Принуждение как метод трудовой мотивации. Сущность убеждения и принуждения Убеждение и принуждение как всеобщие методы управления

Принуждение как метод управления мотивацией труда

Различные подходы к управлению мотивацией труда важны не сами по себе, а как способ управления трудовым поведением. Именно с таких позиций оно рассматривается в зарубежной теории и практике.

Решающую роль в совершенствовании техники и технологии, повышение эффективности труда играет «человеческий фактор». Реализовать потенциальные возможности, которые предоставляет научно-технический прогресс можно при соблюдении трех необходимых условий: работник должен обладать определенными способностями (уровень подготовки, квалификации, образования, навыков, здоровья);

1) иметь желание трудиться (мотивация труда, ценностная ориентация);

2) условия труда (цели, задачи, условия оплаты, сырье, материалы, техника).

То есть, для подготовленного работника должны быть созданы такие условия, которые бы мотивировали работника к высокоэффективному трудовому поведению.

Обеспечить это можно через управление социальными системами. Управление социальными системами может осуществляться тремя способами: принуждением, убеждением и побуждением. Сущность их в следующем.

Принуждение , или директивное управление, является способом прямого, непосредственного воздействия на социальные системы посредством законов, приказов, предписаний, инструкций. Директивно-нормативные документы содержат правила поведения работника или трудового коллектива в определенных условиях. В силу этого документы выступают в качестве регуляторов поведения человека или трудового коллектива. Управление в этом случае строится на основе принуждения, угрозе снижения удовлетворения каких-либо потребностей при частичном или же полном не выполнении требований и задач, поставленных перед ним. При этом размер и содержание наказания заранее известны им и выбираются руководителем по собственному желанию либо по определенному нормативу (документу, положению).

Способ принуждения имеет ряд достоинств: не требует глубины проникновения в личность подчиненного; для его реализации достаточно использовать элементарные базовые способности человека, которые обладают большой значимостью и имеются у всех людей; этот способ весьма оперативен; для него не требуется резервареальных жизненных благ, т.к. у человека всегда найдется, что отнять.

Этим объясняется широкая распространенность этого способа, особенно в экстремальных условиях. Однако ряд моментов психологического и социального характера обуславливают ограничение сферы и размеров его применения. К недостаткам этого способа следует отнести следующие. При применении его складываются специфические отношения между руководителем и подчиненным (объектом управления), формируется дисциплина поведения. Методы принуждения не предъявляют личности подчиненного высоких требований, не дают ему серьезного социального заказа, примитивируют его, воспитывают покорность, ограничивают самовыражение и самореализацию, убивают творческие начала и тем самым ограничивают развитие личности. И, наконец, трудовой процесс в этом случае совершается на основе страха и безропотного подчинения, хотя цели руководителя и объекта управления могут не совпадать; такая деятельность никогда не бывает эффективной.

Существуют два базовых типа методов государственного управления: убеждение, опирающееся чаще всего на манипулирование механизмами сознания и установками поведения граждан, и принуждение, в целом основывающееся на использовании силы, а иногда и крайних форм насилия. Эти два «идеальных типа» образуют двухполюсную шкалу «принуждение – убеждение», на которой располагаются все промежуточные оттенки применения инструментов руководства людьми со стороны государственной администрации. На базе этих типов возможна масса комбинаций различных приемов и методов в государственном управлении.

Общепризнанно, что метод убеждения – это воздействие на сознание и поведение людей, проявляющееся в широком комплексе воспитательных, разъяснительных, организационных, поощрительных мероприятий, в целях обеспечения правомерности их поведения.

Метод убеждения должен быть основным методом деятельности органов государственного управления, что предполагает систематическую работу по убеждению масс, формированию общественного сознания в необходимости должного поведения участников управленческих общественных отношений, строгого соблюдения ими установленных государством правил. Разъяснение целей государства, проектов законов, правительственных программ, проводимых властью мероприятий и т. п. необходимо потому, что они затрагивают интересы большинства граждан и должны быть им понятны. Убеждение выступает и как средство профилактики правонарушений, укрепления государственной дисциплины.

Убеждение – это процесс последовательно осуществляемых действий, который включает в себя следующие элементы: овладение вниманием, внушение, воздействие на сознание, разжигание интереса, возбуждение желания и т. д.

Существуют различные формы убеждения: обучение, правовая пропаганда, агитация, разъяснение, обмен опытом, своевременное реагирование на обращения, личный пример, моральное и материальное стимулирование и т. д.

Вторым методом государственного управления является метод принуждения. В основном он применяется к тем людям, которые уклоняются от соблюдения требований законности и дисциплины, нарушают установленные правовые нормы, правила поведения. В редких случаях принуждение может применяться не в связи с противоправным поведением какого-либо субъекта права, а в связи с государственной необходимостью. Принуждение, как правило, применяется в том случае, когда меры убеждения не дают должного результата.



Метод принуждения – это психическое, физическое или материальное воздействие на сознание и поведение людей, добровольно не желающих соблюдать установленные нормы поведения, в целях понуждения их к должному поведению путем применения специальных мер.

Административное принуждение является вспомогательным методом государственного управления, сочетается с убеждением и применяется в тех случаях, когда убеждения оказывается недостаточно для достижения цели, поставленной перед органом государственного управления (его должностным лицом).

Цель административного принуждения – заставить конкретных субъектов права соблюдать определенные предписания или воздержаться от тех или иных действий.

Являясь разновидностью государственного принуждения, административное принуждение используется главным образом как крайнее средство обеспечения и охраны правопорядка в сфере государственного управления, т. е. выполняет карательную функцию. Однако его значение не исчерпывается только этим. Одновременно меры административного принуждения выполняют и другие функции, т. е. применяются не только в качестве наказания за правонарушения, но и для их предупреждения, пресечения.

метод принуждения всегда выражается в прямом воздействии на волю управляемой стороны. Метод убеждения чаще всего проявляется в косвенном воздействии на волю управляемой стороны. Однако в некоторых случаях он может выражаться и в прямом воздействии на управляемую сторону (например поощрение).

Однако четкой границы между принуждением и убеждением нет.

Дисциплина и законность как основа правопорядка в обществе и государстве (понятие, виды, соотношение).

Правопорядок, т.е. основанный на законе и праве порядок жизнедеятельности общества и государства, имеет в своей основе соблюдение всеми его субъектами норм и требований дисциплины и законности.



В понятие дисциплины входят два взаимосвязанных обязательных элемента: во-первых, наличие определенной системы правил, норм поведения людей; во-вторых, практическое соблюдение этих правил всеми обязанными субъектами, которым они адресованы. Отсутствие любого из этих признаков исключает само понятие порядка и дисциплины в данном социуме.

В зависимости от того, кто, для кого и где устанавливает эти правила, выделяют много разновидностей дисциплины по субъектному, отраслевому и функциональному признакам.

Складывающиеся исторически, на основе традиций, обычаев, конфессиональных верований и других социальных факторов, отражающих особенности национального, профессионального и т.д. менталитета социума, правила жизнедеятельности общества, отдельных его социальных слоев и групповых категорий, никем конкретно не устанавливаемые, определяются как разновидности гражданской дисциплины: общежитейская дисциплина общения субъектов данного социума, ритуальная дисциплина, конфессионально-религиозная дисциплина, неписаные кодексы сословной профессиональной гордости, офицерской чести и др.

Нормы и правила поведения, устанавливаемые для членов и участников многочисленных и разнообразных общественных объединений их руководящими органами, рассматриваются как разновидности общественной дисциплины: партийной, профсоюзной, дисциплины членов всевозможных профессиональных общественных организаций, творческих союзов, клубов по интересам, органов общественной самодеятельности и т.д.

Нормы и правила поведения физических и юридических лиц, устанавливаемые государством, требования по соблюдению которых охватываются понятием государственной дисциплины, имеют много разновидностей: государственную служебную дисциплину, внешнеторговую, валютную, налоговую и др. В общей системе государственной дисциплины можно выделить многочисленные ее разновидности по отраслевому и функциональному критериям.

По отраслевому критерию можно назвать такие виды государственной дисциплины, как производственная дисциплина; исследовательская, учебная, лечебная, информационная дисциплина в отраслях социально-культурного комплекса; внешнеторговая, таможенная, воинская, милицейская и другие отраслевые виды дисциплины в области административно-политической деятельности государства.

По функциональному признаку различают дисциплину исполнительскую, трудовую, технологическую, финансовую, бухгалтерскую, штатную, учетно-статистическую и др.

С категорией государственной дисциплины тесно связано понятие законности как всеобщего обязательного требования соответствия решений и действий всех субъектов любых правоотношений закону и иному действующему законодательству и важнейшему принципу деятельности всего государственного аппарата, органов всех ветвей власти и видов государственной деятельности.

Взаимосвязь и соотношение категорий законности и государственной дисциплины таковы: поскольку требования государственной дисциплины закреплены в законах и подзаконных правовых актах, постольку их соблюдение относится одновременно и к области законности, и государственной дисциплины; соблюдение требований некоторых правовых норм охватывается лишь понятием законности, но не государственной дисциплины, например, соблюдение норм семейно-брачного законодательства; имеются и некоторые правила, соблюдение которых, наоборот, охватывается понятием государственной дисциплины, но не затрагивает требований законности, например, правомерные в пределах закона решения и действия субъекта по его усмотрению. Вообще же, говоря о взаимосвязи и соотношении этих категорий, следует подчеркнуть, что в основе требований государственной дисциплины лежат требования законности, хотя категории эти все же следует разграничивать, не отождествляя и не подменяя одну другой.

Важнейшими элементами содержательной характеристики категорий законности и государственной дисциплины являются, во-первых, режим состояния законности и дисциплины в жизнедеятельности общества и государства; во-вторых, способы обеспечения режима законности и государственной дисциплины на том или ином конкретном этапе исторического развития государственно-организованного общества.

Понятие обеспечения режима законности и государственной дисциплины отвечает на вопросы: кем и как, какими способами и средствами (правовыми, организационными и др.) поддерживается и обеспечивается должный необходимый уровень законности и дисциплины в обществе и государстве? Для этого существует и этому служит сложная разветвленная система правоохранительной деятельности государства.

49. Понятие, особенности законности и дисциплины в сфере управленческой деятельности и административно-правового регулирования.

Требование соблюдения действующего законодательства (законность), а также всех установленных государством норм и правил деятельности обязанных субъектов (государственная дисциплина) является всеобщим принципом организации и функционирования всего государственного аппарата, органов всех ветвей власти и видов государственной деятельности. В обеспечении правопорядка в сфере государственного управления как основной формы реализации исполнительной власти имеются некоторые особенности: во-первых, громадное большинство подлежащих исполнению норм и правил деятельности в управленческой сфере сформулировано и закреплено не столько в законах, сколько в подзаконных правовых актах субъектов исполнительной власти (органов и должностных лиц), что ведет к практической необозримости административного законодательства и основанного на нем нормотворчества, недостаточной его кодификации и систематизации, а так же отсутствию систематического единообразного толкования административного законодательства и практики его применения; во-вторых, численность потенциальных субъектов административно-правовых отношений чрезмерно велика и крайне разнообразна по своему составу, а участники конкретных административно-правовых отношений (как управляющие, так и управляемые субъекты) в большинстве своем не юристы и не обязаны быть таковыми, что также создает проблемы в правильном понимании и применении норм и правил деятельности обязанных субъектов; в-третьих, и это главное в сфере реализации исполнительной власти, многие управленческие решения и действия могут совершаться по усмотрению (управление по усмотрению получило наименование дискретного управления), когда управляющие субъекты (органы и должностные лица) на вполне законных официальных основаниях руководствуются в своей деятельности не только требованиями законности, но и целесообразности своих решений и действий.

В основу практического решения вопроса о взаимосвязи и соотношении законности и целесообразности тех или иных решений и действий управляющих субъектов должны быть положены следующие, основанные на анализе действующего законодательства и практики его применения, положения науки административного права:

при наличии закона и иных основанных на нем четких правовых предписаний необходимо руководствоваться только этим правовым предписанием, исходя из презумпции, что в точном исполнении действующего закона заключена высшая целесообразность;

в рамках правовых предписаний можно и нужно выбирать наиболее целесообразный, оптимальный вариант поведения по своему усмотрению;

при отсутствии же правового предписания по тому или иному управленческому вопросу надо действовать по усмотрению исходя из целесообразности (технической, экономической, организационной, местной, национальной и т.д.).

Рассмотренные особенности законности и дисциплины в управленческой деятельности определяют специфику применяемых организационно-правовых способов и средств для обеспечения должного уровня правопорядка, его охрану и защиту в сфере реализации исполнительной власти на основе строгого соблюдения законности и государственной дисциплины.

50. Понятие и виды способов обеспечения законности и дисциплины в сфере реализации исполнительной власти (управленческой деятельности)

Организационно-правовой способ обеспечения законности и государственной дисциплины в сфере управленческой деятельности (реализации исполнительной власти) - это специфическая организационно-правоохранительная деятельность соответствующих государственных органов или их структурных подразделений, направленная специально на обеспечение законности и государственной дисциплины субъектов управленческих административно-правовых отношений.

Законность и государственную дисциплину в управленческой сфере обеспечивают многие государственные органы. Часть из них находится в системе аппарата исполнительной власти (контрольные и надзорные органы исполнительной власти, осуществляющие ведомственный и надведомственный контроль), другая часть в систему аппарата исполнительной власти не входит и относится к другим ветвям власти и видам государственной деятельности (судебные, прокурорские органы, Счетная палата Федерального Собрания и др.). Таким образом, законность и государственную дисциплину в управленческой сфере обеспечивает как сам аппарат управления (органы исполнительной власти), так и специальные органы других ветвей власти и видов государственной деятельности.

По своему внутреннему содержанию каждый организационно-правовой способ обеспечения законности и государственной дисциплины в сфере реализации исполнительной власти представляет собой специфическую деятельность соответствующих государственных органов, направленную на систематическое наблюдение и постоянный присмотр за действиями всех субъектов и участников государственного управления с целью проверки соответствия их действий нормам и правилам установленного правопорядка, требованиям законности и государственной дисциплины в сфере административно-правового регулирования.

К настоящему времени сложилось три организационно-правовых способа обеспечения законности и государственной дисциплины субъектов организационных управленческих отношений в сфере административно-правового регулирования: государственный контроль, государственный надзор и государственная контрольно-надзорная деятельность.

Контроль как организационно-правовой способ обеспечения законности и государственной дисциплины и специфическая форма деятельности соответствующих государственных органов по систематическому наблюдению и присмотру за деятельностью субъектов управленческих административно-правовых отношений с целью проверки соответствия их решений и действий требованиям законности и государственной дисциплины включает в себя три обязательных элемента:

проверка фактического результата деятельности подконтрольных субъектов (физических и юридических лиц) в сравнении с ожидаемыми, намеченными, прогнозируемыми показателями;

проверка путей и средств достижения этого результата, соответствие использованных при этом методов требованиям права, морали, нравственности, деловой и служебной этики, хозяйственной целесообразности;

принятие по результатам контроля соответствующих мер как позитивного организационно-побудительного характера (мер материального и морального поощрения и стимулирования), так и негативного свойства (различных мер служебно-дисциплинарного и административного принуждения, а также привлечение к различным видам правовой ответственности).

Как один из организационно-правовых способов обеспечения законности и государственной дисциплины в сфере административно-правового регулирования (в отличие от других и, прежде всего, надзора), контроль характеризуется возможной наибольшей глубиной проверки и всесторонностью оценки деятельности подконтрольных субъектов, а также допустимостью (при необходимости) оперативного вмешательства в деятельность подконтрольных физических и юридических лиц для нейтрализации и исправления выявленных недостатков и злоупотреблений: приостановление или отмена незаконных или нецелесообразных актов управления, применение административно-предупредительных, административно-восстановительных мер, а также принятие решений о привлечении к различным видам правовой ответственности.

Надзор, как другой организационно-правовой способ, отличный от контроля обеспечения законности и государственной дисциплины в сфере административно-правового регулирования, представляет собой особую специфическую форму деятельности соответствующих государственных органов, также направленную на систематическое наблюдение и постоянный присмотр за деятельностью субъектов управленческих административно-правовых отношений с целью проверки соответствия их решений и действий нормам действующего законодательства.

Надзор заключается в проверке соблюдения поднадзорными субъектами законов и некоторых определенных в подзаконных актах правил (санитарно-противоэпидемиологических, правил разрешительной, паспортной системы, правил техники безопасности и охраны труда и т.д.), т.е. надзорная деятельность, по сути, охватывает лишь первый элемент контроля - проверку результата (соблюдается или нет закон или иное нормативно установленное правило без обсуждения и правовой оценки возможных причин его не выполнения).

Специфика административного надзора состоит в ограничении компетенции надзорных органов только проверкой законности действий поднадзорных субъектов. Таким образом, различие между административным надзором и контролем проявляется в широте охвата обследованием сферы деятельности, а также в специфике методов и правовых форм воздействия. Надзор - это своего рода суженный контроль. Контроль осуществляется не только за законностью, но и целесообразностью действий подконтрольных субъектов, при надзоре проверяется только соответствие действий поднадзорных субъектов установленным правилам.

Значительные отличия надзора от контроля заключаются также в своеобразии и специфичности форм и методов их осуществления. Поднадзорность как особая форма служебной взаимосвязи характеризуется тем, что поднадзорные объекты не состоят в служебном подчинении органов надзора, не связаны друг с другом какими-либо общими ведомственными интересами. Формы надзорного реагирования на обнаруженные нарушения - протесты и представления прокурора; обязательные к исполнению предписания надзорных органов и их должностных лиц о ликвидации выявленных нарушений; выдача указаний и рекомендаций о способах и сроках их устранения и некоторые другие меры.

Особым своеобразным организационно-правовым способом обеспечения законности и государственной дисциплины в сфере административно-правового регулирования является контрольно-надзорная деятельность специальных государственных органов исполнительной власти, осуществляющих специальные узкоспециализированные исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и другие функции в установленных сферах ведения (государственные надзоры, государственные инспекции и некоторые другие органы государственного управления).

По своему содержанию деятельность государственных контрольно-надзорных органов характеризуется интеграцией в ней элементов контроля и надзора, вследствие чего она приобретает новые качественные характеристики, позволяющие преодолевать негативные и усиливать позитивные возможности, присущие контролю и надзору по отдельности, в частности, относительную узость надзора дополнять широтой организационных возможностей контрольной деятельности.

Контрольно-надзорные органы государства и их должностные лица призваны осуществлять надзор за соблюдением определенных нормативных правил (правил пожарной безопасности, ветеринарных правил, правил дорожного движения и т.д.). В этом смысле их деятельность имеет чисто надзорный характер. Но в процессе своей надзорной деятельности за выполнением правил дорожного движения, например, инспектора ГИБДД наделены правом применения мер административного предупреждения, пресечения и даже административного наказания, а это уже элемент контроля, позволяющий преодолеть узость реализации чисто надзорных полномочий по факту обнаружения и фиксации допущенных субъектом правонарушений.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Метод принуждения
Рубрика (тематическая категория) Государство

Метод поощрения

03.12.2012

Классификация методов государственного управления

Соотношение метода и формы государственного управления

Находятся во взаимосвязи.

Метод один из важнейших элементов содержания государственного управления. Способы то как это делается, каким образом органы государственного управления воздействуют.

Формы являются средством внешнего выражения его содержания т. е. Методов.

Метод - принуждение (выговор, арест) должна быть в форме управления протокол, затем решение суда, выговор - приказ о денежном взыскании, поощрение - награды.

Учитывая зависимость отобщности:

Убеждение. система способов морального воздействия со стороны органов исполнительной власти на сознание волю поведение людей. Проявляется в применение различных разъяснительных, воспитательных, организационных мер, (семинары, конференции, пресс-конференции), главная сущность способствовать к формированию у личности правильного осознанного отношения к деятельности государства, создать внутренние моральные стимулы для исполнения и потребность в исполнении законов.

Поощрение

Принуждение

Способ средства стимулирующего воздействия на волю сознание и поведение людей через интересы потребностей, направляющие их поведение на совершение действий, достижение целœей и задач, поставленных государством и субъектами исполнительной власти, в отличии от убеждения поощрение носит стимулирующий характер.

Поощрение:

Моральное

Материальное

Применяется в науке Гранды, здравоохранении, спорте культуре образование.

Административное принуждение - особый вид государственного принуждения имеющий своим назначение охрану общественного порядка и общественных отношений, возникающих преимущество в сфере государственного управления. Внешнее государственно правовое психическое и физическое воздействие на сознание волю и поведение людей, выражающиеся в форме ограничений или лишений личного организационного или имущественного характера то есть тех или иных неблагоприятных последствий.

Особенности :

Всем мерам административного принуждения присущ государственно принудительный характер

Применяется на базе норм административного права

Административное принуждение применяется для охраны правоотношений регулируемых как нормами административного права так и других отраслей права.

Основание и порядок применения мер административного принуждения строго регулируется законодательством.

Административное принуждение характеризуется множественностью субъектов его применения. Как судами так и органами исполнительными органами и специально создаваемые комиссиями. Οʜᴎ применяются в отношении лиц неподчинœенные соответствующим органам и должностным лицам.

Порядок осуществления В порядке административного производства урегулированного действующим законодательством

Административное принуждение имеет большое профилактическое значение так как закрепление в законе соответствующих способствует тому что многие граждане воздерживаются от противоправных действий под угрозой административного наказания.

Классификация мер административного принуждения :

Основание: целœей, способов и оснований их применения.

Административное предупредительные меры - профилактическая направленность, их основание - наступление особых как связанных так и несвязных с действиями человека. Проверка документов, личный досмотр, досмотр транспортных средств.

Меры административного пресечения - реализуются для пресечения совершаемого правонарушения, в других объективно противоправных действиях противоправных состояний и событий. Доставление лица, административное задержание, изъятие орудий данного нарушения.

Меры административной ответственности и наказания, меры об ответственности закреплены в КоАПе, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, лишение специального права, административный арест, основание- совершение административного правонарушения.

Метод принуждения - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Метод принуждения" 2017, 2018.

В плане трудовой мотивации наша экономика находится на стадии решения задачи, которая в западном обществе в целом уже решена. В мировом процессе развития трудовой мотивации мы находимся в сравнении с ним на разных этапах. В общецивилизационном плане логика развития мотивации трудового поведения людей выглядит следующим образом — от прямого, физического принуждения (рабовладельческое и отчасти феодальное общество) к стимулированию (отчасти феодальное и в целом капиталистическое общество) и в дальнейшем к прямой мотивации труда трудом, то есть соответствует схеме: «Принуждение - Стимулирование - Прямая мотивация»

Принуждение основывается на механизме страха человека перед ухудшением удовлетворения уже удовлетворяющихся потребностей. Стимулирование в своей основе содержит надежду на улучшение удовлетворения имеющихся, но недостаточно удовлетворенных потребностей.

Прямая мотивация основана на удовлетворенности содержанием, процессом и смыслом, значимостью труда. По Р. Шпренгеру это есть мотивация естественным порядком вещей . Ее формула — «все, что делается обществом, кому-то нужно», и никакого другого обоснования не требуется.

Западные экономики, достигнув высокого уровня производительности труда, обеспечили своим работникам достаточно высокий уровень удовлетворения их важнейших материальных потребностей и тем самым создали условия для относительной независимости работников от экономических характеристик их существования. Поэтому в настоящее время основные мотиваторы труда западного работника начинают перемещаться из экономической области в психологическую и социальную. В выборе и сохранении рабочего места там начинают преобладать интересы содержания и процесса труда, общественной значимости работы и т. п. факторы. Запад в настоящее время решает мотивационные задачи на переходе «стимулирование - прямая мотивация». В то время как мы находимся на этапе перехода «принуждение - стимулирование». В этом, на наш взгляд, состоит основное различие в содержании мотивационных задач, решаемых отечественным и западным менеджментом.

Сейчас специалисты на Западе решают задачу использования неэкономических резервов повышения трудовой отдачи работников. Так, не только в теоретическом плане в западной литературе хорошо представлены возможности идеологического обеспечения мотивации работников бизнес-структур. Формулировка миссии организации, видения (образа ее будущего), декларации ценностей, кредо, этические кодексы, использование корпоративных историй и мифов, разработка идеологии социально-ответственного маркетинга и управления т. п., призваны наполнить смыслом деятельность людей в организации.

В настоящее время теоретиками менеджмента на Западе активно разрабатываются другие, еще более скрытые резервы мотивации — эмоциональные. Исследуются возможности эмоционального воздействия начальников на подчиненных с целью вызвать их энтузиазм, вдохновить величием задач, воодушевить собственным примером. Разрабатывается концепция эмоционального интеллекта и лидерства. У нас же в соответствии с нашей исторической ситуацией задача пока другая — освобождение от неэффективных, по своей сути, отживших принудительных форм мотивации, которые в связи с инерцией ментальных процессов и непростой судьбой России задержались в нашей жизни.

Так, мы часто не замечаем, что первое средство, к которому прибегаем, когда надо побудить кого-либо что-то сделать при его несогласии, — это силовое давление: мы требуем, приказываем, грозим и лишь потом вспоминаем, что можно пойти на компромисс, договориться, использовать более мягкие средства — связать выполняемое дело с интересом человека, поощрить, убедить, увлечь. И неспроста.

Привычка к принуждению

Принуждение давно вошло в нашу кровь и плоть. Принуждают все, принуждают во всем, принуждают везде — на производстве, в быту, в семье, в школе, в институте, в армии, в спорте и т.д. Ю. Корхов первым громко сказавший в конце 80-х гг. об этой нашей особенности, писал, что паутина принуждения опутала нашу жизнь. Она стала обычным, неотъемлемым ее элементом, к которому мы так привыкли, что порою даже не замечаем. Он писал, что каждый из нас опутан огромным количеством обязанностей, начиная с общественной работы, посещения многочисленных собраний, совещаний, семинаров, занятия практически всеми видами общественно-необходимого труда, работа везде, куда только пошлют: на сельхозработы, на работы по благоустройству города, участие в любых субботниках и воскресниках, в организации выборов, дежурство в качестве дружинника и кончая обязанностью участвовать в различных манифестациях и шествиях, в приобретении распространяемых по разнарядке билетов в театр или на футбол и т. д. И все это ты делать должен, должен и должен — независимо от того, видишь ли ты в этом смысл.

Резюмируя приведенный обширный список, автор вполне обоснованно заключает, что «почти каждый из перечисленных пунктов в отдельности вроде бы соответствует образу сознательного человека — необходим, разумен, полезен. Но все вместе как совокупность обязанностей они не оставляют нам никакого выбора и являют собой абсурдную цепь всепроникающего принуждения» .

Между тем в какой бы сфере деятельности и в какой бы форме принуждение ни осуществлялось, за ним всегда стоит одно и то же — его суть: наказание или угроза наказания. Угроза ухудшения удовлетворения потребностей. Угроза материальному благосостоянию, моральному самочувствию, угроза чести и достоинству, угроза здоровью и, в конце концов, угроза жизни.

Принуждение может базироваться не только на угрозе нам непосредственно, но и на угрозе другим, близким нам людям — нашим детям, родным, на угрозе нашему коллективу, нашему предприятию. Все зависит от масштаба принуждения. Наша история дает зловещие примеры, когда принуждение принимало буквально вселенские масштабы. Именно тогда оно закладывало в больших массах людей свой неизменный психологический коррелят — страх, почти животный страх, делающий этот метод мотивации универсальным и почти безотказным. И мы до сих пор почти безропотно подчиняемся даже самым абсурдным требованиям. Встает вопрос: «Как же это произошло? Почему в нас живет чувство вины и рабской покорности? Почему даже в сфере труда в России часто преобладают не экономические интересы людей, а другие, избегательные, люмпенские мотивы?»

Безусловно, это связано со всей российской историей от ее самого начала. Все страны и народы начинали с принуждения… Но по мере своего развития они переходили на более эффективные, мягкие экономические средства мотивации. В России же этот естественный процесс прогресса трудовой мотивации был приостановлен социалистическим экспериментом — остановкой естественного процесса возрастания жизненного уровня граждан страны. При этом накопление богатства стало осуществляться лишь в руках государства. Мы все стали гражданами без собственности, а значит, и без прав, и без внутренней ответственности.

Но с нищего населения нечего взять, и поэтому в области мотивации властям пришлось вернуться в феодализм — к административному и физическому принуждению. В итоге в сравнении со своим историческим возрастом мы еще больше отстали от современных мотивационных процессов.

Как это происходило?

Между тем опыт регулирования поведения людей с помощью экономических санкций вместо прямого принуждения имелся уже в нашей дореволюционной истории. Людей не надо было по любому поводу сажать в тюрьму, можно было наказать рублем. Чтобы убедиться в этом и перенять передовой опыт в этой области, достаточно поднять архивы старых крупных российских предприятий.

Таблица 1. Взыскания с рабочих Тверского завода акционерного общества Русско-Балтийского вагонного завода (извлечение из табеля взысканий), 1915 г.

Например, из табеля взысканий с рабочих Тверского вагоностроительного завода следует, что в руках руководителей, начиная с мастеров и табельщиков, была четко регламентированная и гибкая система экономических санкций, которая позволяла поддерживать трудовую дисциплину на их участках на приемлемом уровне.

При этом не надо было грозить работникам выговорами, увольнением или судебным преследованием. Это само собой разумелось при достижении нарушениями соответствующего уровня тяжести.

Так было до революции. Потом вследствие нарушения денежного обращения, разрухи и продовольственного кризиса в стране предприятия перешли на натуральные формы оплаты труда. Соответственно, и штрафы осуществлялись в натуральной форме.
Так, в 20-х гг., когда основными видами проступков на Тверском вагоностроительном заводе стали прогулы среди квалифицированных рабочих, ведущей формой штрафов стали удержания из продуктового пайка.

При этом если штраф хлебопродуктами удерживался уже при прогуле в 1 день, а затем приближался к прямой арифметической прогрессии с шагом в 1,25 фунта в день, то штрафы другими продуктами — солью, кофе, чаем, луком и т. д. — взимаются при более значительных прогулах в 4-5 дней. Наиболее редким являлся штраф мясом — его можно встретить лишь при прогулах свыше 15 дней.

В дальнейшем в связи с углублявшимся продовольственным кризисом в стране продовольственный паек стал заменяться выдачей промышленных товаров. Низкие расценки на продукцию завода и ограничивавшийся размер премий не давали возможности удерживать рабочих на заводе.

Появившиеся с приходом советской власти недостатки систем вознаграждения усилили значение принудительных мер в сфере труда. Одновременно с этим усиливавшееся обнищание работников привело к сокращению перечня проступков, содержавшихся в «Табеле взысканий» — с них нечего было в виде штрафов взять! Соответственно, падала дисциплина труда. Поэтому помимо обеспечения минимального уровня дисциплины целью наказаний периода военного коммунизма стало закрепление работников на предприятиях. К тому времени был принят Декрет о порядке всеобщей трудовой повинности. Началась борьба с так называемыми трудовыми дезертирами. К ним относились, как правило, квалифицированные рабочие, часто переходившие с одного предприятия на другое, либо пытавшиеся «уклониться от трудовой повинности», то есть уйти с предприятия. За такие поступки они принудительно закреплялись на заводе за конкретным подразделением.

На увольнение специалистов требовалось особое разрешение . «К дезертирам причислялась та часть рабочих, которые в поисках лучших условий жизни и обеспеченности продовольствием самовольно покидали предприятия, переезжая с места на место. Администрация завода вела планомерную, систематическую, настойчивую борьбу с трудовым дезертирством, в частности путем публикации штрафных дезертирских списков, создания из дезертиров штрафных рабочих команд и, наконец, заключения их в
концентрационный лагерь.

С целью более эффективного закрепления служащих на предприятии с 1926 г. вводятся трудовые списки. В трудовой список вносились основанные на документах общие данные, сведения о прохождении службы, как с начала трудовой деятельности служащего до завершения трудового списка, так и при дальнейшей его работе» .

С 1920 г. на Тверском вагоностроительном заводе начал использоваться труд заключенных… Таким образом, по мере отмирания экономических методов мотивации в описываемом процессе происходило их замещение средствами прямого принуждения — всеобщая трудовая повинность, закрепление работников за предприятием и рабочим местом, трудовые книжки и т.п.

Конечно, в Советской России прямое принуждение было дополнено совершенно новым для истории элементом мотивации — колоссальной идеологической обработкой, по своей сути, относящейся к прямой мотивации труда трудом, его общественной значимостью и т. п. Получился такой своего рода уникальный и, как показал исторический опыт, нежизнеспособный симбиоз феодализма с социализмом (без капитализма), принуждения с прямой мотивацией (без стимулирования).

1. Здесь уместно отметить, что при всем при том принуждение является, пожалуй, наименее изученным средством управления людьми.

2. Например, размер премии был ограничен 200%. Было установлено также и ограничение на общий уровень заработной платы работника. Эта антиэкономическая мера, по существу, продержалась все советское время. Причинами установления такого экономического тормоза явилось стремление снизить потери от недостатков нормирования и организации труда, а более всего сознательная установка на ограничение доходов населения некоторым уровнем, который не допускал бы их обогащения. Советской власти не нужны были обеспеченные граждане. Ибо обеспеченный человек — свободный человек. Им трудно управлять.

3. С этих пор труд в общественном секторе в СССР стал обязанностью, за невыполнение которой человек мог преследоваться по закону (за тунеядство). Трудовая деятельность стала принудительной по определению. Как уже говорилось, труд в домашнем хозяйстве, по обеспечению семей, по воспитанию детей стал считаться трудом второго сорта.

4. Трудовые списки — это историческое начало трудовых книжек.

5. Правда, настойчивые критики излишней рационализации человека утверждают, что для этого надо, чтобы его соблазн был не очень велик, то есть ограничиваемое действие не было бы очень привлекательным, а боязнь будущего наказания велика, и, самое главное, чтобы субъект управления умел в достаточной степени контролировать себя и управлять собой.

Хорошим примером безальтернативности решения мотивационных задач в ситуациях, когда исключены экономические рычаги, является записка В. И. Ленина: «…а Ильина… и весь фабком этого завода… и весь состав комячейки… объявляем виновниками… и объявляем строгий выговор и общественное порицание, с предупреждением, что только на первый раз так мягко караем, а впредь будем сажать за это профсоюзную и коммунистическую сволочь (суд, пожалуй, помягче выразится) в тюрьму беспощадно» .

Итак, альтернатива одна — либо общественное порицание, либо тюрьма. Третьего не дано. Быть может, в ситуации гражданской войны это и было оправдано, но потом эта идеология привела к тоталитарному решению мотивационных задач во всех сферах жизни общества, в том числе и в экономике.

Оценка принуждения как метода мотивации

Оценивая принуждение как средство управления людьми, надо отметить, что оно обладает немалыми управленческими достоинствами. Принуждение максимально экономично — для его осуществления не надо никаких материальных ресурсов, достаточно иметь «твердый характер».

Оно просто и универсально — не требует индивидуального подхода к подчиненным. Кроме того, любой человек хочет спокойно жить, не любит страданий, конфликтов, предпочтет удовольствия лишениям и, покуда он жив, у него найдется, что отнять. В конце концов, принуждение максимально оперативно (наказать можно сразу, «здесь и сейчас»). Именно эти достоинства и объясняют, почему принудительность надолго задерживается даже там, где объективной потребности в ней уже нет.

Недостатки же принуждения как метода мотивации лежат в основном в психологической и социальной сферах жизни общества. В результате его неумеренного и длительного воздействия люди меняются в негативном направлении: развиваются их пассивность, неуверенность, подавленность, отказ от своего достоинства, а часто и раболепство, угодничество, подхалимаж, эгоцентричность, хитрость, мелочность. Происходит примитивизация личности (как результат отсутствия высокого соцзаказа), отчуждение работников от труда, общества, самих себя.

Однако очевидно, что в определенных условиях принуждение приемлемо и, более того, необходимо. Скорее всего, осуществлять эффективное управление людьми в сфере производства без четко разработанной системы наказаний невозможно. Однако наказания должны всегда присутствовать как потенциал управленческого воздействия, но использоваться в крайних случаях. Они должны выполнять предупреждающую стоп-функцию.

Но если уж требуется — и в той мере, в которой требуется, прибегать к принуждению, то делать это надо умело, а именно так, чтобы по возможности снизить сопутствующие негативные эффекты и последствия. Для этого надо разобраться в специфике отдельных видов и форм принуждения. На наш взгляд, целесообразно выделить следующие виды принуждения — персонифицированное и институциализированное (анонимное); принуждение «сверху» и принуждение «снизу»; государственное, административное (ведомственное) и общественное; индивидуальное и групповое; основанное на абсолютном ухудшении удовлетворения потребностей, основанное на относительном ухудшении удовлетворения потребностей в сравнении с ожидавшимся и основанное на относительном ухудшении удовлетворения потребностей в сравнении с окружающими людьми ; физическое, экономическое, административное, технологическое, политическое (идеологическое), психическое (психологическое) и моральное (нравственное); прямое и косвенное.

В свою очередь, формы организации принуждения можно классифицировать по следующим основаниям: по степени регламентированности — регламентированное (принуждение по правилам) и нерегламентированное (без правил, произвол); по моменту применения наказаний — принуждение-угроза, принуждение-подкрепление и принуждение-кара (возмездие); по степени открытости — открытое и скрытое.

В данном случае стоит обратить внимание прежде всего на различия регламентированного и нерегламентированного принуждения. Здесь следует исходить из того, что введение четких правил поведения и правил наказания в целом способствует снижению психологических и социальных издержек этого метода мотивации. Ибо, когда человек доподлинно знает, что можно делать, а чего нельзя, и, более того, детально информирован о том, какие последствия несет с собой неисполнение, ненадлежащее исполнение или нарушение правил, то он в значительной степени свободен в своем выборе. Он точно знает, что нужно делать для того, чтобы избежать наказания, и может исполнить требуемое или нарушить правило, вполне согласившись на наказание. Произвол же оставляет его в состоянии незнания того, что и за чем может последовать.

Высокая неопределенность ситуации рождает, с одной стороны, постоянный страх быть наказанным, испытать неприятности, а с другой — стремление угадать развитие событий, быстро сориентироваться. В результате внимание подчиненного настоятельно направляется на лицо, осуществляющее власть, что вызывает стремление предугадать его поведение, замыслы, уловить прихоти, формирует постоянную неуспокоенность и стремление услужить тому, от кого здесь все зависит. Так формируются комплекс неполноценности подчиненных и комплекс превосходства и вседозволенности начальства.

Следует также четко понимать различия принуждения по времени осуществления наказания: принуждение-угрозу (характер наказания известен заранее), принуждение подкрепление (наказание осуществляется в момент осуществления осуждаемого поступка, и его сразу можно остановить) и принуждение-кару (наказание осуществляется по истечении относительно длительного периода времени после совершения проступка, когда, в сущности, ничего уже нельзя изменить).

Время, когда осуществляется наказание, имеет весьма существенное значение для мотивации человека. Если таковым является сам момент совершения нежелательного действия, то оно (действие) имеет тенденцию к свертыванию. Таковы законы реакции на негативное воздействие всего живого на земле. В свою очередь, если информация о наказании получена человеком до осуществления поступка, то по законам прогнозирования развития событий он может устрашиться негативных последствий и оберечь себя от проступка.

И, наконец, если человек получил наказание уже спустя некоторое время после совершения проступка, то здесь также включен разум и опыт человека. Однако начинают играть роль и другие факторы — определение им того, за что он получил наказание, оценка меры справедливости наказания, сравнение с поведением в аналогичной ситуации и реакцией на наказание других людей, своих возможностей избежать наказания в будущем и т. п.

Для того чтобы стать актом управления человеком, отсроченное отрицательное подкрепление должно пройти стадию осмысления в сознании. Поведенческая теория считает это большим недостатком наказания, который приводит к совершенно непредсказуемым реакциям объекта управления, а само наказание такого рода совершенно неудовлетворительным по конечным результатам.

Карен Прайор, практик-бихевиорист из США, так прямо и пишет: наказание — это способ, предпочитаемый всеми, хотя он почти никогда не действует .

Согласно бихевиористской точке зрения, в том случае, когда наказываемое поведение более или менее важно для человека и он хочет его продолжать, то наказание и угрозы учат его лишь тому, чтобы не попадаться. По мнению психологов этого научного направления, наказание может успешно прекратить какое-либо поведение лишь в том случае, если, кроме названного выше, это поведение замечено рано и оно не превратилось в укоренившуюся привычку. То есть если наказание само по себе для воспитанника — новость, неожиданность, к которой он еще не потерял чувствительность .

Поэтому надо искать любую возможность прервать нежелательное действие объекта управления в момент его осуществления. Этот принцип работает в технологии модификации поведения С. Латенса и Р. Крайтнера .

Сокращать общий объем принуждения

Но в конце концов самой важной задачей нашего общества в сфере мотивации является целенаправленное сокращение объема принудительных мер воздействия на людей. Для этого стоит прежде всего провести своеобразную инвентаризацию средств управления на предмет оценки их действительной целесообразности. Дело в том, что многие грозные ограничительные и дисциплинарные акты, бывшие когда-то оправданными, имеют свойство задерживаться в арсенале средств предприятия и тормозить последующие процессы. Поэтому время от времени необходимо осуществлять их целевую чистку.

Кроме того, известна наша склонность к переинструктированию. По законам эмоционального реагирования мы слишком рьяно откликаемся на события (проступки людей, аварии, стихийные бедствия) и создаем чрезмерно категоричные инструкции с целью предупредить появление этих событий в будущем. И тем самым плодим излишние правовые акты, то есть такие, которые, если в точности все исполнять, то производство станет невозможным. Известно, что переинструктирование также вредно для управления, как и недоинструктирование. Если недоинструктирование грозит появлением ошибок по незнанию, то переинструктирование купирует активность и самостоятельность и ведет к привычке делить правила на те, которые, безусловно, надо исполнять, и те, которые можно не исполнять ввиду их нежизненности и в целом — к пренебрежению инструкциями.

Для того чтобы осуществить инвентаризацию системно, можно ориентироваться на такой перечень операциональных признаков, индикаторов принуждения:
- наличие различных запретов, правил, инструкций, положений;
- наличие приказов, распоряжений, требований, постановлений, циркуляров, решений, указов, законов;
- указание на ответственность, обязанности, долг, высшие интересы, напоминание о них;
- требование наведения порядка, дисциплины, призывы к ним;
- наличие различных списков людей для контроля, учет присутствия где-либо;
- вообще учет и контроль;
- объявление очередности в исполнении чего-либо (дежурства, уборки помещения, посещения чего-либо и т. п.);
- наличие угроз в письменной и устной форме, громкий голос, приказной тон, угроза пальчиком, кулаком;
- ругань, крик, физическое, вооруженное нападение, военные действия, драка, причинение боли, физического и морального ущерба и т. п.;
- намек на какие-либо неприятные последствия, обстоятельства, прошлые ошибки и долги с одновременной просьбой о чем-либо, шантаж, вымогательство и др.
При обнаружении такого индикатора стоит задать вопрос — насколько он распространен и насколько необходимо или допустимо соответствующее явление, нельзя ли от него отказаться. Излишняя строгость тоже вредна.

Следующим шагом избавления от паутины принуждения мог бы быть переход от принудительных мер к поощрительным. Каждый раз надо заново задавать себе вопрос — а нельзя ли решать эту мотивационную задачу позитивными методами поощрения и объяснения (разъяснения, убеждения)?

Если же ответом будет невозможность или недостаточность ухода от наказаний, то тогда следует хотя бы перевести их в экономическое русло. Экономическое принуждение основано на угрозе ухудшения или ухудшении удовлетворения материальных потребностей человека, понижении уровня его материальной обеспеченности, а в итоге чревато потерей средств к существованию. Экономическое принуждение не столь жестко, как физическое. Оно оставляет человеку время на раздумье, дает возможность проявить определенную меру независимости, самостоятельности, своеобразия, в большей мере обеспечивает ощущение свободы. Ибо оно не имеет того характера неотложности, каким отличается физическое принуждение.

Человек ради сохранения своей независимости, соблюдения незыблемыми собственных принципов, сохранения достоинства может пойти на крупные материальные потери и временное снижение уровня жизни. Возможность «сохранить лицо» вытекает из допускаемой экономическим принуждением возможности избежать первой, самой тяжелой фазы принуждения — фазы «опускания». Отберите у человека все материальные блага — он может сохранить гордость и чувство собственного достоинства, начать все с начала, удовлетвориться минимальным и т. д. Во всяком случае, какое-то время...

При всей мягкости экономическое принуждение, по своей сути, на больших отрезках времени настоятельно. Затрагиваемые им потребности насущны и в конце концов требуют своего удовлетворения. Поводок материальной зависимости, на котором ходим все мы, даже самые гордые из нас, длинен и оставляет много свободы для движений. Но он очень надежен, ибо он отражает зависимость человека прежде всего от материальных условий существования.

Однако использование системы экономических поощрений может сдерживаться недостатком материальных средств у субъекта управления (ему нечего дать работнику), а экономических санкций — нищетой населения (у него нечего отнять). По существу, именно это обстоятельство является основной причиной того, что стимулирование как ведущий метод мотивации труда может применяться только в среде, достигшей достаточно высокого уровня благосостояния.

Что же сегодня?
Сегодня ситуация с трудовой мотивацией постепенно меняется. Так, по мнению Т. Г. Озерниковой , проявление форм принуждения к труду в современных условиях можно конкретизировать такими характеристиками:
- прямое принуждение к труду практически отсутствует;
- идеологическое принуждение к труду также отсутствует. Возник «ценностно-нормативный хаос» и «ценностный вакуум»;
- развивается косвенное экономическое принуждение к труду;
- сохраняются отдельные элементы административного принуждения;
- сохраняется и даже усиливается технологическое принуждение к труду.

Можно согласиться с такими характеристиками современной ситуации на институциональном уровне, уровне государства. Что же касается операционального, и особенно индивидного уровня, то здесь изменения следует оценивать менее оптимистично. Т. Г. Озерникова также отмечает, что децентрализация управления трудом в условиях реформ привела к усилению принуждения к труду на уровне предприятия . Связано это с тем, что в конце 90-х гг. получили распространение длительные задержки выплат заработной платы, административные неоплачиваемые отпуска, массовые сокращения, резкое ухудшение положения наемного персонала. Неразвитость системы социально-трудовых отношений, слабость профсоюзов способствуют присвоению наемными работниками негативных социальных ролей.

Еще более негативные изменения произошли на индивидном уровне. В обществе увеличились масштабы межличностного насилия и принуждения во многих сферах жизни, а не только в трудовой. Особенно это заметно в тех сферах, которых не затронули общие мотивационные преобразования, особенно в армии.

Постепенно также расширяется практика применения экономических санкций взамен административного принуждения, например штрафов за производственные упущения и дисциплинарные нарушения. Система обеспечения дисциплины становится простой и действенной. Снимается необходимость в длинных уговорах и в угрозах увольнения. Принцип такой: «Не хочешь платить — не опаздывай!»

Резюмируя, можно сказать, что в области трудовой мотивации, как нам представляется, нашим обществом более или менее осознана необходимость выполнения только одной части работы, а именно необходимость сознательного расширения экономических стимулов. Другая же часть — сознательное ограничение форм прямого, непосредственного принуждения — не осознана и, как следует, не осуществляется. Но эти задачи органически связаны друг с другом. Там, где не ликвидированы принудительные механизмы, развитие экономических мотиваций естественным образом ввиду инертности общественного сознания затрудняется. Поэтому преодоление принудительного наследства прошлых времен следует рассматривать как необходимость решения двух самостоятельных задач.

Первая направляется на расширение экономической инициативы, вторая должна быть направлена на ликвидацию застарелых принудительных завалов в экономике и во всей общественной жизни, то есть на создание необходимых условий для решения первой задачи.

Литература

1. Шпренгер Р. Мифы мотивации. Выходы из тупика: Пер. с нем. Калуга: «Духовное познание», 2004. 296 с.

2. Корхов Ю. Паутина принуждения. // Новый мир. 1987. № 5.

3. Бычков С.Ю. Мотивация труда на Тверском вагоностроительном заводе, 1915-1928 гг. // Экономическая история. Обозрение / Под ред. Л.И. Бородкина. Вып. 8. М., 2002. С. 23-39 (Постраничные примечания). http://www.hist.msu.ru/Labs/Ecohist/OB8/bychkov.htm

4. Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 54.

5. Прошкин Б.Г., Варшавская Е. Я. Актуальные проблемы теории и практики негативного стимулирования трудового поведения работников / Изв. СО АН СССР. Серия «Экономика и прикладная социология». Выпуск 2. 1988. № 8.

6. Прайор К. Не рычите на собаку [Текст] / К. Прайор. М: «Селена+», 1995. 406 с.

7. Занковский А.Н. Организационная психология [Текст]: Учебное пособие для вузов по специальности «Организационная психология» / А.Н. Занковский. 2-е изд. М.: «Флинта» — МПСИ, 2002. 648 с.

8. Озерникова Т. Принуждение к труду в переходной экономике // Вопросы экономики. 2003. № 9.

Убеждение и принуждение являются базовыми основными методами государственного управления. По мнению Воловича В.Ф., между ними невозможно провести четкую грань, так как убеждение включает в себя определенный элемент, аспект принуждения, а метод принуждения, напротив, содержит правовые ограничения сдерживающего или стимулирующего характера. Кроме того, угроза применения административного наказания стимулирует, побуждает к положительным поступкам. Социальное назначение и эффективность убеждения и принуждения определяется тем, что они:

1. Обусловлены общими социально-экономическими закономерностями развития общества

2. Должны находиться в неразрывном единстве

3. Зависят насколько правильно отражаются жизненные потребности развития общества

4. Основаны на соотношении убеждения и принуждения, которое обусловлено сущностью и состоянием общества и государства

Целью убеждения является обеспечение добровольного сознательного свободного от внешнего воздействия соблюдения законности и правопорядка. Принятие решений субъектом, его поведение, сформированное в рамках воздействия этого метода, должно согласовываться с его внутренними убеждениями. В административно-правовой литературе обращается внимание на то, что такой эффект может быть обеспечен только посредством применения следующих видов мер:

1. Стимулирующих

2. Воспитательных

3. Разъяснительных

Стимулирующие меры в свою очередь делятся на:

1. Экономические . Они применяются в основном в отношении хозяйствующих субъектов (налоговые, финансовые льготы, кредитование, особый режим осуществления отдельных видов деятельности)

2. Организационные . Они сводятся к упрощению существующих юридических процедур (бухгалтерский учет, регистрационная и экспертная деятельность)

3. Социальные . Выражаются в установлении льгот социально-нуждающимся гражданам (пожилые лица, пострадавшие в ЧС)

4. Поощрение . Материальное, моральное либо смешанное.

Воспитательные меры, призванные обеспечить воздействие на сознание, взгляды и чувства. Имеет недостаточное распространение в административном праве.

Разъяснительные меры выражаются в проведении публичных мероприятий, касающихся инструктажа, выступлений, выпуска листовок, интервью с должностными лицами и т.д.

По мнению Алехина, перечисленные меры – формы реализации метода убеждения.

Государство, обеспечивая защиту прав и свобод отдельных граждан, интересов общества в целом принуждает лиц, неподдающихся убеждению к соблюдению правопорядка. Для этого предусмотрены и установлены различные виды ответственности за совершение правонарушения. Убеждение при этих обстоятельствах перестает быть единственным средством воздействия и возникает необходимость применения принуждения.

Принуждение подразделяется на:

1) Физическое

2) Психическое (угроза, страх)

Его целью является заставить конкретных субъектов соблюдать сформулированные в законодательстве предписания или воздержаться от определенных действий. Принуждение, как метод, обеспечивает формирование подчиненности субъектов и представляет собой властное веление или прямое действие. Достижение желаемого результата при использовании принуждения зачастую реализуется вопреки воли субъекта, при его внутреннем, а нередко и внешнем сопротивлении. Принуждение выражается в конкретных принудительных мерах. Например, к ним относятся: меры юридической ответственности, меры пресечения и административно-предупредительные меры принудительного характера. Выделяются признаки принуждения:

1. Являются правовыми;

2. Подчиняются общим принципам права;

3. Применяются на основе строгой правовой регламентации;

4. Нормативное установление оснований и порядка реализации, конкретных мер принудительного воздействия.

Дмитриев полагает, что принуждение эффективно лишь в случае, когда применяется к меньшинству; принуждение является крайней формой, обеспечивающей достижения цели управления; принуждение должно исключать произвол государства в целом. По мнению Козлова, назначение принуждения состоит в восстановлении социальной справедливости, воспитании правонарушителей и предупреждение новых правонарушений. В этих условиях особое значение приобретает неизбежность наказания.



Поделиться