Разработка плана социального развития предприятия. Социальное планирование Универсальные формулы контент-плана

Для решения некоторых социальных проблем создаются социальные проекты, в рамках которых решаются различные вопросы. Но прежде чем рассматривать социальные проекты, необходимо определиться, что это. Какие особенности имеют те из них, что направлены на молодежь? Что вас интересует? Социальные проекты в школе, примеры их реализации? Или проекты, ориентированные на старших? Скажем, социальные проекты для молодежи, примеры уже их реализации?

проект?

Под социальным проектом понимают четко сформулированную идею относительно определённой или направленную на улучшение какого-то аспекта социальной жизни. Но кроме идеи, он должен предложить ещё пути её реализации, ответив на вопросы о том, когда будет реализован, где, в каких масштабах, кто будет главной целевой группой проекта. Поможет вам понять, что собой он представляет, пример социального проекта, который будет опубликован ниже. Также, кроме этих вопросов, необходимо решить вопрос финансирования (можно обойтись и без него, но будет сложно). Обычно путей финансирования 2: когда его финансируют участники проекта из своих собственных средств или спонсорство от субъекта с крупными финансовыми возможностями.

К социальным проектам относят предложения по реформированию системы социального обеспечения, социальной защиты, здравоохранения, преодоление последствий социальных и природных потрясений. Цели в таких проектах намечаются сразу и могут редактироваться только при достижении промежуточных результатов, чтобы иметь возможность оценивать эффективность деятельности. Если говорить про социальные проекты для молодежи, примеры их реализации, они не сильно отличаются в общей массе, но некоторые особенности есть (хотя можно сказать, что они общие в той или иной мере для всех проектов).

Какие особенности имеют проекты, направленные на молодежь?

Самая главная особенность - то, что они направлены исключительно на молодёжь и аспекты её жизни. При создании молодежного социального проекта необходимо учитывать популярные веяния, нужды, потенциальную аудиторию проекта. Следует детально описывать каждые конкретные ситуации, которые должны быть улучшены, а также все конкретные методы и их применение. Примеры школьных социальных проектов принципиально не отличаются.

Чему должен соответствовать проект?

Проект должен соответствовать таким условиям:

  1. Должны отсутствовать противоречия в выдвигаемых идеях и способах реализации.
  2. Должна существовать возможность реализации в данных условиях.
  3. Должен создаваться на научной основе с применением научного метода во время проработки каждого этапа. Можно сказать про социальные проекты для школьников, примеры их должны уметь заинтересовать этих непоседливых ребят.
  4. Должен давать ответ на социальный заказ, который возник в обществе.
  5. План реализации должен быть эффективным и таким, что позволит достичь цели.
  6. Это должен быть социально-культурный проект, пример которого даже на стадии разработки сможет заинтересовать молодёжь.

Как необходимо оформлять социальный проект?

Что должно быть в проекте? Первоначально необходимо выбрать направление. В качестве области работы может быть выбрано здоровье, творчество, демографические вопросы, оздоровление, научная или культурная просвещенность, популяризация спорта или лучшего отношения к другим людям. После выбора направления следует определиться с целью: так, если была выбрана наука, то в качестве конкретной цели может быть популяризация радиоэлектроники, конструирования, физики, научного метода изучения, создание клуба логической мысли или астрономического кружка.

После определения целей необходимо задуматься о задачах - максимально сконцентрированных целях. Примером задач могут быть такие: привитие качеств, которые позволят трудным подросткам из группы риска обустроиться в жизни в качестве нормального гражданина, или помощь в определении места учебы/работы после окончания школы. Когда определено направление, цели и задачи, то следует обговорить план действий и сроки реализации, а также место, где все наработки будут получать жизнь. В плане действий должен содержаться максимально детализированный список действий, в котором будет указываться, что следует делать для достижения целей. Чтобы вы имели лучшее представление о том, что от вас требуется, можно ознакомиться с четырьмя социальными проектами для молодежи.

Далее будут идти примеры. Но хотя в них и написано, для чего они направлены (молодежь, сироты), их можно рассматривать как социальные проекты в школе. Примеры пускай будут и не очень масштабные, но позволят ознакомиться с номинальной составляющей. К работе желательно подключить школьного психолога.

Пример социального проекта для молодежи №1

Направление: супружеские взаимоотношения молодых людей.

Цель. Уменьшить количество людей, которые разводятся после пребывания в браке, путём подготовки и разъяснения обязанностей и прав будущих супругов.

  1. Объяснить, что такое брак, какие обязанности и права будут у каждого из супругов.
  2. Помочь распределить будущие обязанности сейчас, чтобы потом не возникало притирок.
  3. Помочь найти причины, почему молодые люди хотят вступить в брак, и определить, понимают ли они, что он значит.

Нужен поэтапный план, в котором расписаны все действия и их последовательность.

Срок реализации: бессрочно.

Место реализации: город такой-то.

Пример для молодежи №2

Направление: поддержка материнства и профилактика сиротства.

Цель: оказание отказникам и несовершеннолетним сироткам, которые проходят лечение в больнице.

  1. Привлечение общественного внимания к данной проблеме в связи с тем, что большинство людей не проинформированы про её существование.
  2. Сбор средств, материальной помощи, игрушек и лекарств, для передачи в больницу с последующим использованием для восстановления здоровья у отказников и несовершеннолетних сирот.
  3. из государственного бюджета или из благотворительных фондов для улучшения отказников или сирот, которые пребывают в лечебных медицинских учреждениях.
  4. Обращение внимания на проблему детей без родителей с целью убеждения людей усыновлять детей.

Детально расписанный план, в котором описаны детали поиска средств и их передачи.

Место реализации: Детская областная больница города Самары.

Пример для молодежи №3

Пример социального проекта, подходящего для школы или молодежной компании.

Направление: молодежи с врожденными недостатками и инвалидностью в университетах.

Цель: достижение социализации физически отличимых студентов.

  1. Содействие полноценности социализации участников проекта.
  2. Взаимодействие с организациями, которые осуществляют социальную защиту для таких людей.
  3. Помощь в социально-культурной жизни.
  4. Помощь, направленная на преодоление духовного и физического одиночества.
  5. Оказание влияния на формирование адекватного отношения в обществе к молодёжи с особенными потребностями.
  6. Создание условий, когда молодежь с особенными потребностями сможет спокойно заниматься творческой деятельностью.
  7. Реализация творческой реабилитации.
  8. Поиск, проверка и внедрение новых методов реабилитации.

Детальный план.

Срок реализации: бессрочно.

Место: университет такого-то города.

Социальные проекты для школьников, примеры их реализации могут отличаться - для них можно выбрать помощь детям-инвалидам, что обучаются в обычных школах.

51. План социального развития

Наличие же в данном разделе плана социального развития коллектива будет, помимо всего прочего, ярким подтверждением эффективности и перспективности деятельности вашей фирмы (при условии, что ваши планы в этом отношении не пустой звук, что необходимо подтвердить фактами предшествующих периодов).

План социального развития коллектива предприятия представляет собой научно обоснованную и материально обеспеченную систему мероприятий, направленных на всестороннее и гармоничное развитие всех членов коллектива на основе прогрессивных изменений структуры, условий жизни трудового коллектива, усиление социальной однородности труда, наиболее полное удовлетворение материальных и духовных потребностей членов коллектива.

В план социального развития предприятия включаются следующие основные разделы.

1. Совершенствование социальной структуры трудового коллектива. В данном разделе предусматриваются мероприятия по улучшению профессионально-квалификационной структуры работника, сокращению численности работников ручного, тяжелого физического и монотонного труда, а также занятых на работах с вредными условиями труда, по улучшению соотношения между неквалифицированным и квалифицированным трудом, что приводит к повышению социальной однородности труда.

2. Улучшение условий труда и охраны здоровья работников предприятия. В этом разделе особое внимание уделяется мероприятиям по совершенствованию производственной среды.

3. Совершенствование оплаты труда, улучшение жилищных и культурно-бытовых условий работников предприятия. Здесь предусматривается не только общий рост уровня оплаты труда работников, но и установление правильных пропорций в уровне заработной платы различных категорий работников, дифференциация уровня оплаты труда внутри категорий работников в зависимости от уровня сложности и конечных результатов труда.

4. Воспитание личности, повышение трудовой и общественной активности работников и расширение их участия в управлении производством. Это прежде всего мероприятия направленные на развитие социальной активности работников и повышение их роли в управлении производством, его демократизацию; идейно-патриотическое воспитание, трудовое, экономическое, нравственное, правовое. Указанные виды воспитания тесно взаимодействуют между собой.

Главной задачей данного раздела плана является определение перспектив совершенствования воспитательной работы, создание условий для ее высокой эффективности.

В данном разделе бизнес-плана также можно привести информацию о правовых аспектах деятельности: сведения о регистрации, учредительных документах, форме собственности, законодательных ограничениях, особенностях налогообложения, патентной защиты и т. д.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Психология и педагогика. Шпаргалка автора Резепов Ильдар Шамильевич

Из книги Энциклопедия юриста автора

Право социального обеспечения ПРАВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ - система правовых норм, регулирующих отношения по материальному обеспечению и обслуживанию как отдельных граждан РФ (в старости, в случае болезни, частичной, или полной потери трудоспособности, потери

Из книги Как разобраться в ЖКХ и не переплачивать автора Шефель Ольга Михайловна

Из книги Биология [Полный справочник для подготовки к ЕГЭ] автора Лернер Георгий Исаакович

3.9. Биотехнология, клеточная и генная инженерия, клонирование. Роль клеточной теории в становлении и развитии биотехнологии. Значение биотехнологии для развития селекции, сельского хозяйства, микробиологической промышленности, сохранения генофонда планеты. Этические

автора Автор неизвестен

43. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ Социальный контроль (от фр. controle, англ control – господство, насилие) – регуляция поведения людей в социальных системах, осуществляемая членами общества по специальным схемам; механизм поддержания общественного порядка, включающий нормы и

Из книги Социология: Шпаргалка автора Автор неизвестен

44. ВИДЫ СОЦИАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ. ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ СОЦИАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ Виды социального контроля:а) экономический; б) социальный; в) технический г) управленческий (помогает реализовать планирование и руководство и др.); д) государственный (политический,

Из книги Социология: Шпаргалка автора Автор неизвестен

МЕХАНИЗМЫ СОЦИАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ Этапы реализации социального контроля: установление социальных норм и стандартов; сопоставление результатов с эталонными нормами и определение возможных отклонений; исправление отклонений (но не все заметные отклонения от норм

Из книги Основы социологии и политологии: Шпаргалка автора Автор неизвестен

18. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА Социальный институт – устойчивые и повторяющиеся формы социальной практики, при помощи которых организуется социальная жизнь и обеспечивается стабильность общественных отношений Развитие социальных институтов осуществляется

Из книги Основы социальной работы: Шпаргалка автора Автор неизвестен

60. ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА Основные функции социального работника: реализация диагностической функции предполагает изучение социальным работником особенностей группы,слоя,отдельного человека,степени и направленности на них микросреды и постановку

Из книги Урбанистика. часть 3 автора Глазычев Вячеслав Леонидович

Стратегический план развития города К сожалению, пока еще в России об этом важнейшем документе приходится говорить в будущем времени. Даже в тех случаях, когда разрабатываются стратегии развития, как, к примеру, в Норильске, перед которым стоит задача оптимизации

Из книги Фотосъемка. Универсальный самоучитель автора Кораблев Дмитрий

ЗАКОНЫ КОМПОЗИЦИИ В ФОТОГРАФИИ МЕЛКИЙ ПЛАН, СРЕДНИЙ ПЛАН, КРУПНЫЙ ПЛАН (ФРАГМЕНТ) Эти понятия являются базовыми в фотографической композиции. Если брать изображение человека или какого-либо объекта, то на мелком плане они будут изображены полностью на фоне какого-либо

Из книги Жилищный кодекс Российской Федерации автора Право и криминалистика Автор неизвестен --

Раздел III. ЖИЛЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫЕ ПО ДОГОВОРАМ СОЦИАЛЬНОГО НАЙМА Глава 7. ОСНОВАНИЯ И ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ ПО ДОГОВОРУ СОЦИАЛЬНОГО НАЙМА Статья 49. Предоставление жилого помещения по договору социального найма1. По договору социального найма

Из книги Памятка гражданам СССР, выезжающим за границу автора Автор неизвестен

Вопросы социального обеспечения Выплата пенсий и пособий гражданам СССР, находящимся за границей по служебным или частным делам, производится в соответствии с советским законодательством, положениями заключенных между СССР и страной пребывания соглашений или

Из книги Планирование на предприятии: Шпаргалка автора Автор неизвестен

29. ПЛАН СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ Объектом социального планирования на предприятии является весь персонал, его социальные группы, отдельные работники. Его основная цель – удовлетворение различных потребностей работников за счет средств и возможностей

Из книги Управление персоналом автора Доскова Людмила

Из книги Служебная собака [Руководство по подготовке специалистов служебного собаководства] автора Крушинский Леонид Викторович

Цели и задачи социального развития производственного коллектива опосредуются, конкретизируются, дифференцируются в показателях плана, которые представляют собой количественно-качественную характеристику определенных социальных процессов. Роль социальных показателей не сводится к выявлению характеристик, раскрывающих те или иные аспекты жизнедеятельности коллектива. Они должны полно отражать изменения определенных сфер функционирования коллектива в целом, что предполагает системный подход к формированию показателей социального плана, т.е. должен быть не просто перечень показателей, а их целостная система, обладающая объединяющими, интегративными качествами.

Системность показателей плана социального развития отражает целостность объекта планирования, предполагает их внутреннюю взаимосвязанность. Она обеспечивается наличием сквозных показателей, наиболее полно выражающих цели и задачи плана, имеющих связь с целями более широких систем, к которым принадлежит предприятие, - объединению отрасли. Системность требует соблюдения пропорций между показателями коллектива и его социальной среды, между социальными и технико-экономическими показателями предприятия.

Система показателей плана, каждого его раздела выполняет важнейшие функции. Во-первых, при помощи показателей производится оценка исходной ситуации, положения различных социальных групп в коллективе и самого коллектива в более широкой системе. Во-вторых, показатели позволяют проследить динамику различных социальных процессов, в-третьих, они дают возможность отразить результаты планирования и его социальный эффект. Наконец, правильно построенная система показателей дает основание для сравнения и соответствующей координации социального развития с коллективами других предприятий, с развитием отрасли, с народнохозяйственными планами.

Система показателей социального развития коллектива характеризует самые разнообразные социальные отношения и процессы, протекающие в нем. Для того, чтобы социальные показатели достаточно полно отражали многообразие и специфику этих отношений и процессов, необходима их классификация.

Широко распространенной является классификация социальных показателей, предложенная группой авторов под руководством З.И. Файнбурга и Е.С. Шайдаровой. Согласно их «Методике социального планирования коллектива предприятия» все показатели предложено разделить на 3 группы:

показатели развития материальных и культурных условий функционирования личности, группы, коллектива;

показатели, отражающие факты поведения личности, группы, коллектива;

показатели, отражающие факты сознания личности, группы.

Выделение трех групп показателей соответствует разным возможностям планомерного регулирования социальных процессов. Первая группа показателей характеризуется наибольшей точностью, выражена в количественной форме и подлежит непосредственному планированию (средняя заработная плата, количество посадочных мест в столовых, строительство жилья и т.д.) Вторая группа показателей, отражая такие социальные процессы, как социальная активность, потребление культурных благ (чтение книг, просмотр телепередач и пр.), не может директивно устанавливаться, так как исходит из субъективных потребностей личности или коллектива. Поэтому планирование процессов осуществляется через воздействие на условия их протекания и приобретает характер прогноза как опосредованного учета и регулирования (количество учащихся в вечерних школах, занимающихся в различных кружках и т.д.). Планирование показателей третьей группы (т.е. мотивов, установок, ценностных критериев) имеет еще более опосредованный характер и выражается в изменении общих условий деятельности работников. Для повышения таких показателей, как удовлетворенность работой, отношение к труду, необходима кропотливая работа по улучшению условий труда, быта и досуга трудящихся в пределах возможностей предприятия. По отношению к этим показателям вырабатывается методика общего прогнозирования, указывающего тенденции изменения этих показателей.

Показатели плана социального развития классифицируются также на обязательные и рекомендуемые. Такое деление позволяет творчески подходить к составлению планов, выделять свои специфические социальные проблемы, характерные для данного коллектива, и одновременно реализовать функцию сводимости, сопоставимости показателей при сравнении с планами других коллективов и с учетом вхождения этого коллектива в коллектив объединения, концерна, в социальную среду региона.

Планирование не может выполнять свои регулирующие функции без соответствующих нормативов. Эти нормативы должны быть объективными ориентирами, критериями при оценке уровня социального развития трудовых коллективов и при оценке уровня социального развития трудовых коллективов, и при оценке планируемых изменений этого уровня.

Социальный норматив - это такой интервал значений конкретного социального параметра, в пределах которого (интервала) объект может успешно выполнять свои функции по отношению к той системе, в которую он включен.

Подобно трем методам нормирования в экономике, в социальном планировании также могут применяться опытный, опытно-статистический и аналитически-расчетный методы. Если при разработке плана учитываются условия и оценка социального развития лишь данного коллектива, то используется опытный метод. При учете среднестатистических значений социальных параметров множества или ряда предприятий отрасли или региона речь идет об опытно-статистическом определении нормативов для предприятия. Если же при составлении плана анализируется опыт передовых в социальном отношении предприятий, выявляются лучшие в отрасли или регионе параметры социального развития, то это можно рассматривать как применение аналитически-расчетного метода определения социальных нормативов.

Специфика социальных нормативов для коллектива заключается и в том, что он принадлежит двум различным системам - отрасли и региону, а в этих системах значения норматива могут различными. Преодоление этой трудности возможно при формировании «оптимального норматива» - такого интервала значений социального параметра, в пределах которого коллектив успешно выполняет свои функции по отношению и к региону, и к отрасли.

Каждый раздел плана социального развития должен включать в себя описание сегодняшнего состояния коллектива предприятия в той или иной сфере его жизнедеятельности; определение целей и задач дальнейшего совершенствования данного направления, данной сферы; показатели, характеризующие изменение данной стороны жизни коллектива, и мероприятия, способствующие реализации поставленных целей и задач. Существуют две формы планирования - «количественная» и «качественная».

При так называемом количественном планировании, социальные цели и задачи находят наиболее точное выражение в цифровых показателях, по достижению которых судят о выполнении плана. При качественном планировании определяются условия для достижения некоторого качественного состояния, который трудно поддается количественному выражению.

Пропорции между этими формами планирования меняются от раздела к разделу и связаны со спецификой разделов плана. Так, все подразделы «Социальной структуры коллектива» планируются преимущественно в цифровом выражении. Для раздела «Улучшение условий труда» основная форма планирования - качественная, то есть должен быть использован соответствующий перечень мероприятий. Преобладание той или иной формы зависит от аспекта социальной жизнедеятельности предприятия. Для раздела «Совершенствование оплаты труда, улучшение жилищных и культурно-бытовых условий работников предприятия» характерно качественное планирование.

Структура разделов плана социального развития коллектива

Что касается мероприятий, то часть из них, способствующая реализации поставленных задач и достижению запланированных показателей, приводится в плане технического развития и организации производства и во избежание дублирования не указывается. В самом разделе отражаются лишь те специфические мероприятия, которых нет в других планах - разделах общего комплексного плана предприятия.

Цели социального и экономического планирования находятся в тесной связи, поскольку и то и другое должно способствовать решению триединой задачи общенародного государства:

совершенствованию общественных отношений,

повышению материального и культурного уровня жизни трудящихся.

В то же время каждая из них (целей) имеет свою специфику в соответствии с объектом планирования. Так как объектом экономического планирования является народное хозяйство, его отрасль, объединение, предприятие, то его цель - развитие, повышение эффективности народного хозяйства (отрасли, объединения, предприятия}.

Предприятие является, как уже говорилось, не только производственной, но и социальной ячейкой нашего общества, поэтому оно выполняет не только производственные, но и социальные функции.

Двойственная природа предприятия порождает и двойственность цели планирования социального развития коллектива предприятия. Исходя из главного назначения предприятия - выпуска продукции (выполнение работ, оказание услуг) планирование призвано прежде всего способствовать его успешному выполнению. В качестве же собственно социальных целей выступает изменение социальной структуры коллектива, удовлетворение разнообразных потребностей его членов для дальнейшего развития личности. Все эти локальные социальные цели проецируются на предприятие от обеих социальных целей общества.

Следовательно, цель планирования социального развития коллектива предприятия можно определить как комплексную:

повышение эффективности деятельности коллектива за счет социальных факторов;

создание условий для возможного удовлетворения материальных и духовных потребностей членов коллектива;

развитие личности каждого из них.

Реализация этой комплексной цели и будет означать дальнейшее совершенствование социальных отношений общества.

Социальное планирование на уровне предприятий, строек, организаций сталкивается с необходимостью решения вопросов, выходящих за рамки компетенции органов управления предприятием. В связи с этим социальные проблемы развития каждого трудового коллектива должны быть отражены в. комплексных планах развития отраслей и территориальных единиц районов, городов, областей и согласованы с ними.

Исходя из необходимости решения конкретных задач планы могут содержать и отличающиеся разделы. Так, планы 9 ГПЗ содержали такие разделы: "Совершенствование организации труда и управления производственным коллективом", план тольяттинского завода Волгоцемтяжмаш - "Охрана здоровья женщин". В планах заводов других городов включались разделы "Совершенствование социально - ncихологических отношений в коллективе", "Экономическая и социальная эффективность плана". Некоторые коллективы подразделяют pаздел “Развитие общественной активности трудящихся" на два раздела." "Развитие трудовой и общественной активности трудящихся и совершенствование отношений в коллективе" и "Духовное и физическое развитие работников предприятия” (отделения Куйбышевской железной дороги, 9 ГПЗ, металлургический завод им. В.И.Ленина и др.).

Планы социального развития разрабатываются уже третье десятилетие. Необходимость сравнения, сопоставления планов разных предприятий, оценки их выполнения, сведения их по отрасли, по региону поставила задачу разработки методических указаний о целях и задачах, структуре плана, системе показателей, контроле за ходом реализации.

Основные ответственные подразделения и организации

Введение

Отражение цели и задач плана социального развития коллектива в течение планируемого периода, исходного и перспективного состояния технико-экономической основы плана

Высшее руководство предприятием

I.Изменение социальной структуры работников

Реализация производственной, и социальной функций коллектива. Повышение эффективности производства, повышение содержания труда, уровня образования и квалификации, уменьшение социальных различий, удовлетворение потребностей членов коллектива

Технические подразделения, экономические и кадровые службы

II. Улучшение условий труда и охраны здоровья работников предприятия

Создание благоприятных условий труда и повышение здоровья работников как фактор повышения трудовой и социальной активности. Удовлетворение потребностей членов коллектива

Отдел НТО, завком, медицинская служба, отдел охраны труда и техники безопасности

III.Совершенствование оплаты и стимулирования труда, улучшение жилищных и культурно-бытовых условий работников предприятия

Планомерное повышение благосостояния и культурного уровня работников, уменьшение социальных различий в коллективе в экономическом и культурном отношении. Удовлетворение потребностей трудящихся

Экономические, кадровые подразделения, завком, ЖО

Каждую организацию можно рассматривать как социальную организацию, которая

характеризуется своей территорией, целями, руководством, социальными условиями.

Классификация социальных групп осуществляется по различным признакам:

Условные(объединяющие людей по какому-либо признаку для целей анализа);

Формальные и неформальные малые группы. В формальной группе для всех её членов

чётко прописаны все позиции, должностные инструкции, строго распределены все роли, структура

власти. Неформальная группа складывается и возникает стихийно, в ней не заданы отношения по

вертикали, эта группа формируется на базе взаимных симпатий или антипатий;

Референтные группы. Они служат эталоном, выполняя сравнительную и нормативную

Каждая группа характеризуется основными параметрами: состав, структура, групповые

процессы и нормы, система ценностей.

Состав группы характеризуется такими признаками как возраст, профессия, стаж работы,

уровень образования..

Структуру группы можно охарактеризовать на основе таких признаков, как структура

коммуникаций, структура предпочтений, структура власти.

Групповые процессы социально– психологического характера включают в себя адаптацию,

коммуникацию, идентификацию и интеграцию.

Групповые нормы– это правила, выработанные и принятые группой. Нормы тесно связаны с

ценностями, которые складываются в каждой группе на основе отношения к определённым

социальным явлениям.

Социальные процессы на предприятии должны управляться, эти целям служит социальное

планирование или планирование социального развития трудовых коллективов.

Однако необходимо отметить, что социально-экономическая нестабильность в обществе,

характерная для России середины90-х годов, борьба предприятий за выживание в новой рыночной

среде отодвинули вопросы планирования социального развития на предприятиях на второй план. Тем

не менее, это не означает, что необходимость такой работы потеряла свою актуальность, Усиление

стабилизационных процессов в стране неизбежно поставит проблемы управления социальным

развитием в ряд приоритетных. Об этом свидетельствует опыт экономически развитых стран мира.

Поэтому целесообразно рассмотреть вопросы организации управления социальным развитием на

предприятиях.

Изменения социальной структуры коллектива тесно связано с перемещениями её работников,

часть из которых заранее планируется(уход на пенсию, на учёбу и т.д.)

Важнейшим процессом социального развития коллектива является совершенствование

производственной сферы, которая оказывает большое влияние на здоровье и продолжительность

жизни человека, его работоспособность, социально– психологический климат в коллективе.

Улучшение условий труда создаёт предпосылки для более благоприятного протекания социальных

процессов в сфере труда– адаптации, мотивации, трудовых перемещений, сплочения коллектива.

Трансформация российской экономики затронула сферу труда, собственность, системы

оплаты труда, отношения между администрацией предприятия и работниками.

Профсоюз и коллективный договор становятся реальными инструментами защиты прав и

интересов работников.

В коллективный договор обычно включаются следующие вопросы:

Заработная плата;

Найм и увольнение работников;

Режим работы;

Охрана труда;

Социальная сфера;

Защита интересов лиц, в данный момент не работающих на

предприятии.

Социальному планированию на предприятии должно предшествовать комплексное

социологическое исследование трудового коллектива, целью которого может быть изучение

социальной структуры работников, выявление ее слабых звеньев и направлений совершенствования.

Изучению подлежат вопросы отношения людей к труду, факторы привлекательности и

непривлекательности труда на предприятии в целом и в каждом его подразделении.

Особое внимание необходимо уделять:

1) изучению степени содержательности труда,

2) его условий и уровня оплаты,

3) текучести кадров,

4) дисциплины труда,

5) ценностных ориентаций в коллективе.

Социологическое исследование завершается разработкой научно обоснованных рекомендаций

по изменению социальных параметров трудового коллектива, а также конкретных предложений по

различным направлениям работы в коллективе предприятия. Подобные рекомендации и предложения

становятся основой социального планирования на текущий период(год) и перспективу(3 - 5 лет и

Параллельно с планом социального развития коллектива многими предприятиями

разрабатывались так называемые социальные паспорта предприятий. Этот опыт целесообразно

использовать и в настоящее время.

Социальный паспорт предприятия представляет собой совокупность показателей,

отражающих состояние и перспективу социального развития. В нем характеризуются:

1) социальная структура коллектива предприятия,

2) его функции,

3) условия труда,

4) обеспеченность работников жильем, детскими дошкольными учреждениями,

подразделениями социальной инфраструктуры на самом предприятии.

В паспорте отражаются внутриколлективные отношения, социальная активность работников и

другие вопросы. Данные из социального паспорта используются при разработке плана социального

развития.

В дополнение к планам социального развития могут разрабатываться специализированные

социальные программы, такие, например, как"Здоровье", "Женский труд", "Молодежь", "Жилье",

"Условия труда" и др.

Планирование социального развития трудовых коллективов обеспечивает рост социальной

эффективности, которая, наряду с экономической эффективностью, является важнейшей

предпосылкой и условием благополучия предприятия и его работников.



Поделиться