Что такое речевой этикет презентация. Речевой этикет. Соблюдайте правила, ведущие к успеху общения

Cлайд 1

Cлайд 2

“Этикет (от франц.etiquette – ярлык,этикетка)-совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы общения, манеры и одежда) ”

Cлайд 3

Этика речевого общения Речевая этика – это правила должного речевого поведения, основанные на нормах морали, национально – культурных традициях. Этика речевого общения начинается с соблюдения условий успешного речевого общения: с доброжелательного отношения к адресату, демонстрации заинтересованности в разговоре, «понимающего понимания» - настроенности на мир собеседника, искреннего выражения своего мнения, сочувственного внимания.

Cлайд 4

Речевой этикет - это система правил речевого поведения и устойчивых формул вежливого общения. Речевой этикет имеет национальную специфику. В российском обществе особую ценность представляют тактичность предупредительность терпимость доброжелательность выдержанность Слово - стрела, выпустишь - не вернешь

Cлайд 5

Тактичность - это этическая норма, требующая от говорящего понимать собеседника, избегать неуместных вопросов, обсуждения тем, которые могут оказаться неприятными для него

Cлайд 6

Предупредительность заключается в умении предвидеть возможные вопросы и пожелания собеседника, готовность подробно проинформировать его по всем существенным для разговора темам.

Cлайд 7

Терпимость состоит в том, чтобы спокойно относиться к возможным расхождениям во мнениях, избегать резкой критики взглядов собеседника.

Cлайд 8

Доброжелательность необходима как в отношении к собеседнику, так и во всем построении разговора: в его содержании и форме, в интонации и подборе слов.

Cлайд 9

Главный этический принцип речевого общения – соблюдение паритетности – находит своё выражение, начиная с приветствия и кончая прощанием, на всем протяжении разговора.

Cлайд 10

Составляющие акта общения начальные формулы общения основная часть формулы, используемые в конце общения Формулы представления, официального и неофициального приветствия Формулы прощания Формулы пожелания, приглашения, поздравления, просьбы, совета, рекомендации, отказа

Cлайд 11

Формулы представления - Разрешите с вами познакомиться. - Давайте познакомимся. - Будем знакомы. - Я хотел бы с вами познакомиться.

Cлайд 12

При обращении в учреждение по телефону или лично возникает необходимость представиться: - Моя фамилия Сергеев. - Позвольте (разрешите) представиться. - Меня зовут Валерий Павлович.

Cлайд 13

Представление - Супругов представляют вместе: фамилию, имя жены, имя мужа. - По всем правилам представлять надо: младших старшим; подчиненного начальству; мальчика девочке; приятеля или подругу (не зависимо от возврата) родителям. - Если кого-то знакомят с мужчиной, то мужчина должен встать, а вот женщина может сидеть, за исключением случая, когда ей представляют старшую по возрасту женщину. - Представляя кого-либо, следует не только назвать его фамилию, но и кратко охарактеризовать. - Если знакомим двух людей одного возраста, то сначала называем того, кто нам ближе (родственника).

Cлайд 14

Cлайд 15

Здороваемся - В помещении здоровается первым тот, кто входит. - Проходящий мимо здоровается первым независимо от возраста, когда кого-либо обгоняет. - Если увидели в окне или на балконе знакомого надо поздороваться легким поклоном, а не кричать на всю улицу.

Cлайд 16

- Когда обращаетесь с просьбой к незнакомым людям принято здороваться. - Здороваемся и прощаемся с соседями по столу в кафе или ресторане, купе поезда (но не со всем плацкартным вагоном), у врача, в канцелярии, в ложе театра, в маленьком домашнем магазине. - Мужчина здоровается с женщиной первым, даже если сам находится в обществе других женщин. Женщина здоровается первой с женщиной старше себя.

Cлайд 17

Приглашение - Позвольте (разрешите) пригласить вас… - Приходите на праздник (юбилей, встречу). - Будем рады видеть вас. Поздравление: - Разрешите поздравить вас с… - Примите мои искренние (сердечные, горячие) поздравления… - Горячо поздравляю…

Cлайд 18

Просьба - Сделайте одолжение… - Если вам не трудно (если вас это не затруднит)… - Будьте любезны… - Не могу ли попросить вас… - Очень вас прошу… Советы и предложения - Разрешите порекомендовать вам… - Позвольте обратить ваше внимание на… - Я бы предложил вам…

Cлайд 19

Формулировка отказа - (Я) не могу (не в силах, не в состоянии) помочь (разрешить, оказать содействие). - В настоящее время это (сделать) невозможно. - Поймите, сейчас не время обращаться с такой просьбой. - Простите, но мы (я) не можем выполнить вашу просьбу. - Я вынужден отказать (запретить, не разрешить).

Cлайд 20

Cлайд 21

Поэтическая игра *Растает даже ледяная глыба от слова теплого спасибо *Зазеленеет старый пень, когда услышит добрый день *Если больше есть не в силах, скажем маме мы спасибо *Когда нас бранят за шалости говорим мы прости пожалуйста *И во Франции и в Дании на прощанье говорят до свидания *Мальчик вежливый и развитый говорит встречаясь здравствуйте

Cлайд 22

Если в начале века универсальными способами обращения были гражданин и гражданка, то во второй половине 20-го века большое распространение получили диалектные южные формы обращения по признаку пола – женщина, мужчина. В последнее время нередко в непринуждённой разговорной речи, при обращении к незнакомой женщине употребляется слово дама, однако при обращении к мужчине слово господин используется только в официальной, полуофициальной, клубной обстановке.

Cлайд 23

Уважительное отношение к участникам разговора В традициях русского речевого этикета запрещается о присутствующих говорить в третьем лице (он, она, они), таким образом, все присутствующие оказываются в одном «наблюдаемом» дейктическом пространстве речевой ситуации « Я – Ты (Вы) – Здесь – Сейчас».

Cлайд 24

Перебивание. Встречные реплики Вежливое поведение в речевом общении предписывает выслушивать реплики собеседника до конца. Однако высокая степень эмоциональности участников общения, демонстрация своей солидарности, согласия, введение своих оценок «по ходу» речи партнёра – рядовое явление диалогов и полилогов праздноречевых жанров, рассказов и историй – воспоминаний. По наблюдения исследователей, перебивы характерны для мужчин. Кроме того, перебивание встречаются при потере коммуникативной заинтересованности.

Cлайд 1

Cлайд 2

Знаете ли вы, что такое этикет? Этикет – это правила о том, как вести себя среди людей, чтобы им было приятно и хотелось с тобой общаться. Речевой этикет – это правила о том, как вести себя во время разговора, как обращаться к разным людям с приветствием, просьбой, вопросом, поздравлением или замечанием.

Cлайд 3

«ЗДРАВСТВУЙТЕ!» Что значит здороваться? ! Фраза «Он перестал со мной здороваться» означает: он прервал со мной добрые отношения, перестал меня уважать. Это значит пожелать человеку здоровья, долгих лет жизни. Это значит проявить доброжелательность и уважение. Это значит подтвердить, что ты хорошо относишься к человеку.

Cлайд 4

Уклониться от приветствия или не ответить на него во все времена у всех народов считалось верхом невоспитанности. Ведь в поклоне, коротких словах привета заключен большой смысл: «Я вижу тебя, Человек, ты мне симпатичен. Знай, что я тебя уважаю, не имею дурных намерений и желаю тебе самого доброго!»

Cлайд 5

РЕЧЕВАЯ СИТУАЦИЯ С кем я говорю? Когда происходит разговор? Где происходит разговор? С какой целью я говорю? Как я говорю? Выбор слов приветствия определяется речевой ситуацией и речевым этикетом, то есть зависит от того, моложе или старше тот, кого вы приветствуете, каково его положение по отношению к вам, знакомы вы или нет и от многих других причин.

Cлайд 6

Прокомментируйте эти речевые ситуации: Кто, с кем, когда и где может так поздороваться? В какой ситуации такие приветствия неуместны?

Cлайд 7

Cлайд 8

ПРОВЕРЬ СЕБЯ 1. Ты идешь с товарищем по улице. Он поздоро-вался с незнакомым тебе человеком, приостано-вился. Надо ли поздороваться и тебе? С каким приветствием ты обратишься? Если ты ответил на вопрос, нажми любую клавишу и сверь свой ответ с нашим. Если твой спутник здоровается со своим знакомым, нужно и тебе поздороваться с ним, даже если вы не знакомы. Если человек совсем не знаком тебе, то поздороваться можно молча: поклоном или вежливым кивком головы.

Cлайд 9

2. Как поступить, если с тобой поздоровался человек, которого ты не знаешь? Что произнести в этом случае? Если ты ответил на вопрос, нажми любую клавишу и сверь свой ответ с нашим. Нужно ответить на приветствие. Можно сказать, что он ошибся. Но невежливо, пожимая плечами, выражать свое недоумение. 3. Как поступить, если ты встречаешься со знакомым несколько раз в день? Если ты ответил на вопрос, нажми любую клавишу и сверь свой ответ с нашим. Каждый раз поздороваться. Можно прибавить «еще раз» или пошутить, если встреча случайна и это уместно.

Cлайд 10

4. Ты часто во дворе и подъезде своего дома встречаешься с одними и теми же людьми. Полагается ли в таких случаях здороваться? Если ты ответил на вопрос, нажми любую клавишу и сверь свой ответ с нашим. Если ты ответил на вопрос, нажми любую клавишу и сверь свой ответ с нашим. Непременно! 5. Ты не сразу заметил знакомого, не успел с ним поздороваться или ответить на его приветствие. Как поступить? При первой же возможности надо извиниться перед ним.

Cлайд 11

Вежливый человек непременно ответит на приветствие. При этом он использует для каждой отдельной ситуации свою речевую форму ответа. Рад тебя видеть! Как хорошо, что мы встретились! Как жизнь? Как дела? Какие новости? Как здоровье? Как дома? Давненько мы не видались! Какие успехи? «КАК ПОЖИВАЕТЕ?»

Cлайд 12

Что вы обычно отвечаете на вопрос «Как твои дела?»? Спасибо, хорошо. Благодарю Вас, неплохо. Все в порядке. Нормально. Как Вам сказать? Не знаю, что и сказать. Кажется, ничего. Все по-старому. Отвратительно. Хуже не придумаешь. Лучше не спрашивай. Просто ужасно. ? Нравятся ли вам люди, которые при ответе на вопрос «Как дела?» начинают жаловаться: «Все плохо, чувствую себя ужасно, настроение совсем упало, денег нет…» и тому подобное. Почему?

Cлайд 13

ЗАДАНИЕ Напишите письмо англичанину, изучающему русский язык, о формах приветствия и ответах на них, существующих в русском языке.

Cлайд 14

«ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!» В каких ситуациях вы использовали бы эти выражения: ! Помните, что от того, как звучит приглашение, зависит, захочется ли человеку им воспользоваться! Не хотите ли…? Разрешите пригласить Вас… Мне очень хотелось бы… Ты не против…? Давай сходим… Почему бы нам…? Закончите предложения.

Cлайд 15

Ответьте на приглашения: Петя болеет. Давай его навестим. Не хочешь поиграть со мной в шахматы? Разрешите мне от имени класса пригласить Вас на чаепитие. Не согласитесь ли Вы принять участие в жюри конкурса? Проходи пожалуйста, садись, угощайся тортом.

Cлайд 16

С давних пор в России существовал обычай: желая видеть кого-либо своим гостем, хозяин посылал ему приглашение. Эти приглашения были самыми разнообразными, но их объединяло одно: доброжелательность, почтение, уважение к приглашаемому. Милостивый государь! Весьма много обяжете меня своим посещением вечерком для дружеской беседы, чем и супругу мою обрадуете. Многоуважаемый Е.Н.! Завтра ожидаем Вас к обеду. Вы, разумеется, не захотите лишить нас удовольствия видеть Вас.

Cлайд 17

Дорогая В.Н.! Нарочно заезжала к Вам и, не застав Вас дома, передала прислуге о цели моего посещения. Но почитая это недо- статочно этикетным, посылаю Вам собствен- норучно просьбу пожа- ловать всем семейством к нам на день рождения дочери, вечерком в среду. Этим много обяжете. Д.М. Любезный М.П.! Сделай нам удовольствие, приезжай к нам на домашнюю вечеринку. Будут только свои. Надеюсь, тебя это развлечет. Твой Ф.Л.

Cлайд 18

ЗАДАНИЕ: 2. Напишите несколько вариантов приглашения (другу, подруге, учителю, родителям друга) на какое-либо торжество (день рождения, праздничный концерт, чаепитие и т.д.). Обсудите свои приглашения с одноклассниками. 1. Расскажите, что вам понравилось в прочитанных приглашениях?

Cлайд 19

Вежливые слова являются приобретением цивилизации. Невозможно представить себе дикаря, обращающегося к соплеменнику со сло-вами: «Будьте так любезны, передайте, пожалуй-ста, вон ту кость. Благодарю Вас, извините за беспокойство». Но если современный человек не употреб-ляет в своей речи вежливых слов, он становится настоящим пещерным человеком! «БЛАГОДАРЮ ВАС!»

Cлайд 20

? Знаете ли вы, что слово «Спасибо» возникло в результате сращения устойчивого сочетания «спаси Бог»? 1.Попробуйте объяснить, как это словосоче- тание стало формой выражения благодар-ности. 2. Поблагодарите кого-либо ЗАДАНИЕ: За приглашение на день рождения За помощь За подарок

Cлайд 21

Какие из этих слов благодарности вы используете? Спасибо. Большое спасибо. Благодарю Вас. Я тебе очень благодарен! Примите мою благодарность. Придумайте ситуации, в которых вы могли бы произнести эти слова. Очень Вам признателен. Разрешите поблагодарить Вас. Спасибочки. Очень важно не только уметь поблагодарить, но и уметь ответить на слова благодарности! Ведь нельзя просто промолчать, услышав «Спасибо». !

Cлайд 22

Вот как можно ответить на выражение благодарности: Пожалуйста! Не за что! Не стоит благодарности! Ну что Вы, мне это было приятно. Я рад, что Вы довольны. Придумайте еще несколько возможных ответов. ! А вот так отвечать нельзя: Теперь ты мой должник! Ты понимаешь, скольким мне обязан? За «спасибо» ничего не купишь! Помни мою доброту!

Cлайд 23

«ИЗВИНИТЕ» Какие из этих слов и выражений вы используете, когда вам нужно попросить прощения? Простите. Извините. Прошу прощения. Виноват! Прошу извинить меня. Не сердитесь на меня. Примите мои извинения. Приношу свои извинения. Придумайте ситуации, в которых вы могли бы произнести эти слова. ! Чаще всего следует объяснить, за что вы просите прощения: Простите за опоздание. Извините за беспокойство.

Cлайд 24

ЗАДАНИЕ: 1. Расскажите, с какой интонацией произ-носятся слова, которыми вы просите про-щения. Что может произойти, если инто-нация не будет соответствовать смыслу сказанного? 2. Составьте диалоги на данные ситуации: Вы опоздали на урок. Вы забыли дома вещь, которую должны были вернуть товарищу. В транспорте вы нечаянно наступили на ногу соседу. Взрослые разговаривают, а вам надо прервать их по срочному делу.

Cлайд 25

«ПРОШУ ВАС!» Мы часто обращаемся к людям с самыми разными просьбами. И от того, как мы это сделаем, зависит, услышат ли нас, захотят ли помочь. Какие из этих слов и выражений вы используете, когда вам нужно о чем-то попросить? Пожалуйста… Будьте любезны… Если Вас не затруднит… Сделайте одолжение… Не откажите в любезности… Если Вас не затруднит… Могли бы Вы…? Можно ли мне…? Нельзя ли…? Прошу Вас… Придумайте предложения с этими словами.

Слайд 2

“В языке своем народ, в продолжение многих тысячелетий и в миллионах индивидуумов, сложил свои мысли и свои чувства. Природа страны и история народа, отражаясь в душе человека, выражались в слове. Человек исчезал, но слово, им созданное, оставалось бессмертной и неисчерпаемой сокровищницей народного языка... Наследуя слово от предков наших, мы наследуем не только средства передавать наши мысли и чувства, но наследуем самые эти мысли и эти чувства”. К. Д. Ушинский

Слайд 3

Речевой этикет - это система правил речевого поведения и устойчивых формул вежливого общения

Есть такое понятие - "речевой этикет" - правила общения. Соблюдая их, люди лучше понимают друг друга. Правила речевого поведения регулируются речевым этикетом, сложившейся в языке и речи системой устойчивых выражений. Это ситуации обращения, приветствия, прощания, извинения, благодарности, поздравления, пожелания, сочувствия и соболезнования, одобрения и комплимента, приглашения, предложения, просьбы совета и многое другое.

Слайд 4

Специфика русского речевого этикета

Речевой этикет имеет национальную специфику. Каждый народ создал свою систему правил речевого поведения. В российском обществе особую ценность представляют такие качества как, тактичность, предупредительность, терпимость, доброжелательность, выдержанность. Важность этих качеств отражается в многочисленных русских пословицах и поговорках, характеризующих этические нормы общения. Умный не говорит, невежда не дает говорить. Язык - один, уха - два, раз скажи, два раза послушай. Дед говорит про курицу, а бабка - про утку. Вы слушайте, а мы будем молчать. Глухой слушает, как немой речь говорит. Все беды человека от его языка. Корову ловят за рога, людей за язык.

Слайд 5

Техника реализации этикетных форм

Любой акт общения имеет начало, основную часть и заключительную. Если адресат незнаком субъекту речи, то общение начинается со знакомства. При этом оно может происходить непосредственно и опосредованно. Конечно, желательно, чтобы вас кто-то представил, но бывают случаи, когда это необходимо делать самому. Официальные формулы приветствия: - Здравствуйте! - Добрый день! Неофициальные формулы приветствия: - Привет! - Здравствуй

Слайд 6

Взаимодействие речевого и поведенческого этикета

Этикет тесно связан с этикой. Этика предписывает правила нравственного поведения (включая общение), этикет предполагает определенные манеры поведения и требует использования внешних, выраженных в конкретных речевых действиях формул вежливости. В устном общении необходимо соблюдать ряд этических и этикетных норм,тесно связанных друг с другом Во-первых, надо уважительно и доброжелательно относиться к собеседнику. Во-вторых, говорящему предписывается быть скромным в самооценках, не навязывать собственных мнений, избегать излишней категоричности в речи.

Слайд 7

Речевые дистанции и табу

Дистанция в речевом общении определяется возрастом и социальным положением. Она выражается в речи употреблением местоимений ты и Вы. Речевой этикет определяет правила выбора одной из этих форм. Пустое“Вы” сердечным “Ты” Она,обмолвясь, заменила.. А.С.Пушкин степенью знакомства партнеров (ты - знакомому, Вы - незнакомому); официальностью обстановки общения (ты - неофициальное, Вы - официальное); характером взаимоотношений (ты - дружеское, "теплое", Вы - подчеркнуто вежливое или натянутое, отчужденное, "холодное"); равенством или неравенством ролевых отношений (по возрасту, положению: ты - равному и нижестоящему, Вы - равному и вышестоящему Выбор диктуется:

Слайд 8

Комплименты.Культура критики в речевом общении.

Комплимент - это особая форма похвалы, выражение одобрения, уважения, признания или восхищения; любезные, приятные слова, лестный отзыв. Критика- Обсуждение, разбор чего-либо с целью оценить достоинства, обнаружить и выправить недостатки

Слайд 9

Невербальные средства общения

Разговаривая друг с другом, люди для передачи своих мыслей, настроений, желаний наряду со словесной речью используют жесты и мимику. При помощи невербального языка: подтверждаем, поясняем или опровергаем передаваемую словесным путем информацию; передаем информацию сознательно или бессознательно; выражаем свои эмоции и чувства; регулируем ход разговора; контролируем и воздействуем на других лиц;


Оглавление 1.1 История возникновения речевого этикета; 1.2 Основа речевого этикета и факторы, определяющие его формирование; 2.1 Правила и нормы речевого этикета в начале общения: обращение, приветствие; 2.2 Правила и нормы речевого этикета в процессе общения: формулы вежливости и взаимопонимания; Правила и нормы речевого этикета в конце общения: прощание, резюмирование и комплименты; Особенности речевого этикета при дистанционном общении, общении по средством телефона, интернета; 2.5 Национальные отличия речевых этикетов в разных странах; Заключение: Значение речевого этикета для общества и культуры страны; Список литературы.


1.1 История возникновения речевого этикета. Англию и Францию называют обыкновенно: " классическими странами этикета ". Однако, родиной этикета назвать их никак нельзя. Грубость нравов, невежество, поклонение грубой силе и т. п. в XV столетии господствуют в обоих странах. О Германии и прочих странах тогдашней Европы можно вообще не говорить, одна лишь Италия того времени составляет исключение. Облагораживание нравов итальянского общества начинается уже в XIV веке. Человек переходил от феодальных нравов к духу нового времени и этот переход начался в Италии раньше чем в других странах. в то время как вся остальная Европа утопала в междоусобицах, а феодальные порядки держались еще в полной силе, Италия была страной новой культуры. Эта страна и заслуживает по справедливости быть названной родиной этикета.


« Этикет (французское etiquette - ярлык, этикетка) - совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда)». Как видим само слово " этикет " пришло к нам из Франции, из королевского двора Людовика Х IV. А этикетками называли маленькие бумажные планшетки, выдававшиеся тем, кто хотел (или его заставляли) предстать перед королём. На них было написано то, как должен человек обращаться к королю, какие движения должен делать, какие слова говорить


1.2 Основа речевого этикета и факторы, определяющие его формирование. В процессе воспитания, социализации человек, становясь личностью овладевает культурой общения. Но для этого надо ориентироваться в ситуации общения, действовать по правилам коммуникативных ролей говорящего или слушающего, строить текст в соответствии со стилистическими нормами, владеть устными и письменными формами общения, уметь общаться контактно и дистантно, а еще и владеть всей гаммой невербальных средств коммуникации.


Л. А. Введенская в своей книге " Русский язык и культура речи " даёт такое определение речевому этикету: " Под речевым этикетом понимаются разработанные правила речевого поведения, система речевых формул общения ". Н. И. Формановская дает такое определение: Под речевым этикетом понимаются регулирующие правила речевого поведения, система национально специфичных стереотипных, устойчивых формул общения, принятых и предписанных обществом для установления контакта собеседников, поддержания и прерывания контакта в избранной тональности. Степень владения речевым этикетом определяет степень профессиональной пригодности человека.


Речевой этикет строится с учётом особенностей партнёров, вступающих в деловые отношения, ведущих деловой разговор: социального статуса субъекта и адресата общения, их места в служебной иерархии, их профессии, национальности, вероисповедания, возраста, пола, характера. Основу речевого этикета составляют речевые формулы, характер которых зависит от особенностей общения. Любой акт общения имеет начало, основную часть и заключительную часть.


2.1 Правила и нормы речевого этикета в начале общения: обращение, приветствие Приветствие: Если адресат незнаком субъекту речи, то общение начинается со знакомства. При этом может происходить непосредственно и опосредованно. По правилам хорошего тона не принято вступать в разговор с незнакомым человеком и самому представляться. Разрешите с Вами познакомиться. Я хотел бы с Вами познакомиться Давайте познакомимся


Официальные и неофициальные встречи знакомых, а иногда и незнакомых людей начинаются с приветствия. В русском языке основное приветствие - здравствуйте. Оно восходит к старославянскому глаголу здравствовать, что означает " быть здравым ", т. е. здоровым. Наряду с этой формой распространено приветствие, указывающее на время встречи: Доброе утро, Добрый день, добрый вечер. Помимо общеупотребимых приветствий существуют приветствия, которые подчёркивают радость от встречи, уважительное отношение, желание общения: Очень рад Вас видеть!; Добро пожаловать!; Моё почтение!


Обращение: Обращение – один из важнейших и необходимых компонентов речевого этикета. Обращение используется на любом этапе общения, на всём его протяжении, служит его неотъемлемой частью. В то же время норма употребления обращения и его форма окончательно не установлены, вызывают разногласия, являются больным местом русского речевого этикета.


Монархический строй в России ХХ века сохранял разделение на людей на сословия: дворяне, духовенство, разночинцы, купцы, мещане, крестьяне. Отсюда обращение господин, госпожа по отношению к людям привилегированных сословий; сударь, сударыня – для среднего сословия или барин, барыня для тех и других и отсутствие единого обращения к представителям низшего сословия. В других же цивилизованных странах обращения были едины для всех слоёв и сословий (мистер, миссис, мисс – Англия, США; синьор, синьорина, синьора – Италия; пан, пани – Польша, Чехия и Словакия) Монархический строй в России ХХ века сохранял разделение на людей на сословия: дворяне, духовенство, разночинцы, купцы, мещане, крестьяне. Отсюда обращение господин, госпожа по отношению к людям привилегированных сословий; сударь, сударыня – для среднего сословия или барин, барыня для тех и других и отсутствие единого обращения к представителям низшего сословия. В других же цивилизованных странах обращения были едины для всех слоёв и сословий (мистер, миссис, мисс – Англия, США; синьор, синьорина, синьора – Италия; пан, пани – Польша, Чехия и Словакия)


2.2 Правила и нормы речевого этикета в процессе общения: формулы вежливости и взаимопонимания После приветствия обычно завязывается деловой разговор. Речевой этикет предусматривает несколько зачинов, которые обусловлены ситуацией. Наиболее типичны 3 ситуации: торжественная, рабочая, скорбная.


« Словарю по этике », который определяет вежливость так: «... моральное качество, характеризующее человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом обращения с окружающими ». Значит, вежливость - это проявление уважения. Вежливость - это и готовность оказать услугу тому, кто в ней нуждается, и деликатность, и такт. И, конечно же, своевременное и уместное речевое проявление - речевой этикет - неотъемлемый элемент вежливости.


Галантный - это изысканно-вежливый и любезный по. отношению к женщине; корректный ведет себя сдержанно в полном соответствии с правилами, ни на шаг от них не отступая; учтивый всегда почтительно вежлив... Ну, а о проявлениях невежливости упомянем ниже. Здесь же сделаем вывод, который нам потребуется в дальнейших рассуждениях: невежливость - это отведение адресату роли ниже той, на которую он может рассчитывать, неуважительность к нему; вежливость - это уважительность к адресату, отведение ему той роли, которая соответствует его признакам, а может быть, и несколько выше, когда с ним учтивы или галантны.


2.3 Правила и нормы речевого этикета в конце общения: прощание, резюмирование и комплименты Конец общения: Когда разговор заканчивается, собеседники используют формулы расставания, прекращения общения. Они выражают пожелание (Всего Вам доброго (хорошего)! До свидания!); надежду на новую встречу (До вечера (завтра, субботы); Надеюсь, мы расстаёмся ненадолго. Надеюсь на скорую встречу); сомнение в возможности ещё раз встретиться (Прощайте! Вряд ли ещё увидимся. Не поминайте лихом!)


Кроме обыкновенных форм прощаний существует давно устоявшийся ритуал комплимента. Тактично и вовремя сказанный комплимент, он поднимает настроение у адресата, настраивает на положительное отношение к оппоненту. Комплимент говорится в начале разговора, при встрече, знакомстве или во время беседы, при расставании. Комплимент всегда приятен. Опасен только неискренний комплимент, комплимент ради комплимента, чрезмерно восторженный комплимент.


Комплимент относится к внешнему виду, свидетельствует об отличных профессиональных способностях адресата, его высокой нравственности, даёт общую положительную оценку - Вы хорошо (отлично, прекрасно) выглядите. - Вы (так, очень) обаятельны (умны, находчивы, практичны). - Вы хороший (отличный, прекрасный) специалист. - С Вами приятно (отлично, хорошо) иметь дело (работать, сотрудничать). - Приятно было познакомится! - Вы очень милый (интересный) человек (собеседник Отсутствие прощального ритуала или его невнятность или скомканность никак не говорят о том, что человек ушёл « по - английски », это говорит или о негативном, враждебном или неприязненном отношении человека либо о его банальной невоспитанности.


2.4 Особенности речевого этикета при дистанционном общении, общении по средством телефона, интернета Научно - технический прогресс ввёл в этикет новую культуру общения – общение по средствам телефона. В чём специфика телефонного разговора как одного из видов речевой деятельности? Н. А. Акишина в своей книге « Речевой этикет русского телефонного разговора » телефонного разговора в этой системе состоит в следующем: так раскрывает эту проблему: « Телефонный разговор включается в число видов речевого общения, осуществляемых при помощи технических средств.




В зависимости от отношений абонентов и ситуации различаются телефонные разговоры: 1.) Официальные (деловые) – между незнакомыми или малознакомыми людьми. 2.) Неофициальные (частые) 3.) Нейтральные – между знакомыми, но равными по положению и возрасту 4.) Дружеские – между близкими людьми


Правила разговора по телефону: 1.) Следует разграничивать официальные и неофициальные разговоры. Деловые звонки ведутся на рабочих аппаратах, неофициальные – на домашних 2.) Неприлично звонить до 9 утра и после 22:00. 3.) Нельзя звонить незнакомым людям, если приходится это делать, нужно обязательно пояснить, кто дал телефон. 4.) Разговор не должен быть долгим – 3-5 минут 5.) Абонент, которому звонят, не обязан себя называть, даже если это служебный телефон. 6.) Непозволительно звонящему начинать разговор с вопросов: «Кто говорит?», «Кто у телефона?»


Смысловые части телефонного разговора 1.) Установление контакта (установление личности, проверка слышимости) 2.) Начало разговора (приветствие, вопрос о возможности говорить, вопросы о жизни, делах, здоровье, сообщение о цели звонка) 3.) Развитие темы (развёртывание темы, обмен информацией, высказывание мнений) 4.) Конец разговора (заключительные фразы, обобщающие тему разговора, этикетные фразы, прощание) Смысловые части телефонного разговора 1.) Установление контакта (установление личности, проверка слышимости) 2.) Начало разговора (приветствие, вопрос о возможности говорить, вопросы о жизни, делах, здоровье, сообщение о цели звонка) 3.) Развитие темы (развёртывание темы, обмен информацией, высказывание мнений) 4.) Конец разговора (заключительные фразы, обобщающие тему разговора, этикетные фразы, прощание)


2.5 Национальные отличия речевых этикетов в разных странах Речевой этикет - важный элемент всякой национальной культуры. В языке, речевом поведении, устойчивых формулах (стереотипах) общения отложился богатый народный опыт, неповторимость обычаев, образа жизни, условий быта каждого народа. А это бесконечно ценно.


Заключение: Значение речевого этикета для общества и культуры страны Русский речевой этикет является одной из составляющих национальной культуры, которая берёт на себя основную тяжесть сохранения русского этноса и государственности. И возрождение, и законодательное закрепление норм правил русского этикета и речевого этикета, в том числе должно стать приоритетной задачей государства и общества в ближайшее время. Ведь это будет огромным и основательным шагом в возрождении России как одного из столпов мировой культуры и цивилизации, с другой – это будет великим вкладом в дело сохранения и развития русского этноса и государства.


Список литературы 1. Акишина А. А., Формановская Н. И. «Русский речевой этикет» М., Гольдин В.Е. «Речь и этикет». М.: Просвещение, Л.А. Введенская «Русский язык и культура речи»., М А.А. Акишина, «Речевой этикет русского телефонного разговора», М Э.В. Арова «Будьте добры»., М М.Д. Архангельская «Бизнес-этикет или игра по правилам», М Янышев В. Е. Речь и этикет. М., Ф. Фолсом «Книга о языке», М Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта Список литературы 1. Акишина А. А., Формановская Н. И. «Русский речевой этикет» М., Гольдин В.Е. «Речь и этикет». М.: Просвещение, Л.А. Введенская «Русский язык и культура речи»., М А.А. Акишина, «Речевой этикет русского телефонного разговора», М Э.В. Арова «Будьте добры»., М М.Д. Архангельская «Бизнес-этикет или игра по правилам», М Янышев В. Е. Речь и этикет. М., Ф. Фолсом «Книга о языке», М Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта

Вера Мишунина
Презентация «Этикет культуры речевого общения детей младшего дошкольного возраста»

Слова умеют плакать и смеяться,

Приказывать, молить и заклинать,

И, словно сердце, кровью обливаться,

И равнодушным холодом дышать,

Призывом стать, и отзывом, и зовом

Способно слово, изменяя лад.

И проклинают, и клянутся словом,

Напутствуют, и славят, и чернят.

Я. Козловский.

«Формирование основ культуры поведения начинается с самых первых лет жизни ребёнка. Он, подражая взрослому человеку, начинает осваивать основные нормы общения . К старшему дошкольному возрасту у ребёнка могут быть воспитаны довольно устойчивые формы поведения, отношение к окружающему соответственно усвоенным моральным нормам и правилам».

Научить ребенка :

Правильно и понятно для окружающих излагать свои мысли.

Вежливо отвечать на вопросы и обращаться с просьбой.

Слушать и слышать других.

Быть интересным собеседником, чувствовать себя непринужденно во время разговора.

Этикет - (в переводе с фр. - ярлык, этикетка ) . Совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям. Форма, манера поведения, правила учтивости и вежливости, принятие в том или ином обществе .

Для чего нужен речевой этикет ?

Является словесным выражением уважительного отношения друг к другу.

Помогает отстоять свою позицию в споре, не задевая самолюбия оппонента, предотвращая негативные переживания.

Формула речевого этикета :

Думай :

Кому говоришь,

Что говоришь,

Где говоришь,

Зачем говоришь,

Какие из этого будут последствия

Дети, как губки впитывают в себя решительно все, что их окружает, поэтому контролируйте свою речь, поведение, потому что личный пример для ребенка убедительней тысячи слов. Ребенок усваивает речь так называемым «материнским способом» , подражая взрослым, поэтому важно, чтобы он слышал не только правильную, но и вежливую речь. Как говорил Макаренко : «Ваше собственное поведение решающая вещь» .

Публикации по теме:

Использование сказки как средства эмоционального, художественно-речевого развития детей младшего дошкольного возраста 2. Вашему вниманию я хочу представить проект, который называется «Использование сказки как средства эмоционального, художественно-речевого.

«Круг общения» на тему «Этикет» для детей старшего дошкольного возраста. I. Речевая игра «Вежливый котик»Цель: Дети проговаривают различные.

Фольклор, как средство речевого развития детей младшего дошкольного возраста. Творческий проект Актуальность: ВРЕМЕНА ТЕПЕРЬ ДРУГИЕ, КАК И ИГРЫ, И ДЕЛА. ДАЛЕКО УШЛА РОССИЯ ОТ СТРАНЫ, КАКОЙ БЫЛА, НО ПРЕДАНЬЯ СТАРИНЫ ЗАБЫВАТЬ МЫ НЕ ДОЛЖНЫ.

Презентация «Интегрированный подход к организации и содержанию речевого развития детей младшего дошкольного возраста» Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой.

Консультация для родителей «Развитие навыков общения у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности» Игра-это право ребенка, спутница детства. Игра-это ведущий вид деятельности ребенка дошкольника. Она важна для своевременного и полноценного.

Презентация «Воспитание начал экологической культуры у детей дошкольного возраста» Основы экологического образования входят в программы для детских дошкольных учреждений, начиная с 60-х годов прошлого века. Но если тогда.

В последнее время увеличилось количество детей с проблемами речи. Поэтому поиск эффективных методов и приёмов по развитию речи детей – важная.



Поделиться