Кто занимается рекультивацией земель. Рекультивация и ее виды. Техническая рекультивация земли

Российская Федерация

Рекультивация земель

Данный комплекс работ проводится согласно требованиям российского законодательства. Проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова и рекультивацией земель, а также соблюдение установленных экологических и других стандартов, правил и норм при рекультивации земель являются обязательными.

Рекультивируемые земли могут быть использованы для создания продуктивных сельскохозяйственных угодий, лесов, водоемов различного назначения, объектов отдыха и санитарных зон, мест застройки, поэтому так важно проводить это мероприятие.

Рекультивация нарушенных земель является одной из важнейших проблем земледелия, т. к. порой возникает много трудностей в ее решении. У природопользователей возникают вопросы: какие требования предъявляются к работам по рекультивации земель, из каких этапов состоит рекультивация почв, с кем согласовывать проект рекультивации земель, нужна ли экологическая экспертиза для проекта рекультивации почвенного покрова и т. д. Справка поможет сократить временные затраты на подготовку к процедуре рекультивации, а также избежать замечаний и штрафных санкций.

Штраф!

  • разработке месторождений полезных ископаемых открытым или подземным способом, а также добыче торфа;
  • прокладке трубопроводов, проведении строительных, мелиоративных, лесозаготовительных, геолого-разведочных, испытательных, эксплуатационных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением почвенного покрова;
  • ликвидации промышленных, военных, гражданских и иных объектов и сооружений;
  • складировании и захоронении промышленных, бытовых и других отходов;
  • строительстве, эксплуатации и консервации подземных объектов и коммуникаций (шахтные выработки, хранилища, метрополитен, канализационные сооружения и др.);
  • ликвидации последствий загрязнения земель, если по условиям их восстановления требуется снятие верхнего плодородного слоя почвы;
  • проведении войсковых учений за пределами специально отведенных для этих целей полигонов.

Этапы рекультивации земель

Этапы рекультивации земель - последовательно выполняемые комплексы работ по рекультивации земель (ГОСТ 17.5.1.01-83).

Рекультивацию земель выполняют в два этапа:

1. Технический - этап рекультивации земель, включающий их подготовку для последующего целевого использования в народном хозяйстве.

Техническая рекультивация - этап рекультивации земель, включающий их подготовку для последующего целевого использования в народном хозяйстве (планировка, формирование откосов, снятие, транспортирование и нанесение почв и плодородных пород на рекультивируемые земли, при необходимости - коренная мелиорация, строительство дорог, специальных гидротехнических сооружений и др.) (ГОСТ 17.5.1.01-83).

Работы на этапе технической рекультивации

При проведении технического этапа рекультивации земель в зависимости от направления рекультивируемых земель должны быть выполнены следующие основные работы (п.1.9 ГОСТ 17.5.3.04-83):

  • грубая и чистовая планировка поверхности отвалов, засыпка нагорных, водоподводящих, водоотводных каналов; выполаживание или террасирование откосов; засыпка и планировка шахтных провалов;
  • освобождение рекультивируемой поверхности от крупногабаритных обломков пород, производственных конструкций и строительного мусора с последующим их захоронением или организованным складированием;
  • строительство подъездных путей к рекультивированным участкам, устройство въездов и дорог на них с учетом прохода сельскохозяйственной, лесохозяйственной и другой техники;
  • устройство при необходимости дренажной, водоотводящей оросительной сети и строительство других гидротехнических сооружений;
  • устройство дна и бортов карьеров, оформление остаточных траншей, укрепление откосов;
  • ликвидация или использование плотин, дамб, насыпей, засыпка техногенных озер и протоков, благоустройство русел рек;
  • создание и улучшение структуры рекультивационного слоя, мелиорация токсичных пород и загрязненных почв, если невозможна их засыпка слоем потенциально плодородных пород;
  • создание при необходимости экранирующего слоя;
  • покрытие поверхности потенциально плодородными и (или) плодородными слоями почвы;
  • противоэрозионная организация территории.

2. Биологический - этап рекультивации земель, включающий комплекс агротехнических и фитомелиоративных мероприятий по восстановлению плодородия нарушенных земель.

Биологическая рекультивация - этап рекультивации земель, включающий комплекс агротехнических и фитомелиоративных мероприятий по восстановлению плодородия нарушенных земель (ГОСТ 17.5.1.01-83).

Работы на этапе биологической рекультивации

  • внутренние и внешние отвалы;
  • карьерные выемки;
  • другие территории, нарушенные горной деятельностью.
  • обеспечение сохранности земной поверхности и сведение к минимуму деформации земельных участков;
  • снятие плодородного слоя почвы с земельных участков, предназначенных для размещения шахтных отвалов и подверженных деформации;
  • планировка поверхности прогибов, заполнение провалов горной породой с последующей планировкой и нанесением плодородного слоя почвы;
  • проведение мероприятий по предотвращению иссушения, заболачивания, развития эрозионных процессов;
  • отвод воды, откачиваемой из горных выработок и скважин предварительного осушения месторождений с таким расчетом, чтобы водоотводящие и другие коммуникации не препятствовали работе сельскохозяйственной и другой техники и не ухудшали мелиоративного состояния земель;
  • размещение вновь создаваемых шахтных отвалов, их формирование и рекультивация с учетом требований п.п.1.6 и 2.2 ГОСТ 17.5.3.04-83 ;
  • террасирование или выполаживание склонов при подготовке шахтных отвалов для биологической рекультивации с учетом обеспечения возможности проведения работ по их озеленению и уходу;
  • создание водоемов в шахтных прогибах или провалах производится в соответствии с требованиями п.6.3 ГОСТ 17.5.3.04-83 .

Подбор видов древесных, кустарниковых растений и трав должен осуществляться с учетом степени химического и физического выветривания поверхностного слоя отвалов шахтных пород.

Требования к рекультивации земель, нарушенных при добыче торфа

При рекультивации выработанных торфяников должны выполняться следующие требования (п.4.1 ГОСТ 17.5.3.04-83):

  • проведение рекультивации выработанных торфяников сразу после окончания эксплуатации залежей;
  • планировка и очистка площадей от пней и древесины;
  • срезка бровки у каналов на площадях, выработанных фрезерным способом;
  • обеспечение сохранности в исправном состоянии осушительной и водоотводящей сети, гидротехнических сооружений, используемых в период добычи торфа;
  • освоение торфяников, выработанных фрезерным способом, преимущественно под сельскохозяйственные угодья;
  • создание на выработанных торфяниках, непригодных для сельскохозяйственного использования, лесных насаждений, водоемов различного назначения и охотничьих хозяйств;
  • проведение противопожарных мероприятий.

Создание водоемов в карьерах выработанных торфяников производится в соответствии с требованиями, изложенными в п.6.3 ГОСТ 17.5.3.04-83 .

Требования к рекультивации земель, нарушенных при строительстве и эксплуатации линейных сооружений, выполнении геолого-разведочных, изыскательских и других работ

При строительстве, реконструкции и эксплуатации линейных сооружений (магистральных трубопроводов и отводов от них, железных и автомобильных дорог, каналов) должны быть рекультивированы (п.5.1 ГОСТ 17.5.3.04-83):

  • трассы трубопроводов;
  • притрассовые карьеры;
  • резервы;
  • кавальеры.

Рекультивация земельных участков, занятых сельскохозяйственными или лесными угодьями, предоставленных под строительство новых или реконструкцию действующих линейных сооружений, должна включаться в общий комплекс строительно-монтажных работ и обеспечивать восстановление плодородия земель.

Перед началом строительства магистральных трубопроводов, транспортных коммуникаций и каналов плодородный слой почвы должен сниматься, храниться во временном отвале, расположенном вдоль строительной полосы в пределах, предусмотренных нормативами отвода, и использоваться для рекультивации или землевания после окончания строительных и планировочных работ.

При бурении скважин должны создаваться резервуары (емкости) для хранения промывочных жидкостей и аккумулирования первых пробных порций нефти и конденсата.

Резервуары, которые устраиваются в углублении земной поверхности, должны быть экранированы.

После окончания геолого-разведочных, изыскательских и эксплуатационных работ должны проводиться следующие работы (п.5.9 ГОСТ 17.5.3.04-83):

  • удаление обустройств скважин, строительного мусора, нефтепродуктов и материалов, применяемых при бурении, в установленном порядке;
  • засыпка резервуаров и планировка поверхности;
  • выполнение необходимых мелиоративных и противоэрозионных работ;
  • покрытие поверхности плодородным слоем почвы.

При рекультивации земельных участков, загрязненных нефтью, нефтепродуктами и нефтепромысловыми сточными водами, необходимо осуществлять мероприятия по охране окружающей среды:

  • ускорить деградацию нефтепродуктов;
  • ликвидировать засоленность и солонцеватость почв.

Рекультивация земель по направлениям их целевого использования

Выбор направлений рекультивации определяется в соответствии с требованиями ГОСТ 17.5.1.02-85 "Охрана природы. Земли. Классификация нарушенных земель для рекультивации" .

Классификация нарушенных земель по направлениям рекультивации
в зависимости от видов последующего использования в народном хозяйстве

Группа нарушенных земель по направлениям рекультивации


Вид использования рекультивированных земель

Земли сельскохозяйственного направления рекультивации

Пашни, сенокосы, пастбища, многолетние насаждения

Земли лесохозяйственного направления рекультивации

Лесонасаждения общего хозяйственного и полезащитного назначения, лесопитомники

Земли водохозяйственного направления рекультивации

Водоемы для хозяйственно-бытовых, промышленных нужд, орошения и рыбоводческие

Земли рекреационного направления рекультивации

Зоны отдыха и спорта: парки и лесопарки, водоемы для оздоровительных целей, охотничьи угодья, туристические базы и спортивные сооружения

Земли природоохранного и санитарно-гигиенического направления рекультивации

Участки природоохранного назначения: противоэрозионные лесонасаждения, задернованные или обводненные участки, участки, закрепленные или законсервированные техническими средствами, участки самозарастания - специально не благоустраиваемые для использования в хозяйственных или рекреационных целях

Земли строительного направления рекультивации

Площадки для промышленного, гражданского и прочего строительства, включая размещение отвалов отходов производства (горных пород, строительного мусора, отходов обогащения и др.)

Требования к рекультивации земель при сельскохозяйственном направлении

  • формирование участков нарушенных земель, удобных для использования по рельефу, размерам и форме, поверхностный слой которых должен быть сложен породами, пригодными для биологической рекультивации;
  • планировку участков нарушенных земель, обеспечивающую производительное использование современной техники для сельскохозяйственных работ и исключающую развитие эрозионных процессов и оползней почвы;
  • нанесение плодородного слоя почвы на малопригодные породы при подготовке земель под пашню;
  • использование потенциально плодородных пород с проведением специальных агротехнических мероприятий при отсутствии или недостатке плодородного слоя почвы;
  • выполнение ремонта рекультивируемых участков;
  • проведение интенсивного мелиоративного воздействия с выращиванием однолетних, многолетних злаковых и бобовых культур для восстановления и формирования корнеобитаемого слоя и его обогащения органическими веществами при применении специальных агрохимических, агротехнических, агролесомелиоративных, инженерных и противоэрозионных мероприятий;
  • получение заключения агрохимической и санитарно-эпидемиологической служб об отсутствии опасности выноса растениями веществ, токсичных для человека и животных.

Требования к рекультивации земель при лесохозяйственном направлении

  • создание насаждений эксплуатационного назначения, а при необходимости - лесозащитного, водорегулирующего и рекреационного назначения;
  • создание рекультивационного слоя на поверхности откосов и берм отвалов из мелкоземистого нетоксичного материала, благоприятного для выращивания леса;
  • определение мощности и структуры рекультивационного слоя в зависимости от свойств горных пород, характера водного режима и типа лесонасаждений;
  • планировку участков, не допускающую развитие эрозионных процессов и обеспечивающую безопасное применение почвообрабатывающих, лесопосадочных машин и машин по уходу за посадками;
  • создание в неблагоприятных почвенно-грунтовых условиях лесонасаждений, выполняющих мелиоративные функции;
  • подбор древесных и кустарниковых растений в соответствии с классификацией горных пород, характером гидрогеологического режима и других экологических факторов;
  • организация противопожарных мероприятий.

Требования к рекультивации земель при водохозяйственном направлении

  • создание водоемов различного назначения в карьерных выемках, траншеях, деформированных участках шахтных полей;
  • комплексное использование водоемов преимущественно для водоснабжения, рыбоводческих и рекреационных целей, орошения;
  • строительство соответствующих гидротехнических сооружений, необходимых для затопления карьерных выемок и поддержания в них расчетного уровня воды;
  • мероприятия по предотвращению оползней и размыва откосов водоемов;
  • экранирование токсичных пород, ложа и бортов водоемов и пластов, склонных к самовозгоранию, в зоне переменного уровня и выше уровня воды;
  • защиту дна и берегов от возможной фильтрации;
  • мероприятия по предотвращению попадания в водоемы кислых или щелочных подземных вод и поддержанию благоприятного режима и состава воды в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами;
  • мероприятия по благоустройству территории и озеленению откосов.

Требования к рекультивации земель при санитарно-гигиеническом направлении

  • выбор средств консервации нарушенных земель в зависимости от состояния, состава и свойств слагаемых пород, природно-климатических условий, технико-экономических показателей;
  • согласование всех мероприятий по технической и биологической рекультивации при консервации нарушенных земель с органами санитарно-эпидемиологической службы;
  • применение вяжущих материалов для закрепления поверхности нарушенных земель, не оказывающих отрицательного воздействия на окружающую среду и обладающих достаточной водопрочностью и устойчивостью к температурным колебаниям;
  • нанесение экранирующего слоя почвы из потенциально плодородных пород на поверхность промышленных отвалов, сложенных непригодным для биологической рекультивации субстратом;
  • выполнение мелиоративных работ;
  • консервацию шламоотстойников, хвостохранилищ, золоотвалов и других промышленных отвалов, содержащих токсичные вещества, с соблюдением санитарно-гигиенических норм;
  • закрепление промышленных отвалов техническими, биологическими или химическими способами.

Требования к рекультивации земель при рекреационном направлении

  • вертикальное планирование территории с минимальным объемом земляных работ, сохранение существующих или образованных в результате производства работ форм рельефа на стадии технического этапа;
  • обеспечение стабильности грунтов при строительстве сооружений для отдыха и занятий спортом;
  • проектирование, строительство и эксплуатацию зон рекреации водных объектов для организованного массового отдыха и купания. Эти мероприятия должны проводиться в соответствии с требованиями ГОСТ 17.1.5.02-80 "Охрана природы. Гидросфера. Гигиенические требования к зонам рекреации водных объектов" и с учетом требований, предусмотренных п.п.6.2 и 6.3 ГОСТ 17.5.3.04-83 .

Проект рекультивации земель

При разработке проекта рекультивации из возможных направлений рекультивации нарушенных земель выбирают оптимальное и разрабатывают комплекс мероприятий по охране и воспроизводству земель и эффективному использованию плодородного слоя почвы.

  • природных условий района (климатических, педологических, геологических, гидрологических, вегетационных);
  • расположения нарушенного (нарушаемого) участка;
  • перспектив развития района разработок;
  • фактического или прогнозируемого состояния нарушенных земель к моменту рекультивации (площади, формы техногенного рельефа, степени естественного зарастания, современного и перспективного использования нарушенных земель, наличия плодородного слоя почвы и потенциально плодородных пород, прогноза уровня грунтовых вод, подтопления, иссушения, эрозионных процессов, уровня загрязнения почвы);
  • показателей химического и гранулометрического состава, агрохимических и агрофизических свойств, инженерно-геологической характеристики вскрышных и вмещающих пород и их смесей в отвалах в соответствии с требованиями ГОСТ 17.5.1.03-86 "Охрана природы. Земли. Классификация вскрышных и вмещающих пород для биологической рекультивации земель" ;
  • хозяйственных, социально-экономических и санитарно-гигиенических условий района размещения нарушенных земель;
  • срока использования рекультивированных земель с учетом возможности повторных нарушений;
  • охраны окружающей среды от загрязнения ее пылью, газовыми выбросами и сточными водами в соответствии с установленными нормами ПДВ и ПДК;
  • охраны флоры и фауны.

Разработка проектов рекультивации осуществляется на основе действующих экологических, санитарно-гигиенических, строительных, водохозяйственных, лесохозяйственных и других нормативов и стандартов с учетом региональных природно-климатических условий и месторасположения нарушенного участка.

В состав Постоянной комиссии включаются представители:

  • землеустроительных;
  • природоохранных;
  • водохозяйственных;
  • лесохозяйственных;
  • сельскохозяйственных;
  • архитектурно-строительных;
  • санитарных;
  • финансово-кредитных и других заинтересованных органов.

Материалы для приемки-передачи рекультивированных земель

Приемка-передача рекультивированных земель осуществляется в месячный срок после поступления в Постоянную комиссию письменного извещения о завершении работ по рекультивации, к которому прилагаются следующие материалы (п.17 Основных положений):

  • копии разрешений на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова, а также документов, удостоверяющих право пользования землей и недрами;
  • выкопировка с плана землепользования с нанесенными границами рекультивированных участков;
  • проект рекультивации;
  • данные почвенных, инженерно-геологических, гидрогеологических и других необходимых обследований до проведения работ, связанных с нарушением почвенного покрова, и после рекультивации нарушенных земель;
  • схема расположения наблюдательных скважин и других постов наблюдения за возможной трансформацией почвенно-грунтовой толщи рекультивированных участков (гидрогеологический, инженерно-геологический мониторинг) в случае их создания;
  • проектная документация (рабочие чертежи) на мелиоративные, противоэрозионные, гидротехнические и другие объекты, лесомелиоративные, агротехнические и иные мероприятия, предусмотренные проектом рекультивации, или акты об их приемке (о проведении испытаний);
  • материалы проверок выполнения работ по рекультивации, осуществленных контрольно-инспекционными органами или специалистами проектных организаций в порядке авторского надзора, а также информация о принятых мерах по устранению выявленных нарушений;
  • сведения о снятии, хранении, об использовании, о передаче плодородного слоя, подтвержденные соответствующими документами;
  • отчеты о рекультивации нарушенных земель по форме № 2-ТП (рекультивация) за весь период проведения работ, связанных с нарушением почвенного покрова, на сдаваемом участке.

Перечень указанных материалов уточняется и дополняется Постоянной комиссией в зависимости от характера нарушения земель и дальнейшего использования рекультивированных участков.

Приемку рекультивированных участков с выездом на место осуществляет рабочая комиссия, которая утверждается председателем (заместителем) Постоянной комиссии в 10-дневный срок после поступления письменного извещения от юридических (физических) лиц, сдающих земли.

Рабочая комиссия формируется из членов Постоянной комиссии, представителей заинтересованных государственных и муниципальных органов и организаций.

В работе комиссии принимают участие представители юридических лиц или граждане, сдающие и принимающие рекультивированные земли, а также при необходимости специалисты подрядных и проектных организаций, эксперты и другие заинтересованные лица.

В случае неявки представителей сторон, сдающих и принимающих рекультивированные земли, при наличии сведений об их своевременном извещении и отсутствии ходатайства о переносе срока выезда рабочей комиссии на место приемка земель может быть осуществлена в их отсутствие.

По результатам приемки рекультивированных земель Постоянная комиссия вправе продлить (сократить) срок восстановления плодородия почв (биологический этап), установленный проектом рекультивации, или внести в органы местного самоуправления предложения об изменении целевого использования сдаваемого участка в порядке, установленном земельным законодательством.

В случае если сдаваемые рекультивированные земельные участки требуют восстановления плодородия почв, утверждение акта производится после полного или частичного (в случаях поэтапного финансирования) перечисления необходимых средств для этих целей на расчетные (текущие) счета собственников земли, землевладельцев, землепользователей, арендаторов, которым передаются указанные участки (п.23 Основных положений

Комплекс работ, направленных на восстановление продуктивности и народнохозяйственной ценности нарушенных земель, а также на улучшение условий окружающей среды в соответствии с интересами общества ГОСТ 17.5.1.01 83 Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Рекультивация - земель (от лат. re приставка, означающая возобновление, и cp. век. лат. cultivo обрабатываю, возделываю * a. land reclamation; н. Bodenrekultivierung, Bodenwiederurbarmachen; ф. remise en etat des sols, rehabilitation des sols; и.… … Геологическая энциклопедия

РЕКУЛЬТИВАЦИЯ - (от лат. re повторение и cultivo обрабатываю) восстановление почвенного покрова (завоз почвы) или, по крайней мере, планировка поверхности рельефа, нарушенного технической деятельностью человека, способствующая развитию процессов демутации… … Экологический словарь

рекультивация - сущ., кол во синонимов: 1 восстановление (50) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Рекультивация - искусственное восстановление плодородия почвы и растительного покрова после техногенного нарушения природы (открытыми горными разработками и т.п.). EdwART. Словарь терминов МЧС, 2010 … Словарь черезвычайных ситуаций

РЕКУЛЬТИВАЦИЯ - (от ре... и ср. век. лат. cultivo обрабатываю, возделываю) полное или частичное восстановление ландшафта, нарушенного предшествующей хозяйственной деятельностью (добычей полезных ископаемых, строительством, сведением лесов и т.п.). Включает… … Юридическая энциклопедия

рекультивация - rekultivavimas statusas Aprobuotas sritis gamtos apsauga apibrėžtis Kasybos atliekų įrenginio paveiktos žemės apdorojimas siekiant atkurti jos patenkinamą būklę, ypač atsižvelgiant į grunto kokybę, augaliją ir gyvūniją, natūralias buveines, gėlo… … Lithuanian dictionary (lietuvių žodynas)

рекультивация - rekultivacija statusas T sritis ekologija ir aplinkotyra apibrėžtis Antropogeninių ir gamtinių veiksnių pažeistų miškų ar dirbamos žemės plotų ankstesnės būklės atkūrimas. atitikmenys: angl. recultivation vok. Rekultivierung, f rus. рекультивация … Ekologijos terminų aiškinamasis žodynas

рекультивация - ж. Восстановление полное или частичное разрушенного плодородного слоя земли, растительности, рельефа местности и т.п. (возникших в результате прокладки дорог или трубопроводов, при разработке недр и т.п.). Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф.… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

рекультивация - рекультив ация, и … Русский орфографический словарь

Книги

  • Рекультивация нарушенных земель. Учебник Купить за 1691 руб
  • Рекультивация нарушенных земель. Учебник. Гриф УМО вузов России , Голованов Александр Иванович, Зимин Федор Михайлович, Сметанин Владимир Иванович. В учебнике излагаются теория и практика рекультивации нарушенных земель, деградированных агрогеосистем, очистка загрязненных земель, основанные на принципах природообустройства. Приведены…

Утверждены

постановлением Правительства

Российской Федерации

ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ РЕКУЛЬТИВАЦИИ И КОНСЕРВАЦИИ ЗЕМЕЛЬ

1. Настоящие Правила устанавливают порядок проведения рекультивации и консервации земель, а также особенности рекультивации земель, указанных в части 2 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации, и в равной мере распространяются на земли и земельные участки.

2. Понятия, используемые в настоящих Правилах, означают следующее:

"деградация земель" - ухудшение качества земель в результате негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности, природных и (или) антропогенных факторов;

"консервация земель" - мероприятия по уменьшению степени деградации земель, предотвращению их дальнейшей деградации и (или) негативного воздействия нарушенных земель на окружающую среду, осуществляемые при прекращении использования нарушенных земель;

"нарушение почвенного слоя" - снятие или уничтожение почвенного слоя;

"нарушенные земли" - земли, деградация которых привела к невозможности их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием;

"плодородный слой почвы" - верхняя гумусированная часть почвенного слоя, обладающая наибольшим плодородием по отношению к более глубоким горизонтам;

"проект рекультивации земель" - документ, на основании которого проводится рекультивация земель;

"проект консервации земель" - документ, на основании которого проводится консервация земель;

"рекультивация земель" - мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почвы, восстановления плодородного слоя почвы и создания защитных лесных насаждений.

3. Разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.

4. В случае если лица, деятельность которых привела к деградации земель, не являются правообладателями земельных участков и у правообладателей земельных участков, исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, отсутствует информация о таких лицах, разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются:

а) гражданами и юридическими лицами - собственниками земельных участков;

б) арендаторами земельных участков, землепользователями, землевладельцами - в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев ухудшения качества земель в результате воздействия природных явлений при условии, что арендаторами, землепользователями, землевладельцами принимались меры по охране земель в соответствии с земельным законодательством);

в) исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, уполномоченными на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, - в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам или юридическим лицам, а также в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных гражданам или юридическим лицам, в случае ухудшения качества земель в результате воздействия природных явлений при условии, что арендаторами, землепользователями, землевладельцами принимались меры по охране земель в соответствии с земельным законодательством.

5. Рекультивация земель должна обеспечивать восстановление земель до состояния, пригодного для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, путем обеспечения соответствия качества земель нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в отношении земель сельскохозяйственного назначения также нормам и правилам в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения, но не ниже показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения, порядок государственного учета которых устанавливается Министерством сельского хозяйства Российской Федерации применительно к земельным участкам, однородным по типу почв и занятым однородной растительностью в разрезе сельскохозяйственных угодий, а в отношении земель, указанных в части 2 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации, также в соответствии с целевым назначением лесов и выполняемыми ими полезными функциями.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Рекультивации в обязательном порядке подлежат нарушенные земли в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, а также земли, которые подверглись загрязнению химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, содержание которых не соответствует нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, нарушенные земли сельскохозяйственного назначения.

7. Консервация земель проводится в отношении нарушенных земель, негативное воздействие на которые привело к их деградации, ухудшению экологической обстановки и (или) нарушению почвенного слоя, в результате которых не допускается осуществление хозяйственной деятельности, если устранение таких последствий путем рекультивации земель в целях обеспечения соблюдения требований, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил, невозможно в течение 15 лет.

8. Рекультивация земель, консервация земель осуществляются в соответствии с утвержденными проектом рекультивации земель, проектом консервации земель путем проведения технических и (или) биологических мероприятий.

Технические мероприятия могут предусматривать планировку, формирование откосов, снятие поверхностного слоя почвы, нанесение плодородного слоя почвы, устройство гидротехнических и мелиоративных сооружений, захоронение токсичных вскрышных пород, возведение ограждений, а также проведение других работ, создающих необходимые условия для предотвращения деградации земель, негативного воздействия нарушенных земель на окружающую среду, дальнейшего использования земель по целевому назначению и разрешенному использованию и (или) проведения биологических мероприятий.

Биологические мероприятия включают комплекс агротехнических и фитомелиоративных мероприятий, направленных на улучшение агрофизических, агрохимических, биохимических и других свойств почвы.

При осуществлении технических мероприятий по рекультивации земель, указанных в части 2 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации, использование отходов производства и потребления, а также захоронение токсичных вскрышных пород не допускаются.

8(1). При осуществлении биологических мероприятий по рекультивации земель, указанных в части 2 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации, в целях создания защитных лесных насаждений проводятся работы по искусственному или комбинированному лесовосстановлению или лесоразведению с применением саженцев с закрытой корневой системой в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации и в соответствии с Правилами лесовосстановления или Правилами лесоразведения, предусмотренными и Лесного кодекса Российской Федерации соответственно.

8(2). При осуществлении мероприятий по рекультивации земель, указанных в части 2 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации, по границе рекультивируемого лесного участка устанавливаются аншлаги с предупреждающей информацией об опасности заготовки пищевых лесных ресурсов, сбора лекарственных растений, заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов, сенокошения на рекультивируемом лесном участке.

8(3). В случае если в границах рекультивируемого лесного участка располагались объекты, указанные в части 2 статьи 13 и части 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации, для строительства, реконструкции и эксплуатации которых были вырублены лесные насаждения и на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, были выполнены работы по лесовосстановлению или лесоразведению в соответствии с частью 1 статьи 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации, работы по лесовосстановлению или лесоразведению при осуществлении биологических мероприятий по рекультивации земель на такой площади в границах рекультивируемого участка не проводятся.

9. Рекультивация земель может осуществляться путем поэтапного проведения работ по рекультивации земель при наличии в проекте рекультивации земель выделенных этапов работ, для которых определены содержание, объемы и график работ по рекультивации земель для каждого этапа работ, а в случае осуществления рекультивации земель с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации также сметные расчеты (локальные и сводные) затрат на проведение работ по рекультивации земель для каждого этапа работ.

10. Проект рекультивации земель подготавливается в составе проектной документации на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, если такие строительство, реконструкция приведут к деградации земель и (или) снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения, или в виде отдельного документа в иных случаях.

11. Рекультивация земель на месте снесенного объекта капитального строительства, вместо которого возводится новый объект капитального строительства, осуществляется в случае, если это предусмотрено проектной документацией на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства.

12. Проект консервации земель подготавливается в виде отдельного документа.

13. Разработка проекта рекультивации земель, проекта консервации земель осуществляется с учетом:

а) площади нарушенных земель, степени и характера их деградации, выявленных в результате проведенного обследования земель;

б) требований в области охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологических требований, требований технических регламентов, а также региональных природно-климатических условий и местоположения земельного участка;

в) целевого назначения и разрешенного использования нарушенных земель.

14. Проект рекультивации земель, проект консервации земель содержат следующие разделы:

а) раздел "Пояснительная записка", включающий:

описание исходных условий рекультивируемых, консервируемых земель, их площадь, месторасположение, степень и характер деградации земель;

кадастровые номера земельных участков, в отношении которых проводится рекультивация, консервация, сведения о границах земель, подлежащих рекультивации, консервации, в виде их схематического изображения на кадастровом плане территории или на выписке из Единого государственного реестра недвижимости;

сведения об установленном целевом назначении земель и разрешенном использовании земельного участка, подлежащего рекультивации, консервации;

информацию о правообладателях земельных участков;

сведения о нахождении земельного участка в границах территорий с особыми условиями использования (зоны с особыми условиями использования территорий, особо охраняемые природные территории, территории объектов культурного наследия Российской Федерации, территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и другие);

б) раздел "Эколого-экономическое обоснование рекультивации земель, консервации земель", включающий:

экологическое и экономическое обоснование планируемых мероприятий и технических решений по рекультивации земель, консервации земель с учетом целевого назначения и разрешенного использования земель после завершения рекультивации, консервации;

описание требований к параметрам и качественным характеристикам работ по рекультивации земель, консервации земель;

обоснование достижения запланированных значений физических, химических и биологических показателей состояния почв и земель по окончании рекультивации земель (в случае разработки проекта рекультивации земель);

обоснование невозможности обеспечения соответствия земель требованиям, предусмотренным пунктом 5 настоящих Правил, при проведении рекультивации земель в течение 15 лет (в случае разработки проекта консервации земель);

в) раздел "Содержание, объемы и график работ по рекультивации земель, консервации земель", включающий:

состав работ по рекультивации земель, консервации земель, определяемый на основе результатов обследования земель, которое проводится в объеме, необходимом для обоснования состава работ по рекультивации, консервации земель, включая почвенные и иные полевые обследования, лабораторные исследования, в том числе физические, химические и биологические показатели состояния почв, а также результатов инженерно-геологических изысканий;

описание последовательности и объема проведения работ по рекультивации земель, консервации земель;

сроки проведения работ по рекультивации земель, консервации земель;

планируемые сроки окончания работ по рекультивации земель, консервации земель;

г) раздел "Сметные расчеты (локальные и сводные) затрат на проведение работ по рекультивации земель, консервации земель" содержит локальные и сводные сметные расчеты затрат по видам и составу работ по рекультивации земель, консервации земель. Такой раздел разрабатывается в случае осуществления рекультивации земель, консервации земель с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

15. Проект рекультивации земель, за исключением случаев подготовки проекта рекультивации в составе проектной документации на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства и случаев, предусмотренных пунктом 23 настоящих Правил, проект консервации земель до их утверждения подлежат согласованию с:

а) собственником земельного участка, находящегося в частной собственности, в случае, если лицо, обязанное обеспечить рекультивацию земель, консервацию земель в соответствии с пунктом 3 настоящих Правил, не является собственником земельного участка;

б) арендатором земельного участка, землевладельцем, землепользователем в случае, если лицо, обязанное обеспечить рекультивацию земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, консервацию такого земельного участка в соответствии с пунктом 3 настоящих Правил, не является таким арендатором, землепользователем, землевладельцем;

в) исполнительным органом государственной власти и органом местного самоуправления, уполномоченным на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, в случае проведения рекультивации, консервации в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, лицами, указанными в пункте 3 или подпункте "б" пункта 4 настоящих Правил.

16. Заявление о согласовании проекта рекультивации земель или проекта консервации земель с приложением соответствующего проекта подается или направляется лицом, обеспечившим его подготовку в соответствии с пунктами 3 и настоящих Правил (далее - заявитель), лицам, указанным в пункте 15 настоящих Правил, лично на бумажном носителе или посредством почтовой связи либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". В этом заявлении указывается способ направления заявителю уведомления о согласовании проекта рекультивации земель, проекта консервации земель или об отказе в таком согласовании.

17. Предметом согласования проекта рекультивации земель является достаточность и обоснованность предусмотренных мероприятий по рекультивации земель для достижения соответствия рекультивируемых земель требованиям, предусмотренным пунктом 5 настоящих Правил. Предметом согласования проекта консервации земель является обоснованность проведения консервации земель в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил, а также достаточность и обоснованность предусмотренных мероприятий по консервации земель для достижения целей уменьшения степени деградации земель, предотвращения их дальнейшей деградации и (или) негативного воздействия нарушенных земель на окружающую среду.

18. В срок не более чем 20 рабочих дней со дня поступления проекта рекультивации земель, проекта консервации земель лица, указанные в пункте 15 настоящих Правил, направляют заявителю способом, указанным в заявлении о согласовании проекта рекультивации земель, проекта консервации земель, уведомление о согласовании проекта рекультивации земель, проекта консервации земель или об отказе в таком согласовании.

19. Лица, указанные в пункте 15 настоящих Правил, направляют уведомление об отказе в согласовании проекта рекультивации земель, проекта консервации земель только в следующих случаях:

а) мероприятия, предусмотренные проектом рекультивации, не обеспечат соответствие качеств земель требованиям, предусмотренным пунктом 5 настоящих Правил;

б) мероприятия, предусмотренные проектом консервации земель, не обеспечат достижение целей уменьшения степени деградации земель, предотвращения их дальнейшей деградации и (или) негативного воздействия нарушенных земель на окружающую среду;

в) представлен проект консервации земель в отношении земель, обеспечение соответствия качества которых требованиям, предусмотренным пунктом 5 настоящих Правил, возможно путем рекультивации таких земель в течение 15 лет;

г) площадь рекультивируемых, консервируемых земель и земельных участков, предусмотренная проектом рекультивации земель, проектом консервации земель, не соответствует площади земель и земельных участков, в отношении которых требуется проведение рекультивации, консервации;

д) раздел "Пояснительная записка" проекта рекультивации земель, проекта консервации земель содержит недостоверные сведения о рекультивируемых, консервируемых землях и земельных участках;

е) несогласие с целевым назначением и разрешенным использованием земель после их рекультивации, если такие целевое назначение и разрешенное использование не соответствуют целевому назначению и разрешенному использованию, установленным до проведения рекультивации.

20. В уведомлении об отказе в согласовании проекта рекультивации земель, проекта консервации земель указываются все основания для отказа и рекомендации по доработке проекта рекультивации земель, проекта консервации земель.

21. После устранения причин отказа проект рекультивации земель, проект консервации земель представляются на повторное согласование в срок не позднее чем 3 месяца со дня поступления заявителю уведомления об отказе в согласовании.

22. Проект рекультивации земель, проект консервации земель, в которые внесены изменения после их согласования лицами, указанными в пункте 15 настоящих Правил, подлежат направлению на повторное согласование в соответствии с пунктами 15 - настоящих Правил.

23. В случаях, установленных федеральными законами, проект рекультивации земель до его утверждения подлежит государственной экологической экспертизе.

24. Лица, исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления, указанные в пунктах 3 и настоящих Правил, утверждают проект рекультивации земель, проект консервации земель в срок не позднее чем 30 календарных дней со дня поступления уведомлений о согласовании таких проектов от лиц, предусмотренных пунктом 15 настоящих Правил, или со дня получения положительного заключения государственной экологической экспертизы проекта рекультивации земель и направляют способами, указанными в пункте 16 настоящих Правил, уведомление об этом с приложением утвержденного проекта рекультивации земель, проекта консервации земель лицам, указанным в пункте 15 настоящих Правил, а также в следующие федеральные органы исполнительной власти:

а) Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору - в случае проведения рекультивации, консервации в отношении земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения";

б) Федеральная служба по надзору в сфере природопользования - в случае проведения рекультивации, консервации в отношении земель, не указанных в подпункте "а" настоящего пункта.

25. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, в срок не позднее чем 10 календарных дней со дня утверждения проекта консервации в отношении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, принимают решение об их консервации.

26. Лица, исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления, указанные в пунктах 3 и настоящих Правил, обязаны обеспечить разработку проекта рекультивации земель (за исключением случаев разработки такого проекта в составе проектной документации на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства) и приступить к рекультивации земель в срок, установленный решением или договором, на основании которых используются земли или земельный участок, проектной документацией на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, а в случаях, если указанными документами этот срок или проведение рекультивации земель не предусмотрены, или произошло нарушение земель лицами, не использующими земли или земельные участки на законном основании, или нарушение земель в результате природных явлений, в срок не позднее чем 7 месяцев:

пунктом 5 настоящих Правил, в течение указанного срока.

28. Срок проведения работ по рекультивации земель, консервации земель определяется проектом консервации земель, проектом рекультивации земель и не должен составлять более 15 лет для рекультивации земель, более 25 лет для консервации земель.

29. В случае проведения рекультивации земель, консервации земель лицом, не являющимся правообладателем земельного участка (в том числе в случае проведения рекультивации, консервации земель исполнительным органом государственной власти, органом местного самоуправления в соответствии с подпунктом "в" пункта 4 настоящих Правил), такое лицо в срок не позднее чем 10 календарных дней до дня начала выполнения работ по рекультивации земель, консервации земель уведомляет об этом правообладателя земельного участка с указанием информации о дате начала и сроках проведения соответствующих работ. При этом проведение в этом случае работ по рекультивации земельных участков в период полевых сельскохозяйственных работ не допускается, за исключением случая, если это предусмотрено утвержденным проектом рекультивации земель.

30. Завершение работ по рекультивации земель, консервации земель подтверждается актом о рекультивации земель, консервации земель, который подписывается лицом, исполнительным органом государственной власти, органом местного самоуправления, обеспечившими проведение рекультивации в соответствии с пунктами 3 или настоящих Правил. Такой акт должен содержать сведения о проведенных работах по рекультивации земель, консервации земель, а также данные о состоянии земель, на которых проведена их рекультивация, консервация, в том числе о физических, химических и биологических показателях состояния почвы, определенных по итогам проведения измерений, исследований, сведения о соответствии таких показателей требованиям, предусмотренным пунктом 5 пунктами 3 и настоящих Правил.

33. В случаях, когда работы по рекультивации, консервации земель выполнены с отступлением от утвержденного проекта рекультивации, проекта консервации земель или с иными недостатками, в результате которых не обеспечено соответствие качества земель требованиям, установленным пунктом 5 настоящих Правил, лицо, выполнившее такие работы, безвозмездно устраняет имеющиеся недостатки.

34. Рекультивация земель, консервация земель, подвергшихся загрязнению радиоактивными веществами, осуществляется с учетом особенностей, установленных законодательством Российской Федерации о радиационной безопасности.

35. Прекращение прав лица, деятельность которого привела к необходимости рекультивации или консервации земель, на земельный участок, в том числе в связи с отказом такого лица от прав на земельный участок, не освобождает его от обязанности выполнить мероприятия по рекультивации или консервации земель.

36. Заинтересованные правообладатели земельных участков могут самостоятельно осуществить мероприятия по рекультивации или консервации земель с правом взыскания с лица, уклонившегося от выполнения рекультивации или консервации земель, стоимости понесенных расходов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Рекультивация земель - это комплекс инженерно-техничес­ких, мелиоративных, агротехнических и иных мероприятий, на­правленных на восстановление биологической продуктивности и народнохозяйственной ценности нарушенных земель, а также на улучшение условий окружающей природной среды.

Нарушенными называются земли всех категорий, которые в результате производственной деятельности утратили свою хозяйственную ценность или стали источником отрицательного воздействия на окруж среду в связи с изменением почвенного и растительного покрова, гидрологического режима, образованием техногенного рельефа. Они нередко теряют всякое хоз значение или резко снижают свою ценность. Поэтому наруш земли подлежат рекультивации. Рекультивация наруш земель явл-ся весьма дорогостоящим мероприятием, поэтому при ее обосновании решаются 2 вопроса:1) какие участки и при каких отводах подлежат рекультивации; 2) какие могут быть определены направления и условия рекультивации.

В соотв с земельным законодательством рекультивации подлежат земли, нарушенные при: - разработке месторождений полезных ископаемых открытым или подземным способами, а также добыче торфа; - прокладке трубопроводов, проведении строительных, мелиоративных, лесозаготовительных, геологоразведочных, испытательных, эксплуатационных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением почвенного покрова; - ликвидации промышленных, военных, гражданских и иных объектов и сооружений; - складировании, захоронении промышленных, бытовых и иных отходов; - строительстве, эксплуатации и консервации подземных объектов и коммуникаций; - ликвидации последствий загрязнения земель, если по условиям их восстановления треуется снятие верхнего плодородного слоя почвы; - проведении войсковых учений за пределами специально отведенных для этих целей полигонов.

При образовании землепользовании объектов, деятельность которых будет связана с нарушением земель, рекультивация их должна предусматриваться как неотъемлемая часть технологичес­кого процесса нового объекта.

Рекультивация может выполняться для использования земель в разных отраслях и целях, главным образом сельскохозяйствен­ных. Способ использования рекультивированных земель зависит от природных и технических условий, в которых они находятся, от хозяйственной и социальной необходимости и экономической целесообразности.

Объектами рекультивации могут быть: выемки карьеров, выработки торфа; деформированные поверхности шахтных полей, породные от­валы шахт и карьеров; золоотвалы электростанций; отвалы шлака металлургических заводов;

полосы, резервы и кавальеры вдоль каналов, железных и шос­сейных дорог; трассы трубопроводов; площадки буровых скважин; промышленные площадки и транспортные коммуникации ликвидированных (отработанных) предприятий и отдельных объ­ектов; загрязненные земли на нефтяных и других месторождениях, изрытые земли и т. д.


Основные направления рекультивации земель:

Сельскохозяйственное - восстановление с/х угодий, под продуктивные угодья;

Лесохозяйственное - воспроизводство лесопокрытых земельных участков; для создания лесов различного типа;

Рыбохозяйственное - для создания рыбоводческих водоемов;

Водохозяйственное - устройство прудов и водоемовдля различных целей; для создания водоемов различного на­значения;

Рекреационное - под объекты и площадки отдыха населения;

Природоохранное и санитарно-гигиеническое - для размещения природоохранных и защитныз зеленых зон в целях биологической или тех­нической консервации нарушенных земель, оказывающих отри­цательное влияние на окружающую среду;

Строительное - для возведения различных объектов; под места застройки.

Работы по рекультивации земель, как правило, выполняются

последовательно в два этапа.

Техническая рекультивация включает подготовку земель, кон­струирование их поверхности для последующего целевого ис­пользования. К ней относятся: планировка поверхности, форми­рование откосов, снятие, транспортировка и нанесение почв и потенциально плодородных пород на рекулътивируемую поверх­ность, химическая мелиорация грунта, строительство дорог, гид­ротехнических и мелиоративных сооружений и т. д.

Биологическая рекультивация направлена на восстановление плодородия земель. К ней относится комплекс агротехнических и фитомелиоративных мероприятий по возобновлению флоры и фауны, восстановлению хозяйственной продуктивности зе­мель.

Разработки осущ-ся на основе проектов рекультивации, исходя из действующих экологических, санитарно-гигиенических, строительных, водохозяйственных, лесохозяйственных и др нормативов и стандартов с учетом региональных природно-климатических условий и местоположения участка нарушенных земель.проекты рекультивации разрабатываются специализированными организациями после предварительного согласования места размещения объекта.

Сельскохозяйственная рекультивация предусматривает созда­ние пашни, сенокосов, пастбищ, садов. В первые годы на ре-культи виру емых землях возделывают культуры, улучшающие почвы (люпин, донник, люцерну, эспарцет и др.) с запахиванием зеленой массы в качестве органического удобрения, вносятся повышенные дозы удобрений. При отсутствии или недостатке плодородного слоя почвы для сельскохозяйственной рекультива­ции используются лёссовидные и другие потенциально плодо­родные породы.

Лесная рекультивация обычно проводится на менее плодород­ных грунтах путем посадки древесной растительности.

Досье на проект

Пояснительная записка

В соответствии с пунктами 6 и 7 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке проведения рекультивации и консервации земель.

2. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в Правила возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 7 мая 2003 г. N 262 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 19, ст. 1843; 2015, N 14, ст. 2140).

3. Установить, что рекультивация земель, нарушенных юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами, осуществляется за счет собственных средств юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель.

4. Признать утратившими силу постановление Правительства Российской Федерации от 23 февраля 1994 г. N 140 "О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы" (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1994, N 10, ст. 779), постановление Правительства Российской Федерации от 2 октября 2002 г. N 830 "Об утверждении Положения о порядке консервации земель с изъятием их из оборота" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 47, ст. 4676).

5. Реализация полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, будет осуществляться в пределах установленной численности работников, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных органам государственной власти и органам местного самоуправления в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации на руководство и управление в сфере установленных функций.

Утверждено
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 2017 г. N

Положение
о порядке проведения рекультивации и консервации земель

I. Общее положение

1. Настоящее Положение устанавливает порядок проведения рекультивации и консервации земель.

2. Для целей настоящего Положения используются следующие понятия:

нарушенные земли - земли и почвы, на которых в результате негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности, а также в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера произошло ухудшение качества земель и почв, в том числе, приводящее к невозможности использовать такие земли в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием;

деградация земель - ухудшение качества земель и почв по физическим, химическим, биологическим показателям в результате природного и (или) антропогенного воздействий (водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, захламления отходами производства и потребления);

способ рекультивации земель - комплекс мероприятий (работ), технических, инженерных, агрономических, экологических и иных решений и приемов, разрабатываемых в целях рекультивации земель и почв для каждого конкретного случая с учетом выбранного направления рекультивации;

проект рекультивации земель - комплект документов и материалов, в соответствии с которым проводится рекультивация земель и почв;

типовой проект рекультивации земель - комплект документов и материалов, в соответствии с которым проводится рекультивация земель, расположенных на территории одного субъекта Российской Федерации, в одной природно-климатической зоне, нарушенных в результате одинаковых видов воздействия хозяйственной и иной деятельности либо одинаковых чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, которые после восстановления будут иметь аналогичное целевое назначение и разрешенное использование;

консервация земель - исключение, в том числе и временное, земель из хозяйственного оборота в целях предотвращения развития и прекращения деградации земель и почв,

плодородный слой почвы - верхняя гумусированная часть почвенного слоя, концентрация органического углерода (за исключением нефтепродуктов) в котором более чем на 50 % отличается от нее в нижележащих горизонтах;

3. Рекультивации подлежат земли, нарушенные при:

проведении работ, связанных с пользованием недрами на земельных участках, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

порче либо уничтожении плодородного слоя почвы при использовании земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на основании разрешений на их использование;

использование земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель без их перевода в земли иных категорий, предоставляемых на период осуществления строительства дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов;

сносе объектов лесной инфраструктуры после того, как отпадет надобность в них;

использовании земель для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры;

загрязнении нефтью земель, на которых расположены леса;

окончании использования болота при добыче торфа и других полезных ископаемых или его части;

строительстве, эксплуатации и реконструкции зданий, строений, сооружений и иных объектов, в том числе военных и оборонных объектов, за исключением чрезвычайных ситуаций, препятствующих соблюдению требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством Российской Федерации;

планировании и застройке городских и сельских поселений;

размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки;

нарушении земель при размещении отходов I - V классов опасности, в том числе земель, используемых, но не предназначенных для размещения отходов I - V классов опасности;

причинении вреда почвам, землям в результате их загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования, деградации и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.

4. Нарушенные земли, подвергшиеся деградации подлежат консервации, если рекультивация указанных земель, предусматривающая приведение земель в состояние, пригодное для использования в соответствии с установленным видом разрешенного использования, невозможна.

Решение о консервации земель принимается с учетом возможности достижения качества нарушенных земель и почв, при котором возможно их использование в соответствии с установленным видом разрешенного использования при применении выбранных способов рекультивации.

5. Собственники, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков, нарушенные земли и почвы которых подлежат рекультивации или консервации, направляют уведомление об этом в органы, осуществляющие государственный земельный надзор, в целях проверки соблюдения требований земельного законодательства при проведении рекультивации и консервации земель.

II. О порядке рекультивации земель

6. Рекультивация земель проводится собственниками, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков.

7. Проведение рекультивации земель включает:

а) разработку и утверждение проекта рекультивации земель;

б) проведение работ по рекультивации земель в соответствии с утвержденным проектом рекультивации земель;

в) приемку работ по рекультивации земель.

Рекультивация земель, расположенных на территории одного субъекта Российской Федерации, в одной природно-климатической зоне, нарушенных в результате одинаковых видов воздействия хозяйственной и иной деятельности либо одинаковых чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, которые после восстановления будут иметь аналогичное целевое назначение и разрешенное использование, может проводиться в соответствии с типовым проектом рекультивации земель.

8. Рекультивация земель проводится по следующим направлениям, учитывающим необходимость приведения нарушенных земель в состояние, соответствующее их целевому назначению и разрешенному использованию:

а) сельскохозяйственное направление - приведение нарушенных земель в состояние, пригодное для ведения сельского хозяйства,в том числе создание на нарушенных землях плодородного слоя почвы, характеризующегося содержанием органического углерода, иными физико-химическими и агрохимическими показателями, необходимыми для ведения сельскохозяйственного производства, создание защитных лесных насаждений, а также для целей аквакультуры (рыбоводства);

б) лесохозяйственное направление рекультивации - приведение нарушенных земель в состояние, пригодное для ведения лесного хозяйства;

в) природоохранное направление - приведение нарушенных земель в состояние, пригодное для использования в природоохранных целях.

9. Работы по рекультивации земель направлены на восстановление нарушенных земель, обеспечивающее достижение, тех нормативов качества окружающей среды по физическим, химическим (в том числе нормативов предельно допустимых концентраций), биологическим показателям и (или) их совокупности, которые отражают последствия нарушения земель, или в случае их отсутствия, - обеспечивающие достижение значений физических, химических, биологических показателей и (или) их совокупности почв и земель на фоновом участке территории (далее - целевые показатели) и, допускающее вовлечение земель в хозяйственный оборот по целевому назначению в соответствии с разрешенным видом хозяйственного использования.

Фоновым участком территории является земельный участок, расположенный в одной и той же со сравниваемым участком природно-климатической зоне в пределах особо охраняемой природной территории той категории, для которой установлен наибольший режим охраны, либо - при отсутствии соответствующей особо охраняемой природной территории - иной земельный участок, на котором минимально присутствуют антропогенные воздействия на компоненты окружающей среды и не нарушены основные экологические функции оцениваемого компонента.

10. Работы по рекультивации земель осуществляются в соответствии с проектом рекультивации земель последовательно в два этапа: технический и биологический.

11. Технический этап предусматривает комплекс работ по ликвидации источников и последствий негативного воздействия на земли и почвы, перемещение грунтов и горных пород, планировку рельефа, снятие и нанесение плодородного слоя почвы и (или) почвогрунтов, устройство гидротехнических и мелиоративных систем, а также проведение других работ, создающих необходимые условия восстановления нарушенных земель, допускающее вовлечение в хозяйственный оборот по целевому назначению в соответствии с разрешенным видом хозяйственного использования данных земель, и обеспечение достижения целевых показателей.

12. Биологический этап предусматривает комплекс агрохимических и фитомелиоративных мероприятий, направленных на улучшение агрофизических, агрохимических, биохимических и других свойств почвы.

13. Технический и биологический этапы рекультивации земель могут осуществляться путем поэтапного проведения работ по рекультивации земель при наличии в проекте рекультивации земель выделенных этапов работ, для которых определены содержание, объемы и график работ по рекультивации для каждого этапа работ, сметные расчеты (локальные и сводные) затрат на проведение работ по рекультивации для каждого этапа работ.

14. Разработка проектов рекультивации земель осуществляется с учетом:

а) масштаба и характера нарушенных земель, выявленных в результате проведенного обследования земель и почв;

б) экологических, санитарно-гигиенических, строительных, лесохозяйственных и других нормативов и стандартов для достижения целевых показателей состояния почв и земель по окончании рекультивации земель;

в) планируемого целевого назначения и разрешенного использования нарушенных земель после их рекультивации.

15. Проект рекультивации земель должен содержать следующие разделы:

а) пояснительную записку;

б) эколого-экономическое обоснование направления рекультивации земель;

г) сметные расчеты (локальные и сводные) затрат на проведение работ по рекультивации земель.

16. Раздел "Пояснительная записка" должен содержать:

а) описание исходных условий рекультивируемого земельного участка, его площадь, месторасположение, источник и характер нарушения земель;

б) сведения о целевом назначении земель и разрешенном использовании земельного участка до момента нарушения земель, подлежащих рекультивации;

17. Раздел "Эколого-экономическое обоснование направления рекультивации земель" должен содержать:

а) экологическое и экономическое обоснование выбора направления рекультивации земель;

б) обоснование предлагаемых мероприятий и технических решений по рекультивации земель в связи с выбранным направлением рекультивации земель на основании целевого назначения и разрешенного использования земель после завершения рекультивации;

в) описание требований к параметрам и качественным характеристикам работ по рекультивации земель;

г) обоснование достижения целевых показателей состояния почв и земель по окончании рекультивации.

18. Раздел "Содержание, объемы и график работ по рекультивации земель" должен содержать:

а) обследования земель и почв, которое проводится в объеме, необходимом для обоснования состава работ по рекультивации, включая почвенные и иные обследования, лабораторные исследования, в том числе измерения физических, химических и биологических показателей состояния почв, в отношении которых устанавливаются целевые показатели, а также результатов инженерно-геологических изысканий;

б) состав работ по рекультивации земель в объемах, необходимых для достижения целевых показателей состояния земель и почв по окончании рекультивации земель, определяемый на основе результатов обследования земель и почв;

в) обоснование достижения по результатам рекультивации восстановления нарушенных земель, допускающего вовлечение в хозяйственный оборот по целевому назначению в соответствии с разрешенным видом хозяйственного использования данных земель, и обеспечение достижения целевых показателей;

г) последовательность и объем выполнения работ по рекультивации земель;

д) сроки проведения работ по рекультивации земель с разбивкой по этапам проведения отдельных видов работ;

е) планируемые сроки окончания сдачи работ по рекультивации земель.

19. Раздел "Сметные расчеты (локальные и сводные) затрат на проведение работ по рекультивации" должен содержать локальные и сводный сметные расчеты затрат по видам и составу работ по рекультивации земель.

20. Проекты рекультивации земель разрабатываются и утверждаются собственниками, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков.

21. Для уведомления органов, осуществляющих государственный земельный надзор на землях соответствующего целевого назначения и разрешенного вида хозяйственного использования (далее - уполномоченные органы по рекультивации), в целях проверки соблюдения требований земельного законодательства при проведении рекультивации земель, собственники, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков, нарушенные земли и почвы которых подлежат рекультивации, направляют письменное заявление с приложением проекта рекультивации земель в соответствующие уполномоченные органы по рекультивации по месту нахождения земельного участка, для которого разработан проект рекультивации земель.

Проекты рекультивации земель по сельскохозяйственному направлению направляются в Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору; проекты рекультивации земель по лесохозяйственному направлению направляются в органы государственной власти и органы местного самоуправления, уполномоченные в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации на организацию использования лесов, владение, пользование, распоряжение лесными участками; проекты рекультивации земель по природоохранному направлению направляются в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования.

В заявлении необходимо указать:

для юридических лиц: их реквизиты, почтовый адрес и перечень прилагаемых документов;

для индивидуальных предпринимателей и физических лиц: фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), место регистрации, реквизиты основного документа, удостоверяющего личность, и перечень прилагаемых документов.

22. К заявлению прилагается проект рекультивации земель (1 экземпляр на бумажном носителе и 1 экземпляр на электронном носителе).

23. Завершение работ по рекультивации нарушенных земель подтверждается документацией, содержащей результаты проведения измерений, обосновывающие достижение целевых показателей, выполненных с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений в границах распространения компонента природной среды подвергшегося нарушению.

24. Собственники, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков, с момента завершения работ по рекультивации земель, несут ответственность за соответствие показателей качества почв и земель целевым показателям, установленным проектом рекультивации и за подтверждение их соответствия.

25. В ходе проведения уполномоченным органом по рекультивации земель мероприятий по государственному земельному надзору собственники, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков, осуществившие рекультивацию земель, обязаны предоставить документы, подтверждающие проведение данного вида работ:

а) пояснительная записка о проведенных работах по рекультивации земель;

б) результаты проведения измерений, обосновывающие достижение целевых показателей, выполненных с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений в границах распространения компонента природной среды, подвергшегося нарушению, выполненные с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.

в) копии договоров с подрядными и проектными организациями, в случае, если работы по рекультивации земель были выполнены такими организациями полностью или частично, акты приемки выполненных работ;

г) финансовые документы, подтверждающие закупку материалов, оборудования, материально-технических средств;

д) иные документы, подтверждающие выполнение работ по рекультивации земель, по усмотрению собственника, землепользователя, землевладельца, арендатора земельного участка.

26. В случае недостижения по итогам выполнения работ по рекультивации земель целевых показателей, установленных проектом рекультивации, и восстановления нарушенных земель, до состояния, допускающего вовлечение земель в хозяйственный оборот по целевому назначению в соответствии с разрешенным видом хозяйственного использования рекультивация земель считается невыполненной правообладателем земельного участка.

27. Собственники, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков, при обосновании по результатам разработки проекта рекультивации отсутствия способов рекультивации, обеспечивающих восстановление нарушенных земель, до состояния, допускающего вовлечение земель в хозяйственный оборот по целевому назначению в соответствии с разрешенным видом хозяйственного использования, и обеспечения достижения целевых показателей, готовят предложения по консервации нарушенных земель.

Для уведомления уполномоченных органов по рекультивации о консервации земель, собственники, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков, нарушенные земли и почвы которых не подлежат рекультивации, направляют письменное предложение о консервации земель с приложением обоснования отсутствия способов рекультивации, обеспечивающих достижение целевых показателей и восстановление нарушенных земель, до состояния, допускающего вовлечение земель в хозяйственный оборот по целевому назначению в соответствии с разрешенным видом хозяйственного использования.

III. О порядке консервации земель

28. Консервация земель проводится на основании решения уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган по консервации), осуществляющего управление земельными ресурсами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

29. Предложения о консервации земель представляются в уполномоченный орган по консервации собственниками, землепользователями, землевладельцами, арендаторами нарушенных земельных участков, подвергшихся деградации.

30. В предложении о консервации земель указываются:

а) сведения о состоянии земельного участка, предлагаемого к консервации, выявленные в ходе обследования земель, с приложением подтверждающих документов, об источнике и характере нарушения земель с указанием причин, приведших к их деградации;

б) сведения о целевом назначении земель и разрешенном использовании земельного участка до момента нарушения земель, подверженных деградации;

в) информацию о правообладателях земельных участков;

г) сведения о наличии в границах земельного участка территорий с особыми условиями использования: защитных и охранных зон, устанавливаемых в соответствии с положениями статьи 52 Федерального закона N 7-ФЗ; зон с особыми условиями, установленными в соответствии с пунктом 4 статьи 1 Градостроительного Кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ.

д) сведения о границах территории (площадь, местоположение), подлежащей консервации в виде их схематического изображения на кадастровом плане территории.

31. Уполномоченный орган по консервации в срок не более чем тридцать дней со дня поступления предложения о консервации земель, указанного в пункте 29 настоящего Положения, принимает решение об отказе в консервации земель в случае, если в таком предложении предлагается:

а) консервация земель, в отношении которых проводятся рекультивация земель в соответствии с проектом рекультивации, обосновывающим достижения целевых показателей состояния почв и земель по окончании рекультивации и вовлечение земель в хозяйственный оборот по целевому назначению в соответствии с разрешенным видом хозяйственного использования;

б) консервация земель, на которых осуществляется хозяйственная деятельность либо проведение работ, связанных с нарушением земель и почв, в случае, если такой вид деятельности допускается в соответствии с видом разрешенного использования земельных участков;

в) консервация земель, на которой осуществляется вывод из эксплуатации зданий, строений, сооружений проектом вывода из эксплуатации которых не предусмотрена их консервация.

32. При отсутствии оснований для отказа в консервации земель, уполномоченный орган по консервации организует за счет собственника земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков подготовку проекта консервации земель. Указанный проект должен быть подготовлен в течение шести месяцев со дня получения предложений о консервации земель.

33. Проект консервации земель должен содержать следующие разделы:

а) пояснительную записку;

г) сметные расчеты (локальные и сводные) затрат на проведение работ по консервации земель.

34. Раздел "Пояснительная записка" должен содержать:

а) описание исходных условий земельного участка, подлежащего консервации, его площадь, местоположение, источник и характер нарушения земель;

б) сведения о целевом назначении земель и разрешенном использовании земельного участка до момента нарушения земель, подлежащих консервации;

в) информацию о правообладателях земельных участков;

г) причины, вызвавшие необходимость консервации земель;

д) значения физических, химических, биологических показателей состояния почв и земель и (или) их совокупности, при которых либо достигается восстановления нарушенных земель, допускающего вовлечение в хозяйственный оборот по целевому назначению в соответствии с разрешенным видом хозяйственного использования данных земель, и обеспечение достижения целевых показателей, либо возможно проведение рекультивации.

35. Раздел "Содержание, объемы и график работ по консервации земель" должен содержать:

б) перечень мероприятий по предотвращению развития и прекращению деградации земель и почв (далее - мероприятия по консервации) и очередность их проведения;

в) сроки осуществления каждого из мероприятий по консервации земель;

г) планируемые сроки окончания сдачи работ по консервации земель;

д) предложения по использованию земель после завершения мероприятий по консервации земель либо по их рекультивации.

36. Раздел "Сметные расчеты (локальные и сводные) затрат на проведение работ по консервации" должен содержать: локальные и сводный сметные расчеты затрат по видам и составу работ по консервации, а также предварительный расчет убытков, понесенных в результате деградации земель и (или) нарушения почвенного слоя.

37. В решении о консервации земель, которое принимается не позднее восьми месяцев со дня представления предложения о консервации земель, указываются:

а) площадь земель, подлежащих консервации;

б) срок выполнения всех мероприятий по консервации земель, перечень которых определен проектом консервации земель;

в) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, находящихся в границах земель, подлежащих консервации (при их наличии);

г) ссылка на проект консервации земель, размещаемый на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт) (за исключением сведений, составляющих государственную тайну);

д) указание на перечень мероприятий по консервации, определенный проектом консервации;

е) запрещение любой хозяйственной деятельности, за исключением мероприятий по консервации, предусмотренных перечнем, определенным проектом консервации.

38. К решению о консервации земель прилагается схема границ земель, подлежащих консервации, составленная на кадастровом плане территории.

39. Решение о консервации земель должно содержать указание на утверждение проекта консервации земель.

40. В течение десяти календарных дней со дня принятия решения о консервации земель уполномоченный орган по консервации, принявший такое решение:

а) осуществляет размещение решения о консервации земель и проекта консервации земель на своем официальном сайте в сети "Интернет" (за исключением сведений, составляющих государственную тайну);

б) направляет решение о консервации земель с приложениями в уполномоченные органы по рекультивации;

в) направляет копию решения о консервации земель правообладателям земельных участков, находящихся в границах земель, подлежащих консервации (при их наличии), а также лицам, деятельность которых привела к необходимости консервации земель;

г) направляет решение о консервации земель в органы исполнительной власти или органы местного самоуправления, уполномоченные устанавливать виды разрешенного использования земельных участков, находящихся в границах земель, подлежащих консервации.

41. Решение о консервации земель может быть обжаловано в судебном порядке.

42. Если в границах земель, подлежащих консервации, земельный участок находится частично, то такой земельный участок подлежит разделу с учетом границ земель, подлежащих консервации. Использование такого земельного участка до его раздела не допускается.

43. На основании решения о консервации земель в течение одного года со дня его принятия должны быть внесены изменения в документы территориального планирования и документы, определяющие вид разрешенного использования и целевое назначение земельных участков, находящихся в границах земель, подлежащих консервации, в целях запрета хозяйственной деятельности в границах таких земель.

44. Решение о консервации земель является основанием для заключения соглашения о порядке осуществления консервации земель между уполномоченным органом по консервации и лицом, деятельность которого привела к необходимости консервации земель (при его наличии). Предметом соглашения являются действия сторон по своевременному исполнению мероприятий по консервации земель, включенных в перечень, определенных проектом консервации, и имущественная ответственность лица, деятельность которого привела к необходимости консервации земель, за их неисполнение.

45. Решение о консервации земель является основанием для заключения соглашения о возмещении убытков между правообладателем земельного участка и лицом, деятельность которого привела к необходимости консервации земель, если деградация и (или) нарушение почвенного слоя земель были вызваны действием таких лиц.

46. В случае если соглашение о порядке осуществления консервации не подписано в течение месяца со дня его направления уполномоченным органом лицу, деятельность которого привела к необходимости консервации земель, или подписано, но не исполняется, уполномоченный орган по консервации вправе обратиться в суд с исками о понуждении к заключению и (или) исполнению соглашения о порядке консервации земель.

47. К соглашениям, указанным в пунктах 44 - 45 настоящего Положения, применяются правила гражданского законодательства о возмещении вреда, если иное не установлено федеральным законом.

48. В случае если деградация земель была вызвана действием природных сил, консервация земель обеспечивается исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, уполномоченными на осуществление деятельности по охране земель.

49. Отказ лица, деятельность которого привела к необходимости консервации земель, от прав на земельный участок, находящийся в границах земель, подлежащих консервации, не освобождает его от обязанностей, вызванных решением о консервации земель и соглашением о порядке осуществления консервации земель.

50. После истечения срока выполнения мероприятий по консервации земель, указанных в проекте консервации земель, уполномоченный орган по консервации в течение трех месяцев обязан обеспечить обследование таких земель с подготовкой заключения о состоянии земель и необходимости продолжения мероприятий по консервации таких земель. Если цели консервации земель были достигнуты, то решение о консервации земель должно быть признано утратившим силу. В ином случае в проект консервации и решение о консервации земель вносятся необходимые изменения, обеспечивающие продление срока выполнения мероприятий по консервации земель.

51. Решения, указанные в пункте 50 настоящего Положения, подлежат опубликованию и направлению заинтересованным лицам в соответствии с пунктом 40 настоящего Положения.

52. После завершения консервации земель уполномоченный орган по консервации обеспечивает внесение соответствующих изменений в документы территориального планирования и документы, определяющие разрешенное использование земельных участков, консервация которых была осуществлена.

Утверждены
постановлением Правительства
Российской Федерации
от_______ 2017 г. N

Изменения
в Правила возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей,землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц

1. Подпункт "в" пункта 2 изложить в следующей редакции:

"в) решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации о консервации земель, вызванной ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц;".

2. Подпункт "г" пункта 3 изложить в следующей редакции:

"г) решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации о консервации земель, вызванной ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц;".

3. В пункте 5 слова "ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц, определяется по соглашению сторон и рассчитывается в соответствии с методическими рекомендациями, утверждаемыми Министерством экономического развития Российской Федерации" заменить словами "в связи с необходимостью рекультивации или консервации земель определяются по соглашению сторон на основе методических указаний, утверждаемых Министерством экономического развития Российской Федерации, либо решением суда.".

4. Пункт 9 изложить в следующей редакции:

"9. Убытки, возникшие в связи с необходимостью рекультивации или консервации земель, собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков, возмещаются, если необходимость рекультивации или консервации земель была вызвана деятельностью третьих лиц.

В состав указанных убытков включаются затраты на проведение работ по восстановлению качества земель, по уменьшению или предотвращению дальнейшего ухудшения свойств земли, убытки, в том числе упущенная выгода, возникающие в связи с рекультивацией или консервацией земель, а также рыночная стоимость прав на земельный участок (если срок консервации земель составляет более десяти лет) либо разница в рыночной стоимости прав на земельный участок до возникновения необходимости рекультивации или консервации земель и их предполагаемой стоимости после осуществления консервации или рекультивации земель (в иных случаях).".

Обзор документа

Планируется утвердить новое положение о порядке проведения рекультивации и консервации земель с учетом изменений, внесенных в Земельный и Лесной кодексы, Закон об охране окружающей среды и иные законы.

Так, предлагается установить, что правообладатели земельных участков при обосновании по результатам разработки проекта рекультивации отсутствия способов рекультивации, обеспечивающих восстановление нарушенных земель, готовят предложения по их консервации.

Так же устанавливаются требования к составу работ по консервации и рекультивации земель, требования к составу и содержанию проектов рекультивации и консервации, порядок их разработки и утверждения, а также порядок приемки работ (этапов работ) по рекультивации земель.

Действующий порядок признается утратившим силу.



Поделиться