Акционерное общество и смешанные общество. Компания со смешанным капиталом Планирование является всепроникающим

По принадлежности капитала и, соответственно, по контролю над предприятием выделяют национальные, иностранные и совместные (смешанные) предприятия.

Национальное предприятие - предприятие, капитал которого принадлежит предпринимателям своей страны. Национальная принадлежность определяется также местоположением и регистрацией основной компании.

Иностранное предприятие - предприятие, капитал которого принадлежит иностранным предпринимателям, полностью или в определенной части обеспечивающих их контроль.

Иностранные предприятия образуются либо путем создания акционерного общества, либо путем скупки контрольных пакетов акций местных фирм, ведущих к возникновению иностранного контроля. Последний способ получил в современных условиях наибольшее распространение, поскольку он позволяет использовать уже имеющийся аппарат, связи, клиентуру и знания рынка местными фирмами.

Смешанные предприятия - предприятия, капитал которых принадлежит предпринимателям двух или более стран. Регистрация смешанного предприятия осуществляется в стране одного из учредителей на основе действующего в ней законодательства, что определяет местонахождение его штаб- квартиры. Смешанные предприятия - это одна из разновидностей международного переплетения капиталов. Смешанные по капиталу предприятия называются совместными предприятиями в тех случаях, когда целью их создания является осуществление совместной предпринимательской деятельности . Формы смешанных по капиталу компаний весьма разнообразны. Чаще всего в форме смешанных компаний создаются международные объединения: картели, синдикаты, тресты, концерны.

Многонациональные предприятия - предприятия капитал которых принадлежит предпринимателям нескольких стран, именуют многонациональными. Многонациональные компании образуются путем слияния активов объединяющихся фирм разных стран и выпуска акций вновь созданной компании. Другими формами образования смешанных по капиталу компаний являются: обмен акциями между фирмами, сохраняющими юридическую самостоятельность; создание совместных компаний, акционерный капитал которых принадлежит учредителям на паритетных началах или распределяется в определенных соотношениях, установленных законодательством страны регистрации; приобретение иностранной компанией доли пакета акций национальной фирмы, не дающей ей права контроля.

В современных условиях крупнейшие промышленные фирмы делают упор на создание совместных производственных предприятий, а также предприятий для осуществления научно-технического сотрудничества, в том числе для совместного использования патентов и лицензий, а также реализации соглашений о кооперации и специализации производства. Особенно многочисленны совместные фирмы в новых и быстро растущих отраслях, требующих огромных единовременных вложений , - в нефтепереработке, нефтехимии, химической промышленности, производстве пластмасс, синтетического каучука, алюминия, в атомной энергетике. Совместные предприятия создаются и как временные объединения для выполнения крупных контрактов на строительство портов, плотин, трубопроводов, ирригационных и транспортных сооружений, электростанций, железных дорог и т.п.

9.4. Национализация негосударственных предпринимательских фирм

В конце концов по прошествии нескольких десятилетий сущест вования почти полностью национализированной российской (совет ской) экономики - ее для благозвучия называли «единым народнохо зяйственным комплексом страны» - выявилась ее низкая эффектив ность, что обусловило проведение в начале 1990 х годов массовой денационализации (разгосударствления) субъектов российского пред принимательского бизнеса.

Основания проведения национализации, обу словленные интересами увеличения доходных статей государственного бюджета, возникают обычно на фоне политического экстремизма, не связанного с радикальной сменой государственного строя. Так,

в предвоенной Германии (1930 е годы) широко применялся инстру ментарий «прочесывания предприятий». Целью его было уменьшение количества мелких и средних компаний и увеличение имущества крупных предпринимательских фирм, в состав участников которых, как правило, включалось государство.

Это влекло за собой крупномасштабное высвобождение рабочей силы. Часть освободившихся людских ресурсов направлялась в ар мию, а часть - на работу на крупнейшие полугосударственные пред приятия, обеспечивавшие финансовую поддержку государству и пра вящей национал социалистической партии.

Результатами указанных мероприятий стало, наряду с сокращени ем числа мелких и средних фирм, укрупнение предприятий, занятых производством военной техники и вооружений. Сделавшись учреди телем крупных предпринимательских фирм либо привязав последние к себе гарантированными государственными заказами, немецкое го сударство сочло, что оно благодаря данным мерам сумело обеспечить необходимые объемы поступлений в госбюджет и получило возмож ность оказывать решающее влияние на национальный рынок товаров, работ и услуг.

Однако разгром Германии в ходе Второй мировой войны проде монстрировал, помимо прочего, низкую эффективность такой нацио нализации «во имя казны». И последующее восстановление немецкой экономики началось именно с денационализации субъектов бизнеса

в большинстве отраслей национальной экономики. Национализация субъектов предпринимательства может пресле

довать и цели демонополизации рынков. Таковым является установ ление над монополиями государственного контроля посредством принудительного выкупа контрольных пакетов их акций государст вом.

Университетская серия

Национализация может производиться в целях повышения управ ляемости крупных предпринимательских фирм. Применение указанного основания национализации наиболее эффективно при проведении фи нансового оздоровления (санации) проблемных предпринимательских фирм. В процессе добровольной санации нередко предусматривается, что именно государственный бюджет (или региональные, местные бюджеты) является основным финансовым донором в пользу про блемной компании, и, следовательно, именно во владение государст ва по завершению процедуры финансового оздоровления переходит данный бизнес, его обязанности и права.

Менее эффективной выглядит практика огосудар

ствления фирм под предлогом создания «естествен

ных монополий». Таковыми являются, например,

«Газпром», телевизионный канал «ОРТ» (Первый ка нал), ряд других крупных компаний со смешанным капиталом и контрольным пакетом акций в руках государства. Данные

о том, что превращение рентабельных (или потенциально рентабель ных) субъектов предпринимательского бизнеса в «естественные мо нополии», контролируемые государством, непременно способствует процветанию национальной экономики, отсутствуют. Напротив, «ес тественные монополисты» имеют возможность существенно дестаби лизировать экономику страны в результате ограничения клиентов в пользовании ресурсами либо завышения отпускных цен на ресурсы.

Иногда можно услышать и о том, что статус «естественных моно полий», внутри которых доминировала бы государственная собствен ность, следует придать целым отраслям российской экономики. Не редки, например, призывы к национализации поголовно всех пред приятий военно&промышленного комплекса , деятельность которых существенно влияет на уровень безопасности страны.

Такие представления не опираются на опыт развития стран с ры ночной экономикой. Последний свидетельствует о том, что негосу дарственный статус предпринимательских фирм, занимающихся про изводством вооружений и военной техники, побуждает данные фир мы к борьбе за государственные заказы и является важным фактором развития этого сектора экономики, а, следовательно, важным услови ем сохранения и укрепления обороноспособности государства. По этому представления о том, что военно промышленный комплекс России должен состоять из государственных унитарных предприятий и контролируемых государственными чиновниками смешанных ком паний, которые ни при каких обстоятельствах не могут быть денацио нализированы, являются иллюзорными и ошибочными.

Университетская серия

9.4. Национализация негосударственных предпринимательских фирм

Иллюзии «большей управляемости» государственных предприятий по сравнению с негосударственными субъектами бизнеса сопровожда ют порой деятельность не только крупных предпринимательских фирм, но и мелких производственных и инновационных компаний, а также предпринимателей, работающих в сфере услуг. Нередко из уст высоко поставленных государственных чиновников можно услышать о том, что государственные больницы всегда якобы лучше частных клиник, го сударственные учебные заведения - лучше негосударственных, а госу дарственные туристические компании оказывают клиентам больше вни мания, нежели ООО или ЗАО, работающие в туристическом бизнесе.

Опыт стран с рыночно ориентированной экономикой демонстри рует как раз обратное, в особенности опыт США, на территории кото рых нет ни одного государственного университета, ни одной государ ственной туристической фирмы, а число государственных больниц не превышает в среднем по стране 20 % от общего количества субъектов бизнеса в здравоохранении.

Национализация субъектов предпринимательства нередко инициируется под воздействием личных ин тересов отдельных чиновников государственного ап парата. Причина такой заинтересованности состоит в том, что ни один из таких чиновников не вправе по

закону заниматься предпринимательским бизнесом по совместительст ву с работой в органах власти и управления. Поэтому некоторым из них приходится отыскивать убедительные причины для огосударствления негосударственных фирм, в ходе которого они смогли бы приобрести неформальный контроль над новым государственным предприятием. На практике же национализация такого рода означает скрытую прива& тизацию субъектов предпринимательского бизнеса чиновниками госу дарственного аппарата, умело пользующимися инструментарием госу дарственного вмешательства в национальную экономику.

Наиболее весомым основанием для проведения национализации является все таки реальная организационная и финансовая поддерж ка проблемных субъектов предпринимательского бизнеса, работаю щих в социально значимых областях деловой деятельности. Целью на ционализации является в данном случае обеспечение выживаемости отдельных отраслей национальной экономики, оказавшихся в полосе неблагоприятного развития.

Данный тип национализации:

представляет собой процесс «переподчинения» юридических лиц, перехода контрольных пакетов их акций (долей, паев) в го сударственную собственность;

Университетская серия

Глава 9. Государственное предпринимательство

имеет возмездный характер и является принудительным только по содержанию самого акта, но не в смысле последствий, вы зываемых насильственным изъятием имущества;

осуществляется только на основании соответствующих норма тивных актов;

осуществляется для обеспечения функционирования отрасли или всей национальной экономики лишь в чрезвычайных ус ловиях, с преодолением которых может смениться денациона лизацией (разгосударствлением).

Национализация рассматриваемого типа проводится, как прави ло, на возмездной основе, посредством выкупа проблемной фирмы у ее прежних владельцев. Государство может подвергнуть такие фирмы реор ганизации, может ликвидировать их, но оно может также их купить. В большинстве государств с рыночно ориентированной экономикой национализация крупнейших предпринимательских фирм обычно осу ществляется путем обмена акций данных фирм на государственные ценные бумаги с фиксированным доходом. При этом выигрыш акцио неров состоит в том, что они получают право на извлечение постоянно го дохода, а государство выигрывает в том, что получает возможность оказывать существенное влияние на развитие национализированного предприятия.

Массовая национализация на возмездной основе субъектов пред принимательского бизнеса наблюдалась в странах Западной Европы, являвшихся членами антигитлеровской коалиции, сразу после Второй мировой войны. В Англии, например, национализация охватила элек троэнергетику, угольную и газовую промышленность, черную метал лургию, а также внутренний транспорт - железные дороги, воздуш ный, автомобильный и речной транспорт. Во Франции национализа ция распространилась в указанный период не только на базисные отрасли экономики, но и на такие отрасли обрабатывающей промыш ленности, как авиа и автостроение. Впоследствии 80 % национализи рованных предприятий, после превращения их в рентабельный бизнес благодаря государственным субсидиям и финансовым инвестициям, были вновь возвращены, также на возмездной основе, их прежним владельцам либо заново приватизированы (реприватизированы ).

ПРАКТИКУМ

Задание 1. Изучив раздел 9.1, ответьте на вопросы: Что представляет собой государственное предпринимательство в России и за рубежом? Что такое полная и частичная государственная собственность?

Университетская серия

Задание 2. Изучив раздел 9.2 и содержание ситуации 1, ответьте на вопросы: Каким образом возникают унитарные предприятия? Для каких целей они создаются? Как организовано управление ими? В чем состоят различия между унитарными предприятиями на праве хо-

зяйственного ведения и на праве оперативного управления?

Задание 3. Изучив раздел 9.3 и содержание ситуации 2, ответьте на вопросы: С какой целью было создано ОАО «РЖД»? Является ли ОАО «РЖД» государственной корпорацией?

Как государство может влиять на решения, принимаемые ОАО «РЖД»? Что представляет собой государственное акционерное предпринимательство в России и за рубежом?

Задание 4. Изучив раздел 9.4, ответьте на вопрос: Каковы причины национализации негосударственных предпринимательских фирм?

1. Государственное предпринимательство - это:

2. Государственный сектор экономики - это:

3. Основой государственного предпринимательства является:

государственная собственность на средства производства;

4. Полная государственная собственность на средства производства - это:

собственность акционерных обществ;

муниципальная собственность;

собственность хозяйственных обществ;

федеральная собственность;

собственность хозяйственных товариществ.

5. Компания со смешанным капиталом предполагает:

6. К критериям эффективного функционирования государственных предприятий можно отнести:

а) низкие риски;

7. В систему государственного администрирования входят предприятия:

а) частные; б) акционерные;

в) бюджетные; г) финансовые.

8. Коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ним собственником, является:

а) коммерческим предприятием;

б) унитарным предприятием; в) самостоятельным предприятием;

г) хозяйственным товариществом.

9. Государственные унитарные предприятия учреждаются:

а) акционерами; б) полными товарищами;

в) Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации; г) уполномоченными органами.

10. Государственные и муниципальные учреждения - это:

а) коммерческие организации; б) некоммерческие организации;

в) приватизированные предприятия; г) кооперативы.

11. Предприятие, созданное на базе федерального имущества, называется:

а) акционерным; б) приватизированным; в) муниципальным; г) казенным.

Университетская серия

12. Учредительными документами унитарных предприятий являются:

а) распоряжение; б) устав;

в) учредительный договор; г) регламент.

13. Руководитель унитарного предприятия назначается:

а) общим собранием учредителей; б) собственником; в) совещательными органами; г) органами опеки.

14. Государственной корпорацией в Российской Федерации признается:

а) коммерческая организация; б) некоммерческая организация;

в) акционерное общество; г) хозяйственное товарищество.

15. Мажоритарные акционеры - это акционеры, владеющие:

а) одной акцией; б) 50 % акций;

в) контрольным пакетом акций.

16. Государственное акционерное предпринимательство в России представлено:

а) мажоритарными акционерами;

18. Ведомственные предприятия обладают:

а) юридической самостоятельностью; б) хозяйственной самостоятельностью;

в) структурно входят в государственную систему администрирования.

19. Федеральное агентство по имуществу Российской Федерации является:

а) акционером бюджетных предприятий;

20. Бюджетные предприятия - это:

временные образования;

ведомственные предприятия;

акционерные общества;

коммандитные товарищества;

аналог унитарных предприятий.

21. Бюджетные предприятия:

а) платят налоги;

23. Имущество унитарного предприятия:

а) является неделимым;

24. В форме унитарных предприятий могут быть созданы … предприятия:

а) акционерные; б) государственные; в) муниципальные; г) офшорные.

25. Органы государственного управления бюджетными предприятиями - это:

а) министерства; б) прокуратура; в) ведомства; г) мэрия.

26. Российское законодательство запрещает унитарным предприятиям:

а) заниматься бизнесом;

Университетская серия

27. Государственные предприятия могут осуществлять:

все виды деятельности;

разрешенные виды деятельности;

исключительные виды деятельности.

28. Унитарные предприятия могут строить деятельность:

на праве хозяйственного ведения;

на обычаях делового оборота;

на праве оперативного управления.

29. Унитарное предприятие на праве хозяйственного ведения:

имущество используется без согласования с собственником.

30. Унитарное предприятие на праве оперативного управления:

создается государственным или муниципальным органом;

создается только по решению Правительства РФ;

имущество используется без согласования с собственником;

использование имущества обязательно согласуется с собственником.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ ФИРМ

Формирование профессиональных компетенций предпринимательских фирм

Разнообразие профессиональных компетенций предпринимательских фирм

Вечные вопросы бизнеса: предпринимательская миссия и спрос на нее

Вечные вопросы бизнеса: целеполагание и целедостижение в бизнесе

Стратегическое ядро бизнеса предпринимательских фирм

Тактическое ядро бизнеса предпринимательских фирм. Предпринимательская конъюнктура

10.1. Формирование профессиональных компетенций предпринимательских фирм

Профессиональные компетенции индивидуальных субъектов пред принимательства являются основой профессиональных компетенций предпринимательских фирм. Термины «профессиональные компе тенции фирм» и «ключевые компетенции фирм» используют многие англоязычные авторы1 . При этом читатель часто сталкивается с совер шенно разными их определениями. В «Курсе профессионального пред принимательства» под профессиональными компетенциями предприни& мательской фирмы (институционального субъекта предприниматель ского бизнеса) понимается совокупность знаний, умений и навыков, которые применяются фирмами в процессе профессиональной дея тельности в избранных видах бизнеса, обеспечивают необходимый уровень ее конкурентоспособности.

Предпринимательские фирмы создаются ради формирования но вых институциональных профессиональных компетенций. Профес сиональные компетенции предпринимательских фирм являются кон курентными особенностями данных фирм, а их высокий уровень - одним из их ключевых конкурентных преимуществ, инструментом создания и усиления других конкурентных преимуществ этих фирм. Поэтому создание фирмы означает институционализацию профессио& нальных компетенций предпринимателей.

1 См., напр.: Кемпбелл Э. Развитие стержневых навыков // Э. Кемпбелл, К. Лачс. Стратегический синергизм. 2 е изд. СПб.: Питер, 2004. С. 263-288; Хэмел Г. , Праха& лад К. , Томас Г. , О’Нил Д. Стратегическая гибкость. СПб.: Питер, 2005. С. 281-356; Ху& лей Г. , Сондерс Д. , Пирси Н. Маркетинговая стратегия и конкурентное позиционирова ние. Днепропетровск: Баланс Бизнес Букс, 2005. С. 188-189.

Университетская серия

Организационно- правовая форма предпринимательской организации; создается на основе добровольного соглашения юридических и физических лиц, объединяющих свои средства путем выпуска акций. АО может быть с ограниченной (акционеры отвечают только внесенным капиталом или гарантированной ими суммой) и неограниченной ответственностью; открытого со свободной продажей акций на рынке) и закрытого (акции распределяются только среди учредителей) типа. Лица, приобреающие акции данного общества, имеют право на получение доли прибыли в форме дивиденда Высшим органом АО является общее собрание акционеров.

Между общими собраниями управление осуществляют директор или совет директоров, избираемые на общем собрании. Средства АО могут складываться от продажи акций, накопляемой прибыли, за счет банковский кредитов, выпуска облигаций. Для учреждения АО необходимо заключить нотариально заверенный договор, именуемый уставом. Устав должен включить: фирменное наименование, юридический адрес, указание о предмете деятельности, размере уставного капитала, категориях и номинальной стоимости выпускаемых акций, форме публикаций общества, численном составе правления. По гражданскому законодательству РФ АО -- это общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники АО (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций (Федеральный закон РФ "Об акционерных обществах" от24 ноября 1995 г.). Капитал АО, образуемый путем объединения многих индивидуальных капиталов и денежных доходов посредством выпуска акций и облигаций, затем увеличивается за счет прибыли АО и выпуска новых акций. Состоит из собственного капитала и заемного.

Собственный капитал включает: средства, полученные от выпуска и реализации акций (собственно акционерный капитал), и резервный капитал, который создается за счет отчислений от прибыли. Заемный капитал образуется за счет средств банковского кредита и средств от выпуска облигаций.

Смешанные общества

Порядок создания смешанных обществ.

К смешанным обществам (СО) относят созданные за границей фирмы с участием средств российских организаций и капитала иностранных партнеров. Это фирмы в основном торгового и торгово-производственного профиля.

Созданные на территории России предприятия с участием российских зарубежных партнеров для выпуска продукции и предоставления услуг называются совместными предприятиями (СП). Они в основном являются организациями производственно-торгового профиля.

К концу 80-х годов за границей действовало около 120 СО. По предмету своей деятельности их можно разделить на торговые; осуществляющие перевозку грузов и обслуживание судов, осуществляющие рыбный промысел. Деятельность СО способствует улучшению российского экспорта прежде всего путем увеличения производства и поставки продукции машиностроения и других готовых изделий.

Создание СО может осуществляться разными способами.

Первый способ состоит в организации общества как впервые учрежденного. Преимуществом такого способа является то, что учредители свободны от догм, обязательств и кредиторов. Однако для создания СО в этом случае требуется продолжительное время на выполнение процессуальных формальностей, а также подыскание земельных участков и строительство на них зданий (или аренду готовых зданий) для создания материально-технической базы СО. Деятельность впервые учреждаемого СО затруднена из-за отсутствия персонала, клиентов и агентов.

Второй способ заключается в том, что российские внешнеторговые организации вступают в действующие национальные общества, путем приобретя акций этих обществ. На эту операцию требуется меньше затрат времени имеется уже материально-техническая база, зарегистрировано фирменное название и товарные знаки, имеется круг клиентов, положение на рынке; налажены необходимые связи с финансовыми, страховыми и другими организациями. Вступление в действующее общество нового партнера может привести к изменению его внутреннего устройства или изменить правовой статус общества в целом.

Завершающий этап учреждения СО - его регистрация в торговом реестре Факт регистрации подлежит обязательной публикации. Все это связано со значительными затратами. Поэтому в тех странах, где требуется разрешение на жительство и работу, целесообразно не проводить регистрацию общества, пока власти не выдадут соответствующее разрешение. В противном случае общество может быть зарегистрировано, но работать не сможет и при его ликвидации суммы, затраченные на регистрацию, не будут возмещены. С момента регистрации СО является юридическим лицом.

При образовании общества должна быть соблюдена процедура его создания по законам страны его нахождения Основные требования национальных законов сводятся к выработке и заключению учредительного договора, составлению и утверждению устава общества, созданию основного капитала СО, органов управления, регистрации общества.

Учредительный договор заключается в целях осуществления совместных действий по созданию СО и фиксирует права и обязанности только для учредителей. В нем определяются особенности структуры и род деятельности общества, предмет деятельности, величина основного капитала, цена акций, порядок образования и компетенция органов управления. Учредительный договор подписывается всеми учредителями лично или через своих представителей, по доверенности. После утверждения устав становится обязательным для всех акционеров и контрагентов общества.

Структура управления и формы СО.

В зависимости от структуры управления, СО могут иметь два органа управления (правление и общее собрание) либо три (правление, наблюдательный совет и общее собрание). В последнее время замечена тенденция к ограничению полномочий общего собрания и расширению таковых правления. Чаще всего органы управления в СО создаются на паритетных началах. Примерная структура управления СО представлена на рис. 1.

СО с участием российских организаций создаются в форме акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью (в странах Европы), в форме компаний с ограниченной ответственностью (в Великобритании) и в форме закрытых корпораций (в США).

Акционерное общество образуется на основе объединений капиталов предпринимателей, вложивших средства в предприятия и получивших ценные бумаги- акции - на суммы, равные сделанным вкладам. Владение акциями дает право на участие в управлении СО и на получение части прибыли (дивидендов) Имущество акционерного общества полностью обособлено от имущества отдельных акционеров. Общество отвечает по своим обязательствам всем имуществом, а акционеры рискуют только своими вкладами. Результаты деятельности акционерного общества ежегодно проверяются ревизорами. Общество обязано вести учет и публиковать отчетность, включая годовой отчет, баланс, счет прибылей и убытков.

Общество с ограниченной ответственностью - образуемое объединение капиталов предпринимателей, вложивших средства в предприятие. Вкладчики получают паевые свидетельства, удостоверяющие величину пая, дающие право на участие в управлении обществом и на получение прибыли. Пропорционально величине пая. Объявлять публичную подписку на паи таким обществам не разрешается. Общества с ограниченной ответственностью отвечают по своим обязательствам всем имуществом, а вкладчики рискуют понести потери только в пределах своих паев. Паевые свидетельства не могут быть проданы или переданы другим вкладчикам без разрешения партнеров. Поэтому они не являются ценными бумагами, не обращаются на рынках.

Минимальный размер уставного капитала таких обществ ниже, чем акционерных, причем он может изменяться без обязательного утверждения общим собранием пайщиков, смягчены требования к ревизии деятельности обществ, их отчеты не подлежат обязательной публикации.

При создании СО необходимо в каждой конкретной стране подробно изучить акционерное законодательство и другие действующие правовые нормы. Будучи созданным, СО вступает в определенные отношения с его участниками.

Предпринимательская деятельность СО.

В начальный период существования общества, когда оно еще не утвердилось на рынке, не имеет собственных складов и его финансовое положение неустойчиво, следует принимать на себя роль агента по продаже товаров на определенной территории (на основе агентского соглашения), а также осуществлять посреднические операции (на основе контракта комиссии, а в дальнейшем -- на основе договора консигнации).

Взаимоотношения государственных органов страны пребывания со смешанными обществами сводятся, в основном, к следующему:

1. контроль за деятельностью общества со стороны государственных финансовых органов;

2. контроль за своевременным и в полном объеме предоставлением определенной информации в соответствующие инстанции (баланса общества, общего счета прибылей и убытков, обо всех изменениях капитала и его распределения).

Коммерческая деятельность СО направлена на сбыт товаров, ввозимых из России. Сбыт осуществляется через собственные дочерние фирмы, отделения и филиалы, а также через посреднические фирмы местных предпринимателей.

С непосредственными покупателями российских товаров общества заключают договоры купли-продажи с оплатой наличными или в кредит. В практике ряда СО используется и такая форма, как сдача оборудования в аренду или же на испытание с последующей оплатой через 6-12 месяцев. СО, осуществляющие торговлю машинами и оборудованием, организуют их послепродажное техническое обслуживание - гарантийное и послегарантийное.

СО платят налоги государственным и местным органам управления. В налоговой политике западных государств сказывается их отношение к иностранным инвестициям. Определенные налоговые льготы предоставляются в тех странах, которые заинтересованы в иностранных вложениях. В этих странах налоги взыскиваются лишь с той части прибыли, которая получена от деятельности общества на их территории. В большинстве же стран (США, Англии, Франции, ФРГ, Японии) налогами облагаются все прибыли общества, в том числе и полученные от операций за границей, если нет двустороннего соглашения между странами об освобождении от двойного налогообложения.

В западных странах существуют различные виды налогов (на основной капитал, на имущество общества, на инвестиции, на деятельность, на прибыль). В своей практической деятельности смешанные общества сталкиваются также с необходимостью выплаты и других постоянных налогов, в том числе страхового налога, на автотранспортные средства.

Налоговое законодательство всегда соответствует социально-политической структуре общества и уровню его экономического развития.

Прекращение деятельности СО может быть осуществлено добровольно или принудительно. Добровольное прекращение деятельности наступает по решению самого общества в результате слияния нескольких фирм или до совместному желанию большинства акционеров или пайщиков. Принудительное прекращение деятельности производится по решению суда или административных органов. Наиболее распространенным основанием в этих случаях является несостоятельность или банкротство, а также истечение срока деятельности общества, осуществление противозаконной деятельности, уменьшение числа членов ниже установленного минимума.

Различается прекращение деятельности обществ с ликвидацией дел и имущества (при добровольном прекращении и несостоятельности) и без Ликвидации дел и имущества (при слиянии, присоединении, разделении и делении нового общества).

Порядок ликвидации определяется причиной ликвидации; ликвидаторы назначаются либо из числа работников фирмы, либо органами государственной власти. В стадии ликвидации СО не прекращает своего существования, оно сохраняет свою правоспособность заявлять иски, т.е. оно

Продолжает свое существование, только в условиях его ликвидации.

По принадлежности капитала и, соответственно, по контролю над предприятием выделяют национальные, иностранные и совместные (смешанные) предприятия.

Национальными называют предприятия, капитал которых принадлежит предпринимателям своей страны. Национальная принадлежность определяется также местоположением и регистрацией основной компании. Например, крупнейшая в мире компания по производству конторского оборудования и компьютеров IBM при международном характере деятельности является национальной фирмой США, так как она зарегистрирована в США и лишь 4% ее акций находятся у иностранных держателей, остальные сосредоточены в руках американских предпринимателей.

Иностранными называют предприятия, капитал которых принадлежит иностранным предпринимателям, полностью или в определенной части обеспечивающих их контроль.

Организация и деятельность иностранных компаний в стране местонахождения определяются законодательством каждой страны, которое устанавливает порядок регистрации компаний, их правовое положение, размер налогообложения, порядок перевода прибылей, предел владения акциями иностранцами, подчинение трудовому законодательству данной страны и др.

Иностранные предприятия образуются либо путем создания акционерного общества, либо путем скупки контрольных пакетов акций местных фирм, ведущих к возникновению иностранного контроля. Последний способ получил в современных условиях наибольшее распространение, поскольку он позволяет использовать уже имеющийся аппарат, связи, клиентуру и знания рынка местными фирмами. Иностранные компании обычно регистрируются в стране местонахождения в качестве филиалов, дочерних или ассоциированных компаний заграничных головных фирм.

Смешанными по капиталу называют предприятия, капитал которых принадлежит предпринимателям двух или более стран. Регистрация смешанного предприятия осуществляется в стране одного из учредителей на основе действующего в ней

законодательства, что определяет местонахождение его штаб-квартиры. Смешанные предприятия – это одна из разновидностей международного переплетения капиталов. Смешанные по капиталу предприятия называются совместными предприятиями в тех случаях, когда целью их создания является осуществление совместной предпринимательской деятельности. Формы смешанных по капиталу компаний весьма разнообразны. Чаще всего в форме смешанных компаний создаются международные объединения: картели, синдикаты, тресты, концерны.

Предприятия, капитал которых принадлежит предпринимателям нескольких стран, именуют многонациональными. Многонациональные компании образуются путем слияния активов объединяющихся фирм разных стран и выпуска акций вновь созданной компании. Другими формами образования смешанных по капиталу компаний являются: обмен акциями между фирмами, сохраняющими юридическую самостоятельность; создание совместных компаний, акционерный капитал которых принадлежит учредителям на паритетных началах или распределяется в определенных соотношениях, установленных законодательством страны регистрации; приобретение иностранной компанией доли пакета акций национальной фирмы, не дающей ей права контроля.

В современных условиях крупнейшие промышленные фирмы делают упор на создание совместных производственных предприятий, а также предприятий для осуществления научно-технического сотрудничества, в том числе для совместного использования патентов и лицензий, а также реализации соглашений о кооперации и специализации производства. Особенно многочисленны совместные фирмы в новых и быстро растущих отраслях, требующих огромных единовременных вложений, – в нефтепереработке, нефтехимии, химической промышленности, производстве пластмасс, синтетического каучука, алюминия, в атомной энергетике. Совместные предприятия создаются и как временные объединения для выполнения крупных контрактов на строительство портов, плотин, трубопроводов, ирригационных и транспортных сооружений, электростанций, железных дорог и т.п.



Поделиться