Журналы и издательства. Литературно-художественные журналы Издания журналы художественной литературы

Кое-что с сайта: Журнал готов к сотрудничеству со всеми писателями-фантастами, разделяющими его литературные установки. Предпочтение отдается произведениям с выраженной НФ-идеей, непротиворечивостью вымышленного мира, фабульностью. Литературный уровень, живые герои, оригинальная идея, неожиданный поворот сюжета, непредсказуемый финал - вот слагаемые успеха. Жанр - любой: от фантастического детектива до альтернативной истории. Два раза в год "Если" выпускает и номера, посвященные фэнтези. Романы не рассматриваются. Журнал публикует повести (до 6 авторских листов) и рассказы. Редакция рассматривает только неопубликованные произведения. Размещение текста в интернете считается публикацией. После того как рассказ выходит в журнале, автор вправе распоряжаться им по своему усмотрению, если не были оговорены дополнительные условия сотрудничества с журналом. Рукописи не рецензируются и не возвращаются, редакция вступает в контакт с автором только в случае работы с его текстом. Начинающие авторы могут попробовать свои силы в конкурсе "АЛЬТЕРНАТИВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ". Два раз в году жюри подводит итоги конкурса, и лучший рассказ публикуется на страницах журнала (как правило, во втором и восьмом номерах). Полная информация о конкурсе "Альтернативная реальность" - http://www.rusf.ru/esli/rubr/contests/contests.htm

2. Звездная дорога

Кое-что с сайта: Приветствуются любые формы, объем – до 80 000 знаков: рассказы, повести, романы, а также любые жанры, лишь бы они относились к фантастике (любовные, исторические романы и детективы, если они не фантастические, приниматься к рассмотрению не будут).

3. Знамя

Толстый литжурнал, классическая проза. По электронной почте тексты не принимают, их ящик только для связи.

Адрес редакции: 103001, Москва, Большая Садовая улица, д.2/46.
Телефон: 299-5238, 299-5283
Е-mail: [email protected]

4. Игромания

Современный глянцевый журнал с огромными тиражами.

Публикует: Игровые фанфики и юмористические компьютерные тексты. Допускается и даже приветствуется фантастический элемент.

5. Крылатый вестник

Фензин. Публикуются рассказы, сказки, новеллы, эссе, небольшие повести и другие литературные прозаические произведения, которые можно опубликовать не более чем за три номера.

Печатает всех, но гонораров не платит, и авторские экземпляры журнала бесплатно не высылает.

6. Магия ПК

Компьютерный журнал. Принимаются фантастические рассказы, сюжет которых так или иначе связан с компьютерами и современными информационными технологиями. Объем не более 6000 знаков.

7. Монитор+

Барнаульский компьютерный журнал.

Печатает: Короткие (до 7000 знаков) рассказы околокомпьютерной тематики. Желательно юмористические. Фантастический элемент допускается. Высылает авторский экземпляр журнала и гонорар.

8. Навигатор игрового мира

Игровой компьютерный журнал.

Печатает: Игровые фанфики и юмористические компьютерные тексты. Допускается и даже приветствуется фантастический элемент.

9. Полдень, XXI век

Это всероссийский «толстый» литературный журнал, посвященный в основном отечественной фантастике. Редакция журнала работает под руководством признанного классика этого жанра Бориса Натановича Стругацкого. В журнале публикуются прозаические произведения объемом до 8-10 авт. листов, критические и публицистические статьи авторов, пишущих на русском языке.

10. Порог

Фензин. В журнале освещаются следующие темы: история, мифология, религия, философия, психология, целительство, уфология, новые гипотезы, загадки, природы, цивилизации, личности, эзотерика.

Половина каждого номера журнала отведена публикации ранее не издававшихся фантастических и мистических литературных произведений, литературоведческих статей, новостей фэндома.

11. Смена

Всероссийский литературно-художественный, цветной иллюстрированный журнал. В первую очередь интересуют худ. тексты социальной направленности. Присылаемые в журнал рассказы не должны превышать 1 а.л. В заголовке нужно указать имя и координаты автора.

Желательно не пользоваться архиватором rar.

12. Химия и жизнь, XXI век

Научно-популярный журнал, наследник знаменитой "Химии и жизни" 80-90х. Редакция отдает предпочтение текстам до 20000 знаков с пробелами. Произведения более одного авторского листа не рассматриваются.

Из текстов "Химия и жизнь" публикует фантастику и обычную, реалистическую (внежанровую) прозу.

К сожалению, журнал не в состоянии платить своим авторам высокие гонорары

13. Черный квадрат

Русскоязычное литературное издание, выпускаемое в Великобритании. Считает себя первым подобным проектом.

"Чёрный квадрат" публикует прозу, поэзию, детскую литературу, фантастику, сценарии и пьесы".

Объем высылаемых произведений не должен превышать: 10 тысяч слов для прозы (рассказы - не более 2 тысячи слов каждый) и 3 тысячи слов для стихов. Если Вы высылаете роман или повесть, то приложите, пожалуйста, краткое описание сюжета (300-500 слов). Максимальный объем для пьес и сценариев - 4 тысячи слов. Объем высылаемых произведений не должен превышать: 10 тысяч слов для прозы (рассказы - не более 2 тысячи слов каждый) и 3 тысячи слов для стихов. Если Вы высылаете роман или повесть, то приложите, пожалуйста, краткое описание сюжета (300-500 слов). Максимальный объем для пьес и сценариев - 4 тысячи слов.

14. Юность

Литературный, культурно-просветительный журнал. Тексты только серьёзные. Фантастика, мистика, фэнтези и прочее – не приветствуется.

E-mail: [email protected] (главный редактор Борис Марковский)

«Лава»

Литературный альманах харьковского клуба поэзии “Авал”. Публикует поэзию, малую прозу, переводы, критику, публицистику, репортажи с литературных фестивалей. Язык: русский, украинский, белорусский (без перевода).

Главный редактор: Екатерина Деришева.

Е-mail: [email protected]

«Лампа и дымоход»

Лампа и дымоход — российский литературно-художественный журнал, издающийся в Москве с 2011 года с периодичностью 4 раз в год. Объём журнала 240—280 страниц.

Издание публикует форматную и неформатную литературу всех жанров, направлений, течений, школ. Авторы журнала — это известные писатели, критики, преподаватели высших учебных заведений, научные сотрудники, а также начинающие авторы, пишущие на русском языке.

Приложения журнала:

Vремя ЛД — дискуссионный клуб, в котором в режиме реального времени публикуются материалы для широких обсуждений. В приложении ежедневно рассматриваются художественные произведения, публицистические, литературоведческие и популярные статьи. Лучшие материалы отбираются в печатные выпуски журнала «Лампа и дымоход».

ЛД Аvангард — специальное приложение, раздел в бумажном издании «Лампа и дымоход», занимающий до 1/5 от общего числа полос журнала. В приложении публикуется авангардная (или модернистская) литература. Создан и действует сайт приложения «ЛД Авангард».

Главный редактор — Герман Арзуманов.

«Лексикон»

Интернет-журнал, Чикаго.

Создан для творческих натур и тех, кому есть что сказать. Если вы себя к таковым причисляете, пришлите нам свои работы, мы обязательно их рассмотрим и опубликуем лучшие. Это могут быть рассказы, стихи, живопись, фотографии, журнальные статьи -всё, что доставит удовольствие не только вашим близким друзьям, но и тем, кого вы ещё не знаете.

Е-mail: [email protected]

«Лехаим»

Ежемесячный литературно-публицистический журнал, издающийся с 1991 года общим тиражом 50000 экземпляров. Он объединяет самые разные жанры - художественную прозу, критику, исторические эссе, политические очерки, обзоры.

«Ликбез»

Литературный альманах.

Мы продолжаем придерживаться «бумажного» варианта обновления - полностью новый номер выходит каждый месяц. Что касается редакционной политики, то мы, приветствуя всех новых авторов, сохраняем за собой право тщательного отбора их произведений.

«Лиterraтура»

Лиterraтура - еженедельный цифровой журнал, публикующий произведения наиболее ярких представителей современной русской литературы.

Нам можно писать и присылать рукописи. Однако, по сложившейся традиции, никаких рецензий и возможно даже вменяемого ответа вы не получите. Мы публикуем лучших, но каждый из них когда-то был начинающим и стал тем, кто есть только благодаря вере в то, что делает.

E-mail: [email protected]

«Литературная газета»

Общественно-политическая и литературная газета.

E-mail: [email protected]

«Литературная Россия»

«Литературная Россия» издаёт этнополитический и литературно-художественный журнал «Мир Севера», альманах «Литрос», где собраны произведения современных российских писателей, а также «Библиотеку «Литературной России» - библиографические справочники, монографии, книги прозы.

«Литературная учеба»

Литературно-критическое издание.

Журнал ориентируется прежде всего на публикацию материалов, касающихся современного литературного процесса. Рады мы будем и аналитическим статьям о сетевой литературе, а также о современной литературе российских регионов (включая Санкт-Петербург) и русского зарубежья.

E-mail: [email protected] , [email protected]

«Литературные известия»

Печатный орган Союза писателей ХХI века и Союза литераторов России. Газета о писателях и для писателей, а также для всех читателей, интересующихся культурой.

E-mail: [email protected]

«Литературный европеец»

Единственный ежемесячный литературно-публицистический журнал на русском языке в Европе. Орган Союза русских писателей в Германии. Участвуют русские авторы не только из Германии, но Франции, США, Дании, Чехии, Финляндии, Англии, Балтийских стран. Журнал освещает проблемы современной русской литературно-общественной жизни в Европе и других странах. Проза, поэзия, публицистика, рецензии, юмор, злободневные материалы. Авторы - в основном, представители 4-ой волны эмиграции.

Журнал "Нева": СПб.

Журнал «Нева» выходит с 1955 года. На его страницах публиковались произведения таких известных отечественных авторов, как М. Зощенко и М. Шолохов, В. Каверин и Л. Чуковская, Л. Гумилев и Д. Лихачев, А. Солженицын и Д. Гранин, Ф. Абрамов и В. Конецкий, братья Стругацкие и В. Дудинцев… Ряд произведений, опубликованных в «Неве», был отмечен Государственными премиями (В. Дудинцев, В. Быков). Именно «Нева» познакомила читателей с «Большим террором» Роберта Конквеста и романом Артура Кестлера «Слепящая тьма». Здесь впервые увидел свет роман В. Дудинцева «Белые одежды». И сегодня журнал остается верным традициям петербургской литературной периодики. На страницах «Невы» читатель всегда найдет современную прозу и поэтические подборки как известных мастеров литературы, так и тех, кому еще только предстоит обрести популярность. «Проза и поэзия», «История современности», «Публицистика», «Критика, эссеистика», «Петербургский книговик» - под этими рубриками печатаются как художественные произведения, так и строго документальные свидетельства, посвященные ярким и драматическим судьбам и значительным историческим событиям, а также уникальные архивные находки.

2

Дружба народов

Редакция журнала "Дружба народов": М.

Единственный в России литературно-художественный и общественно-политический ежемесячный журнал, охватывающий и поддерживающий единое культурное пространство, созданное за многие десятилетия усилиями деятелей искусства и культуры всех стран, входящих в состав бывшего Советского Союза. Журнал публикует: новые произведения писателей и поэтов России, стран ближнего и дальнего зарубежья; актуальные очерки и эссе, анализирующие острейшие проблемы современности - национальные, общественные, религиозные, культурные и нравственные; литературные обзоры и критические статьи.

3

Грани

ЖУРНАЛ ЛИТЕРАТУРЫ, ИСКУССТВА, НАУКИ И ОБЩЕСТВЕННОЙ МЫСЛИ. В числе авторов «Граней» в разные годы были такие писатели и поэты как А. Ахматова, Л. Бородин, И. Бунин, З. Гиппиус, Ю. Домбровский, Б. Зайцев, Н. Лосский, А. Куприн, В. Солоухин, М. Цветаева, О. П. Ильинский.

4

Читаем вместе. Навигатор в мире книг

Читаем вместе: М.

"ЧИТАЕМ ВМЕСТЕ. Навигатор в мире книг" - ежемесячный журнал для массового читателя, помогающий ориентироваться в море современной литературы. В каждом номере около 100 рецензий на книжные новинки месяца по различным тематикам; рассказы о лучших детских и подростковых книгах; статьи о жизни и творчестве писателей; новости книжного мира; интервью с известными писателями; загадки слов и цитат; литературная викторина.

7

Eclectic

Журнал Eclectic - первый проект издательского дома «АРТ-АЛЬЯНС». ЭКЛЕКТИКа - отражение фрагментарности нашей жизни, разнообразия и смешения стилей, идей, взглядов в современном мире. Эклектика в нашем чувстве прекрасного и постоянном желании найти ему противоположное, в поиске смысла жизни и умении жить одним днем, жажде новых впечатлений и привязанности к старым местам. Эклектика в том, что мы шагаем через противоречия, чтобы стать авторами своей жизни, уйти от стереотипов и создать нечто свое. Эклектичная мозаика каждого дня складывается в большое целое – образ жизни, включающий в себя образ мыслей, образ действий.

9

Русская мысль

Научный, литературно-художественный, социальный и политический журнал. Издается с 1991 года. Центральный печатный орган Международной неправительственной общественной организации «Всемирный Русский Собор», Международной монархической организации ЕИВ Павла Второго «Русский Императорский Дом», Международной научной общественной организации «Русское Физическое Общество».

10

Восточная коллекция

Наш журнал - единственное в своём роде научно-популярное иллюстрированное периодическое издание, рассказывающее о культуре, истории и религии народов Востока. Девиз «Журнал для всех, кому интересен Восток» определяет наш творческий принцип: научная достоверность и новизна материала в сочетании с популярной формой подачи. Учредитель и издатель «Восточной коллекции» - Российская государственная библиотека. Свет книжной мудрости, исходящий от ее обширных фондов, запечатлен на журнальных страницах. Научное содействие изданию осуществляется редакционным советом. Наш журнал - это исторические сюжеты и культурологические эссе, памятники письменности и очерки путешественников, обзоры интернет-ресурсов и цветные иллюстрации, коллажи Пашкова дома в обрамлении восточного пейзажа и стихи русских поэтов на восточную тематику. Мир Востока для нас, жителей России, - это и наш мир. Две трети страны находятся в Азии, многие народы Востока - коренные россияне. Традиционными религиями на территории России считаются христианство, мусульманство, иудаизм, буддизм. Можно сказать, что познание Востока для нас в то же время и самопознание, обретение культурного наследия и истории собственной страны. Мы делаем Восток доступным для всех, кому он интересен.

11

Аристей: Классическая филология и античная история

Русский фонд содействия образованию и науке: М.

Как пишет в предисловии к первому номеру главный редактор журнала А.В. Подосинов, "Аристей" сохраняет и будет стараться сохранять "высокий академический уровень". Журнал включает статьи по филологии, истории, лингвистике, искусствоведению, палеографии. Кроме того, много внимания уделяется истории Северного Причерноморья, поскольку эта область антиковедения в наибольшей степени связывает классическую историю и историю отечественную. Журнал дает возможность молодым исследователям не только использовать журнал как источник информации о последних тенденциях в отечественном антиковедении, но и представлять на суд читателей свои статьи. Подробная хроника событий в мире антиковедения отражает течение научной жизни, включает исследователей, прежде всего молодых, в сообщество антиковедов, способствует их успешной социализации.

12

Сибирские огни

«СИБИРСКИЕ ОГНИ» - один из старейших российских литературных краевых журналов. Выходит в Новосибирске с 1922. а это время здесь опубликовались несколько поколений талантливых, известных не только в Сибири, писателей, таких, как: Вяч. Шишков и Вс. Иванов, А. Коптелов и Л. Сейфуллина, Е. Пермитин и П. Проскурин, А. Иванов и А. Черкасов, В. Шукшин, В. Астафьев и В.Распутин и многие другие. Среди поэтов наиболее известны С. Марков и П. Васильев, И. Ерошин и Л. Мартынов, Е. Стюарт и В. Федоров, С. Куняев и А. Плитченко. В настоящее время литературно-художественный и общественно-политический журнал "Сибирские огни", отмеченный почетными грамотами администрации Новосибирской области (В.А. Толоконский), областного совета (В.В. Леонов), МА "Сибирское соглашение" (В. Иванков), редактируемый В.И. Зеленским, достойно продолжает традиции своих предшественников. Редакцию журнала составляет коллектив известных в Сибири писателей и поэтов, членов Союза писателей России.

13

"Книжное обозрение" и профессиональное приложение PRO

Газета «Книжное обозрение» - двадцатичетырехполосное периодическое издание, посвященное книгам, книжному бизнесу и издательскому делу. В газете публикуются рецензии на книжные новинки, репортажи о текущих событиях литературной жизни, критические обзоры, рейтинги продаж, интервью с писателями. Выходит с 1966 года, ранее раз в неделю, с 2010 года раз в две недели. Главный редактор – Александр Набоков. Газета считается самым авторитетным изданием в области книжного дела. Учредитель профессиональной премии «Человек книги» и антипремии «Абзац». Профессиональное приложение PRO посвящено проблемам книгораспространения и книготорговли, также в нем публикуются тематические рейтинги продаж, список сигнальных экземпляров, аналитические обзоры книжного рынка для специалистов.

14

Вопросы филологических наук

Спутник+: М.

В журнале публикуются научные статьи российских и зарубежных ученых, соискателей, аспирантов, научных работников по следующим специальностям номенклатуры ВАК: Русская литература; литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы или группы литератур); литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы); теория литературы. Текстология; фольклористика; журналистика; русский язык; языки народов Российской Федерации (с указанием конкретного языка или языковой семьи); славянские языки; германские языки;романские языки; классическая филология, византийская и новогреческая филология; теория языка; сравнительно-историческое, типологическое и сопоставительное языкознание; прикладная и математическая лингвистика; языки народов зарубежных стран Европы, Азии, Африки, аборигенов Америки и Австралии (с указанием конкретного языка или языковой семьи). Со 2-го полугодия 2014 года журнал не выходит

15

Книжное обозрение

Газета «Книжное обозрение» - двадцатичетырехполосное периодическое издание, посвященное книгам, книжному бизнесу и издательскому делу. В газете публикуются рецензии на книжные новинки, репортажи о текущих событиях литературной жизни, критические обзоры, рейтинги продаж, интервью с писателями. Выходит с 1966 года, ранее раз в неделю, с 2010 года раз в две недели. Главный редактор – Александр Набоков. Газета считается самым авторитетным изданием в области книжного дела. Учредитель профессиональной премии «Человек книги» и антипремии «Абзац».

16

Вестник Иркутского государственного лингвистического университета

Вестник ИГЛУ выходит с 2008 г. В журнале публикуются статьи ведущих ученых Сибири, Дальнего Востока и России в целом по актуальным вопросам лингвистических исследований. Журнал представляет инновативный взгляд на проблемы соотношения языка, культуры и коммуникации, лингвистики дискурса, языковой реальности познания. 19

Новая литература по социальным и гуманитарным наукам. Литературоведение: Библиогр. указ.

Является продолжением библиографических указателей "Новая советская литература по литературоведению" и "Новая иностранная литература по литературоведению". Издается ежемесячно. Содержит информацию об отечественной и зарубежной литературе по теории и истории литературоведения, литературы всех стран и народов, фольклора, поступающей в библиотеку ИНИОН РАН. Издание предназначено для использования в научной, учебной, библиографической и справочной деятельности. В указатель включены сведения о книгах и статьях из журналов и сборников. Каждый номер снабжен вспомогательными авторским и предметным указателями.

21

Москва

Журнал «Москва» один из старейших «толстых» литературно-художественных журналов. Выходит с 1957 года. В 1966–1967 годах опубликовал роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита». В 1989–1990 годы - «Историю государства Российского» Н.М. Карамзина. В основе журнальной политики - принципиальная неангажированность журнала какими-либо политическими силами, православно-государственная ориентация. Сегодня, на фоне бесплодных политических импровизаций, именно это програмное положение смотрится серьезнее и основательнее курсов многих изданий, которые поспешили «примкнуть» или «сомкнуться» с политическими тенденциями, возникшими в это наисмутнейшее из времен русской истории. Наш читатель - гражданин России любой национальности и вероисповедания, осознавший или знавший всегда правоту и моральность существования Русского государства с названием «Россия».

23

Смена

Детективы, фантастика, остросюжетные романы, проза современных авторов, очерки о великих художниках и судьбах созданных ими шедевров, материалы о ярких, судьбоносных событиях отечественной и мировой истории, публикации лучших, но забытых произведений отечественной прозы, невероятные и удивительные факты и явления окружающего нас мира.

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ЖУРНАЛЫ В РОССИИ включают в себя литературно-художественные, литературно-политические, критико-библиографические, историко-литературные, сатирические, юмористические и др. журналы. В русской журналистике 19–20 вв. наиболее распространенными и успешными были литературно-политические журналы, но и для журналов иного типа этого времени, когда литература являлась своеобразной «общественной трибуной» (по выражению А.И.Герцена), было характерно прикровенное или прямое обсуждение актуальных политических и общественных проблем. Поэтому история русских литературных журналов, как и в целом русской журналистики и периодики, оказывалась тесно связанной с политической историй страны.

Первым русским журналом стали «Ежемесячные сочинения, к пользе и увеселению служащие» (1755–1764), издававшиеся Академией Наук: здесь иногда печатались оригинальные и переводные стихотворения, но преобладали научные труды и академические отчеты.

Первый собственно литературный и в то же время первый частный журнал в России – «Трудолюбивая пчела» (1759) А.П.Сумарокова , большую часть материалов которого составляли сочинения самого издателя. Примеру Сумарокова последовали участвовавшие в «Трудолюбивой пчеле» преподаватели и выпускники петербургского Сухопутного шляхетского корпуса: они стали выпускать свой журнал – «Праздное время, в пользу употребленное» (1759–1760). В Москве первые литературные журналы выходили при университете: «Полезное увеселение» (1760–1762) и «Свободные часы» (1763) М.М.Хераскова , «Доброе намерение» (1764) В.Д.Санковского и др. Популяризации идей французских вольнодумцев было посвящено «Невинное упражнение» (1763) Е.Р.Дашковой (фактически редактором был И.Ф.Богданович).

В 1769 Екатерина II организовала выпуск сатирического еженедельника «Всякая всячина», выходившего в виде отдельных «листков». Этот тип издания сразу вошел в моду: за ней последовали «И то и сио» (1769) М.Д.Чулкова, «Ни то ни сио» (1769) В.Г.Рубана, «Полезное с приятным» (1769) И.Ф.Румянцева и И.А. де Тейльса, «Смесь» (1769) и «Адская почта» (1769) Ф.А.Эмина, а также «Трутень» (1769–1770), «Пустомеля» (1770), «Живописец» (1772–1773) и «Кошелек» (1774) Н.И.Новикова, причем в журналах Эмина и Новикова велась полемика с благодушным взглядом «Всякой всячины» на человеческие слабости и утверждалась необходимость искоренения социальных зол. Позднее традиции сатирической журналистики продолжили «Сатирический вестник» (1790–1792) Н.И.Страхова и журналы И.А.Крылова «Почта духов» (1789), «Зритель» (1792) и «Санкт-Петербургский Меркурий» (1793).

В 1770–1780-х умножились издания, стремящиеся привить читателю вкус к изящной словесности: «Вечера» (1772) М.М.Хераскова, «Санктпетербургский вестник» (1778–1781) Г.Л.Брайко, «Утра» (1782) П.А.Плавильщикова, «Утренние часы» (1788–1789) И.Г.Рахманинова и др. Из них выделяется «Собеседник любителей российского слова» (1783–1784), издававшийся под эгидой созданной в 1783 Российской Академии и призванный формировать лояльное к правительству общественное мнение (официальным редактором была президент Академии Е.Р.Дашкова, неофициально издание курировала сама Екатерина II, регулярно помещавшая здесь свои сочинения). Большим влиянием пользовались масонские издания, в которых преобладали религиозно-дидактические сочинения: «Утренний свет» (1777–1780), «Московское ежемесячное издание» (1781) и «Вечерняя заря» (1782) Новикова, «Покоящийся трудолюбец» (1784–1785), выпускавшийся Дружеским ученым обществом при Московском университете, «Беседующий гражданин» (1789) – орган Общества друзей словесных наук в С.-Петербурге, и др. К ним примыкает и первый русский журнал для детей «Детское чтение для сердца и разума» (1785–1789) Новикова (редакторы – Н.М.Карамзин и А.А.Петров). Переводная беллетристика регулярно печаталась на страницах развлекательного журнала «Городская и деревенская библиотека, или Забавы и удовольствия разума и сердца в праздное время…» (1782–1786). В 1780-х возникли первые литературные журналы в провинции: «Уединенный пошехонец» (1786–1787) В.Д.Санковского в Ярославле, «Иртыш, превращающийся в Иппокрену» (1789–1791) П.П.Сумарокова в Тобольске и др.

Новым словом в русской журналистике стало издание Н.М.Карамзина «Московский журнал» (1791–1792), где наряду со стихами и прозой, были впервые введены специальные разделы литературных и театральных рецензий, причем читатель информировался не только об отечественных, но и о европейских литературных новинках и театральных постановках (в нач. 19 в. отделы рецензий стали непременной частью практически любого литературного журнала, а например, издание карамзиниста П.И.Макарова «Московский Меркурий» (1803–1804) было почти исключительно посвящено критике и библиографии). За разнородным материалом отчетливо просматривалась фигура издателя – гуманного, европейски просвещенного автора, глядя на которого, читатель должен был учиться чувствовать и мыслить. Карамзин же создал первый русский политический журнал, в котором весьма значительной оставалась литературная часть, – «Вестник Европы» (1802–1830; сам Карамзин редактировал журнал в 1802–1804).

В начале 19 в. многие журналы прямо или косвенно являлись печатными органами возникавших в это время литературных обществ. Так, при Вольном обществе любителей словесности, наук и художеств выходили «Свиток муз» (1802–1803), «Периодическое издание Вольного общества любителей словесности, наук и художеств» (1804), а также «Журнал российской словесности» (1805) Н.П.Брусилова, «Северный вестник» (1804–1805) и «Лицей» (1806) И.И.Мартынова, «Цветник» (1809–1810) А.И.Бенитцкого и А.Е.Измайлова; при Беседе любителей русского слова – «Чтения в Беседе любителей русского слова» (1811–1816); при Вольном обществе любителей российской словесности – «Соревнователь просвещения и благотворения» (1818–1825) и «Невский зритель» (1820–1821). Своеобразным «домашним» предприятием, рассчитанным на невзыскательную публику, но при этом довольно популярным был «Благонамеренный» (1818–1826) А.Е.Измайлова. Из журналов нач. 19 в. долгая жизнь была суждена только созданному в полемике с «Вестником Европы» «Сыну Отечества» (1812–1852) Н.И.Греча: в его подзаголовке значилось, что это «журнал исторический, политический и литературный» (последнее слово в подзаголовке появилось в 1814). Духом борьбы с «галломанией» были проникнуты также «Русский вестник» (1808–1820, 1824) С.Н.Глинки и «Отечественные записки» (1818–1830) П.П.Свиньина. Важное место в литературной жизни первой трети 19 в., особенно 1820-х занимали альманахи, успешно конкурировавшие с журналами: «Полярная звезда» К.Ф.Рылеева и А.А.Бестужева, «Мнемозина» В.Ф.Одоевского и В.К.Кюхельбекера, «Северные цветы» А.А.Дельвига и О.М.Сомова, и мн. др.

Новый этап в истории русской журналистики связан с формированием в конце 1820–1830-х массового читательского спроса, создавшего предпосылки для коммерческой журналистики. Возникают коммерческие издания энциклопедического типа – т.н.«толстые журналы», первым из которых был «Московский телеграф» (1825–1834) Н.А.Полевого. За ним последовали «Московский вестник» (1827–1830) М.П.Погодина – орган кружка любомудров, «Телескоп» (1831–1836) Н.И.Надеждина, «Европеец» (1832) И.В.Киреевского, закрытый властями на втором номере, «Библиотека для чтения» (1834–1865), созданная О.И.Сенковским, «Московский наблюдатель» (1835–1839) и др. Наиболее читаемым журналом этого рода были «Отечественные записки» (1839–1867) А.А.Краевского, славу которому в 1840-х создали статьи В.Г.Белинского (в 1868–1884 журнал издавался другими лицами). Менее успешны были «Маяк» (1840–1845) С.К.Бурачка, «Финский вестник» (1845–1847) Ф.К.Дершау и др. Все литературные журналы в это время находятся в руках частных лиц: единственным государственным изданием, посвященным в значительной мере литературным вопросам, остается «Журнал Министерства народного просвещения» (1834–1917).

Облик журналов в 1840-х и позднее во многом определялся взглядами и партийными пристрастиями издателей, поэтому, переходя из рук в руки, журнал мог изменяться до неузнаваемости. Такова была участь «Современника», созданного в 1836 А.С.Пушкиным , до 1846 редактируемого далеким от политики П.А.Плетневым, а в 1847–1866 под руководством Н.А.Некрасова ставшим центром радикальной революционной критики и публицистики. Так же и с «Отечественными записками», основанными Краевским в 1839, резко «поправевшими» после ухода Белинского в 1847 и вновь «полевевшими» в руках Некрасова и М.Е.Салтыкова-Щедрина (1868–1884). Некоторые старые журналы возобновлялись под те же именем, но имели уже совершенно иное направление: напр., «Вестник Европы» (1802–1830, 1866–1918), возобновленный М.М.Стасюлевичем в 1866 как умеренно-либеральное издание.

В 1850–1860-х главной разновидностью литературного журнала окончательно становится толстый журнал «с направлением», господствующий вплоть до начала 20 в.. Журналы революционно-демократической направленности – «Современник» и «Отечественные записки» (в руках Некрасова и Салтыкова-Щедрина). Журналы, объединявшие радикально настроенных т.н. «нигилистов», – «Русское слово» (1859–66) и «Дело» (1868–88). Умеренно-либеральное издание «Вестник Европы» Стасюлевича и др. Славянофильские журналы – «Москвитянин» (1841–1856) М.П.Погодина, «Русская беседа» (1856-1860) А.И.Кошелева и И.С.Аксакова . «Почвеннические» журналы Ф.М.Достоевского «Время» (1861–1863) и «Эпоха» (1864–1865) и близкая к ним «Заря» (1869–1872) В.В.Кашпирева. Подчеркнуто «охранительной» тенденцией в журналистике того времени выделялся «Русский вестник» (1856–1906) М.Н.Каткова, в котором были публикованы лучшие образцы русской прозы (в т.ч. почти все романы И.С.Тургенева , Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого, А.Ф.Писемского, все крупные произведения Н.С.Лескова и мн. др.).

Наряду с «толстыми» журналами в это время процветает и сатирическая журналистика: «Искра» (1859–1873) В.С.Курочкина, «Гудок» (1859–1862) Д.Д.Минаева, «Будильник» (1865–1871) Н.А.Степанова (в 1873 журнал был возобновлен как юмористический и просуществовал до 1917, в 1881–1887 его редактором был А.П.Чехов) и др. Позднее пользовались популярностью юмористические журналы, не имеющие, в отличие от сатирических журналов 1850–1860-х, ярко выраженной политической тенденции: «Осколки» (1881–1916) Н.А.Лейкина и (с 1905) В.В.Билибина, «Стрекоза» (1875–1908) И.Ф.Василевского (с 1879), «Сатирикон» (1908–1914) А.А.Радакова и А.Т.Аверченко , «Новый Сатирикон» (1913) того же Аверченко и др.

В 1870–1890-х журналы «с направлением» представлены, помимо возникших ранее, народническими и пронародническими журналами «Русское богатство» (1876–1918), «Русская мысль» (1880–1918) и др.; легально-марксистскими журналами «Мир божий» (1892–1906), «Современный мир» (1908–1916), «Летопись» (1915–1917; основана М.Горьким) и др.; либеральными демократическими изданиями, вроде «Журнала для всех» (1896–1906) В.С.Миролюбова и др.; журналами «охранительного» направления «Наблюдатель» (1882–1901, 1904), «Русское обозрение» (1890–1898, 1901, 1903) и др. Однако возникали и издания менее тенденциозные: напр., иллюстрированный журнал «для семейного чтения» «Живописное обозрение» (1872–1902, 1904–1905). Особое место занимали литературно-исторические журналы «Русский архив» (1863–1917), основанный П.И.Бартеневым, и «Русская старина» (1870–1917), основанная М.И.Семевским. В то же время Достоевский создает оригинальную форму моножурнала – «Дневник писателя» (1876–1877, 1880, 1881), вслед за ним появились «Дневники писателя» Д.В.Аверкиева (1885–1886), А.В.Круглова (1907–191 4), Ф.К.Сологуба (1914).

В нач. 20 в. среди огромного количества разнотипных литературных журналов (только юмористических изданий было ок. 400) выделялись «эстетские» издания художников и писателей-символистов «Мир искусства» (1899–1904), «Весы» (1904–1909), «Золотое руно» (1906–1909), «Аполлон» (1909–1917) и др.

Рубежом в истории литературных журналов в России стала революция 1917 и гражданская война. С этих пор и вплоть до 1990 за литературой и журналистикой осуществляется контроль государства. Литературные журналы учреждаются с одобрения власти, чаще – по ее указанию.

Первым советским литературно-художественным изданием по типу дореволюционных «толстых» журналов стала «Красная новь» (1921–1942), организованная А.К.Воронским (возглавлял журнал до 1927). Вслед за ней появились существующие по сей день «Молодая гвардия» (1922–1941, с 1948), «Октябрь» (с 1924), «Звезда» (с 1924), «Новый мир» (с 1925). В 1920-х выходил ряд критико-библиографических и литературно-теоретических журналов, обслуживающих разные литературные группировки – сторонников (разной степени радикальности) «пролетарского искусства» («На посту», 1923–1925; «На литературном посту», 1926–1932), футуристов, входивших в литературное объединение «Левый фронт искусств» («ЛЕФ», 1923–1925; «Новый ЛЕФ», 1927–1929 – оба под ред. В.В.Маяковского) и др. Наиболее значительным критико-библиографическим изданием этого периода был журнал «Печать и революция» (1921–1930), часто представлявший официальную, но при этом довольно умеренную точку зрения (ответственным редактором был В.П.Полонский). Преимущественно литературно-теоретическим вопросам были посвящены журналы «Литература и марксизм» (1928–1931) В.М.Фриче и В.Ф.Переверзева и «РАПП» (1931–1932). Замечательным достижением 1920–1930-х стало издание журналов для детей: «Мурзилка» (с 1924), «Пионер» (с 1924), «Еж» (1928–1935), «Чиж» (1930–1941) и др.

Борьбу литературных объединений 1920-х прекратило партийное постановление «О перестройке литературно-художественных организаций» (1932) и создание Союза писателей СССР (1934). Партийная линия разъяснялась в специально созданных критико-библиографических журналах «Литературная учеба» (1930–1941) и «Литературный критик» (1933–194 0), в качестве приложения к которому выходило «Литературное обозрение». Для нужд школы издавался журнал «Литература в школе» (1936–1941, с 1946). Достижениям социализма был посвящен «журнал художественного очерка», созданный М.Горьким, «Наши достижения» (1929–1936). С 1931 начинает выходить толстый журнал «Знамя» , первоначально предназначенный для Красной армии и флота. Активно создаются литературные журналы в провинции и на национальных окраинах.

Новый всплеск в развитии советской журналистики приходится на время т.н. «оттепели». См . ЛИТЕРАТУРА ОТТЕПЕЛИ. В это время возникают новые журналы: «Иностранная литература» (с 1955), «Юность» (с 1955), «Дружба народов» (с 1955, нерегулярно выходил как альманах с 1939), «Нева» (с 1955), «Москва» (с 1957), «Наш современник» (с 1964, нерегулярно выходил как альманах с 1956). Серьезную реорганизацию претерпевают некоторые журналы, возникшие в 1920-х, но достигшие пика популярности в 1950–1960-х. Возникают специализированные литературоведческие журналы «Вопросы литературы» (с 1957) и «Русская литература» (с 1958) и множество толстых журналов в регионах: «Дон» (Ростов-наДону, с 1957, нерегулярно выходил как альманах с 1946), «Урал» (Свердловск, с 1958) и др. Позднее появляется еще ряд журналов в провинции: «Север» (Петрозаводск, с 1965), «Волга» (Саратов, с 1966) и др. В Ленинграде с 1969 выходит журнал «Аврора».

В 1970-х в связи с партийным постановлением «О литературно-художественной критике» (1972) возрождаются критико-библиографические журналы «Литературное обозрение» (с 1973) и «Литературная учеба» (с 1978).

Большой популярностью «толстые» журналы пользовались в эпоху перестройки 1985 – начале 1990-х, когда они обсуждали общественные проблемы и печатались запрещенные ранее произведения. Невиданный ажиотаж вызвала т.н. «возвращенная литература»: русские писатели-эмигранты первой, второй и третьей волны. Огромный интерес вызывали публикации, в которых пересматривалась официальная историческая концепция, и художественные произведения на историческую тематику (в особенности из эпохи Сталина). Однако постепенно внимание публики было в значительной степени отвлечено современными политическими новостями и событиями.

Новейший период в истории журналистики начинается с 1990–1991, когда появляется возможность издания частных журналов. Но вместе с тем падает авторитет самой литературы и резко сужается круг читателей литературных, в особенности столь популярных некогда толстых журналов. Из возникших в 1990-х изданий можно выделить «Континент» (с 1990, выходил в Париже с 1974), «Новое литературное обозрение» (с 1992), в котором сочетаются новейшая литература и литературоведение, «Новая юность» (с 1993), «Арион» (с 1994) – журнал современной поэзии, где печатаются стихи, поэтическая проза, переводы, эссе, архивные материалы, литературоведческие статьи.

Владимир Коровин



Поделиться