Когда роберт бош основал одноименную компанию. Бизнес на службе Рейха. Как компания «Бош» помогала ковать тевтонскую мощь. Запуск производства стиральных машин в Ленобласти

Роберт Бош (Robert Bosch) (23 сентября 1861 — 12 марта 1942) выдающийся немецкий изобретатель и инженер, основатель всемирно известной компании Robert Bosch GmbH, специализирующейся на поставках технологий и услуг для автомобильной промышленности, а так же для строительства, упаковки, производства промышленного оборудования и потребительских товаров.

Роберт Бош (Robert Bosch)

Ранняя жизнь

Роберт Бош родился в семье зажиточного крестьянина Сервациуса Боша и был одиннадцатым из двенадцати детей в семье. Семья жила в городе Альбек, недалеко от Ульма, Германия. Отец Роберта владел отдельным участком земли и собственной пивоварней, в своих кругах он считался человеком достаточно образованным и начитанным. В мечтах отец видел Роберта священником, аптекарем или учителем, но тот с юных лет очень любил мастерить.

Весной 1869 года семья перебралась в Ульм, Там с 1869 по 1875 годы Роберт Бош учится в Ульмской школе, а закончив ее устраиваться на работу помощником мастера. C начала октября 1881 года в течении года Бош проходит службу в 13-м инженерном батальоне и заканчивает ее в статусе унтер-офицера. В 1894 году Роберт посещает лекции в Высшей технической школе в Штутгарте.

Основание компании Robert Bosch GmbH

15 ноября 1886 года в Штутгарте, Роберт Бош открыл собственную фирму, которую назвал «Мастерская точной механики и электротехники». В первые годы существования бизнеса почти вся прибыль уходила на закупку нового оборудования. В это время основной деятельностью фирмы является производство электрического оборудования, но Бош не отказывался и нередко брался за непрофильные заказы.

В 1887 году фирма, по заказу одного из клиентов разрабатывает систему зажигания от магнето для газового двигателя. Однако первый образец получается не слишком удачным и не подходит для повседневного использования. После нескольких месяцев доработок компании удалось устранить все проблемы, и количество заказов резко возросло, к началу 1890-х годов на зажигания от магнето приходилось уже более половины заказов компании.

В 1897 году поступает заказ от компании «Даймлер» по адаптации зажигания от магнето для применения его на двигателе для транспортного средства. Компания Роберта Боша успешно справляется с поставленной задачей, решив одну из главных технических проблем начала автомобилестроения. В 1902 ученик Боша, разработал новую систему зажигания от магнето высокого напряжения, где искра возникала между электродами свечи зажигания. Эта система сделала применение зажигание от магнето более универсальным.

Развитие компании


В начале 20-го века компания Роберта Боша начала свое расширение, сначала в Великобритании, а затем в других странах Европы. В 1910 году в штате Массачусетс, строиться первый завод компании на территории США, а 1914 году компания открывает еще один завод, в штате Нью-Йорк. Кроме того, компания открыла свои представительства в Южной Америке, Азии, Африке и Австралии. Благодаря активной деятельности на внешних рынках 88% продукции компании к 1913 году продавалось за территорией Германии. Все это сделало Роберта Боша одним из самых богатых немецких промышленников.

Личная и общественная жизнь

Роберт Бош был дважды женат. Первой женой была Анна Кайзер, их свадьба состоялась 10 октября 1887 года. В первом браке было трое детей. Второй раз он женился в 1927 году на Маргарете Венц, в этом браке у Боша было двое детей. Он с удовольствие занимался сельским хозяйством на собственной ферме расположенной к югу от Мюнхена. Кроме того он был увлечен охотой, которой занимался с ранней юности вместе с отцом.

Бош всегда был политически активен, он придерживался либеральных взглядов и никогда этого не скрывал. Взгляды Боша как на процесс производства, так и на саму организацию труда во многом опережали свое время. В отношениях с клиентами компания руководствовалась принципом, лучше потерять деньги, чем доверие. Еще 1906 году он ввел на своих производствах восьмичасовой рабочий день.

В 20-30-е годы двадцатого века он уделял огромное внимание заключению перемирия между Германией и Францией, так как считал,что хорошие отношения этих стран это фундамент к объединению Европы. Бош являлся яростным противником нацистского режима и активно поддерживал антифашистское сопротивление.

Бош вел активную благотворительную деятельность. С 1910 года он состоял в американском союзе Рыцари Труда, деятельность которого была направлена на улучшение условий труда. В 1910 году он пожертвовал около миллиона немецких марок Высшей технической школе Штутгарта. В течении Первой мировой войны Бош отказался от прибыли за поставки продукции для армии и полностью направил ее на благотворительность. В 1940 году была открыта больница, полностью построенная на средства Роберта Боша.

Окончание жизни

Скончался Роберт Бош на 81 году жизни в Штутгарте, 12 марта 1942 года. В своем завещании, составленном в 1937 году, он указал направить дивиденды от принадлежащих ему акций на благотворительность. В начале 6-х годов наследники передали свои доли в компании с фонд основанный Бошем с 1921 году и названый его именем. Сегодня этот фонд контролирует 92% капитала компании. 

Некоторые люди до сих пор считают, что страна, где производят стиральные машины марки Bosch непременно Германия, однако в действительности это совсем не так. Сегодняшние реалии таковы, что машины Bosch собирают и в Западной Европе, Восточной Европе, странах СНГ и в Юго-Восточной Азии. Да чего там – вся Евразия использует стиральные машины этой марки, но проблема в том, что машины Бош собранные в одной стране, отличаются от аналогичных моделей собранных в другой стране. С этим надо разобраться!

Как все начиналось?

Название бренда Bosch появилась благодаря отцу основателю компании, выпускающей электрооборудование, Роберту Бошу, который начал свою предпринимательскую деятельность в последней четверти 19 века. Путь развития его «детища» компании электрооборудования и бренда Бош был более чем тернист.

Политические потрясения и две мировые войны практически полностью разрушали компанию Роберта, но она как птица Феникс, неизменно возрождалась из пепла, захватывая рынки электротехники многих стран и удивляя людей своими технологическими новшествами. Благодаря усилиям сначала основателя, а затем и его семьи, компания неуклонно развивается, по сей день, осваивая все новые и новые рынки.

Сегодня под маркой Bosch выпускается несколько тысяч наименований различных товаров в десятках стран мира на сотнях заводов. При этом компания не изменяет своему девизу «качество в ущерб количеству». Стиральные машины фирма Bosch начала производить сравнительно поздно. Первые удачные коммерческие стиральные машины с их логотипом появились в продаже в Германии в 1958 году.

Возрождение и развитие компании Bosch обеспечивалось тем, что ее правление всегда принимало смелые решения в отношении внедрения в производство передовых технологий. Фирма делала то, что боялись делать другие и весьма успешно.

В 1972 году Bosch осуществили массовый вброс на рынок стиральных машин автомат, чем произвели фурор среди женской половины потребителей их продукции и повысили репутацию компании, да и ее доход. На российский рынок компания вышла сравнительно недавно, аж в 1997 году, но это не помешало ей надежно закрепиться на этом рынке и спокойно и планомерно осваивать его вплоть до сегодняшнего дня.

Сегодня под маркой Бош на российском рынке продаются сотни моделей стиральных машин автомат, которые имеют самые разные характеристики, но далеко не все производятся на территории России. Где же собираются полюбившиеся российскому потребителю стиральные машины Bosch?

Страны производители

Эталонное производство автоматических стиральных машин марки Bosch находится, конечно, в Германии. Германия является первой страной, где компании удалось по-настоящему развернуться. Сегодня Германия имеет крупнейшее производство технического концерна BSH, специализирующегося на выпуске автоматических стиральных машин Bosch и Siemens в городе Ноен, который находится недалеко от Бранденбурга. На этом предприятии производят наиболее технологичные модели стиральных машин Bosch серии WLX и WAS.

Вообще с середины 1990-х годов, концерн BSH (владелец марки Bosch) ведет политику оптимизации производственных мощностей, которые располагаются в Германии и создания новых мощностей на территории третьих стран с дешевой рабочей силой и более благоприятными условиями ведения бизнеса. На немецкой земле лишь 4 завода производят стиралки. Германия теперь превращается в научный центр концерна.

В Берлине, да и в других немецких городах открываются технологические центры, лаборатории и опытные производства, обеспечивающие группу компаний новыми технологиями, которые они потом реализуют, в том числе в своих стиральных машинах. Тем не менее, как бы вы не хотели купить стиральные машины марки Bosch производства Германия, сделать это не всегда просто, ведь там изготавливается лишь 7% от всех стиралок, которые выпускает на рынок группа компаний.

В чем специфика немецких стиральных машин Bosch? Как бы не уверяли своих потребителей представители концерна Бош о том, что любая их продукция неизменно высокого качества, в какой-бы стране она не производилась, мастера знают – техника с пометкой «страна производства Германия» превосходит технику, собранную в других странах Европы и США, не говоря уже про стиральные машины, сделанные в КНР, Латинской Америке или России.

Все дело в высочайшем качестве сборки и комплектующих. «Боши» собранные в Германии стирают в среднем на 5-7 лет дольше своих иностранных визави, а ведь это усредненные статистические данные. Германия дает ежегодно сотни тысяч стиральных машин с маркировкой WAS, WLX, WAY, WIS и WKD.

К сведению! Удивительно, но на территории Германии группа компаний BSH не имеет производства способного выпускать новейшие стирально-сушильные машины.

Где еще собирают стиральные машины марки Bosch. Наибольшее количество заводов группы компаний BSH сконцентрированы в Европе. Не считая 4 немецких производства, на территории Европы расположились 37 предприятий выпускающих стиральные машины и их узлы.

  • В Польше производятся стиральные машины автомат с маркировкой WAA, WAB, WAE, WOR.
  • Во Франции работает завод, выпускающий под маркой Bosch стиральные машины WOT.
  • В Испании производятся стиральные машины, маркируемые тремя буквами WAQ.
  • Машинки Bosch изготавливают даже в частично европейской Турции, ставя на них маркировку WAA и WAB.

Помимо Европы такую технику выпускают и в России. Стиралки Bosch, произведенные в России, имеют маркировку WLF, WLG, WLX. Изготавливают все российские стиральные машины Bosch на двух крупных заводах. Один находится в городе Энгельс, а другой в городе Тольятти.

Новейшие стирально-сушильные машины от Бош производят в Юго-Восточной Азии на территории КНР. Машины, которые «производит эта страна» отличаются большой загрузкой, наличием сушки и целой кучей внедренных инноваций. Их маркировка WVD, WVF. Кроме того, на территории Китая делают стиральные машины WLM, WLO.

Модельный ряд

Сегодня под маркой Bosch выпускается порядка 500 моделей современных автоматических стиральных машин с совершенно разными техническими характеристиками. Из столь разнообразного модельного ряда любой потребитель непременно выберет себе «домашнюю помощницу» по душе. В чем основные плюсы всех моделей стиральных машин Bosch?

  1. Высокое, по сравнению с конкурентами, качество комплектующих, которые долго функционируют и редко ломаются.
  2. Высокое качество сборки, особенно, когда речь заходит о стиралках Бош из Европы.
  3. Большое количество инновационных разработок, которые делают качество стирки выше, экономят время, электроэнергию и воду.
  4. Гибкая ценовая политика компании, делает многие стиральные машины Bosch максимально дешевыми. Даже несмотря на существенную курсовую разницу, европейские стиралки Бош остаются конкурентоспособными на территории России.
  5. Стиральные машины Bosch проще поддаются ремонту и на них проще найти запчасти, если, конечно, ремонт вашей машине вообще понадобится.

В настоящее время на территории стран СНГ, можно приобрести немало интересных моделей «домашних помощниц». Чтобы проиллюстрировать это, мы решили сделать небольшой обзор, который, надеемся, максимально дополнит данную публикацию.

Любая стирально-сушильная машина от Бош стоит очень дорого. Например, приведенная нами модель, изготовленная в Китае, обойдется примерно в 1500 долларов.


Итак, где же собирают стиралки Бош? Не будет преувеличением, если мы скажем, что везде. Не обо всех производствах есть достаточное количество информации, но доподлинно известно, что концерн BSH, который владеет брендом Bosch, имеет производства в Европе, Северной Африке, России, Средней Азии, Китае, США и даже 6 странах Латинской Америки. Так что данные стиральные машины знает и активно использует весь мир!

Рано или поздно практически перед каждым человеком встает проблема замены или покупки нового холодильника. Какой лучше взять: наш/белорусский подешевле или немецкий/японский подороже? А если не наш, то стоит ли переплачивать за европейскую сборку или можно купить немецкую марку отечественной сборки? И в чем вообще различия в холодильниках различных сборок?
Сегодня попробуем ответить на некоторые из этих вопросов, посетив завод ООО «БСХ Бытовые Приборы» в Стрельне, собирающий холодильники марки Bosch.

01.
Завод располагается в питерской Стрельне, вдалеке от местных промышленных гигантов и в то же время вблизи от порта. Такое месторасположение дает некоторую свободу в подборе рабочего персонала и облегчает логистику.

02.
Возьмем быка за рога и пройдем сразу в цеха.
На заводе не отверточная сборка, а полный производственный цикл. На 50% эти холодильники состоят из отечественных комплектующих. Почему только на 50, спросите вы? Все дело в жестком отборе поставщиков. Они должны удовлетворять международным требованиям компании. Т.е. поставщик, к примеру, металла для корпуса должен предоставлять точно такой же материал, что и поставщик в Германии и чисто теоретически они могут друг друга заменять.

03.
Если театр начинается с вешалки, то завод начинается с проходной. В среднем, на территории завода фура находится два часа. Это оформление бумаг, подача машины, разгрузка материала или погрузка готовой продукции.

04.
А холодильники начинаются с гранулята.Вот эта пыль ABS через несколько минут превратится сначала в листы пластика, а потом в формованные камеры холодильников и морозильников.

05.
Листы изготавливаются на экструзионной линии. Этакий прокатный стан для пластика.

07.
Термоформовочная машина это такая огромная горячая штуковина. С одной стороны в нее подаются листы пластика, а с другой выходят уже готовые корпуса камер. Лист предварительно нагревается, а потом, «пшшшш», принимает нужную форму.

08.
В правом верхнем углу готовая камера выползает из термоформовочной машины, далее она обрезается под точные размеры на гильотине, а потом поступает на дальнейшую сборку.

09.
Отличительной особенностью этого пластика является то, что все обрезки поступают в измельчитель и используются повторно. Как вы понимаете, с утилизацией после завершения срока службы так же проблем нет. Кроме того, этот пластик не пахнет и не желтеет от времени, идеально для деталей, контактирующих с пищей.
Несколько камер из партии отбирается для контроля качества. Образцы расчерчиваются по специальной карте по зонам и в каждой зоне происходит замер толщины пластика и качества литья.

10.
Тут мы подошли к секретному роботу, собирающему испарители. Смотреть на его работу можно бесконечно, а вот показывать пока что нельзя. Суть в том, что оклеенную металлизированным материалом камеру берет «рука» робота и равномерно обматывает ее трубкой, в которой позже будет находится хладагент. Получается вот такая деталь.

11.
На длинном конвейере происходит предварительная сборка холодильников. Операций очень много и обо всех рассказывать смысла нет.

12.
Белые коробочки обрастают трубками. Все соединения пропаиваются. Этот способ соединения обеспечивает наилучшую герметизацию, так как используемый хладагент очень летуч, его молекулы намного меньше молекул воздуха.

13.
Еще один сложный и важный процесс — запенивание корпуса холодильника изолирующей массой. Корпус помещается в пресс-форму, в которую под давлением подается технологическая пена. Пена, кстати, смешивается тут же.

14.
Очень интересно смотреть, как автомат подачи раствора ездит вдоль восьми постов и по установленной программой очереди останавливается напротив одного из них, выдвигается вглубь, подсоединяется к камере и заливает раствор. Чем-то напоминает кадры из «Матрицы».

15.
Процесс термоизоляции довольно долог и использование восьми постов для запенивания позволяет использовать машину в одном ритме со всем производством и не тормозить конвейер.

16.
Если вы забыли, в каком городе находитесь, небольшие детали напомнят Привет Боярскому, тысяча чертей!

17.
Еще до запенивания корпуса обкладываются специальной фольгированной бумагой и облицовываются металлическими стенками корпуса. Постепенно холодильник принимает привычный нам облик, правда, пока что без задней стенки и дверей.

18.
Двери собираются на параллельной линии конвейера. Технология почти что такая же. Из пластика формируется внутренняя стенка, которая соединяется с внешней металлической. Металлообработка находится в этой же линии.

19.
Дверцы так же запениваются термоизолирующей пеной. На верхней створке машины закреплены двери для запенивания, а снизу рабочие забирают уже готовые. Через пару секунд створки сомкнутся и двери запенятся.

20.
Hand made.

21.
На дверцы монтируются рамки уплотнителя.

22.
Резиновый уплотнитель делается тоже из гранулята и обрезки так же поступают в повторную обработку. Из машины выходит бесконечная полоса уплотнителя, которая режется на части определенного размера. В уплотнитель вставляется магнитная лента (именно поэтому дверцы холодильника плотно прилегают с корпусу и герметичны) и спаиваются в рамки.

23.
Вернемся к корпусам на финальную стадию сборки. Тут встречаются все детали — корпуса, двери, внутренние полки, элементы управления и компрессоры.

24.
Собирается задняя стенка. Форма решетки конденсатора не вертикальная, как у большинства холодильников, а горизонтальная. Таким образом увеличивается охлаждающая поверхность и снижаются затраты на преодоление хладагентом гравитации, а это увеличивает энергоэффективность и уменьшает нагрузки на компрессор.

25.
Кстати, компрессоры — одна из немногих импортируемых деталей. Уже несколько лет Bosch пытается подтянуть одного известного производителя холодильных компрессоров до своих стандартов, но пока что безрезультатно. Таким образом получается, что применяя жесткий отбор поставщиков комплектующих, концерн работает не только на свою репутацию и надежность, но и на благо других потребителей этих комплектующих. Ведь если, допустим, тот же производитель компрессоров дотянет качество своей продукции до требований Bosch, то выиграют в качестве и другие заводы по производству холодильников, использующие эти компрессоры.

26.
Осталось совсем немного и холодильник будет готов к последней операции — заправке хладагентом.

27.
Установка электронной начинки. Блоки и панели управления тоже зарубежного производства.

28.
Последний пост — из контура откачивается воздух и создается вакуум, а потом туда закачивается хладагент.

29.
Трубки завальцовываются и запаиваются. Все, холодильник готов!

30.
Но это не значит, что его сейчас упакуют и отправят на склад. Начинается один из самых больших участков производства — зона контроля качества. Каждый холодильник проходит через этот участок. Происходит визуальный осмотр, проверка герметичности камер и контуров.

31.
Пост проверки электробезопасности. На электрическую схему холодильника кратковременно подается напряжение в 1700 V. Этакая репетиция отгорания нуля в подъездном стояке. Конечно же, холодильники должны это испытание выдержать, и конечно же не должно быть пробоев на корпус.

32.
Примерно 8-10% продукции попадает на второй этаж, в зону AWP. Тут специалисты департамента управления качеством проводят тестирования холодильников, которые могут продолжаться до 24-х часов.

33.
Проводится полноценный тест работы холодильника: замеряется время охлаждения камер, потребляемая мощность, время сохранения холода после отключения и другие параметры.

34.
Но самым главным тестом является тест на магниты. Выдержит ли дверца массу магнитов? Не прогнуться ли петли? Как магнитное поле повлияет на продукты внутри и не ослабнут ли из-за противофазы магнитные ленты в уплотнителях дверей?

35.
Конечно, это шутка. Заключительным этапом является процесс упаковки. Это ответственный этап — холодильники расходятся по всей территории СНГ и зачастую условия перевозки оставляют желать лучшего. Там же каждый холодильник получает индивидуальную маркировку — штрих-код.

36.
Упаковочный автомат натягивает на коробку плотный полиэтиленовый пакет, холодильник заносится в базу и уезжает на склад.

37.
Склад находится в огромном соседнем помещении. Коробки разгружаются на транспортеры, проходят через ворота автоматической регистрации и распределяются в группы для последующего хранения.

38.
Погрузчик одновременно может взять двенадцать холодильников.

39.
Информация о местонахождении каждого холодильника заносится в базу. Найти его потом не составит труда.

40.
Говорят, работники склада отличаются особой неторопливостью и флегматичностью.

41.
Еще бы. Своей бескрайностью склад напоминает библиотеку Незримого Университета из произведений Пратчетта.

42.
Отсюда же производится отгрузка партий холодильников. Обратите внимание: упаковка позволяет безболезненно класть верхний ряд на заднюю сторону коробки.

43.
Процесс погрузки стандартной фуры занимает примерно двадцать минут. В среднем, со склада уходит 40-60 фур в день. Завод покрывает потребности всей территории СНГ.

44.
Я уже достаточно подробно рассказал про контроль качества, но это проверка уже готовой продукции. А как планируется этот уровень качества? Ведь мало отследить исполнение, надо еще и грамотно заложить это качество на уровне разработки продукта.

45.
Это отдел контроля качества. В специальных помещениях тут создаются экстремальные условия для работы. В широком диапазоне изменяется температура окружающей среды и влажность. В тот момент в камере была температура в 43 градуса. Несколько холодильников работали в различных режимах, один даже с открытыми дверцами.

46.
А в этой звукоизолированной камере замеряется уровень шума работающего холодильника. Специальные экраны из оргалита направляют звуковую волну в сторону вращающегося на штативе микрофона.

47.
Этот холодильник специально роняли и замеряли изменение геометрии. Как и в хорошем автомобиле, после краш-теста дверь должна открываться. А то вдруг человек останется без еды?

48.
Предыдущий холодильник роняли с большой высоты и без упаковки. Упаковка так же проходит несколько жестких тестов. Например, падение с высоты пятнадцати сантиметров на угол.

49.
Или полчаса на вибростенде, изображающим российские дороги. Тяжелый холодильник подпрыгивает как мячик для пинг-понга. Или боковой удар об стенку, имитирующий перевозку в железнодорожном вагоне.
После всех этих издевательств холодильник распаковывается и тщательно изучается на предмет повреждений. Упаковка так же исследуется.

50.
Проходят испытания и все подвижные части, как то полки, выдвижные ящики, двери, петли и ручки. К примеру, эта дверь откроется 20000 раз, а ящик выдвинется 40000 раз.

51.
Мы уже выяснили, что российская сборка от европейской ни качеством комплектующих, ни качеством монтажа не отличается. Так есть ли отличия вообще? Чтобы выяснить это, пойдем в гости к инженерам. На производстве в Стрельне работают как российские специалисты, так и приглашенные, по-русски говоря, экспаты. Такая схема позволяет обмениваться опытом и обучаться прямо на производстве, в процессе. Интересно, что обмен опытом происходит обоюдно, нашим специалистам тоже есть, чем удивить коллег.
Так вот, все новые модели холодильников проходят тщательное изучение и адаптацию под реалии бывшего Советского Союза. К примеру, в Европе нет проблем со скачками электричества, более щадящий климат, в конце концов, не надо хранить пятилитровую кастрюлю борща и трехлитровые банки. А у нас все эти особенности надо учитывать еще до начала производства.

52.
К тому же, чаще всего кухня для нас это не только место приготовления и приема пищи, а место для посиделок и своего рода гостиная. Соответственно, и к дизайну надо подходить немного с другой стороны. Сейчас Bosch выпускает интересную золотую серию четырех цветов (шоколад, карамель, ваниль, молоко). Говорят, эти холодильники должны органично вписаться в любую кухню. Выглядят они и правда красиво.

53.
Ну что ж, теперь я знаю, что при покупке холодильника марка играет не самую последнюю роль. В первую очередь, это гарантия качества. И покупая «фирменный» холодильник совершенно не обязательно переплачивать за европейскую сборку. Скорее всего, модель будет не адаптирована для России. Согласитесь, будет обидно купить прибор в полтора раза дороже российской сборки и потерять его при первом же скачке напряжения или лишиться возможности хранить в нем крынку молока от любимой бабушки.
Хочу сказать большое спасибо ООО «БСХ Бытовые Приборы» за возможность съемки и лично Антону Рассадину за интереснейший рассказ.

Материал из Энциклопедия журнала "За рулем"

Роберт Бош
Robert Bosch
1861 - 1942 Германия

(23.09.1861 – 12.03.1942)
Механик, изобретатель и предприниматель. Родился в Альбеке под Ульмом. Был одиннадцатым из двенадцати детей в семье. Родители занимались сельским хозяйством и держали гостиный двор на дороге между Нюрнбергом и Ульмом.
С осени 1869 года до конца сентября 1876 года учился в Ульмской реальной школе. С 1 октября 1881 года по 1 октября 1882 года проходил в Ульме добровольную военную службу в 13-м инженерном батальоне. С осени 1882 года до лета 1883 работал в фирме Зигмунда Шуккерта в Нюрнберге, занимавшейся изготовлением вольтметров и амперметров. В 1883 – 1884 годах в качестве вольного слушателя посещал лекции в Техническом институте в Штутгарте.
В 1884 году уехал в Северную Америку, где нашел работу в «Эдисон Мэшин Уоркс» (Edison Machine Works). Весной в1885 года переехал в Англию и устроился в фирму Siemens Brothers. С января 1886 года работал в компании Buss, Sombart & Co в Магдебурге.
После смерти отца, получив свою долю наследства, 15 ноября 1886 года открыл в городе Штутгарте собственную фирму, выпускавшую и ремонтировавшую электрические приборы. Называлась она «Мастерские точной механики и электротехники».
В 1887 году Бош начал выпуск усовершенствованных им магнето низкого напряжения. В системах зажигания с магнето низкого напряжения искра в цилиндрах двигателя возникала при размыкании контактов, расположенных внутри камеры сгорания. Зажигание от магнето Роберта Боша использовалось в стационарных низкооборотных двигателях внутреннего сгорания . В 1897 году Роберт Бош установил магнето низкого напряжения на двигатель трицикла De Dion Bouton. Опыт показал, что для работы на высокооборотном двигателе конструкцию магнето необходимо изменить. Задача была успешно решена, и на новую конструкцию фирма получила патент.
Система зажигания с магнето низкого напряжения имела недостаток – механизм размыкания контактов в камере сгорания являлся уникальным для каждой модели двигателя. Следующим шагом стало изобретение в 1902 году магнето высокого напряжения. В новой системе искра проскакивала между контактами свечи зажигания , соединенной с магнето высоковольтным проводом. Система зажигания с магнето высокого напряжения легко монтировалась на любой двигатель, что способствовало ее массовому распространению. В 1909 году у компании появился собственный рекламный герой – «Мефистофель». Этот персонаж был нарисован художником Юлиусом Клингером по заказу Роберта Боша. Прообразом для «Мефистофеля» явился бельгийский гонщик Камиль Женатци по прозвищу «Рыжий дьявол».
В период до Первой Мировой войны Роберт Бош целенаправленно работал над расширением международной сети своей компании. За его действиями стояло ясное понимание того, что сбыт единственного перспективного продукта BOSCH - систем зажигания – целиком зависел от автомобильной промышленности. Господство на автомобильном рынке занимали американцы, первыми освоившие методы массового производства. Поэтому в 1913 году около 88% продукции BOSCH продавалось за пределами Германии, а более 50 % активов компании приходилось на иностранные представительства и фабрики во Франции и Соединенных Штатах.
Получая солидные прибыли, Бош смог обеспечить своим рабочим благоприятные условия труда. Так, в 1906 году был введен восьмичасовой рабочий день, а с 1910 года рабочий день в субботу сократили наполовину и ввели систему оплачиваемых отпусков.


В 1913 году компания начала выпуск автомобильной системы освещения Bosch – Licht, состоявшей из фар , генератора , реле-регулятора и аккумулятора . С 1921 года система Bosch – Licht была адаптирована для мотоциклов. Производство собственных аккумуляторов было освоено в 1922 году, а до этого времени они приобретались у поставщиков.
Позже ассортимент продукции пополнили электрический клаксон (1921 год), стеклоочиститель (1926 год), механический указатель поворота (1928 год).
Электрические стартеры в Соединенных Штатах производились с 1910 года. По мнению Роберта Боша, наиболее перспективной конструкцией отличался стартер с муфтой свободного хода, выпускавшийся компанией Rushmore. Вскоре фирма была куплена немецким концерном вместе со всеми патентами и торговыми правами, и с тех пор подобные стартеры продавались под маркой BOSCH. В 1914 году их производство решено было начать на новой фабрике в г. Плейнфилд, штат Нью-Джерси.
Первая мировая война имела катастрофические последствия для Германии. Все иностранные представительства компании Роберта Боша, а также фабрики во Франции и Соединенных Штатах перешли под внешнее управление как имущество неприятеля и, в конечном итоге, были конфискованы. Но отличная репутация и высокое качество продукции оказались самым важным активом, и к середине 20 годов прошлого столетия международная сеть компании оказалась, шире, чем до войны.
В начале 20-годов стало ясно, дизельный двигатель имеет определенные достоинства и достаточно перспективен. В распространении дизельных двигателей Роберт Бош увидел угрозу для будущего своей компании, так как дизельный двигатель не нуждался в системе зажигания от магнето . Выходом из ситуации должна была стать разработка оборудования для дизельного двигателя. С 1921 года в фирме Роберта Боша велась разработка топливного насоса для дизельного двигателя . Наряду с собственным опытом, компания активно использовала знания других ведущих разработчиков дизельного оборудования. В 1924 году состоялись испытания топливных насосов на первых немецких дизельных грузовиках, а к концу 1927 года топливный насос BOSCH был готов к серийному выпуску.
В 1926 году в автомобильной промышленности произошел первый крупномасштабный кризис сбыта. Роберт Бош, незадолго до этого отошедший от повседневного управления компанией, рекомендовал своим преемникам провести реструктуризацию, которая должна была превратить специализированную фирму по производству автомобильных комплектующих в транснациональный электротехнический концерн. Успешно выполнить рекомендации основателя компании удалось как благодаря собственным разработкам в сфере электроинструментов и техники для дома, так и за счет целенаправленного приобретения других компаний – фирмы по производству газовых водонагревателей Junkers, компании по выпуску радиоаппаратуры Ideal-Werke (впоследствии – Blaupunkt) и предприятия по изготовлению кинопроекторов Bauer.
В годы расцвета своего бизнеса Бош уделял много внимания благотворительной деятельности и активно выступал за мир и сотрудничество в Европе. С приходом к власти национал-социалистов неоднократно помогал лицам, преследуемым по политическим соображениям. Его имя увековечено в «Зале автомобильной славы» (Automotive Hall of Fame) в Детройте.
Источники:
1 Энциклопедия автознаменитостей. Конструкторы. Дизайнеры. Предприниматели. Издательство «За Рулем».
2. Вестник истории BOSCH. Роберт Бош. Жизнь и деятельность.
3. Вестник истории BOSCH Техника BOSCH для автомобилей. Краткая история развития.

Логотип компании рядом со зданием штаб-квартиры в Герлингене

В августе 2007 года Bosch стала первой иностранной компанией, которая начала производить свои электроинструменты в России (г. Энгельс , Саратовская область). В 2008 году компания Bosch приобрела производство датской компании Holger Christiansen в поселке Краковец (Львовская область , Украина), занимающееся восстановлением стартеров.

Группа компаний Bosch

  • BSH Bosch und Siemens Hausgeräte GmbH (50 %) - БСХ Бытовые приборы (совместное предприятие с Siemens)
  • Bosch Rexroth AG (100 %) - Бош Рексрот
  • Bosch Thermotechnik GmbH (100 %) (siehe Junkers, Buderus, Loos International und Bosch KWK Systeme) - Бош Термотехника
  • Beissbarth GmbH (100 %)
  • Robert Bosch Car Multimedia GmbH (100 %)
  • Bosch Sensortec GmbH (100 %)
  • Bosch Engineering GmbH (100 %)
  • Robert Bosch Tool Corporation USA (100 %), дочерняя компания Dremel Corporation
  • Bosch Emission Systems GmbH & Co. KG; совместно с Deutz AG и Eberspächer GmbH & Co. KG
  • Bosch Sicherheitssysteme GmbH (100 %)
  • Bosch Sicherheitssysteme Montage und Service GmbH (100 %)
  • ETAS GmbH (100 %)
  • ZF Lenksysteme GmbH (50 %); совместно с ZF Friedrichshafen AG
  • AIG Planungs und Ingenieurgesellschaft mbH (100 %)
  • Hawera Probst GmbH (100 %)
  • Bosch Mahle Turbo Systems GmbH & Co. KG (50 %); совместно с Mahle GmbH
  • SB LiMotive Co. Ltd. (50 %); совместно с Samsung SDI
  • Bosch Solar Energy AG (100 %)
  • Robert Bosch Healthcare GmbH (100 %)
  • Bosch Software Innovations GmbH (100 %)
  • Bosch Power Tec GmbH (100 %)
  • Bosch Battery Solutions GmbH (100 %)

Ключевые разработки

Компании принадлежит значительное число инноваций и технологий, которые стали прорывом в своей сфере.

Автомобильные запчасти и комплектующие:

Электроинструмент:

  • 1932 г. - первый в мире электроперфоратор
  • 1946 г. - первый в мире электролобзик
  • 1952 г. - первый в мире электроизоляционный материал корпуса электроинструмента
  • 1984 г. - первый в мире аккумуляторный перфоратор
  • 1990 г. - внедрение инновационной системы SDS-max (мгновенный зажим оснастки)
  • 1992 г. - быстрейший в мире в своём классе двухкилограммовый перфоратор Bosch
  • 1994 г. - самый мощный удар в своём классе - перфоратор GBH 10 DC
  • 1997 г. - первый в мире варио-шлифователь.

Деятельность в регионе

В 2007 года у группы Bosch на территории России , Украины , Казахстана и Белоруссии продолжился рост доходов: её консолидированный оборот в этих странах в 2007 году увеличился на 24 % и достиг 678 млн евро.

В 2007 году консолидированный оборот компании Bosch в России составил 591 млн евро (рост 26 % в сравнении с 2006 годом). Неконсолидированный оборот достиг 619 млн евро.



Поделиться