Презентация на тему а толстой. Алексей Константинович Толстой. презентация к уроку по литературе (7 класс) на тему. И все земное я люблю…

Слайд 1

Хранитель старины глубокой…
Алексей Константинович Толстой 5 сентября 1817- 10 октября 1875
Подготовила: учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №6» г. Мегион Мытник Валентина Гавриловна

Слайд 2

детство
Алексей Константинович Толстой родился 24 августа (5 сентября) 1817 года в Петербурге. Отец – граф Константин Петрович Толстой, брат художника Фёдора Толстого (Лев Толстой по этой линии приходился Алексею Константиновичу троюродным братом). Мать – Анна Алексеевна Перовская – происходила из рода Разумовских (последний украинский гетман Кирилл Разумовский доводился ей родным дедом). После рождения сына супруги разошлись, мать увезла его в Малороссию, в своему брату А.А.Перовскому, известному в литературе под именем Антония Погорельского.
А.А.Толстая, копия с лаковой миниатюры
К.П.Толстой, копия с картины Михайлова

Слайд 3

детство
Антоний Погорельский
Он и занялся воспитанием будущего поэта, всячески поощряя его художественные склонности, и специально для него сочинил известную сказку «Чёрная курица, или Подземные жители» (1829). Там, среди южной украинской природы, в имениях матери, а затем её брата, Алексея Перовского, А.К.Толстой провёл своё детство, которое оставило у него одни только светлые воспоминания.

Слайд 4

детство
Александр II
К 1826 году мать и дядя перевезли мальчика в Петербург, где он был избран в число товарищей для игр наследника престола, будущего императора Александра II (впоследствии между ними сохранялись самые тёплые отношения). С 1826 года Перовский регулярно вывозил племянника за границу для ознакомления с тамошними достопримечательностями, однажды представил его самому И.В.Гёте. Перовский до своей смерти в 1836 году оставался главным советчиком в литературных опытах воспитан-ника, отдавал их на суд В.А.Жуковскому и А.С.Пушкину, с которыми состоял в приятельских отношениях, и есть свидетельства, что эти опыты заслужили их одобрение.

Слайд 5

Смерть Иоанна Грозного"
Царь Иоанн Васильевич Грозный. В.М.Васнецов. 1897.
Широкое европейское признание Алексей Константинович Толстой получил благодаря созданию драматической трилогии «Смерть Иоанна Грозного» (1866), «Царь Фёдор Иоаннович» (1868) и «Царь Борис» (1870). Царь Иван Грозный интересовал автора как апофеоз Российской государственности. Его безграничная власть над всеми русскими людьми, его деспотизм были глубоко антипатичны А.К.Толстому, ценившему свою свободу и свободу всех окружающих его людей. Страшен его царь Иван, мучающий других и самого себя.

Слайд 6

Острупился мой ум; Изныло сердце; руки неспособны Держать бразды; уж за грехи мои Господь послал поганым одоленье, Мне ж указал престол мой уступить Другому; Беззакония мои Песка морского паче: сыроядец – Мучитель – блудник – церкви оскорбитель – Долготерпенья Божьего пучину Последним я злодейством истощил!
Толстой размышляет о кровавом и необузданном царе не только в драматической трилогии, но и в романе «Князь Серебряный» и некоторых былинах – «Василий Шибанов» и др.
"Смерть Иоанна Грозного"

Слайд 7

"Царь Фёдор Иоаннович"
Трагедия в пяти действиях «Царь Фёдор Иоаннович» - центральная, главная и, может быть, лучшая во всей трилогии. Недаром она не сходит со сцен театров мира. Образ царя Фёдора – такого, каким написал его А.К.Толстой, притягивает к себе внимание и умы читателей, актёров и зрителей. Фёдор Иоаннович, сын грозного царя, мягок, добр и справедлив, но не обладает так называемым «государственным умом». Царь Фёдор жаждет мира и милости, любит и уважает и Бориса Годунова, и Ивана Петровича Шуйского, пытается их примирить, жить без горя и жестокости:
Довольно крови на Руси лилося При батюшке, Господь ему прости!

Слайд 8

"Царь Фёдор Иоаннович"
Однако расписывается в собственной политической немощи:
Хотел добра, Арина! Я хотел Всех согласить, всё сгладить – Боже, Боже! За что меня поставил Ты царём!
Роль царя Фёдора всегда вдохновляла талантливейших русских актёров. С постановки «Царя Фёдора» начал свою блистательную курьеру К.С.Станиславский и его Художественный театр. В наше время на сцене Малого театра роль Фёдора Иоанновича чудесно, трогательно играл Юрий Соломин. Созданный им образ стал событием в современной русской культуре.

Слайд 9

"Царь Борис Годунов"
Пьеса «Царь Борис Годунов» замыкает драматическую трилогию А.К.Толстого. Царь Борис стал государем по призванию. Будучи талантливым политическим деятелем, желавшим блага народу и Родине, он правил милостиво, мудро и дальновидно. Его девизом были слова:
Ведь зрелый муж не ожидает праздно, Чтоб чудо к небу подняло его!
Главная тема трилогии – трагедия власти, и не только власти самодержавных царей, но шире – власти человека над действительностью, над собственной участью. Русская история предстаёт как трагедия, лишь отчасти обусловленная нравственными изъянами царей: необузданным властолюбием Ивана, безволием и страхом перед ответственностью Фёдора, моральными компромиссами Бориса, идущего «окольными» путями к благой, по-видимому цели.

Слайд 10

"Царь Борис Годунов"
Сквозным, проходящим через всю трилогию, является образ Бориса Годунова, с ним связана мысль о неустранимом конфликте бездействия и действия, «прямого» и «окольного» путей, причём к трагическим итогам приводят и тот, и другой. Люди «прямого пути» не знают цели высшей, чем хранить свою честь, чем поступать по правде, и, лично безупречные, оказываются не способны реально повлиять на ход событий.
В последней части трилогии оказывается, что «путь к цели легче, чем то состояние, когда она достигнута. На пути средства оправдывались целью. Достигнутая цель не оправдала средств.

Слайд 11

"Тебя я увидел..."
Софья Андреевна Миллер
В январе 1851 года на одном из великосветских балов-маскарадов Алексей Константинович разговорился с юной, стройной дамой в маске. Он был ею очарован. Незнакомку звали Софья Андреевна Миллер. Умная, образованная, знавшая четырнадцать языков молодая женщина была несчастлива в браке. Вскоре после знакомства Алексей Константинович пишет Софье Андреевне:
«Клянусь тебе, как я поклялся бы перед Судилищем Господним, что люблю тебя всеми способностями, всеми мыслями, всеми движениями, всеми страданиями и радостями моей души. Прими эту любовь, какая она есть, не ищи ей причины, не ищи ей названия, как врач ищет названия для болезни, не определяй ей места, не анализируй её. Бери её, какая она есть, бери, не вникая, я не могу дать тебе ничего лучшего, я дал тебе всё, что у меня было самого драгоценного, ничего лучшего у меня нет».

Слайд 12

"Тебя я увидел..."
Средь шумного бала, случайно, В тревоге мирской суеты, Тебя я увидел, но тайна Твои покрывала черты. Лишь очи печально глядели, А голос так дивно звучал, Как звон отдалённой свирели, Как моря играющий вал. Мне стан твой понравился тонкий И весь твой задумчивый вид, А смех твой, и грустный и звонкий, С тех пор в моём сердце звучит.
В часы одинокие ночи Люблю я, усталый, прилечь – Я вижу печальные очи, Я слышу весёлую речь; И грустно я так засыпаю, И в грёзах неведомых сплю… Люблю ли тебя – я не знаю, Но кажется мне, что люблю! 1851

Слайд 13

Сочинения Козьмы Пруткова
В царствование Николая I на первый план государственной жизни выдвинулась новая фигура – крупный бюрократ, педантичный и безропотный исполнитель распоряжений, циркуляров, параграфов. Он думает лишь так, как разрешено. Бюрократы держат в руках не только государственную власть, они считают себя компетентными во всех областях, с апломбом судят о литературе, науке, искусстве. А.К.Толстой и его три двоюродных брата Жемчужниковы посмеивались над литературными вкусами и пристрастиями подобных чиновников.
Они сочиняли шуточные стихи и афоризмы, которые мог бы написать подобный чиновник. Так родился Козьма Прутков – «действительный статский советник, директор Пробирной палатки, кавалер и поэт». Его стихи и афоризмы порой просто глупы, порой пошлы, из них встаёт живой образ ограниченного бюрократа.

Слайд 14

Сочинения Козьмы Пруткова
Впрочем, познакомившись с ними, читатель поймёт, что порой в шутке есть доля правды. «Сочинения Козьмы Пруткова» вышли отдельной книгой в 1884 году.
Никто не обнимет необъятного. Начиная своё поприще, не теряй, о юноша! драгоценного времени! Бывает, что усердие превозмогает и рассудок. Трудись, как муравей, если хочешь быть уподоблен пчеле. Знай, читатель, что мудрость уменьшает жалобы, а не страдания!




















1 из 19

Презентация на тему: Толстой А.К. Жизнь и творчество

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Толстой Алексей Константинович (родился 24 августа (5 сентября) 1817 г. Санкт-Петербург - умер 28 сентября (10 октября) 1875 c. Красный Рог (ныне Почепский район Брянской обл.)) - граф, русский поэт, драматург, прозаик, член-корреспондент Петербургской АН. Толстой Алексей Константинович (родился 24 августа (5 сентября) 1817 г. Санкт-Петербург - умер 28 сентября (10 октября) 1875 c. Красный Рог (ныне Почепский район Брянской обл.)) - граф, русский поэт, драматург, прозаик, член-корреспондент Петербургской АН.

№ слайда 3

Описание слайда:

Отец - граф Константин Петрович Толстой, брат художника Федора Толстого (Лев Толстой по этой линии приходился Алексею Константиновичу троюродным братом). Мать - Анна Алексеевна Перовская - происходила из рода Разумовских (последний украинский гетман Кирилл Разумовский доводился ей родным дедом). Отец - граф Константин Петрович Толстой, брат художника Федора Толстого (Лев Толстой по этой линии приходился Алексею Константиновичу троюродным братом). Мать - Анна Алексеевна Перовская - происходила из рода Разумовских (последний украинский гетман Кирилл Разумовский доводился ей родным дедом).

№ слайда 4

Описание слайда:

После рождения сына супруги разошлись, мать увезла его в Малороссию, к своему брату А.А. Перовскому, известному в литературе под именем Антония Погорельского. Он и занялся воспитанием будущего поэта, всячески поощряя его художественные склонности, и специально для него сочинил известную сказку «Черная курица, или Подземные жители» (1829).

№ слайда 5

Описание слайда:

К 1826 мать и дядя перевезли мальчика Санкт-Петербург, где он был избран в число товарищей для игр наследника престола, будущего императора Александра II (впоследствии между ними сохранялись самые теплые отношения). С 1826 Перовский регулярно вывозил племянника за границу для ознакомления с тамошними достопримечательностями, однажды представил его самому И.В. Гете. Перовский до своей смерти в 1836 оставался главным советчиком в литературных опытах юного Толстого, отдавал их на суд В.А. Жуковскому и А.С Пушкину, с которыми состоял в приятельских отношениях, и есть свидетельства, что эти опыты заслужили их одобрение. К 1826 мать и дядя перевезли мальчика Санкт-Петербург, где он был избран в число товарищей для игр наследника престола, будущего императора Александра II (впоследствии между ними сохранялись самые теплые отношения). С 1826 Перовский регулярно вывозил племянника за границу для ознакомления с тамошними достопримечательностями, однажды представил его самому И.В. Гете. Перовский до своей смерти в 1836 оставался главным советчиком в литературных опытах юного Толстого, отдавал их на суд В.А. Жуковскому и А.С Пушкину, с которыми состоял в приятельских отношениях, и есть свидетельства, что эти опыты заслужили их одобрение.

№ слайда 6

Описание слайда:

В 1834 Алексей Толстой был зачислен «студентом» в Московский архив Министерства иностранных дел, в 1835 выдержал экзамен на чин при Московском университете. В 1837-1840 числился при русской дипломатической миссии во Франкфурте-на-Майне, но очень скоро после назначения выхлопотал отпуск и время проводил отчасти в России, отчасти в новых заграничных путешествиях. Вернувшись в Санкт-Петербург, с 1840 числился при II отделении императорской канцелярии. В 1843 получил В 1834 Алексей Толстой был зачислен «студентом» в Московский архив Министерства иностранных дел, в 1835 выдержал экзамен на чин при Московском университете. В 1837-1840 числился при русской дипломатической миссии во Франкфурте-на-Майне, но очень скоро после назначения выхлопотал отпуск и время проводил отчасти в России, отчасти в новых заграничных путешествиях. Вернувшись в Санкт-Петербург, с 1840 числился при II отделении императорской канцелярии. В 1843 получил придворный чин камер-юнкера, в 1851 - церемониймейстера (5-й класс). В 1840-х Алексей Толстой вел жизнь блестящего светского человека.

№ слайда 7

Описание слайда:

№ слайда 8

Описание слайда:

Завязался бурный роман, ознаменовавшийся ее скорым уходом от Завязался бурный роман, ознаменовавшийся ее скорым уходом от мужа. Муж долго не давал развода, поэтому брак Толстого с Софьей Андреевной был заключен только в 1863. Практически вся его любовная лирика адресована именно ей (в т.ч. посвященное их первой встрече стихотворение «Средь шумного бала, случайно…»).

№ слайда 9

Описание слайда:

В годы Крымской войны Толстой добровольцем вступил в армию, но, заболев тифом, участия в боевых действиях не принимал. В 1856, в день коронации Александра II, был назначен флигель-адьютантом; вскоре, из-за нежелания оставаться в военной службе, был поставлен егермейстером (начальником егерей царской охоты). Однако карьера придворного и политического деятеля была ему не по душе. В годы Крымской войны Толстой добровольцем вступил в армию, но, заболев тифом, участия в боевых действиях не принимал. В 1856, в день коронации Александра II, был назначен флигель-адьютантом; вскоре, из-за нежелания оставаться в военной службе, был поставлен егермейстером (начальником егерей царской охоты). Однако карьера придворного и политического деятеля была ему не по душе.

№ слайда 10

Описание слайда:

Преодолевая сопротивление людей, пекущихся о его будущности и искренне желающих ему добра (в т.ч. самого императора), он в 1859 добился бессрочного отпуска, а в 1861 - полной отставки, эта житейская коллизия нашла выражение в поэме «Иоанн Дамаскин» (1859). После отставки Алексей Толстой проживал преимущественно в имениях Пустынька на берегу реки Тосны под Санкт-Петербургом и Красный Рог в Черниговской губ., занимаясь почти исключительно словесностью. Преодолевая сопротивление людей, пекущихся о его будущности и искренне желающих ему добра (в т.ч. самого императора), он в 1859 добился бессрочного отпуска, а в 1861 - полной отставки, эта житейская коллизия нашла выражение в поэме «Иоанн Дамаскин» (1859). После отставки Алексей Толстой проживал преимущественно в имениях Пустынька на берегу реки Тосны под Санкт-Петербургом и Красный Рог в Черниговской губ., занимаясь почти исключительно словесностью.

№ слайда 11

Описание слайда:

В печати впервые выступил в 1841 с фантастической повестью «Упырь» (за подписью Красногорский). Романтической фантастикой проникнуты и две сюжетно связанные между собой повести, написанные в конце 1830-х - начале 1840-х по-французски: «La famille du vurdalak» («Семейство вурдалака») и «Le rendez-vous dans trois cent ans» («Встреча через триста лет»). Не опубликованные при жизни Толстого, эти повести считаются исследователями наиболее удачными среди его прозаических сочинений. В печати впервые выступил в 1841 с фантастической повестью «Упырь» (за подписью Красногорский). Романтической фантастикой проникнуты и две сюжетно связанные между собой повести, написанные в конце 1830-х - начале 1840-х по-французски: «La famille du vurdalak» («Семейство вурдалака») и «Le rendez-vous dans trois cent ans» («Встреча через триста лет»). Не опубликованные при жизни Толстого, эти повести считаются исследователями наиболее удачными среди его прозаических сочинений. Фантастична и повесть из времен гонений на христиан «Амена» (1846), в которой языческая богиня оборачивается исчадием ада. Толстой-прозаик отдал дань и натуральной школе: в ее манере выдержан очерк «Артемий Семенович Бервенковский» (1845).

№ слайда 12

Описание слайда:

Высшим достижением Толстого в прозе явился роман из эпохи опричнины Ивана Грозного «Князь Серебряный» (1862). Работа над ним началась, предположительно, уже в 1840-х. Это исторический роман. Высшим достижением Толстого в прозе явился роман из эпохи опричнины Ивана Грозного «Князь Серебряный» (1862). Работа над ним началась, предположительно, уже в 1840-х. Это исторический роман.

№ слайда 13

Описание слайда:

В 1854 Толстой начал публиковать свои лирические стихотворения. В 1854 Толстой начал публиковать свои лирические стихотворения. В целом для его лирики характерно тяготение к стихотворениям романсового типа (не случайно более половины их положено на музыку), к весенним пейзажам. Стремление запечатлеть миг душевного подъема придает большинству из них подчеркнуто мажорное. Умышленная простота, даже небрежность рифмовки создает впечатление безыскусности, подлинности лирической эмоции. В значительной мере опираясь на народно-песенную традицию, Толстой обращался и к прямым стилизациям фольклорных ритмов и образов, и звучание их совсем не мажорное.

№ слайда 14

Описание слайда:

С традициями устного народного творчества связаны баллады и былины Толстого, не являющиеся прямыми стилизациями. Соответственно, противопоставленные друг другу эпохи привлекают особое внимание поэта - времена князя Владимира Красное Солнышко («Песня о походе Владимира на Корсунь» и др.) и царствование Ивана Грозного («Василий Шибанов», «Князь Михайло Репнин» и др). Былины Толстого насыщаются злободневным содержанием («Змей Тугарин»), а иногда оборачиваются сатирой на вполне конкретные явления современности («Поток-богатырь»). С традициями устного народного творчества связаны баллады и былины Толстого, не являющиеся прямыми стилизациями. Соответственно, противопоставленные друг другу эпохи привлекают особое внимание поэта - времена князя Владимира Красное Солнышко («Песня о походе Владимира на Корсунь» и др.) и царствование Ивана Грозного («Василий Шибанов», «Князь Михайло Репнин» и др). Былины Толстого насыщаются злободневным содержанием («Змей Тугарин»), а иногда оборачиваются сатирой на вполне конкретные явления современности («Поток-богатырь»).

№ слайда 15

Описание слайда:

Сатирические его стихотворения пользовались большим успехом. Среди враждующих политических и литературных группировок эпохи реформ Толстой пытался сохранить независимость, о чем неоднократно заявлял (см., напр., стихотворение «Двух станов не боец, а только гость случайный…»). Свои сатирические стрелы он направлял и на нигилистов («Послание к М.Н.Лонгинову о дарвинизме», баллада «Порой веселой мая…» и др.), и на либерализующийся административный порядок («Сон Попова»), и даже на самую русскую историю («История государства Российского от Гостомысла до Тимашева»). Сатирические его стихотворения пользовались большим успехом. Среди враждующих политических и литературных группировок эпохи реформ Толстой пытался сохранить независимость, о чем неоднократно заявлял (см., напр., стихотворение «Двух станов не боец, а только гость случайный…»). Свои сатирические стрелы он направлял и на нигилистов («Послание к М.Н.Лонгинову о дарвинизме», баллада «Порой веселой мая…» и др.), и на либерализующийся административный порядок («Сон Попова»), и даже на самую русскую историю («История государства Российского от Гостомысла до Тимашева»).

17

Описание слайда:

№ слайда 18

Описание слайда:

Широкое, в т.ч. и европейское признание он получил благодаря драматической трилогии «Смерть Иоанна Грозного» (1866), «Царь Федор Иоаннович» (1868) и «Царь Борис» (1870).. Однако эта трилогия - не историческая хроника, не зарисовки быта и нравов старых времен: Толстому удалось воскресить жанр трагедии (указывалось, что его трилогия больше связана с трагедиями Шекспира, чем с его же хрониками, где ставились собственно исторические вопросы). Главная ее тема - трагедия власти, и не только власти самодержавных царей, но шире - власти человека над действительностью, над собственной участью. Широкое, в т.ч. и европейское признание он получил благодаря драматической трилогии «Смерть Иоанна Грозного» (1866), «Царь Федор Иоаннович» (1868) и «Царь Борис» (1870).. Однако эта трилогия - не историческая хроника, не зарисовки быта и нравов старых времен: Толстому удалось воскресить жанр трагедии (указывалось, что его трилогия больше связана с трагедиями Шекспира, чем с его же хрониками, где ставились собственно исторические вопросы). Главная ее тема - трагедия власти, и не только власти самодержавных царей, но шире - власти человека над действительностью, над собственной участью.

№ слайда 19

Описание слайда:

Последним произведением Толстого стала драма из древненовгородской истории «Посадник». Работа над ней началась сразу по окончании трилогии, но завершить он ее не успел. Алексей Толстой скончался 28 сентября (10 октября) 1875 в своем имении Красный Рог Черниговской губернии. Последним произведением Толстого стала драма из древненовгородской истории «Посадник». Работа над ней началась сразу по окончании трилогии, но завершить он ее не успел. Алексей Толстой скончался 28 сентября (10 октября) 1875 в своем имении Красный Рог Черниговской губернии.

Сосков Макар

Работа ученика 8 класса Соскова Макара к уроку литературы "Жизнь и творчество А.К. Толстого"

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Алексей Константинович Толстой Работу выполнил Сосков Макар ученик 8 класса МБОУ Гобиксой СОШ

Отец - граф Константин Петрович Толстой, брат художника Федора Толстого (Лев Толстой по этой линии приходился Алексею Константиновичу троюродным братом). Граф Константин Петрович Толстой

Мать - Анна Алексеевна Перовская - происходила из рода Разумовских (последний украинский гетман Кирилл Разумовский доводился ей родным дедом). В семье Толстых 24 августа (5 сентября) 1817 г. Санкт-Петербург родился сы Толстой Алексей Константинович Анна Алексеевна Перовская

После рождения сына супруги разошлись, мать увезла его в Малороссию, к своему брату А.А. Перовскому, известному в литературе под именем Антония Погорельского. Он и занялся воспитанием будущего поэта, всячески поощряя его художественные склонности. Алексей Алексеевич Перовский (псевдоним - Антоний Погорельский) (1787 год - 1836 год) - писатель-романтик.

Специально для племянника сочинил известную сказку «Черная курица, или Подземные жители» (1829).

В 1826 г. А.К. Толстого привезли в Санкт-Петербург, где был избран в число товарищей для игр наследника престола, будущего императора Александра II. С 1826 Перовский регулярно вывозил племянника за границу. Однажды представил его самому И.В. Гете. Перовский до своей смерти в 1836 оставался главным советчиком в литературных опытах юного Толстого, отдавал их на суд В.А. Жуковскому и А.С Пушкину, и есть свидетельства, что эти опыты заслужили их одобрение. К. П. Брюллов. Портрет Алексея Толстого в юности (1836)

В 1834 Алексей Толстой был зачислен «студентом» в Московский архив Министерства иностранных дел, в 1835 выдержал экзамен на чин при Московском университете. В 1837-1840 числился при русской дипломатической миссии во Франкфурте-на-Майне. Вернувшись в Санкт-Петербург, с 1840 числился при II отделении императорской канцелярии. В 1840-х Алексей Толстой вел жизнь блестящего светского человека.

Литературным творчеством Толстой занимался с раннего возраста, поощряемый своим дядей. Писал стихи, фантастические повести. В этот период написал ряд баллад и лирических стихотворений, получивших известность и впоследствии положенных на музыку русскими композиторами ("Колокольчики мои", "Ты знаешь край, где все обильем дышит", "Курган", "Средь шумного бала..." и др.).

В 1840-е годы А.К. Толстой начал работать над историческим романом «Князь Серебряный» (1861). Первая опубликованная под псевдонимом " Краснорогский " в 1841 повесть "Упырь" была замечена Белинским.

Зимой1850-1851 на балу он встретил Софью Андреевну Миллер, жену конногвардейского полковника. Современников поражала её образованность. Она знала множество иностранных языков: по одним сведениям четырнадцать, по другим – шестнадцать. Читала запоем, поглощала новинки европейской литературы и внимательно следила за отечественной словесностью. Средь шумного бала, случайно, В тревоге мирской суеты, Тебя я увидел, но тайна Твои покрывала черты. Лишь очи печально глядели, А голос так дивно звучал…

Брак Толстого с Софьей Андреевной был заключен в 1863. Практически вся его любовная лирика адресована именно ей (в т.ч. посвященное их первой встрече стихотворение «Средь шумного бала, случайно…»).

В 1854 А.К. Толстой с двоюродными братьями Жемчужниковыми создал сатирическую литературную маску Козьмы Пруткова и сборник его сочинений, до сих пор популярный в России. Служба при дворе (флигель-адъютант Александра II, затем егермейстер - заведующий егерями царской охоты) давала писателю возможность вступаться за близких ему людей (хлопотал о возвращении из ссылки Шевченко, об Аксакове, Тургеневе).

Алексей Михайлович Жемчужников В своих сатирах будил интерес к "злобе дня" . Лирика не отличается,богатством образов, она задушевно-проста. Его лиризм имеет часто сдержанно-религиозный характер. Владимир Михайлович Жемчужников Учился в Санкт-Петербургском университете, во время Крымской войны служил стрелком; был директором департамента общих дел министерства путей сообщения. Писал стихотворения под псевдонимом Козьма Прутков. Александр Михайлович Жемчужников В 1853 году, на страницах "Современника", были напечатаны "Басни", которые послужили поводом к появлению "Досугов Козьмы Пруткова": под таким названием, как известно, помещались остроумные стихотворения и метко выраженные заметки или афоризмы, вышедшие из-под пера А.М. Жемчужникова.

В годы Крымской войны Толстой добровольцем вступил в армию, но, заболев тифом, участия в боевых действиях не принимал. В 1856, в день коронации Александра II, был назначен флигель-адьютантом; вскоре, из-за нежелания оставаться в военной службе, был поставлен егермейстером (начальником егерей царской охоты). Карьера придворного и политического деятеля А.К. Толстому была не по душе.

В 1861 А.К. Толстой добился отставки и посвятил себя я стал литературе. В 1862 была опубликована драматическая поэма "Дон Жуан"; в 1866 - 1870 - историческая трилогия, включавшая трагедию "Смерть Иоанна Грозного", "Царь Федор Иоаннович", "Царь Борис". "Служба и искусство несовместимы..."

После отставки Алексей Толстой проживал преимущественно в имениях Пустынька на берегу реки Тосны под Санкт-Петербургом и Красный Рог, занимаясь почти исключительно словесностью. Имение «Пустынька» (Саблино)

Широкое признание А.К. Толстой получил благодаря драматической трилогии «Смерть Иоанна Грозного» (1866), «Царь Федор Иоаннович» (1868) и «Царь Борис» (1870). Толстому удалось воскресить жанр трагедии. Главная ее тема - трагедия власти, и не только власти самодержавных царей, но власти человека над действительностью, над собственной участью.

Высшим достижением Толстого в прозе явился роман из эпохи опричнины Ивана Грозного «Князь Серебряный» (1862). Это исторический роман.

Последним произведением Толстого стала драма из древненовгородской истории «Посадник». Работа над ней началась сразу по окончании трилогии, но завершить он ее не успел…

Толстой Алексей Константинович умер 28 сентября (10 октября) 1875 c . Красный Рог (ныне Почепский район Брянской обл.) Имение Красный Рог

Сейчас Брянщина готовится отпраздновать 200-летие со дня рождения писателя Алексея Константиновича Толстого. Отмечать юбилей нашего великого земляка будут в 2017 году. К знаменательной дате приурочат музейные выставки, издание книг о писателе и художественных альбомов. Кроме того, в Брянске пройдут гастроли столичного Малого театра, а областной театр драмы представит свои спектакли в Москве. К юбилею автора "Князя Серебряного" музей-усадьба в селе Красный Рог станет туристическим центром. Также выпустят специальную медаль «В честь 200-летия А. К. Толстого».

Музей-усадьба Алексея Толстого расположена в Красном Роге Почепского района Брянской области.

1817 - 1875 Алексей Константинович Толстой

Родился 24 августа (5 сентября н.с.) в Петербурге в знатной дворянской семье. Родители разошлись сразу после рождения сына. Будущий писатель воспиты-вался матерью и ее братом - писателем А. А. Перовским (псевдоним Антоний Погорельский). Анна Алексеевна Перовская, мать писателя

Алексей Алексеевич Перовский, дядя писателя Детские годы Толстого прошли в имениях матери, позже дяди на Северной Украине. Толстой получил блестящее домашнее образование. Восьми лет А.К.Толс-той с матерью и дя-дей переехал в Петербург.

При посредстве друга Перовского - В.А. Жу-ковского - мальчик был представлен тоже восьмилетнему тогда наследнику престола, впоследствии импера-тору Александру II, и был в числе детей, приходивших к цесаре-вичу по воскресеньям для игр. Отношения, таким образом завязав-шиеся ещё в детстве, продолжались в течение всей жизни.

В 1834 году Толстого определили « студен-том » в московский архив Министерства иностранных дел. С 1837 года он служил в русской миссии в Германии, в 1840 году получил службу в Петербурге при царском дворе. В 1843 году - придворное звание камер-юнкера. Литературным творчеством Толстой, поощряемый своим дядей, занимался с раннего возраста. Писал стихи, фантастические повести, и уже его первая опубликованная под псевдонимом " Краснорогский " в 1841 повесть "Упырь" была замечена Белинским.

В 30–40-е годы служба сочеталась с событиями светской жизни, охотой, литературой. При этом Толстой никогда не забывал о том, что считает своим долгом «говорить во что бы то ни стало правду» (так он написал царю Александру II).

В юности светская жизнь его увлекала, на охоте он был признанным лидером – за ним числилось 40 убитых медведей, а поэтические опыты приносили извест-ность. С юных лет Толстой относился к своему творчеству очень серьезно.

В 1840-е годы он начал работать над истори-ческим романом "Князь Серебряный", окончен-ным в 1861. В этот же период написал ряд баллад и лирических стихотворений, полу-чивших широкую из-вестность и впослед-ствии положенных на музыку русскими ком-позиторами.

В 1854 году русское образованное общество узнало новое имя – Козьма Прутков. А.К. Толстой вместе с своими двоюродными братьями Алексеем и Владимиром Жемчуж-никовыми придумали образ Козьмы Пруткова, от имени которого вы-ступали с литератур-ными пародиями и сатирами.

Служба при дворе (флигель-адъютант Александра II, затем егермейстер - заведу-ющий егерями цар-ской охоты) давала писателю возмож-ность вступаться за близких ему людей (хлопотал о возвраще-нии из ссылки Т. Г. Шевченко, об Аксакове, Тургеневе). В 1861 он добился отставки ("Служба и искусство несовмес-тимы...", - написал он царю) и все свои силы и время стал отдавать литера- туре.

Уйдя в отставку, А.К. Толстой в 1860-1870-х годах много времени проводил в Европе (Италии, Германии, Анг-лии, Франции). Печатался в журналах «Современник», «Русский вестник», «Вестник Европы» и др. При жизни Толстого единственный сборник его стихотворений вышел в 1867 году.

Толстой подолгу жил также в своих русских имениях - Пустыньке (под Петербургом) и Красном Роге. С средины 60-х гг. его некогда богатырское здоровье - он разгибал подковы и свертывал пальцами винтообраз-но зубцы вилок - пошатнулось. Алексей Толстой скончался 28 сентября (10 октября) 1875 в своем имении Крас-ный Рог Черниговской губернии.

Особое место в твор-честве писателя зани-мала русская история. Толстой считал, что если бы не монголь-ское нашествие, Киев-ская Русь сумела бы превратиться в госу-дарство, превосходя-щее многие западные страны по своему развитию. Отсюда его интерес к ранней эпохе Руси (баллады «Илья Муро-мец », «Алеша Попо-вич », «Садко» и др.).

Вторая область интересов А. К. Толстого была связана с эпохой Московского царства, особенно временами Ивана Грозного. Царь Иван Васильевич Грозный (Иван IV) стал великим князем москов-ским в 1533 г. В 1547 г. он принял царский титул, сделавшись первым русским царем.

Баллада «Василий Шибанов» Баллада «Князь Михайло Репнин» Баллада – стихотворный рассказ, в основу которого положена легенда или какое-нибудь историческое событие. – Почему Репнин не поднял свой кубок? – В чем он обвиняет Ивана Грозного? – О чем жалеет царь? – Какие черты баллады вы находите в этом произведении? – Какая история рассказана в балладе? – Назовите героев произведения. – Что мы узнаем о князе Курбском? – Что задумал Курбский в Литве? – Кто должен везти его послание Грозному в Москву? – Что ждет этого человека? Почему вы так думаете? – Каким показал царя Ивана Грозного Толстой?

А. К. Толстой, рисуя образы стремянного Шибанова и князя Репнина, хотел рас-крыть сущность истин-ной преданности и любви к Отечеству, она – не в бессловесной по-корности, а в осмыс-лении происходящего в стране и активном учас-тии в судьбе Родины, ВЫВОД: смелом выражении своей гражданской позиции. В жесткой эпохе Ивана Грозного внимание писателя больше всего привлекает противо-стояние упрямых, чест-ных и доблестных лю-дей общей системе зла и насилия.

  • Подготовили ученики 10.1 класса: Андрианова Анна, Губкина Елизавета, Чекоданова Елизавета, Горст Татьяна, Каплан Дмитрий
  • Толстой Алексей Константинович (родился 24 августа (5 сентября) 1817 г. Санкт-Петербург - умер 28 сентября (10 октября) 1875 г. Красный Рог (ныне Почепский район Брянской обл.) - граф, русский поэт, драматург, прозаик, член-корреспондент Петербургской АН.
  • Отец - граф Константин Петрович Толстой, брат художника Федора Толстого (Лев Толстой по этой линии приходился Алексею Константиновичу троюродным братом).
  • Мать - Анна Алексеевна Перовская - происходила из рода Разумовских (последний украинский гетман Кирилл Разумовский доводился ей родным дедом).
  • После рождения сына супруги разошлись, мать увезла Алексея в Малороссию, к своему брату А.А. Перовскому, известному в литературе под именем Антония Погорельского. Он и занялся воспитанием будущего поэта, всячески поощряя его художественные склонности, и специально для него сочинил известную сказку «Черная курица, или Подземные жители» (1829).
  • Антоний Погорельский
  • К 1826 мать и дядя перевезли мальчика в Санкт-Петербург, где он был избран в число товарищей для игр наследника престола, будущего императора Александра II (впоследствии между ними сохранялись самые теплые отношения).
  • С 1826 Перовский регулярно вывозил племянника за границу для ознакомления с тамошними достопримечательностями, однажды представил его самому И.В. Гете. Перовский до своей смерти в 1836 оставался главным советчиком в литературных опытах юного Толстого, отдавал их на суд В.А. Жуковскому и А.С Пушкину, с которыми состоял в приятельских отношениях, и есть свидетельства, что эти опыты заслужили их одобрение.
  • В 1834 Алексей Толстой был зачислен «студентом» в Московский архив Министерства иностранных дел.
  • В 1835 выдержал экзамен на чин при Московском университете.
  • В 1837-1840 числился при русской дипломатической миссии во Франкфурте-на-Майне, но очень скоро после назначения выхлопотал отпуск и время проводил отчасти в России, отчасти в новых заграничных путешествиях. Вернувшись в Санкт-Петербург, с 1840 числился при II отделении императорской канцелярии.
  • В 1843 получил придворный чин камер-юнкера.
  • В 1851 - церемониймейстера (5-й класс).
  • С 1840-х Алексей Толстой вел жизнь блестящего светского человека.
  • Зимой 1850-51 года Толстой влюбился в жену конногвардейского полковника Софью Андреевну Миллер (урождённая Бахметева).
  • Брак их был официально оформлен только в 1863 году, так как ему препятствовали, с одной стороны, муж Софьи Андреевны, не дававший ей развода, а с другой - мать Толстого, недоброжелательно относившаяся к ней. Практически вся любовная лирика Алексея Толстого адресована именно ей. Стихотворение «Средь шумного бала, …» посвящено их первой встрече
  • Средь шумного бала, случайно, В тревоге мирской суеты, Тебя я увидел, но тайна Твои покрывала черты.
  • Лишь очи печально глядели, А голос так дивно звучал, Как звон отдаленной свирели, Как моря играющий вал.
  • Мне стан твой понравился тонкий И весь твой задумчивый вид, А смех твой, и грустный и звонкий, С тех пор в моем сердце звучит.
  • В часы одинокие ночи Люблю я, усталый, прилечь - Я вижу печальные очи, Я слышу веселую речь;
  • И грустно я так засыпаю, И в грезах неведомых сплю… Люблю ли тебя - я не знаю, Но кажется мне, что люблю!
  • В годы Крымской войны Толстой добровольцем вступил в армию, но, заболев тифом, участия в боевых действиях не принимал.
  • В 1856, в день коронации Александра II, был назначен флигель-адьютантом; вскоре, из-за нежелания оставаться в военной службе, был поставлен егермейстером (начальником егерей царской охоты). Однако карьера придворного и политического деятеля была ему не по душе.
Преодолевая сопротивление людей, пекущихся о его будущности и искренне желающих ему добра, он в 1859 добился бессрочного отпуска, а в 1861 - полной отставки.
  • Преодолевая сопротивление людей, пекущихся о его будущности и искренне желающих ему добра, он в 1859 добился бессрочного отпуска, а в 1861 - полной отставки.
  • Выйдя в 1861г. в отставку, он жил в деревне под Петербургом или в Черниговской губернии, изредка заезжая в столицы.
  • В 1867г. вышел первый сборник его стихотворений.
  • В 60-е им написаны роман “Князь Серебряный”, драматическая трилогия: “Смерть Иоанна Грозного” (1866), “Царь Федор Иоаннович” (1868) и “Царь Борис” (1870), высшее его художественное достижение; ряд баллад и сатир.
Высшим достижением Толстого в прозе явился роман из эпохи опричнины Ивана Грозного «Князь Серебряный» (1862). Работа над ним началась, предположительно, уже в 1840-х. Это исторический роман.
  • Высшим достижением Толстого в прозе явился роман из эпохи опричнины Ивана Грозного «Князь Серебряный» (1862). Работа над ним началась, предположительно, уже в 1840-х. Это исторический роман.
Козьма Прутков
  • Литературная маска, под которой в журналах «Современник», «Искра» и других выступали в 50-60-е годы XIX века поэты Алексей Толстой, братья Алексей, Владимир и Александр Жемчужниковы. Они создали вымышленный сатирический образ самодовольного поэта-чиновника. Под этим именем печатались стихи, басни, афоризмы, комедии и литературные пародии, высмеивающие мнимое величие, консерватизм мысли.
  • Жанровое многообразие лирики А.К. Толстого
  • Главным в лирике А.К.Толстой считал красоту и любовь, которые присутствуют в обыденной жизни. Стихи пронизаны тоской по прекрасному, грустью по неповторимой ценности земного, реальной человеческой любви - "Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре..." (1858), "В стране лучей, незримой нашим взорам" (1856), "Средь шумного бала, ..." (1851) и другие.
  • Историческая тема также волнует А.К.Толстого. В своих произведениях много внимания он уделяет эпохе древних Киева и Новгорода и эпохе Ивана Грозного. Это роман "Князь Серебряный", трагедия "Смерть Иоанна Грозного" (1866), "Царь Федор Иоаннович" (1868), "Царь Борис" (1870). Создавая свои идеалы, Толстой не заботится об исторической достоверности, прибегая к свободному домыслу, поэтому получались не столько картины истории, сколько красочные поэтические легенды. Одновременно с реально существовавшими лицами в былинах и балладах выступают герои преданий - Илья Муромец, Алеша Попович, Садко и другие.
  • Стиль А. К. Толстого отличается легкостью и ясностью. Очень часто он использовал народный песенный ритм, сочетание стиха и прозы. Благодаря мелодичности лирических стихов Толстого более половины их положено на музыку (романсы Н. А. Римского-Корсакова, М. П. Мусоргского, П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова и др.).
  • Последним произведением Толстого стала драма из древненовгородской истории «Посадник». Работа над ней началась сразу по окончании трилогии, но завершить он ее не успел.
  • 28 сентября 1875 года в имении Красный Рог Черниговской губернии, во время очередного сильнейшего приступа головной боли, Алексей Константинович Толстой ошибся и ввёл себе слишком большую дозу морфия (которым лечился по предписанию врача), что привело к смерти писателя.
  • В настоящее время в Красном Роге расположена Музей-усадьба писателя.
  • Спасибо за внимание!


Поделиться