Дерево целей в воспитании детей определенного возраста. Дерево целей организации – простой пример. Этапы построения дерева целей

Дерево целей – широко известный термин в менеджменте. Это структурированная, построенная по иерархическому принципу (распределенная по уровням) совокупность целей экономической системы, программы, плана.

В 1957 году американский учёный Рассел Линкольн Акофф предложил методику построения дерева целей. С того времени и до сегодняшнего дня эта методика не утратила популярности и активно используется при планировании задач менеджерами и бизнесменами.

Что это такое и для чего оно нужно

Метод дерева целей считается одним из наиболее эффективных методов планирования задач. Этот метод включает в себя все общие принципы планирования, простые и лёгкие для изучения. По сути, это граф, отражающий план решения той или иной задачи.

  • Дерево целей имеет стандартную структуру. «Стволом» дерева целей является главная проблема, для которой требуется найти решение.
  • «Ветки» - это задачи второго, третьего, четвёртого и так далее уровней.

При планировании решения задачи, как правило, используют графическое изображение дерева. В таком изображении дерево имеет перевёрнутый вид, где «ствол» представляет собой вершину графа и находится на самом верху. А из неё, вершины, растут стремления последующих уровней, образуя крону.

Графическое изображение задач в таком виде помогает человеку чётко продумать план достижения намеченного. Изобразив свои планы в виде графа, человек видит с какими проблемами он столкнется и какие дополнительные ресурсы ему потребуются, чтобы достичь задуманного.

Также по графу приблизительно оценивается срок достижения целей. При таком представлении решения проблемы, становятся видны связи и зависимости одних задач от других. Сегодня методом дерева целей пользуются в научном прогнозировании менеджеры при ведении проектов, а также для планирования личных вопросов.

Как построить

Правила, используемые при построении дерева целей, весьма простые:

  1. Вначале определяется главная задача, которую необходимо решить. Она то и будет вершиной или «стволом» дерева. Обычно такую задачу называют генеральной. Она, как правило, не может быть достигнута сразу. Для того чтобы её достичь, необходимо решение других подцелей, результат которых нужен для выполнения генеральной.
    Они, подцели, будут называться «ветвями». Ветвь тоже может иметь подцели.
  2. При построении дерева целей нужно чётко и детально описывать каждую ветвь. Каждая также должна иметь нужное количество подцелей, для того чтобы быть реализованной. В итоге должно получиться такое дерево, которое полностью сосуществует решению той или иной проблемы. Оно должно содержать все необходимые шаги и ресурсы для решения главной задачи.

Принципы построения

В менеджменте приняты следующие принципы построения дерева целей:

  • Учитывайте потребности и ресурсы

Постановка цели предполагает, что есть некоторая проблема, которую необходимо решить. Как правило, задачи, требующие планирования, решить сходу невозможно. Потому что они достаточно сложные и требуют комплексного подхода к решению.

Бывает так, что поставленная задача не может быть решена, потому что не хватает ресурсов для её решения. Или нет возможности оценить наличие ресурсов, так как проблема слишком большая. В этом случае дерево целей хороший вариант для анализа ситуации. Учитывайте потребности и ресурсы, которые есть в вашем распоряжении, при построении дерева целей.

  • Конкретизируйте

Используя в планировании дерево целей, формулируйте задачи конкретно. Учитывайте, что они должны быть конечными. Опишите параметры, по которым в итоге можно будет определить выполнена она или нет. Также необходимо установить время, которое нужно для выполнения поставленной задачи.

  • Разбейте постановку на этапы

Рационально будет ставить задачи в несколько этапов. Первым этапом ставится генеральная цель. Затем для её выполнения ищутся и анализируются ресурсы. После чего, как правило, понадобится поставить подцели. Аналогично для реализации подцелей тоже ищутся ресурсы.

Таким образом, продолжается разворачивание главной задачи, пока не будет продумана вся схема её решения. Задачи уточняются и проясняются до тех пор, пока это необходимо.

  • Совместимость

Подцели должны быть достаточными для решения главного замысла, то есть если достигаются все подцели, то это приводит к решению главной задачи. Не должно получиться так, что при выполнении всех подцелей, для решения главной задачи потребуются дополнительные действия или ресурсы. Если получается так, то это говорит о том, что дерево целей было построено неверно.

  • Соответствие структуре предприятия

Если деревом целей пользуются для организации работы бизнеса или предприятия, то структура его должна соответствовать структуре предприятия. Таким образом, чтобы каждый отдел или подразделение достигали своих стремлений, что в дальнейшем должно привести к достижению общего замысла предприятия. Это наиболее удобное построение дерева целей для систем, состоящих из нескольких элементов или предприятий.

  • Метод декомпозиции

При построении дерева целей часто используют метод декомпозиции. Суть этого метода в том, чтобы произвести разбиение главной цели высшего уровня на частные подцели. Или же в обратном порядке, из подцелей составляется план достижения замысла высшего уровня. Для решения конкретной проблемы всегда стоит выбирать вариант создания дерева целей максимально подходящий и оптимально использующий ресурсы.

Примеры построения

Разберём построение дерева целей на следующих примерах целей: поступление в ВУЗ и финансовое благополучие. Как получить дерево целей?

Пример с поступлением в ВУЗ описывает постановку главной задачи, подцелей, выделение ресурсов. А так же каким образом используются ресурсы для решения вопроса. В примере о финансовом благополучии рассматривается ещё одни вариант построения графа.

  • ПОСТУПЛЕНИЕ В ВУЗ

Допустим, главная задача - поступление в ВУЗ. Построение дерева целей для будущего студента требует учесть имеющиеся ресурсы и выделить подцели. Какие могут быть ресурсы для поступления в ВУЗ.

К ресурсам в этом случае относятся:

  1. Образование, полученное в школе;
  2. Финансовые возможности семьи;
  3. Связи.

Учитывая имеющиеся ресурсы необходимо получить дерево целей. Для этого выделяются подцели. Они зависят от ресурсов. Например, у семьи мало финансов, нет связей, молодой человек окончил школу без медали, имеет средние оценки знания.

Получаем следующие подцели:

  1. Наладить связи, при возможности;
  2. Взять кредит на обучение или найти источник дополнительного заработка;
  3. Заниматься с репетитором.

В свою очередь, эти цели могут иметь подцели. Рассмотрим на примере цели о занятиях с репетитором. Сюда нужно отнести:

  1. Организация дополнительных доходов, чтобы оплачивать услуги репетитора;
  2. Поиск репетитора обладающего нужными знаниями;
  3. Выделение дополнительного времени на занятия.

Конечно в каждом конкретном случае будут свои ресурсы и варианты решения проблемы. Ведь бывают богатые родители со связями и ребенок, который плохо учится. Тогда структура всего плана поменяется очень сильно.

Так же она будет зависеть от того, в какой ВУЗ хочет поступить человек. Так как для поступления, например, в обычный малопопулярный ВУЗ, где конкурс, возможно один человек на место, это один вариант планирования. А поступление в заграничный престижный ВУЗ, это уже совсем другое. Тут дополнительно понадобяться и знание языка, и изучение возможностей проживания в другой стране во время учебы, и получение визы и многое другое.

  • ФИНАНСОВОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ

Теперь разберём пример построения графа для создания финансового благополучия.
Начнём строить дерево целей с постановки главного замысла: финансовое благополучие.
Дерево целей можно изобразить графически, так будет более наглядно.

Условно финансовое благополучие можно достичь при исполнении трёх подцелей:

  1. Организации пассивного дохода;
  2. Организации активного дохода;
  3. Везения и халявы.

Таким образом, дерево целей имеет три пункта второго уровня. Затем каждый из пунктов разбивается на подцели, которые образуют третий уровень. Например, организация активного дохода может иметь следующие пункты:

  1. Смена места работы;
  2. Получение дополнительного образования;
  3. Смена профессии;
  4. Переезд в другой город;
  5. Самостоятельное развитие в профессиональной области;
  6. Налаживание связей в коллективе;
  7. Приобретение опыта.

Опять же, это всего лишь общий пример. Представления и ресурсы для организации финансового успеха у дворника, например, будут очень сильно отличаться от финансовых планов богатого бизнесмена. Для кого-то дополнительный заработок в несколько тысяч рублей будет большим успехом или приобретение скромного жилья в пригороде. А для кого-то приобретение еще одного завода станет лишь маленькой частью плана.

Заключение

Планировать свою деятельность при помощи графа очень удобно. Это наглядный инструмент, позволяющий увидеть каким образом взаимодействуют задачи и ресурсы для их решения.

При помощи такого построения легко обнаруживаются недостающие ресурсы и появляются новые задачи, которые необходимо решить для восполнения не хватающих ресурсов.

Также при графическом изображении становится видно взаимодействия целей между собой, их зависимость друг от друга, влияние выполнения той или иной задачи на вышестоящие, её значимость в общем результате.

Граф удобно использовать не только при ведении бизнеса или планировании рабочих вопросов. Он легко трансформируется для решения личных вопросов, таких как учёба, финансы, саморазвитие и другие.

Пудовкина Наталья Михайловна
Должность: учитель
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 54
Населённый пункт: г.Томск
Наименование материала: Духовно–нравственное развитие
Тема: Построение «дерева целей» для определенной возрастной группы обучающихся.
Дата публикации: 06.12.2018
Раздел: среднее образование

Построение «дерева

определенной

возрастной

обучающихся.

программа

основной

преемственно

продолжает

развивает

программу

духовно-нравственного

развития

воспитания

обучающихся на ступени начального общего образования.

Поскольку к моменту начала реализации данной программы школа уже

нескольких

целенаправленную

нравственному развитию и воспитанию российских граждан, достигнутые

результаты рассматриваются как стартовая площадка для осуществления ее

следующего этапа.

Очевидно,

сравнению

результатами,

удовлетворяющими

требованиям духовно-нравственного развития и образования в начальной

являющимися

сквозными,

нравственного развития и воспитания, результаты подобной деятельности в

основной

существенно

оснований. Эти основания лежат в различных областях, но центрируются на

подростке,

переживающем

возрасте

глубочайшую

гормональную

перестройку,

влияющую

жизнедеятельности

организма

существенно

изменяющую

характер

социально-

психологических связей и отношений с внешней средой. Именно на начало

возрастного

приходится

показателей

правонарушений и преступности, употребление табака, алкоголя, а несколько

позже – наркотиков.

основного

образования,

принимает

взрослеющего человека в драматический момент перехода многих латентных

процессов его становления в явные. Именно на этот уровень приходится

завершения

активной

социализации

обучающегося

«самопрезентации» в качестве юного взрослого. Поэтому и акцент данной

программы сделан на социализацию подростка, воспитание его с позиции

правильного выбора, самореализации, самостоятельности действий.

Все структурные элементы данной Программы определяют подходы к

организационным

механизмам

реализации,

отражающим национальные, региональные и этнокультурные особенности

региона. Из этого следует, что духовно- нравственное развитие обучающихся

основного

образования

изолированная

деятельность, искусственно привнесенная в образовательный процесс. Она

осуществляется всюду – и при освоении академических дисциплин, и в

развитии

обучающихся

универсальных

компетентностей,

собственном поведении во всевозможных внеучебных деятельностях.

развитости

подростков способности к рефлексии

оснований

собственной

деятельности

собственных

отношений

действительности фиксируется критическая точка как их социализации в

целом, так и важнейшие критерии оценки ее эффективности. Многие из них

определяются именно зрелостью духовно-нравственной сферы.

программа

обеспечить

самоценностью

проживаемого подростками возраста и своевременной социализацией, между

внутренним

требованиями

вызовами, о которых они имеют весьма неясное представление; помочь

подросткам

избежать

социально-психологических

стрессов

возможности, уврачевать уже полученные), а с другой – подготовить их к

бесконфликтному, конструктивному взаимодействию

с другими людьми,

реализовать

определись

приоритеты,

наметить

жизненный путь.

Цели

задачи

духовно-нравственного

развития,

воспитания

социализации.

Целью

является

социально-педагогическая

социально-культурная

поддержка собственных усилий подростка, связанных со становлением своей

гражданской

индивидуальной

личности;

социально-педагогическое

социально-культурное

сопровождение

процесса

культурно-нравственного

постижения

подростком

духовного

культурного

наследия

достояния

человечества

национальные, региональные и этнокультурные особенности региона.

Задачи духовно-нравственного развития, социализации и воспитания

обучающихся на уровне основного общего образования:

осознанное

принятие

воспитанниками

духовно-нравственного

человеческой

индивидуальности

качестве

важнейшей

жизненной

ценности; субъектная установка на самовоспитание и развитие

творческого

потенциала

областях

социально

социокультурно

ориентированной деятельности;

операциональное

овладение

воспитанниками

программ

деятельности

поведения,

характерных

актуальной

культурной

традиции (культурных традиций), а также усвоение выражающих их знаний,

ценностей и норм.

педагогическом

смысле воспитание – процесс не стихийный, а

целенаправленный, осознаваемый и педагогом, и учащимися. Следовательно,

воспитательная

развитие

определённых

человеческих

личности, отражающих своеобразный нравственный портрет подростка.

получение

нравственного

портрета

подростка

представить в виде схемы:

Нравственный портрет воспитанного

подростка

Основные ценности

Желаемые качества личности

Введение

С помощью системного анализа можно исследовать различные социально-экономические процессы и системы для лучшего понимания проблемы и поиска мероприятий по ее разрешению. В данной расчетной работе мы с помощью методов системного анализа рассмотрим воспитательную проблему, чтобы на уровне современного образования развить физически, нравственно здоровую личность. Т.к. данная проблема имеет множество аспектов, предполагающих различные варианты их решения, она может считаться достаточно сложной и противоречивой. Для выбора наиболее подходящих вариантов решения этой проблем, а также для создания плана действий по реализации всего комплекса работ, обеспечивающих ее решение, мы построим дерево целей и деревья мероприятий, рассчитаем коэффициенты относительной важности и построим сетевой график выполнения работ.

Таким образом, можно определить цель данного исследования как создание оптимального плана действий по усовершенствованию современного образования в России.

Исходя из цели исследования, были поставлены следующие задачи:

Выявить проблемную ситуацию;

Детализировать проблему;

Решить проблему с помощью методов системного анализа.

Объектом исследования - это как развить физически и нравственно здоровую личность.

Предмет исследования - процесс разработки воспитания детей и молодежи.

Дерево целей

Теоретической основой написания работы послужили лекции и учебно-методический комплекс Кричевского А.И.

Построение дерева целей

Расчет коэффициентов относительной важности

Расчет коэффициентов относительной важности (КОВ) подцелей (1-ый уровень дерева целей):

Матрица опроса экспертов:

Здесь эксперты присваивают ранги (места) подцелям, выполняя следующее задание: «Расставьте подцели по местам исходя из их важности для достижения главной цели».


Наша задача определить КОВ подцелей, т.е. их удельный вес в составе главной цели.

Это значит, что более важной подцели должно соответствовать большое число (в отличие от присвоение рангов в исходной матрице опроса), поэтому нам необходимо выполнить расчет преобразования рангов по формуле: (max ранг - ранг эксперта).

Вывод на основе расчета КОВ на первом уровне:

При детализации главная цель «Современное образование - развитие физически, нравственно здоровой личности» была разбита на 4 неравнозначные подцели:

Разработать государственную стратегию в вопросах воспитания детей и молодежи - 38,7%;

Научно - методическая обеспеченность - 12,9%;

Повысить квалификацию работникам образовательных учреждений - 22,5%;

Разнообразие и доступность инфраструктуры детского досуга - 25,9%.

На основе анализа КОВ мы видим, что эксперты определили важнейшей подцелью в достижении главной цели разработку гос. стратегии в вопросах воспитания детей и молодежи (0,387). Из этого следует, что эксперты считают, что именно разработке государственных стратегий следует уделить наибольшее внимание. На 2 -ом месте оказалась подцель «Разнообразие и доступность инфраструктуры образовательных учреждений» - 0,259. Она также важна, т.к. детский досуг означает, что меньше детей будет слоняться по улицам. На третьем месте повышение квалификации работникам образовательных учреждений - 0,225 означает, что профессионализм необходим для работников этой сферы деятельности. И последнее по весомости подцель - научно-методическая обеспеченность - 0,129, что необходимо для совершенствования в вопросах воспитания.

Все эти подцели в детализированном виде представляют нашу главную единую цель и поэтому, эффективно разрабатывая программы для достижения всех этих подцелей и достигая их, мы достигаем и главную цель.

Расчет КОВ дерева целей второй уровень.

Матрица опроса экспертов.

При определении КОВ подцелей 2 -го уровня, мы используем ту же методику, что и на первом уровне, рассматривая последовательность разбиения подцелей 1 - го уровня на составные части. При этом мы вначале определяем пропорцию, в которой данная подцель разбивается на составные части, а затем в такой же пропорции разделяем КОВ вышестоящей подцели. Это обеспечит выполнение следующих необходимых требований расчета КОВ.

Сумма КОВ подцелей равна КОВ вышестоящей подцели (цели);

Сумма КОВ всех подцелей одного уровня дерева целей равна 1.

Матрица преобразованных рангов:

Матрица опроса экспертов:

Матрица преобразованных рангов:

Матрица опроса экспертов:

Матрица преобразования рангов:

Матрица опроса экспертов:

Матрица преобразования рангов.

«Французское образование» - Бюро CampusFrance Kazakhstan. Сотрудничество Казахстана и Франции! Universit? de Grenoble. Университеты. ENA. Universit? Nice Sophia Antipolis. Ecoles Normales Sup?rieures. Нужно ли говорить по-французски? Французский язык популярен во всем мире! Созданы параллельно с университетской системой в ХIXв.

«Об образовании в РФ» - Параллель. Тогда пригласите меня поучаствовать в таком педсовете. Кому принадлежит собственность образовательного учреждения? 7. 9. Результаты общественного обсуждения. 1. 4. 10 конкретных изменений. 10. Предыстория законопроекта. 11.

«Интернационализация» - Основные определения. Некоторые стратегии интернационализации -2. Сильный центральный международный офис. Около 8% имеют филиалы за рубежом. Видение Батского университета (Bath University). Выводы. Лейденский университет, Нидерланды. Гуэльфский университет, Канада.

«Имидж образовательного учреждения» - Жан Кокто. Структура имиджа. Этапы формирования имиджа. ученики; родители; коллектив работников ОУ; социальные партнеры. Целевая аудитория. Имидж нельзя купить. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 19». Необходимость формирования имиджа образовательного учреждения определяется:

«Стипендии Французского Правительства» - Посольство Франции предоставило стипендии 440 российским студентам. Стипендии Французского Правительства. Досье и сроки подачи доступны на сайте: www.egide.asso.fr/eiffel. Статистика за 2007 г. Программа «Коперник». Стипендии Ассоциации «Новый Мост». Cтипендии французского правительства. Летние лингвистические стипендии.

«Цели образования» - Внедрение стратегии. Содержание деятельности по планированию ППО. Виды целей программы: Требования к целям: Правила построения «дерева целей». Иерархия целей: Показатели оценки качества планов. Цели в образовании. Классификация целей: цели-задания, цели-ориентации, цели системы. По уровням: классическая, реальная, социальная Генеральные Стратегические Тактические Оперативные Ситуативные.

Всего в теме 25 презентаций



Поделиться