Лизинговая маржа. Лизинг или кредит: как сделать правильный выбор. Два страшных кошмара лизингополучателя

08:03 18.03.2014

Пока реальный сектор продолжает стонать от процентов по рублевым кредитам, в лизинге дела обстоят отнюдь не лучше. Оно и понятно. Чтобы предоставить предмет в финансовую аренду за белорусские рубли, необходимо эти рубли где-то взять.

Обычно белорусские рубли берут не в прибалтийских, а в белорусских банках. Лизинговые компании пользуются теми же кредитными средствами, что и предприятия реального сектора. Конечно, если лизингодатель - постоянный клиент белорусского банка, то последний «с радостью» сделает для него скидку в 1-2%.

Но пара процентов совсем не облегчит участь лизингополучателя. Их вообще может скрыть маржа лизинговой компании - жить-то все хотят. И тогда на выходе ставка по лизингу будет равна ставке по кредиту плюс 2 или 4% маржи лизинговой компании. Пусть это будут условные 42% годовых.

Такую ставку можно встретить в некоторых лизинговых компаниях Беларуси, которые называются банковскими.

Предположим, что вам повезло, и вы нашли некую лизинговую компанию при банке, которая предложила вам 42% годовых. Берем весы и начинаем взвешивать все «за» и все «против».

Лизинг для самых храбрых

Пусть нам необходимо купить сервер (такой большой-большой и очень мощный компьютер) SunFire E2900В, который предлагается белорусскими компаниями за 1,182 млрд рублей с НДС.

Например, мы согласовали с лизинговой компанией договор на 2 года и авансовый платеж в 20%, но здесь необходимо помнить, что размер этого платежа может составить и 25, и даже 30%. Как договоритесь.

Мы единовременно платим лизингодателю 236,5 млн рублей, а потом осуществляем ежемесячные дифференцированные платежи . В первый месяц мы заплатим 78,6 млн, последний лизинговый платеж, через два года - только 41 млн. Но и это еще не все.

Классически останется выкупной платеж в 1% от стоимости оборудования - 11,82 млн белорусских рублей.

В итоге, через 24 месяца, сервер перейдет в вашу полную собственность. Что мы будем иметь на выходе, кроме устаревшего компьютерного железа? Оборудование обойдется в 1,684 млрд. Переплата составит 502 млн рублей с хвостиком, или 42,5%. Идем дальше.

Псевдодоллары спасут мир?

Если перевести стоимость нашего сервера SunFire E2900В в доллары, то она составит 121 тысячу. Условия остаются теми же, что и при лизинге в рублях: 20% аванса, 1% остаточной стоимости, дифференцированная система погашения. Но…

Переплата будет 25 тысяч псевдодолларов, или 20,2%.

Не надо быть финансовым гением, чтобы понять, что сравнивать 42,5 и 20,2% удорожания сервера, комбайна или молекулярной мясорубки бессмысленно. Хотя предложения лизинга в белорусских рублях существуют.

Если вы позвоните в лизинговую компанию и станете настаивать на лизинге именно в белорусских рублях, с вами вряд ли станут спорить. Желание клиента - закон. И оборудование в лизинг вам передадут.

Нам поможет только девальвация

Какие же существуют доводы в пользу рублевого лизинга?

Как ни странно, это возможность все той же пресловутой скачкообразной девальвации. Житейский расчет прост. Вы берете сервер стоимостью в 121 тысячу долларов в феврале 2014. Цена оборудования в белорусских рублях составляет 1,182 млрд и закрепляется в договоре.

Если в начале июля этого года курс белорусского рубля вдруг обесценится на 250%, вы окажетесь в тех же финансовых условиях, что и компания, которая взяла этот же сервер в лизинг за псевдодоллары.

Если курс белорусского рубля поведет себя так же, как и в 2011 году, вы даже останетесь в выигрыше. Но кто сказал, что можно войти в одну и ту же воду дважды?

Два страшных кошмара лизингополучателя

Правда, во всей этой кажущейся простой житейской схеме есть несколько тонких мест.

Внимательно читайте текст лизингового договора. Если лизингодатель брал кредит в банке под плавающий процент, это обязательно найдет отражение и в вашем договоре. Лизинговая ставка, раз уж вы все-таки решаетесь на лизинг в белорусских рублях, должна быть фиксированной.

Поясним немного. Фиксированной ставка будет в том случае, если в тексте документа черным по белому прописано: «Ставка равна 42%. И не может изменяться в будущем».

Когда договор украшен фразами: «Ставка равна 1,79 ставки рефинансирования» или «Лизинговая ставка в первый месяц 42%, а в последующие - формируется по согласованию сторон», - лучше не тратить чернила в своей ручке на подписание такой бумаги. Потом придется пожалеть.

Но и на этом страшные истории для лизингополучателя не кончаются. Если все-таки вы подписали договор с фиксированной ставкой, расслабляться не стоит. Банк, выдавший кредит лизинговой компании, вполне может попросить ее чуть-чуть подвинуться, на 5 - 10%.

«Слышишь, кузен - лизингодатель. Как финансист - финансисту. Времена сейчас тяжелые, кредиты выдавать запрещают, депозиты население не несет. Давай мы тебе поднимем ставку по кредиту на 7%, как тому игрушечному заводику, который обанкротился позавчера».

После таких слов обычно идет игра нервов: кто кого… И если лизинговая компания поднимает лапки вверх, потом она опускает их вниз и набирает ваш телефонный номер: «Здравствуйте. Времена сейчас тяжелые…»

Однако признаем, что это совсем уже крайний случай. Форс - мажор.

Биссектриса, которая рушит надежды

Вернемся к тем счастливчикам, кто в отличие от нас, заключил договор лизинга в псевдовалюте.

Напомним, что сделка в псевдодолларах подразумевает - все выплаты вы будет производить белорусскими рублями по курсу Национального банка на день оплаты. Здесь и кроется червоточина.

Многие эксперты отмечают, что девальвация в Беларуси уже идет. И называется плавной девальвацией. Если присмотреться к росту курса доллара, то он, повинуясь какой-то волшебной палочке, не иначе как Гарри Поттера, растет с завидной педантичностью, на 10 рублей за день работы биржи. Посмотрим, что станет с курсом доллара при таком «биржевом» ускорении через 24 месяца.

Полученная «биссектриса» свидетельствует о том, что, если события и дальше будут развиваться так, как они развивались последние полгода, в феврале 2016 курс доллара вплотную приблизится к отметке в 15 тыс. Или вырастет на 53%.

При таком развитии событий юридические лица, которые взяли в лизинг за псевдодоллары сервер SunFire E2900В, заплатят примерно 1,7 млрд белорусских рублей. Сложные многостраничные расчеты мы опустим. Но если не отбрасывать погрешности с курсовой разницей, то размер лизинговых платежей такой же, как и в случае лизинга в белорусских рублях.

И получается та же коллекция рогов на стене. Только вид - в профиль.

Поэтому и сторонникам сделок в белорусских рублях, и сторонникам сделок в псевдовалюте следует еще раз вспомнить, что лизинг выгоден не размером ставки (хотя она тоже имеет значение), а возможностями амортизации и налоговыми льготами.

Во время написания статьи были использованы приближенные математические модели, которые не учитывают отдельных нюансов, вроде необходимости страховки, возможных изменений в законодательстве, банкротства банка, выдавшего кредит лизинговой компании, и наличия високосного года. Впрочем, все эти факторы также не учитываются и лизинговыми компаниями при составлении графиков платежей, которые они предлагают на рассмотрение своим клиентам.

Все экономические прогнозы, сделанные в статье, не являются прогнозами в полной мере, так как использованы для моделирования ситуаций, которые могут произойти с некоторой вероятностью или не произойти вовсе.

Лизинговая маржа – 4 процента годовых.

Для расчета суммы лизинговых платежей используется формула аннуитетов.

Р = А * И: Т/(1 – 1: (1 + И: Т) Т* П)

Р – сумма арендных платежей;

А – стоимость арендуемого имущества;

П – срок договора;

И – ставка лизингового процента;

Т – периодичность арендных платежей.

В соответствии с рассматриваемыми нами условиями расходы предприятия по финансовому лизингу:

Р = 9 883 долл.

Для определения суммы платежа, скорректированного на величину остаточной стоимости, применяется формула дисконтного множителя, откуда:

С учетом корректировки на К (коэффициент остаточной стоимости) сумма арендного платежа будет равна 9 869 долл.

Таким образом, сумма лизинговых платежей при 1%-ной остаточной стоимости оборудования составит 237 856.

Так как первый арендный платеж осуществляется авансом в момент подписания лизингополучателем протокола о приемке оборудования, то есть не в конце, а вначале процентного периода при квартальной периодичности уплаты процента, то в расчет суммы платежа вносится еще одна корректировка по формуле:

Данный поправочный коэффициент равняется 0,9217.

Это означает, что расходы предприятия снижаются почти на 8 процентов за счет срока выплат лизинговых платежей.

С учетом этого поправочного коэффициента общая сумма лизинговых платежей составляет 219 310 долл.

Согласно существующим правилам в расходы предприятия по получению оборудования также должны войти затраты, идентичные по направленности и суммам кредитной схеме покупки оборудования.

Расходы предприятия по таможенным пошлинам, сборам и НДС учитываем в режиме договоренности с лизинговой компанией о том, что эти платежи вносятся в лизинговое соглашение.

Лизингодатель (лизинговая компания) оплачивает их на границе, а затем они дополнительно учитываются в лизинговых платежах в течение года и оплачиваются предприятием-лизингополучателем сверх расчетной величины лизинговых процентов на условиях привлечения для данной сделки кредитных ресурсов и получения лизингодателем соответствующей лизинговой маржи. Как видно, обе стороны (лизинговая компания и лизингополучатель) заинтересованы в данной схеме.

Однако, в отличие от расходов по кредиту, удорожание будет производиться по коэффициенту 0,04 (лизинговая маржа).

Расходы предприятия по лизингу (с выплатой в начале квартала) с учетом расходов по таможенным пошлинам, сборам, налогу на добавленную стоимость составят 279 042 долл.

Платежи производятся равными долями в начале каждого квартала на протяжении всего договора лизинга.

Сопоставление расходов предприятия при покупке оборудования за счет кредитных средств по сравнению с расходами по лизингу будет следующим:

326 465: 279 042 = 1,170, то есть расходы по кредиту превышают расходы по лизингу на 17 процентов.

Таким образом, можно сделать вывод, что лизинг, как метод долгосрочного инвестирования может быть достаточно выгоден для предприятия по сравнению с другими формами инвестирования в основные производственные фонды.

ГЛАВА 3.СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ И РОССИЙСКИХ ЛИЗИНГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ

3.1. Регулирование лизинговых отношений российским законодательством

Целью правовой главы является анализ нормативно-правовых актов, регулирующих отношения по договору международного лизинга, а также сравнение международных и российских нормативных документов и вывод наиболее существенных различий в подходах к регулированию международного лизинга. Актуальность этого вопроса обуславливается тем, что в соответствии с Конституцией РФ международные правовые акты обладают высшей юридической силой и их положения необходимо учитывать при разработке и заключении договора международного лизинга. Для достижения поставленной цели в настоящей главе будут решены следующие задачи:

1. рассмотреть основные нормативно-правовые акты, регулирующие лизинговые отношения в Российской Федерации;

2. проанализировать наиболее существенные положения Федерального закона «О финансовой аренде (лизинге)»;

3. рассмотреть положения Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге;

4. на основе проведенного сравнения сделать выводы о разнице в подходах к регулированию лизинговых отношений по международным и отечественным нормативным документам.

В настоящее время гражданско-правовое регулирование лизинга в России осуществляется несколькими нормативными актами. Прежде всего, это Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге. Россия присоединилась к Конвенции в соответствии с Федеральным законом от 8 февраля 1998 г. №16-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге». Конвенция УНИДРУА вступила в силу для РФ

Следующим нормативно-правовым актом, регулирующим лизинговые отношения, является Конвенция стран СНГ о межгосударственном лизинге. Данная Конвенция подписана 25 ноября 1998 г., но еще не ратифицирована Государственной Думой.

В Российской Федерации принят ряд нормативных документов, направленных на регулирование лизинга:

1. Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. №16-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге»;

2. Гражданский Кодекс РФ – определяет договор лизинга как разновидность договора аренды. Специальные нормы ГК РФ о лизинге применяются вместе с общими положениями об аренде и обязательствах;

3. Федеральный закон от 29 октября 1998 г. №164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» с изменениями и дополнениями в соответствии с Федеральным законом от 29 января 2002 г. №10-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О лизинге» - определяет лизинг как форму инвестиционной деятельности; предоставляет значительное количество таможенных и налоговых льгот;

4. Федеральный закон от 25.02.1999 N 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (в ред. от 02.01.2000 N 22-ФЗ);

5. Федеральный закон от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 21 марта, 25 июля 2002 г., 8 декабря 2003 г.);

6. Постановления Правительства и иные нормативные акты, регулирующие применение лизинга в отдельных отраслях – устанавливают порядок предоставления государственных гарантий по лизинговым операциям в отдельных отраслях.

Вопросы о праве, применимом к международным сделкам, определяются в соответствии с частью третьей Гражданского кодекса: права и обязанности сторон по внешнеэкономическим сделкам определяются по праву страны, избранному сторонами при совершении сделки или в силу последующего соглашения. При отсутствии соглашения сторон о подлежащем применению праве используется право страны, где учреждена или имеет основное место деятельности сторона, являющаяся наймодателем (лизингодателем) в договоре.

Федеральный закон N 164-ФЗ "О лизинге" определяет лизинг как "вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его на основании договора лизинга физическим или юридическим лицам за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях, обусловленных договором, с правом выкупа имущества лизингополучателем". При этом лизинговая сделка определяется как "совокупность договоров, необходимых для реализации договора лизинга между лизингодателем, лизингополучателем и продавцом (поставщиком) предмета лизинга". Одновременно Закон исключает из возможного перечня предметов лизинга земельные участки и другие природные объекты, а также имущество, запрещенное для свободного обращения или для которого установлен особый порядок обращения. Таким образом, лизинг трактуется как "одна из форм финансирования инвестиций".

Анализ лизинговых операций завершается оценкой их экономической эффективности. При этом, определяется величина номинального и реального, фактически полученного дохода от лизинговых операций. Доход от них представляет собой сумму фактически полученной арендной платы от арендаторов.

Вспомним, что же входит в состав арендной платы:

Сумма амортизации арендуемого имущества;

Доход лизингодателя за услуги, что предоставляются (лизинговая маржа);

Страховая премия.

Из этой схемы видно, что доход от лизинговых операций равен разнице между суммой фактически полученной арендной платы и суммой начисленной амортизации на лизинговое имущество, а сумма дохода - сумме фактически полученной арендной платы. Следовательно, чтобы рассчитать уровень доходности лизинговых операций, можно воспользоваться следующими формулами:

Доход (от лизинговой операции)= сумма фактически полученной арендной платы - делится на сумму лизингового имущества.

Кроме того:

Доход (от лизинговой операции)= сумма фактически полученной арендной платы - делится на сумму лизингового имущества, что находится на балансе банка (при участии в лизинговой операции банковской структуры) либо предприятия.

Для расчета уровня рентабельности лизинговых операций

используется следующая формула:

Рентабельность (лизинговой операции) = Доход (от лизинговой операции) - делится на сумму начисленной амортизации на лизинговое имущество.

Прибыльность лизинговых операций

равна соотношению между суммой доходов от лизинговых операций и суммой имущества, переданного в аренду:

Прибыльность лизинговых операций =

сумма доходов от лизинговых операций - делится на сумму имущества, переданного в аренду.

Обобщающим показателем значимости лизинговых операций в получении прибыли - удельный вес дохода от лизинговых операций в общей сумме дохода (Удох.лиз):

Удельный вес дохода от лизинговых операций = сумма доходов от лизинговых операций - делится на сумму общих доходов банка (при участии в лизинговой операции банковской структуры), либо предприятия.

Кроме того, в процессе анализа лизинговых операций используется такой показатель, как целесообразность проведения этих операций. Показатель определяется через сопоставление удельного веса доходов (или прибыли) от лизинговых операций в общей сумме доходов (или прибыли) с удельным весом лизинговых операций в общей сумме актива баланса. Если значение вклада лизинговых операций в общее дело получение прибыли больше, чем их удельный вес в активах, то это свидетельствует о сравнительно высокой эффективности этих операций.

Анализ лизинговых операций осуществляется в динамике, а также по сравнению с соответствующим периодом прошлого года.

Рассмотрим на примере методику анализа эффективности лизинговых операций.

АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛИЗИНГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ:

Показатели

Базисный период

Отчетный период

Абсолютные отклонения

1. Стоимость лизингового имущества на балансе на начало периода, тыс. р

2. Стоимость лизингового имущества на балансе на конец отчетного периода, тыс. р

3. Средняя стоимость лизингового имущества за период, тыс. тыс. р (стр. 1 + ряд. 2) : 2

4. Среднегодовая стоимость имущества, фактически переданного в аренду, тыс. р

5. Сумма начисленной амортизации по лизинговому имуществу, всего за период, тыс. р

6. Сумма арендной платы, подлежащей взысканию с арендаторов, тыс. р

7. Сумма арендной платы, которая фактически полученная от арендаторов, тыс. р

8. Доход от лизинговых операций, тыс. р (стр. 6 - ряд. 5)

9. Доходность лизинговых операций (Д1), % (стр. 6: ряд. 4)

10. Доходность лизинговых операций (Д2), % (стр. 6: ряд. 3)

11. Рентабельность лизинговых операций, % ((стр. 6 - ряд. 5) : ряд. 5)

12. Доходность лизинговых операций, % ((стр. 6 - ряд. 5) : ряд. 4)

13. Доходы, всего, тыс. р

14. Удельный вес доходов от лизинговых операций в общих доходах, % (стр. 6: ряд. 14)

15. Коэффициент полноты получения дохода, % (стр. 7: ряд. 6)

16. Доля прибыли от лизинговых операций в доходах от лизинговых операций, % (стр. 8: ряд. 6)

В России стало слишком много железнодорожной техники для перевозки грузов, но спрос на нее от этого пока сильно не пострадал: объемы транспортировок все равно растут, да и выбывающее оборудование надо заменять новым. Однако уже сейчас лизинговым компаниям стоит подумать над расширением бизнеса, например над финансированием сделок по приобретению локомотивов.


Работать с железнодорожным подвижным составом, в первую очередь грузовыми вагонами, приятно: актив надежный, с большим сроком жизни, низким уровнем технических рисков, высокой ликвидностью. "Именно поэтому в них охотно инвестируют лизинговые компании, а банки — кредитуют их покупателей. При этом предложение на рынке все еще ограничено, поэтому цены на вагоны находятся на высоком уровне",— говорит Дмитрий Бовыкин, исполнительный директор лизинговой компании RAIL1520.

С ним соглашается Сергей Дианин, генеральный директор лизинговой компании Arval. Рисковая составляющая, связанная с таким предметом лизинга, как железнодорожный вагон, минимальна. Оценивая клиентов-лизингополучателей, работающих в этом сегменте, нужно отметить высокую надежность этих компаний, говорит он.

Разумеется, все эти плюсы оборачиваются более низкой по сравнению с инвестированием в другие виды активов доходностью. Зато спрос гарантирован, уверен Максим Агаджанов, генеральный директор ЗАО "Газпромбанк Лизинг". Он существенно превышает предложение последние десять лет, в результате чего увеличиваются и цены. "Конечно, в кризис цены на вагоны сократились почти вдвое, и это коснулось не только новой, но и подержанной техники. Многие производители были вынуждены сокращать объемы выпуска, но начиная с 2010 года рынок активно восстанавливался, в результате чего вагоны снова являются дефицитным активом с растущей стоимостью",— отмечает он.

Для лизинговых компаний финансирование железнодорожного транспорта — это в первую очередь большие объемы, позволяющие существенно увеличить свой портфель. Такие сделки нельзя сравнивать, например, с автотранспортным сегментом по марже: объемы финансирования и норма доходности несопоставимы.

Впрочем, не исключено, что оптимистичная ситуация в железнодорожном секторе может поменяться на несколько тревожную. В настоящее время парк грузовых вагонов в России достигает 1,1 млн единиц, что является историческим рекордом за всю историю страны. Вместится ли весь наличный подвижной состав на имеющиеся рельсы и найдется ли загрузка для всего парка?

С одной стороны, вагоны приобретаются под объем — имеющиеся контракты или же, по крайней мере, под возможных в будущем клиентов, которые появятся с высокой степенью вероятности. Иными словами, техника, которой сейчас располагают промышленные и транспортные компании, приобреталась под какие-то более или менее конкретные нужды. Промпроизводство в России не падает и даже потихоньку выправляется до докризисных уровней, стало быть, и беспокоиться не о чем.

С другой стороны, потребность в вагонах зависит не только от объема предъявляемого груза, но и от того, насколько эффективно они управляются. Чем более эффективно, тем меньшее количество вагонов понадобится для перевозки большого объема товаров, что приводит к снижению потребности в подвижном составе. Не вдаваясь в отраслевые подробности, отметим, что за последние семь месяцев Министерство экономического развития, Министерство транспорта и ОАО РЖД предприняли ряд шагов, которые привели к оптимизации вагонопотоков на железнодорожной сети. Это повысило ее производительность и тем самым сократило потребность в технике, уронило порожний пробег в 12 раз, стабилизировало растущие до сего момента ставки транспортных компаний и вообще фактически ликвидировало дефицит в подвижном составе — ситуация, которая за последние десять лет наблюдалась только во время кризиса. По подсчетам ОАО РЖД, в настоящее время в России насчитывается лишних около 50 тыс. вагонов.

Более того, намечены следующие шаги по оптимизации железнодорожных перевозок. Создает ли это угрозу для лизингодателей? "Можно говорить о том, что в сегменте грузовых вагонов рынок уже насыщен и мы переходим к стадии лишь замещения оборудования, которое отжило свой срок. Износ вагонов в России не очень значителен. Основной пик спроса на универсальный парк прошел, и тот состав, который есть у операторов, на данный момент практически полностью обеспечивает их потребности",— полагает директор по развитию бизнеса Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК) Владимир Добровольский, высказывая, впрочем, уверенность в том, что портфель ГТЛК в обсуждаемом сегменте будет все равно расти. Господин Агаджанов из "Газпромбанк Лизинга", в свою очередь, обращает внимание на отсутствие значимых инноваций в железнодорожном транспорте России, способных оптимизировать экономику перевозок. "Появление таких инноваций, а над ними сейчас работает ряд производителей подвижного состава, может вызвать новую волну спроса и способствовать развитию лизинга подвижного состава",— уверен он. Спокоен и Дмитрий Бовыкин из RAIL1520. По его оценке, на текущий момент в СНГ эксплуатируется 390 тыс. вагонов с истекшим сроком службы. До 2020 года рынку потребуется еще как минимум 700 тыс. единиц для замены выбывающего подвижного состава и обеспечения роста перевозок. "Колебания спроса неизбежны, но в целом он останется на высоком уровне",— говорит эксперт.

Но даже в том случае, если худшие прогнозы оправдаются, лизинговым компаниям есть куда расти. Реформа железнодорожного транспорта России предусматривает привлечение частного бизнеса не только в управление вагонами, но и в другие сектора, в первую очередь ремонт, а также локомотивное хозяйство (тяговый подвижной состав) и инфраструктуру — пути, станции и вокзалы.

Отметим, что по поводу того, чтобы давать право другим помимо РЖД компаниям на управление локомотивами, еще идут жаркие споры, хотя позиция государства в этом вопросе в принципе положительная. Но так или иначе, некоторое количество — хоть и незначительное — частных тепловозов и электровозов в стране уже работает на отдельных маршрутах или немагистральных направлениях и бизнес уже активно изучает вопрос приобретения собственной тяги.

Именно сектор тягового подвижного состава господин Бовыкин называет перспективным. Парк локомотивов устарел как физически, так и морально, и требует обновления. Помимо этого уже сейчас ощущается их физическая нехватка для обеспечения перевозок возросшего парка вагонов. "На нынешнем этапе реформы железнодорожной отрасли участие частных инвесторов все еще ограниченно, но потенциально либерализация тяги может создать новый рынок лизинга, по размеру сравнимый с рынком вагонов",— говорит представитель RAIL1520.

"Газпромбанк Лизинг" с большим интересом рассматривает финансирование железнодорожных депо, тягового состава и различной спецтехники для подъездных путей, признает господин Агаджанов. Дело в том, что для корпоративных клиентов из числа промпредприятий, с которыми компания предпочитает работать, создание транспортной инфраструктуры является актуальной задачей — этого требуют объемы перевозки и перевалки грузов, кроме того, такой подход позволяет наладить своего рода замкнутый цикл.

Более осторожен господин Добровольский. Он признает, что парк локомотивов изношен уже на 70% (к слову, у грузовых вагонов — только 40%), тяга и правда находится в большом дефиците, что делает сегмент в перспективе весьма интересным. "Но пока это только теория. Локомотивным парком на путях общего пользования на данный момент владеет и управляет ОАО РЖД. Если в этом направлении будет проведена либерализация и на общие пути выпустят частных перевозчиков, сегмент локомотивов будет очень востребован",— делится соображениями топ-менеджер ГТЛК.

По всей видимости, в будущем лизинговым компаниям даст хороший результат комплексная стратегия работы с клиентами: начать с финансирования сделок по приобретению вагонов, а затем, когда лизингополучатель подрастет, можно помочь ему с покупкой локомотива и оборудования для обслуживания всего подвижного состава. При умелом управлении без прибыли железнодорожный перевозчик в России не останется. Как показывает практика, дефицит провозных и пропускных способностей приводит к тому, что грузовладельцы готовы платить больше только за то, чтобы гарантированно вывезти товар и не сорвать контрактные условия. В среднесрочной перспективе ситуация точно сильно не изменится.

Алексей Стригин

Цель: сравнить способы приобретения основных средств и выбрать из них наиболее выгодный. Как действовать: рассмотреть условия сделки, сопоставить расходы и преимущества различных инструментов финансирования, рассчитать эффективную процентную ставку.

Кредит и лизинг – два наиболее доступных и распространенных способа приобретения имущества за счет заемного финансирования. Условия его привлечения с помощью этих инструментов во многом схожи. Как в случае финансовой аренды, так и в случае банковского кредитования заемщик должен оплатить часть стоимости имущества – обычно от 10 до 30 процентов – самостоятельно либо внести залог. При привлечении банковского финансирования это называется «участие собственными средствами», а при лизинге – «аванс». И лизинговая компания, и банк потребуют застраховать имущество, выступающее предметом сделки, которое в первом случае является собственностью лизингодателя, а во втором, как правило, выступает в качестве залога.

Если говорить об основных расходах, то и в том, и в другом случае они будут включать оплату основного долга, процентов и комиссий банка, поскольку лизинговая компания для приобретения оборудования тоже получит кредит. Однако, являясь, по сути, посредником между банком и клиентом, лизингодатель прибавит к стоимости услуг свою маржу.

Что касается налогообложения, то в случае заключения лизинговой сделки компания применяет коэффициент ускоренной амортизации, тем самым сокращается сумма и сроки уплаты налога на имущество, тогда как при привлечении банковского финансирования основные фонды будут амортизироваться, уменьшая базу по налогу на прибыль. При лизинге экономия по налогу на прибыль достигается за счет того, что все платежи относятся на себестоимость. Существенным отличием финансовой аренды от кредитования является то, что на лизинговые платежи начисляется НДС. А при кредите оплата основного долга, процентов и банковских комиссий данным налогом не облагается, он уплачивается заемщиком при приобретении имущества и зачитывается после ввода основного средства в эксплуатацию.

Лизинговая маржа и налоговый эффект

Обычно выбор инструментов финансирования производится на основании простого расчета расходов и размера экономии по налогу на имущество и налогу на прибыль. При прочих равных условиях предпочтение отдается наиболее дешевому способу привлечения финансовых ресурсов. Сравнение абсолютных показателей расходов и налоговой экономии – это упрощенный подход, который не учитывает ряд важных моментов. Но основная сложность при сравнении банковского кредитования и финансовой аренды заключается в том, что лизингодатели предлагают своим клиентам на рассмотрение только итоговый график платежей и, как правило, не разглашают внутреннюю стоимость финансирования и размер маржи, которая включается в лизинговые платежи. Поэтому автор предлагает определить наиболее выгодный способ приобретения имущества на основе эффективной процентной ставки. Но прежде сравним лизинг и кредитование путем простой калькуляции размера выплат и сопоставления налогового эффекта. Это полезно, чтобы разобраться в структуре лизингового платежа и налоговых последствиях двух способов финансирования. Исходные данные приведены в таблице 1. Они примерно соответствуют среднерыночным условиям по банковским кредитам и лизинговым сделкам.

таблица 1. Условия финансирования сделки по закупке оборудования

Основные условия Кредит Лизинг
Стоимость оборудования с НДС, тыс. руб. 11 800
НДС, тыс. руб. 1800
Группа амортизации 5
Срок полезного использования, мес. 85
Погашение основного долга Ежемесячно, равными долями
Процентная ставка, % 13
Лизинговая маржа, % 4
Ставка налога на имущество, % 2,2
Участие собственными средствами / аванс, % 20
Срок финансирования, мес. 29
Коэффициент ускоренной амортизации 3

Для упрощения расчетов в условиях сделан ряд допущений:

  • стоимость привлечения кредитных ресурсов для организации и лизинговой компании одинакова;
  • величина лизинговой маржи приводится для примера. На практике она, как правило, не раскрывается. Зачастую маржа больше 4–5 процентов, в особенности в розничных сделках (например, по финансированию приобретения автотранспорта);
  • аванс в случае приобретения основных средств за счет кредитных ресурсов и лизинга одинаков;
  • погашение кредита осуществляется заемщиком ежемесячно, равными платежами;
  • затраты на страхование предмета лизинга также одинаковы, но в расчетном примере они не учитываются;
  • срок выбран исходя из полной амортизации оборудования при лизинге за 29 месяцев, с учетом применения коэффициента ускоренной амортизации, равного 3. В то время как на практике он часто бывает ниже, а для имущества первой–третьей амортизационных групп вообще не применяется (в связи с этим лизинг имущества, относящегося к первой–третьей амортизационным группам, обычно дороже банковского кредита, если лизинговой компании не предоставляется скидка от поставщика. Так складывается маркетинговый ход «Лизинг под 0 процентов»).

При расчетах мы исходим из того, что лизинговый платеж (без НДС) равен платежам по кредиту, увеличенным на маржу лизинговой компании и сумму налога на имущество (считаем, что его выплачивает лизингодатель). Иными словами, задача сводится к сопоставлению того, что дают нам налоговые преференции и что «забирает» лизинговая маржа. Получились следующие результаты (расчеты представлены в табл. 2 и 3). Экономия по налогу на имущество в случае приобретения оборудования по лизинговой схеме за время лизинга составит 175 тыс. рублей, за 85 месяцев (период амортизации) – 513 тыс. рублей. Разница в экономии по налогу на прибыль за 29 месяцев также будет в пользу лизинговой схемы и составит 1212 тыс. рублей, а суммарный эффект с учетом вычета маржи – 915 тыс. рублей. После завершения срока действия договора лизинга экономии по налогу на прибыль уже не будет. В то же время при кредите продолжает начисляться амортизация, и в итоге (по окончании периода амортизации) эффект экономии сократится до 33 тыс. рублей.

таблица 2. Расчет ежегодной экономии по налогу на прибыль для кредита и лизинга, руб.

Год Кредит Лизинг
Погашение
основного
долга
Выплата
процентов
Амортизация Налог
на имущество
Экономия
налога
на прибыль

((2 + 3 + 4) × 20%)
Лизинговый
платеж
без НДС
В т. ч.
маржа
В т. ч.
налог
на имущество
Экономия
налога
на прибыль
(6 × 20%)
1 2 3 4 5 6 7 8 9
1 3 906 207 994 816 1 411 765 204 471 522 210 6 785 630* 305 986 174 483 1 357 126
2 3 906 207 485 478 1 411 765 173 412 414 131 4 029 009 149 738 83 448 805 802
Итого
за 29 мес.
9 440 000 1 533 278 4 235 294 440 971 1 241 909 12 271 111 472 000 265 833 2 454 222
3 1 411 765 129 412 308 235
4 1 411 765 98 353 302 024
5 1 411 765 67 294 295 812
6 1 411 765 36 235 289 600
7 1 411 765 6902 24 910
Итого
за 85 мес.
779 167 2 462 489 265 833 2 454 222

* В первый год включается аванс.

Казалось бы, выгода от применения лизинговой схемы очевидна, особенно если применить дисконтирование. Но с другой стороны ситуация выглядит несколько иначе, потому что мы не только не учитываем стоимость денег во времени, но и упускаем из виду момент возмещения НДС.

таблица 3. Расчет эффекта от применения лизинговой схемы в сравнении с кредитом по годам, руб. (упрощенный подход)

Год Экономия налога
на имущество

Ст. 4 Таб. 2 – Ст. 8 Таб. 2
Экономия налога
на прибыль

Ст. 9 Таб. 2 – Ст. 5 Таб. 2
Эффект*
Ст. 10 + Ст. 11 – Ст. 7 Таб. 2
10 11 12
1 29 988 834 916 558 917
2 89 963 391 671 331 896
Итого за 29 мес. 175 137 1 212 314 915 451
3 129 412 –308 235 –178 824
4 98 353 –302 024 –203 671
5 67 294 –295 812 –228 518
6 36 235 –289 600 –253 365
7 6902 –24 910 –18 008
... ... ... ...
Итого за 85 мес. 513 333 –8267 33 067

* Общая сумма экономии на налоге на имущество и налоге на прибыль за вычетом маржи лизинговой компании.

Построение денежного потока и расчет ЭП

Лизинговые компании обычно предлагают заемщику на рассмотрение итоговый график платежей, включающий все расходы на приобретение имущества – банковские проценты и собственную маржу, но без детализации. Финансовый директор предприятия может легко сопоставить условия приобретения имущества в нескольких лизинговых компаниях, приняв во внимание платежи и размер аванса, однако сравнение с кредитным предложением вызывает сложности по названным выше причинам.

Для решения этой задачи можно использовать эффективную процентную ставку (ЭПС). Это величина, которая позволяет сравнить различные денежные потоки. Необходимо отметить, что ЭПС не является нормой доходности и не показывает, сколько процентов заемщик будет платить за кредит или лизинг. Но с ее помощью можно сопоставить различные способы финансирования и сделать вывод, какой из них дороже, а какой дешевле.

При определении размера эффективной процентной ставки Центральный банк РФ ранее рекомендовал использовать финансовую функцию программы Microsoft Excel ЧИСТВНДОХ (в англоязычной версии – XIRR). Методика расчета ЭПС приведена в Справке Microsoft Excel.

Проведем сравнение кредита и лизинга с помощью эффективной процентной ставки на условном примере, используя данные из все той же таблицы 1.

Для расчета ЭПС необходимо учесть все доходы и расходы по видам финансирования. Порядок действий выглядит следующим образом. Сначала строятся графики расходов – платежей по лизингу и кредиту, с учетом авансов и выплат по налогу на имущество. Затем суммируются доходы (получение кредита или оплата оборудования средствами лизинговой компании), прибавляются корректировки – экономия по налогу на прибыль и возмещение НДС. Разница между доходами и расходами и есть денежный поток, на основании которого вычисляется эффективная процентная ставка. Далее применяется функция Microsoft Excel ЧИСТВНДОХ, а полученные результаты сравниваются. Выбирается тот способ финансирования, при котором эффективная процентная ставка меньше. ЭПС может принимать совершенно разные значения, в том числе и отрицательные, но для компании важно сравнить их и выбрать наименьшую.

При расчете денежного потока первого месяца (см. табл. 4) учитываются доходы, под которыми понимается сумма финансирования в размере 9440 тыс. рублей.

таблица 4. Расчет денежного потока с учетом экономии по налогу на прибыль и возмещения НДС, помесячно, руб. (извлечение) *

Месяц Кредит Лизинг
Расходы
заемщика
Экономия
по налогу
на прибыль
Денежный
поток
Расходы
лизинго-
получателя
Экономия
по налогу
на прибыль
Зачет
(возме-
щение)
НДС
Денежный
поток
1 –2 360 000 8 880 000 –2 360 000 360 000 7 440 000
2 –444 608 47 348 –397 261 –502 930 99 035 76 718 –327 176
3 –444 161 47 258 –396 903 –500 630 98 646 76 367 –325 617
4 –437 221 45 870 –391 351 –490 669 96 957 74 848 –318 864
5 –436 418 45 710 –390 708 –487 949 96 496 74 433 –317 020
6 –432 486 44 923 –387 563 –481 538 95 410 73 455 –312 673
7 –423 136 43 053 –380 083 –468 734 93 239 71 502 –303 992
... ... ... ... ... ... ... ...
86 –108 ** 23 551 23 443
5,72% Эффективная процентная ставка 4,39%

* Все расходы (для кредита – участие собственными средствами, погашение основного долга, проценты, налог на имущество, для лизинга – аванс, лизинговый платеж с НДС) рассчитаны в строгом соответствии с датами платежей. Получение кредита – 9440 тыс. рублей, зачет (возмещение) НДС по кредиту – 1800 тыс. рублей.

** Срок действия договора лизинга закончился – лизинговые платежи не выплачиваются, а в случае кредита продолжаются выплаты налога на имущество и экономия налога на прибыль за счет амортизации, что войдет в расчет эффективной процентной ставки.

В приведенном примере значение эффективной процентной ставки по денежным потокам составляет 5,72 процента при кредите и 4,39 процента при лизинге. Это означает, что в данном случае привлечение средств от банка обойдется предприятию несколько дороже, чем лизинговое финансирование. Если маржа лизинговой компании будет больше 4–5 процентов, то уже финансовая аренда окажется дороже кредита. Иными словами, при заданных условиях (аванс 20%, срок – 29 мес.) лизинг имущества невыгоден, если разница между процентной ставкой по кредиту и стоимостью финансирования от лизингодателя (ставка кредитования + маржа) превышает 4–5 процентов.

Изменим исходные условия и рассчитаем эффективную процентную ставку для оценки этих же способов приобретения имущества, относящегося к седьмой группе со сроком амортизации 181 месяц. Общая сумма финансирования осталась прежней. В результате расчетов получены следующие данные: при банковском кредитовании ЭПС составит 13,34 процента, при лизинге – 12,38 процента. Таким образом, финансовая аренда оборудования на 60 месяцев при вновь заданных условиях выгоднее, чем кредит, поскольку эффективная процентная ставка ниже.

Сравнение инструментов финансирования на основе эффективной ставки можно применять для самых разнообразных условий кредитования и лизинга, которые существуют на рынке. Результаты расчетов могут быть разными, но нормативов значения ЭПС не существует, поэтому нужно учитывать соотношение показателей, а не их конкретное значение. Кроме того, при выборе способа привлечения кредитных ресурсов учитываются и нефинансовые условия, такие как оперативность, гибкость и клиентоориентированность банка-кредитора или лизинговой компании.

таблица 5. Исходные данные по закупке оборудования

Вложенные файлы

Доступно только подписчикам

  • Файл Excel с графиками платежей, расчетами расходов и эффективной процентной ставки.xlsx


Поделиться