сочинение написано в соответствии с темой и не содержит логиче­ских ошибок, приступаем к проверке речевого оформления, т.е. обнаружению речевых, грамматических, пунктуа­ционных, орфографических ошибок. Здесь тоже будет несколько этапов.

Читаем текст по отдельным предложениям. Находим грамматические основы, задаём вопросы ко всем второ­степенным членам. Долго и нудно? Но зато это позволит проверить сочетаемость слов и их грамматическую связь. Определяем, простое предложение или сложное, чем осложнено. Одновременно обращаем внимание на знаки препинания. Если вы сомневаетесь в необходимости того или иного знака, изменяйте конструкцию. Ведь это сочинение, а не диктант! Не бойтесь изменять предложения, менять слова. Здесь можно и нужно изменять текст.

Читаем каждое слово по слогам. Так вами лучше будет усваиваться услышанное - сразу будут активизиро­ваться разные виды восприятия (слуховое, зрительное). Причём лучше читать текст не с первого предложения, а с конца. Или просто не с начала предложения, а с последнего слова в нём, тогда вы будете обращать внимание не на смысл, а именно на написание. Именно так можно отыскать орфографические ошибки. Это известный
способ проверки «с конца».

После этого желательно подсчитать количество слов. Учитываются все слова, в том числе предлоги, союзы и частицы. Цифры, например год (1978), а также слово с дефисным написанием рассматривается как одно. В случае, если получилось меньше 250 слов, придётся увеличивать объём до необходимого минимума, иначе работу не за­считают. Бывают случаи, когда не хватает пары слов, тогда очень обидно получать «незачёт» за хорошее в целом
по содержанию и по грамотности сочинение. Но есть правила оценивания, критерии, которые необходимо учи­тывать.

Если в сочинении недостаёт нескольких слов, то можно добавить в тезис вводные слова типа «конечно», «без­условно», «несомненно», «бесспорно» и т.п., а также наречия к глаголам и прилагательные к существительным. На­пример, вместо «важно заботиться о наших родителях» написать «конечно, очень важно заботиться о наших ро­дителях» и т.д.

Если же не хватает значительного количества слов, то можно, во-первых, добавить комментарий к аргументам (только не следует пересказывать эпизод). Во-вторых, во вступление можно добавить свой комментарий по теме.

В любом случае не отчаивайтесь, у вас всё получится!

К.В. Сорвин

Эссе – это вид заданий, предполагающий написание наибольшего объема текста. И уже один этот факт делает эссе не только самым сложным, но, как пра­вило, и самым «дорогим» заданием. В последние годы на олимпиаде «Высшая проба» из 100 максимально возможных баллов 60 приходится на эссе. Подобное количественное отличие порождает и особую каче­ственную специфику эссе, о которой и пойдет речь в данном раз­деле.

Прежде всего, больший объем материала предъявляет повы­шен­ные требования к его организации , поэтому первый вопрос, который будет здесь рассмотрен, – это вопрос о правилах построения эссе и методах отработки соот­ветствующих навыков.

Структура эссе. Пять основных элементов

Старшеклассник, готовящий эссе, естественно хочет сделать его ин­тересным и нетривиальным. Но, имея за плечами в основном опыт обыденных разговоров и бесед, нередко идет по пути последних: встав­ляет в каком-то произвольном месте пришедшую в голову по ас­социации интересную мысль, излагает сами по себе весьма нетри­виаль­ные факты, но не имеющие прямого отношения к заданной теме. Более того, стремясь «блеснуть эрудицией», абитуриент неред­ко делает это не просто по привычке, но сознательно и целенаправ­лен­но, при этом не очень задумываясь о том, какое отношение при­веденная информация имеет к магистральной линии текста. В итоге оказывается, что хотя отдельные фрагменты получившегося эссе мо­гут быть прочитаны с интересом и даже свидетельствовать об эруди­ции его автора, тема остается нераскрытой, а задача невыполненной. Низкая, а то и вообще неудовлетворительная, оценка за подобным об­разом написанный текст является вполне закономерным итогом, хотя, как правило, немало удивляет собой самого автора.

Эссе – это некий готовый продукт . Оно подобно дому – его могут строить самые разные люди, но жить в нем, в принципе, может лю­бой человек. Эссе – это текст, который должен быть интересен и по­ня­тен каждому, а не только тому, кто его писал. Любой человек, про­читавший его, должен вынести для себя: основную мысль , отстаи­вае­мую автором, а также аргументы, доказывающие ее . Чтобы сделать эту мысль более ясной, в эссе обязательно должны присутствовать пояснения и примеры , а чтобы текст действительно имел вид закон­ченного продукта, его должен венчать вывод . Оно должно быть под­чинено единому плану и представлять собой целостную конструкцию.



И если, говоря о первой задаче участника олимпиады, продолжить аналогию с до­мом, то можно сказать так: конечно, всегда хочется построить дворец, но пусть для начала это будет египет­ская пи­рамида . Форма этого сооружения неза­тей­лива, но и по сей день между иными кам­нями не удастся втиснуть даже лезвие ножа, а любое дополнение к ней будет выгля­деть явной без­вкусицей. Но самое главное, у нее нельзя ничего органично убрать. Итак, будем учиться тому, как построить эссе, подобное еги­петской пирамиде.

Прежде всего, необходимо знать пять основных составляющих лю­бого эссе, на основании которых должен быть организован весь текст. К таким составляющим относятся:

тезис (Т);

– аргумент (А);

– доказательство (Д);

– пояснение или пример (П);

– вывод (В).

Из сказанного вытекает важнейшее правило: не только каждый абзац, но даже любое предложение в тексте имеют право на существование только в том случае, если могут быть соотнесены с одной из этих пяти базовых со­ставляющих любого эссе: с тезисом, аргументом, доказа­тельст­вом, пояснением-примером или выводом. В противном случае, если подобное соответствие найти не удается, предложение или абзац должны быть удалены, даже если они содержат интересную ин­фор­мацию или демонстрируют широкую эрудицию автора.

Рассмотрим каждый из этих пунктов в отдельности.

Тезис – основополагающее положение эссе

Тезис – это основная мысль , которая утверждается или отрицается в тексте. Это положение, ради которого пишется вся работа, и если оно отсутствует, то последняя превращается в «разговор ни о чем». Практически у любого квалифицированно написанного научного и даже публицистического текста, начиная от небольшой статьи и за­канчивая большой книгой, существует подобная основная мысль. В некоторых случаях ее можно сформулировать кратко и достаточно однозначно. Например, основная мысль знаменитой книги Копер­ни­ка «Об обращениях небесных сфер» может быть сформулирована так: «Земля вращается вокруг солнца и вокруг своей оси», а главная мысль классического социологического сочинения Дюркгейма «Метод со­цио­логии»: «Социальная реальность представляет собой такой же объ­ект для научного исследования, как и реальность физическая, хотя способы ее познания и имеют определенные особенности». В других слу­чаях главный тезис текста столь кратко сформулировать не полу­чит­ся, однако чаще всего его смысл можно вычитать в последней главе , в заключении , в выводе (подробнее об этой особенности заклю­чи­тельной части текста мы скажем позже).

«Тезис – всему голова» – таков должен быть ваш исходный прин­цип при построении любого нехудожественного текста. Чаще всего его формулировка занимает малый процент от общего объема эссе – одно-два предложения, и чаще он пишется не в начале текста, а в кон­це. Более того, он не обязательно должен быть приведен в самом начале. Но при его отсутствии вся работа распадается, теряя общий смысл.

Как же сформулировать основной тезис своего текста?

Нередко тезис непосредственно совпадает с предложенной темой эссе. Чаще всего это бывает в тех случаях, когда тема сформулирована в виде утвердительного предложения , которое предлагается обосно­вать или, что бывает реже, с которым можно доказательно согла­сить­ся или не согласиться, на усмотрение автора. К таким темам отно­сят­ся, к примеру, следующие: «Конт – родоначальник социологии», «Без культуры нет человека». Нередко такое совпадение про­ис­ходит и в тех случаях, когда тема эссе задана в виде афоризма: «Точ­ное знание об обществе принадлежит к числу наших самых не­давних приобретений» (Э.Гидденс) , или «Создает человека природа, но раз­вивает и образует его общество» (В.Белинский) .

Однако тема далеко не всегда формулируется в виде утвер­дитель­ного предложения. Так, например, она может быть сформулирована как вопрос («Существуют ли признаки сословной структуры в современном российском обще­стве?»). Она может быть сформулирована как задание на сравнение («Проведите сравнительный анализ взглядов Маркса и Конта на об­щественный прогресс»), как задание на проведение теоретического ана­лиза («Взаимосвязь межгрупповых конфликтов и ролевых напря­жений»), а может быть как комментарий к афоризму («Проком­мен­тируйте высказывание: «высший суд находится внутри человека»). Тема может быть сформулирована и в виде утвердительного афо­ризма, который, однако, не допускает однозначной трактовки по прин­ципу «верно-неверно» («Неравенство – такой же хороший закон при­роды, как и всякий другой»).

Наконец, тема может быть сформулирована в виде высказывания, к которому при этом в самом задании даются поясняющие и уточняющие вопросы. Как раз такой формат заданий преобладает в последние годы на олимпиаде «Высшая проба» по обществознанию.

Во всех указанных случаях тезис дол­жен быть сформулирован самостоятельно и не может непосред­ст­венно совпадать с заданной темы. Рассмотрим на примерах приведенных выше тем возможные варианты формулировки основных тезисов эссе.

Тема: «Проведите сравнительный анализ взглядов Маркса и Кон­та на общественный прогресс».

Поразмышляв над заданием, мы вспоминаем, что Маркс и Конт оба были сторонниками концепции прогрессивного развития челове­че­ства; оба выделяли общие стадии, которые проходит в своем разви­тии все общества, и в концепциях обоих авторов Европе в этих про­цес­сах отводилась ведущая роль. В то же время, если Маркс видел дви­жущую силу прогресса в экономической сфере жизни общества, то Конт решающую роль отводил интеллектуальному развитию, в силу чего эти авторы выделяли разные этапы в эволюции обществ и по-раз­но­му понимали ближайшие перспективы человеческой циви­ли­за­ции. Эти соображения позволяют нам сформулировать основной тезис эссе:

Тезис: «Между взглядами Маркса и Конта на общественный прогресс существуют как общие черты, так и различия».

Тема: «Взаимосвязь межгрупповых конфликтов и ролевых напря­жений».

Поразмышляв над темой, вспомнив соответствующий теоретический материалы и примеры из жизненного опыта, мы приходим к выводу, что в рядке случаев межгрупповые конфликты действительно порождают ролевые напряжения различных видов, но далеко не всегда.

Предварительный анализ данной темы, в таком случае, позволит сформулировать тезис:

Тезис: «Связь межгрупповых конфликтов и ролевых напряжений не является однозначной, необходимой. Эта связь вероятностная. Она реа­лизуется посредством нескольких механизмов и носит двусто­рон­ний характер».

Очень часто формулировке тезиса помогает четкое выделение проблемы , поставленной в высказывании. Помимо того, что требование ее выделения обычно непосредственно присутствует в самом задании (например, в задании «С9» ЕГЭ), такая процедура сама по себе является полезной, поскольку способствует концентрации Вашего внимания на основной линии планируемого текста. Требование «выделить проблему» нередко пугает школьника, ставит его в тупик. На самом же деле в этом требовании нет ничего выходящего за рамки здравого смысла. Любое задание на олимпиаде должно содержать в себе некий парадокс, и уж тем более он должен присутствовать в афоризме, который тем и отличается от простого высказывания (вроде «данный стол дере­вян­ный»), что в образной, лаконичной и попу­лярной форме фиксирует некое противоречие . Сделать это противоре­чие явным, сформулировать его в понятийном аппарате соот­вет­ствую­щей науки, а затем показать, как подходит наука к его раз­ре­шению – вот одна из ваших задач.

Выделение проблемы высказывания – творческий процесс, поэто­му здесь не может быть универсальных алгоритмов, следование кото­рым гарантировало бы успех. Тем не менее существует ряд приемов, использование которых может значительно повысить вероятность его до­стижения. Во-первых , прочитав и осмыслив высказывание, необхо­ди­мо, прежде всего, его содержание соотнести с определенным разде­лом , а лучше даже с определенной темой соответствующей дисцип­лины. Проделав это, во-вторых , следует вспомнить, что любая тема по­тому и возникла в науке, что решала вполне конкретные задачи и парадоксы . Вспомнить про них – это и значит приготовить, мобили­зо­вать инструментарий для выполнения экзаменационного или олимпиадного задания.

Проиллюстрируем сказанное на примере афоризма А.Н.Леонтье­ва, часто упоминающегося в методических пособиях для подготовки к ЕГЭ: «Роль – не личность, а изображение, за которым она скры­вает­ся» . Данный афоризм удобен для анализа тем, что явно и недвусмыс­ленно отсылает к фундаментальной социологической теме «Социальные роли». Вспомним первый парадокс , который необходимо было усвоить в данной теме и с которого вообще начинается вхождение человека в со­циологическую науку – носителем роли, выполняемой личностью, является не сама личность, а группа . Именно в данном пункте мы об­наруживаем, что ролевые характеристики не тождественны характе­рис­тикам личности и что между ними могут выстраиваться разнооб­раз­ные взаимосвязи. Одним из вариантов такой взаимосвязи и являет­ся ситуация, когда роль оказывается «изображением», скрывающим личность. Проблему в таком случае можно сформулировать так: «Ав­тор затрагивает проблему автономности роли по отношению к личности, несовпадения личностных и ролевых характеристик».

Ну а как быть с формулированием тезиса к теме, включающей в себя не только некий афоризм, но и комментарии к нему и вопросы? Напомним, что именно подобные задания в последние годы все чаще встречаются на различных олимпиадах по обществознанию, в том числе, на олимпиаде «Высшая проба». Нередко наличие подобного вспомогательного материала дезориентирует участника, который в итоге пишет не органически целостный текст, а совокупность несвязанных друг с другом смысловым единством предложений. В том случае, когда в задании однозначно сформулировано требование написания эссе, это может привести к серьезному снижению оценки. Одной из гарантий от подобной ошибки как раз и является четкая формулировка единого тезиса ко всему тексту.

Рассмотрим задание, сформулированное на основании цитаты из книги Дж. Ритцера «Макдонализация общества», предложенное на олимпиаде Высшая проба в 2013-2014 уч году.

««Современный американский социолог Джордж Ритцер в своей работе «Макдональдизация общества» пишет, что «теперь вместо того, чтобы встречаться со своим личным врачом, больничный пациент, скорее всего, будет видеться каждый день с разным, с которым у него не сложится личных взаимоотношений». Какие характеристики современного общества позволяют Дж. Ритцеру сделать такое утверждение? Какие особенности современного разделения труда и социальных отношений подразумеваются в данном суждении? В каких обществах такие взаимоотношения были возможны? Связано ли это с изменениями в характере профессий? Какие социологи придерживаются этой позиции? Приведите примеры, аргументы и контраргументы по отношению к предложенному высказыванию».

Прежде всего, заметим, что оно состоит из двух частей: первая часть – фраза, взятая из известной работы, вторая комментарии и пояснения, данные к ней. Однако, присмотревшись внимательно, можно заметить, что наличие второй части не меняет принципиально характер задания, по сравнению с рассмотренными выше примерами – поясняющие предложения позволяют вам лишь четче сформулировать свою мысль, яснее обозначить вектор собственных размышлений. Действительно, в вопросе «какие характеристики современного общества позволяют Дж. Ритцеру сделать такое утверждение?» нетрудно разглядеть все то же требование «сформулировать проблему», только уже содержащее некую «подсказку», в остальных – указания на наличие некие обязательных пунктов в плане. Проблему, в таком случае, можно сформулировать так: «Ритцер поднимает проблему обезличивания человеческих отношений в современном обществе ». Соответственно основной тезис эссе будет звучать так: «Обезличивание человеческих отношений – важнейшая характеристика современного общества».

Важным этапом в формулировании основного тезиса эссе является определение собственного отношения к анализируемому высказыванию или утверждению, тем более что данное требование чаще всего в явном виде присутствует в задании.

Как же отнестись к позиции автора – вот вопрос, который порой по­вергает в смятение даже хорошо подготовленного выпускника. Понятно, что заранее свое восприятие этой позиции предугадать не­возмож­но, и все же весьма полезно иметь хотя бы общее представление о преимуществах и недостатках различных подходов к ее оценке. На первый взгляд, самым простым и наименее рискованным является непосредственное согласие учащегося с позицией автора анализируемого им афоризма. Однако при всех преимуществах у полного согласия с авторской позицией есть существенный недостаток – оно оставляет весьма мало простора для проявления собственных знаний и творчества. Выразить свое полное несогласие с точкой зрения автора? Говоря формально, подобный вариант ответа не за­прещен, однако не будем за­бывать, что в качестве заданий обычно приводятся высказывания известных лю­дей, среди которых нередко встречаются и классики науки, с ис­поль­зованием понятийного аппарата которой должно быть написано эссе. Оче­видно, что однозначное несогласие с автором в такой ситуации может поставить участника в сложное положение. Получается, что наи­луч­ший вариант, с одной стороны, позволяющий проявить собст­венный творческий потенциал и нетривиально от­нестись к заданию, с дру­гой, – это ва­риант час­тич­ного согласия с позицией автора.

Ни в коем случае не надо бояться спорить с автором, в особенности, если речь идет о частных вопросах. Следует помнить, что любой афоризм, даже если он принадлежит перу великого ученого, не может быть безупречен с научной точки зрения. Афоризм никогда не передает все многообразие необходимых признаков какого-либо явления, а в образной и наглядной форме доносит до читателя наиболее значимые, быть может, даже парадоксальные его свойства. Следовательно, какие-то аспекты явления оказываются в нем незаслуженно забытыми, а какие-то стороны, напротив, гипертрофированными, преувеличенными. Обратить на это внимание в своем эссе – значит, во-первых, сделать его гораздо более интересным, рельефным, во-вторых – получить вполне законный повод раскрыть свои знания таких аспектов, которые, на первый взгляд, имеют к теме весьма отдаленное отношение. Не следует также забывать, что в виде заданий часто даются фрагменты из текстов, написанных задолго до нашего времени. Будучи совершенно верными для какой-либо прошлой эпохи, изложенные в них взгляды вполне могут утратить свою справедливость (полностью или частично) применительно к сегодняшнему дню.

В качестве примера продолжим анализ высказывания Леонтьева «Роль не личность, а изображение, за которым она скрывается» . Вы­ше мы дали следующую формулировку поднятой в нем проблемы: «Автор затрагивает проблему автономности роли по отношению к личности, несовпадения личностных и ролевых характеристик». За­метим, что такое несовпадение может иметь различный вид. Действительно, очень часто роль в основных своих пунктах совпадает с личностными характеристиками индивида и отличается от послед­них только несущественными аспектами. Она может вступать в про­тиворечие с его индивидуальными характеристиками, что будет приводить к ролевому напря­же­нию, наконец, она действительно может их скрывать, превра­тив­шись в своеобразную «маску». Таким образом, как это и должно быть в афоризме, высказывание Леонтьева не передает всего много­об­разия отношений, которые могут возникать между особенностями личности и роли, но известный психолог сумел найти тот пункт, который фиксирует эти отношения в наиболее яркой и даже дра­ма­тической форме.

Продолжая размышлять над темой, можно вспомнить, что несоответствие роли индивиду порождает тяжелые психологические состояния (ролевые напряжения), и уже одно это делает подобную ситуацию неустойчивой, требующей своего разрешения. Более того, выбирая, скажем, свою будущую профессию, молодой человек как раз и стремится к тому, чтобы связанные с ней социальные роли не просто не скрывали его подлинные черты и способности, но, напротив, давали им возможность проявится во всей полноте.

Тезис эссе, таким образом, можно будет сформулировать так: «В своем высказывании Леонтьев затрагивает важнейшую особенность социальной роли – ее автономность по отношению к личности, однако это не означает, что роль всегда скрывает личностные качества человека ».

Опыт показывает, что тексты, в которых авторы не ограничиваются полным согласием с позицией автора, а высказывают в ее адрес пусть не очень значительные, но при этом самостоятельные критические замечания, всегда смотрятся гораздо интереснее и чаще получают высокие баллы. Вы и сами можете в этом убедиться, посмотрев на сайте олимпиад НИУ ВШЭ лучшие эссе прошлых лет. Рассмотрим пример.

В 2014 г для 11 класса в разделе «Социология» была предложена следующая тема:

«Русско-американский социолог П. А. Сорокин утверждал, что «искусство постепенно становится товаром; ради релаксации, потребительства, развлечения и удовольствия. Как чистое средство развлечения, современное искусство, естественно, переходит в иной статус. Из царства абсолютных ценностей оно опускается до уровня производства ценностей товарных».

Почему П.А. Сорокин именно так высказался об искусстве в современном обществе? Какие характеристики современного общества отражает сфера искусства? Можно ли, описывая современное искусство, понять ценности современного общества? Является ли данное суждение критикой современного искусства?

Приведите примеры, аргументы и контраргументы по отношению к предложенному высказыванию ».

Автор одного из эссе аргументировано показал, что данное высказывание справедливо не только для общества начала 20-ого века, но и не потеряло своей актуальности в современном нам мире. В первую очередь, он связал описываемый Сорокиным процесс с развитием и распространением массовой культуры. И все же, по ряду позиций, участник олимпиады счел утверждение социолога слишком категоричным. «Однако, несмотря на в основном совершенно верное понимание тенденций развития массового общества и его культуры, Сорокин не учитывает, что из каждого правила есть исключения, и масскульт не так плох, как может показаться (здесь и далее сохранена орфография и стилистика авторов эссе. – К.С.). И в рамках массовой культуры создавались гениальные произведения литературы…, кинематографа (советское кино, целый ряд голливудских фильмов, произведения Стэнли Кубрика, к примеру), изобразительного искусства (советская военная и послевоенная живопись, поп-арт), театра (Теннесси Уильямса…), которые по степени глубины не уступают произведениям элитарной культуры… Таким образом, взгляд Сорокина можно считать верным лишь отчасти. Его позиция объясняется прежде всего тем, что он, бучи свидетелем развала старой России и пассажиром «Философского парохода», истинным интеллигентом, видел, подобно испанскому философу Х. Ортега-и-Гассету, в массовом обществе и массовой культуре только негативное, считая эти феномены свидетельством глубокой болезни общества, ненормального его развития…»

Как видим, решившись вступить в дискуссию с одним из классиков социологической науки, автор не только получил возможность проявить навыки серьезного полемиста, но и смог органично, полностью вписываясь в логику текста, раскрыть имеющиеся у него обширные познания в области современного искусства. Подобный шаг оказался весьма выигрышным и принес ему немало баллов. Хотя, конечно, далеко не все здесь выглядит полностью безупречным. Так, вряд ли можно признать корректной формулировку, в которой молодой человек упрекает Сорокина в забвении такого элементарного принципа, как «из любого правила есть исключения», и ряд других. Поэтому, пользуясь случаем, хотелось бы дать совет участникам будущих олимпиад: полемизируя с авторами предложенных текстов, следует проявлять соответствующий такт, стараться избегать поиска у них элементарных ошибок, явно не характерных для столпов науки.

Когда пишется эссе на тему, тезис которой совпадает с названием, ча­ще всего можно ограничиться формулировкой одного основного тезиса . Однако в тех случаях, когда формулировка темы менее три­виальна, число тезисов имеет смысл увеличить. Выше, на примере нескольких классических научных работ, мы показали, что в основе каж­дой из них лежит четко сформулированный тезис. Однако любая из этих книг разбита на главы, главы на параграфы, параграфы на абзацы, и каждая из данных структурных единиц содержит основную мысль – тезис. Таким образом, в грамотно организованном тексте, помимо основного тезиса, могут быть тезисы второго уровня (в главах), тре­тьего (в параграфах) и так вплоть до тезисов отдельно взятых аб­зацев (в идеале). Конечно, эссе на олимпиадах и ЕГЭ – не книга, и его нель­зя мерить мерками крупных произведений. Однако и в нем, как пра­вило, наряду с основным тезисом, следует выделить от трех до пя­ти тезисов «второго порядка», в которых и через которые развертывается и конкретизируется основной. В конечном счете, можно руко­вод­ст­во­ваться принципом: в любом нехудожественном тексте должно при­сут­ствовать такое количество тезисов различного уровня, сколько са­мо­стоятельных цепочек логических рассуждений в нем представлено.

Расчленение одного крупного по содержательному объему тезиса на несколько более мелких значительно облегчает логическое обосно­ва­ние своей позиции, а также формулировку вывода.

Так, в известной книге С.И.Поварина «Искусство спора» анали­зи­руется любопытный эпизод вымышленного судебного заседания. За­кончивший обвинительную речь прокурор делает вывод: «Прес­туп­ление, совершенное подсудимым, должно квалифицироваться по статье двенадцатой уголовного кодекса». Адвокат в своем выступ­ле­нии возражает: «Преступление следует квалифицировать не по две­над­цатой, а по одиннадцатой статье». Казалось бы, все логично – на то он и адвокат, чтобы не соглашаться с прокурором и убеждать суд при­менить к подзащитному статью, предполагающую менее суровое на­казание. Но в данном случае дело вовсе не в этом. Его тезис – «...ква­лифицировать не по двенадцатой, а по одиннадцатой статье» – на самом деле, представляет собой явную смесь двух самостоя­тель­ных тезисов второго порядка. Первый из них – утверждение о том, что преступление нельзя квалифицировать по статье двенадцатой. Вто­рой – преступление должно быть квалифицировано по статье один­над­цатой. Смешав их «в одну кучу», гипотетический адвокат создал лично для себя серьезные проблемы с обоснованием: доказывая свою мысль, он неизбежно будет перескакивать с одного утверждения на дру­гое, пересекать аргументы и т.д. Более того, вполне возможно, что, объединив аргументы, он не заметит, что большинство из них до­ка­зы­вают второй тезис, а первый оказывается практически ничем не под­крепленным. Опытный оппонент без труда сможет воспользо­ваться этим, и дело для адвоката будет проиграно. И наоборот: раз­делив свою по­зицию на две части, защитник сможет адекват­но оце­нить степень обос­нованности каждой из них и усилить, где это не­об­хо­димо, свои доводы. При таком подходе он сможет выстроить последовательные, цель­ные и самостоятельные цепочки аргумен­та­ции к каждому из тезисов, не смешивая и не пересекая их.

На основании сказанного, можно определить следующее правило: сформулировав базовый тезис своего эссе, постарайтесь разбить его на более мелкие, самостоятельные и далее «неделимые» утверждения. Проделав такую процедуру, к каждому из них в отдельности следует выстраивать свою самостоятельную цепочку аргументаций.

В качестве примера продолжим анализ темы «Как взаимосвязаны межролевые напряжения с процессами межгрупповых конфликтов?». Основной тезис эссе нами был сформулирован так:

«Связь межгрупповых конфликтов и ролевых напряжений не яв­ляет­ся однозначной, необходимой. Эта связь вероятностная. Она реализуется посредством нескольких механизмов и носит дву­сто­рон­ний характер».

Разобьем данное положение на несколько самостоятельных ут­верж­де­ний:

Т. 1. Межгрупповые конфликты и межролевые напряжения не связаны между собой однозначной, необходимой связью.

Т. 2. Межгрупповые конфликты повышают вероятность воз­ник­но­вения межролевых напряжений.

Т. 3. В некоторых случаях межролевые напряжения, в свою оче­редь, могут стать источниками возникновения межгрупповых конф­ликтов.

Далее необходимо последовательно обосновать каждое из ут­верж­дений. О тонкостях и методах подобных обоснований у нас пой­дет речь ниже, когда мы будем обсуждать правила построения аргументов и доказательств к тезисам (п. 3).

В одном из лучших эссе, написанных в 2014 году на олимпиаде «Высшая проба» на тему фрагмента, взятого из книги «Макдонализация современного общества», в тексте можно выделить следующие тезисы второго порядка:

Т1 – Макдонализация является следствием развития массового производства.

Т2 – Разделение труда ведет к появлению узких специалистов, что ведет к необходимостт привлечения большого количества людей для выполнения какой-либо работы (например, лечения больного).

Т3 – Разделение труда и развитие массового производства ведут к рационализации жизни, но при этом и к обезличиванию человеческих отношений, их анонимности.

Завершая обсуждение первого и основополагающего структурного элемента эссе, приведем несколько примеров формулировки тезисов второго порядка для нетривиально сформулированных тем, как правило, вы­зывающих наибольшие трудности у абитуриентов.

Тема: «Межэтнические конфликты в третьем тысячелетии: в чем причина?».

Основной тезис: причины межэтнических конфликтов сегодня имеют как исторические корни, так и порождены особенностями со­вре­менного глобального мира.

Т. 1. Некоторые современные межэтнические конфликты своими кор­нями уходят в далекое прошлое.

Т. 2. Некоторые межэтнические конфликты являются одним из ре­зультатов процесса глобализации, происходящего в условиях спе­ци­фи­ческого для капитализма неравномерного развития наций и на­родов.

Т. 3. Межэтнические конфликты косвенно связаны с укреплением эт­нических общностей и этнического самосознания. Одной из причин данных процессов является характерная для современного общества нор­мативно-ценностная неопределенность и состояние аномии.

Тема: «Существуют ли признаки сословной структуры в совре­мен­ном российском обществе».

Основной тезис: в российском обществе существуют отдельные эле­менты сословных структур, однако они имеют подчиненный, не доми­ни­рующий характер.

Т. 1. Формально оснований для существования в современной России сословной структуры нет.

Т. 2. Сословная структура может существовать в обществах, где формальных оснований для этого нет.

Т. 3. В российском обществе существуют отдельные и неполные элементы сословной структуры.

Т. 4. Сословные элементы в российском обществе носят перифе­рий­ный, не определяющий характер.

Тема: «Прокомментируйте высказывание: “Подчиняясь закону толпы, мы возвращаемся в каменный век” (Паркинсон)».

Основной тезис: между поведением человека в толпе и его пове­де­нием в каменном веке существует сходство.

Т. 1. Согласно концепции Дюркгейма, в каменном веке, как и вообще в архаическом обществе, не существовало развитой индиви­дуальности. Индивидуальное сознание было растворено в сознании кол­лективном.

Т. 2. В современном обществе, подчинившись толпе, человек так­же лишается своей индивидуальности. На первое место выходит кол­лективное бессознательное (Юнг).

Т. 3. В каменном веке была велика роль иррациональных мотивов в жизни человека.

Т. 4. В толпе происходит ослабление рациональных мотивов дей­ствий человека.

Если удалось адекватно расчленить основной тезис, то эссе обре­тает первое важнейшее условие успеха – грамотную структуру. Однако сформулировать систему тезисов – необходимое, но, очевидно, недо­ста­точное условие для успешного написания эссе. Самое главное пос­ле их формулировки – их обоснование. Этой цели служат аргу­мен­ты и доказательства .

Спорные вопросы решаются путем обозначения утверждения, которое нужно доказать или опровергнуть. Грамотно сформулированный позволяет уяснить, что именно требуется доказать и подобрать обоснованные аргументы.

Инструкция

Перед тем как высказывать тезис , определите для себя цель вашего доказательства. Зачем вам потребовалось убедить людей истине того или иного высказывания? Вы должны представлять аудиторию, перед которой вы будете выступать. Чем больше вы о ней знаете, тем легче будет сформулировать тезис и приводить аргументы. Узнайте, чем интересуется ваша аудитория, каковы ее потребности. На основе этой информации составьте ключевые слова.

Тезис должен быть ясным и четким. Чтобы вас правильно поняли, взвешивайте каждое слово. Старайтесь избегать слов с заведомо расплывчатым значением, например, справедливость, молодежь, сердечные дела. Конкретизируйте обобщенные слова и словосочетания (неблагоприятная обстановка, местные жители). Не выбирайте в качестве тезис а вполне очевидные факты или аксиомы. К примеру, нет смысла доказывать то, что Волга впадает в Каспийское море, и т.д. В качестве тезис а используйте утвердительное или отрицательное предложение.

После того как тезис сформулирован, озвучен и уяснен аудиторией, вы должны привести аргументы в пользу или против него. Сохраняйте тезис дословно в той форме, в которой он был заявлен. Не отступайте от темы, иначе может произойти потеря тезис а. Казалось бы, забыть о собственном утверждении невозможно, однако, в процессе рассуждения в сознании возникает ассоциативный ряд. Одна мысль цепляется за другую, и часто человек забывает о том, с чего начал.

Избегайте подмены тезис а. Иначе вы не только не убедите аудиторию, но и заблудитесь в собственных аргументах. Внесение изменений в первоначальное утверждение допускается только тогда, когда они были прояснены и уточнены в ходе конструктивной беседы с оппонентом. Каждое изменение должно быть зафиксировано и оговорено обеими сторонами.


Внимание, только СЕГОДНЯ!

Все интересное

Чтобы написать сочинение-рассуждение, необходимо очень хорошо разбираться в теме, на которую вы собираетесь писать. В такой работе на первый план выходят умение выделять главные тезисы и составлять на их основе целостную картину своего рассказа. …

Сочинение как эффективное упражнение по развитию речи учащихся широко применяется в школах и других учебных заведениях. Основные виды сочинений по типу речи – описание, повествование и рассуждение. Наиболее универсальным является…

Составлять план текста можно по-разному. Тезисный план дает максимально полное понятие о материалах текста, при этом он очень короткий и сжатый, составлять его нетрудно. Вам понадобитсяТекст, блокнот, ручка.Инструкция 1Разбейте текст на абзацы. В…

Эссе – это жанр сочинения, в котором автор размышляет о когда-то услышанном, прочитанном или пережитом. В содержании оценивается в первую очередь личность автора – его чувства, мировоззрение и мысли. Написание эссе является обязательным требованием…

Термин «тезис» произошел от греческого слова, буквально означающего «положение», «постановление закона». Тезисом называется философское, научное или богословское утверждение, положение, а также часть музыкального…

Тип речи – это способ изложения, выбранный автором и ориентированный на выполнение какой-либо задачи, например, описать действительность или динамически рассказать о ней. В соответствии с этими задачами нашу речь можно разделить на описание,…

Опровержение – это логическая операция установления необоснованности, недоказанности или ложности выдвинутого ранее тезиса. Чтобы написать опровержение правильно, необходимо ознакомиться с элементарными законами формальной логики. Инструкция …

Тезис - это утверждение, которое, согласно теории философии, следует аргументировать. А именно - предоставить собеседнику (оппоненту) один или несколько аргументов (утверждений), которые будут подтверждать либо опровергать тезис. Инструкция …

Без аргументов любое ваше высказывание может не произвести впечатления на аудиторию и не запомниться ей. Грамотно аргументированное положение позволяет добиться лучшего результата в любой сфере общественной жизни. Подбору аргументов следует уделить…

Сочинение на лингвистическую тему довольно частое задание в 7-9 классах средней школы. Его основное назначение научить школьников создавать тексты-рассуждения, усовершенствовать их грамотность письма и закрепить умение пользоваться орфограммами. Для…

Многие школьники и студенты испытывают большие трудности с написанием сочинений по английскому языку. Как изложить свои мысли логичным и грамотным образом? Как раскрыть тему? В действительности, в подобной задаче нет ничего сложного. …

Рассуждение – это такой тип текста, в котором раскрываются причинно-следственные связи, объясняются явления и доказываются теории. Однако недостаточно будет сумбурно выразить поток мыслей или настаивать на своей точке зрения. Чтобы получилось…

Не во всех школах обучают столь нужному и важному навыку, как составление тезисов. Часто одним текстом, с которым ученики выступают перед одноклассниками, становится реферат – освещение положений в мире науке в соответствии с определенной темой.

Но после окончания школы ученики превращаются в студентов. И в этот раз научный руководитель говорит, что нужно составить тезисы к курсовой работе или для конференции. Но при этом он не уточняет о том, как именно написать эти тезисы. Он полагает, что эти знания должны быть еще со школьной скамьи или должны быть у нас априори. Но научиться этому можно, это не так сложно. 2-3 страницы тезисов не просто рисуют портрет исследователя, но и являются основой успешного текста.

Тезисы и как они пишутся

Одни студенты считают, что это краткий обзор курсовой или научной статьи. Другие – что это записанный материал конференции или обычный список базовых пунктов. Все они и верны, и заблуждаются.

Тезисы – не большая, но полноценная статья. В нее входят главные положения научной статьи/диссертации. Тем не менее она пишется ясным и конкретным языком, это краткая выжимка из всей огромной работы. Разумеется, существуют определенные правила по написанию тезисов к разнообразным видам научной деятельности, но, по сути, их цель едина – ознакомить читателя с содержанием работы, пояснить, в чем заключается ее актуальность и уникальность, какие вопросы решаете и какая у вас доказательная основа. Кроме этого, такая статья должна строиться логически, чтобы слушающие, понимали то, что вы хотите им донести.

У слова «тезис» есть несколько значений. Но, как правило, чаще всего его применяют к науке.

В мире науки тезисы представленных работ, постоянно печатают в инфо бюллетенях. Их роль для научных сотрудников огромна: подобная печать учитывается при соискании следующего научного звания.

Но тезисами пользуются не только в науке. Если взять тезисы как интернет-продукт, то необходимы для обзора основной темы сайта или его окна. Помимо этого, заказчики зачастую предлагают небольшие утверждения, которые копирайтер обязан расширить. Как видите – столь короткое слово содержит множество различных смыслов.

Строим тезисы – выбираем тему

Это 2-3 страницы печатного текста, который написан «12 тиглем» в вордовском документе (до десяти минут неспешного прочтения). На доклад, как правило, отводят около 15 минут, поэтому есть возможность сказать про то, что не получилось внести в выжимки. У данной статьи должна быть четко построена. Тема – первый шаг к составлению тезисной статьи. Она должна быть конкретной и прямо относится к смыслу статьи. Кроме этого, она должна подходить и к теме самого мероприятия Она обязательно должна включать уникальность. На тему отводится не больше 1,5 строк. Есть 2 подхода к составлению тезисов:

1) выбрать тему, которую хочется исследовать, и, основываясь на ней, писать маленькую статью;

2) сначала написать тезисы, а потом придумать заглавие.

Можно делать так, как удобно и нравится вам. Это сугубо индивидуально. Однако у студентов очень часто нет такой возможности, потому что тему, в основном, им дает руководитель.

Вступление

Актуальность. В этой маленькой по объему статье не должно быть никакой лирики. Уже первая строка текста должна нести ценные информационные данные. Все должно быть строго по теме. Первое предложение очень важное, и должно отвечать в одно время на 2 вопроса: «О чем я пишу?» и «Почему это важно?» . Благодаря такому вступлению слушатели/читатели узнают, что есть актуального в вашей работе, или же это обычный реферат, который перечисляет давно известные факты. Докладчики, которые неоднократно выступали, начинают тезисную статью с определенных клише. Как правило, вступление не занимает больше одного абзаца.

Основа текста

Примеры и аргументы. Неопытный выступающий обычно хочет, и привести примеры для подтверждения своих исследований, и сказать глубокие выводы. В этом моменте очень важно правило «золотой середины». Обычный перечень фактов будет бессмысленным, а не аргументированные выводы будут выглядеть громкими утверждениями. Для написания отличного текста поможет структурированная логика. Есть несколько способов для правильного написания тезисов. Самая известная, и часто используемая – анализ логики хода мысли. Как и почему у вас получились такие выводы? Из чего вы исходили? Как происходил их анализ? Не страшно, если поначалу вы будете расписывать ход мыслей пунктами. Исходя из них, вам гораздо проще будет составить презентацию и подготовить раздаточный материал. Но непосредственно пункты, лучше изложить живым языком, а не фиксированным. Что касается примеров, то их нужно не более двух для подтверждения каждого пункта.

Заключение

Это итог всего ранее сказанного. В нем повторяется вступление, но перефразированное в прошедшее время. «Итак, мы обосновали…» — самая известная фраза заключения. Не будет лишним снова напомнить слушателям/читателям об актуальности работы. Выводы должны быть категоричными. Упоминать весь список литературы, который вы использовали очень глупо. Вполне хватит назвать 4-5 работ, которые вы использовали или, которые очень авторитетны в какой-то области.

Как оформлять тезисы

Организационный комитет конференции определяет основные требования по оформлению тезисов, и доводит их к сведению возможных участников. Их выполнение строго обязательно, поскольку малейшее нарушение ведет к большим затратам по составлению сборника тезисов докладов, и это может стать причиной для отказа организационного комитета.

Как правило, их объем составляет 1-2 страницы машинного текста. Но ведущую роль играет заголовок, фамилии авторов и названия организаций.

Доклады на конференции

На таких мероприятиях участникам заранее рекомендуют составить тезисы. Иногда их публикуют в сборниках. Несмотря на то, будут ли текст печатать, он имеет свою специфику. Этот текст должен быть, как можно более сжат – потому что в этом случае, у докладчика есть время на раскрытие темы. Зачастую тезисами для конференции ограничиваются одной страницей, иногда двумя. Это необходимо для того, чтобы подготовить читателя к вашему докладу, вести его в курс дела. Нужно быть готовым, что после выступления вам будут задавать вопросы. Поэтому следует заранее подумать о слабых местах в аргументах, чтобы быть готовым к неожиданным вопросам. Доклад, разумеется, должен быть шире и глубже, чем тезисы. В противном случае нет никакого смысла в вашем выступлении, так как аудитория и так держит в руках то, о чем вы сказали кратко. Но и превышать отведенное время это признак дурного тона. Подготовьте речь и тренируйтесь – на нее должно уйти до 15 минут.

Помните!

Тезисы должны быть составлены логически. Их аргументированность иногда подают в основной части текста. Они должны отражать суть огромного исследования, но не пересказывать его. Нет необходимости писать всю работу снова, но и вырывать некоторые фразы из контекста тоже не нужно. Прежде чем приступать к их написанию, полностью разберитесь в проблеме, которую вы исследуете. От иных текстов они отличаются своим лаконичным объемом.

Существуют тезисы 2-х видов:

— первые пишут к чужой работе;

— вторые – к своей.

Тезисы обязательно должны писаться короткими, но очень емкими. Положения обязательно аргументировать. Аргументы могут приводиться в устной форме, или они присутствуют в тексте.

В них должна отсутствовать эмоциональная оценка. Это должен быть строгий текст научного стиля, но при всем этом ясный. Любая аудитория должна иметь возможность вникнуть в сущность проблемы и принять участие в ее решении.

Если у вас нет опыта в составлении тезисов, и вы не знаете с чего начать, обратитесь за помощью к научному руководителю, не бойтесь этого. Важно с самого начала вникнуть в суть работы, и не терять даром времени. Написать тезисы не сложно, если вы хорошо разобрались в теме и проблеме своей работы, действительно исследовали ее, а не ознакомились поверхностно. Если это так, то ваши тезисы дадут полный объем информации о работе, и к вам не возникнет множества лишних вопросов. Поэтому работайте над этим с самого начала, важно набить руку, и в дальнейшем никаких трудностей не будет возникать. Пробуйте писать тезисы не только к научным работам, но и к художественным текстам.



Поделиться