Что и как снимать на 50 мм. Выбор объектива с постоянным фокусным расстоянием. Что выбрать: фикс или зум

После публикации статьи о выборе объектива возникло множество споров относительно фиксов.

В этой статье мы хотим высказать наши субъективные впечатления о фиксах и попробуем развеять некоторые мифы.

Обратите внимание! Эта статья описана исходя из опыта работы с полнокадровой матрицы. Для «кропнутых» камер фокусные расстояния умножаются на кропфактор.

Чем хороши фиксы

Этот объектив идеален в репортаже и любом жанре, где кроме героя вам важен антураж.

50мм

Этот объектив, так же как 35мм выпускает в двух модификациях, которые условно можно разделить на бюджетные (f/1.8) и профессиональные (f/1.4 и f/1.2).

Многие считают этот объектив классическим портретником, это первая ассоциация возникающая у большинства фотографов.

Как правило в качестве довода встречаются сравнения угла зрения 50мм объектива и «угла охвата человеческого глаза». Это заблуждение. И тому масса доказательств, начиная с того, что мы считываем информацию двумя глазами, то есть стереоскопически, а потом уже сшиваем эти данные в панораму.

Хотя 50мм не так искажает перспективу, как 35мм, все равно эти искажения есть и они вполне заметные, особенно при съёмках крупного плана.

Несмотря на все свои недостатки этот объектив остаётся самым популярным фиксом.

85мм

На этом фокусном расстоянии нет перспективный искажений, что делает этот объектив настоящим портретником.

Высокое фокусное расстояние является и плюсом, и минусом данного объектива.

С одной стороны, при прочих равных условиях, он сильнее сжимает перспективу, что позволяет сильнее размывать фон.

С другой стороны, для съёмки среднего плана вам придется достаточно далеко отойти. Снять подружку в кафе хотя бы по пояс будет проблематично.

По этим причинам такой объектив уже не может использоваться как штатный, так как сфера его применений весьма ограничена.

135мм

135мм — это классический портретник. Он наследует и усиливает свойства 85мм. Плотная перспектива, сильное боке и расстояние фокусировки.

P.S.

Подбор линейки фиксов для любого фотографа, даже профессионального, дело очень интимное и кропотливое.

Поэтому для начинающих фотографов Fototips рискнёт дать несколько советов:

  • Определить предпочтительное для вас, как художника, фокусное расстояние можно с помощью зум-объектива, проведя несколько съёмок не меняя фокусного расстояния от кадра к кадру.
  • Мы рекомендуем составлять линейку оптики с определённым шагом, не приобретая оптику с похожим фокусным расстоянием. Примеры рекомендуемых линеек:
    • 1-я 24мм (пейзаж), 50мм (жанр), 100мм (портрет + макро)
    • 2-я 35мм (пейзаж + жанр), 85мм (портрет)
    • 3-я (бюджетный вариант) только 50мм.

Про tilt-shift объективы мы расскажем в отдельной статье.

Удобство или качество картинки? Вот главный вопрос при выборе зум или фикс объектива для съёмки. При чём, актуально это даже для топовых зумов проде . Изображение на фикс объектив на порядок лучше по сравнению с зумом. Оно чётче, контрастней, с лучшей геометрией, лучшей передачей полутонов и цветов в целом.

Насколько велика разница в качестве?

Это субъективно. Не все клиенты это заметят и оценят и не все фотографы это видят. Особенно, когда некоторые фотографы при постобработке накладывают массу фильтров, таким образом, что исходная цветопередача становится вообще не важна. Поэтому однозначно сказать, что фиксы лучше, нельзя. Не для всех задач и типов съёмок они лучше.

Что выбрать: фикс или зум?

Дело каждого. Я предпочитаю работать с фиксами, хоть и не всегда. Особенно это касается фотосъёмки и . Церкви внутри, как правило, всегда находятся в таинственном полумраке. Именно в условиях малого и сложного освещения раскрывается потенциал таких объективов.

С другой стороны, например, в я предпочитаю иметь зум. Когда вся съёмка длится около 7 минут и вы очень ограничены в передвижениях, только зум и спасает. Можно конечно в всё снять на , но потом нужно будет обрезать много кадров, чтобы получить крупные планы, а широкоугольные ракурсы будут вовсе потеряны. Тем более, что при использовании на прикрытых диафрагмах отличия от фиксов будут не столь очевидными.

Вернёмся к фиксам . На примере этой я хочу продемонстрировать, почему в церковь я беру с собой 4 маленьких объектива вместо 1 большого:) Эти кадры сняты сняты на 4 фикса:

  • (15% от всех кадров)
  • (15% от всех кадров)
  • (50% от всех кадров)
  • (20% от всех кадров)

Я примерно указал в процентах, насколько были востребованы объективы из этого набора. Объективы приходилось менять часто. Хочу предупредить, что для того, чтобы себе это позволить, нужно знать досконально ход обряда венчания. Иначе, из-за смены объективов вы просто можете пропустить важный момент вроде причастия или надевания колец.

Фотографии на 14мм

Съёмка на сверхширокоугольный мануальный объектив — дело специфическое. Наибольшая сложность в поиске ракурса и построении удачной композиции. Таких кадров я делаю немного, но они всегда очень атмосферные. Огромный охват пространства позволяет показать всю красоту церкви.

Фотографии на 35мм

На 35мм удобно снимать, чтобы показать всех гостей в кадре. Более естественная перспектива и удобный угол обзора позволяет снимать сцену целиком, но в том же время не теряя акцента на людях, как это происходит с 14мм.

Фотографии на 50мм

Больше всего кадров сделано здесь именно на полтинник. Объектив 50мм позволяет снимать с комфортного расстояния в условиях церкви. В кадр как раз попадают венчающиеся и священник. Никого лишнего. А зум ногами даёт возможность кадрировать сцену по обстоятельствам.

Фото на 85мм

Телеобъектив позволяет акцентировать внимание на деталях, а также снимать крупные планы, не подходя слишком близко. Но он не такой удобный как 35мм или 50мм. В частности из-за того, что с ним нужно больше прикрывать диафрагму при слабом свете в церкви.

Об использовании фиксов в целом

С фиксами в церкви можно спокойно снимать без вспышки, что делает фотографии естественными и атмосферными. Да и свет вспышки не отвлекает окружающих от священного обряда. Кадры сделаны при диафрагмах f2-f4 и ISO 2500-4000. Помещение было тёмным. Со вспышкой можно было бы снимать при меньших ISO, но фотографии были бы не такими интересными.

Когда вы снимаете цифровым однообъективным зеркальным фотоаппаратом (SLR), вы на самом деле можете получить огромное количество самых разных снимков - в зависимости от того, какой объектив вы используете. Но в тех объемах возможностей и характеристик, которыми блистают разные объективы, очень легко потонуть. На фоторынке их просто невообразимое количество: вам придется решить, сколько вы готовы выложить за хорошее приспособление, понять, стоит ли выбрать именной бренд в пику «имитации» объективов, определиться со скоростью объектива и так далее, и тому подобное.

Многим начинающим фотографам глаза на объективы открывают профессиональные фотофорумы. Новички обычно используют объективы, которые шли в комплекте с камерой и многие даже вполне себе довольны результатами. Конечно они же чаще всего снимают на автоматических настройках и страдают от эффектов автоматической вспышки. Но однажды вы находите на форуме упоминание о линзах (объективах) 50 мм и, поверьте, вас сразу и бесповоротно интригует полученная информация. Данный тип объективов зачастую относят к «пятидесяти любимчикам» (в переносном смысле самый лучший товар по сходной цене, дающий стабильно высокий результат). Так что же способен сделать другой объектив с вашей и так более чем замечательной камерой?

Стискиваем зубы и выкладываем 100 долларов за объектив 50 мм 1,8: делаем мы это в какой-то степени неохотно, потому что еще не понимаем всю важность покупки.

Основной фактор: все дело в зеркале. Зеркало в объективе из набора мутное. У объектива 50 мм оптика лучше, чище. Объектив с фиксированным фокусом - в пику зумам, которые часто идут, как часть комплекта при покупке фотоаппарата - что называется, остер, как кнопка, т. е. четкий и резкий.

Перейти на 50 мм бывает сложно, потому что большинство из нас привыкло просто стоять на одном месте и регулировкой фокусного расстояния объектива добиваться приближения объектов. Таких людей профи называют Зумами.

Начать придется с расширения мышления и увеличения количества передвижений с камерой в руках для получения отличных снимков. Вам наверняка быстро начнет нравиться тесное кадрирование 50-ти миллиметровых линз. Портреты, выполненные на воздухе, будут особенно хороши. Дома, вероятно, первые «блины» пойдут комом, потому что когда вы дойдете до стены, чтобы получить хороший кадр, сдать назад еще уже не сможете, даже если будет очень нужно. Так что вместо расстояния здесь достанется менять угол съемки.

После некоторого времени «общения» с объективом 50 мм 1,8 вы начнете замечать, что другие часто обсуждают вариант 50 мм 1,4. Какова же может быть разница при отличии в апертуре всего лишь в 0,4?

На случай если вы не слишком хорошо знакомы с понятием «апертура», съемка на 1,8 (в пику стандартным 3,5 или 4,0 для линз из базового набора камеры) позволяет гораздо(!) большему количеству света проникнуть внутрь. Также здесь гораздо меньше глубина резкости: очень маленькая область изображения находится в фокусе, в то время как оставшаяся часть - задник, фон - смазана, расплывчата, не резкая.

Самое большое отличие между 1,8 и 1,4 обычно проявляется в гораздо более высокой четкости во втором случае. Это к слову о том, что рекомендуется все-таки начинать с менее дорогого объектива 50 мм 1,8. Его цену легче «проглотить».

На снимке ниже пример с голубым гидрантом, снятым на 50 мм с апертурой, установленной на 1,8 (действительные установки следующие: скорость затвора - 1/400 с, ISO 250, апертура f/1,4):

Стоя на той же точке и снимая тем же объективом, но при апертуре, увеличенной до 7,1 (скорость затвора - 1/125 с, ISO 1000, апертура f/7,1), получается вот что:

Вы можете видеть, что задник (фон) менее размыт. Это мудреный пример, потому что фон здесь располагается на довольно хорошем расстоянии сзади от мини-гидранта, но идею, думаю, вы поняли. Чем ниже число апертуры, тем меньше изображения вы получите в фокусе.

Если вы действительно стремитесь перенести свою практику на ниве фотографии на новый уровень и при этом используете только базовый объектив из набора, крайне рекомендуется хватать 50 мм на 1,8 прямо сейчас!

И собрать информацию по лучшим представителям этого семейства, а тем более попробовать весьма затруднительно.

В тоже время начинаю я не с нуля. Я уже опробовал около 100шт объективов (update 23/04/2015) с фокусным расстоянием 50мм и надеюсь в ближайшее время опробую еще некоторое количество. Но так как «время не ждёт», то начну свой обзор уже сейчас.

В подготовке статьи кроме своего опыта пользования объективами 50мм я использовал материалы the-digital-picture , club.Foto.ru и другие.

Наши сегодняшние герои, объективы с фокусным 50мм

А также для любителей иностранных мануальных объективов есть статья в которой рассмотрены такие объективы:

16. Nikon Nikkor ai-s 50/1.2
17. Nikon Nikkor ai-s Nikkor 55/1.2
18. Mamiya Sekor 55/1.4
19. Voigtlander Ultron 55mm/f1.4
20. Voigtlander Nocton 58/1.4
21. Leica summicron 50/2
8. Zeiss 50/1.7 (с серийным номером 8ххх)
22. Olympus Zuiko MC 50mm/1,8
23. TOPCOR TOPCON 58/1.4
24. Mamiya Sekor 50/2
25. Mamiya Sekor sx 55/1.8
26. Fuji EBC 55/1.8
27. RE Topcor 55/1.7
28. Mamiya Sekor 50/1.4

29. Гелиос 44М-7 58/2 МС
30. Pentacon electric 50/1.8 MC

Уффф! аж 30 объективов 50мм

В данной же статье мы не будем так сильно вдаваться в тесты и сравнивать объективы «лицом к лицу». Я постараюсь рассмотреть особенности объективов , которые могут повлиять на выбор объектива именно для ваших задач.

В тоже время не забываем, что объектив не может иметь одинаково хороший автофокус на всех диафрагмах. Видимо, Canon 50/1.2L настроен с расчетом его использования именно на открытых диафрагмах.

Вот пример работы на диафрагме 1.2.

и еще один пример

А стоит CANON EF 50 mm f/2.5 Macro всего 9тыс (~300usd).

Отличие CANON EF 50 mm f/1.2 L USM :

— более быстрый моторчик (USM)
— большая (1.2 против 2.5)
— боке. (на F2.5 от боке мало что остаётся)

Теперь перейдем к следующему конкурсанту. К CANON EF 50 mm f/1.2 L USM мы еще вернемся, когда будем обсуждать объективы Carl Zeiss .

Во времена пленочной фототехники зеркальные фотоаппараты снабжались 50 мм объективами в качестве штатных. Такие объективы обладают углом обзора, который сопоставим с углом зрения человеческого глаза, поэтому их еще называют нормальными. Подобные объективы отличаются сравнительной дешевизной и универсальностью, поэтому большинство любителей фотографии начинали именно с них. Но со временем производители фотооборудования стали комплектовать свои цифровые фотокамеры зум-объективами, дающими большой диапазон фокусных расстояний.

Однако нормальные объективы все же остаются востребованными, теперь уже не только у новичков, но и опытных фотографов. В линейке практически каждой компании-производителя вы можете отыскать сегодня как минимум одну — две модели 50 мм объективов. В чем же их особенности и преимущества?

Что такое нормальный объектив

Нормальным считается объектив, у которого фокусное расстояние равно размеру диагонали пленочного кадра (24х36 мм). Он позволяет получить фотоизображение с наиболее правильной, естественной для наших глаз перспективой. Отсюда и название – нормальный. Объектив с углом обзора 50 – 55 градусов, по сути, занимает промежуточное положение между широкоугольником и телеобъективом, которые дают слишком отдаленное и приближенное изображение соответственно.

Если мы говорим о классической 35 мм пленке, то нормальным является объектив с фокусным расстоянием примерно 43 мм. Но в свое время создатель первых фотокамер Leica Оскар Барнак взял за ориентир чуть большее значение – 50 мм. В пленочные времена нормальный объектив или «полтинник» был одним из самых распространенных, практически у каждого фотографа он имелся в арсенале.


Нужно иметь в виду, что для других размеров кадра, фокусное расстояние нормального объектива будет другим. В частности, в наше время далеко не каждый любитель может позволить себе камеру с полным кадром. В основном в ходу аппараты с кропнутым сенсором, и для них «нормальный» объектив будет уже другим. Например, если у камеры кроп-фактор составляет 1,5, то нормальным для нее будет считаться объектив с фокусным расстоянием в полтора раза меньше 50 мм. То есть примерно 33 мм. В этой связи, кстати, многие производители имеют в своей линейке оптики 35 мм объективы, которые могут считаться нормальными для камеры с кропнутым сенсором.


Впрочем, некоторые любители предпочитают использовать все тот же 50 мм объектив на камере с урезанной матрицей. Но в этом случае угол охвата существенно сокращается. В результате, из достаточно универсального инструмента 50 мм объектив становится исключительно портретником. При использовании на кропнутой камере фокусное расстояние оптики умножается на кроп-фактор. То есть 50 мм объектив на кропнутой камере превращается фактически в 75 мм объектив со всеми отсюда вытекающими последствиями.

Преимущества нормальных объективов

Можно определить несколько ключевых особенностей нормального объектива для фотографа:

— Естественная перспектива

Как мы уже отметили, такой объектив позволяет получать картинку с перспективой, сопоставимой с перспективой человеческого глаза. То есть нормальная оптика воспроизводит изображение ровно таким, каким мы его видим в действительности (если исключить наше периферическое зрение). Здесь нет каких-либо неприятных искажений. Поэтому такой объектив хорошо подходит для создания точной, объективной картинки или съемки людей.

— Хорошая светосила

Обычно «полтинник» отличается хорошей светосилой (в районе f/1.8), причем сам объектив стоит недорого. Соответственно, он неплохо проявляет себя при необходимости съемки в условиях недостатка света. При съемке на открытой диафрагме (f/1.8) лишь малая часть кадра будет оставаться в фокусе. Это определенный недостаток, но в то же время позволяет вам сделать акцент на самых важных деталях в кадре. Нормальные объективы характеризуются быстротой, мгновенно захватывая свет без длительной выдержки или высокого значения ISO.

— Доступность, универсальность и удобство

«Полтинник» доступен в финансовом плане даже фотографу-новичку. И несмотря на небольшую цену, он позволяет снимать разные сюжеты, обеспечивая получение качественных фотоизображений. Кроме того, нормальный объектив удобен в повседневном использовании, он обладает простой оптической конструкцией. Такая оптика легкая и не занимает много места в сумке.

Что можно снимать «полтинником»

Распространенное мнение, что «полтинник» — очень универсальный объектив, которым можно снимать практически все что угодно, начиная от пейзажа и заканчивая даже макросъемкой. Если мы говорим о начинающем фотографе, который старается улучшить свои навыки и попробовать себя в различных жанрах съемки, то 50 мм объектив – это действительно то, что надо.

1 of 6



Pentax SMC DA 35mm f/2.4 AL (52 мм)

Pentax SMC DA 35mm f/2.4 AL (52 мм)


Samsung 30mm f/2.0 (47 мм)


Samsung 30mm f/2.0 (47 мм)

Samsung 30mm f/2.0 (47 мм)

Если же делать акцент на качестве готовых фотоизображений, то при использовании «полтинника» очень важно, какой именно камерой вы фотографируете. Снимая на полнокадровом аппарате с нормальным объективом, вы можете получить хорошие уличные фото, портретные снимки в обстановке. Также «полтинник» можно с успехом использовать для съемки пейзажа или репортажа. По четкости изображения и цветопередаче нормальный объектив будет превосходить, например, штатный зум 18 – 55 мм.

Но если вы снимаете на камеру с урезанным сенсором, то область применения 50-мм объектива, к сожалению, существенно сокращается. Благодаря кроп-фактору фокусное расстояние объектива увеличивается, уменьшается его угол зрения. В результате, диапазон фотографируемых сюжетов резко сужается. По большому счету, на кропе с 50 мм объективом вы сможете снимать только портреты. Правда, снимать групповые портреты в тесной обстановке (например, в условиях обычной квартиры) становится сложно. Тут нужно только оговориться, что речь идет именно о «полтиннике», а не о 30 или 35 мм оптике, которая при использовании на кропе становится тем самым нормальным объективом.

Так что если вы владелец кропнутой зеркалки, то покупать светосильный 50 мм объектив вам имеет смысл только в том случае, если вы нацелились именно на портретную съемку (с некоторой претензией на художественность благодаря размытию фона и второстепенных деталей). «Полтинник» же на полном кадре – совершенно другое дело, он становится куда более универсальным инструментом. Его можно использовать даже для макросъемки мелких предметов вместо дорогостоящего макро объектива. Только для этого вам придется приобрести реверсивное кольцо.

При съемке 50 мм объективом лучше приближаться к объекту, то есть фотографировать со среднего или близкого расстояния. Такая небольшая дистанция позволяет получать интимные и глубокие фотоснимки, благодаря которым зритель словно соприкасается с объектом съемки. Снимая на широкой диафрагме, необходимо сохранять осторожность. Поскольку глубина резкости будет небольшой, рекомендуется тщательно выбрать одну точку фокусировки. Вообще, при использовании нормального объектива работает принцип избирательной фокусировки.



Поделиться