НОД по чтению художественной литературы В. В. Бианки «Три весны. Большая книга о природе (стихи, рассказы, загадки, приметы пословицы) Как велась работа над произведением

Это рассказ для детей о весне. О том как пробуждаемся постепенно природа, сначала появляются первые проталины, затем просыпаются реки, а затем одевается в красивые одежды лес.

Три весны. Автор: Виталий Бианки

Зима лютая, она всё бы хотела заморозить насмерть — людей, зверей, птиц, деревья. И всех с голоду уморить. Но солнце — отец жизни — уже объявило ей войну и 21 марта перешло в решительное весеннее наступление.

В этот день оно ровно полсуток побыло на небе, разя врага своими лучами-стрелами. Другие полсуток — ночью — зима морозила землю, чинила свои разрушенные укрепления. Потом солнце всё дольше и дольше стало задерживаться на небе, день стал быстро расти, ночь уменьшаться, тепло прибывать. С каждым днём теперь солнце выше поднимается в небо, лучи его прямей падают на землю и сильней разят снег.

Первая победа — весна полевая.

Она началась, когда в полях показались первые проталины, освободилась первая земля. Обрадовались ей грачи, мигом примчались к нам. Потом — скворцы и полевые жаворонки.

Грачи рады, что могут ковырять носами поле, вытаскивать из потеплевшей земли проснувшихся червей, жучьих личинок. Скворцы ловят оживших насекомых, жаворонки собирают в поле зёрнышки.

Вслед за жаворонками прибыли с зимовок самцы-зяблики — и тоже пока кормятся на земле. А из куликов первыми прилетели красивые хохлатые чибисы — заняли ещё мокрые пашни, с которых поднимается уже тёплый пар.

Вторая победа — весна речная.

Ещё не кончилась весна полевая, не все ещё поля освободились от снега, а солнце повело уже новое наступление — на самые крепкие, ледяные укрепления зимы.

В полях отступает, бежит с них ручьями снег, спасается от солнца в овраги, под крепкий лёд реки. Не дремлют реки, копят силы в неволе. Вот понатужились и поднялись.

Будто пушка ухнула над рекой — треснул толстый лёд. Река вырвалась на волю, с громом и звоном понесла к морю льдины, кроша и разламывая их. Но не доплыть им до далёкого моря: по дороге солнце расстреляет их золотыми горячими своими стрелами.

Ждут не дождутся освобождения рек, озёр, прудов водяные птицы — утки, гуси, лебеди, чайки, гагары, речные и болотные кулики. Ведь в освобождённой воде будет им чем поживиться: проснулись в ней рыбы, разные насекомые, рачки, улитки, личинки и другая водная мелюзга.

А реки, освободившись от льда, поднимаются выше и выше. И будет скоро: выйдут из берегов своих, хлынут в луга, затопят долины, кустарники. Люди скажут: «Вот и паводок — весенний разлив. Напоит вода землю».

Это вторая великая победа солнца, вторая весна — весна речная.

В полях уже ни следа не останется от снега, реки начнут возвращаться в свои берега, а зима ещё всё не захочет сдаваться, всё ещё будет бросаться в контратаки — насылать свои морозы-утренники. Последние разбитые отряды её снега ещё долго будут прятаться от солнца в лесу, по тенистым склонам оврагов.

Закукует кукушка, лес закутается зеленоватым туманцем, прилетят ласточки, с последним крепким морозцем белыми звёздочками зацветёт черёмуха. Все певчие птицы вернутся на родину, и бегом прибежит, прячась в зелёной, уже подросшей осоке, болотная курочка-погоныш.

Лес оденется. И соловей запоёт в цветущей, благоуханной сирени.

Это будет третьей решительной победой солнца над зимой. Это третья весна — весна лесная. Последняя: за ней наступит лето.

Весна идет, весне дорогу!

“...И вот наконец пришла весна. Я стал гулять по проталинам в саду. Дни были теплые, влажные. Вон за оврагом от оттаявшей земли всходит пар. Земля отходила, и далеко по лугам весь день стояли туманы.
А петухи распевали во все горло, оглашая село своими криками, воробьи, как сумасшедшие, трещали по голым кустам калины и смородины...”
Иван БУНИН, “Песня жаворонка”

“ ...Прилетела красавица весна на лебединых крыльях, – и вот стало шумно в лесу! Снег рушится, бегут-журчат ручьи, льдинки в них позванивают, в ветвях ветер насвистывает. И птицы, птицы щебечут, поют-заливаются, ни днем, ни ночью покоя не знают!..
...Каждый новый птичий голос весной – подарок. И какое наслаждение отмечать эти новые голоса, пока они не слились в огромный общий хор – апофеоз природе и солнцу!”
Виталий БИАНКИ

“ ...Блестели черные ветки, шуршал, сползая с крыш, мокрый снег, и важно и весело шумел за околицей сырой лес. Весна шла по полям как молодая хозяйка. Стоило ей только посмотреть на овраг, как в нем тотчас начинал булькать и переливаться ручей. Весна шла, и звон ручьев с каждым ее шагом становился громче и громче.
Снег в лесу потемнел. Сначала на нем выступила облетевшая за зиму коричневая хвоя. Потом появилось много сухих сучьев – их наломало бурей еще в декабре, – потом зажелтели прошлогодние палые листья, проступили проталины и на краю последних сугробов зацвели первые цветы мать-и-мачехи...”
Константин ПАУСТОВСКИЙ, “Стальное колечко”

Не правда ли удивительные строки, хочется еще и еще раз перечитать их. Удивительное время года, не оставляющее никого равнодушным. Как провести экскурсию в весеннем лесу, как вместе с детьми увидеть пробуждение природы рассказывают учителя начальной школы.

2-й класс

Тема. “Все весны дыханием согрето,
Все кругом и любит, и поет...”

Цели. Развивать речь учащихся, творческое воображение через слово, музыку, живопись; воспитывать бережное отношение к природе.

Ход урока

Учитель. Сегодня мы совершим увлекательное путешествие. А вот куда, догадайтесь сами.

Пришла, улыбнулась –
Утихли метели.
Позванивать стал
Колокольчик капели.
Река пробудилась,
Растаяли льды,
Наряд белоснежный
Надели сады.
Взревев, за работу
Взялись трактора,
А птицы пропели:
“Вить гнезда пора!”

Итак, это...

Дети. Весна.

Учитель открывает доску, где рисунок Весны в виде девушки в русском сарафане, украшенном весенними цветами.

У. Мы совершим путешествие в мир красок и звуков весны. Будем слушать ее песню, всматриваться в ее краски. Постараемся понять, о чем щебечут птицы, журчит ручей, тихонько шепчут первые листочки березки.

Звучит песня о весне.

– Давайте все вместе произнесем слово “весна”.

Дети выполняют задание.

– Какие смысловые ассоциации возникают у вас, когда вы слышите это слово?

Д. Весна – это свет, радость.

– Счастье, надежда.
– Любовь, ручьи, цветы.
– Капель, сосульки, пение птиц, зелень трав...

На доску учитель записывает слова – ответы детей.

У. В природе бывает “три весны”. Прочитайте рассказ Виталия Бианки, который так и называется “Три весны”. Попробуйте определить, какие же три весны существуют в природе.

Пока дети самостоятельно читают, звучит спокойная музыка.

– Итак, какие же “три весны” существуют в природе?

Д. Весна полевая.

– Весна речная.
– Весна лесная.

На доске плакаты с изображением весенних пейзажей: весна полевая, весна речная, весна лесная.

У. А еще эти периоды называют по-другому – весна света, весна воды и весна зеленой травы. Какой месяц соответствует весне света?
Д. Март.
У. Весне воды?
Д. Апрель.
У. Весне зеленой травы?
Д. Май.
У. Полюбуйся: весна наступает,
Журавли караваном летят,
В ярком золоте день утопает
И ручьи по оврагам шумят...

Слышите? Какие необычные слова! Это зажурчал поэтический ручеек. Он подхватил наш бумажный кораблик и несет по весенним волнам. Кто желает прочитать стихи о весне?

Дети передают друг другу кораблик и читают стихотворения о весне.

– Вы прослушали стихи. А теперь, выбрав нужный цвет (перед ребятами лежат разноцветные листики ), постарайтесь передать свое настроение от этих стихотворений. Поднимите, пожалуйста, листики.

Дети выполняют задание.

– Посмотрите, каким красивым и веселым стал наш класс. Наверное, не случайно поэт Алексей Плещеев сказал:

Все лица весело глядят,
“Весна” – читаешь в каждом взоре,
И тот, как празднику, ей рад,
Чья жизнь – лишь тяжкий труд
и горе.

Прочитайте стихотворение Плещеева “Весна”. Определите, какими звуками наполнена весна.

Дети сначала читают про себя, а затем один из учеников читает вслух.

– Итак, какими же звуками наполнена весна?

Д. Звоном ручьев, свистом соловья, стуком сердца, смехом детей, пением птиц...
У. Докажите это строчками из стихотворения.

Дети выполняют задание.

– Весна – пора обновления не только в природе, но и в душе человека. Прочитайте про себя первое четверостишие.

Дети выполняют задание.

– А теперь представьте, что мы с вами у раскрытого окна любуемся весенней природой, в окно повеяло весною. Прочитайте это четверостишие от лица человека, который восхищен красотой и свежестью весны.

Выразительное чтение 2–3 учеников.

– Давайте попробуем вместе.

Чтение хором четверостишия.

Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною...
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!

– Ребята, а какой вид искусства передает красоту мира через звуки?

Д. Музыка.
У. Вот как услышал музыку весны Чайковский. Вслушайтесь в звуки музыки и постарайтесь представить весеннюю картинку.

Звучит пьеса П.И. Чайковского.

– Прозвучала музыка. Когда вы ее слушали, какую картину весенней природы вы представили?

Ответы детей.

– Свою пьесу Чайковский назвал “Апрель. Подснежник”. Под дуновением легкого весеннего ветерка раскрывают лепестки первые цветы – подснежники.

Физкультминутка

Спал цветок и вдруг проснулся.
(Туловище влево, вправо.)
Больше спать не захотел.
(Туловище вперед, назад.)
Шевельнулся, потянулся,
(Руки вверх, потянуться.)
Взвился вверх и полетел.
(Руки вверх, влево, вправо.)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется.
(Покружиться.)

– Но первыми приносят весну нам на крыльях птицы. Представьте себе, что мы с вами не в школьном классе, а на лесной поляне, где раздаются голоса птиц.

– Это пел соловей.

Долины сохнут и пестреют,
Стада шумят, и соловей
Уж пел в безмолвии ночей.

Кому принадлежат эти строки?

Д. Александру Сергеевичу Пушкину.
У. Внимание! Сейчас прозвучит это стихотворение. Ваша задача – внимательно вслушаться в строки и постараться определить, как же называет весну в своем стихотворении Пушкин.

Чтение учеником стихотворения “Гонимы вешними лучами...”

– Итак, как же называет Пушкин весну?

Д. Утро года.

– Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года...

У. Если весна – утро года, то как вы думаете, чем будет лето?
Д. Жарким днем.
У. А осень?
Д. Вечером года.
У. Зима?
Д. Ночью. Природа замирает, спит.
У. Молодцы! Какие удивительные сравнения вы придумали. Еще раз внимательно перечитайте строки этого стихотворения, представив себя в роли художников, потому что вы должны будете определить цветовую гамму стихотворения.

Ученики перечитывают стихотворение.

– Итак, вы художники. Каждый листик нашей весенней веточки раскрасьте в тот цвет, который присутствует в пушкинских строках.

Дети работают в группах.

– Посмотрите, насколько разнообразна и великолепна цветовая гамма весны.

Веточки вывешиваются на доску, ребята доказывают наличие того или иного цвета строчками из текста стихотворения.

– Весна волновала сердца и настоящих художников. Предлагаю вам всмотреться в их картины.

На доске репродукции картин И.И. Левитана “Март” и “Весна. Большая вода”, К.Ф. Юона “Весенний солнечный денек”,
А.К. Саврасова “Грачи прилетели”.

– На картине Юона еще кругом лежит снег, но солнце светит по-весеннему ярко. Высокое голубое небо, первые проталины мы видим на картине Левитана. А на этой картине Левитана вода вышла из берегов и затопила окрестности. Первые вестники весны – грачи – вьют гнезда на высоких березах на картине Саврасова.

Мы с вами побывали в мастерской художника, но есть и мастерская поэта. Она в его душе, его сердце, его памяти. Наша задача – подобрать пропущенные определения, имена прилагательные.

И весел... лес, и ветер меж берез
Уж веет ласково, а... березы
Роняют... дождь своих... слез
И улыбаются сквозь слезы.

Дети работают в группах самостоятельно. Анализ удачно подобранных определений.

На доске запись четверостишия.

И весел звучный лес, и ветер
меж берез
Уж веет ласково, а белые березы
Роняют тихий дождь своих
алмазных слез
И улыбаются сквозь слезы.

– Мы увидели, насколько трудна работа поэта, писателя, художника, музыканта. Я предлагаю вам не бояться трудностей. Скажите свое слово о весне. Вспомните все то, о чем говорилось сегодня, напишите небольшую творческую зарисовку на тему “Все весны дыханием согрето”.

Звучит спокойная музыка. Дети пишут сочинения.

Наталья СМИРНОВА,
учитель средней школы № 8
г. Костромы

ТРИ ВЕСНЫ
(по мотивам одноимённого рассказа Виталия Бианки)

В ПОЛЕ
Над пашнями поднялся тёплый пар,
Весну на крыльях принесли пернатые:
Вернулись зяблики и чибисы хохлатые…
И с каждым днём сильней воздушный жар.

НА РЕКЕ
Светило зимние сметает укрепления,
И снег, растаяв, мчит под лёд реки.
Зиме с весной сражаться не с руки:
Усиливает солнце наступление!

В ЛЕСУ
Кукушки скромное «ку-ку», что ликование…
Туманцем зелени окутались леса.
И россыпь звёздная совсем ни чудеса –
Черёмухи цветущее сияние!

Натали САМОНИЙ,
19.08.2016 г.

*Не с руки кому. Разг. Экспрес. 1. Неудобно; нет смысла,
Фразеологический словарь русского литературного языка.

Натали СамОний – ударение в фамилии на втором слоге!

"Три весны". Это рассказ для детей о весне. О том как пробуждаемся постепенно природа, сначала появляются первые проталины, затем просыпаются реки, а затем одевается в красивые одежды лес.

Три весны. Автор: Виталий Бианки
Зима лютая, она всё бы хотела заморозить насмерть - людей, зверей, птиц, деревья. И всех с голоду уморить. Но солнце - отец жизни - уже объявило ей войну и 21 марта перешло в решительное весеннее наступление.
В этот день оно ровно полсуток побыло на небе, разя врага своими лучами-стрелами. Другие полсуток - ночью - зима морозила землю, чинила свои разрушенные укрепления. Потом солнце всё дольше и дольше стало задерживаться на небе, день стал быстро расти, ночь уменьшаться, тепло прибывать. С каждым днём теперь солнце выше поднимается в небо, лучи его прямей падают на землю и сильней разят снег.
Первая победа - весна полевая.
Она началась, когда в полях показались первые проталины, освободилась первая земля. Обрадовались ей грачи, мигом примчались к нам. Потом - скворцы и полевые жаворонки.
Грачи рады, что могут ковырять носами поле, вытаскивать из потеплевшей земли проснувшихся червей, жучьих личинок. Скворцы ловят оживших насекомых, жаворонки собирают в поле зёрнышки.
Вслед за жаворонками прибыли с зимовок самцы-зяблики - и тоже пока кормятся на земле. А из куликов первыми прилетели красивые хохлатые чибисы - заняли ещё мокрые пашни, с которых поднимается уже тёплый пар.
Вторая победа - весна речная.
Ещё не кончилась весна полевая, не все ещё поля освободились от снега, а солнце повело уже новое наступление - на самые крепкие, ледяные укрепления зимы.
В полях отступает, бежит с них ручьями снег, спасается от солнца в овраги, под крепкий лёд реки. Не дремлют реки, копят силы в неволе. Вот понатужились и поднялись.
Будто пушка ухнула над рекой - треснул толстый лёд. Река вырвалась на волю, с громом и звоном понесла к морю льдины, кроша и разламывая их. Но не доплыть им до далёкого моря: по дороге солнце расстреляет их золотыми горячими своими стрелами.
Ждут не дождутся освобождения рек, озёр, прудов водяные птицы - утки, гуси, лебеди, чайки, гагары, речные и болотные кулики. Ведь в освобождённой воде будет им чем поживиться: проснулись в ней рыбы, разные насекомые, рачки, улитки, личинки и другая водная мелюзга.
А реки, освободившись от льда, поднимаются выше и выше. И будет скоро: выйдут из берегов своих, хлынут в луга, затопят долины, кустарники. Люди скажут: «Вот и паводок - весенний разлив. Напоит вода землю».
Это вторая великая победа солнца, вторая весна - весна речная.
В полях уже ни следа не останется от снега, реки начнут возвращаться в свои берега, а зима ещё всё не захочет сдаваться, всё ещё будет бросаться в контратаки - насылать свои морозы-утренники. Последние разбитые отряды её снега ещё долго будут прятаться от солнца в лесу, по тенистым склонам оврагов.
Закукует кукушка, лес закутается зеленоватым туманцем, прилетят ласточки, с последним крепким морозцем белыми звёздочками зацветёт черёмуха. Все певчие птицы вернутся на родину, и бегом прибежит, прячась в зелёной, уже подросшей осоке, болотная курочка-погоныш.
Лес оденется. И соловей запоёт в цветущей, благоуханной сирени.
Это будет третьей решительной победой солнца над зимой. Это третья весна - весна лесная. Последняя: за ней наступит лето.

Прилетела красавица Весна на лебединых крыльях, - и вот стало шумно в лесу! Снег рушится, бегут-журчат ручьи, льдинки в них позванивают, в ветвях ветер насвистывает. И птицы, птицы щебечут, поют-заливаются, ни днём, ни ночью покоя не знают!

А Дед Мороз недалёко ушёл, - он всё слышит.

«То ли дело, - думает, - при мне было. Тишина в лесу, только деревья покряхтывают. Поди, всем надоел весенний-то гам. Будут рады теперь, коли вернусь».

Пробрался ночью в лес, схоронился под тёмной елью.

Вот зорька занялась. И слышит Дед Мороз: бежит по лесу Заяц, притоптывает, в голос кричит.

«Плохо пришлось Заиньке, - думает Дед Мороз. - Снег-то, почитай, весь сошёл, земля серая, а он беленький, - всяк его видит-ловит. Совсем ополоумел косой со страху».

Глядь - выскочил Заяц на тропочку. Только он уж не белый: серый Заяц.

За ним товарищи - такие же серые зайцы. Кричат, притоптывают, один через другого скачут.

Дед Мороз и рукава развёл:

Что такое Весна делает! Заяц товарищей со всего леса созвал. Верещит. Чехарду затеял - совсем страх потерял!

Проскакали мимо весёлые зайцы.

Зорька ярче.

И видит Дед Мороз: сидит на лугу у опушки Косач-Тетерев, чёрный, как уголь.

«Вот кому беда припала, - думает Дед Мороз. - Ведь он у меня под снегом ночевал. Теперь снегу нет, а лес ещё голый стоит. Негде Косачу спрятаться, покой найти - ни на земле, ни на дереве».

А Косач и не думает прятаться: к нему тетёрочки на опушку слетаются, а он-то перед ними красуется, звонким голосом бормочет:

Чуф-ши! Чуф-ши! Красны брови хороши! Хвост-косицы подниму, круты крылья разверну!

К нему товарищи на луг слетаются. А он их задирает:

Чуф-шу! Чуф-шу! Выходите на левшу! Я вам перья причешу! Подпрыгнул, - сшиблись, - только пух летит!

«Что Весна делает-то! - Мороз думает. - Мирная птица в драчку полезла. О покое и забыла».

Разгорелся день, - улетели тетерева с луга.

Идёт по лесу Медведь. Тощий.

«Каково-то тебе, косолапый? - думает Дед Мороз. - Небось плачешь по берлоге своей? Спал бы да спал в ней - и голода бы не знал».

А Медведь остановился, когтями из земли какие-то корешки выкопал - жуёт, похрюкивает от удовольствия: видать, сладкие на вкус корешки-то.

Дед Мороз пятернёй под шапку полез:

Что ты скажешь, - и этот Весне рад! Никто по мне не тужит. . Пойти спросить у неё, чем она всех с ума свела?

Вылез из-под ели, пошёл по лесу Весну разыскивать.

А красавица Весна сама ему навстречу идёт, вся в цветах разноцветных, вся в солнечном золоте. Говорит ему свирельным голосом:

Что, старый? На пляски да песни наши пришёл поглядеть? Или напугать кого задумал?

Напугаешь их!.. - кряхтит Дед Мороз. - Заяц и тот нынче страх потерял. И что ты сделала им такое, что все тебя славят, с ума посходили?

Улыбнулась красавица Весна:

А ты сам их спроси, чему они радуются.

Заиграла песню и с песней полетела над лесом, над лесом в зелёной дымке.

Отыскал Дед Мороз Зайца:

Ты чему рад?

Весне, Дедушка. Рад теплу, солнцу рад, травке шёлковой.

Ведь всю зиму зелёного росточка не видел, все осинки ободрал, горькую кору глодал. А травка-то сладенькая. Отыскал Дед Мороз Косача:

Ты чему рад?

Рад я крылья поразмять, удаль-силу показать. Чуф-ши! Чу ерши! Красны брови горячи, круты крылья хороши.

Отыскал Дед Мороз Медведя:

А ты чему рад?

Медведь застыдился, лапой закрылся, шепчет:

Цветочкам я, Дедушка, рад…

Ох-ох, насмешил, ох, распотешил! Красным девушкам впору цветам радоваться, не тебе, косолапому. Веночки из них, что ли, плести будешь? Я тебе - хочешь? - мешок цветов накидаю, всю землю ими покрою. Все беленькие - один к одному.

И ну трясти рукавом. А из рукава у него снежинки, снежинки, снежинки, - и закрутилась метелица хлопьями.

Медведь говорит:

Нет, старик! Твои цветы мёртвые. Не пахнут они и глаз не радуют. А у Весны-красавицы каждый малый цветочек - радость светлая, каждый счастье сулит. Ты придёшь - зиму лютую с собой приведёшь. Заяц, косач, медведь и веснаА Весна идёт - красно лето за собой ведёт. Каждый малый цветочек её мёд в себе копит, каждый летом ягоду нам обещает.

Помолчал Медведь и опять лапой закрылся.

А мы, - шепчет, - медведи-то, ба-альшие сластёны! Я зимой в берлоге сплю, снег да лёд надо мной, а сны мне всё про сладкое снятся, про мёд да про ягоды.

Ну, - сказал Дед Мороз, - коли уж ты, лохматый, о сладком мечтаешь, так мне и впрямь у вас делать нечего.

Рассердился и ушёл так далеко, что скоро Заяц, Косач да Медведь и совсем о нём забыли.

Виталий Валентинович Бианки - известный писатель-натуралист. Он был одним из тех, кто стоял у истоков советской Появление в ней научно-популярного жанра - это большая заслуга Бианки. "Лесная газета", главные герои которой это не только люди, но и растения звери, птицы, - самое известное произведение писателя. Оно входит в круг детского чтения уже более пятидесяти лет.

Как велась работа над произведением

Виталий Бианки рассказы "Лесная газета" писал на протяжении тридцати лет. Произведение совершенствовалось от издания к изданию - обновлялись представленные там сведения о природе, увеличивалось количество рубрик этой своеобразной "газеты". Кроме того, расширялась география регионов страны, природа которых была описана в рассказах. Дети узнают о природе в жарком климатическом поясе России, за полярным кругом и в средней полосе.

Обновление фактического материала становилось возможным благодаря огромной работе, которую проделывал писатель. Он много путешествовал по стране, лично сам проводил исследования, записывал результаты своих наблюдений. Для написания рассказов В. В. Бианки использовал сведения о новейших достижениях, касающихся разных сторон жизни человека и окружающей его природы. Для этого писатель постоянно изучал работы ведущих ученых страны. Он был высокоэрудированным человеком, способным изложить научные сведения доступным для детей языком.

В 1923 году в детском журнале "Воробей" стали появляться первые статьи Бианки. "Лесная газета", краткое содержание которой можно передать словами "вести о лесной жизни", очень полюбилась детям и их родителям. В 1928 году книжка вышла как самостоятельное издание.

Особенности произведения

Форма подачи материала в "Лесной газете" носила новаторский характер. Подобный способ преподнесения научных сведений используется и сегодня теми людьми, кто занимается в сфере образования и

Как известно, любая газета предназначена для того, чтобы передавать события, происходящие в мире. Именно на этом основывалась задумка Виталия Бианки. "Лесная газета" - рассказы, отражающие все, что происходит в лесу, поле, на реке в разные времена года. Героями же произведения стали звери, птицы, насекомые, растения и, конечно, человек.

В каждом номере этой "газеты", как и любой другой, всегда есть свежие новости. Здесь публикуются объявления, очерки корреспондентов, статьи редакции, письма охотников и рыболовов и даже срочные телеграммы. Все происшествия, случившиеся в природе, тоже освещены на страницах номеров газеты. Читатель легко ориентируется в материале, так как он разбит по рубрикам, да и названия выпусков говорят о многом.
Всего существует двенадцать номеров газеты - по количеству месяцев в году.

Воспитать любовь к своей Родине, показать многообразие ее природы, напомнить о существовании взаимосвязей в ней призвано произведение Бианки "Лесная газета".
Краткое содержание рассказов, входящих в номера, передать очень трудно. Это связано с тем, что по объему рассказы маленькие, в них содержится только самая важная для раскрытия темы информация.

А идеи, которые обсуждаются на страницах "Лесной газеты", самые разнообразные. Например, дети узнают, можно ли вырастить бруснику у себя в огороде? Что может случиться, если зайца вскормит кошка? Как птицы учат летать своих птенцов? Почему медведя зимой нельзя тревожить? И еще много очень интересных и запоминающихся сведений получают читатели этого необычного издания.

Летние месяцы

В номерах газеты, посвященных описанию жизни природы в июне, июле и августе, читатели узнают, как определить, когда началось и закончилось лето. Это время года, которому радуются и люди, и животные, и растения. О преимуществах летних месяцев неоднократно упоминает Бианки.

"Лесная газета", краткое содержание которой приводится в статье, извещает о том, где животные добывают корм для себя и потомства. Что может стать пищей для обитателей водоемов, лесов, степей и полей.

Кроме того, имеется информация, раскрывающая секреты строительства "квартир" всех лесных, водных, степных, полевых жителей. Надо сказать, что животных мало интересует, как строят жилье их многочисленные соседи. Самое важное - это знать, как строили убежища сородичи. Ведь только в нем можно по-настоящему чувствовать себя в безопасности.

"Газета" много рассказывает о самых трудолюбивых представителях дикой природы. К ним, конечно же, можно причислить пчел, шмелей и других насекомых, которые помогают опылять растения.

Человек летом тоже не перестает трудиться. Ему нужно постараться вырастить и собрать хороший урожай зерна, овощей и фруктов. О том, как это делается, читатель тоже узнает.

Зимние месяцы

Много удивительных историй может поведать "газета" своим читателям. Но особенно интересно узнать, как переносят звери суровую зиму. Об этом и рассказывает Виталий Бианки.

"Лесная газета", краткое содержание которой передано в статье, познакомит с птицами, ведущими необычный образ жизни. Писатель говорит, что для них "законы не писаны". Оказывается, клест вопреки всем законам выводит свое потомство в самый разгар зимних морозов. А оляпка - птица, которая умеет не только летать, но нырять и бегать по дну водоема.

Несмотря на лютую стужу, жизнь зимой тоже полна историй и происшествий. Необычным поведением может отличиться медведь, мыши-полевки, зайцы и многие другие животные. А у каждого из растений тоже есть своя зимняя история.

Литературное наследие

За свою творческую жизнь, которая длилась более 25 лет, писатель создал около 300 рассказов, сказок, былей для детей. На этих произведениях выросло несколько поколений настоящих читателей. И сегодня на полках библиотек можно встретить сборники и отдельные издания книг, которые создал Виталий Валентинович Бианки.
"Лесная газета" не потеряла своей актуальности до сих пор. И является одним из самых востребованных произведений писателя. За время своего существования она переиздавалась семь раз и была выпущена миллионными тиражами.



Поделиться